Басни Крылова для 3 класса

Презентация: Биография Крылова для 3 класса начальной школы

Крылов Иван Андреевич, русский писатель, баснописец, журналист, родился 13 февраля 1769 г. в Москве в семье отставного офицера. Детские годы писателя прошли в Твери и на Урале. Правильного образования он так и не получил. Семья его жила очень бедно, еще подростком Крылов вынужден был поступить на службу в канцелярию земского суда на должность подканцеляриста. В 1782 г. Крылов переезжает в Петербург, где устраивается на работу мелким чиновником в Казенной палате.

И. А. Крылов занимается самообразованием, изучает литературу и математику, французский и итальянский языки. В 1777—1790 гг. молодой чиновник пробует силы на драматическом поприще. В 14 лет Иван Крылов написал либретто к опере «Кофейница», в которой изобразил нравы провинциальных помещиков. С 1786 по 1788 гг. появляются его комедии «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей», но успеха они не имеют.

Затем Крылов издает журнал «Почта духов» (1789), в котором публикует сатирические послания, обличавшие злоупотребления государственных чиновников. В 1792 г. Крылов выходит в отставку, печатает в купленной им типографии сатирический журнал «Зритель», в этом же году выходит в свет его повесть «Каиб». Занимаясь политической сатирой, Крылов продолжает дело Н.И. Новикова. Однако его творчество вызывает недовольство Екатерины II. Крылову приходится на время покинуть Петербург и жить в Москве и Риге.

Chudo Дата: Понедельник, 18.11.2013, 21:59 | Сообщение # 2
Вскоре Крылов пишет антиправительственную шуточную трагедию «Подтипа, или Триумф», а в 1805 г. Иван Андреевич переводит две басни Лафон-тена.

В 1806—1807 гг. Крылов написал комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», высмеивавшие галломанию дворянства и имевшие большой успех. В 1809 г. вышла первая книга басен, обозначившая начало активной работы Крылова как баснописца. Впервые к нему приходит настоящая слава. В 1812—1841 гг. он служил помощником библиотекаря в императорской Публичной библиотеке.

Все творчество Крылова-баснописца органически связано с художественным миром русских пословиц, сказок, поговорок; оно и само внесло в сокровищницу национального языка немало крылатых выражений. Язык басен Крылова стал примером для А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и других писателей. Образами и меткими выражениями крыловских басен пользовался В. И. Ленин. Его басни переведены более чем на 50 языков мира. Умер в Петербурге 21 ноября 1844 г.

Chudo Дата: Понедельник, 18.11.2013, 21:59 | Сообщение # 3
Сохранилось много анекдотов об его удивительном аппетите, неряшливости, лени, любви к пожарам, поразительной силе воли, остроумии. Высокого положения в литературе Крылов достиг не сразу. Жуковский в своей статье «О басне и баснях Крылова», написанной по поводу издания 1809 г., еще сравнивает его с Дмитриевым, указывает в его языке «погрешности», «выражения противные вкусу, грубые» и с явным колебанием «позволяет себе» поднимать его кое-где до Лафонтена.

Крылов не мог быть в особой претензии на этот приговор, так как из 27 басен, написанных им до тех пор, в 17 он действительно «занял у Лафонтена и вымысел, и рассказ», на этих переводах Крылов как бы набивал себе руку, оттачивал оружие для своей сатиры. Уже в 1811 г. он выступает с рядом совершенно самостоятельных пьес (из 18 басен 1811 г. документально заимствованных только 3), часто поразительно смелых («Гуси», «Листы и Корни», «Квартет», «Совет мышей»). Публика тогда же признала в Крылове огромный и вполне самостоятельный талант. Собрание его «Новых басен» стало во многих домах любимой книгой.

В год Отечественной войны Крылов становится политическим писателем, именно того направления, которого держалось большинство русского общества. Также политическая идея видна и в баснях двух последующих годов, например, «Щука и Кот» (1813) и «Лебедь, Щука и Рак» (1814; здесь выражено недовольство русского общества действиями союзников императора Александра I). В 1814 г. Крылов написал 24 басни, все до одной оригинальные, и неоднократно читал их при дворе в кружке императрицы Марии Федоровны. На последние 25 лет деятельности Крылова приходится только 58 басен, тогда как на первые двенадцать — 140.

Больше всего он стремился к пластичности и возможной краткости, особенно в конце басни, нравоучения, очень хорошо задуманные и исполненные, он или сокращал, или вовсе выкидывал. Он изгонял из басен все книжные обороты и неопределенные выражения, заменял их народными и в то же время вполне точными.

Игра викторина по басням Крылова в 3-4 классе

Сценарий игры-викторины для 3-4 класса «В каждой басне есть намек, добрым молодцам урок!»

Игровая викторина по басням И.А. Крылова в 3-4-х классах

Ведущий: Ребята! Вы все, конечно, читали басни Ивана Андреевича Крылова. А знаете ли вы, что родился он в Москве, а детские годы его прошли на Урале и в Твери. Из-за тяжелого материального положения И.А. Крылов вынужден был работать с 14 лет. Он написал около 200 басен. Кто из вас может мне их назвать? («Ворона и лисица», «Квартет», «Кот и повар», «Лебедь, рак и щука», «Лиса и виноград» и т.д.)

Ведущий: А кто из вас может сказать, что такое басня, чем она отличается от стихотворения? (Басня, как правило, носит нравоучительный характер. В баснях обычно действующими лицами выступают животные, растения, вещи. В начале или конце басни обязательна мораль.)

Ведущий: Вы все знаете, что благодаря яркости, образности литературного языка многие фразы из произведений Ивана Андреевича Крылова стали крылатыми, узнаваемыми, употребляемыми в повседневной речи. Назовите крылатые выражения из басен Крылова? («А Васька слушает, да ест», «Слона-то я и не приметил!», «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» и т.д.)

Ведущий: А сейчас начинаем конкурс на лучшего знатока басен Крылова. Попробуйте продолжить отрывок из басни:

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг. (сырный дух Лису остановил).

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

Сказал. (и в темный лес Ягненка уволок).

Мартышка тут с досады и печали

О камень. (так хватила их.

Что только брызги засверкали).

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза. (уж не поет).

Отколе ни возьмись, на встречу Моська им.

Увидевши слона. (ну на него метаться).

Однажды Лебедь, Рак и Щука.

(Везти с поклажей воз взялись. )

Ведущий: А теперь я предлагаю желающим инсценировать фрагмент любой басни Крылова.

(Группа ребят инсценирует фрагмент басни И.А. Крылова)

Ведущий: А теперь я приглашаю всех поиграть в веселую игру-эстафету «Змея».

Змея не имеет ног, она не может ходить или бегать. Змея грациозно, бесшумно и очень быстро ползает. Она изгибается при этом всем телом, плавно огибает все препятствия на своем пути.

Для этой эстафеты потребуется несколько (5—6) стульев или заменяющих их предметов. Их надо установить на линии движения. Команда выстраивается в колонну друг за другом, все кладут руки на плечи впередистоящим и дружно приседают на корточки. Задача команды — преодолеть расстояние до поворотной отметки и обратно, огибая при этом все препятствия и не задевая их. Важно не расцепиться во время пути и не встать в полный рост — иначе получится «разорванная змея».

Ведущий: Следующий наш конкурс называется «Объясни выражение». Будьте внимательными и активными!

В баснях Крылова много крылатых фраз. Объясните их толкование:

Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

«Свинья под дубом»

У сильного всегда бессильный виноват.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

«Лебедь, рак и щука»

(Подведение итогов. Награждение активных участников)

Учитель делает вывод, что в баснях чаще всего высмеиваются человеческие недостатки, но это сделано необидно для каждого человека, а от имени животных, птиц и насекомых. Поэтому в любом народе так популярны народные басни и былины, а в нашей стране — басни И.А. Крылова.

Викторина по басням Ивана Андреевича Крылова

Басни Крылова называют кладезью народной мудрости. Викторины помогут глубже понять мудрые басни автора. За правильный ответ викторины команды получают 1 балл. (Вопросы для викторины для детей с ответами)

Мудрые басни

1. Сколько всего басен написал И. Крылов: 100, 200 или 300?

2. Как называется басня про четырех неудачливых музыкантов?

3. На какое дерево взгромоздилась ворона, чтобы съесть сыр?

4. На какое парнокопытное животное хотела быть похожа лягушка, когда пыталась надуться?

5. Какое насекомое отказало в помощи попрыгунье стрекозе?

6. Чье пение больше понравилось ослу: соловья или петуха?

7. Какие клички были у собак, которые вели разговор про идущего по улице слона?

8. Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак?

9. Поняла ли Мартышка, что в зеркале было ее отражение?

10. Какую любезность оказал Волку Журавль?

11. Какая третья птица упоминается в басне «Кукушка и Петух»?

12.Что в конце басни Мартышка сделала с очками?

13. В какой басне бессильный всегда виноват у сильного?

14. Как случилось, что волк попал на псарню, хотя ему нужна была овчарня?

15. Как советует И. Крылов поступать с завистниками в басне «Прохожие и собаки»?

16. Чем похожи сказка «Лисичка-сестричка и волк» и басня «Волк и лисица»?

17. Какая басня учит не смеяться над чужим горем?

18. Кого Крыса из басни «Мышь и Крыса» считала самым сильным зверем: льва или кошку?

19. Что так и не смогла достать лиса в саду, подпрыгивая целый час?

20. Какой из четырех человеческих недостатков высмеивал И. Крылов в басне: «Свинья под дубом»: жадность, трусость, невежество или лень?

Ответы:

1. Около 200 басен. 2. «Квартет». 3. На ель. 4. На вола. 5. Муравей. 6. Петуха. 7. Моська и Шавка. 8. Везти воз с поклажей. 9. Нет. Она думала, что это одна из ее подружек. 10. Вытащил, застрявшую в горле кость. 11. Воробей. 12. Ударила об камень и разбила. 13. «Волк и ягненок». 14. Была ночь и он перепутал строения. 15. Не обращать на них внимания. 16. В обоих произведениях лиса обманывает волка, и он остается голодным. 17. «Чиж и голубь». 18. Кошку. 19. Виноград. 20. Невежество.
Автор: Анна Круглова

—>Отдел обслуживания дошкольников и учащихся 1-4 классов —>

2 класс [23]
4 класс [80]
Украинская литература (1-4 класс) [87]

—>

Книги — лучшие друзья (читать онлайн)

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, —

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, —

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Лебедь, Рак и Щука

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Мартышка и очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки,

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про Очки лишь мне налгали;

А проку на волос нет в них».

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — иены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ —

Известно, что Слоны в диковинку у нас —

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

«Соседка, перестань срамиться, —

Ей шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет

И лаю твоего совсем не примечает».

«Эх, эх! — ей Моська отвечает. —

Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська! знать, она сильна,

Что лает на Слона!»

Лисица и Виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись,

А кисти сочные, как яхонты торят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен — ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

Стрекоза и Муравей

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!»

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» —

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило».

«А, так ты. » — «Я без души

Лето целое все пела».

«Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!»

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, —

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

«Постойте ж, я сыскал секрет! —

Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!»

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей, —

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

Сосед соседа звал откушать;

Но умысел другой тут был:

Хозяин музыку любил

И заманил к себе соседа певчих слушать.

Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова,

И у кого что силы стало.

В ушах у гостя затрещало

И закружилась голова.

«Помилуй ты меня, — сказал он с удивленьем, —

Чем любоваться тут? Твой хор

«То правда, — отвечал хозяин с умиленьем, —

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

20.05.2011, 10:20