Водолазы (Крылов)

← Чиж и Голубь Водолазы
автор Иван Андреевич Крылов (1769-1844)
Госпожа и две Служанки →
См. Басни. Книга пятая . Дата создания: 1813 г., опубл.: «Описание торжественного открытия имп. Публичной Библиотеки, бывшего 2 января 1814 г.», СПБ., 1814 г., стр. 99—103. Источник: РВБ

IV. ВОДОЛАЗЫ

Какой-то древний царь впал в страшное сомненье:
Не более ль вреда, чем пользы, от наук?
‎ Не расслабляет ли сердец и рук
‎ Ученье?
‎ И не разумнее ль поступит он,
Когда ученых всех из царства вышлет вон?
Но так как этот царь, свой украшая трон,
Душою всей радел своих народов счастью
‎ И для того
10 ‎ Не делал ничего
‎ По прихоти, иль по пристрастью,—
‎ То приказал собрать совет,
В котором всякий бы, хоть слогом не кудрявым,
‎ Но с толком лишь согласно здравым
‎ Свое представил: да, иль нет;
То есть, ученым вон из царства убираться,
Или попрежнему в том царстве оставаться?
‎ Однако ж как совет ни толковал:
‎ Кто сам свой голос подавал,
20 Кто голос подавал работы секретарской,
‎ Всяк только дело затемнял
И в нерешимости запутывал ум царской.
‎ Кто говорил, что неученье тьма;
‎ Что не дал бы нам бог ума,
‎ Ни дара постигать вещей небесных,
‎ Когда бы он хотел.
‎ Чтоб человек не боле разумел
‎ Животных бессловесных,
‎ И что, согласно с целью сей,
30 ‎ Ученье к счастию ведет людей.
‎ Другие утверждали,
Что люди от наук лишь только хуже стали:
‎ Что всё ученье бред,
‎ Что от него лишь нравам вред,
‎ И что, за просвещеньем вслед,
‎ Сильнейшие на свете царства пали.
‎ Короче: с обеи́х сторон,
‎ И дело выводя и вздоры,
‎ Бумаги исписали горы,
40 А о науках спор остался не решен;
Царь сделал более. Созвав отвсюду он
Разумников, из них установил собранье
И о науках спор им предложил на суд.
‎ Но способ был и этот худ,
Затем, что царь им дал большое содержанье:
‎ Так в голосах между собой разлад
‎ Для них был настоящий клад;
‎ И если бы им волю дали,
‎ Они б доныне толковали
50 ‎ Да жалованье брали.
‎ Но так как царь казною не шутил,
‎ То он, приметя то, их скоро распустил.
Меж тем час-от-часу впадал в сомненье боле.
Вот как-то вышел он, сей мыслью занят, в поле,
‎ И видит пред собой
‎ Пустынника, с седою бородой
‎ И с книгою в руках большой.
Пустынник важный взор имел, но не угрюмый;
‎ Приветливость и доброта
60 Улыбкою его украсили уста,
А на челе следы глубокой видны думы.
Монарх с пустынником вступает в разговор
‎ И, видя в нем познания несчетны,
Он просит мудреца решить тот важный спор:
Науки более ль полезны или вредны?
«Царь!» старец отвечал: «позволь, чтоб пред тобой
‎ Открыл я притчею простой,
Что́ размышленья мне внушили многолетны».
‎ И, с мыслями собравшись, начал так:
70 ‎ «На берегу, близ моря,
‎ Жил в Индии рыбак;
Проведши долгий век и бедности, и горя,
Он умер и троих оставил сыновей.
‎ Но дети, видя,
Что с нуждою они кормились от сетей
‎ И ремесло отцовско ненавидя,
‎ Брать дань богатее задумали с морей,
‎ Не рыбой,— жемчугами;
‎ И, зная плавать и нырять,
80 ‎ Ту подать доправлять
‎ Пустились сами.
Однако ж был успех различен всех троих:
‎ Один, ленивее других,
‎ Всегда по берегу скитался;
Он даже не хотел ни ног мочить своих
‎ И жемчугу того лишь дожидался,
‎ Что выбросит к нему волной:
‎ А с леностью такой
‎ Едва-едва питался.
90 ‎ Другой,
‎ Трудов нимало не жалея,
‎ И выбирать умея
‎ Себе по силе глубину,
Богатых жемчугов нырял искать по дну:
‎ И жил, всечасно богатея.
Но третий, алчностью к сокровищам томим,
‎ Так рассуждал с собой самим:
«Хоть жемчуг находить близ берега и можно,
Но, кажется, каких сокровищ ждать не должно,
100 ‎ Когда бы удалося мне
Достать морское дно на самой глубине?
‎ Там горы, может быть, богатств несчетных:
Кораллов, жемчугу и камней самоцветных,
‎ Которы стоит лишь достать
‎ И взять».
‎ Сей мыслию пленясь, безумец вскоре
‎ В открытое пустился море,
И, выбрав, где была чернее глубина,
В пучину кинулся; но, поглощенный ею,
110 ‎ За дерзость, не доставши дна,
‎ Он жизнью заплатил своею.
‎ «О, царь!» примолвил тут мудрец:
«Хотя в ученьи зрим мы многих благ причину,
‎ Но дерзкий ум находит в нем пучину
‎ И свой погибельный конец,
‎ Лишь с разницею тою
Что часто в гибель он других влечет с собою».

Примечания

Впервые напечатана в «Описании торжественного открытия имп. Публичной Библиотеки, бывшего 2 января 1814 г.» (О), СПБ., 1814 г., стр. 99—103, под названием «Читанный в торжественном собрании помощником библиотекаря, титулярным советником И. Крыловым аполог (притча) «Водолазы». Крылов закончил эту басню летом 1813 г., что видно из письма А. Н.Оленина, который, обращаясь к нему с предложением прочесть басню «Водолазы» на торжественном открытии библиотеки, писал 17 ноября 1813 г.: «четвертым вопросом, т. е. «о пользе истинного просвещения и пагубных последствиях суемудрия. »,— давно уже занимался человек — Вам весьма коротко знакомый, а именно И.А. Крылов. Он знает, с каким удовольствием прекрасный его труд был уже принят в кругу его приятелей и знакомых (которые иногда строго разбирают его творения). Теперь остается ему только согласиться сей труд самому прочесть перед публикою в день торжественного открытия императорской Публичной Библиотеки. Вот о чем я решился Вас, милостивый государь мой, письменно просить, и надеюсь, что Вы в том мне не откажете. Я уверен, что почтенная публика с большим удовольствием будет слушать приятный и поучительный Ваш аполог, который Вы нынешним летом на даче моей сочинили, под названием «Водолазы» («Описание» и т. д., стр. 140).

А. Н. Оленин следующим образом формулировал в своем вступительном слове основную мысль этой басни: «желание достичь до истинного познания вещей похвально и полезно, когда оно управляется здравым и твердым рассудком, не переходя границ, положенных природою уму человеческому, напротив того сие стремление вредно и даже пагубно, когда оно не обуздано и руководствуется единою гордостию ума» («Описание» и т. д., стр. 171). В стихах «Другие утверждали, что люди от наук лишь только хуже стали» Крылов полемически подразумевает Руссо, его трактат «О влиянии наук на нравы».

Печатные варианты: ст. 1 Какой-то древний царь впал в странное сомненье ст. 25 Ни дара постигать вещей бесплотных ст. 28 Бессмысленных животных. ст. 33—34 Что весь ученый бред Был нравов простоте во вред. ст. 41—42 Царь сделал более. Созвав со всех сторон Разумников, из них он учредил собранье. ст. 52 Так он, приметя то, их скоро распустил. ст. 98 Хотя близ берегов ласкаться счастьем можно

Фамилия Водолазов: значение и история происхождения

Фамилия Водолазов

Профессия и слово водолаз древние: так называли людей, нырявших в воду в поисках каких либо ценностей еще без скафандров и иного снаряжения. В ‘Снегурочке’ Островского Мизгирь говорит, что он ‘посылал на дно за жемчугом проворных водолазов и вынес мне один зерно такое, какого нет в коронах у царей’. У Крылова есть басня ‘Водолазы’. Водолагин от водлага, вероятно то же, что и водолаз. Фамили без специальных суффиксов -Водолага- характерны для украинского языка и редки в русском. Смотри так же Водолажский. Из добавлений посетителей. Такое объяснение модет быть верным для жителей побережья морей или озер. А как быть далеко от моря? В Курганской области есть деревня Водолазово и жители в ней носят соответсвующую фамилию. Объясняют название деревни так:’ река, в месте где стоит деревня, очень быстрая и не замерзает даже зимой (это-то в Сибири). В связи с чем для переправки на другой берег приходится ‘лазить в воду’. А жители получили фамилию уже от названия деревни’. Тимофеев И.В.

Фамилии имеющее такое же происхождение: Водолагин Водолазов Водолага Водолазко Водолазко

Водолазы

Какой-то древний царь впал в страшное сомненье:

Не более ль вреда, чем пользы, от наук?

Не расслабляет ли сердец и рук

И не разумнее ль поступит он,

Когда ученых всех из царства вышлет вон?

Но так как этот царь, свой украшая трон,

Душою всей радел своих народов счастью

Не делал ничего

По прихоти иль по пристрастью, —

То приказал собрать совет,

В котором всякий бы, хоть слогом не кудрявым,

Но с толком лишь согласно здравым

Свое представил: да иль нет,

То есть ученым вон из царства убираться

Или по-прежнему в том царстве оставаться?

Однако ж как совет ни толковал:

Кто сам свой голос подавал,

Кто голос подавал работы секретарской,

Всяк только дело затемнял

И в нерешимости запутывал ум царской.

Кто говорил, что неученье тьма, —

Что не дал бы нам бог ума,

Ни дара постигать вещей небесных,

Когда бы он хотел,

Чтоб человек не боле разумел

И что, согласно с целью сей,

Ученье к счастию ведет людей.

Что люди от наук лишь только хуже стали: —

Что все ученье бред,

Что от него лишь нравам вред

И что, за просвещеньем вслед,

Сильнейшие на свете царства пали.

Короче: с обеих сторон,

И дело выводя и вздоры,

Бумаги исписали горы,

А о науках спор остался не решен;

Царь сделал более. Созвав отвсюду он

Разумников, из них установил собранье

И о науках спор им предложил на суд.

Но способ был и этот худ,

Затем что царь им дал большое содержанье:

Так в голосах между собой разлад

Для них был настоящий клад;

И если бы им волю дали,

Они б доныне толковали

Да жалованье брали.

Но так как царь казною не шутил,

То он, приметя то, их скоро распустил.

Меж тем час от часу впадал в сомненье боле.

Вот как-то вышел он, сей мыслью занят, в поле

И видит пред собой

Пустынника, с седою бородой

И с книгою в руках большой.

Пустынник важный взор имел, но не угрюмый;

Приветливость и доброта

Улыбкою его украсили уста,

А на челе следы глубокой видны думы.

Монарх с пустынником вступает в разговор

И, видя в нем познания несчетны,

Он просит мудреца решить тот важный спор:

Науки более ль полезны или вредны?

«Царь! — старец отвечал, — позволь, чтоб пред тобой

Открыл я притчею простой,

Чт_о_ размышленья мне внушили многодетны».

И с мыслями собравшись, начал так:

«На берегу, близ моря,

Жил в Индии рыбак;

Проведши долгий век и бедности и горя,

Он умер и троих оставил сыновей.

Что с нуждою они кормились от сетей,

И ремесло отцовско ненавидя

Брать дань богатее задумали с морей,

Не рыбой, — жемчугами;

И, зная плавать и нырять,

Ту подать доправлять

Однако ж был успех различен всех троих:

Один, ленивее других,

Всегда по берегу скитался;

Он даже не хотел ни ног мочить своих

И жемчугу того лишь дожидался,

Что выбросит к нему волной,

А с леностью такой

Трудов нимало не жалея

И выбирать умея

Себе по силе глубину,

Богатых жемчугов нырял искать по дну

И жил, всечасно богатея.

Но третий, алчностью к сокровищам томим,

Так рассуждал с собой самим:

«Хоть жемчуг находить близ берега и можно,

Но, кажется, каких сокровищ ждать не должно,

Когда бы удалося мне

Достать морское дно на самой глубине?

Там горы, может быть богатств несчетных:

Кораллов, жемчугу и камней самоцветных,

Которы стоит лишь достать

Сей мыслию пленясь безумец вскоре

В открытое пустился море

И, выбрав, где была чернее глубина,

В пучину кинулся; но поглощенный ею,

За дерзость, не доставши дна,

Он жизнью заплатил своею».

«О, царь! — примолвил тут мудрец. —

Хотя в ученье зрим мы многих благ причину,

Но дерзкий ум находит в нем пучину

И свой погибельный конец,

Лишь с разницею тою,

Что часто в гибель он других влечет с собою»,

Детский час

для детей и родителей

Архив метки: басни Крылова

Короткие басни Крылова. Читать и слушать

Басни Крылова увлекательны, интересны, написаны от души для детей и взрослых. Они знакомы людям других стран и переведены более чем на пятьдесят языков мира.

Басни Крылова детям с раннего возраста читают родители. По натуре дети – непоседы, им сложно на долгий период сосредоточить свое внимание на каком-либо предмете. Поэтому зачастую для детей пишутся короткие басни.

Короткие басни Крылова. Читать и слушать (продолжение)

Продолжение аудиоцикла коротких басен Ивана Андреевича Крылова. Чем басня короче, тем легче её выучить :)

Тексты басен приведены без сокращений

Анализ басни Крылова «Сочинитель и Разбойник»

Басня «Сочинитель и Разбойник» была написана Иваном Андреевичем Крыловым не позднее декабря 1816 года. Впервые она была прочитана на торжественном собрании в Императорской публичной библиотеке 2 января 1817 года. Содержание этой басни с оригинальным сюжетом следующее: в аду идет одновременный суд над Разбойником, который при жизни грабил путников на дорогах, и над Сочинителем, который был при жизни покрыт славой, но произведения его таили в себе духовный яд и пагубно влияли на читателей. Читать далее →

Анализ басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

Басня «Лебедь, Щука и Рак» была написана Иваном Андреевичем Крыловым не позднее мая 1814 года. Впервые она была напечатана в издании «Новые басни Крылова» в 1816 году. Для этой басни был использован оригинальный сюжет о трех животных: лебеде, щуке и раке, которые решили совместно везти воз с поклажей. Груз был не очень тяжелым, но повозка не двигалась с места. Читать далее →

Анализ басни Крылова «Ворона и лисица»

Басня «Ворона и лисица» была написана И.А.Крыловым не позднее 1807 года и впервые была опубликована в 1808 году, в журнале «Драматический вестник».

Сюжет басни прост и лаконичен: Ворона сумела раздобыть где-то сыр, а Лиса решила завладеть этим сыром. Будучи не в силах отобрать этот сыр у Вороны, Лиса применила такое оружие, как лесть. Ворона купилась на похвалы Лисы и выронила сыр, что Лисе и было надо.

Анализ басни Крылова «Водолазы»

Басня «Водолазы» была написана Крыловым в 1813 году по случаю празднования годовщины открытия Публичной Библиотеки. В этой басне с оригинальным сюжетом идет рассказ о том, как один царь усомнился в пользе наук. Чтобы разрешить свои сомнения, он созывает совет, во время которого раздаются голоса и за и против. Исписываются по этому поводу целые горы бумаг, но сомнения царя не разрешаются. В итоге, царь обратился к пустыннику, а тот ответил ему притчей о водолазах.

Анализ басни Крылова «Крестьянин и Змея»

Басня «Крестьянин и Змея» была написана Крыловым не позднее 1813 года. Впервые басня была опубликована в журнале «Сын Отечества». Для басни автор использовал оригинальный сюжет. В басне говорится о том, что в крестьянский дом явилась Змея и стала просить Крестьянина пустить ее жить в этом доме. При этом Змея уверяла хозяина дома, что она не будет ему в тягость, а поможет нянчить детей Крестьянина.

Анализ басни Крылова «Конь и Всадник»

Басня «Конь и Всадник» была написана Крыловым в 1814 году и опубликована в издании «Новые басни» в 1816 году . В басне рассказывается о том, как всадник настолько хорошо обучил своего коня, что тем можно было управлять только словами, совсем не используя поводьев. В результате, хозяин коня решил снять с него узду за ненадобностью. Поначалу конь выполнял словесные команды седока, но, почуяв, что узда ему больше не мешает, он перестал слушаться хозяина и понесся по полю. Читать далее →

Анализ басни Крылова «Фортуна и Нищий»

Басню «Фортуна и Нищий» Иван Андреевич Крылов написал в 1813 году, а опубликована она была в сборнике «Новые басни» в 1816 году. Для этой басни Крылов использовал оригинальный сюжет, в основу которого положено общение богини счастья Фортуны с Нищим, просящим милостыню на улице. Нищий удивлялся жадности и ненасытности богатых людей, которым всего мало. Переходя от дома к дому, он вспоминает судьбу их некогда богатых хозяев. Один из них, проторговавшись, решил поправить дела и отправил корабли в море на поиски золота. Но корабли потонули во время бури, и человек остался ни с чем. Другой решил удвоить свое богатство, но, в итоге, оказался в долгах. В какой-то момент перед Нищим предстает Фортуна и говорит, что решила осчастливить его деньгами Читать далее →

Анализ басни Крылова «Туча»

Басня «Туча» была написана Крыловым до июля 1815 года. В том же году она была напечатана в журнале «Сын Отечества». В этой басне дождевая туча, пройдя мимо изнуренных от зноя полей, пролилась дождем над морем и хвалилась своей щедростью. Не помогла краю, страдающему от засухи, разбросала богатства там, где в них никакой нужды не было, и хвалилась! Автор заканчивает басню такими строками:

«Когда бы на поля свой дождь ты пролила,
То б область целую от голода спасла Читать далее →

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector