Басни крылова посвященные войне 1812 года

1769, 2 (13) февраля – родился в Москве в семье армейского офицера, выслужившегося из солдат. Детские годы прошли на Урале и в Твери.

1777 – записан на гражданскую службу канцеляристом Калязинского земского суда, затем служит в Тверском магистрате.

1782 – семья после смерти отца переезжает в Петербург. Крылов начинает служить канцеляристом в Казенной палате.
Пишет комическую оперу «Кофейница», в которой изображает нравы провинциальных крепостников.

1786–1788 – созданы комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники» и трагедия «Филомела». Имя молодого драматурга приобретает известность в театральных и литературных кругах.

1789 – начинает издавать сатирический журнал «Почта духов», продолжавший традиции русской сатирической журналистики. Журнал просуществовал восемь месяцев.

1792 – создает новый сатирический журнал «Зритель», сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики.
Создана повесть «Каиб».

1793 – выпускает «Санкт-Петербургский Меркурий», лишенный сатирической направленности прежних журналов.

1791–1801 – отходит от журналистской деятельности, путешествует по провинции: посещает Тамбов, Саратов, Нижний Новгород, Украину.
После смерти Екатерины II Крылову удается поступить на службу к князю С.Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей.

1800 – в домашнем театре Голицына ставится написанная Крыловым шуто-трагедия «Трумф, или Подщипа» – остроумная и меткая сатира на Павла I и царский двор.

1801 – Крылов завершает комедию «Пирог», поставленную в Петербурге и в Москве.

1806 – возвращается в Петербург, пишет комедию «Модная лавка».

1807 – комедия «Урок дочкам».

1809 – выходит первая книга басен Крылова, обозначившая начало его активной работы как баснописца. Всего было издано девять книг, включающих более 200 басен.

1811 – избран членом Российской Академии наук.

1812–1841 – служит помощником библиотекаря в императорской Публичной библиотеке. Занимается работой по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.

1812–1813 – создает цикл басен, посвященных событиям Отечественной войны 1812 г. «Кот и Повар», «Раздел», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Обоз», «Щука и Кот».

1832 – вручение золотой медали Российской Академии наук за литературные заслуги.

1842 – басни Крылова выходят в немецком переводе.

1844, 9 (21) ноября – скончался и похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Анализ басни Крылова Обоз

Категория: Литература, литературные произведения
Тип: Сочинение
Размер: 4.9кб.
скачать

Анализ басни Крылова Обоз

Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года.

Автор использует характерный для басни прием – аллегорию, то есть иносказание. Такова басня «Обоз». Из истории известно, что полководец М.И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных действий и сдачи Москвы Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, веря его военному опыту и житейской мудрости. Поэтому автор рисует опасную ситуацию, где Обоз с горшками должен был спуститься с крутой горы. Старый добрый конь не спешит, осторожно везет хозяйский груз. Молодая лошадь критикует коня за все его, как ей кажется, ошибки:

Какой осел! Добро бы было в гору

Или в ночную пору, –

А то и под гору, и днем!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!

Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!

И, конечно, сама лошадь считает, что она сделает все намного лучше:

И возик свой мы не свезем, а скатим!

Но, не зная законов движения, лошадь жестоко просчиталась: напирающий сверху воз заставил телегу раскатиться и сделал ее неуправляемой. Промчавшись «по камням, рытвинам», конь уронил воз в канаву:

Прощай, хозяйские горшки!

Под образом «Коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова – осторожного и опытного полководца. А в образе «Лошади молодой» – Александра I, нетерпеливого, торопившего полководца к необдуманным, поспешным действиям.

В конце басни звучит авторская мораль – нравоучение, выражающее основной смысл произведения:

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

В последних словах скрыт намек на поражение Александра I в битве при Аустерлице (русской армией там командовал сам царь).

Таким образом, мы видим, что басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию. Образы главных героев убедительны, они рисуются через их поведение, а также речевую характеристику. Автор использует разговорные просторечные выражения:

«Ай, конь хваленый, то-то диво!»;

«Гляди-тко нас, как мы махнем!»;

«… и с возом – бух в канаву!»

Это еще раз подтверждает то, что И.А. Крылов – поистине народный писатель, чьи басни читатели знают и любят с детства.

Электронная библиотека Айумка вам поможет Подготовится к контрольным, олимпиадам, ЕГЭ и ГИА

В ситуациях когда вы сомневаетесь в правильности решений домашних заданий, проверьте их с помощью готовых ответов.

Участвуете в школьных олимпиадах? Проверьте свой уровень на примерах предыдущих турниров.

Для успешной сдачи экзаменов, подготовку к ним необходимо начинать заблаговременно. В этом вам помогут наши тесты и примеры.

С помощью архива проведенных контрольных работ, вы можете самостоятельно проверить уровень усвоения пройденной темы.

Чтобы освежить в памяти литературное произведение, не обязательно перечитывать его целиком, воспользуйтесь его кратким пересказом.

При написании реферата, прочтите примеры, а также используйте шаблоны, так вы гораздо быстрее напишите свою работу.

Исследовательская работа по теме: По следам исторических событий 1812 года в баснях И. А. Крылова Введение

Название Исследовательская работа по теме: По следам исторических событий 1812 года в баснях И. А. Крылова Введение
Дата 18.06.2014
Размер 56.62 Kb.
Тип Исследовательская работа
Кадет Севостьянов Сергей17.07.1996 года рождения

МКОУ СОШ № 4 г.Куйбышев Новосибирская область, кадетский 9 «А» класс

Руководитель : Рязанцева Ирина Валериевна (учитель русского языка и литератур)

Офицер-воспитатель: Батов Игорь Анатольевич

Исследовательская работа по теме: По следам исторических событий 1812 года в баснях И.А. Крылова

Отечественная война 1812 года является яркой страницей в истории нашей Родины, показавшей сплоченность, мужество, самоотверженность нашего народа. Ему посвящены многие исторические исследования, ее героев воспели поэты и художники. История не дает оценок: хорошо или плохо, она не су­дит кто прав, кто виноват, а только рассказывает нам о событиях, не приукраши­вая, не преувеличивая и не преуменьшая значение того или иного факта. Художественная литература в описании какого-либо исторического факта может позволить себе снисходительность или строгое отношение, вымысел, вос­хваление, иногда неточности, которые необходимы для более глубокого эмоцио­нального восприятия содержания произведения. Цель нашего исследования: проанализировать, как И.А. Крылов отразил народный характер войны 1812 года в своих баснях.

Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Так, московский ополченец С. Н. Глинка отмечал: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю». Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. Н. Батюшков в письме к Н. И. Гнедичу: „Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть. Я их часто слышал на биваках с новым удовольствием“. [3] Крылов в аллегорической форме выразил свое отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий. В его баснях современники узнавали Наполеона, Александра I, М. И. Кутузова. И. А. Крылов шаг за шагом следовал за русской армией. В его баснях все без труда узнавали события и действующих лиц. Когда баснописец умер, последовало высочайшее повеление воздвигнуть ему памятник. И. А. Крылову предстояло немедленно после кончины стать символом духовной силы.

^ II. О события 1812 года в баснях И.А. Крылова

Александр I послал Наполеону письмо, в котором говорилось: «Ежели вы согласны вывести свои войска из русских владений, то я оставлю без внимания все происшедшее, и соглашение между нами будет возможно. В противном случае я буду принужден отражать нападение, которое ничем не было возбуждено с моей стороны. Ваше величество еще имеете возможность избавить человечество от бедствий новой войны». Но Наполеон продолжал действовать. В басне «Кот и повар» современники сразу же узнали кота ― Наполеона, повара ― Александра I.( «..А я бы повару иному/Велел на стенке зарубить:/Чтоб там речей не тратить по пустому,/Где нужно власть употребить…»). В начале войны, до назначения главнокомандующим М. И. Кутузова, среди военного командования бытовали разногласия и недоразумения. Басня «Раздел» была острой реакцией на эту трагическую для России ситуацию («В делах, которые гораздо поважней,/Нередко от того погибель всем бывает,/Что чем бы общую беду встречать дружней,/Всяк споры затевает/О выгоде своей…»). Самая популярная басня И. А. Крылова, связанная с событиями Отечественной войны, ― «Волк на псарне»: (« Волк ночью, думая залезть в овчарню,/Попал на псарню…») Аллегория сразу понятна. Это не волк ошибся и залез не туда, а Наполеон очень просчитался, думая, что для него Москва будет легкой добычей, а попал в безвыходное положение: («Мой волк сидит, прижавшись в угол задом./Зубами щелкая и ощетиня шерсть,/Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;/Но, видя то, что тут не перед стадом/И что приходит наконец/Ему расчесться за овец, ―/Пустился мой хитрец/В переговоры…») Эта басня была написана, когда стали известными попытки Наполеона вести переговоры с Россией. Эту басню И. А. Крылов послал М. И. Кутузову, и тот читал ее офицерам. Очевидцы рассказывали, что, когда речь дошла до слов «ты сер, а я, приятель, сед», великий полководец снял фуражку и показал седую голову. В басне И.А.Крылова «Обоз», показана стратегия и тактика Кутузова.
Автор обращается к истории и историческим персонажам, чтобы показать один из многих примеров, к которым можно отнести сюжет и мораль басни. Крылов написал свое произведение, чтобы показать, что Кутузов подвергался постоянным нападкам со стороны Александра 1 и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений.
Автор относится к изображаемому в басне с сатирой и иронией. Он высмеивает лошадь, которая ругала коня, а сама, как говорится в басне, взявшись за дело, напроказила вдвое хуже, но и жалеет за ее глупость. Крылов говорит о хвастовстве лошади и ее беспомощности.
Иван Андреевич использует аллегорию. В лошадке угадываются Александр 1, в коне-Кутузов.
После Бородинского сражения М. И. Кутузов был вынужден принять непопулярное решение об оставлении Москвы неприятелю. И. А. Крылов оказал поддержку главнокомандующему, откликнувшись на отступление русских войск басней «Ворона и курица»: («Когда Смоленский князь,/Противу дерзости искусством вооружась,/Вандалам новым сеть поставил/И на погибель им Москву оставил…»)

Басни И. А. Крылова, впитавшие в себя народную мудрость, оказали большое влияние на развитие русского общественного самосознания. Особое место занимает цикл басен, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. Басня как жанр политической сатиры, как слово распрямляющегося раба, начинающего понимать свое историческое предназначение, постигающего социальное зло, царящее в мире. [1] Сочетание художественного историзма и народности оказало влияние на язык героев. Каждый персонаж заговорил у Крылова языком, соответствующим своему положению, психологии, характеру. Сюжеты для этих басен были взяты автором из жизни, они явились «летописью» событий того времени.[4] Крылов-баснописец отразил народный характер войны, показал духовный склад, образ мышления русского человека. Крылов вывел и тот тип ворон (басня «Ворона и Курица»), которые, ставя личные интересы выше интересов Отечества, сами оказались «поживкой» для «гостей». Басня «Волк на псарне» показывает всенародный характер борьбы с Наполеоном и мудрость действий Кутузова. Мораль этих басен обращена и к тем, кто вершил судьбы страны и всего народа. Мудрость и стойкость гениального полководца Кутузова были изображены в баснях «Обоз», «Волк на псарне», «Щука и Кот».[4] Благодаря щедрому таланту и многосторонности творчества, Крылов стал популярен еще при жизни, сейчас же его слава всемирна и будет расцветать до тех пор, пока звучит богатый язык русского народа. Неумолим ход времени, ход Истории. И так же, как мы сегодня, наши благодарные потомки будут стремиться вперед – к гению Крылова, к неиссякаемым родникам его поэтических строк, олицетворяющих события Отечественной войны 1812 года.

1. Архипов В.А. И.А.Крылов. Поэзия народной мудрости. М.: Московский рабочий,

1974.-288 с.

  1. Десницкий А.В. Иван Андреевич Крылов. Москва. «Просвещение». 1983 г.
  2. Дмитриева Е.Д. Особенности чтения басен И.А.Крылова в школе // Начальная школа. 1969.- N 2.- С. 67-70.
  3. В.В.Жуковский. О басне и баснях Крылова. Ж-л «Литература в школе» № 11-2004 г.
  4. И.А.Крылов. Басни. Москва. Просвещение, 1985 г. под ред. Тарасова.

Сведения об авторе

Севостьянов Сергей-учащийся 9 «А» кадетского класса. В кадетах с 2007 года. За время обучения показал себя только с положительной стороны. Отношение к учёбе- серьёзное. Дисциплинированный, работоспособный, вежливый, коммуникабельный. Сергей — творческая личность. Постоянный участник конкурса чтецов, конкурса исполнителей эстрадной песни, соревнований по рукопашному бою.

на работу ученика кадетского 9 «А» класса Севостьянова Сергея

по теме: «По следам исторических событий 1812 года в баснях И.А. Крылова»

Тема, представленная Сергеем, является актуальной в силу своей значимости в гуманитарном образовании и отечественной истории. Кадет определяет цель, которой следуют на протяжении всей работы, и решает её посредством историко-теоретического анализа литературоведческой литературы. Работа написана доступным языком. Для исследования поставленной проблемы кадет использует дополнительную литературу. В работе наблюдается логичность оценочных суждений, умение анализировать, обобщать. Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы могут быть использованы в работе учителей словесников, историков и библиотекарей в школе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: