Басни крылова в школе

Самым крупным выразителем сатирической линии в развитии русской поэзии был Крылов. Он сложился как писатель задолго до романтической эпохи и разделял многие положения просветительской идеологии. Крылов был сторонником изображения человека в рамках тех социальных отношений, которые характеризуют данное общество. Характер человека зависит от его социальной роли в общественном устройстве и может быть понят только в соответствии с этой ролью. Этим принципам Крылов остался верен до конца.

До французской революции Крылов возлагал, как и другие просветители, большие надежды на разум, широкое образование и воспитание дворян, на внедрение в их умы разумных общественных понятий. Такое умственное просвещение способно было, по его мнению (и тут он далеко не одинок), преобразовать все общество. Если большинство дворян поймет выгоды разумного поведения, не будет притеснять крепостных, позаботится о социальных нуждах бедняков, поставит общественный долг выше эгоистических, корыстных вожделений и т. д., то возникнет государство справедливости и процветания.

Но вот свершилась французская революция. Крылов, как и другие передовые люди, столкнулся с тем, что предсказания просветителей не сбылись. Надо было пересмотреть прежние позиции, извлекая уроки из истории. Перед ним встал вопрос: почему история «не послушалась» просветителей, почему она обманула их надежды?

В начале XIX века Крылов обратился к жанру басен, связанному с народной культурой. В своих баснях он дал ответы на злободневные жизненные проблемы.

Опыт французской революции и Просвещения отразился, например, в басне «Лягушки, просящие Царя». Лягушки сами не знают, чего они хотят. Они исходят не из своего практического опыта, а из теоретических представлений, которые кажутся им разумными. Однако реальная жизнь опровергает их теории. Лягушкам кажется, что с царем они заживут прекрасно, но на проверку выходит, что они приговорили себя к жесточайшему террору («нынешний их Царь глотает их, как мух», «им нельзя. Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно. «).

Крылов прояснил ту истину, что история движется по своим законам, а не по «логическим», «головным» предписаниям людей, что попытки навязать истории некие «разумные» требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения.

Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине.

В басне «Пруд и река» Пруд, ведя беззаботную жизнь, погруженный в пустое философствование, осуждает Реку, занятую делом:

– А, философствуя, ты помнишь ли закон? Река на это отвечает, Что свежесть лишь вода движеньем сохраняет.

Итак, человек обязан – на то ему и дан разум – применять его, а не застывать в неподвижности, подобно Пруду. Закон жизни – движение, а не леность ума и сердца. Разуму надо лишь отвести должное, подобающее место в человеческой деятельности, не преуменьшая и не преувеличивая его возможностей. Позиция Крылова – исключение крайностей. Он против как ленивых Прудов, неразумных мудрецов («Ларчик»), так и против «дерзновенных умов», действующих наперекор реальности.

На протяжении истории, считает баснописец, складываются этические представления людей. Они вырабатываются в их деятельности. Поэтому в качестве критерия оценки всего социального устройства Крылову служат те моральные принципы, которые сформировались в многовековом опыте народа. Крылов в своих баснях отдает явное предпочтение «низам», а не «верхам», («Листы и Корни» и другие басни). По его мнению, фундамент национальной жизни построен трудом народа, а следовательно, мораль народа наиболее ясно выражает его понятие о жизни и об обществе. К этическому опыту народа Крылов постоянно обращается с помощью пословиц, поговорок, в которых народная мудрость закреплена в отточенной афористической форме.

Пользуясь морально-нравственными критериями, сложившимися в народной среде, Крылов подвергает критике современный ему социальный строй. В целом, с его точки зрения, отношения внутри дворянского общества не согласуются с народной нравственностью, они противоречат ей. Однако Крылов полагает, что, каким бы данный общественный механизм ни был, он явился результатом исторического развития, и его недостатки могут быть изжиты только на почве дальнейшей его эволюции. Содействовать этому призваны все сословия.

Предметом художественного постижения в баснях Крылова стала обыденная, исторически возникшая жизнь нации, в басенную сатиру Крылова мощным потоком хлынуло народное просторечие. Тем самым был восполнен пробел карамзинской реформы литературного языка и «школы гармонической точности», как назвал Пушкин поэзию Жуковского и Батюшкова. Крылов высветил народные этические нормы, продвинул вперед самосознание нации и обогатил литературный язык формами устной народной речи.

Урок по теме: И.А.Крылов. Басня «Осел и Соловей»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Урок для учащихся 6 класса. Использовано несколько методических приемов. Поможет учителю эффективно провести урок.

Скачать:

Вложение Размер
Урок 6 класс. Басни И.А.Крылова. 20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и Соловей».

Цель: Продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.А.Крылова.

Задачи: 1.формировать теоретические знания о басне как о литературном жанре и практическое применение этих знаний в процессе интерпретации басни.

2. Развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст.

3. Воспитывать стремление к расширению кругозора учащихся.

Оборудование : компьютер, презентация, портрет И.А.Крылова, фонохрестоматия к учебнику «Литература 6 класс» , иллюстрации (на случай выключения света).

Ход урока : 1. Организация класса .

2. Подготовка к уроку.

a) (Урок начинается со стихотворения, которое читает учитель)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Сокровищница мудрости народной

В них людям открывалась до конца,

И голос их, прямой и благородный,

К добру и правде призывал сердца.

Все знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

Учитель: О ком эти слова М. Исаковского.

Учащиеся : О И.А.Крылове.

Б) показ СЛАЙДОВ 1- 4 .

Учитель: Знакомы ли Вам эти иллюстрации?

Учащиеся: ( примерные ответы: Да, знакомы. Эти иллюстрации к басням Крылова…..)

В) показ СЛАЙДА 5.

Учитель: А знакома ли вам эта иллюстрация?

Учащиеся: (примерные ответы) Нет, не знакома. Вероятно это тоже басня. Это басня «Осел и Соловей».

Учитель: Попробуйте сформулировать из вышесказанного и показанного тему урока.

Учащиеся: И.А Крылов. Басня «Осёл и Соловей».

Учитель: Совершенно верно. Тема сегодняшнего нашего урока: Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и Соловей». Откроем тетради и запишем тему урока в тетрадь.

Учитель: Откройте учебник страницы _______, полистайте и попытайтесь поставить для себя цели урока.

Учащиеся: (примерные ответы). Познакомиться с жизнью и творчеством И.А.Крылова. Познакомиться с басней «Осёл и Соловей». Научиться выразительному чтению басни. Найти в тексте средства выразительности речи.

Учитель: (обобщает и сообщает цели урока).

3. Изучение нового материала:

Б) Учитель: Прошло более 240 лет со дня рождения И.А.Крылова, а его басни актуальны и в наши дни, потому что они помогают нам узнать жизнь, помогают бороться с недостатками, учат любить свою Родину. Ни один литератор не пользовался такой славой, как И.А.Крылов и его басни.

В) Учитель: Какими были детские годы И.А.Крылова? Об этом нам расскажет Гассина Алена (индивидуальное задание)

Учитель: О том , как складывался творческий путь И.А.Крылова, нам расскажет Горбань Александр (индивидуальное задание)

Г ) Работа с учебником .

Учитель: А сейчас вы познакомитесь со статьей об И.А.Крылове (с.30-34)

Д) Составление плана к прочитанной статье и запись его в тетрадях.

Учитель: Прочитав статью учебника и использовав материал, подготовленный учащимися, составьте план и запишите его в тетрадь.

1.Рождение И.А.Крылова в бедной дворянской семье.

2. Роль отца в обучении маленького Крылова.

3. Разнообразные способности мальчика.

4. Забота матери об образовании сына и развитие его способностей.

5. Образованнейший человек своего времи.

Е) Беседа с классом.

— Какие способности проявил в детстве Крылов?

— Почему учение далось ему дорого?.

— Какова была роль матери в получении Крыловым образования?

— Как относился Крылов к матери?

— Благодаря каким качествам Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени?

Ж) Беседа с классом. Работа со словарём и тетрадью.

Учитель: Что было основным в творчестве И.А.Крылова?

Учитель: Вспомним, что такое басня? Посмотрим определение басни по словарю. Запишем в тетрадь. (Затем открываем СЛАЙД 10)

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

Учитель: А какие две части включает в себя басня?

Учащиеся: Повествование и мораль. (Открываем СЛАЙД 11)

Учитель: Что такое мораль? Найдем объяснение этому понятию в словаре. Затем запишем в тетрадь. ( Открываем СЛАЙД 12)

Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.(По словарю )

Учитель: Назовите основные компоненты басни.

Учащиеся: (затрудняются). СЛАЙД 13.

Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Сатира — злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.

Олицетворение —наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,

Эзопов язык —умение замаскировать главную мысль .

Учитель: Откуда берет свои строки басня? СЛАЙД 14

З) Составление схемы:

Учитель: А сейчас посмотрите на все вышесказанное и записанное и составьте схему.

И) Знакомство с басней И.А.Крылова «Осёл и Соловей»

— инсценирование басни ( Алена, Саша, Денис)

— выразительное чтение самими учащимися

К) Работа над текстом басни .

Учитель: Какой жанр этого произведения?

Учитель: А сейчас вам нужно постараться доказать, что это произведение – басня. По ходу рассуждения вы построите домик из признаков жанра и выясните, что же является фундаментом.

Учащиеся находят: Аллитерацию – повторение согласных Р,Д , которые передают звуки мелодии Соловья; повторение гласных А, Е, И, которые передают очарование пения;

Метафора : тянул, переливался, отдавался, мелкой дробью рассыпался, которые показывают живость, разнообразие, музыкальность пения;

Сравнение со свирелью .

Эпитет : «томной» свирелью.

Находят повествование, мораль.

Л) Проверка схемы – домика.

Учитель: Что же явилось фундаментом в нашем домике?

Учитель: Какова мораль этой басни?

Учащиеся: «Избави Бог и нас от этаких судей».

Учитель: А если этот признак убрать? Что произойдет с жанром?

Учащиеся приходят к выводу, что это будет уже не басня, а стихотворение или сказка. Значит, главным признаком басни является мораль.

М) Рассказ учителя о том, как была написана басня. И.А.Крылов был приглашен на вечер к знатному вельможе, где читал свои басни. В конце этого вечера вельможа ему сделал замечание, чтобы Крылов поучился переводить басни у Дмитриева. Баснописец был обижен и написал такую басню, где изобразил в аллегорической форме героев.

Учитель: А сейчас проверим свои знания, полученные сегодня на уроке. Проведем тест. (Раздатка)

А)рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;

Б)краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль;

В)короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группу лиц или общественное явление.

2.Средства художественной выразительности, используемые автором в басне:

3. Мораль басни служит для раскрытия:

А) характера героя ;

Б) главной мысли произведения ;

В) темы произведения.

4. Моралью басни «Осёл и Соловей» является :

А) сожаление об утраченном сыре ;

Б) осуждение глупости и тупости ;

В) поощрение хитрости.

5.Где находится мораль в басне «Осёл и Соловей»:

А) в начале басни;

Б) в конце басни;

В) вообще её нет.

Учитель: А теперь обменяйтесь тетрадочками и проверьте задание друг у друга (взаимопроверка)

5. Итоги урока. Выставление оценок.

6. Домашнее задание:

— Нарисовать иллюстрацию к басне.

— Выразительное чтение (наизусть)

— Ответить на вопрос №2 стр 43.

— Индивидуальное задание: Соловьеву Антону

история создания басни «Листы и Корни» (стр. 39-40 учебника);

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика рисования бабочки и узоров на ее крыльях в 1 классе.

Урок литературы в 5 классе по теме: И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок» разработан в соответствии с требованиями ФГОС и послужит хорошим подспорьем учителям литератур.

В сценарии урока использованы приёмы технологии развития критического мышления.

Презентация к уроку по литературеТема: «И. А. Крылов – великий русский баснописец».

Методическая разработка содержит подробное описание цели, задач и структуры урока-практикума по теме «А.И. Крылов «Кукушка и петух». Конспект отражает приемы обучения детей с умеренной и тяжелой умств.

Технологическая карта урока литературы в 5классе по теме » И.А.Крылов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица» по учебнику В.Я.Коровиной.

Читаем басни Крылова.

Тема. «И.А. Крылов. Басня “Слон и Моська”».

Цель. Повторение изученных басен И.А. Крылова; знакомство с басней «Слон и Моська»; развитие логического мышления, творческого воображения, умения делать выводы; развитие речи, отработка навыка выразительного чтения.

Оборудование. Портрет И.А. Крылова.

I. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня наш урок посвящен великому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову и его произведениям.

II. Вводная беседа

Иван Андреевич Крылов
(1769—1844)

У. Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему мы говорим – «русский»? Почему – «великий»?

Дети. Мы говорим – «русский», потому что он любил все русское. А «великий» – потому что он написал много басен.

У. Да, Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
К тому времени, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он прошел уже большой творческий путь. Он был автором комедий, комических опер, трагедий, сатириком, журналистом и стихотворцем. Но прославился он как великий баснописец. Пушкин сказал о нем так: «Он превзошел всех нам известных баснописцев».
Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.
Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них. Они вошли в фонд национальной культуры. Строки из басен вошли в речь, стали привычными.
Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков.
Давайте прочитаем стихи, посвященные баснописцу.

Дети читают стихи, записанные на доске:

Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

III. Повторение изученного материала

У. Действительно, с баснями Ивана Андреевича Крылова мы знакомимся очень рано. Некоторые из них мы прочитали во 2-м классе. Давайте вспомним, из какой басни эти строки: «Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу»?

Д. Эти строки из басни «Лебедь, Щука и Рак».

Ученик рассказывает басню наизусть.

У. Как взялись за дело герои басни?

Д. Герои басни взялись за дело дружно.

У. Как шла у них работа?

Д. Работа шла плохо.

У. Чем закончилось дело?

Д. Воз остался стоять на том же месте.

У. Почему Лебедь, Щука и Рак не сумели сдвинуть воз с места?

Д. Потому что каждый из них тянул поклажу в свою сторону.

У. Какие недостатки высмеивает автор в этой басне?

Д. Он высмеивает несогласие, разобщенность.

У. Для чего автор рассказал людям историю про Лебедя, Щуку и Рака?

Д. Чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно.

У. Какие слова из этой басни стали крылатыми?

Д. Крылатыми стали слова: «А воз и ныне там».

У. В каких случаях их говорят?

Д. Их говорят, когда дело не идет на лад.

«Не стыдно ль, – говорит, – средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело»?

Д. Эти слова из басни «Чиж и Голубь».

Ученик читает басню выразительно.

У. Какая беда случилась с Чижом?

Д. Чижа захлопнула западня.

У. Как чувствовал себя пойманный Чиж?

Д. Он метался и пытался освободиться.

У. Как вел себя молодой Голубь?

Д. Голубь над ним издевался и смеялся.

У. Что произошло с Голубем?

Д. Голубь запутался в силке.

У. Кого поддерживает автор – Чижа или Голубя?

Д. Автор поддерживает Чижа.

У. Почему автор не сочувствует Голубю?

Д. Потому что не нужно смеяться над чужой бедой.

У. Согласны ли вы с ним?

У. Какие недостатки высмеивает автор?

Д. Он высмеивает злорадство.

У. Какие слова басни стали крылатыми?

Д. «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!».

У. Из какой басни слова:

Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Где под каждым ей листом
Был готов и стол и дом?

Д. Эти слова из басни «Стрекоза и Муравей».

Дети читают басню по ролям.

У. Что случилось со Стрекозой?

Д. Она осталась без жилья.

У. Помог ли ей Муравей? Что он ей ответил?

Д. Муравей не помог Стрекозе. Он ответил ей:

«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»

У. Кто виноват, что Стрекоза осталась без крова?

Д. Виновата она сама, потому что летом не трудилась, а только пела и плясала.

У. Какие слова из этой басни стали крылатыми?

«Ты все пела – это дело,
Так поди же попляши!»

IV. Работа над пословицами

У. Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл? К каким басням их можно отнести?

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.
Не рой яму другому – сам в нее попадешь.

Д. Я понимаю первую пословицу так: если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а одному тяжело. Эту пословицу можно отнести к басне «Лебедь, Щука и Рак».
– Я понимаю вторую пословицу так: если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять. Эту пословицу можно отнести к басне «Стрекоза и Муравей».
– Я понимаю третью пословицу так: если ты кому-нибудь доставишь неприятность, то такое может случиться и с тобой. Эту пословицу можно отнести к басне «Чиж и Голубь».

V. Повторение изученного материала (продолжение)

У. Кто обычно является героями басен?

Д. Героями басен обычно являются животные.

У. Какие недостатки высмеиваются в баснях?

Д. В баснях высмеиваются зависть, высокомерие, жадность, грубость, лень, зазнайство, лесть.

У. Чем отличается басня от стихотворения?

Д. Басня нас чему-то учит.

У. Чему нас учат басни, которые мы прочитали?

Д. Они учат нас быть дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать друг другу в трудную минуту.

У. Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Они давали людям взглянуть в чудесное зеркало, в котором отражались всякие звери и диковинные вещи, являвшие собой зрелище сколь занимательное, столь и поучительное. Мудрецы называли это зеркало басней, и что бы ни делали звери, все разумное и глупое люди поневоле относили к себе и при этом думали: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.
Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы и очень редко люди, мы всегда понимаем, что речь идет о людях.
Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни подчеркивается обычно в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью.
Какие слова являются моралью в баснях «Лебедь, Щука и Рак», «Чиж и Голубь», «Стрекоза и Муравей»?

Д. В басне «Лебедь, Щука и Рак» моралью являются слова:

«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука».

– В басне «Стрекоза и Муравей» моралью являются слова:

«Ты все пела? Это дело:
Так поди же попляши!»

– В басне «Чиж и Голубь» моралью являются слова: «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!»

VI. Знакомство с басней «Слон и Моська»

У. Сегодня мы познакомимся еще с одной басней Ивана Андреевича Крылова. Она называется «Слон и Моська». В ней, как обычно бывает в баснях, действуют животные. Кто из вас видел слона? Что вы о нем знаете?

Д. Я видел слона по телевизору и в зоопарке. Он очень большой. У него толстые ноги, большие уши и длинный хобот.

У. Да, слон – огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 метров. Весит больше 4000 килограммов. Ноги у слона толстые, как бревна. Слона боятся даже тигры и львы.

Учитель читает басню.

У. Понравилась ли вам басня?

Д. Да, понравилась.

У. Что понравилось?

Д. Мне понравилось, что Слона водили по улицам, и все люди могли на него посмотреть.

– А мне понравилось, что такая маленькая собачка не боится Слона и лает на него.

У. Какой момент запечатлен на иллюстрации?

Д. На иллюстрации запечатлен момент, когда Слона ведут по улице и Моська на него лает.

У. Какими художник рисует Слона и Моську?

Д. Художник нарисовал Слона огромным, а Моську очень маленькой.

У. Как ведет себя Слон? Заметил ли он, что у его ног какая-то собачонка?

Д. Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.

У. Что делает Моська?

Д. Она громко лает и набрасывается на Слона.

У. Кто нарисован слева?

Д. Слева нарисованы зрители, которые толпой ходили за слоном.

У. Как они смотрят на это событие?

Д. Они смотрят на это событие удивленно и с интересом.

У. Что за человек справа от Слона?

Д. Справа от Слона – дрессировщик.

У. Слоны хорошо дрессируются, и поэтому их издавна показывают в цирке. Здесь на картинке изображен такой дрессированный слон. Его, видимо, привезли с цирком в какой-то город. Циркач-дрессировщик, облачившись в одежды индийского погонщика слонов, водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление.

Дети самостоятельно читают басню и отвечают на вопросы, написанные на доске:

1. Назовите действующих лиц басни.
2. Как Слон отнесся к нападению Моськи?
3. Какой вы представляете Моську?
4. Прочитайте строчки, которые можно отнести к иллюстрации.
5. Что Моське посоветовала Шавка? Прочитайте.
6. За что Шавка осуждает Моську?
7. Для чего Моська напала на Слона? Прочитайте.
8. Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки?
9. Чем смешна Моська?

VII. Работа над образными выражениями

У. Отыщите в тексте строчки, соответствующие данным словосочетаниям:

1. Показывали на улице людям (водили напоказ).
2. Невидаль, редкость (в диковинку у нас).
3. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам (толпы зевак ходили).
4. Откуда-то внезапно вдруг появится (отколе ни возьмись).
5. Перестань себя позорить (перестань срамиться).
6. Придает смелости (вот то-то мне и духу придает).

У. В каких словах, ставших крылатыми, заключен смысл басни?

Д. «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!»

У. Как вы понимаете эти строки?

Д. Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться.

У. Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой. Но Моська и хитрая. Бросаясь на Слона, всячески изображая отчаянную смелость и бесстрашие, она отлично понимает, что великан не опасен – он даже не замечает ее.
Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, чтобы передать их характер.

Дети читают басню по ролям.

VIII. Итог урока

У. Чему был посвящен наш урок?

Д. Урок был посвящен басням Крылова.

У. Какие басни мы вспоминали?

Д. Мы вспомнили басни «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», «Лебедь, Щука и Рак».

У. С какой новой басней Ивана Андреевича Крылова мы познакомились?

Д. Мы познакомились с басней «Слон и Моська».

У. Кто в этой басне вам нравится?

Д. Мне в этой басне нравится Слон, потому что он спокойный и невозмутимый.

– А мне нравится Моська, потому что она не боится лаять на такого огромного Слона.

У. Чье поведение вызывает осуждение?

Д. Вызывает осуждение поведение Моськи, потому что она стремится показать, что она очень смелая, хотя на самом деле это не так. Ведь если бы Слон обратил на нее внимание, она сразу бы убежала.

У. Кого из героев следует одобрить?

Д. Я думаю, следует одобрить Шавку, потому что она понимает, что Моська зря лает на Слона, что она с ним не справится, и советует ей не срамиться.

У. Что высмеивает автор в басне?

Д. Автор высмеивает стремление выделиться любой ценой.

У. Какой вывод из прочитанной басни следует сделать?

Д. Нужно сделать вывод, что нельзя стремиться выделиться любыми средствами.

У. Когда в жизни можно употребить слова: «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!»?

Д. Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам.

– Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.

У. Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.

IХ. Домашнее задание

У. Выучите басню наизусть, нарисуйте к ней иллюстрации.

Басни Крылова

Иван Крылов Басни. Читать

Басни для чтения в начальной школе

Басни Крылова для внеклассного чтения

И. А. Крылов «Две бочки»

Две Бочки ехали: одна с вином,

Вот первая — себе без шуму и шажком

Другая вскачь несётся;

Щука и кот (басня)

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник:

И дело не пойдёт на лад,

Да и примечено стократ,

Что кто за ремесло чужое браться любит,

Тот завсегда других упрямей и вздорней;

Он лучше дело всё погубит

Басни Ивана Крылова

Иван Крылов «Ларчик»

Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться,

За дело просто взяться.

Басня «Заяц на ловле»

Большой собравшися гурьбой,

Медведя звери изловили;

На чистом поле задавили —

И делят меж собой,

Кто что себе достанет.

А Заяц за ушко медвежье тут же тянет.

Басня «Лев и Человек»

Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.

Кто веры этому неймет,

Тот ясный здесь пример найдет,

Что сила без ума сокровище плохое.

Басня «Волк и Журавль»

Что волки жадны, всякии знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает.

За то на одного из них пришла беда:

Он костью чуть не подавился.

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;

Пришло хоть ноги протянуть!

По счастью, близко тут Журавль случился.

Басня «Лев и Лисица»

Лиса, не видя сроду Льва,

С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.

Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,

Но уж не так ей страшен показался.

А третий раз потом Лиса и в разговор пустилася со Львом.

Басня «Осёл и Мужик»

Мужик, на лето в огород

Наняв Осла, приставил

Ворон и воробьев гонять нахальный род.

Осел был самых честных правил:

Ни с хищностью, ни с кражей не знаком,

Не поживился он хозяйским ни листком

И птицам, грех сказать, чтобы давал потачку;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: