Басня Крылова Чиж и голубь

Басня Крылова «Чиж и голубь» — одно из самых коротких творений великого баснописца. Произведение учит простейшим, но, вместе с тем, необходимым в жизни вещам – взаимовыручке и умению сопереживать и, хотя бы в критической ситуации проявлять альтруизм.

Басня Чиж и голубь читать

Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.

«Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

Мораль басни Чиж и голубь

Увидев несчастье ближнего, ты не только не должен смеяться над ним, но и обязан сделать попытку облегчить его судьбу. Ведь иначе, попав в беду, ты и сам не дождешься помощи, а от непредвиденных происшествий никто из нас не застрахован.

Басня Чиж и голубь — анализ

При знакомстве с данной басней, у читателя может сложиться ложное впечатление о том, что суть произведения – в торжестве справедливости. Ведь чванливый голубь наказан судьбой, и, вместе с Чижом заключен в неволю. Однако углубленный анализ басни Крылова «Чиж и Голубь» приводит к мысли, что торжества справедливости, как такового, не произошло – ведь оба героя, и положительный, и отрицательный, остались сидеть в силке. С одной стороны, автор последней строкой убеждает читателя, что Голубь получил по заслугам. С другой – наводит на размышления об альтернативной концовке: «что было бы, если бы Голубь, вместо того, чтобы смеяться над несчастьем товарища, помог ему выбраться из ловушки?».

Урок чтения «Басни И.А. Крылова. «Чиж и голубь»

Цель урока: Дать понятие о басне, познакомить с историей её возникновения, баснописцами, развивать интерес к этому жанру, учить выразительному чтению басен, расширять понятие о человеческих пороках и достоинствах.

Оборудование:

  • портрет И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.А. Михалкова;
  • — фотомонтаж писателей;
  • — выставка книг;
  • — иллюстрации;
  • — таблицы (2шт);
  • — слова на плакате;
  • — литературный календарь.

Ход урока:

    Работа с литературным календарем

( День рождения А.С. Пушкина, И.А. Крылова)

Вступительная беседа учителя

— Кто любит сказки?

Вспомните любимые. Расскажите отрывок из нее. (2 чел.)

— Кто любит стихи?

Вспомните любимые. Расскажите четверостишие. (2 чел.)

— Какие знаете литературные произведения?

Будем таблицу дополнять.

Знакомство с новым материалом

— Послушайте в грамзаписи литературное произведение И.А. Крылова “Ворона и Лисица”.

— На сказку похоже? Почему?

— На стихотворение похоже? Почему?

Это басня (отметить в таблице)

— Что необычного заметили в басне?

— Зачем пишут басни?

— А как называются творцы слова, которые пишут замечательные произведения (писатели, поэты, прозаики, баснописцы)?

Творцы слова ФИО Поэт Писатель Баснописец Классик Л. Толстой + + Н. Некрасов + И. Крылов + +

— определить русских поэтов-классиков

— определить русских баснописцев

Проверка: — Кто русские поэты-классики?

— Кто русские баснописцы?

Басни возникли очень давно. Из всех произведений литературы самые первые. Жизнь подсказала создать их. Они учат людей, поучают их в интересной форме. Все это возникло от человеческого опыта, человеческой мудрости. Люди, которые сочиняли басни, были умны и мудры.

Первым баснописцем считается Эзоп. Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Нет, он их не записывал, они передавались из уст в уста.

Эзоп – мудр и умен.

Был случай – спор.

У хозяина Эзопа был праздник. Гости спорили о том, что может человек, что не может. Хозяин сказал, что человек не может выпить море.

Эзоп говорит, может. “Я дарю тебе свободу, если ты это сделаешь.”

Вся толпа двинулась к морю.

— Я выпью, если отделить от него реки, ручьи и все источники, которые впадают в него.

Хозяин понял, что Эзоп обхитрил его.

Дарит ему за ум свободу. Эзоп не принял её, потому что свобода была добыта хитростью.

Рассказывать об Эзопе можно много удивительных историй.

Физкультминутка для глаз.

Вот басня. “Растолстевшая мышь”. Читает учитель.

— Что за мудрость таится в этой басне? (жадность, обжорство)

Эти истории или басни с греческого переводились на русский язык

— И.А. Крыловым (стихи)

— Л.Н. Толстым (проза)

Современник – баснописец – С. Михалков.

Это тот писатель, который написал “Дядю Степу”. О нем вы узнаете в старших классах.

А сегодня – об И.А. Крылове.

(На доске висит портрет И.А. Крылова)

— Какие басни Крылова читали раньше?

И.А. Крылова знают все. (иллюстрации к басням на доске)

Его перу принадлежат свыше 200 басен. В своих баснях он отражает русский характер, передает мудрость русского.

Сам человек в басне появляется редко. Он подразумевается в образах животных, растений. И.А. Крылов учит нас своими персонажами – достойными, благородными и отрицательными.

Посмотрите как инсценируют дети басню “Лебедь, Рак и Щука”

— В какой фразе заключается мудрость? (главный смысл)

Мудр и умен И.А. Крылов.

— Видите, даже вы, дети, знаете Крылова.

Жил он в Петербурге. Там есть летний сад – где гуляют семьями. Изгородь сада украшена персонажами из его басен. И стоит там памятник великому русскому баснописцу. Летом и зимой лежат у подножья цветы. (показываю открытки “Летнего сада”)

— За что помнят его люди? (Басни Крылова учат правильно жить)

Физкультминутка для мышц.

Знакомство с басней “Чиж и Голубь”

Раньше отлавливали птиц с помощью специальных клеток, в которых находился корм – приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями, (сделанные из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.

Сейчас мы узнаем о таком случае, о двух птицах – Чиже и Голубе.

— Кто видел голубя? (читаю басню)

— Ваше мнение? Кого жаль?

— Как оцениваете поведение молодого голубя?

Подготовка к вторичному восприятию.

— Что означают слова?

— Найдите в тексте фразы с этими словами.

б). Читаем — губами

на доске

1 2 3
медленно и тихо быстро и тихо быстро и громко
на

про

вел

вели

путать

бедняжка

в). Работа с оглавлением книги (Найти басню — в учебнике дети ищут нужную страницу по оглавлению).

г). Чтение басни про себя.

— Перед глазами карточка с заданиями для самостоятельной работы. Задания 1 и 3.

Задание по вариантам

1-вариант Почему чиж оказался в беде? Как он чувствовал в западне?

2-вариант Что случилось с голубем? Как вел себя молодой голубь?

Задание всем

Прочитайте 8 стр.

  • Анализ произведения
  • — Что изменилось в положении героев басни?

    — Кому сочувствует автор? А Ты?

    Западня – Злодейка – Бедняжка

    — Если бы человек поступил подобным образом, что вы о нем скажите?

    — Давайте дадим характеристику голубя?

    Вырисовывается табличка на доске

    А какие черты хотели бы видеть вы?

    — В каких строчках заключается главная мысль? (добро и зло)

    Это мораль – краткий, четкий вывод, где называется порок и последствия.

    Разберем схему добра и зла.

    Физкультминутка для глаз.

    Л.Н. Толстой “ Муравей и голубка”

    Слушаем грамзапись. Сравните две басни.

    Басня осталась в памяти людей и часто слова из нее стали произноситься, как будто так и надо.

    Работа над афоризмами.

    — Не радуйся чужой неудаче, не злорадствуй.

    — Найти близкую по смыслу фразу из басни. (работа с учебником)

    Работа над выразительностью.

    а) Расставляем логические ударения карандашом.

    б) Читаем вслух вместе. (чтение по ролям)

    Слова автора (показать отношение к героям).

    Слова героев (передать их характер).

    6. Домашнее задание

    Выучить наизусть. Привести примеры из жизни, которые можно соотнести с этой басней.

    ЗАДАНИЕ

    1. Прочитай внимательно текст. Определи главную мысль.
    2. Попытайся представить прочитанное.
    3. Дай свою оценку героям рассказа и событиям.
    4. Приготовься безошибочно выразительно читать, соблюдая паузы и ударения.

    Чиж и голубь — Басня Крылова

    Чижа захлопнула злодейка-западня:
    Бедняжка в ней и рвался и метался,
    А Голубь молодой над ним же издевался.

    «Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня
    Попался!
    Не провели бы так меня:
    За это я ручаюсь смело».

    Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
    И дело!
    Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

    Мораль басни «Чиж и голубь»

    На примере двух птиц — голубя и чижика, автор басни учит нас не смеяться над тем, кто попал в беду, поскольку человек не может абсолютно быть уверен, что не угодит в такую же беду.

    Также случай из басни подтверждает важность взаимопомощи. Если бы голубь помог выбраться из силков чижу, или же не попался бы вообще, или чиж помог выбрасываться, когда тот попался. Тогда, возможно, и голубь, и чиж остались бы в здравии.

    Крылов И — Чиж и голубь (инсц. басня) 2-ой вариант

    Чижа захлопнула злодейка-западня:
    Бедняжка в ней и рвался и метался,
    А Голубь молодой над ним же издевался.
    «Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня
    Попался!
    Не провели бы так меня:
    За это я ручаюсь смело».
    Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
    И дело!
    Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

    Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 февраля 1769, Москва — 9 ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841).
    В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.
    Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
    Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Басня Крылова Чиж и голубь

    Басня Крылова «Чиж и голубь» — одно из самых коротких творений великого баснописца. Произведение учит простейшим, но, вместе с тем, необходимым в жизни вещам – взаимовыручке и умению сопереживать и, хотя бы в критической ситуации проявлять альтруизм.

    Басня Чиж и голубь читать

    Чижа захлопнула злодейка-западня:
    Бедняжка в ней и рвался и метался,
    А Голубь молодой над ним же издевался.

    «Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня
    Попался!
    Не провели бы так меня:
    За это я ручаюсь смело».

    Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
    И дело!
    Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

    Мораль басни Чиж и голубь

    Увидев несчастье ближнего, ты не только не должен смеяться над ним, но и обязан сделать попытку облегчить его судьбу. Ведь иначе, попав в беду, ты и сам не дождешься помощи, а от непредвиденных происшествий никто из нас не застрахован.

    Басня Чиж и голубь — анализ

    При знакомстве с данной басней, у читателя может сложиться ложное впечатление о том, что суть произведения – в торжестве справедливости. Ведь чванливый голубь наказан судьбой, и, вместе с Чижом заключен в неволю. Однако углубленный анализ басни Крылова «Чиж и Голубь» приводит к мысли, что торжества справедливости, как такового, не произошло – ведь оба героя, и положительный, и отрицательный, остались сидеть в силке. С одной стороны, автор последней строкой убеждает читателя, что Голубь получил по заслугам. С другой – наводит на размышления об альтернативной концовке: «что было бы, если бы Голубь, вместо того, чтобы смеяться над несчастьем товарища, помог ему выбраться из ловушки?».

    Урок чтения «Басни И.А. Крылова. «Чиж и голубь»

    Цель урока: Дать понятие о басне, познакомить с историей её возникновения, баснописцами, развивать интерес к этому жанру, учить выразительному чтению басен, расширять понятие о человеческих пороках и достоинствах.

    Оборудование:

    • портрет И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.А. Михалкова;
    • — фотомонтаж писателей;
    • — выставка книг;
    • — иллюстрации;
    • — таблицы (2шт);
    • — слова на плакате;
    • — литературный календарь.

    Ход урока:

      Работа с литературным календарем

    ( День рождения А.С. Пушкина, И.А. Крылова)

    Вступительная беседа учителя

    — Кто любит сказки?

    Вспомните любимые. Расскажите отрывок из нее. (2 чел.)

    — Кто любит стихи?

    Вспомните любимые. Расскажите четверостишие. (2 чел.)

    — Какие знаете литературные произведения?

    Будем таблицу дополнять.

    Знакомство с новым материалом

    — Послушайте в грамзаписи литературное произведение И.А. Крылова “Ворона и Лисица”.

    — На сказку похоже? Почему?

    — На стихотворение похоже? Почему?

    Это басня (отметить в таблице)

    — Что необычного заметили в басне?

    — Зачем пишут басни?

    — А как называются творцы слова, которые пишут замечательные произведения (писатели, поэты, прозаики, баснописцы)?

    Творцы слова ФИО Поэт Писатель Баснописец Классик Л. Толстой + + Н. Некрасов + И. Крылов + +

    — определить русских поэтов-классиков

    — определить русских баснописцев

    Проверка: — Кто русские поэты-классики?

    — Кто русские баснописцы?

    Басни возникли очень давно. Из всех произведений литературы самые первые. Жизнь подсказала создать их. Они учат людей, поучают их в интересной форме. Все это возникло от человеческого опыта, человеческой мудрости. Люди, которые сочиняли басни, были умны и мудры.

    Первым баснописцем считается Эзоп. Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Нет, он их не записывал, они передавались из уст в уста.

    Эзоп – мудр и умен.

    Был случай – спор.

    У хозяина Эзопа был праздник. Гости спорили о том, что может человек, что не может. Хозяин сказал, что человек не может выпить море.

    Эзоп говорит, может. “Я дарю тебе свободу, если ты это сделаешь.”

    Вся толпа двинулась к морю.

    — Я выпью, если отделить от него реки, ручьи и все источники, которые впадают в него.

    Хозяин понял, что Эзоп обхитрил его.

    Дарит ему за ум свободу. Эзоп не принял её, потому что свобода была добыта хитростью.

    Рассказывать об Эзопе можно много удивительных историй.

    Физкультминутка для глаз.

    Вот басня. “Растолстевшая мышь”. Читает учитель.

    — Что за мудрость таится в этой басне? (жадность, обжорство)

    Эти истории или басни с греческого переводились на русский язык

    — И.А. Крыловым (стихи)

    — Л.Н. Толстым (проза)

    Современник – баснописец – С. Михалков.

    Это тот писатель, который написал “Дядю Степу”. О нем вы узнаете в старших классах.

    А сегодня – об И.А. Крылове.

    (На доске висит портрет И.А. Крылова)

    — Какие басни Крылова читали раньше?

    И.А. Крылова знают все. (иллюстрации к басням на доске)

    Его перу принадлежат свыше 200 басен. В своих баснях он отражает русский характер, передает мудрость русского.

    Сам человек в басне появляется редко. Он подразумевается в образах животных, растений. И.А. Крылов учит нас своими персонажами – достойными, благородными и отрицательными.

    Посмотрите как инсценируют дети басню “Лебедь, Рак и Щука”

    — В какой фразе заключается мудрость? (главный смысл)

    Мудр и умен И.А. Крылов.

    — Видите, даже вы, дети, знаете Крылова.

    Жил он в Петербурге. Там есть летний сад – где гуляют семьями. Изгородь сада украшена персонажами из его басен. И стоит там памятник великому русскому баснописцу. Летом и зимой лежат у подножья цветы. (показываю открытки “Летнего сада”)

    — За что помнят его люди? (Басни Крылова учат правильно жить)

    Физкультминутка для мышц.

    Знакомство с басней “Чиж и Голубь”

    Раньше отлавливали птиц с помощью специальных клеток, в которых находился корм – приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями, (сделанные из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.

    Сейчас мы узнаем о таком случае, о двух птицах – Чиже и Голубе.

    — Кто видел голубя? (читаю басню)

    — Ваше мнение? Кого жаль?

    — Как оцениваете поведение молодого голубя?

    Подготовка к вторичному восприятию.

    — Что означают слова?

    — Найдите в тексте фразы с этими словами.

    б). Читаем — губами

    на доске

    1 2 3
    медленно и тихо быстро и тихо быстро и громко
    на

    про

    вел

    вели

    путать

    бедняжка

    в). Работа с оглавлением книги (Найти басню — в учебнике дети ищут нужную страницу по оглавлению).

    г). Чтение басни про себя.

    — Перед глазами карточка с заданиями для самостоятельной работы. Задания 1 и 3.

    Задание по вариантам

    1-вариант Почему чиж оказался в беде? Как он чувствовал в западне?

    2-вариант Что случилось с голубем? Как вел себя молодой голубь?

    Задание всем

    Прочитайте 8 стр.

  • Анализ произведения
  • — Что изменилось в положении героев басни?

    — Кому сочувствует автор? А Ты?

    Западня – Злодейка – Бедняжка

    — Если бы человек поступил подобным образом, что вы о нем скажите?

    — Давайте дадим характеристику голубя?

    Вырисовывается табличка на доске

    А какие черты хотели бы видеть вы?

    — В каких строчках заключается главная мысль? (добро и зло)

    Это мораль – краткий, четкий вывод, где называется порок и последствия.

    Разберем схему добра и зла.

    Физкультминутка для глаз.

    Л.Н. Толстой “ Муравей и голубка”

    Слушаем грамзапись. Сравните две басни.

    Басня осталась в памяти людей и часто слова из нее стали произноситься, как будто так и надо.

    Работа над афоризмами.

    — Не радуйся чужой неудаче, не злорадствуй.

    — Найти близкую по смыслу фразу из басни. (работа с учебником)

    Работа над выразительностью.

    а) Расставляем логические ударения карандашом.

    б) Читаем вслух вместе. (чтение по ролям)

    Слова автора (показать отношение к героям).

    Слова героев (передать их характер).

    6. Домашнее задание

    Выучить наизусть. Привести примеры из жизни, которые можно соотнести с этой басней.

    ЗАДАНИЕ

    1. Прочитай внимательно текст. Определи главную мысль.
    2. Попытайся представить прочитанное.
    3. Дай свою оценку героям рассказа и событиям.
    4. Приготовься безошибочно выразительно читать, соблюдая паузы и ударения.

    Презентация на тему: И.А. Крылов «Чиж и голубь»

    И.А.Крылов «Чиж и голубь» 3 класс Учитель начальных классов МКОУ «ТШИ», п. Тазовский Беспалая Ирина Феликсовна

    Прочитайте предложения и скажите, откуда эти строчки?«Твои слова справедливы, но я ничего не могу с собой поделать. Не сердись на меня. Так уж я устроен!»

    — Зачеркнуть повторяющиеся буквы и прочитать получившееся слово из оставшихся букв. ПЕТКПЕТРПЕТЫПЕТЛПЕТОПЕТВПЕТ

    Иван Андреевич Крылов (1768-1844) – русский поэт-баснописец. Родился в Москве, в семье военнослужащего. Когда мальчику исполнилось 11 лет, умер отец, и ребёнку пришлось идти работать писцом. От отца в наследство остался сундук с книгами – и всё свободное время мальчик проводил за чтением, а в 14 лет сам написал оперу «Кофейница».

    Переехав в Петербург, Крылов стал работать журналистом, изучил типографское дело, издавал журнал «Зритель» – и всё время усиленно занимался самообразованием. В результате он спокойно мог читать на французском, немецком языках, выучил итальянский, научился рисовать и играть на скрипке. К 37 годам он нашёл своё призвание в написании басен, которых у него около 200. За свой труд Крылов был награждён медалью.

    Басня — стихотворный рассказ, где действующие лица: звери, птицы, растения, вещи, а подразумеваются под ними люди. Басни учат людей жить по справедливости.

    Чиж – маленькая птичка семейства вьюрковых, желтовато-зелёного цвета, длиной 12 см. Встречается в плодовых садах и парках.

    Голубь птица плотного сложения, с короткими ногами и маленькой головой. Обладает способностью находить дорогу домой. Её часто можно встретить в городе.

    И.А.Крылов «Чиж и голубь»

    Словарная работа Западня Силок Ручаюсь

    Западня – ловушка для ловли птиц и животных. Силок- петля для ловли птиц и мелких животных. Ручаюсь – отвечаю за свои слова.

    Чиж и голубь — Басня Крылова

    Чижа захлопнула злодейка-западня:
    Бедняжка в ней и рвался и метался,
    А Голубь молодой над ним же издевался.

    «Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня
    Попался!
    Не провели бы так меня:
    За это я ручаюсь смело».

    Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
    И дело!
    Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

    Мораль басни «Чиж и голубь»

    На примере двух птиц — голубя и чижика, автор басни учит нас не смеяться над тем, кто попал в беду, поскольку человек не может абсолютно быть уверен, что не угодит в такую же беду.

    Также случай из басни подтверждает важность взаимопомощи. Если бы голубь помог выбраться из силков чижу, или же не попался бы вообще, или чиж помог выбрасываться, когда тот попался. Тогда, возможно, и голубь, и чиж остались бы в здравии.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Басня Крылова Чиж и голубь

    Басня Крылова «Чиж и голубь» — одно из самых коротких творений великого баснописца. Произведение учит простейшим, но, вместе с тем, необходимым в жизни вещам – взаимовыручке и умению сопереживать и, хотя бы в критической ситуации проявлять альтруизм.

    Басня Чиж и голубь читать

    Чижа захлопнула злодейка-западня:
    Бедняжка в ней и рвался и метался,
    А Голубь молодой над ним же издевался.

    «Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня
    Попался!
    Не провели бы так меня:
    За это я ручаюсь смело».

    Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
    И дело!
    Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

    Мораль басни Чиж и голубь

    Увидев несчастье ближнего, ты не только не должен смеяться над ним, но и обязан сделать попытку облегчить его судьбу. Ведь иначе, попав в беду, ты и сам не дождешься помощи, а от непредвиденных происшествий никто из нас не застрахован.

    Басня Чиж и голубь — анализ

    При знакомстве с данной басней, у читателя может сложиться ложное впечатление о том, что суть произведения – в торжестве справедливости. Ведь чванливый голубь наказан судьбой, и, вместе с Чижом заключен в неволю. Однако углубленный анализ басни Крылова «Чиж и Голубь» приводит к мысли, что торжества справедливости, как такового, не произошло – ведь оба героя, и положительный, и отрицательный, остались сидеть в силке. С одной стороны, автор последней строкой убеждает читателя, что Голубь получил по заслугам. С другой – наводит на размышления об альтернативной концовке: «что было бы, если бы Голубь, вместо того, чтобы смеяться над несчастьем товарища, помог ему выбраться из ловушки?».

    Чиж и голубь — Басня Крылова

    Чижа захлопнула злодейка-западня:
    Бедняжка в ней и рвался и метался,
    А Голубь молодой над ним же издевался.

    «Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня
    Попался!
    Не провели бы так меня:
    За это я ручаюсь смело».

    Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
    И дело!
    Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

    Мораль басни «Чиж и голубь»

    На примере двух птиц — голубя и чижика, автор басни учит нас не смеяться над тем, кто попал в беду, поскольку человек не может абсолютно быть уверен, что не угодит в такую же беду.

    Также случай из басни подтверждает важность взаимопомощи. Если бы голубь помог выбраться из силков чижу, или же не попался бы вообще, или чиж помог выбрасываться, когда тот попался. Тогда, возможно, и голубь, и чиж остались бы в здравии.

    Чиж и голубь

    В большом дремучем лесу, далеко на севере Финляндии, росли рядом две огромные сосны. Они были такие старые, такие старые, что никто, даже седой мох, не мог припомнить, были ли они когда-нибудь молодыми, тонкими сосенками. Отовсюду были видны их тёмные вершины, высоко поднимавшиеся над чащей леса. Весной в густых ветвях старых сосен пел весёлые песенки дрозд, а маленькие розовые цветы вереска поднимали свои головки и смотрели снизу вверх так робко, будто хотели сказать: «Ах, неужели и мы будем такими же большими и такими же старыми?»

    © 2012-2020 Проект «Skazk.ru»

    Все материалы найдены в открытых источниках и являются народным достоянием или публикуются с согласия авторов.

    Презентация на тему: И.А. Крылов «Чиж и голубь»

    И.А.Крылов «Чиж и голубь» 3 класс Учитель начальных классов МКОУ «ТШИ», п. Тазовский Беспалая Ирина Феликсовна

    Прочитайте предложения и скажите, откуда эти строчки?«Твои слова справедливы, но я ничего не могу с собой поделать. Не сердись на меня. Так уж я устроен!»

    — Зачеркнуть повторяющиеся буквы и прочитать получившееся слово из оставшихся букв. ПЕТКПЕТРПЕТЫПЕТЛПЕТОПЕТВПЕТ

    Иван Андреевич Крылов (1768-1844) – русский поэт-баснописец. Родился в Москве, в семье военнослужащего. Когда мальчику исполнилось 11 лет, умер отец, и ребёнку пришлось идти работать писцом. От отца в наследство остался сундук с книгами – и всё свободное время мальчик проводил за чтением, а в 14 лет сам написал оперу «Кофейница».

    Переехав в Петербург, Крылов стал работать журналистом, изучил типографское дело, издавал журнал «Зритель» – и всё время усиленно занимался самообразованием. В результате он спокойно мог читать на французском, немецком языках, выучил итальянский, научился рисовать и играть на скрипке. К 37 годам он нашёл своё призвание в написании басен, которых у него около 200. За свой труд Крылов был награждён медалью.

    Басня — стихотворный рассказ, где действующие лица: звери, птицы, растения, вещи, а подразумеваются под ними люди. Басни учат людей жить по справедливости.

    Чиж – маленькая птичка семейства вьюрковых, желтовато-зелёного цвета, длиной 12 см. Встречается в плодовых садах и парках.

    Голубь птица плотного сложения, с короткими ногами и маленькой головой. Обладает способностью находить дорогу домой. Её часто можно встретить в городе.

    И.А.Крылов «Чиж и голубь»

    Словарная работа Западня Силок Ручаюсь

    Западня – ловушка для ловли птиц и животных. Силок- петля для ловли птиц и мелких животных. Ручаюсь – отвечаю за свои слова.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: