Басня «Мартышка и очки» (Крылов И

Сегодня трудно встретить человека, незнакомого с творчеством Ивана Андреевича Крылова – знаменитого на весь мир поэта, который зарифмовал множество жизненных истин понятным для малышей языком. Мало кто из нас имеет представление о том, насколько сложно донести информацию до юного читателя взрослому человеку. В таком деле существует масса нюансов, и все они были доступны великому русскому баснописцу. Ярким примером его творчества является басня «Мартышка и очки». Крылов наиболее подробно показал детям на примере животного, как не стоит вести себя с незнакомым предметом. Кроме того, стихотворение имеет определенную психологическую нагрузку. Давайте подробно рассмотрим все, что хотел выразить поэт в этом произведении.

Басня «Мартышка и очки» (Крылов И.А.): краткое содержание

Образовательные программы сегодня значительно отличаются друг от друга. Так, в 4 или 5 классе ребятам может преподаваться басня «Мартышка и очки». Крылов И.А. на примере такого животного, как маленькая и любопытная обезьянка, в произведении разыграл поучительная сценку. Главная героиня начала испытывать проблемы со зрением, и для того чтобы как-то их решить, купила себе очки. Мартышка слышала где-то, что они отлично помогают людям, поэтому и решила испробовать эту вещь на себе. К очкам, само собой, не прилагалось абсолютно никакой инструкции, поэтому озабоченная дама вертела предмет, как могла, и цепляла ко всем частям своего тела, но ничего не помогало. Что же делать? Мартышка выбросила их и с досадой заявила, что люди придумали совершенно бесполезную вещь.

Мораль басни «Мартышка и очки»

Не секрет, что произведения русских классиков в большинстве своем имеют глубокий смысл, который и хотят донести до читателя авторы. Не является исключением и басня «Мартышка и очки». Крылов наградил ее глубокой моралью, понятной даже детям. Именно поэтому данное произведение включено в обязательную программу уроков литературы. Наиболее полноценно дети усваивают информацию в игровой форме, поэтому действия животных в стихах Ивана Андреевича вызывают у них удивление и восторг. За что же так любят данную басню представители министерства здравоохранения России? Очевидно, за понятное раскрытие морали, казалось бы, простой жизненной ситуации, и доступно оно именно детям младшего школьного возраста.

«Мартышка и очки»: анализ текста

Основная мысль, которую автор хотел донести до нас текстом басни, сформирована в последних строчках рифмованного произведения. Она гласит, что никто не имеет права осуждать то или иное изобретение, не зная правил обращения с ним. Эту мораль можно перенести и на отношения с людьми: не нужно сравнивать себя с другими и рассуждать об их уровне жизни, будучи незнакомым с ними.

Басни Ивана Крылова завоевали огромную аудиторию по всему миру, именно поэтому они включены в школьную программу как обязательные для изучения произведения. Отличным станет вариант возвращения к стихам данного автора и во внешкольное время. Малыш еще лучше поймет основной смысл басни, если мама или папа объяснит ему суть некоторых моментов.

Конспект урока литературного чтения по теме: «. Басня «Ворона и Лисица»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Никольско-Вяземская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока литературного чтения

«. Басня «Ворона и Лисица»

Урок умения и развития навыков по литературному чтению

Тема: . Басня «Ворона и Лисица»

Тип учебного занятия: урок умения и развития навыков

Форма проведения урока: индивидуальная работа, в парах

Время проведения: 45 мин

Цель: раскрыть идейный смысл басни «Ворона и Лисица»

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся различать в басне изображенные события и замаскированный скрытый смысл, определять тему и главную мысль, будут участвовать в обсуждении прочитанного произведения.

Личностные: будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения; эмоциональный отклик на прочитанное произведение. Учащиеся научатся оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные: Учащиеся научатся: понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение, определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков.

Регулятивные: Учащиеся научатся: извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов, самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Коммуникативные: Научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; интерактивная доска; карточки с заданиями; презентация (среда POWERPOINT); учебник литературного чтения, 3 класс, 1 часть, , . /М. «Просвещение», 2013 год; видеозапись физкультминутки, толковые словари.

Технологическая карта урока

учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация).

обучающихся

Название используемых ЭОР (указанием порядкового номера)

Психологический настрой на урок

Мотивация к работе

Долгожданный дан звонок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку пять!

Настраиваются на урок. Сообщают о готовности к уроку.

Создание благоприятного для обучения климата.

Поднятие жизненного тонуса.

Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством логического упражнения

У— Начнем урок с логическо­го упражнения.

К уроку чтения ученики III класса Аня, Юля и Катя прочитали басни Эзопа «Ворон и Лисица», И А. Крылова «Зеркало и Обезья­на» и «Отец и сыновья». Аня прочитала басню Эзопа «Ворон и Лисица», а Юля не читала произведение «Отец и сыновья». Какие произведения чи­тали Юля и Катя?

Д. — Так как Юля не читала произведение «Отец и сыновья», то она читала басню «Зерка­ло и Обезьяна», а Катя — «Отец и сыновья».

Выполнение логического упражнения

Способность выполнять логические операции

Постановка учебной проблемы.

Проверка знаний о других произведениях

У— Вы справились с заданием успешно. Сегодня на уроке мы будем читать новое произведение. Фамилия автора прозвучала в логическом упражнении. Ему принадле­жат следующие строки:

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Д— Первые строки из басни «Лебедь, Щука и Рак», следующие — из басни «Зер­кало и Обезьяна». Эти басни написал Иван Андреевич Крылов, значит, мы будем зна­комиться с произведением .

Обобщение классификации произведений (П)

Самоопределение к деятельности

У — Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением . А вот с каким, вы узнаете, прочитав следу­ющую запись. Найдите в ней несоответ­ствие. Устраните его и назовите произведе­ние .

Э. Успенский «Весенняя гроза».

«Ворона и Лисица».

«Сказка о попе и о работ­нике его Балде».

«Дядя Федор, пес и кот».

( написал произведение «Дядя Федор, пес и кот», «Сказку о попе и о работнике его Балде», «Весеннюю грозу», ­лов басню «Ворона и Лисица»).

У — Кто сможет сформулировать тему на­шего урока?

Д. Тема урока — произведение Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица».

У. Зная тему, поставим цель урока.

Д. Познакомиться с произведением «Ворона и Лисица», учиться правильно и выразительно его читать, опре­делить идейный смысл.

У. Прежде чем познакомиться с новым произведением, побеседуем о его авторе. Что интересного вы знаете о писателе?

Д. Семья, в которой родился ­лов, была бедной. С одиннадцати лет писа­телю пришлось работать, так как его отец рано умер. С детства мечтал стать литератором. Знал французский, итальянский и выучил в позднем возрасте греческий язык. Это был очень умный человек, с хорошим чувством юмора. Популярность басен Кры­лова была огромна уже при жизни поэта. В баснях действуют петухи, соловьи, волки и прочие звери, но всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.

У. Продолжим нашу работу. Вспомните, какую басню читала Юля из логического упражнения?

Д. Юля читала басню «Зеркало и Обезь­яна».

У. Послушаем выразительное чтение басни наизусть.

Формулирование учащимися темы и цели урока.

Участие в беседе.

Рассказ детей о творчестве .

Закрепляют знания о творчестве с помощью теста «верные и неверные утверждения»

Чтение басни «Зеркало и Обезь­яна» учащимися.

Умение обосновывать свои суждения.

Умение определять цели задачи усвоения новых знаний в сотрудничестве с учителем.

Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата

Умение слушать собеседника..

У. Подготовимся к чтению нового произ­ведения, но прежде выясним значения неко­торых слов, которые встретятся при чтении.

Лесть — лицемерное, угодливое восхва­ление;

льстец — льстивый человек;

гнусный — внушающий отвращение, омерзительный;

взгромоздиться — взобраться с усилием на что-то высокое;

пленил — привлек внимание, привел в восторг;

вещуньина — принадлежащая вещунье;

зоб — у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и пред­варительно обрабатывается пища.

Работают с информацией, представленной учителем.

Определение значения слов с помощью толкового словаря.

Поиск информации, работа с различными источниками (П).

Работа по теме урока

Первичное восприятие текста

У. Внимательно послушайте произведе­ние, представьте действие, развивающееся в нем, и определите жанр произведения.

Выразительное чтение басни учителем.

У. Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?

Д. Поразила хитрость и беспринцип­ность Лисы и глупость Вороны. Стало не­много жаль Ворону, ведь Лисица ее обманула.

У. Ответьте на вопрос, поставленный перед прослушиванием произведения.

Д. Это небольшое произведение, напи­санное стихами. Действующие лица — жи­вотные (Ворона и Лисица). В этом произве­дении высмеиваются льстивые люди. Это басня.

У. Как называется прием, который ис­пользуют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?

Д. Аллегория (иносказание).

У. Как начинается басня?

У. Что такое мораль басни?

Д. Мораль басни — основная мысль произведения, вывод, поучение.

Ответы на вопросы учителя после прослушивания басни.

Работают с учебником

Правильно доносить свою мысль. Оценивать прослушанное

Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний (Р)

Определение основной мысли произведения

У. Прочитайте басню самостоятельно и подумайте, почему Лисица принялась рас­хваливать Ворону?

Д. У Вороны был сыр, который Лисица хотела получить.

У. Как сыр попал к Вороне?

Д. Случайно. «Вороне где-то бог послал кусочек сыру. »

У. Как вы думаете, почему выбрал именно сыр? (Ученики затрудня­ются ответить.)

Оказывается, в прошлые времена сыр был редкостью и считался «заморским ла­комством».

Перечитайте первые четыре строчки. Есть ли здесь что-то исключительное, вы­зывающее у читателя тревогу?

Д. Ничего необычного нет.

У. С какой интонацией необходимо чи­тать эти строки?

Д. Спокойно, ничто не предвещает опас­ности. (Ученики пробуют прочитать.)

У. С какого предложения начинается развитие действия.

Д. «На ту беду Лиса близехонько бе­жала; вдруг сырный дух Лису остано­вил. »

У. Как мы себя чувствуем, когда слы­шим слово вдруг?

Д. Неспокойно, тревожно, беспокойно. Это слово предвещает неожиданное событие.

У. Прочитайте текст. Голосом покажите свои чувства. (Ученики читают.) Какие слова главные, по вашему мнению?

Д. Остановил, видит, пленил.

У. Одно предложение рисует читателю целую картину. Что подсказывает читателю слово пленил?

Д. Оно подсказывает нам дальнейшее развитие событий. Пленил — значит привел в восторг, завладел всеми мыслями Лиси­цы. Теперь Лисица приложит все силы, что­бы отобрать сыр у Вороны.

У. Прочтите, как Лисица льстила Воро­не? Каким голосом надо читать эти строки? Попробуйте.

Д. Ласковым, хитрым голосочком. Ли­сица хочет обмануть Ворону и завладеть сыром.

У. Каким метким словом Крылов наз­вал Лисицу? Зачем употребил это слово?

Д. Плутовка. Это значит, что она очень хитрая и, скорее всего, добьется своего.

У. Как же Ворона отреагировала на льстивые слова Лисицы? Подготовьтесь к выразительному чтению.

Д. «Вещуньина с похвал вскружилась голова. »

У. Итак, Лиса добилась своего, обману­ла Ворону. Какие же человеческие черты осуждает автор?

Д. осуждает льстивых лю­дей, которые говорят «сладкие» речи ради собственной выгоды.

Самостоятельное чтение басни.

Работа по тексту басни.

Беседа по вопросам учителя

Доказательные высказывания с элементами выборочного чтения.

Выразительно чтение басни

Поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственной связи.(П)

Выражения собственного мнения.

Культура поведения в учебном диалоге.

Контролирова-ние своей деятельности.

Адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Умение правильно высказывать свои мысли в диалоговой форме (К)

У. Из набора разных слов, которые вы видите на карточке перед собой, в парах составьте три пословицы.

Поспешишь не Других на себя У лес­ти людей нет насмешишь погляди чести суди

Составление пословиц, работа с карточками

Сохранение заданной цели. Умение видеть ошибку и исправлять ее.

Умение полно и точно выражать свои мысли.(Р)

Подведение итога урока

У. Назовите составленные пословицы.

Д. Поспешишь, людей насмешишь. Других не суди, на себя погляди. У лести нет чести.

У. Какая из них, на ваш взгляд, подхо­дит по смыслу к прочитанной басне?

Д. По смыслу к прочитанной басне под­ходит пословица «У лести нет чести».

Оценивают свою работу на уроке.

Построение собственных рассуждений на тему высказывания. (П)

Умение выделить нравственный аспект поведения.

Объективная оценка результатов деятельности. (Л)

Рекомендации для занятий дома

Задание по выбору

Выразительно читать басню по ролям или выучить наи­зусть.

Хостинг сайта не существует или отключён.

Для владельца сайта: Свяжитесь с отделом технической поддержки Интернет Хостинг Центра

Для работы с хостингом по FTP используйте любой ftp-клиент. Например, FileZilla.

Сервер:
Пользователь:
Пароль: высылался в письме об активации.

Для работы с MySQL используйте phpMyAdmin.

П. П. Бажов, «Малахитовая шкатулка»: краткое содержание

Сборник рассказов «Малахитовая шкатулка» был написан Павлом Бажовым, который создал его на основе историй Уральского горнозаводского фольклора. Ими любил баловать своих слушателей горняцкий сказитель Василий Хмелинин. «Уральские сказы», как их иначе называли, стали выходить в периодическую печать с 1936 по 1945 год, а потом их перевели на разные языки мира.

Много наград и премий за свою жизнь получил П. Бажов. «Малахитовая шкатулка» (краткое содержание которой будет представлено немного ниже) – это уникальная литературная сокровищница, которая вошла в школьную программу для внеклассного чтения. Это тот народный фольклор, который, как настоящий самородок, по-своему ярко и изысканно представляет русскую культуру.

«Малахитовая шкатулка»: краткое содержание для читательского дневника

В перечень сборника «Малахитовая шкатулка» входит много увлекательных рассказов, среди которых: «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер» и т. д. Наверно, у каждого из нас в детстве была такая книга. Рассказ «Малахитовая шкатулка» стал продолжением произведения «Медной горы хозяйка». Это нашло свое одобрение у юных читателей.

Приступая к теме «Малахитовая шкатулка»: краткое содержание для читательского дневника», мы опишем только самые важные события и линии сюжета.

Итак, все началось с того, что после смерти каменных дел мастера Степана малахитовая шкатулка, которой его одарила Хозяйка Медной горы, досталась в наследство его жене Настасье и детям. Еще при муже она надевала на себя все эти драгоценности, но носить не могла, так как они начинали мучить ее. То мочки тянули, и они распухали, то кольцо сдавливалось, и палец синел, а когда однажды бусы примерила, то ощутила, будто бы холодный лед приложили к ее шее.

Бажов, «Малахитовая шкатулка»: краткое содержание

Настасья хотела продать эти украшения и даже приценивалась. Знающий в этих вопросах толк человек подсказал ей, что немалых денег стоит эта малахитовая шкатулка. Краткое содержание дальше повествует о том, что Настасья поначалу долго не хотела продавать ее, и все думала про черный день. А тем временем покупателей было много: кто сто рублей давал, а кто и двести – каждый хотел малограмотную вдову обмануть, но она не торопилась.

А все потому, что у них со Степаном родилось двое сыновей и младшенькая дочка Танюшка. Она очень сильно оплакивала смерть отца. Единственным утешением для нее стала шкатулка с драгоценностями, «тятина памятка», которую мать стала давать ей поиграть. После всей работы по дому она бралась примерять на себя кольца и сережки из шкатулки. От них она чувствовала утешение, радость и тепло.

Как-то раз сидела Татьяна дома, одна без матери и братьев, и после уборки как всегда принялась заниматься любимым делом – примерять и рассматривать украшения. Интригой продолжается «Малахитовая шкатулка». Краткое содержание дальше рассказывает, что в этот момент к ним в дом вдруг зашел незнакомый мужик, у которого в руках был топор. Танюшка повернулась к нему, а он, увидев ее, как закричит, глаза начал тереть и буквально ослеп от необыкновенного блеска ее камней. Девочка испугалась, выпрыгнула в окно и побежала звать соседей. Никто потом так и не понял, то ли это вор был, то ли просто человек милостыню пришел просить, как он сам и утверждал.

Странница

Без хозяина семье жилось туго, и Настасья часто стала думать о том, что ее может спасти от нищеты малахитовая шкатулка. Краткое содержание продолжается тем, что однажды в их доме появилась убогого вида женщина, которая попросилась переночевать. Хозяйка возражать не стала и пригласила ее в дом. А странница оказалась совсем непростой, и за короткое время Танюшка к ней очень привязалась. Женщина научила девочку вышивать шелком и бисером.

Матери это занятие было не по душе, так как ни золотых нитей, ни бисера у них не было. Но странница сказала, что на первое время она даст Татьяне все необходимое, а остальное девушка сама себе потом заработает. Тогда-то мать и успокоилась.

Секрет

Потом Танюшка, дождавшись, когда в доме родных никого не осталось, решила показать страннице подарок ее отца – малахитовую шкатулку. Они вместе спустились в погреб, и там девушка открыла заветную коробочку. Краткое содержание сказки «Малахитовая шкатулка» дальше продолжается тем, что старушка сразу попросила ее примерить драгоценности. Когда девушка все на себя надела, то странница подправила ей камни так, что они заблестели еще ярче. Затем она сказала, чтобы Танюшка смотрела вперед и не оглядывалась не нее. И вдруг та видит, что стоит посреди малахитовой царской палаты молодая девушка необыкновенной красоты вся в драгоценных украшениях, а рядом с ней мужчина с раскосыми глазами, похожий на зайца, а она на него почти не смотрит. Странница сказала, что эти комнаты украшены малахитом, который ее отец добыл, а кто эта красавица, она потом поймет, и заулыбалась.

И вот теперь женщина засобиралась в дорогу. Она оставила на память о себе пуговку и сказала, что если возникнут вопросы по работе, пусть девушка в нее заглядывает. Там она сразу увидит все ответы.

Пожар

И тут случилось несчастье – дом их сгорел. Поджигатели, наверное, рассчитывали на то, что Настасья, в конце концов, шкатулку продаст, так как нужда ее заставит.

Выставила она цену в две тысячи рублей. Сначала покупателя не было, но потом приказчик новый Паротя с женой приехал, и ей уж очень приглянулись эти украшения, а так как она была любовницей барина Турчанинова, то и деньги у нее такие нашлись. Однако украшения она носить так и не смогла.

Портрет

Но вскоре приехал Турчанинов на рудники, чтобы и денег нарыть, и возлюбленную вернуть. Паротя знал это и решил опередить события. Был у него с собой портрет Танюшки золотом вышитый, который он попросил ее же и вышить. Его он и показал барину. Тот, увидев там красавицу, так и обомлел и приказал немедленно показать ее ему. С этой минуты он забыл про всех женщин на свете и шкатулку малахитовую выкупил у приказчика для Танюшки. А потом сразу попросил девушку надеть украшения и следом сделал ей предложение. Но она поставила условия, чтобы он показал ей царскую малахитовую комнату из «тятиной добычи».

Турчанинов тотчас отдает приказ запрягать лошадей, но Татьяна сама пообещала приехать на конях. К этому времени весь Петербург уже «стоял на ушах» от слухов о невесте Турчанинова и о шкатулке. Танюшка наказала своему жениху ждать ее возле крыльца. Но когда тот увидел, что она шла пешком, укутанная в платок и шубку, постеснялся и спрятался. Дворцовые лакеи не хотели пропускать ее. Но когда она скинула свою верхнюю одежду, то на ней было такое платье, которого у самой царицы не было.

Краткое содержание рассказа «Малахитовая шкатулка» заканчивается тем, что девушка посмотрела на Турчанинова и усмехнулась. Барин подбежал к ней и провел внутрь, где все ждали царицу, но Танюшка не стала там задерживаться, а пошла в малахитовую комнату. Все от неожиданности отправились за ней.

Царские малахиты

Царица же, войдя в комнату для приемов, никого не обнаружила и тоже от удивления поспешила выяснить, где эта своевольница. Танюшка совсем рассердилась на барина и сказала ему, что это она царицу велела ей показать, а не ее царице нужно показывать. После этих слов прислонилась она к малахитовой стене и растаяла навечно. Только камни остались сверкать, да пуговка на полу валялась. Турчанинов поднял ту пуговку, а в ней сама Танюшка смеялась над ним и называла его полоумным зайцем.

Больше про нее никто ничего не слышал, только поговаривали потом люди, что Хозяйка Медной горы двоиться начала – в одинаковых нарядах сразу двух девушек видели.

Так закончился рассказ «Малахитовая шкатулка». Краткое содержание, однако, не заменит оригинала. Поэтому лучше прочитать его самостоятельно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: