Басни крылова 5 класс

Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 5-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.

Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И.А. Крылова, например, «Стрекоза и Муравей», «Петух и Жемчужное зерно».

Используем приём сопоставления басен И.А. Крылова с литературным источником — баснями Эзопа. Покажем учащимся самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений. С этой целью даём задание: сравните басню Эзопа, древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, «Муравей и жук» и басню Крылова «Стрекоза и Муравей».

Объясним, что сравнить литературные произведения — значит выяснить, что у них общего, чем они отличаются.

Муравей и жук

В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности.

Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришёл он просить у муравья корму.

Сказал муравей: “Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму”.

Эзоп (VI в. до н.э)

Стрекоза и Муравей

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела:
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!”
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?” —
Говорит ей Муравей.
“До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило”.
“А, так ты…” — “Я без души
Лето целое всё пела”. —
“Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!”
И.А. Крылов (1808)

Объясним учащимся значение слова “мурава” — трава, отсюда муравей; травушка-муравушка — народно-поэтическое выражение.

Примерные вопросы для анализа

— Почему эти басни можно сравнивать?

— Какая басня написана стихами, какая — прозой?

— Кто герои басен?

— Почему слова “Стрекоза”, “Муравей” Крылов написал с прописной буквы как имена собственные?

— Найдите в басне Крылова слова и выражения, особенности природы, на основании которых можно сказать, что эта басня русская.

— Какие качества человека иносказательно изображают и высмеивают обе басни?

— В каких словах выражена мораль (нравоучение) басен?

Обобщая ответы учащихся, скажем, что в баснях рассказывается о похожем поведении героев, об их одинаковых нравственных качествах: лени, легкомысленном отношении к жизни, поэтому их можно сравнивать.

Басня Эзопа написана прозой, Крылова — стихами. Герои — насекомые, но вместо ленивого жука Крылов создаёт образ ленивой и легкомысленной, стремящейся только к развлечениям Стрекозы. Предложим учащимся подобрать синонимы к слову легкомысленность: несерьёзность, беспечность, поверхностность, бездумность, верхоглядство, ветреность.

У Эзопа жук сочувствует муравью, потому что тому приходится много трудиться летом, но ленивец не задумывается, зачем это нужно; у Крылова Стрекоза в вихре веселья вообще не замечает, что кто-то трудится даже летом. В баснях показано преимущество трудолюбия и опасность праздности и лени.

В басне Эзопа зима пришла с дождями, что характерно для Греции, южной страны. У Крылова настоящая русская зима, снежная и холодная. Он использует характерные для русского фольклора постоянные эпитеты: лето красное, злая тоска, чисто поле. Скажем учащимся, что Крылов взял сюжеты у Эзопа, но создал подлинно русскую, народную басню.

Баснописцы всегда рассказывают о том, что волнует общество, высмеивают отрицательные качества людей, чтобы они избавлялись от своих недостатков. Поэтому из содержания басни всегда вытекает нравоучение (мораль). В этих баснях, которые мы рассматриваем, нравоучение вытекает из содержания и выражается в последних словах у Эзопа и двух последних строчках у Крылова без поучающего суждения.

Чаще всего нравоучение (мораль) выделяется в басне как самостоятельная её часть и располагается либо в конце, либо в начале басни. Читаем басню Крылова «Петух и Жемчужное зерно», выделяем нравоучение (мораль).

В баснях часто действуют животные, растения, предметы, явления природы, но под ними подразумеваются люди. Животные, растения, предметы, явления природы наделяются в баснях, как и в сказках, качествами человека: даром речи, чувствами и мыслями.

— Вспомним, как называется приём наделения животных, растений, предметов, явлений природы качествами и свойствами человека?

(С понятием олицетворение пятиклассники знакомятся при изучении мифов и сказок.)

— Укажите олицетворения в басне Крылова «Стрекоза и Муравей» (“помертвело чисто поле”, “зима катит в глаза”, “говорит ей Муравей” и др.)

Подчеркнём, что олицетворение является одним из постоянных художественных приёмов в сказках, баснях и других литературных произведениях.

Нравственные качества людей в баснях иносказательно изображаются в образах животных: хитрость в виде лисы, жадность, жестокость выступают в обличии волка, коварство — в виде змеи и др. Хитрость, жадность, лень — всё это отвлеченные понятия. Художественный приём изображения отвлечённых понятий в конкретных образах (животных, растений, предметов, явлений природы) называют аллегорией (иносказанием). Аллегорией мира на Земле является белый голубь, аллегорией надежды человека — якорь и др. Существует ещё одно название аллегории (иносказания) — эзопов язык.

Критик В.Г. Белинский писал, что в баснях Крылова “нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди”. В воспроизведении национально-народного колорита и заключается новаторство Крылова-баснописца. Он смело вводит народное просторечие и устно-поэтическую лексику, бытовые детали, утверждает народную точку зрения.

Точные и краткие изречения (афоризмы) из его басен вошли в сокровищницу русского языка.

— Какое выражение из басни «Стрекоза и Муравей» стало афоризмом?

Крылов создавал и оригинальные басни, в которых действуют не только животные, но и люди.

Прочитайте басню «Волк на псарне» сначала про себя, затем выразительно вслух. (Можно организовать чтение по ролям.)

Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, в чей огород брошен камень. Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.

Так, басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк — это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне — это Кутузов.

— Сравните внешний вид волка и его речи.

— Почему псарня для волка “стала адом”? В чём смысл этого сравнения?

— Определите, какие отрицательные качества человека иносказательно изображены в басне.

— Какими чертами обладает Ловчий?

Обобщая ответы учащихся, обратим их внимание на то, что несоответствие внешнего вида и речей волка свидетельствует о его коварстве (злонамеренности, прикрытой показной доброжелательностью).

Скажем, что Волк воспринимает псарню как ад (по Библии — место наказания и вечных мучений грешников). Иными словами, волк сам осознаёт правомерность наказания за причинённое зло и пытается избежать его хитростью.

Ловчий (главный из псарей) изображён смелым, мудрым человеком, наделённым жизненным опытом:

Ты сер, приятель, а я сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю…

Домашнее задание. Прочитайте басни в учебнике-хрестоматии. Определите, какие отрицательные черты людей высмеивает автор? В каких словах выражена мораль басен? Какие слова стали афоризмами?

Закрепление изученного материала можно провести в виде самостоятельной работы учащихся на следующем уроке (небольшие басни даются на карточках для анализа в виде письменной работы).

— Прочитайте басню Эзопа «Петух и алмаз» и И.А. Крылова «Петух и Жемчужное зерно». В чём состоит сходство и различие этих басен? Запишите свои суждения.

Петух и алмаз

Петух разгребал по обыкновению своему навозную кучу и, вырывши алмаз, подумал: ежели б золотых дел мастер сию блестящую безделку нашёл, то она б ему очень пригодилась; а мне бы ячменное зерно во сто мер лучше сего было. (Эзоп (VI в. до н. э.))

Петух и Жемчужное зерно

Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл Жемчужное зерно
И говорит: “Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно”.
.
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
И.А. Крылов (1808)

Следует объяснить значение слов невежа (грубый, невоспитанный человек) и невежда (малообразованный, малосведущий человек).

Публикация статьи произведена при поддержке британского производителя климатической техники нового поколения компании Dantex Industries Ltd. Когда речь заходит о холодильных машинах, применяемых для центрального кондиционирования производств, объектов инфраструктуры, коммерческой или жилой недвижимости, встает вопрос: какая же лучшая марка чиллеров – Trane, Dantex или другие, представленные на российском рынке? Ответ на этот вопрос вы можете получить, внимательно изучив технические характеристики и стоимость чиллеров или задав вопрос специалистам компании.

Конспект урока литературы. Басни Крылова, 5 класс

I. Слово учителя: Дети, у нас сегодня необычный урок. Необычность его заключается в том, что мы отправляемся в увлекательное путешествие: мы побываем в басенном мира И.А.Крылова. И.А.Крылов. Имя великого баснописца известно всему миру. Он был одним из первых русских писателей, чье имя узнала Европа. И.А.Крылов был не только баснописцем. Его перу принадлежат гениальные стихотворения, повести, сатирические произведения, немало он и переводил. И все-таки известен он стал прежде всего, благодаря басням. Однажды А.С.Пушкин воскликнул: «Крылов — самый народный поэт, превосходящий всех баснописцев». И как был прав гений. До сих пор так никто и не сумел превзойти Крылова в написании басен.
II. (обращение к портрету).
Перед нами портрет И.А. Крылова, выполненный пером Брюллова. Проницательный и прозорливый дедушка Крылов словно смотрит нам в душу, и его житейская мудрость как бы высвечивает все глубины и тайны нашего внутреннего мира, все наши недостатки, пороки русского человека. Н.В.Гоголь говорил: «В баснях Крылова — вся Русь, в них пахнет Русью». Итак, что же нас ждет сегодня во время путешествия? Мы побываем в литературном клубе, посетим картинную галерею, остановимся на театральной станции, заглянем в кинотеатр, побываем в творческой мастерской, и, возможно, нас ждет сюрприз.
III. Ну, что же, путешествие начинается. Итак, 1 станция — литературная. Мне очень хочется узнать, насколько хорошо вы знаете басни. Сейчас я буду зачитывать вам цитаты из басен, а вы постараетесь угадать их название. Готовы? Начинаем!
1) «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье, и уши ваших понежней». («Квартет»)
2) «Кумушка, мне странно это, Да работала ль ты в лето?» («Стрекоза и Муравей»)
3) «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. » («Лебедь, Щука и Рак»)
4) «Как счастье многие находят лишь тем, что на задних лапках ходят. » («Две собаки»)
5) «У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок»)
6) «Уж сколько раз твердили миру, что лесть глупа, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица»)
7) «Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.»
(«Свинья под дубом»)
8) «Кто знатен и силен, да не умен, так худо, ежели и с добрым сердцем он». («Слон на воеводстве»)
9) «Мартышка к старости слаба глазами стала…» («Мартышка и очки»)
10) «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум» («Волк на псарне»)

IV. А теперь попробуем усложнить задачу:
я буду начинать читать строку из басни, а вы ее должны будете продолжить.
1) «Чем кумушек считать трудиться…»
(«Не лучше ль на себя кума оборотиться»)
2) «Ай, Моська, знать она сильна…»

(«Что лает на слона»)
3) «Волк, ночью думая залезть в овчарню…»
(«Попал на псарню»)
4) «Свинья под дубом вековым…»
(«Наелась желудей, досыта, до отвала»)
5) «Соседушка, мой свет,
Пожалуйста, покушай».-
(«Соседушка, я сыт по горло»)

6)«Ты всё пела? Это дело…»
(«Так пойди же, попляши!»)

7) «За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?»
(«За то, что хвалит он Кукушку.»)

8) «Кто виноват, кто прав — судить не нам…»
(« Да только воз и ныне там»)
9) «А вы, друзья, как ни садитесь…»
(«Всё в музыканты не годитесь»)
V. Вы хорошо справились с заданием на литературной станции. А теперь попробуем заглянуть в картинную галерею. Басни И.А.Крылова иллюстрировало немало художников. Сумеете ли вы отгадать, к каким басням относятся следующие иллюстрации. ( Учитель показывает иллюстрации – дети отгадывают.)
VI. Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что вы любите театральные постановки. Следующая станция – театральная. Ваши одноклассники приготовили 2 инсценировки басен И.А.Крылова. Послушаем их.
1) «Волк и Ягненок».
— Комментарий учителя:
-Я думаю, вы согласитесь с тем, что учащимся удалось раскрыть характеры героев басен при помощи интонации чтения, мимики и жестов, Всем понятно, что беззащитный Ягненок не в силах что-то доказать, так как Волк сильнее. Поэтому уже вначале басни автор высказывает мораль : «У сильного всегда бессильный виноват». Главные герои — животные, но не нужно забывать, что басня носит аллегорический характер, и под образами животных мы подразумеваем людей. Так, к сожалению, и в жизни бывает… прослушаем вторую басню.
«Кукушка и петух».
-Комментарий учителя:
-Эта басня высмеивает тех, кто льстит, преследуя свои цели… И действительно, кукушка хвалит петуха за то, что он хвалит кукушку. Наверное, знакомая ситуация. А порой в образах басенных героев можно узнать себя, задумайтесь.
VII. Учитель.
Все участники инсценировок большие молодцы, спасибо им за старания. А давайте сейчас послушаем, как профессионалы (актеры, художники) сумели передать содержание басни Крылова «Ворона и Лисица». (просмотр мультфильма «Ворона и Лисица» 1953г)
VIII. Вам понравился мультфильм? Что высмеивает Крылов?
(Хитрость, лесть Лисицы и глупость Вороны.)
IX. Дети вы посмотрели классический мультфильм по басне Крылова, 1953г. Прошло немало лет , а к этим басням обращаются снова и снова. И следующий клип этому подтверждение.
(Видеозапись. Просмотр клипа к басне.)

X. Понравилось?
Вы познакомились с современным видением басни Крылова. С чем-то можно не согласиться, чему-то улыбнуться, но одно бесспорно — басни Крылова живут, к ним обращаются по сей день.
XI. Физминутка.
А давайте немного взбодримся и поиграем. Представим, что мы герои басни «Лебедь, Щука и Рак». (Выполним движения героев: Лебедь – тянет обоз в облака, Щука – тянет обоз в воду,
Рак — пятится назад.)
XII . Зарядились немножко? Значит хватит сил побывать в клубе знатоков.
(звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», эпизод «Черный ящик»)
Отгадайте, что находится в этом ящике(3 предмета)
1) Это то, что героиня с полудюжины себе купила (очки)
2) Это то, при помощи чего можно увидеть себя (зеркало)
3)Это тот самый предмет, из-за которого подрались два перепуганных пса (кость)
XIV. Итак, вы хорошо поработали на каждой станции во время путешествия, поэтому заслужили сюрприз: инсценировку «Демьянова уха» показывают учащиеся старших классов.
XV. Заключение .
В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник Крылову. На высоком постаменте изображены персонажи любимых крыловских басен. Памятник был сооружен на деньги, собранные со всей России. Почему же народ так любит великого баснописца? Наверное, потому, что Крылов учил и учит людей узнавать в образах героев себя, обнаруживать недостатки и пороки. Он подсказывает нам, как можно избавиться от них, он учит нас житейской мудрости. И закончить я хочу словами М.Исаковского:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

Басни крылова 5 класс

Крылов Иван Андреевич (1769-1842 гг.)

Русский писатель, баснописец. Родился в семье отставного армейского офицера. Служил мелким чиновником в казенной палате. Самостоятельно изучил французский и итальянский языки. С 1789 г., выйдя в отставку, Крылов печатает в купленной им типографии сатирический журнал «Зритель», вступив в полемику с «Московским журналом» Карамзина.

Служил домашним учителем в семье князя Голицына и был его секретарем. В 1805 г. Крылов перевел две басни Лафонтена, и с этого началась его деятельность баснописца, которую он продолжал до конца своих дней, несмотря на немалый успех в драматургии («Модная лавка» и «Урок дочкам», «Пирог»)

В1812—1841 гг. Крылов служил помощником библиотекаря императорской Публичной библиотеки.

В годы войны с Наполеоном Крылов выступил как патриот, а после войны отстаивал интересы простого человека, высмеивая пороки светского общества; предметом осмеяния были многочисленные людские недостатки, особенно эгоизм и глупость, чванливость и тщеславие.

Анализ басен И.А. Крылова в 5-м классе

Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 5-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.

Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И.А. Крылова, например, «Стрекоза и Муравей», «Петух и Жемчужное зерно».

Используем приём сопоставления басен И.А. Крылова с литературным источником — баснями Эзопа. Покажем учащимся самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений. С этой целью даём задание: сравните басню Эзопа, древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, «Муравей и жук» и басню Крылова «Стрекоза и Муравей».

Объясним, что сравнить литературные произведения — значит выяснить, что у них общего, чем они отличаются.

В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности.

Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришёл он просить у муравья корму.

Сказал муравей: “Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму”.

Эзоп (VI в. до н.э)

Стрекоза и Муравей
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела:
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!”
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?” —
Говорит ей Муравей.
“До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило”.
“А, так ты…” — “Я без души
Лето целое всё пела”. —
“Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!”
И.А. Крылов (1808)

Объясним учащимся значение слова “мурава” — трава, отсюда муравей; травушка-муравушка — народно-поэтическое выражение.

Примерные вопросы для анализа

— Почему эти басни можно сравнивать?

— Какая басня написана стихами, какая — прозой?

— Кто герои басен?

— Почему слова “Стрекоза”, “Муравей” Крылов написал с прописной буквы как имена собственные?

— Найдите в басне Крылова слова и выражения, особенности природы, на основании которых можно сказать, что эта басня русская.

— Какие качества человека иносказательно изображают и высмеивают обе басни?

— В каких словах выражена мораль (нравоучение) басен?

Обобщая ответы учащихся, скажем, что в баснях рассказывается о похожем поведении героев, об их одинаковых нравственных качествах: лени, легкомысленном отношении к жизни, поэтому их можно сравнивать.

Басня Эзопа написана прозой, Крылова — стихами. Герои — насекомые, но вместо ленивого жука Крылов создаёт образ ленивой и легкомысленной, стремящейся только к развлечениям Стрекозы. Предложим учащимся подобрать синонимы к слову легкомысленность: несерьёзность, беспечность, поверхностность, бездумность, верхоглядство, ветреность.

У Эзопа жук сочувствует муравью, потому что тому приходится много трудиться летом, но ленивец не задумывается, зачем это нужно; у Крылова Стрекоза в вихре веселья вообще не замечает, что кто-то трудится даже летом. В баснях показано преимущество трудолюбия и опасность праздности и лени.

В басне Эзопа зима пришла с дождями, что характерно для Греции, южной страны. У Крылова настоящая русская зима, снежная и холодная. Он использует характерные для русского фольклора постоянные эпитеты: лето красное, злая тоска, чисто поле. Скажем учащимся, что Крылов взял сюжеты у Эзопа, но создал подлинно русскую, народную басню.

Баснописцы всегда рассказывают о том, что волнует общество, высмеивают отрицательные качества людей, чтобы они избавлялись от своих недостатков. Поэтому из содержания басни всегда вытекает нравоучение (мораль). В этих баснях, которые мы рассматриваем, нравоучение вытекает из содержания и выражается в последних словах у Эзопа и двух последних строчках у Крылова без поучающего суждения.

Чаще всего нравоучение (мораль) выделяется в басне как самостоятельная её часть и располагается либо в конце, либо в начале басни. Читаем басню Крылова «Петух и Жемчужное зерно», выделяем нравоучение (мораль).

В баснях часто действуют животные, растения, предметы, явления природы, но под ними подразумеваются люди. Животные, растения, предметы, явления природы наделяются в баснях, как и в сказках, качествами человека: даром речи, чувствами и мыслями.

— Вспомним, как называется приём наделения животных, растений, предметов, явлений природы качествами и свойствами человека?

(С понятием олицетворение пятиклассники знакомятся при изучении мифов и сказок.)

— Укажите олицетворения в басне Крылова «Стрекоза и Муравей» (“помертвело чисто поле”, “зима катит в глаза”, “говорит ей Муравей” и др.)

Подчеркнём, что олицетворение является одним из постоянных художественных приёмов в сказках, баснях и других литературных произведениях.

Нравственные качества людей в баснях иносказательно изображаются в образах животных: хитрость в виде лисы, жадность, жестокость выступают в обличии волка, коварство — в виде змеи и др. Хитрость, жадность, лень — всё это отвлеченные понятия. Художественный приём изображения отвлечённых понятий в конкретных образах (животных, растений, предметов, явлений природы) называют аллегорией (иносказанием). Аллегорией мира на Земле является белый голубь, аллегорией надежды человека — якорь и др. Существует ещё одно название аллегории (иносказания) — эзопов язык.

Критик В.Г. Белинский писал, что в баснях Крылова “нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди”. В воспроизведении национально-народного колорита и заключается новаторство Крылова-баснописца. Он смело вводит народное просторечие и устно-поэтическую лексику, бытовые детали, утверждает народную точку зрения.

Точные и краткие изречения (афоризмы) из его басен вошли в сокровищницу русского языка.

— Какое выражение из басни «Стрекоза и Муравей» стало афоризмом?

Крылов создавал и оригинальные басни, в которых действуют не только животные, но и люди.

Прочитайте басню «Волк на псарне» сначала про себя, затем выразительно вслух. (Можно организовать чтение по ролям.)

Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, в чей огород брошен камень. Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.

Так, басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк — это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне — это Кутузов.

— Сравните внешний вид волка и его речи.

— Почему псарня для волка “стала адом”? В чём смысл этого сравнения?

— Определите, какие отрицательные качества человека иносказательно изображены в басне.

— Какими чертами обладает Ловчий?

Обобщая ответы учащихся, обратим их внимание на то, что несоответствие внешнего вида и речей волка свидетельствует о его коварстве (злонамеренности, прикрытой показной доброжелательностью).

Скажем, что Волк воспринимает псарню как ад (по Библии — место наказания и вечных мучений грешников). Иными словами, волк сам осознаёт правомерность наказания за причинённое зло и пытается избежать его хитростью.

Ловчий (главный из псарей) изображён смелым, мудрым человеком, наделённым жизненным опытом:

Ты сер, приятель, а я сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю.

Домашнее задание. Прочитайте басни в учебнике-хрестоматии. Определите, какие отрицательные черты людей высмеивает автор? В каких словах выражена мораль басен? Какие слова стали афоризмами?

Закрепление изученного материала можно провести в виде самостоятельной работы учащихся на следующем уроке (небольшие басни даются на карточках для анализа в виде письменной работы).

— Прочитайте басню Эзопа «Петух и алмаз» и И.А. Крылова «Петух и Жемчужное зерно». В чём состоит сходство и различие этих басен? Запишите свои суждения.

Петух и алмаз
Петух разгребал по обыкновению своему навозную кучу и, вырывши алмаз, подумал: ежели б золотых дел мастер сию блестящую безделку нашёл, то она б ему очень пригодилась; а мне бы ячменное зерно во сто мер лучше сего было. (Эзоп (VI в. до н. э.))

Петух и Жемчужное зерно
Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл Жемчужное зерно
И говорит: “Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно”.
.
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
И.А. Крылов (1808)

Следует объяснить значение слов невежа (грубый, невоспитанный человек) и невежда (малообразованный, малосведущий человек).

Басни Крылова
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

Литературная викторина «Басни И.А. Крылова». 5–6-й классы

Разделы: Литература

Оформление:

  • портрет И. А. Крылова;
  • эпиграфы (на доске): «Крылов! Это имя нам дорого с детства» (В. И. Лебедев-Кумач) «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» (И. А. Крылов) «Его басни переживут века!» (К. Н. Батюшков)
  • Кто не слыхал его живого слова?
    Кто в жизни с ним не встретился своей?
    Бессмертные творения Крылова
    Мы с каждым годом любим все сильней.
    Со школьной парты с ними мы сживались,
    В те дни букварь постигшие едва.
    И в памяти навеки оставались
    Крылатые крыловские слова.
    Сокровищница мудрости народной
    В них людям открывалась до конца,
    И голос их, прямой и благородный,
    К добру и правде призывал сердца.
    Все знал и видел ум певца пытливый,
    Всего сильней желая одного,
    Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
    Народ его и родина его.

    Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки И.А. Крылова», как любовно его называет народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

    Разминка — словарная работа.

    Задание: подобрать антонимы.

    • Доброта — жестокость, патриотизм — безразличие, нелюбовь к Родине, трудолюбие — лень, безделье; Скромность — гордость, высокомерие
    • Честность — лживость, враньё, хитрость, вежливость — грубость, неучтивость, ответственность — беззаботность, беспечность; жадность — щедрость
    • Смелость — трусость, робость, отзывчивость — равнодушие, безразличие, ум — глупость; дружелюбие — вражда.

    Найди свою пару.

    Задание: прослушав начало одного выражения, отыскать его продолжение.

    1. А ларчик::просто открывался
    2. Чтоб музыкантом быть::так надобно уменье
    3. Знать, она сильна::что лает на слона
    4. Оглянуться не успела::как зима катит в глаза
    5. Хоть видит око::да зуб неймёт
    6. Чем кумушек считать трудиться::не лучше ль на себя, кума, оборотиться
    7. Наделала синица славы::а море не зажгла
    8. А Васька слушает::да ест
    9. А вы, друзья, как ни садитесь::всё в музыканты не годитесь
    10. Когда в товарищах согласья нет::на лад их дело не пойдет
    11. Ты виноват уж тем::что хочется мне кушать
    12. Сыр выпал. с ним была плутовка такова

    Найди свою вещь.

    Задание: среди предметов выбрать любой и объяснить, какому герою (из какой басни) он принадлежит, что делал с ним герой.

    1. Очки (несколько пар) — Мартышка («Мартышка и очки»)
    2. Ноты — Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка («Квартет»)
    3. Ларец (шкатулка с замочком) — Механик («Ларчик»)
    4. Сыр — Ворона («Ворона и Лисица»)
    5. Виноград — Лисица («Лисица и виноград»)
    6. Тарелка с ухой — Демьян («Демьянова уха»)

    Задание: нарисовать иллюстрацию к басне.

    Игра со зрителями (одновременно).

    Задание: в отрывке из басни Крылова «Дуб и трость» автор использовал 32 буквы русского алфавита. Найдите недостающую букву. (Ъ)

    Не только солнца я препятствую лучам,
    Но, посмеиваяся и вихрям, и грозам,
    Стою и твёрд и прям.
    Как будто б ограждён ненарушимым миром.
    Тебе всё бурей — мне всё кажется зефиром.
    Хотя б уж ты в окружности росла,
    Густою тению ветвей моих покрытой,
    От непогод бы я быть мог твоей защитой;
    Но вам в удел природа отвела
    Брега бурливого Эолова владенья.
    Конечно, нет совсем у ней о вас раденья.

    Вопросы на засыпку.

    Задание: за 1 минуту дать правильный ответ.

    1. Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины, т.е. 6)
    2. От кого Ворона получила сыр? (от бога)
    3. Как далеко находился Ягнёнок от Волка? (ниже по ручью от Светлости его шагов я на сто пью)
    4. На чём играла Мартышка в квартете? ( я — прима; 1-ая скрипка)
    5. Что съел Васька у Повара? (пирог, курёнка, жаркое)
    6. Сколько тарелок с ухой съел Фока? (4)
    7. На каком дереве сидела Ворона? (ель)
    8. Каков возраст Ягнёнка? (мне отроду нет году)
    9. Кто была соседкой Моськи? (Шавка)
    10. Сколько времени добиралась Лисица до винограда? (Пробившись попусту час целый)

    Басни Ивана Андреевича Крылова написаны почти 200 лет назад, и неудивительно, что при всей их ясности и простоте, встречаются в них слова и выражения, непонятные современным детям.

    Давайте попробуем разобраться, что означают, например, слова:

    1. Альт — музыкальный смычковый инструмент, немного больше скрипки. («Достали нот, баса, альта, две скрипки», басня «Квартет»).
    2. Бас — контрабас или виолончель, музыкальный смычковый инструмент, формой похожий на скрипку, но значительно больше. (басня «Квартет»).
    3. Квартет — ансамбль из четырех музыкантов, музыкально произведение для четырех исполнителей. («А, все-таки, квартет нейдет на лад», басня «Квартет»).
    4. Лесть, льстить — угождать, хвалить, иногда незаслуженно и с целью угодить человеку, расположить его к себе. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна:», басня «Ворона и Лисица»).
    5. Удручена — огорчена, опечалена. («Злой тоской удручена», басня «Стрекоза и Муравей»).
    6. Неймет — не имеет («Хоть видит око, да зуб неймет», басня «Лисица и виноград»).
    7. Мурава — молодая трава. («До того ль , голубчик, было в мягких муравах у нас:», басня «Стрекоза и Муравей»).
    8. Овчарня — хлев (помещение) для овец. («Думая попасть в овчарню, попал на псарню», басня «Волк на псарне»).
    9. Плутовка, плут — ловкий обманщик, нечестный человек, особенно в мелочах («С ним была плутовка такова», басня «Ворона и Лисица»).

    Разминка — словарная работа.

    Задание: подобрать антонимы.

    • доброта — жестокость
    • патриотизм — безразличие, нелюбовь к Родине
    • трудолюбие — лень, безделье
    • скромность — гордость, высокомерие.
    • честность — лживость, враньё, хитрость
    • вежливость — грубость, неучтивость
    • ответственность — беззаботность, беспечность
    • жадность — щедрость.
    • смелость — трусость, робость
    • отзывчивость — равнодушие, безразличие
    • ум — глупость
    • дружелюбие — вражда.

    Найди свою пару.

    Задание: прочитав начало одного выражения, отыскать его продолжение.

    1. А ларчик::просто открывался
    2. Чтоб музыкантом быть::так надобно уменье
    3. Знать, она сильна::что лает на слона
    4. Оглянуться не успела::как зима катит в глаза
    5. Хоть видит око::да зуб неймёт
    6. Чем кумушек считать трудиться::не лучше ль на себя, кума, оборотиться
    7. Наделала синица славы::а море не зажгла
    8. А Васька слушает::да ест
    9. А вы, друзья, как ни садитесь::всё в музыканты не годитесь
    10. Когда в товарищах согласья нет::на лад их дело не пойдет
    11. Ты виноват уж тем::что хочется мне кушать
    12. Сыр выпал. с ним была плутовка такова

    Найди свою вещь.

    Задание: среди предметов выбрать любой и объяснить, какому герою (из какой басни) он принадлежит, что делал с ним герой.

    1. Очки (несколько пар) — Мартышка («Мартышка и очки»)
    2. Ноты — Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка («Квартет»)
    3. Ларец (шкатулка с замочком) — Механик («Ларчик»)
    4. Сыр — Ворона («Ворона и Лисица»)
    5. Виноград — Лисица («Лисица и виноград»)
    6. Тарелка с ухой — Демьян («Демьянова уха»)

    Игра со зрителями.

    Задание: в отрывке из басни Крылова «Дуб и трость» автор использовал 32 буквы русского алфавита. Найдите недостающую букву. (Ъ)

    Вопросы на засыпку.

    Задание: за 1 минуту дать правильный ответ.

    1. Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины, т.е. 6)
    2. От кого Ворона получила сыр? (от бога)
    3. Как далеко находился Ягнёнок от Волка? (ниже по ручью от Светлости его шагов я на сто пью)
    4. На чём играла Мартышка в квартете? ( я — прима; 1-ая скрипка)
    5. Что съел Васька у Повара? (пирог, курёнка, жаркое)
    6. Сколько тарелок с ухой съел Фока? (4)
    7. На каком дереве сидела Ворона? (ель)
    8. Каков возраст Ягнёнка? (мне отроду нет году)
    9. Кто была соседкой Моськи? (Шавка)
    10. Сколько времени добиралась Лисица до винограда? (Пробившись попусту час целый)

    Словарь Крылова.

    1. Альт — музыкальный смычковый инструмент, немного больше скрипки. («Достали нот, баса, альта, две скрипки», басня «Квартет»).
    2. Бас — контрабас или виолончель, музыкальный смычковый инструмент, формой похожий на скрипку, но значительно больше. (басня «Квартет»).
    3. Квартет — ансамбль из четырех музыкантов, музыкально произведение для четырех исполнителей. («А, все-таки, квартет нейдет на лад», басня «Квартет»).
    4. Лесть, льстить — угождать, хвалить, иногда незаслуженно и с целью угодить человеку, расположить его к себе. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна:», басня «Ворона и Лисица»).
    5. Удручена — огорчена, опечалена. («Злой тоской удручена», басня «Стрекоза и Муравей»).
    6. Неймёт — не имеет («Хоть видит око, да зуб неймет», басня «Лисица и виноград»).
    7. Мурава — молодая трава. («До того ль , голубчик, было в мягких муравах у нас:», басня «Стрекоза и Муравей»).
    8. Овчарня — хлев (помещение) для овец. («Думая попасть в овчарню, попал на псарню», басня «Волк на псарне»).
    9. Плутовка, плут — ловкий обманщик, нечестный человек, особенно в мелочах («С ним была плутовка такова», басня «Ворона и Лисица»).

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: