Басня Крылова Волк и Ягненок

Волк и Ягненок – одна из самых любимых детьми басен Крылова, ярко и с юмором описывающая, как у сильного всегда бессильный виноват…

Басня Волк и Ягненок читать

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят.

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и от роду нет году». —
Ягненок говорит. — «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Мораль басни Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Басня Волк и Ягненок — анализ

Волк и Ягненок – редкая по построению басня. В ней два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого.

Персонаж Волка:


  • Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением
  • Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности
  • Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом
  • Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство

Персонаж Ягненка:

Беззащитный Ягненок олицетворяет бесправный народ в целом и любого простого человека в частном. Он пытается добрым словом смягчить Волка, хотя с самого начала беседы осознает своё бессилие. Обращается к Волку как к знатной особе, а затем кратко, но емко, ни в одной реплике стараясь не нарушить нотку почтения.

Какие можно сделать выводы?

Крылов в басне Волк и Ягненок описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Будучи ярым защитником всех обиженных, автор не упустил возможность ещё одним басенным стихотворением с присущей ему легкостью расставить все отношения по местам. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости. Нам остается только восхищаться способностью Крылова лаконично и остро напоминать сильнейшим, как унизительно они порой себя ведут.

ВОЛК И ЯГНЕНОК

Смотреть и слушать басню И.А. Крылова «ВОЛК И ЯГНЕНОК»

Канал «РАЗУМНИКИ» в YouTube

Читать басню И.А. Крылова «ВОЛК И ЯГНЕНОК»

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и от роду нет году», —
Ягненок говорит. «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват,
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал — ив темный лес Ягненка поволок.

Обработка басни Лафонтена под тем же названием. Сюжет восходит к басням Эзопа и Федра, а также к апологу Гесиода о копчике и соловье. До Крылова тот же сюжет обработали Тредиаковский, Сумароков, Державин.

Волк и Ягнёнок

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.

Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё
Моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и отроду нет году», —
Ягненок говорит. «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». —
Сказал и в тёмный лес Ягнёнка поволок.

Цветная илл. Ивана Семёнова из книжки 1978 года:

Волк и Ягненок

Инсценировка Олеси Емельяновой

Продолжительность спектакля: 3 минуты; количество актеров: от 1 до 4.

Волк
Ягненок
Бабочка
Рассказчик

На первом плане слева и справа – кусты-кулисы. Между ними по краю грядки – ручей с пологим бережком. На втором плане – луг и лес вдалеке.

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться

Из-за левой кулисы под музыку вылетает Бабочка, а вслед за ней скачет Ягненок. Они весело играют и резвятся на лугу. Через некоторое время Бабочка улетает, а Ягненок наклоняется к ручью.

И надобно ж такой беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Из-за правой кулисы выглядывает Волк. Для пущего эффекта его появление можно сопроводить тревожным музыкальным аккордом.

Рассказчик (с тревогой в голосе)

Ягненка видит он, на д о ́бычу стремится;
Но делу дать законный хочет толк.

Волк выходит из-за кустов и приближается к Ягненку. Ягненок испуганно пятится.

Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву!

Ягненок (дрожащим голоском)

Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу.

По твоему я лгу?
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь вот так же нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!

Помилуйте, мне от роду нет году!

Так это был твой брат!

Ягненок (мотая головой)

Нет братьев у меня!

Так значит кум иль сват
Ну, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи!

Ягненок (чуть не плача)

Да в чем я виноват?

Молчи! Устал я слушать,
Досуг мне разбирать вин ы ́ твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!

Волк с рычанием бросается на Ягненка и утаскивает его за кулису.

Сказал и в темный лес Ягненка уволок.
Вот так и люди многие заранье,
С корысти собираясь зло чинить,
Дурным поступкам ищут оправданья,
Чтоб после жертву – не себя винить.

© Автор басни. Иван Андреевич Крылов. 1808 г.

© Автор инсценировки. Олеся Емельянова. 2004 г.

Инсценировки басен. Большой сборник инсценировок классических и современных басен для детского театра по произведениям Эзопа, Руми, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, О.В.Емельяновой.

Басни. Современные поучительные басни про людей и животных.

Детские стихи. Стихи, потешки, игры, задачки и загадки в стихах для детей.

Пьесы и сценарии Олеси Емельяновой для кукольного театра

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Басня Крылова Волк и Ягненок

Волк и Ягненок – одна из самых любимых детьми басен Крылова, ярко и с юмором описывающая, как у сильного всегда бессильный виноват…

Басня Волк и Ягненок читать

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят.

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и от роду нет году». —
Ягненок говорит. — «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Мораль басни Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Басня Волк и Ягненок — анализ

Волк и Ягненок – редкая по построению басня. В ней два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого.

Персонаж Волка:


  • Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением
  • Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности
  • Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом
  • Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство

Персонаж Ягненка:

Беззащитный Ягненок олицетворяет бесправный народ в целом и любого простого человека в частном. Он пытается добрым словом смягчить Волка, хотя с самого начала беседы осознает своё бессилие. Обращается к Волку как к знатной особе, а затем кратко, но емко, ни в одной реплике стараясь не нарушить нотку почтения.

Какие можно сделать выводы?

Крылов в басне Волк и Ягненок описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Будучи ярым защитником всех обиженных, автор не упустил возможность ещё одним басенным стихотворением с присущей ему легкостью расставить все отношения по местам. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости. Нам остается только восхищаться способностью Крылова лаконично и остро напоминать сильнейшим, как унизительно они порой себя ведут.

Иван Андреевич Крылов — мастер слова

Иван Андреевич Крылов — отличный писатель, сумевший вручить басне большой смысл и сатирическую остроту, актуальность и многозначность.
В басне «Волк и ягненок» он изображает Ягненка робеющим перед важным сановником — Волком. И вся речь его, боязливая и подобострастная, сообщает его характер:

Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть: что ниже по ручью

От светлости его шагов я на сто пью.

Каждая басня писателя по-своему самобытна и индивидуальна. Крылов может при видимой скупости средств создать ослепительный характер, незабываемый активный образ. А близость языка Ивана Андреевича к народной речи сказалась и в том, что писатель вставлял в свои басни пословицы и поговорки, и они полностью сливались с общим тоном басни:

Запели молодцы: кто в лес кто по дровишки

И у кого что силы стало.

В ушах у гостя затрещало.

Читатель, истину любя,

Примолвлю к басне я, и то не от себя, —

Не попусту в народе говорится:

Не плюй в колодезь, пригодится

Но ещё замечательнее то, что собственные стихи Крылова, легко запоминаясь, сами стали пословицами, вошли в народную речь. Таких пословиц и поговорок из его басен осталось в русском языке много: «А ларчик просто открывался» («Ларчик»), «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» («Волк и Ягненок»), «Рыльце у тебя в пуху» («Лисица и Сурок»), «Аи, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона» («Слон и Моська»), «А Васька слушает да ест» («Кот и Повар») и много-много других не менее замечательных и выразительных.

У писателя много заимствованных из произведений других баснописцев сюжетов. Но связь Ивана Андреевича с народным творчеством, с языком народных сказок была так тесна, что более того эти заимствованные басни не звучат как переводы. Ведь ослепительный, меткий, активный русский язык Крылова не мог быть заимствован ни у кого.

Крылов — подлинно народный писатель, художник огромной силы, и влияние его на русскую литературу было глубоким и положительным.

ВОЛК И ЯГНЕНОК

Смотреть и слушать басню И.А. Крылова «ВОЛК И ЯГНЕНОК»

Канал «РАЗУМНИКИ» в YouTube

Читать басню И.А. Крылова «ВОЛК И ЯГНЕНОК»

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и от роду нет году», —
Ягненок говорит. «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват,
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал — ив темный лес Ягненка поволок.

Обработка басни Лафонтена под тем же названием. Сюжет восходит к басням Эзопа и Федра, а также к апологу Гесиода о копчике и соловье. До Крылова тот же сюжет обработали Тредиаковский, Сумароков, Державин.

Материалы для изучения басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок»

Силу, которая действует так, как ей заблагорассудится действовать? Зачем же Волку нужно оправдываться, искать «законные» основания? Обсуждение этих вопросов может помочь учащимся правильно понять нравственно-эстетическую позицию Крылова, восходящую к народной нравственности, основывающуюся на ней. Ведь в восприятии народа Сила должна быть и всегда оказывается справедливой. Герои русского фольклора всегда восстанавливают справедливость, и делают они это благодаря своей силе и своему мужеству. Поэтому, вероятно, сам Волк прекрасно знает и понимает моральную несостоятельность своего поведения. Уж не в этом ли кроются истоки его стремления доказать «законность» своего поведения даже тогда, когда необходимость этого доказательства не продиктована обстоятельствами? Как известно, жизнь Крылова не была усыпана розами, ему уже в молодости, как говорится, на собственной шкуре пришлось узнать, что такое произвол сильного.

Басня «Волк и Ягненок» впервые была напечатана в 1808-м году, к этому времени Крылов был достаточно независимым человеком, однако «память сердца» неискоренима, а кроме того, в его нынешнем положении обиды и оскорбления «из прошлого» воспринимались, вероятно, намного острее и болезненнее, чем в годы молодости. Представляется, что авторская нравственная позиция и в самом деле отражает народную мораль, однако это отражение не механическое, оно носит личностный, индивидуальный характер, и его воплощение в художественной ткани произведения также в высшей степени индивидуально. Традиционные басенные образы наполняются у Крылова новым, иногда парадоксальным с точки зрения «классики жанра», содержанием, однако это делает их особенно убедительными.

В методическом плане работа с ключевой фразой-образом («законность беззакония») может бить организована следующим образом: сначала учитель дает возможность учащимся высказать свое отношение к героям басни, свою оценку их поведения, после чего предлагает обратить внимание на ключевую фразу, обсуждение которой строится в форме осмысления контекстного значения эпитета «законный». Направляя ход рассуждений учащихся должным образом, учитель подводит их к пониманию нравственно-эстетической позиции Крылова, выраженной, как отмечалось выше, не столько в морали басни, сколько в обрисовке художественных образов и сюжете произведения. Необходимо подчеркнуть, что уже в самом названии сказки Салтыкова-Щедрина «Бедный волк» нельзя не заметить отчетливо выраженную парадоксальность — потому что мало у кого из читателей образ

Волка может вызвать сочувствие. Скорее, все получается с точностью до наоборот: и в фольклоре, и в литературе серый хищник изначально воспринимается как образ негативный, как некое обобщенное воплощение Зла. Вместе с тем при оценке созданного в этой сказке русским сатириком художественного образа трудно, на наш взгляд, согласиться с А. Бушминым, который утверждает, что в этой сказке, как и в ряде других, «Салтыков . высмеивает лицемерие разного рода «прекраснодушных» апологетов насилия и «разбоя» — историков, публицистов, поэтов, с восхищением писавших о актах великодушия «хищников»: один волк обещал помиловать зайца («Самоотверженный заяц»), другой волк однажды отпустил ягненка («Бедный волк»). «.

Разумеется, только сатирическое начало в названии сказки могло бы присутствовать, если бы содержание и сюжет произведения не убеждали нас в том, что автор изображает главного героя сказки не столько сатирически, сколько философски, осмысливая в этом аллегорическом образе не историко-конкретные, а вневременные, общечеловеческие явления. Возможно, авторский замысел и был конкретно-историческим, но подлинно великий писатель всегда «перерастает» эпоху, порождением и воплощением которой в литературе он является, потому что его произведения выходят на уровень общечеловеческих нравственно-эстетических ценностей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: