Анализ повести «Бедные люди» Достоевского

Удивительно то, что первое произведение, написанное знаменитым на весь мир Достоевским, в одночасье было признано блестящим и гениальным.

О повести «Бедные люди» стали говорить еще до того момента, как ее опубликовали – отрывки, которые попали в руки критикам Белинскому, Некрасову и Григоровичу, вызвали у них бурный интерес и восторг.

О замысле самого романа говорит его название, и следует отметить, что «Бедные люди» открывали «Петербургский сборник» критика Некрасова, который был издан в январе 1846 года.

Тема маленького человека

«Бедные люди» — это повесть о городской нищете, о людях, влачащих по-настоящему жалкое существование. Именно благодаря этому произведению в русской литературе появилось устойчивое выражение «маленький человек», которое несет в себе тематику многих произведений Чехова, Гоголя и Бунина.

Достоевский повествует о жизни людей мелких чинов, которые постоянно голодают, мерзнут и болеют, им приходиться жить в жалких квартирах отдаленных районов и часто занимать в долг.

Тема отдельной человеческой личности, крутящейся в водовороте определенных обстоятельств и условий, которыми была ограничена их жизнь в России, раскрыта в романе Достоевского с таким умением и талантом, что сам факт того, что первый роман этого писателя мгновенно сделал его признанным мастером слова, не вызывает шока.

Эта тема еще долго будет звучать в произведениях Достоевского, но все же эта история «маленьких людей» представляет собой самый яркий образец этого направления в творчестве Достоевского.

Особенности языка повести «Бедные люди»

О жизни главных героев мы узнаем от них же самих, тем самым, автор предоставляет слово самим «бедным людям». Мы наблюдаем за течением их существования благодаря их переписке, и внешние обстоятельства вынуждают героев продолжать писать письма и предоставлять нам возможность понять их жизнь в большей мере.

И в личной переписке, рассказывая о чувствах и мыслях героях, об их поведении и способе осмысления мира, Достоевский раскрывает острое и извечное противоречие между человеком и средой.

Но повесть можно назвать, скорее всего, психологической, чем социально выраженной, несмотря на то, что Достоевский поднимает темы общества, он делает все же акцент на то, как в таких обстоятельствах раскрывается человеческая индивидуальность.

Человек и обстоятельства в изображении Достоевского

На примере героя Макара Девушкина мы наблюдаем, как личность человека, задавленная и задушенная суровыми и неприглядными обстоятельствами, все же пытается вырвать свою сущность из этой неволи; его личность наделена довольно ярко выраженным началом и стремиться проявить себя во внешнем мире.

Достоевский приводит этого героя к осознанию любви к Вареньке, именно к тому обстоятельству, которое помогает ему внутренне собраться с силами и распрямиться, почувствоваться себя наконец-то личностью.

Достоевский описывает этот процесс в более трагическом и мрачном тоне, чем это обычно происходит у сатириков Гоголя и Чехова, он показывает внутренний мир героев с присущей его литературе прямолинейностью и по причине этого, личности его персонажей более яркие, более противоречивые и неуравновешенные.

Это обусловлено тем, что они, в отличие от типичных «маленьких людей», всеми силами пытаются вырваться из неблагополучных обстоятельств, и не желают, чтобы это мешало им полноценно жить и чувствовать.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Противоречивость личности Достоевского и его художественный мир
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspТема «Униженных и оскорбленных» в творчестве Достоевского

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Бедные люди смотреть онлайн

Информация о сериале Бедные люди

«Бедные люди» — трейлер

«Бедные люди» — все серии

Удастся ли героям достичь успеха или их ждет провал? Смогут ли они сохранить отношения, достоинство и, главное, жизнь?

Ответственность настигнет всех. Веню в виде недовольной Бузовой, Макса в виде бандитов, а Юлю в виде родов.

Веня находит возможного отца и вдохновение для книги. Врач находит койки для всех душевнобольных. А бандит находит приют в коммуналке.

У Вени горят сроки сдачи книги. Но чтобы вовремя ее дописать, ему сперва необходимо разобраться со своими личными проблемами. Они с Татьяной под алкоголь и поэзию решили расставить все точки над «I» в своих отношениях. Яша, тем временем, дошел до ручки и вынужден уйти из дома, а Макс пытается решить судьбу Юлиного ребенка без ее ведома.

Веня пытается любыми способами помириться с Татьяной — он пригласил ее в президентский люкс, украл финансовый отчет и даже чуть не убил проститутку. В коммуналке, тем временем, творится не меньший накал страстей.

Во время работы над книгой Ольги, Веня встречает свою институтскую любовь, принимает девушку-бодибилдера за мужчину и понимает, что с женщинами надо быть честным.

День откровений продолжается. Суррогатные родители впервые встречаются с «семьей» Юли. Веня попадает в больницу и встречается со своим внутренним Я, чтобы понять серьезность своих же намерений.

По уважительным причинам Веня уходит в запой и не берет трубку. Максу надоедает звонящий телефон и он говорит в трубку, что Веня умер. Кто бы мог знать, к каким последствиям приведет подобная шутка.

Что происходит, если в жизнь врываются призраки прошлого? Как пойти в ночной клуб на свидание с сорванной спиной? И кто поможет спрятать труп?

Настал день платы за жилье, страшный день для каждого жителя коммуналки. Особенно если осознаешь, что деньги за два предыдущих месяца благополучно прогулял, а на пороге уже маячит жестокий сын хозяйки. В попытках найти деньги Веня не придумывает ничего лучше, чем сделаться больным.

В попытках выбить главную роль для дочери в детском спектакле, Веня сам становится его участником. Но относится к роли слишком серьезно.

Подать милостыню, или пройти мимо? Благое дело или простая показуха? Отдать или приобрести? Веня ввязывается в большую благотворительную историю, из которой не так-то просто выбраться без потерь.

Мнительный брат Вени, решив, что умирает от рака, уходит из дома. Его жена берет с собой Веню на его поиски, не подозревая, что под видом неизлечимой болезни кроются глубокие, но очень забавные психологические проблемы.

Веня, чтобы как-то структурировать рабочий процесс, решает составить краткий план книги. Но ему дают другое задание — написать эпитафию на могилу собственной матери.

Веня хочет расспросить подруг детства Ольги про их дружбу, но случайно ссорит Ольгу с ними. Теперь ему нужно помирить телезвезду с подругами, а еще успеть на свидание и на концерт собственной дочери.

Вене предложили преподавать русскую литературу в одном престижном европейском ВУЗе. Он решает бросить все и эмигрировать. Но его остановили этнические трудности, финансовые проблемы и новая любовь.

Писатель-неудачник из Питера получает от редактора задание написать автобиографию Ольги Бузовой. Эта работа чуть было не завела его в петлю, но его остановило грядущий день рождения дочери.

Бедные люди

«Бедные люди» — первый роман Фёдора Михайловича Достоевского, начатый им в 1844 году и после многочисленных переделок законченный в мае 1845 года.

Цитаты [ править ]

Макар Девушкин: Оно, знаете ли, родная моя, чаю не пить как-то стыдно; здесь всё народ достаточный, так и стыдно. Ради чужих и пьёшь его…

Макар Девушкин: …чуден иногда человек, очень чуден.

Макар Девушкин: Ну, Варенька, замечу вам ещё мимоходом, что прегадкая женщина наша хозяйка, к тому же сущая ведьма.

Макар Девушкин: Уж эти мне петербургские вёсны, ветры да дождички со снежочком. Такое благорастворение воздухов [1] , что убереги меня, господи!

Варвара Добросёлова: [о Покровском] Раз мы раздразнили его чем-то чуть не до слез, и я слышала ясно, как он прошептал: «Злые дети».

Варвара Добросёлова: Говорят, что раскаянье облегчает душу, — напротив.

Варвара Добросёлова: Не знаю, может быть, я думала, что, научившись всему, что он знал, буду достойнее его дружбы.

Варвара Добросёлова: Воспоминания, радостные ли, горькие ли, всегда мучительны; по крайней мере так у меня; но и мучение это сладостно.

Макар Девушкин: Сначала началось тем, что, «дескать, вы, Макар Алексеевич, того да сего»; а потом стало — «что, дескать, у Макара Алексеевича и не спрашивайте». А теперь заключили тем, что, «уж конечно, это Макар Алексеевич!».

Макар Девушкин: Ведь какая самая наибольшая гражданская добродетель? Отнеслись намедни в частном разговоре Евстафий Иванович, что наиважнейшая добродетель гражданская — деньгу уметь зашибить.

Макар Девушкин: …если бы все сочинять стали, так кто же бы стал переписывать?

Макар Девушкин: А не люблю я, маточка, Варенька, когда ребенок задумывается; смотреть неприятно!

Макар Девушкин: Нужно заметить, маточка, что Ратазяев прекрасного поведения и потому превосходный писатель, не то что другие писатели.

Варвара Добросёлова: Боже мой, как грустно жить, Макар Алексеевич!

Макар Девушкин: Зачем писать про другого, что вот де он иной раз нуждается, что чаю не пьет? А точно все и должны уж так непременно чай пить!

Макар Девушкин: Да ведь на том и свет стоит, маточка, что все мы один перед другим тону задаем, что всяк из нас один другого распекает. Без этой предосторожности и свет бы не стоял и порядка бы не было.

Варвара Добросёлова: Несчастие — заразительная болезнь.

Макар Девушкин: Бедные люди капризны, — это уж так от природы устроено. […] Он, бедный-то человек, он взыскателен; он и на свет-то божий иначе смотрит, и на каждого прохожего косо глядит, да вокруг себя смущенным взором поводит, да прислушивается к каждому слову.

Макар Девушкин: Что она, книжка? Она небылица в лицах!

Макар Девушкин: Вот я вам здесь расписался, а побриться бы нужно, оно всё благообразнее, а благообразие всегда умеет найти.

Варвара Добросёлова: Вы уж слишком сильно всё принимаете к сердцу; от этого вы всегда будете несчастнейшим человеком.

Макар Девушкин: А главное, родная моя, что я не для себя и тужу, не для себя и страдаю; по мне всё равно, хоть бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить, я перетерплю и всё вынесу, мне ничего; человек-то я простой, маленький, — но что люди скажут?

Макар Девушкин: Будочники эти все такие нечувствительные.

Макар Девушкин: Вот, маточка, вот до чего дошло дело! Жить, Варенька, совестно!

Макар Девушкин: Отчего это так всё случается, что вот хороший-то человек в запустенье находится, а к другому кому счастие само напрашивается? Знаю, знаю, маточка, что нехорошо это думать, что это вольнодумство; но по искренности, по правде-истине, зачем одному еще во чреве матери прокаркнула счастье ворона-судьба, а другой из воспитательного дома па свет божий выходит? И ведь бывает же так, что счастье-то часто Иванушке-дурачку достается. Ты, дескать, Иванушка-дурачок, ройся в мешках дедовских, пей, ешь, веселись, а ты, такой-сякой, только облизывайся; ты, дескать, на то и годишься, ты, братец, вот какой!

Макар Девушкин: Это какая-то дрянь, а не люди, просто дрянь; так себе, только числятся, а на деле их нет, и в этом я уверен.

Макар Девушкин: Там степь, родная моя, там степь, голая степь; вот как моя ладонь голая! Там ходит баба бесчувственная да мужик необразованный, пьяница ходит.

Варвара Добросёлова: Сколько раз я вам говорила, что мне не нужно ничего, совершенно ничего; что я не в силах вам воздать и за те благодеяния, которыми вы доселе осыпали меня. И зачем мне эти горшки? Ну, бальзаминчики ещё ничего, а геранька зачем? Одно словечко стоит неосторожно сказать, как например об этой герани, уж вы тотчас и купите; ведь, верно, дорого? Что за прелесть на ней цветы! Пунсовые крестиками. Где это вы достали такую хорошенькую гераньку? Я её посредине окна поставила, на самом видном месте; на полу же поставлю скамейку, а на скамейку ещё цветов поставлю; вот только дайте мне самой разбогатеть! Федо́ра не нарадуется; у нас теперь словно рай в комнате, — чисто, светло!

Бедные люди

Федор Михайлович Достоевский

Ох уж эти мне сказочники!
Нет чтобы написать что-нибудь полезное,
приятное, усладительное,
а то всю подноготную в земле вырывают.
Вот уж запретил бы им писать!
Ну, на что это похоже: читаешь.
невольно задумаешься, —
а там всякая дребедень и пойдет в голову;
право бы, запретил им писать;
так-таки просто вовсе бы запретил.
Кн. В Ф. Одоевский

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: