Басня крылов в беде

русский писатель, баснописец, журналист.

Родился в семье армейского офицера, дослужившегося от рядового до капитана. После смерти отца семья осталась без средств к существованию, и десятилетний мальчик поступил на службу подканцеляристом в Калязинский земский суд, затем в Тверской магистрат.
В 1782 г. Крылов переехал в Петербург, привезя с собой свою первую комическую оперу «Кофейница». В ней юный автор дал сатирическую картину нравов русской провинции. Крылов сблизился с актерами и театральными деятелями, написал несколько комедий.
В 1789 г. стал издавать сатирический журнал «Почта духов», который по смелости сатиры стал одним из крупнейших явлений русской журналистики конца XVIII в. И. А. Крылов
Летом 1792 г. Крылов попал под надзор полиции и отошел от журналистской деятельности. В 1804 г. в Москве он опубликовал свои первые басни «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». В 1812 г. Крылов поступил на службу в открывшуюся в Петербурге Публичную библиотеку, в которой прослужил в должности библиотекаря около 30 лет.
В 1809 г. вышла первая книга басен Крылова. Развивая традиции басенного жанра, он выступил и как новатор, создав басню, не ограниченную рамками классицизма, а идущую от жизни. Персонажи басен были живыми типическими характерами, а сюжет приобрел национальный колорит, принял вид драматизированной сценки. Многие строки басен Крылова, благодаря своей меткости и простоте, вошли в разговорный язык, стали пословицами и поговорками.
Основные произведения: басни «Волки и Овцы», «Мор зверей», «Рыбьи пляски», «Конь и Всадник», «Колос», «Крестьяне и Река», «Листы и Корни», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Раздел» и др.; комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники» (все — 1786-1788); трагедия «Филомела» (1786-1788); «шуто-трагедия» «Триумф» (1799-1800); повесть «Камб» (1792).

Крестьянин в беде

К Крестьянину на двор

Залез осенней ночью вор;

Забрался в клеть и на просторе,

Обшаря стены все, и пол, и потолок,

Покрал бессовестно что мог:

И то сказать, какая совесть в воре!

Ну так что наш мужик, бедняк,

Богатым лег, а с голью встал такою,

Хоть по миру поди с сумою;

Не дай бог никому проснуться худо так!

Крестьянин тужит и горюет,

Родню сзывает и друзей,

Соседей всех и кумовей.

«Нельзя ли, — говорит, — помочь беде моей?»

Тут всякий с мужиком толкует,

И умный свой дает совет.

Кум Карпыч говорит: «Эх, свет!

Не надобно было тебе по миру славить,

Что столько ты богат».

Сват Климыч говорит: «Вперед, мой милый сват,

Старайся клеть к избе гораздо ближе ставить».

«Эх, братцы, это всё не так, —

Сосед толкует Фока, —

Не то беда, что клеть далека,

Да надо на дворе лихих держать собак;

Возьми-ка у меня щенка любого

От Жучки: я бы рад соседа дорогого

От сердца наделить,

И словом, от родни и от друзей любезных

Советов тысячу надавано полезных,

Кто сколько мог,

А делом ни один бедняжке не помог.

На свете таково ж: коль в нужду попадешься!

Читаем басни Крылова.

Тема. «И.А. Крылов. Басня “Слон и Моська”».

Цель. Повторение изученных басен И.А. Крылова; знакомство с басней «Слон и Моська»; развитие логического мышления, творческого воображения, умения делать выводы; развитие речи, отработка навыка выразительного чтения.

Оборудование. Портрет И.А. Крылова.

I. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня наш урок посвящен великому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову и его произведениям.

II. Вводная беседа

Иван Андреевич Крылов
(1769—1844)

У. Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему мы говорим – «русский»? Почему – «великий»?

Дети. Мы говорим – «русский», потому что он любил все русское. А «великий» – потому что он написал много басен.

У. Да, Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
К тому времени, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он прошел уже большой творческий путь. Он был автором комедий, комических опер, трагедий, сатириком, журналистом и стихотворцем. Но прославился он как великий баснописец. Пушкин сказал о нем так: «Он превзошел всех нам известных баснописцев».
Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.
Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них. Они вошли в фонд национальной культуры. Строки из басен вошли в речь, стали привычными.
Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков.
Давайте прочитаем стихи, посвященные баснописцу.

Дети читают стихи, записанные на доске:

Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

III. Повторение изученного материала

У. Действительно, с баснями Ивана Андреевича Крылова мы знакомимся очень рано. Некоторые из них мы прочитали во 2-м классе. Давайте вспомним, из какой басни эти строки: «Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу»?

Д. Эти строки из басни «Лебедь, Щука и Рак».

Ученик рассказывает басню наизусть.

У. Как взялись за дело герои басни?

Д. Герои басни взялись за дело дружно.

У. Как шла у них работа?

Д. Работа шла плохо.

У. Чем закончилось дело?

Д. Воз остался стоять на том же месте.

У. Почему Лебедь, Щука и Рак не сумели сдвинуть воз с места?

Д. Потому что каждый из них тянул поклажу в свою сторону.

У. Какие недостатки высмеивает автор в этой басне?

Д. Он высмеивает несогласие, разобщенность.

У. Для чего автор рассказал людям историю про Лебедя, Щуку и Рака?

Д. Чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно.

У. Какие слова из этой басни стали крылатыми?

Д. Крылатыми стали слова: «А воз и ныне там».

У. В каких случаях их говорят?

Д. Их говорят, когда дело не идет на лад.

«Не стыдно ль, – говорит, – средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело»?

Д. Эти слова из басни «Чиж и Голубь».

Ученик читает басню выразительно.

У. Какая беда случилась с Чижом?

Д. Чижа захлопнула западня.

У. Как чувствовал себя пойманный Чиж?

Д. Он метался и пытался освободиться.

У. Как вел себя молодой Голубь?

Д. Голубь над ним издевался и смеялся.

У. Что произошло с Голубем?

Д. Голубь запутался в силке.

У. Кого поддерживает автор – Чижа или Голубя?

Д. Автор поддерживает Чижа.

У. Почему автор не сочувствует Голубю?

Д. Потому что не нужно смеяться над чужой бедой.

У. Согласны ли вы с ним?

У. Какие недостатки высмеивает автор?

Д. Он высмеивает злорадство.

У. Какие слова басни стали крылатыми?

Д. «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!».

У. Из какой басни слова:

Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Где под каждым ей листом
Был готов и стол и дом?

Д. Эти слова из басни «Стрекоза и Муравей».

Дети читают басню по ролям.

У. Что случилось со Стрекозой?

Д. Она осталась без жилья.

У. Помог ли ей Муравей? Что он ей ответил?

Д. Муравей не помог Стрекозе. Он ответил ей:

«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»

У. Кто виноват, что Стрекоза осталась без крова?

Д. Виновата она сама, потому что летом не трудилась, а только пела и плясала.

У. Какие слова из этой басни стали крылатыми?

«Ты все пела – это дело,
Так поди же попляши!»

IV. Работа над пословицами

У. Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл? К каким басням их можно отнести?

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.
Не рой яму другому – сам в нее попадешь.

Д. Я понимаю первую пословицу так: если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а одному тяжело. Эту пословицу можно отнести к басне «Лебедь, Щука и Рак».
– Я понимаю вторую пословицу так: если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять. Эту пословицу можно отнести к басне «Стрекоза и Муравей».
– Я понимаю третью пословицу так: если ты кому-нибудь доставишь неприятность, то такое может случиться и с тобой. Эту пословицу можно отнести к басне «Чиж и Голубь».

V. Повторение изученного материала (продолжение)

У. Кто обычно является героями басен?

Д. Героями басен обычно являются животные.

У. Какие недостатки высмеиваются в баснях?

Д. В баснях высмеиваются зависть, высокомерие, жадность, грубость, лень, зазнайство, лесть.

У. Чем отличается басня от стихотворения?

Д. Басня нас чему-то учит.

У. Чему нас учат басни, которые мы прочитали?

Д. Они учат нас быть дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать друг другу в трудную минуту.

У. Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Они давали людям взглянуть в чудесное зеркало, в котором отражались всякие звери и диковинные вещи, являвшие собой зрелище сколь занимательное, столь и поучительное. Мудрецы называли это зеркало басней, и что бы ни делали звери, все разумное и глупое люди поневоле относили к себе и при этом думали: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.
Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы и очень редко люди, мы всегда понимаем, что речь идет о людях.
Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни подчеркивается обычно в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью.
Какие слова являются моралью в баснях «Лебедь, Щука и Рак», «Чиж и Голубь», «Стрекоза и Муравей»?

Д. В басне «Лебедь, Щука и Рак» моралью являются слова:

«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука».

– В басне «Стрекоза и Муравей» моралью являются слова:

«Ты все пела? Это дело:
Так поди же попляши!»

– В басне «Чиж и Голубь» моралью являются слова: «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!»

VI. Знакомство с басней «Слон и Моська»

У. Сегодня мы познакомимся еще с одной басней Ивана Андреевича Крылова. Она называется «Слон и Моська». В ней, как обычно бывает в баснях, действуют животные. Кто из вас видел слона? Что вы о нем знаете?

Д. Я видел слона по телевизору и в зоопарке. Он очень большой. У него толстые ноги, большие уши и длинный хобот.

У. Да, слон – огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 метров. Весит больше 4000 килограммов. Ноги у слона толстые, как бревна. Слона боятся даже тигры и львы.

Учитель читает басню.

У. Понравилась ли вам басня?

Д. Да, понравилась.

У. Что понравилось?

Д. Мне понравилось, что Слона водили по улицам, и все люди могли на него посмотреть.

– А мне понравилось, что такая маленькая собачка не боится Слона и лает на него.

У. Какой момент запечатлен на иллюстрации?

Д. На иллюстрации запечатлен момент, когда Слона ведут по улице и Моська на него лает.

У. Какими художник рисует Слона и Моську?

Д. Художник нарисовал Слона огромным, а Моську очень маленькой.

У. Как ведет себя Слон? Заметил ли он, что у его ног какая-то собачонка?

Д. Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.

У. Что делает Моська?

Д. Она громко лает и набрасывается на Слона.

У. Кто нарисован слева?

Д. Слева нарисованы зрители, которые толпой ходили за слоном.

У. Как они смотрят на это событие?

Д. Они смотрят на это событие удивленно и с интересом.

У. Что за человек справа от Слона?

Д. Справа от Слона – дрессировщик.

У. Слоны хорошо дрессируются, и поэтому их издавна показывают в цирке. Здесь на картинке изображен такой дрессированный слон. Его, видимо, привезли с цирком в какой-то город. Циркач-дрессировщик, облачившись в одежды индийского погонщика слонов, водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление.

Дети самостоятельно читают басню и отвечают на вопросы, написанные на доске:

1. Назовите действующих лиц басни.
2. Как Слон отнесся к нападению Моськи?
3. Какой вы представляете Моську?
4. Прочитайте строчки, которые можно отнести к иллюстрации.
5. Что Моське посоветовала Шавка? Прочитайте.
6. За что Шавка осуждает Моську?
7. Для чего Моська напала на Слона? Прочитайте.
8. Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки?
9. Чем смешна Моська?

VII. Работа над образными выражениями

У. Отыщите в тексте строчки, соответствующие данным словосочетаниям:

1. Показывали на улице людям (водили напоказ).
2. Невидаль, редкость (в диковинку у нас).
3. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам (толпы зевак ходили).
4. Откуда-то внезапно вдруг появится (отколе ни возьмись).
5. Перестань себя позорить (перестань срамиться).
6. Придает смелости (вот то-то мне и духу придает).

У. В каких словах, ставших крылатыми, заключен смысл басни?

Д. «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!»

У. Как вы понимаете эти строки?

Д. Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться.

У. Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой. Но Моська и хитрая. Бросаясь на Слона, всячески изображая отчаянную смелость и бесстрашие, она отлично понимает, что великан не опасен – он даже не замечает ее.
Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, чтобы передать их характер.

Дети читают басню по ролям.

VIII. Итог урока

У. Чему был посвящен наш урок?

Д. Урок был посвящен басням Крылова.

У. Какие басни мы вспоминали?

Д. Мы вспомнили басни «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», «Лебедь, Щука и Рак».

У. С какой новой басней Ивана Андреевича Крылова мы познакомились?

Д. Мы познакомились с басней «Слон и Моська».

У. Кто в этой басне вам нравится?

Д. Мне в этой басне нравится Слон, потому что он спокойный и невозмутимый.

– А мне нравится Моська, потому что она не боится лаять на такого огромного Слона.

У. Чье поведение вызывает осуждение?

Д. Вызывает осуждение поведение Моськи, потому что она стремится показать, что она очень смелая, хотя на самом деле это не так. Ведь если бы Слон обратил на нее внимание, она сразу бы убежала.

У. Кого из героев следует одобрить?

Д. Я думаю, следует одобрить Шавку, потому что она понимает, что Моська зря лает на Слона, что она с ним не справится, и советует ей не срамиться.

У. Что высмеивает автор в басне?

Д. Автор высмеивает стремление выделиться любой ценой.

У. Какой вывод из прочитанной басни следует сделать?

Д. Нужно сделать вывод, что нельзя стремиться выделиться любыми средствами.

У. Когда в жизни можно употребить слова: «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!»?

Д. Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам.

– Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.

У. Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.

IХ. Домашнее задание

У. Выучите басню наизусть, нарисуйте к ней иллюстрации.

Язык и стиль в баснях Крылова

Использование пословиц и поговорок придает языку и стилю басен Крылова народный характер и колорит. В пословицах он нашел живописные пути выражения своих взглядов. Очень многие басни Крылова восходят ь своем замысле к пословице. Например, пословица «Дело мастера боится» перекликается с сюжетом и моралью басни «Два извозчика», пословица «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться» — с басней «Лев и Мышь».

Необходимо отметить и различие между басней и пословицей. Пословица дает лишь общую идею, общую формулу морали, не раскрывая ее в образах. Басня наделяет эту общую формулу плотью и кровыо поэтических образов. Многие басни Крылова имеют поэтическую природу.

Речь в басне — это живое обращение автора к читателю и диалог героев. Диалог в басне есть почти всегда. Хотя правила написания басен предостерегали от употребления просторечных слов, их было предостаточно в русской басне задолго до Крылова. Крылов использовал обороты разговорной речи не ради их грубости, а из-за меткости. И еще: он не только брал из разговорного языка, но и вводил в него новое. Крылов широко черпал из народной речи, но не менее щедро отдавал народу взятое у него.

Крылов сумел создать образ русской народной речи. Народной в самом широком и серьезном смысле слова. Крылов широко пользовался народной речью, вводя в литературный обиход слова и выражения устного народного языка, сохраняющие свою красочность и живописность: «гуторя слуги вздор», «с натуги. околела», «у кумушки-Лисы хлопот на ту беду случился полон рот».

У Крылова мы можем найти все стилистические приемы, применяемые в написании басен. Среди особенностей слога басни выделяется такой жанр, как живописность. Это можно наблюдать на примере басни «Водопад и Ручей»:

Кипящий Водопад, свергался со скал,

Целебному Ручью с надменностью сказал.

Здесь вся прелесть и живописность заключены в самих звуках.

В этой строфе, напротив, вся красота — в искусном соединении односложных слов.

А вот еще пример того, как сам темп речи Крылова, а не только смысл слов изображает то, о чем говорится в басне. Строка из басни «Белка»: «Но наша Белочка к орешнику лишь шаг. » Сначала идет длинное слово «Белочка» (хотя можно было написать просто «Белка»), потом — односложное «шаг».

Итак, басня основана на постоянном движении речи, на переходах от одного к другому: длинные слова сменяются короткими, многостопные строки — короткими, и наоборот.

Среди контрастов, на которых традиционно строится басня,— контрасты стилистические. Главная особенность стиля басни — это его лаконичность. По этому поводу Жуковский писал, что истинное дарование заключается «в том, что поэт описывает, и в том, о чем он умалчивает, полагаясь на чувство читателя».

Надо отметить, что и финал играет далеко не последнюю роль в басне. Финальные фразы часто становятся пословицами: «Но сделать Соловьем Кукушки я не мог»; «Что ты посеешь — то и жни»; «А кто из мелочи не хочет кушать стоя, тот дома у себя сиди»; «Слона-то я и не приметил»; «Рыльце у тебя в пуху». Смысл и точностыюэтического мастерства Крылова во многом способствовали тому, что его стихи превращались в поговорки и пословицы. Поэтому так легко уходили в народ строки и образы крыловских басен, выражавшие ум и смекалку.

Басни Крылова — образец словесного мастерства. В них сконцентрирован весь творческий опыт Крылова как писателя-драматурга, поэта-лирика, сатирика и баснописца. Увы, пережив в творчестве Крылова свой высочайший взлет, русская басня исчезает из большой литературы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector