Урок по теме: в

Урок для учащихся 6 класса. Использовано несколько методических приемов. Поможет учителю эффективно провести урок.

Скачать:

Вложение Размер
Урок 6 класс. Басни И.А.Крылова. 20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и Соловей».

Цель: Продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.А.Крылова.

Задачи: 1.формировать теоретические знания о басне как о литературном жанре и практическое применение этих знаний в процессе интерпретации басни.

2. Развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст.

3. Воспитывать стремление к расширению кругозора учащихся.

Оборудование : компьютер, презентация, портрет И.А.Крылова, фонохрестоматия к учебнику «Литература 6 класс» , иллюстрации (на случай выключения света).

Ход урока : 1. Организация класса .

2. Подготовка к уроку.

a) (Урок начинается со стихотворения, которое читает учитель)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Сокровищница мудрости народной

В них людям открывалась до конца,

И голос их, прямой и благородный,

К добру и правде призывал сердца.

Все знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

Учитель: О ком эти слова М. Исаковского.

Учащиеся : О И.А.Крылове.

Б) показ СЛАЙДОВ 1- 4 .

Учитель: Знакомы ли Вам эти иллюстрации?

Учащиеся: ( примерные ответы: Да, знакомы. Эти иллюстрации к басням Крылова…..)

В) показ СЛАЙДА 5.

Учитель: А знакома ли вам эта иллюстрация?

Учащиеся: (примерные ответы) Нет, не знакома. Вероятно это тоже басня. Это басня «Осел и Соловей».

Учитель: Попробуйте сформулировать из вышесказанного и показанного тему урока.

Учащиеся: И.А Крылов. Басня «Осёл и Соловей».

Учитель: Совершенно верно. Тема сегодняшнего нашего урока: Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и Соловей». Откроем тетради и запишем тему урока в тетрадь.

Учитель: Откройте учебник страницы _______, полистайте и попытайтесь поставить для себя цели урока.

Учащиеся: (примерные ответы). Познакомиться с жизнью и творчеством И.А.Крылова. Познакомиться с басней «Осёл и Соловей». Научиться выразительному чтению басни. Найти в тексте средства выразительности речи.

Учитель: (обобщает и сообщает цели урока).

3. Изучение нового материала:

Б) Учитель: Прошло более 240 лет со дня рождения И.А.Крылова, а его басни актуальны и в наши дни, потому что они помогают нам узнать жизнь, помогают бороться с недостатками, учат любить свою Родину. Ни один литератор не пользовался такой славой, как И.А.Крылов и его басни.

В) Учитель: Какими были детские годы И.А.Крылова? Об этом нам расскажет Гассина Алена (индивидуальное задание)

Учитель: О том , как складывался творческий путь И.А.Крылова, нам расскажет Горбань Александр (индивидуальное задание)

Г ) Работа с учебником .

Учитель: А сейчас вы познакомитесь со статьей об И.А.Крылове (с.30-34)

Д) Составление плана к прочитанной статье и запись его в тетрадях.

Учитель: Прочитав статью учебника и использовав материал, подготовленный учащимися, составьте план и запишите его в тетрадь.

1.Рождение И.А.Крылова в бедной дворянской семье.

2. Роль отца в обучении маленького Крылова.

3. Разнообразные способности мальчика.

4. Забота матери об образовании сына и развитие его способностей.

5. Образованнейший человек своего времи.

Е) Беседа с классом.

— Какие способности проявил в детстве Крылов?

— Почему учение далось ему дорого?.

— Какова была роль матери в получении Крыловым образования?

— Как относился Крылов к матери?

— Благодаря каким качествам Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени?

Ж) Беседа с классом. Работа со словарём и тетрадью.

Учитель: Что было основным в творчестве И.А.Крылова?

Учитель: Вспомним, что такое басня? Посмотрим определение басни по словарю. Запишем в тетрадь. (Затем открываем СЛАЙД 10)

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

Учитель: А какие две части включает в себя басня?

Учащиеся: Повествование и мораль. (Открываем СЛАЙД 11)

Учитель: Что такое мораль? Найдем объяснение этому понятию в словаре. Затем запишем в тетрадь. ( Открываем СЛАЙД 12)

Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.(По словарю )

Учитель: Назовите основные компоненты басни.

Учащиеся: (затрудняются). СЛАЙД 13.

Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Сатира — злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.

Олицетворение —наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,

Эзопов язык —умение замаскировать главную мысль .

Учитель: Откуда берет свои строки басня? СЛАЙД 14

З) Составление схемы:

Учитель: А сейчас посмотрите на все вышесказанное и записанное и составьте схему.

И) Знакомство с басней И.А.Крылова «Осёл и Соловей»

— инсценирование басни ( Алена, Саша, Денис)

— выразительное чтение самими учащимися

К) Работа над текстом басни .

Учитель: Какой жанр этого произведения?

Учитель: А сейчас вам нужно постараться доказать, что это произведение – басня. По ходу рассуждения вы построите домик из признаков жанра и выясните, что же является фундаментом.

Учащиеся находят: Аллитерацию – повторение согласных Р,Д , которые передают звуки мелодии Соловья; повторение гласных А, Е, И, которые передают очарование пения;

Метафора : тянул, переливался, отдавался, мелкой дробью рассыпался, которые показывают живость, разнообразие, музыкальность пения;

Сравнение со свирелью .

Эпитет : «томной» свирелью.

Находят повествование, мораль.

Л) Проверка схемы – домика.

Учитель: Что же явилось фундаментом в нашем домике?

Учитель: Какова мораль этой басни?

Учащиеся: «Избави Бог и нас от этаких судей».

Учитель: А если этот признак убрать? Что произойдет с жанром?

Учащиеся приходят к выводу, что это будет уже не басня, а стихотворение или сказка. Значит, главным признаком басни является мораль.

М) Рассказ учителя о том, как была написана басня. И.А.Крылов был приглашен на вечер к знатному вельможе, где читал свои басни. В конце этого вечера вельможа ему сделал замечание, чтобы Крылов поучился переводить басни у Дмитриева. Баснописец был обижен и написал такую басню, где изобразил в аллегорической форме героев.

Учитель: А сейчас проверим свои знания, полученные сегодня на уроке. Проведем тест. (Раздатка)

А)рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;

Б)краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль;

В)короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группу лиц или общественное явление.

2.Средства художественной выразительности, используемые автором в басне:

3. Мораль басни служит для раскрытия:

А) характера героя ;

Б) главной мысли произведения ;

В) темы произведения.

4. Моралью басни «Осёл и Соловей» является :

А) сожаление об утраченном сыре ;

Б) осуждение глупости и тупости ;

В) поощрение хитрости.

5.Где находится мораль в басне «Осёл и Соловей»:

А) в начале басни;

Б) в конце басни;

В) вообще её нет.

Учитель: А теперь обменяйтесь тетрадочками и проверьте задание друг у друга (взаимопроверка)

5. Итоги урока. Выставление оценок.

6. Домашнее задание:

— Нарисовать иллюстрацию к басне.

— Выразительное чтение (наизусть)

— Ответить на вопрос №2 стр 43.

— Индивидуальное задание: Соловьеву Антону

история создания басни «Листы и Корни» (стр. 39-40 учебника);

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика рисования бабочки и узоров на ее крыльях в 1 классе.

Урок литературы в 5 классе по теме: И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок» разработан в соответствии с требованиями ФГОС и послужит хорошим подспорьем учителям литератур.

В сценарии урока использованы приёмы технологии развития критического мышления.

Презентация к уроку по литературеТема: «И. А. Крылов – великий русский баснописец».

Методическая разработка содержит подробное описание цели, задач и структуры урока-практикума по теме «А.И. Крылов «Кукушка и петух». Конспект отражает приемы обучения детей с умеренной и тяжелой умств.

Технологическая карта урока литературы в 5классе по теме » И.А.Крылов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица» по учебнику В.Я.Коровиной.

«Ларчик»

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
***
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.

Взглянув на Ларчик, он сказал:
«Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою».
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдаётся:
«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвётся.
Потел, потел; но наконец устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.

«Ларчик». Гравюра по рисунку художника А.Сапожникова. 1834г.

И. А. Крылов написал басню «Ларчик» в 1807 году. Баснописец всегда был настроен против пустого мудрствования, которое не могло быть подкреплено практическим опытом или не вытекало из традиций народа и не находило опоры в его исторической жизни. С таким же порицанием он относился и к тем, кто не умел с умом и сноровкой «за дело просто взяться», а пускался в досужие и глубокомысленные рассуждения. Этой теме он посвятил несколько басен, к числу которых относится и басня «Ларчик».

В басне «Ларчик» бросаются в глаза два рода сопоставлений: с одной стороны «мастер», который искусно сделал Ларец, а с другой — «механики мудрец», который, прослыв «мудрецом», ничего еще не сделал.

Самое главное в басне Крылова — рассказ, в котором баснописец передаёт пустые мудрствования («голову свою ломает») и ненужные действия «механики мудреца».

Смех Крылова над незадачливым героем усиливается по мере того, как «механики мудрец» случайно находит истину (Ларец «без замка»), но проходит мимо неё, не догадываясь, что Ларец не заперт (у него и замка-то нет). Он глубокомысленно полагает, будто Ларец без замка имеет какой-нибудь хитрый секрет. Однако секрет состоит в том, что никакого секрета не существует: «А Ларчик просто открывался». Крылов смеётся над «механики мудрецом»: дело заключается не только в том, что задача проста, а герой напрасно искал каких-то сложностей, но и в том, что у Ларчика нужно было поднять крышку. Таким образом, последняя фраза «А Ларчик просто открывался» имеет два значения. Первое состоит в том, что секрет Ларчика прост. В этом случае ударение должно стоять на слове «просто». Из второго следует, что Ларчик не был заперт. И тогда ударение в заключительных словах должно быть поставлено на слове «открывался». Весело смеясь, Крылов играет этими значениями, придавая басне многозначный, широкий и глубокий смысл.

Иван Крылов

Иван Андреевич Крылов (1769-1844) — русский поэт, баснописец, переводчик.

Родился в московской купеческой семье. Рано потерял отца; образованием сына занималась мать. В юности, с благословения А.Н.Радищева, начал издание сатирического журнала «Почта духов». В начале двадцатого столетия начал переводить басни Жана де Лафонтена, затем переложил их для русского читателя, придав басням яркую сатирическую направленность.

Как баснописец Крылов пользовался благосклонностью императоров Александра Первого и Николая Первого, был избран членом петербургской Академии наук.

Баснописец И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи: анализ басни, работа над основными приёмами, выяснение морали, выразительное чтение.

Ход урока

1 слайд – заставка, с музыкой.

2 слайд – тема урока: Записать в тетрадь, при этом определить в теме ключевые слова. (Ключевые слова включаются щелчком мыши – Крылов, басня). Исходя из ключевых слов, какие задачи мы должны поставить перед собой? Зачем нам это нужно?

3 слайд — Прежде чем перейти непосредственно к самой басне, давайте вспомним основные понятия, необходимые для анализа.

Каждое понятие и его определение включаются щелчком мыши:

4 слайд – Теперь вспомним жизнь самого баснописца Ивана Андреевича Крылова – Что вас больше всего поразило в его биографии?

5 слайд – У каждого произведения есть своя история создания, прежде чем создавать своё творение, автор много обдумывает, осмысливает, перечитывает, переживает какие-то события. Такая история есть и у басни «Волк на псарне». Вспомните, откликом на какое событие явилась данная басня?

Щёлк мышкой по рупору: озвучивание истории басни.

6 слайд – Давайте ещё раз прочитаем эту басню и вспомним значение непонятных слов. Чтение по учебнику.

7 слайд – Словарная работа – объясните значение слов:

Овчарня, Псарня, Хлев, Псари, Ахти, С дубьём, Расчесться, Ловчий, Мировая, Гончие.

8 слайд – Анализ басни по вопросам:

  • Назовите главных героев басни «Волк на псарне».
  • Как автор применяет в басне приём олицетворения?
  • Почему именно Волк?
  • Что вы можете сказать о характерах Ловчего и Волка?
  • Кого подразумевает Крылов под образами Ловчего и Волка?
  • А как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года?

9 слайд – продолжение анализа:

  • Что испытал Волк, попав в псарню?
  • Почему автор называет Волка хитрецом?
  • С какой интонацией надо читать слова Волка?
  • Что значат слова Ловчего: «Ты сер, а я, приятель, сед»?
  • Как будем читать за Ловчего?
  • Чему учит нас автор в этой басне? С какой интонацией мы должны читать всю басню?
  • А в каких словах содержится мораль басни?

10 слайд – Герои басни в иллюстрациях: И.И.Теребенев. Не удалось тебе нас переделать на свою погудку. 1812-1814

Обратить внимание на год создания иллюстрации, на название. Кого автор изобразил на иллюстрации? Как автор относится к изображаемым персонажам? (Сатирически относится к Наполеону)

11 слайд – герои басни в иллюстрациях: Кого изобразил художник Е.Рачёв? Как изобразил? Какой эпизод на второй иллюстрации? Здесь тоже сатирически показаны герои? Сравните эту иллюстрацию с произведением А. Лаптева – переход на 6 слайд.

12 слайд – ученики в качестве иллюстраторов. Как вы представили персонажей басни? Оценивать ваши работы будет автор – Иван Андреевич Крылов. Подумайте, понравились бы ему ваши работы, если бы он их увидел?

13 слайд – Итак, вы хорошо разобрались в идее этого произведения? А теперь проверим свои знания басни «Волк на псарне»?

Тест №8 (гиперссылка)

14 слайд – домашнее задание (включается музыка):

  • Выразительное чтение басни «Волк на псарне»
  • Любое творческое задание: аппликация; театрализация; поделка из природного материала, из пластилина; вязание; сочинение своей басни на такую тему и т.п.
  • … (что-то своё)

15 слайд – рефлексия: понравился ли урок? Чем? Как вы оцените свою работу на уроке? Спасибо за урок! (Если останется время, обратить внимание на звучащую музыку, так с её анализа можно начать следующий урок и перейти к анализу следующей басни).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector