Басня крылова крестьянин в беде

русский писатель, баснописец, журналист.

Родился в семье армейского офицера, дослужившегося от рядового до капитана. После смерти отца семья осталась без средств к существованию, и десятилетний мальчик поступил на службу подканцеляристом в Калязинский земский суд, затем в Тверской магистрат.
В 1782 г. Крылов переехал в Петербург, привезя с собой свою первую комическую оперу «Кофейница». В ней юный автор дал сатирическую картину нравов русской провинции. Крылов сблизился с актерами и театральными деятелями, написал несколько комедий.
В 1789 г. стал издавать сатирический журнал «Почта духов», который по смелости сатиры стал одним из крупнейших явлений русской журналистики конца XVIII в. И. А. Крылов
Летом 1792 г. Крылов попал под надзор полиции и отошел от журналистской деятельности. В 1804 г. в Москве он опубликовал свои первые басни «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». В 1812 г. Крылов поступил на службу в открывшуюся в Петербурге Публичную библиотеку, в которой прослужил в должности библиотекаря около 30 лет.
В 1809 г. вышла первая книга басен Крылова. Развивая традиции басенного жанра, он выступил и как новатор, создав басню, не ограниченную рамками классицизма, а идущую от жизни. Персонажи басен были живыми типическими характерами, а сюжет приобрел национальный колорит, принял вид драматизированной сценки. Многие строки басен Крылова, благодаря своей меткости и простоте, вошли в разговорный язык, стали пословицами и поговорками.
Основные произведения: басни «Волки и Овцы», «Мор зверей», «Рыбьи пляски», «Конь и Всадник», «Колос», «Крестьяне и Река», «Листы и Корни», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Раздел» и др.; комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники» (все — 1786-1788); трагедия «Филомела» (1786-1788); «шуто-трагедия» «Триумф» (1799-1800); повесть «Камб» (1792).

МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Паршина Зинаида Ивановна, учитель начальных классов МОУ «Лицей с. Долгоруково»

Урок литературного чтения в 4 классе на тему: И. А. Крылов «Крестьянин в беде»

— совершенствовать навыки чтения, учить выделять основную мысль, обобщать словарный запас;

— развивать монологическую речь учащихся, творчество и воображение;

— воспитывать положительные качества в процессе работы над произведением.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование: портрет И.А.Крылова, рисунки автора к своим басням, учебник: Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» 4 класс; Л.А. Ефросинина «Рабочая тетрадь по литературному чтению» .

Вхождение в урок.

У. «Ай, Моська! Знать, она сильна,

Что лает на слона».

У. Из какого произведения эти строки?

Д. Эти строки из басни И.А.Крылов «Слон и Моська».

У. К какому жанру оно относится?

У. Что такое басня?

Д. Небольшое произведение с нравоучительным содержанием

У. Кто автор этих строк? (И.А.Крылов)

Актуализация знаний.

Посмотрите внимательно на портрет Ивана Андреевича Крылова.

Что вы можете сказать об этом удивительном человеке?

У.Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза. Добрым и проницательным он запечатлен в бронзе. В Санкт-Петербурге сооружён памятник И.А.Крылову.

Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце?

Д. Учит справедливости, добру…….

У. Ребята, а что вы узнали интересного о жизни И.А.Крылова?

Постановка темы и цели урока.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Какое произведение будем изучать?

Д. И.А.Крылов. «Крестьянин в беде»

У. Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

У. Учиться мудрости жизни. Познакомиться с новой басней И. А Крылова — значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Первичное чтение «Крестьянин в беде».

У. Какие пороки высмеивает автор?

Чтение басни. Слушание.

Д. Автор в своём произведении высмеивает жадность, глупость, скупость.

У.Есть ли в басне аллегория?

Что такое аллегория?

Самостоятельное чтение басни детьми

У. Перечитаем басню самостоятельно. Внимательно вчитайтесь в каждое слово. Старайтесь слова произносить правильно.

Анализ басни «Крестьянин в беде» И. А. Крылова через систему образов

У. Какое событие описывается в басне?

Какие образы действует в басне?

Выборочное чтение

У. Прочитать, как автор описывает поступки героев?

Что осуждается в басне?

Какие слова являются моралью?

Физкультминутка.

У. Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем. Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко. Ровно, глубоко.

Ощутите себя маленьким солнышком, которое излучает на окружающих любовь и доброту.

Прислушайтесь к своему сердечку, поднимите руки, кто считает себя добрым человеком

Ровно, глубокого, дышится легко.

Выразительное чтение басни.

У. Прочитайте басню выразительно и постарайтесь передать ироничное отношение к друзьям.

Что такое ирония?

Д. Ирония – это легкая насмешка

Открытие.

Как вы считаете, с какой целью автор написал эту басню?

Сравнение басен.

У. С какой басней похожа басня Крылова «Крестьянин в беде»?

Д. С басней И.И.Хамийцера «Друзья»

У. Чем похожи эти басни?

Д. У героев нет настоящих друзей

Проверка домашнего задания.

У. Прочитать выразительно басню И.А.Крылова

Чем различаются эти 2 басни? Д. Какие пословицы подходят к этим басням?

Д. «Друг познается в беде»

«Не торопись языком, а торопись делом»

«Речи, как мед, а дела, как полынь»

Работа в тетради (см.) П № 2

Задание № 1 Проверить работу.

У. Какие пороки высмеивал автор?

Д. Автор высмеивает лень, глупость.

У. Какие черты характера он хотел видеть ?

Д. Автор хотел бы видеть доброту, отзывчивость.

У.А какое поученье написала К.Настя для себя?

Повторение пройденного.

У. Какие басни вам хотелось перечитать, рассказать еще раз?

Язык басен Крылова прост и ясен. Стихи звучат как живой — непринужденный разговор. Баснописец так увлекает своими произведениями, что читатель видит перед собой яркую, живую сцену.

Сценка «Стрекоза и Муравей».

У. Какие пороки высмеивает автор в этом произведении?

Д. Автор высмеивает в этой басне легкомыслие, беззаботность, хвастливость

У. А сам Крылов о себе говорил: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Какие он пороки высмеивает в своем новом произведении?

Какова особенность этого жанра?

Д. Басни содержат мораль. Учат находить в себе пороки и избавляться от них.

Выставка книг.

Всему этому учат книги И.А.Крылова.

«И.А.Крылов — русский поэт, поэт России. Мы думаем, что для Крылова, довольно того, чтобы иметь право на бессмертие» — писал В.Г.Белинский в 1845 г. Эти слова остаются в силе и поныне.

Домашнее задание.

У. Какое хотели получить домашнее задание?

1.Чтение басен И.А.Крылова.

2.Чтение биографии Крылова.

3.Воспоминания о Крылове (Михалков).

4.Нарисовать рисунок к басне «Крестьянин в беде».

5.Сочинить свою басню.

Рефлексия урока.

Крестьянин в беде

К Крестьянину на двор

Залез осенней ночью вор;

Забрался в клеть и на просторе,

Обшаря стены все, и пол, и потолок,

Покрал бессовестно что мог:

И то сказать, какая совесть в воре!

Ну так что наш мужик, бедняк,

Богатым лег, а с голью встал такою,

Хоть по миру поди с сумою;

Не дай бог никому проснуться худо так!

Крестьянин тужит и горюет,

Родню сзывает и друзей,

Соседей всех и кумовей.

«Нельзя ли, — говорит, — помочь беде моей?»

Тут всякий с мужиком толкует,

И умный свой дает совет.

Кум Карпыч говорит: «Эх, свет!

Не надобно было тебе по миру славить,

Что столько ты богат».

Сват Климыч говорит: «Вперед, мой милый сват,

Старайся клеть к избе гораздо ближе ставить».

«Эх, братцы, это всё не так, —

Сосед толкует Фока, —

Не то беда, что клеть далека,

Да надо на дворе лихих держать собак;

Возьми-ка у меня щенка любого

От Жучки: я бы рад соседа дорогого

От сердца наделить,

И словом, от родни и от друзей любезных

Советов тысячу надавано полезных,

Кто сколько мог,

А делом ни один бедняжке не помог.

На свете таково ж: коль в нужду попадешься!

И. А. Крылов «Крестьянин и работник» — басня с политической подоплекой

Несмотря на то что басни Ивана Андреевича Крылова включены в обязательную программу школьного изучения литературы, многие из них имеют не просто глубокий смысл, но и политическую подоплеку, навеянную тем временем, когда в России еще

«Крестьянин и работник» (Крылов И. А.): краткое содержание

Сюжет произведения незамысловат и может быть понятен даже простолюдину. Стихотворения Ивана Андреевича получили свою популярность именно из-за того, что несмотря на простоту интерпретации показывали людям сущность некоторых представителей рода человеческого, чего и добивался Крылов. «Крестьянин и работник» является отличным примером басни с глубокой моралью, но чтобы раскрыть ее смысл, необходимо сначала ознакомиться с содержанием.

Крестьянин вместе со своим батраком направлялись через лес к родной деревеньке. Вдруг на них выскочил медведь, который завалился прямо на крестьянина и начал драть его на части. Тот наверняка скончался бы, но начал умолять работника Степана спасти его от верной погибели, что тот и сделал: снес медведю полчерепа топором и проколол вилами. Несмотря на спасение, крестьянин был недоволен поступком своего батрака, ведь тот испортил шкуру животного, за которую можно было выручить неплохие деньги.

«Крестьянин и работник» — басня Крылова со скрытым смыслом

Основная мораль представленного произведения прописана автором в самом начале повествования истории. Но не таким простым писателем был Крылов. «Крестьянин и работник», как и многие другие басни этого автора, имеет также и скрытый смысл, который понятен далеко не всем, и уже тем более недоступен учащимся начально школы.

Основная мораль произведения гласит о том, что некоторые люди всегда рады обвинить других во всех своих бедах, но не прочь и прибегнуть к их помощи, когда заставит нужда. Потребительское отношение, завышенная оценка и эгоизм среди представителей рода человеческого – это не новость, и вполне понятно, что такую тему затронул в своем произведении знаток душ человеческих И. А. Крылов.

«Крестьянин и работник» — далеко не рядовое произведение, так как в нем показано отношение власти к жителям России в то время, когда занимался творчеством великий баснописец. Иерархическая лестница заставила зарываться мелких феодалов и относиться к своим подчиненным с наглостью.

И. А. Крылов – история России в ироничных стихотворениях

На самом деле почти в каждой басне Иван Андреевич показывал несовершенство политической системы родной страны, за что его невзлюбили некоторые чиновники. Зато автор буквально сразу завоевал признание среди простого народа, чего, собственно, и добивался. Политическая подоплека проскальзывает практически в каждом его стихотворении, где высмеивает он вовсе не невежественность простолюдинов, а безграмотность тех людей, что сидели у власти во времена бытности автора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: