Мастерство Крылова-баснописца

Если обратиться к предшественникам Крылова, то можно заметить, что Эзоп выдвигал на первый план прозаическую форму. У Лафонтена же и Крылова басня — жанр поэтический, и важен рассказ, картинка, «микрокомедия». Русский баснописец использовал сюжеты других авторов (Эзопа, Марциала, Лафонтена), но они звучали совершенно по-новому.

Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах — соперник, как сказал Жуковский в статье «О басне и баснях Крылова». В баснях Крылова зазвучал народный здравый смысл, они лишены грубоватости басен Сумарокова. Назидательность — неотъемлемая черта облика Крылова, сам баснописец стал для нас примером мудрости, слитой с юмором.

Афоризмы басен Крылова навечно вошли в наш язык наряду с афоризмами грибоедовской комедии. Причем смысл многих иносказательных афоризмов неотделим от басни. Например: «Ай, Моська. «, «Сильнее кошки зверя нет», «Слона-то я и не приметил», «А Васька слушает да ест». Эта образная форма придает мудрости, заключенной в словах, особую емкость, многомерность. В своих баснях Крылов широко использует просторечье, сближает стиль с устной речью, но избегает понимания басни как «низкого» жанра, что было свойственно классицистам.

Композиция басни довольно жесткая, сюжет напоминает сказку либо сценку, «микрокомедию». В рамках басенного сюжета есть завязка, кульминация, развязка; развитие действия происходит в основном в диалогах. В целом же басня содержит мораль, данную в начале или в конце, то есть «душу», и сюжетный рассказ, то есть «тело». Особую роль играет так называемая «катастрофа», или, как она еще называется, «пуант», «острие». Пуант входит в сюжет басни, но относится больше к «душе», то есть к смыслу, морали. Например, в басне «Квартет» мораль н отдельных строчках не выражена, зато все становится ясно уже из слов Соловья; «Л вы, друзья, как ни садитесь. » Так же легко выделить пуант в басне «Слон и Моська»; «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона». Мораль становится ненужной. В этом проявилось мастерство Крылова — мастерство воссоздания типичной ситуации, меткий афористичный стиль.

Нельзя по остановиться на мастерстве Крылова-версификатора. Вольный ямб как нельзя лучше подходит для передачи жизненных противоречий. Крылов создает ритмический рисунок образа в каждой басне. В басне «Пустынник и Медведь», например, «стихи летают вместе с мухою». По словам Жуковского в басне «Слон и Моська» чередование длинных и коротких стихов создает зрительный образ и Слона, и Моськи. Так же виртуозен Крылов и в звуковой фактуре басни. Это и звукоподражания («Змея» — не только описание змеи, но и звукоподражание, аллитерация на шипящие и свистящие), и более тонкий прием анаграммирования (в той же басне слова подобраны таким образом, что звуки, из которых состоит слово «змея», повторяются чаще других). В басне «Квартет» перестановки слов («на лад нейдет», «нейдет на лад») наглядно изображают попытки зверей найти какой-то «правильный» порядок своего расположения. «Ударили», «дерут» — эти неблагозвучные слова даже вне зависимости от своего лексического значения воссоздают дисгармонию, звуковой образ музыки, а точнее, какофонии, исполняемой героями баспи.

Басня Крылова Слон и Моська

Слон и Моська – басня Крылова, ставшая классикой жанра. Персонажи басни, вложенными в них остроумным Крыловым словами, отлично передают отношения людей, выставляемые напоказ.

Басня Слон и Моська читать

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, —
Ей Шавка говорит, — тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. —
«Эх, эх! — ей Моська отвечает, —
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»

Мораль басни Слон и Моська

Выясняя мораль басни Слон и Моська, мнения делятся на два лагеря. Одни смотрят на басню прямо, другие – ищут скрытый смысл. Первые предполагают, что мораль выражена в последних словах: “Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!”. Другие же полагают, что основной мыслью является та, что хоть шумом вокруг себя и можно создать любое мнение окружающих, но проницательные люди всё же поймут, чего стоит весь этот шум. Получается, что каждый видит ту мораль, которую ему удобно увидеть в силу своего восприятия. Особенно не нравится вторая мораль Моськам, которым важнее не быть кем-то, а слыть.

Басня Слон и Моська — анализ

В басне Слон и Моська – два главных персонажа. Основное действующее лицо – собака Моська, на это указывает то, что она единственная имеет имя. Слон же имени не имеет, оставаясь на втором плане. Образ Слона создан, чтобы передать важность и величие человека, которого он характеризует. Слону действительно безразлично, кто на него лает, кто заискивает перед ним, виляя хвостом.

Моська – персонаж, на первый взгляд — отрицательный, символизирующий людей, умеющих себя рекламировать на пустом месте. Разговаривая с простой Шавкой, она выдает забавную истину, что хоть и лает на Слона, но не к нему обращены все её старания. Вся игра, на самом деле, устроена для других собак. Не нужно драк или опасностей, достаточно всего лишь произвести впечатление бесстрашия, возможности нападения на Слона, сильного мира сего. Он даже не обратит на маленькую собачку внимания, а Моська добьется цели: покажет свою смелость и силу простым собакам. Удивительно, но, как и в жизни, такими уловками действительно можно достичь поставленной цели. Крылов же с присущей ему остротой сумел показать, насколько смешны и нелепы усилия маленькой Моськи и в то же время, насколько глупы окружающие её собаки, принимающие хитрость за чистую монету.

Слон и Моська

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, —
Ей Шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт
Вперёд
И лаю твоего совсем не примечает. —
«Эх, эх! — ей Моська отвечает, —
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»

Цветная илл. Алексея Лаптева из книжки 1955 года:

Читаем басни Крылова.

Тема. «И.А. Крылов. Басня “Слон и Моська”».

Цель. Повторение изученных басен И.А. Крылова; знакомство с басней «Слон и Моська»; развитие логического мышления, творческого воображения, умения делать выводы; развитие речи, отработка навыка выразительного чтения.

Оборудование. Портрет И.А. Крылова.

I. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня наш урок посвящен великому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову и его произведениям.

II. Вводная беседа

Иван Андреевич Крылов
(1769—1844)

У. Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему мы говорим – «русский»? Почему – «великий»?

Дети. Мы говорим – «русский», потому что он любил все русское. А «великий» – потому что он написал много басен.

У. Да, Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
К тому времени, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он прошел уже большой творческий путь. Он был автором комедий, комических опер, трагедий, сатириком, журналистом и стихотворцем. Но прославился он как великий баснописец. Пушкин сказал о нем так: «Он превзошел всех нам известных баснописцев».
Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.
Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них. Они вошли в фонд национальной культуры. Строки из басен вошли в речь, стали привычными.
Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков.
Давайте прочитаем стихи, посвященные баснописцу.

Дети читают стихи, записанные на доске:

Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

III. Повторение изученного материала

У. Действительно, с баснями Ивана Андреевича Крылова мы знакомимся очень рано. Некоторые из них мы прочитали во 2-м классе. Давайте вспомним, из какой басни эти строки: «Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу»?

Д. Эти строки из басни «Лебедь, Щука и Рак».

Ученик рассказывает басню наизусть.

У. Как взялись за дело герои басни?

Д. Герои басни взялись за дело дружно.

У. Как шла у них работа?

Д. Работа шла плохо.

У. Чем закончилось дело?

Д. Воз остался стоять на том же месте.

У. Почему Лебедь, Щука и Рак не сумели сдвинуть воз с места?

Д. Потому что каждый из них тянул поклажу в свою сторону.

У. Какие недостатки высмеивает автор в этой басне?

Д. Он высмеивает несогласие, разобщенность.

У. Для чего автор рассказал людям историю про Лебедя, Щуку и Рака?

Д. Чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно.

У. Какие слова из этой басни стали крылатыми?

Д. Крылатыми стали слова: «А воз и ныне там».

У. В каких случаях их говорят?

Д. Их говорят, когда дело не идет на лад.

«Не стыдно ль, – говорит, – средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело»?

Д. Эти слова из басни «Чиж и Голубь».

Ученик читает басню выразительно.

У. Какая беда случилась с Чижом?

Д. Чижа захлопнула западня.

У. Как чувствовал себя пойманный Чиж?

Д. Он метался и пытался освободиться.

У. Как вел себя молодой Голубь?

Д. Голубь над ним издевался и смеялся.

У. Что произошло с Голубем?

Д. Голубь запутался в силке.

У. Кого поддерживает автор – Чижа или Голубя?

Д. Автор поддерживает Чижа.

У. Почему автор не сочувствует Голубю?

Д. Потому что не нужно смеяться над чужой бедой.

У. Согласны ли вы с ним?

У. Какие недостатки высмеивает автор?

Д. Он высмеивает злорадство.

У. Какие слова басни стали крылатыми?

Д. «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!».

У. Из какой басни слова:

Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Где под каждым ей листом
Был готов и стол и дом?

Д. Эти слова из басни «Стрекоза и Муравей».

Дети читают басню по ролям.

У. Что случилось со Стрекозой?

Д. Она осталась без жилья.

У. Помог ли ей Муравей? Что он ей ответил?

Д. Муравей не помог Стрекозе. Он ответил ей:

«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»

У. Кто виноват, что Стрекоза осталась без крова?

Д. Виновата она сама, потому что летом не трудилась, а только пела и плясала.

У. Какие слова из этой басни стали крылатыми?

«Ты все пела – это дело,
Так поди же попляши!»

IV. Работа над пословицами

У. Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл? К каким басням их можно отнести?

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.
Не рой яму другому – сам в нее попадешь.

Д. Я понимаю первую пословицу так: если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а одному тяжело. Эту пословицу можно отнести к басне «Лебедь, Щука и Рак».
– Я понимаю вторую пословицу так: если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять. Эту пословицу можно отнести к басне «Стрекоза и Муравей».
– Я понимаю третью пословицу так: если ты кому-нибудь доставишь неприятность, то такое может случиться и с тобой. Эту пословицу можно отнести к басне «Чиж и Голубь».

V. Повторение изученного материала (продолжение)

У. Кто обычно является героями басен?

Д. Героями басен обычно являются животные.

У. Какие недостатки высмеиваются в баснях?

Д. В баснях высмеиваются зависть, высокомерие, жадность, грубость, лень, зазнайство, лесть.

У. Чем отличается басня от стихотворения?

Д. Басня нас чему-то учит.

У. Чему нас учат басни, которые мы прочитали?

Д. Они учат нас быть дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать друг другу в трудную минуту.

У. Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Они давали людям взглянуть в чудесное зеркало, в котором отражались всякие звери и диковинные вещи, являвшие собой зрелище сколь занимательное, столь и поучительное. Мудрецы называли это зеркало басней, и что бы ни делали звери, все разумное и глупое люди поневоле относили к себе и при этом думали: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.
Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы и очень редко люди, мы всегда понимаем, что речь идет о людях.
Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни подчеркивается обычно в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью.
Какие слова являются моралью в баснях «Лебедь, Щука и Рак», «Чиж и Голубь», «Стрекоза и Муравей»?

Д. В басне «Лебедь, Щука и Рак» моралью являются слова:

«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука».

– В басне «Стрекоза и Муравей» моралью являются слова:

«Ты все пела? Это дело:
Так поди же попляши!»

– В басне «Чиж и Голубь» моралью являются слова: «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!»

VI. Знакомство с басней «Слон и Моська»

У. Сегодня мы познакомимся еще с одной басней Ивана Андреевича Крылова. Она называется «Слон и Моська». В ней, как обычно бывает в баснях, действуют животные. Кто из вас видел слона? Что вы о нем знаете?

Д. Я видел слона по телевизору и в зоопарке. Он очень большой. У него толстые ноги, большие уши и длинный хобот.

У. Да, слон – огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 метров. Весит больше 4000 килограммов. Ноги у слона толстые, как бревна. Слона боятся даже тигры и львы.

Учитель читает басню.

У. Понравилась ли вам басня?

Д. Да, понравилась.

У. Что понравилось?

Д. Мне понравилось, что Слона водили по улицам, и все люди могли на него посмотреть.

– А мне понравилось, что такая маленькая собачка не боится Слона и лает на него.

У. Какой момент запечатлен на иллюстрации?

Д. На иллюстрации запечатлен момент, когда Слона ведут по улице и Моська на него лает.

У. Какими художник рисует Слона и Моську?

Д. Художник нарисовал Слона огромным, а Моську очень маленькой.

У. Как ведет себя Слон? Заметил ли он, что у его ног какая-то собачонка?

Д. Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.

У. Что делает Моська?

Д. Она громко лает и набрасывается на Слона.

У. Кто нарисован слева?

Д. Слева нарисованы зрители, которые толпой ходили за слоном.

У. Как они смотрят на это событие?

Д. Они смотрят на это событие удивленно и с интересом.

У. Что за человек справа от Слона?

Д. Справа от Слона – дрессировщик.

У. Слоны хорошо дрессируются, и поэтому их издавна показывают в цирке. Здесь на картинке изображен такой дрессированный слон. Его, видимо, привезли с цирком в какой-то город. Циркач-дрессировщик, облачившись в одежды индийского погонщика слонов, водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление.

Дети самостоятельно читают басню и отвечают на вопросы, написанные на доске:

1. Назовите действующих лиц басни.
2. Как Слон отнесся к нападению Моськи?
3. Какой вы представляете Моську?
4. Прочитайте строчки, которые можно отнести к иллюстрации.
5. Что Моське посоветовала Шавка? Прочитайте.
6. За что Шавка осуждает Моську?
7. Для чего Моська напала на Слона? Прочитайте.
8. Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки?
9. Чем смешна Моська?

VII. Работа над образными выражениями

У. Отыщите в тексте строчки, соответствующие данным словосочетаниям:

1. Показывали на улице людям (водили напоказ).
2. Невидаль, редкость (в диковинку у нас).
3. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам (толпы зевак ходили).
4. Откуда-то внезапно вдруг появится (отколе ни возьмись).
5. Перестань себя позорить (перестань срамиться).
6. Придает смелости (вот то-то мне и духу придает).

У. В каких словах, ставших крылатыми, заключен смысл басни?

Д. «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!»

У. Как вы понимаете эти строки?

Д. Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться.

У. Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой. Но Моська и хитрая. Бросаясь на Слона, всячески изображая отчаянную смелость и бесстрашие, она отлично понимает, что великан не опасен – он даже не замечает ее.
Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, чтобы передать их характер.

Дети читают басню по ролям.

VIII. Итог урока

У. Чему был посвящен наш урок?

Д. Урок был посвящен басням Крылова.

У. Какие басни мы вспоминали?

Д. Мы вспомнили басни «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», «Лебедь, Щука и Рак».

У. С какой новой басней Ивана Андреевича Крылова мы познакомились?

Д. Мы познакомились с басней «Слон и Моська».

У. Кто в этой басне вам нравится?

Д. Мне в этой басне нравится Слон, потому что он спокойный и невозмутимый.

– А мне нравится Моська, потому что она не боится лаять на такого огромного Слона.

У. Чье поведение вызывает осуждение?

Д. Вызывает осуждение поведение Моськи, потому что она стремится показать, что она очень смелая, хотя на самом деле это не так. Ведь если бы Слон обратил на нее внимание, она сразу бы убежала.

У. Кого из героев следует одобрить?

Д. Я думаю, следует одобрить Шавку, потому что она понимает, что Моська зря лает на Слона, что она с ним не справится, и советует ей не срамиться.

У. Что высмеивает автор в басне?

Д. Автор высмеивает стремление выделиться любой ценой.

У. Какой вывод из прочитанной басни следует сделать?

Д. Нужно сделать вывод, что нельзя стремиться выделиться любыми средствами.

У. Когда в жизни можно употребить слова: «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!»?

Д. Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам.

– Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.

У. Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.

IХ. Домашнее задание

У. Выучите басню наизусть, нарисуйте к ней иллюстрации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector