Хостинг сайта try (); catch (ex) не существует или отключён

Для владельца сайта: Свяжитесь с отделом технической поддержки Интернет Хостинг Центра

Для работы с хостингом по FTP используйте любой ftp-клиент. Например, FileZilla.

Сервер:
Пользователь:
Пароль: высылался в письме об активации.

Для работы с MySQL используйте phpMyAdmin.

Конспект внеклассного мероприятия по литературе для 5 класса

Ход читательской конференции

1. Организационный момент

2. Вступительное слово ведущих

— Здравствуйте, дорогие гости. Приглашаем вас на читательскую конференцию.

— Полина, а ты понимаешь, что такое конференция? Давай объясним значение этого слова всем ребятам.

— Согласно словарю иностранных слов, конференция — это собрание большой группы людей для обсуждения какого-либо вопроса. Так как мы с вами читатели, то и конференция у нас будет читательская.

— А обсуждать мы будем вопросы, связанные с творчеством великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.

— Итак, мы начинаем. (Садятся. На их место выходят другие ведущие.)

— Кто из нас не знает басен Ивана Андреевича Крылова? Их учили в детстве наши дедушки и бабушки, папы и мамы.

— Русский поэт 19 века, Петр Андреевич Вяземский посвятил своему современнику замечательное стихотворение. Давайте послушаем его.

(Делают шаг назад)

3. Чтение стихотворений о Крылове

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят. П.А.Вяземский

(Делает шаг вперёд)

— А вот стихотворение, написанное в 20 веке русским поэтом Михаилом Васильевичем Исаковским.

– Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые Крыловские слова.

(Делает шаг вперёд)

— А что мы знаем об Иване Андреевиче Крылове?

— Я думаю, об этом нам расскажут сами ребята.

(Садятся на место)

4. Сообщения о биографии автора

Выступают заранее подготовленные дети.

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в Москве. Семья Крылова жила бедно. У них не было ни имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства. Позже семья поселилась в Твери.

Образование Ваня Крылов получил дома. Мальчик обладал исключительными способностями. С детства он приучил себя к чтению и поглощал множество книг. Настойчивость и упорство принесли свои плоды, и будущий баснописец стал одним из самых просвещённых людей своего времени.

На десятом году жизни Иван Крылов остался без отца. На его плечи ложится забота о пропитании матери и младшего брата. В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в тверской губернский суд. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма.

Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором.

Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Басни писались позже . Впервые они появились в печати, когда их автору было 37 лет. Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык остроумными выражениями. Басни заучивали наизусть, пересказывали друг другу и генералы, и купцы, и бедняки, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть урок, все видят себя как в зеркале.

(Уходят на место)

Выходит 3 ведущий

— А теперь давайте вспомним некоторые басни Ивана Андреевича Крылова, и, может быть, вы засмеетесь, а, может быть, загрустите и задумаетесь. (Идет на место)

5. Инсценировка басен

«Свинья под дубом»

«Ворона и лисица»

6. Конкурс знатоков басен

— А теперь мы с вами проведем небольшую викторину по творчеству Ивана Андреевича Крылова.

— Многие фразы из его басен стали крылатыми.

— Попробуйте сказать, каким басням принадлежат следующие слова.

1. «Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на Слона!» («Слон и Моська)

2. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)

3. «Да только воз и нынче там!» («Лебедь, Щука и Рак»)

4. «У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок»)

5. «Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!» («Стрекоза и муравей»)

6. «С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой».(«Волк на псарне»)

— В баснях всегда есть мораль. А вы знаете, что такое мораль? (Ответы детей).

— Правильно, мораль — это поучение, вывод. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки.

— Теперь вы должны ответить, в какой басне была такая мораль.

(Садятся на место)

Ребята читают мораль

1. «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
(«Ворона и Лисица».)

2. «Когда в товарищах согласья нет,
на лад их дело не пойдет,
и выйдет из него не дело,
только мука» («Лебедь, Щука и Рак»)

3. «Невежда так же в ослепленье
Бранит науки, и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды». («Свинья под дубом»)

4. К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит. («Мартышка и очки»)

5. Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться. («Ларчик»)

— Молодцы! Давайте еще немного поиграем. У меня в руках волшебный мешочек. Из него нужно достать предмет и отгадать, из какой он басни.

(Ребята подходят по желанию)

(Скрипка – «Квартет», сыр – «Ворона и Лисица», очки – «Мартышка и очки», желудь – «Свинья под дубом», ружьё – «Волк на псарне», поклажа – «Лебедь, Щука и рак»)

— Молодцы! А теперь давайте узнаем, кто из вас самый лучший знаток басен Ивана Андреевича Крылова. (Подсчет жетонов)

— Победителю вручается золотая медаль.

— Ребята, вам предлагалось нарисовать иллюстрации к басням. Жюри оценивало, насколько близко вы смогли передать сюжет произведения и замысел автора.

— Им вручаются наборы начинающего художника.

— Кроме этого, вы должны были завести дневник читателя, в который записывали мораль прочитанных басен.

— Все очень хорошо справились с этим заданием. За творческий подход в оформлении дневника победителями признаны …………………………………………………………………………

— Ребята получают в подарок ручку и смогут продолжить свой дневник.

Всем спасибо за участие в конкурсах.

— В 1838 году Петербург торжественно отпраздновал 50-летие литературной деятельности Ивана Андреевича Крылова. В назначенный день поэт явился на праздник.

Дамы осыпали его цветами и бросили ему сплетенный ла́вровый венок – символ славы. По лицу Ивана Андреевича Крылова катились слезы радости.

— По окончании обеда, баснописец сел за маленький столик и с улыбкой начал раздавать листья из своего венка молодым литераторам на память о себе.

— На похоронах Ивана Андреевича Крылова его друзья и знакомые получили экземпляры нового издания басен. Таким образом, баснописец обрел бессмертие в своем творчестве.

— Хотелось бы сказать о великом баснописце словами Николая Васильевича Гоголя: «Поэт и мудрец слились в нем воедино».

— Вот и подошла к концу наша читательская конференция. Спасибо всем гостям и участникам, — любителям творчества Ивана Андреевича Крылова.

Обобщение знаний детей о творчестве И.А.Крылова.

Развитие интереса к творчеству баснописца.

Привитие моральных принципов поведения.

Выставка книг басен И.А.Крылова

Аудиозапись басен И.А.Крылова

Видеозапись мультфильма по мотивам басни «Стрекоза и Муравей»

2 настольные лампы

Плакат с кроссвордом

Детские рисунки по мотивам басен И.А.Крылова

Маски зверей для инсценировки басен

Карточки с выписанными из басен строками, в которых заключена мораль (2 экземпляра)

Набор шоколада «Басни Крылова»

Иллюстрации русских художников к басням И.А.Крылова

Детям дается задание:

1)прочитать произведения и в читательские дневники выписать мораль каждой басни:

Стрекоза и Муравей

Мартышка и очки

Зеркало и обезьяна

Ворона и Лисица

Лебедь, Щука и Рак

нарисовать иллюстрацию к понравившейся басне;

инсценировать басню И.А.Крылова.

Тема: Басни И.А. Крылова.

1) познакомить с биографией и творчеством И.А. Крылова, расширить представления детей о басне, обогащать словарный запас;
2) воспитывать любовь к чтению;
3) развивать мышление, речь, память.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации басен, кроссворд.

Жанр басни. «Ворона и Лисица»

Средняя общеобразовательная школа № 17 с углублённым изучением отдельных предметов

Жанр басни. «Ворона и лисица»

Сравнительный анализ басни Эзопа и

Цели урока: продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста; продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; дать образец выразительного чтения басни, тренироваться в сопоставительном анализе.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с неполным текстом басни, карточки с заданиями для групповой работы, на книжной полке выставка книг Крылова, портрет баснописца, иллюстрации к басне «Ворона и Лисица»

2. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока с опорой на опыт учащихся.

— Ребята, с баснями вы уже знакомились в начальной школе. Не страшно! Потому что возможность каждый день открывать что-то новое в уже знакомом – самое удивительное, что у нас есть. И нужно без устали этой возможностью пользоваться. Вот и сегодня я предлагаю вам, продолжая разговор о творчестве , ещё раз познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, перечитать её и попытаться открыть что-то новое в содержании басни и художественных законах этого жанра вообще.

— Считается, что первым сочинителем басен был Эзоп, живший в Древней Греции в VI веке до нашей эры. (Слайд №1)

Известным баснописцем был Жан де Лафонтен, французский поэт, живший в XVII веке. (Слайд №2)

— Написать басню — очень нелегкое дело. Многие русские писатели брались за этот жанр, но прославился лишь один. Догадались кто?

3. Слово о Крылове. (Слайды №3-5)

Родился в 1769 году в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии — так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.

Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность — в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал. В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату. Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его плечи легли заботы о младшем брате. В 80-е годы много писал для театра.

Басни начал писать в 1805 году, перевёл две басни французского баснописца Лафонтена. Так Крылов нашёл своё призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая «Слон и моська».

В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней — последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 году вместе с извещением о смерти их автора.

Сравнительный анализ басни Эзопа и

3. Работа с текстом.

Сегодня мы будем работать с басней «Ворона и Лисица» и басней Эзопа «Ворон и Лисица»

Каждому из вас, наверное, приходилось слышать: «соловья баснями не кормят», «хватит басни рассказывать». Легко догадаться, какой смысл у слова «басня»: пустой рассказ, ложь, враки. Но это только одно значение слова.

Есть и другое значение, литературное. Басня – один из малых эпических жанров. Эпический, потому что басня – это всегда рассказ, повествование. Малый – потому что рассказ этот совсем небольшой, почти как анекдот.

Прочитаем басню Эзопа.

( Читает подготовленный ученик)

— Вам эта басня не показалась знакомой?

— Почему подумали именно о басне «Ворона и Лисица»?

— Чем эта басня похожа на рассказ? Чем она похожа на сказку?

— И все-таки басня — это не рассказ, не сказка, не анекдот. А что тогда?

Какова задача басни? ( На ярком живом примере научить какому-то важному жизненному правилу.)

Басня не только поучает, она высмеивает. Поэтому басня не только эпический, но и сатирический жанр. Она показывает недостатки людей, смеётся над ними.

— У вас на партах лежат листы с текстом басни, прочитайте, её, пожалуйста, про себя. (Самостоятельное чтение басни без морали.)

В процессе работы мы должны с вами ответить на вопрос: «Почему Ворона каркнула?»

— Назовите героев басни. Давайте понаблюдаем за ними. Для этого разобьёмся на группы, и каждая группа выполнит небольшое задание. (Дети быстро разбиваются на группы, состав которых заранее определён учителем, рассаживаются по местам и получают задания на карточках. Время работы в группе — 5-7 минут).

— Давайте послушаем 1 группу и познакомимся с результатами их труда.

1. Всем известно слово проворонить. Что оно обозначает?

Проворонить – значит _________________________________________.

2. Человека, который что-то «проворонил» часто в народе называют вороной. Как ещё можно назвать такого человека? _______________

3. Сравните свои догадки с мнением , автора «Толкового словаря живого великорусского языка».

Ворона – нерасторопный человек, вялый, разиня, рохля, зевака (переносное значение).

4. Познакомьтесь с пословицами. Какие черты вороны народ подметил в пословицах?

Ворона за море летала, да вороной и вернулась.

Пугана ворона и куста боится.

Не летать вороне в высокие хоромы.

Перечитайте первые строки.

— Всего лишь четыре строчки! Как вы думаете, почему Крылову было так дорого слово «взгромоздясь»?

(Выступление 2 групы. Слайд с изображением вороны.)

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась…

1. Выпишите из словаря синонимов слова, близкие по значению к глаголу взгромоздиться. ____________________________________________

2. Подумайте, чем значение выписанных вами слов отличается от значения слова взлететь? ___________________________________

3. Какой можно представить Ворону, опираясь на звуковой строй слова взгромоздясь?____________________________________________

Получается, как у Успенского: «На ель она взлетела, а, может, не взлетела, а, может быть, на пальму с разбегу взобралась».

Попробуем обобщить, какой же мы видим Ворону в басне Крылова?

(Совместными усилиями составляем список эпитетов и строим схему, где записываем: тяжёлая, крупная, неуклюжая, громкоголосая. )

— Согласитесь, характеристика Вороны была бы неполной без той оценки, которую даёт нашей героине Лисица.

Ребята из 3 группы выразительно нам прочитают необходимый фрагмент из басни и прокомментируют его.

— Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрушки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, —

Ведь ты б у нас была царь-птица!

1.Выпишите слова, которыми Лисица характеризует Ворону. ______________________________________________

2. Как речь Лисицы характеризует саму Лисицу?

Дополним схему (записываем слова: голубушка, светик, петь мастерица, царь-птица).

-Как же так? Почему характеристика Вороны столь противоречива? (Лисица притворяется, насмехается, издевается над Вороной).

— Насмешка, притворство в литературе получило название иронии. Ирония рождается от столкновения противоположных точек зрения, как молния рождается от удара грозовых туч (в схеме появляется изображение молнии с надписью – ирония, в тетради записывается новое понятие).

— Вернёмся к 3 группе (слайд с изображением лисы).

Речь Лисицы характеризует не только Ворону, но и саму Лисицу. Какой мы её представляем?

— Вы отметили неоднократно повторяющийся в речи Лисицы звук /с/, в старину было принято к обычным словам добавлять обращение сударь, сударыня, впоследствии эти слова упростились, и остался только звук /с/: «Будьте добры-с, извольте-с. Подобной манерой речи отличались либо люди зависимые, заискивающие, либо лукавые, стремящиеся к личной выгоде, в русском языке даже слово новое появилось – обсударить, т. е. обмануть. Подобная манера речи свойственна и лисе Крылова: она кажущейся ласковостью речи заманивает Ворону в ловушку и добивается своей цели.

— Образ Лисы прочно укрепился в народном сознании по сказкам и пословицам. Вспомним, какие ассоциации вызывает у русских людей рыжая плутовка?

(Выступление 4 группы.)

Русский народ образовал множество слов и выражений от слова лиса.

Прочитайте их и объясните, что они значат?

Он облисит кого угодно — _______________________________________

Налисил и напел сладко — _______________________________________

Лису петь — ___________________________________________________

Проверьте себя. Переносное значение слова лисица объясняет так:

Лисица — хвастуха, лукавый, хитрый человек, пролаз, проныра, корыстный льстец.

— Сформулируем черты Лисицы ещё раз и запишем их в схему. (Слева появляется запись: плутовка, проныра, льстец.)

— Ребята, Лисица у нас хитрая, льстивая. Но так ли здесь всё просто? Знаете ли вы, что есть свидетельства современника о том, что Иван Андреевич Крылов сравнивал себя самого с этой Лисицей? В то время жил плохой стихотворец, граф Хвостов, человек богатый и недалёкий. Крылов рассказывал, посмеиваясь, что иной раз покорно слушает стихи Хвостова, похваливает их, а потом одалживает у разомлевшего графа деньги взаймы. Значит, Лисица не так плоха или не так проста? Какие ещё черты можно у неё обнаружить? (В схеме заполняется правый столбик: хитроумная, сообразительная, находчивая.)

— Но и это ещё не всё. В результате уговоров Лисы «Ворона каркнула во всё воронье горло».

— Что значит во все горло? (Громко кричать, орать, слишком громко петь.)

— А что Ворона слишком громко пела? («Кар-кар».)

— Автор дважды использует однокоренные слова ворона и воронье, акцентируя внимание читателей на невозможности вороньего пения.

— Где же ангельский голосок?

Издевательство Лисицы достигло предела, Ворона решила продемонстрировать своё уменье:

«Сыр выпал – с ним была плутовка такова».

Значит, Лиса ещё и победительница? (Дополняем схему словом победительница.)

— После того, как мы проанализировали основные образы в басне, самое время определиться с читательскими симпатиями. На чьей стороне в противостоянии Вороны и Лисицы вы? Почему? (Большинство оказывается на стороне Лисицы.)

— Давайте откроем учебник и прочитаем басню ещё раз, красиво, выразительно.

Такой ли текст вам был предложен в начале урока? В чём отличие?

(В первоначальном варианте не было морали, с которой начинается басня.)

— Против кого направлена мораль басни? (Лесть гнусна, вредна, поступки льстеца – лисы гнусны, вредны.)

— Как же так? Наши читательские симпатии на стороне Лисы, мы её даже назвали победительницей в поединке за сыр, а автор прямо говорит, что Лиса – обманщица..

( Ворону «обсударили», обманули – и виной тому её собственная глупость.)

В начале своей басни сочинитель объявляет Лисицыны деяния гнусными и вредными, после же смеётся более над Вороною, нежели над Лисицею.

4. Сравнительный анализ басен.

Сравним басню Крылова с басней Эзопа. А для этого ответим на вопросы.

— Что общего у этих басен?

— Чем они различаются?

— Сразу видно, что басня Эзопа прозаическая и короткая. Басня Крылова — стихотворная и более длинная. Почему она длиннее? Другой сюжет? Другие герои? Нет. В чём же дело? (Крылов даёт характеристики героев)

— Где стоит поучительная часть?

— Трудный вопрос. Сравните поучительные части. Одинаков ли смысл басен у Эзопа и Крылова?

5. Заключительное слово учителя:

В баснях Крылова воедино слились речь поэтическая и разговорная, в них– отражение мудрости народа, его житейской философии. Я не ошибусь, если скажу, что имя в России знает и стар и млад, что несомненно, говорит о том, что крыловские моськи, волки, мартышки, лисицы, свиньи живут среди нас, а это значит, что басни великого баснописца не потеряли своей актуальности и сегодня.

6. Домашнее задание: Выучить басню наизусть. Нарисовать иллюстрацию. Прочитать статью учебника «Басня как эпический жанр»

Рабочая программа по литературе для 5 класса ( по учебнику-хрестоматии под ред. В.Я. Коровиной)
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Данная рабочая программа по литературе для V класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5 – 11 классов (под ред. В.Я.Коровиной. – М. Просвещение, 2011). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Скачать:

Вложение Размер
rabochaya_programma_po_literature_5_klass_2012-2013_uch.god_.doc 518 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрена и согласована УТВЕРЖДАЮ:

Методическим объединением Директор школы

от «___» ____________ 2012 г. _____________ А.И.Перлов

« ___» __________ 2012 г.

Принята на методическом

от «____» ____________ 2012 г.

по русскому языку 5 класс

на 2012 — 2013 учебный год

Составитель: Кащеева М.В.,

учитель русского языка и литературы

Раздел I. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по литературе для V класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5 – 11 классов (под ред. В.Я.Коровиной. – М. Просвещение, 2011). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя). В то же время в учебнике предлагаются ранее не входившие произведения писателей Русского зарубежья и другие художественные тексты, необходимые для учащихся этого возраста, расширяющие их читательский кругозор и обогащающие их представление о художественном наследии русской и зарубежной литературы (Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон», Жорж Санд «О чем говорят цветы» и другое).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге, художественное произведение и автор, характеры героев.

Авторы программы избегают жесткой регламентированности, предоставляя право творческому учителю определить, какие произведения следует читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе. Авторы предлагают задания по формированию навыков выразительного чтения: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению. Именно поэтому в учебник-хрестоматию включены рубрики о художественном чтении, рекомендации известных чтецов и воспоминания о чтении произведений русскими писателями – классиками 19 – 20 веков.

Особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся. В учебнике-хрестоматии предлагаются специальные рубрики, обращающие внимание на работу со словом: «Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову» и другие. В учебник включены различные виды работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, творческие работы (создание сказок, стихотворений и другое).

Несомненным достоинством учебника является фонохрестоматия. Расширению представления о биографии писателя, истоках его творчества, жизненной основе его произведений служат материалы о литературных местах, помещенные как в учебнике- хрестоматии, так и в книге «Читаем, думаем, спорим».

Учебник-хрестоматия В.Я.Коровиной способствует успешной социализации личности школьника, позволяет творчески сотрудничать учителю с учащимися.

Авторы учли возрастные особенности пятиклассников, художественные тексты сопроводили рисунками лучших художников-иллюстраторов, произведения интересны, потому что поднимают вечные проблемы. Радует, что вновь изучаются такие произведения, как «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, «В дурном обществе » В.Г.Короленко.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Отличительной особенностью рабочей программы является последовательное планирование работы по развитию речи учащихся и введение уроков по региональному компоненту (по литературе Донского края). В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.

Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю, итого 102 часов за учебный год.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: