Басни с участием Обезьяны

Смотреть и слушать басню «ОБЕЗЬЯНА»

Канал «РАЗУМНИКИ» в YouTube

Читать басню «ОБЕЗЬЯНА»

Как хочешь ты трудись;
Но приобресть не льстись
Ни благодарности, ни славы,
Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.
Крестьянин на заре с сохой
Над полосой своей трудился;
Трудился так крестьянин мой,
Что градом пот с него катился:
Мужик работник был прямой.
Зато, кто мимо ни проходит,
От всех ему: спасибо, исполать!
Мартышку это в зависть вводит.
Хвалы приманчивы, — как их не пожелать!
Мартышка вздумала трудиться:
Нашла чурбан, и ну над ним возиться!
Хлопот
Мартышке полон рот:
Чурбан она то понесет,
То так, то сяк его обхватит,
То поволочет, то покатит;
Рекой с бедняжки льется пот;
И, наконец, она, пыхтя, насилу дышит:
А все ни от кого похвал не слышит.
И не диковинка, мой свет!
Трудишься много ты, да пользы в этом нет.

Литературный источник басни — притча А.П. Сумарокова «Пахарь и Обезьяна».

Басня «Обезьяна» Крылова была впервые опубликована в сборнике «Новые басни» в 1811 г. Дата написания басни неизвестна.

Мораль басни «Обезьяна»

Мораль басни «Обезьяна» заключается в том, что только полезный труд заслуживает похвалы и уважения со стороны окружающих. Напротив, бесполезный и бессмысленный труд не может принести человеку настоящей славы и благодарностей.

Фразеологизм «мартышкин труд» возник из сюжета басни, впервые был употреблён русским критиком Дмитрием Писаревым, применяется как характеристика бесполезных усилий, напрасных стараний, ненужной или неэффективной и утомительной работы.

Волк и лиса перед судом обезьяны

Басня

Кто хоть однажды ложью опозорился,
К тому и в правде больше нет доверия.
О том Эзоп свидетельствует баснею.
Волк на лису-воровку подал жалобу,
Та отрицала всякую вину свою,
А суд над ними обезьяна правила.
Когда из тяжущихся каждый высказался,
Обезьяна им такой выносит приговор:
«Ты, волк, не обворован. Но ты, лисица,— вор
Уж больно ты искусно отпираешься».

Федр (Phaedrus), Македония, Римская империя, I в. до н. э. — I в. н. э.

Зеркало и обезьяна — Басня Крылова

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть». —
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.

Мораль басни «Зеркало и обезьяна»

Мораль басни об обезьяне, осудившей собственное отражение, увиденное в зеркале, но не узнавшей саму себя, заключена в строках творения о том, что «Никто не любит узнавать себя в сатире».

И действительно, многие из нас очень ясно различают чужие недостатки, и могут рассуждать о том что «хорошо», а что «плохо», о правильных или неправильных поступках, если дело касается других людей.

Но мало кто из нас способен признавать собственные недостатки и ошибки.

Этой басней Иван Крылов учит нас, прежде чем осуждать вредные привычки или неправильное поведение другого человека, сначала проанализировать собственное поведение и исправить совершенные ошибки.

Басни с участием Обезьяны

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Конспект урока литературного чтения:»И.А. Крылов, басня «Обезьяна»

Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе «Клуб Учителей».

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме — не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? — Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Конспект урока литературного чтения.

Тема урока: И.А. Крылов, басня «Обезьяна»

Цель урока: познакомить с баснописцем И. А. Крыловым и его басней; проследить характер его героев и на основе этого выделить главную мысль басни (мораль); развивать умение вести дискуссию и совершенствовать навыка выразительного чтения; воспитывать нетерпимое отношение к зависти.

Ход урока
I. Организационный момент.
(Настроить класс на рабочий лад, организовать деятельность учеников)
1. — Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами!
2. Проверка домашнего задания. (Проверка басни наизусть)

II. Основная часть урока.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского баснописца И.А.Крылова. Еще раз обратимся к его произведениям, почитаем их и сделаем анализ произведения.
Вспомните, пожалуйста, чем удивительна и необычна была жизнь Ивана Андреевича Крылова.
(Высказывания детей)

2. Обобщающая беседа. (Показ портрета И.А. Крылова)

Иван Андреевич Крылов
(1769—1844)

Все творчество баснописца прочно и глубоко связано с жизнью народа, служило его интересам. Крылов не только много знал о народе, он как бы проник в тайны мышления народа.
Обратите внимание на портрет. Что можно сказать об этом человеке? (открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека)
Как люди проявили любовь к этому человеку?
(В Санкт-Петербурге в Летнем саду есть бронзовый памятник И.А.Крылову. На каждой стороне постамента — барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.)
Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около “дедушки Крылова” всегда цветы, играющие дети?
Наблюдения, мысли народа, весь его многовековой житейский опыт воплотился мастерством писателя в предельно лаконичную форму басенной морали.
Что такого русского, необычного в баснях Крылова?
А что такое вообще басни? (Басня- это небольшое произведение в стихах или в рассказе с моралью).
Да, Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова — значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
3. Физкультминутка.
4. Работа над басней «Обезьяна»
— Откройте учебники на стр. 166.
Басня
И.А. Крылов
Обезьяна

Как хочешь ты трудись:
Но приобресть не льстись
Ни благодарности, ни славы,
Коль нет в трудах твоих ни пользы, ни забавы,
Крестьянин на заре с сохой
Над полосой своей трудился,
Трудился так крестьянин мой,
Что градом пот с него катился:
Мужик работник был прямой.
Зато, кто мимо проходит,
От всех ему: спасибо, исполать!
Мартышку это в зависть вводит.
Хвалы приманчивы,- как их не пожелать!
Мартышка вздумала трудиться:
Нашла чурбан, и ну над ним возиться!
Хлопот
Мартышке полон рот:
Чурбан она то понесет,
То так, то сяк его обхватит,
То поволочит, то покатит,
Рекой с бедняжки льется пот,
И, наконец, она, пыхтя, насилу дышит.
А все ни от кого похвал себе не слышит.
И не диковинка, мой свет!
Трудишься много ты, да пользы в этом нет!

4.1. Вступительная беседа.
Прочитайте название басни. (Обезьяна)
Какие еще басни вы знаете с участием обезьяны? (Обезьяна и очки, Зеркало и Обезьяна) О чем говорится в этих баснях? Что в них общего?
Попробуйте предположить, о чем будет говориться в басне «Обезьяна»?
4.2. Объяснение новых, трудных слов.
Перед тем как прочитать басню, мы дадим определение трудным словам:
Не льстись — не надейся, не рассчитывай
Соха – инструмент, которым вспахивали поле
Прямой – в данном случае – настоящий
Исполать – говорить
Чурбан – кусок дерева, пень
Диковинка – что-то очень редкое.
4.3. Учитель читает басню.
Совпали ли ваши предположения, о чем эта басня?
Какую вы нарисовали бы иллюстрацию к басне «Обезьяна»?
4.4. Анализ произведения.
1. В какое время суток происходит событие?
2. Зачем на заре с сохой трудился крестьянин?
3. За что крестьянину говорят «спасибо»?
4. Почему Обезьяна «вздумала трудиться»?
5. Почему Обезьяна не слышит не от кого похвал, она ведь «трудилась»?
6. Какими качествами наделил Обезьяну Крылов? (зависть и трудолюбие). Кто догадался, почему автор Обезьяну называет Мартышкой); сравните трудолюбие крестьянина и Мартышки (трудолюбие, которое не приносит пользы в народе называют — мартышкин труд)
7. Как вы думаете это положительные качества?
8. Давайте попробуем нарисовать иллюстрацию
9. Найдите в басне мораль и прочитайте ее.
Мораль басни «Обезьяна»
Как хочешь ты трудись; (пауза)
Но приобресть не льстись
Ни благодарности, ни славы, (пауза)
Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы. ( С каким выражением надо прочитать мораль)
4.5. Чтение басни детьми.
— Давай те еще раз прочитаем эту басню только теперь вы сами.
Сначала мы прочитаем отрывок, где говорится о крестьянине; потом где говорится о мартышке.
Теперь прочитаем басню полностью.
III. Итог урока.
1. Заключительное слово учителя.
Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. Недаром еще А.С.Пушкин сказал: “. Крылов превзошел всех нам известных баснописцев”.
И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.
Спасибо за урок!
2. Домашнее задание.
Выучить наизусть басню «Обезьяна», нарисовать иллюстрацию к басне.

of your page —>
Пожалуйста, оцените конспект — Конспект урока литературного чтения:»И.А. Крылов, басня «Обезьяна»:

Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: