СОДЕРЖАНИЕ
Смотреть и слушать басню «ОБЕЗЬЯНА»
Канал «РАЗУМНИКИ» в YouTube
Читать басню «ОБЕЗЬЯНА»
Как хочешь ты трудись;
Но приобресть не льстись
Ни благодарности, ни славы,
Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.
Крестьянин на заре с сохой
Над полосой своей трудился;
Трудился так крестьянин мой,
Что градом пот с него катился:
Мужик работник был прямой.
Зато, кто мимо ни проходит,
От всех ему: спасибо, исполать!
Мартышку это в зависть вводит.
Хвалы приманчивы, — как их не пожелать!
Мартышка вздумала трудиться:
Нашла чурбан, и ну над ним возиться!
Хлопот
Мартышке полон рот:
Чурбан она то понесет,
То так, то сяк его обхватит,
То поволочет, то покатит;
Рекой с бедняжки льется пот;
И, наконец, она, пыхтя, насилу дышит:
А все ни от кого похвал не слышит.
И не диковинка, мой свет!
Трудишься много ты, да пользы в этом нет.
Литературный источник басни — притча А.П. Сумарокова «Пахарь и Обезьяна».
Басня «Обезьяна» Крылова была впервые опубликована в сборнике «Новые басни» в 1811 г. Дата написания басни неизвестна.
Мораль басни «Обезьяна»
Мораль басни «Обезьяна» заключается в том, что только полезный труд заслуживает похвалы и уважения со стороны окружающих. Напротив, бесполезный и бессмысленный труд не может принести человеку настоящей славы и благодарностей.
Фразеологизм «мартышкин труд» возник из сюжета басни, впервые был употреблён русским критиком Дмитрием Писаревым, применяется как характеристика бесполезных усилий, напрасных стараний, ненужной или неэффективной и утомительной работы.
Крылов И — Крестьянин и работник (басня чит. О.Ефремов)
КРЕСТЬЯНИН И РАБОТНИК
Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
Все взапуски его ценят,
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!
Старик Крестьянин с Батраком
Шел под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел.
Подмял Крестьянина, ворочает, ломает,
И где б его почать, лишь место выбирает:
Конец приходит старику.
«Степанушка, родной, не выдай, милой!» —
Из-под медведя он взмолился Батраку.
Вот новый Геркулес, со всей собравшись силой,
Что только было в нем,
Отнес полчерепа медведю топором
И брюхо проколол ему железной вилой.
Медведь взревел и замертво упал:
Медведь мой издыхает.
Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.
Опешил бедный мой Степан.
«Помилуй, — говорит, — за что?» — «За что, болван!
Чему обрадовался сдуру?
Знай колет: всю испортил шкуру!»
читает Олег Ефремов
ЕФРЕМОВ Олег Николаевич
01.10.1927, Москва — 24.05.2000, Москва
Актер, режиссер, сценарист
Народный артист СССР (1976)
Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 февраля 1769, Москва — 9 ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841).
В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».
Крестьянин и работник
Инсценировка Олеси Емельяновой
Продолжительность сценки: 1 минута; количество актеров: от 2 до 4.
Крестьянин
Батрак
Медведь
Рассказчик
На первом плане слева и справа – деревья. На втором плане – небо.
Старик-крестьянин с батраком
Шел под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокоса.
Из-за деревьев слева выходят Крестьянин с косой и Батрак с вилами.
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
Раздается громкий рев. Из-за деревьев справа выходит вставший на дыбы Медведь. Медведь кладет лапы на плечи Крестьянину и начинает его ломать, поворачиваясь к Батраку спиной.
Крестьянин (Батраку умоляюще)
Степанушка родной, не выдай, милый!
Кол и ́ его скорей железной вилой!
От смерти лютой ты меня спаси,
Не то погибну, Боже упаси!
Батрак начинает колоть медведя вилами.
Поторопись, дружок! Коли сильнее,
А и ́наче вперед него я околею!
Батрак еще сильнее колет Медведя вилами. Медведь ревет и вместе с Крестьянином падает на землю. Батрак продолжает колоть Медведя вилами. Наконец, медведь умирает. Крестьянин поднимается с земли и бьет Батрака кулаком по лицу.
Каналья! Сиволапотный дурак!
Да что, хозяин, сделал я не так?
Ты сдуру
Испортил мне медвежью шкуру!
От вил в негодность вся пришла она!
Была она мне целою нужна!
Крестьянин гоняется за Батраком и бьет его. Оба скрываются за деревьями.
Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо.
А если не винят его, так это чудо!
© Автор басни. Иван Андреевич Крылов. 1815 г.
© Автор инсценировки. Олеся Емельянова. 2014 г.
Детям про медведя. Детские стихи, потешки, загадки, сценарии и сценки по сказкам и басням, развивающие и развлекательные настольные игры про медведя.
Инсценировки басен. Большой сборник инсценировок классических и современных басен для детского театра по произведениям Эзопа, Руми, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, О.В.Емельяновой.
Сказки и Басни. Сказки, басни и притчи Олеси Емельяновой для детей и взрослых.
Сценарии для детского театра. Библиотека пьес, инсценировок и сценок в стихах по народным и авторским сказкам и басням для детского театра.
Пьесы и сценарии Олеси Емельяновой для кукольного театра
Крестьянин и работник
Инсценировка Олеси Емельяновой
Продолжительность сценки: 1 минута; количество актеров: от 2 до 4.
Крестьянин
Батрак
Медведь
Рассказчик
На первом плане слева и справа – деревья. На втором плане – небо.
Старик-крестьянин с батраком
Шел под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокоса.
Из-за деревьев слева выходят Крестьянин с косой и Батрак с вилами.
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
Раздается громкий рев. Из-за деревьев справа выходит вставший на дыбы Медведь. Медведь кладет лапы на плечи Крестьянину и начинает его ломать, поворачиваясь к Батраку спиной.
Крестьянин (Батраку умоляюще)
Степанушка родной, не выдай, милый!
Кол и ́ его скорей железной вилой!
От смерти лютой ты меня спаси,
Не то погибну, Боже упаси!
Батрак начинает колоть медведя вилами.
Поторопись, дружок! Коли сильнее,
А и ́наче вперед него я околею!
Батрак еще сильнее колет Медведя вилами. Медведь ревет и вместе с Крестьянином падает на землю. Батрак продолжает колоть Медведя вилами. Наконец, медведь умирает. Крестьянин поднимается с земли и бьет Батрака кулаком по лицу.
Каналья! Сиволапотный дурак!
Да что, хозяин, сделал я не так?
Ты сдуру
Испортил мне медвежью шкуру!
От вил в негодность вся пришла она!
Была она мне целою нужна!
Крестьянин гоняется за Батраком и бьет его. Оба скрываются за деревьями.
Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо.
А если не винят его, так это чудо!
© Автор басни. Иван Андреевич Крылов. 1815 г.
© Автор инсценировки. Олеся Емельянова. 2014 г.
Детям про медведя. Детские стихи, потешки, загадки, сценарии и сценки по сказкам и басням, развивающие и развлекательные настольные игры про медведя.
Инсценировки басен. Большой сборник инсценировок классических и современных басен для детского театра по произведениям Эзопа, Руми, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, О.В.Емельяновой.
Сказки и Басни. Сказки, басни и притчи Олеси Емельяновой для детей и взрослых.
Сценарии для детского театра. Библиотека пьес, инсценировок и сценок в стихах по народным и авторским сказкам и басням для детского театра.
Пьесы и сценарии Олеси Емельяновой для кукольного театра