Басни И

СОДЕРЖАНИЕ

Общее описание и специфические признаки басен Ивана Крылова, их содержание и обоснование формы. Басни как принципиально новое явление по отношению к разновидностям этого жанра, утвердившимся в русской литературе XVIII века, ее главные мотивы и идеи.

Рубрика Литература
Вид сочинение
Язык русский
Дата добавления 05.04.2011
Размер файла 6,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Басни И.А. Крылова. Русский национальный колорит басен


басня крылов жанр литература

«Крылов выразил — и, надо сказать, выразил широко и полно — одну только сторону русского духа — его здравый, практический смысл, его опытную житейскую мудрость, его простодушную и злую иронию. Многие в Крылове хотят видеть непременно баснописца; мы видим в нем нечто большее. Басня только форма… Умением чисто по-русски смотреть на вещи и схватывать их смешную сторону в меткой иронии владел Крылов с такою полнотою и свободою. О языке его нечего и говорить: это неисчерпаемый источник руссизмов; басни Крылова нельзя переводить ни на какой иностранный язык…» (В.Г. Белинский).

Басни Крылова стали принципиально новым явлением по отношению к разновидностям этого жанра, утвердившимся в русской литературе XVIII века, — классицистической и сентимента-листской басням. Первая была создана А.П. Сумароковым и В.И. Майковым. Она характеризуется нарочитым, рассчитанным на комический эффект смешением «высокого» и самого «низкого» слога. Основоположником сентименталистской басни был М.Н. Муравьев, а непревзойденным мастером — И.И. Дмитриев. Она отличается от классицистической «легкостью», изяществом, «приятностью» слога, не допускающего ничего «низкого» и грубого, что может оскорбить «просвещенный incyc». Обе эти разновидности басен оставались сугубо моралистическим, нравоучительным жанром. В них осмеивались общечеловеческие пороки и преподавались уроки столь же абстрактной общечеловеческой «добродетели».

Сохранив основные жанровые признаки басни — аллегорию, смысловую двуплановость повествования, конфликтность сюжета — Крылов критически изображает совершенно конкретные социальные пороки современной ему русской действительности.

На первый план в баснях Крылова выдвинулся образ простодушного и лукавого рассказчика, повествующего об увиденных им живых сценах, содержание которых необычайно разнообразно — от бытовых до социальных и философско-исторических тем. Точка зрения рассказчика часто спрятана и не выступает непосредственно и открыто: он отсылает к общему мнению, к молве, к преданию, которые выражены в пословицах и поговорках. В басню хлынул широким потоком народный, разговорный язык. Каждый персонаж заговорил языком, соответствующим его положению, психологии, характеру. Словесная маска басенного персонажа утратила свою условность.

Это ярко проявилось в таких баснях, как «Демьянова уха», «Кот и повар», «Крестьянин и овца», «Волк и Ягненок» и многих других.

Сосед соседа звал откушать; Но умысел другой тут был: Хозяин музыку любил И заманил к себе соседа певчих слушать…(«Музыканты»)

Здесь русский человек добродушно смеется над нелепостями, проявляющимися также чисто по-русски. И незадачливый любитель пения, и его «молодцы», и обманом зазванный сосед — все здесь и хитрят, и поют, и негодуют по-русски.

Венчающая басню «Музыканты» мораль, — в сущности, видоизмененная пословица:

А я скажу: по мне уж лучше пей, Да дело разумей. Даже в тех случаях, когда Крылов обрабатывает традиционные басенные сюжеты, в самом взгляде на вещи, в логике речей и поступков персонажей, в обстановке, их окружающей, — во всем запечатлена духовная атмосфера, порожденная национальным укладом русской жизни.

Подобные документы

Влияние Эзопа и Лафонтена на творчество Крылова. Оригинальность сюжетов и связь басен с общественными явлениями. Близость языка к народной речи, умение создать яркий образ при скупости средств. Толкование некоторых фраз, ставших пословицами и поговорками.

реферат [21,7 K], добавлен 17.01.2010

История басни как жанра сатирической публицистики. Произведения Эзопа и Лафонтена. Моральная аллегория в мировой басенной традиции. Усиление сатирического элемента в произведениях И.А. Крылова. Деятельность поэта Крылова в критике и журналистике.

дипломная работа [61,4 K], добавлен 08.05.2011

Басня как жанр эпоса литературы. Какой моральный вывод можно сделать из басен Крылова «Волк и ягненок», «Квартет», «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Слон и Моська», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Мартышка и очки» и «Демьянова уха».

презентация [37,1 M], добавлен 25.02.2017

Коллизия труда и безделья в басне «Стрекоза и Муравей», направленность произведения против тунеядства и паразитизма определенных личностей как социально-политического явления. Универсальность сюжетов и характеров, мотивов и образов басен Крылова.

реферат [19,4 K], добавлен 11.06.2009

Всенародная слава И.А. Крылова – баснописца. Языковые особенности слов разных частей речи в баснях И.А. Крылова. Роль антропонимов в басенном творчестве И.А. Крылова. Синтаксис словосочетания, простого и сложного предложения, способы передачи чужой речи.

дипломная работа [4,6 M], добавлен 26.05.2012

Краткая биография И.А. Крылова. Детские и юношеские годы будущего писателя. Басня как жанр дидактической литературы, получивший расцвет в классицизме. Деятельность Крылова-баснописца. Отражение в баснях философских, социальных и нравственных взглядов.

курсовая работа [54,8 K], добавлен 06.03.2014

Биография Ивана Андреевича Крылова — русского поэта, баснописца, переводчика и писателя. Издание И. Крыловым сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Триумф», переводы басен. Интересные факты из жизни И. Крылова.

презентация [152,8 K], добавлен 20.11.2012

Изучение биографии и творческого пути поэта Крылова. Описание периода его работы журналистом, издателем журнала, театральным драматургом. Анализ художественного мира басен, яркой картины отображения действительности и афористической остроты концовки.

реферат [31,0 K], добавлен 12.07.2011

Характеристика и специфические особенности литературы петровской эпохи, рассматриваемые ею идеи и тематика. Внесословная ценность человека и ее художественное воплощение в сатире Кантемира. Жанр басни в литературе XVIII в. (Фонвизин, Хемницер, Дмитриев).

шпаргалка [997,4 K], добавлен 20.01.2011

Детские годы И.А. Крылова. Его первые шаги в литературе. Особенности русской басни. Заимствование Крыловым сюжетов из Эзопа и Лафонтена. Басня как краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

презентация [5,5 M], добавлен 08.01.2012

Список басен Крылова по алфавиту

Из «обер-офицерских детей». Грамоте выучился дома. Занимался самообразованием, самостоятельно выучил фр., англ., ит., греч. яз. Десяти лет поступил в губ. магистрат Твери, где переписывал бумаги. В 1782 с матерью переехал в Петербург, поступил канцеляристом в Казенную палату, из к-рой уволен в 1788. В 1790 определен в Кабинет е. и. в., откуда в 1801 уволен по болезни.

Увлекся театром. В 1783 сочинил комическую оперу в стихах «Кофейница». За нее книгопродавец и типограф Ф. И. Брейткопф дал авт. книг на 60 р., но оперу не напечатал. В журн. «Утр. часы» опубликовал несколько произв. В 1789 издал первый собств. ежемес. сатирич. журн. «Почта духов», к-рый выходил с янв. по авг. С янв. 1792 издавал сатирич. журн. «Зритель», к-рый в 1793 переим. в «СПб. Меркурий», просуществовал год. В кон. 1793 уезжает из Петербурга, скитаясь по городам России. Служил секр. и домашним учителем у кн. С. Ф. Голицына.

В 1806 вернулся в Петербург. Сблизился с А. Н. Олениным и его окружением. В 1808 по протекции Оленина поступил на службу в Монетный деп.

В 1809 вышло первое изд. басен, в 1811-вторая кн. Крылова- становится одной из самых заметных фигур лит. мира Петербурга. Всего им написано 205 басен.

С 1811 — чл. «Беседы любителей рус. слова». В 1812 избран в чл. Казанского о-ва любителей отеч. словесности, с 1818 -чл. ВОЛРС, с 1817 -почет, чл. ВОЛСНХ, с 1818 -чл. «Вольного о-ва учреждения училищ по методе взаимного обучения». Сотрудничал в журн. «Соревнователь», в «Поляр, звезде» К- Рылеева и А. Бестужева. В 1811 был избран чл. Рос. Акад. При преобразовании АН в 1841 назначен ординар, акад. по отд-нию словесности.

7 янв. 1812 принят в ПБ пом. б-ря, в 1816 назначен б-рем. Через месяц Оленин выхлопотал К. по-жизн. пансион в 1500 р. в год, в 1820 — доп. пансион в 1500 р., в февр. 1834 его пансион увеличивается вчетверо.

Оленин считал басенное творчество Крылова, как и работу в Б-ке, служением рус. культуре, просвещению рус. народа и даже в офиц. отчетах отмечал, что Крылов занимается подгот. новых изд. своих соч., «порученной ему по высочайшему его императорского величества соизволению».

До февр. 1818 К- «обще» с В. С. Сопиковым заведовал всеми печатными кн. «на славенском и российском языке».

Первонач. ему было поручено сост. «критических замечаний» для «разборных каталогов», т. е. аннот. рекомендат. каталога (не сохранился). В 1814 составил для «Отчета» алф. указ. авт. кн., выд. по требованиям читателей (240 кн.). В 1815 было поручено разобрать и описать эстампы. Совм. с Сопиковым составил в 1816 рукопис. «Каталог Российским книгам в Императорской Публичной библиотеке находящимся», вкл. описание 2100 кн., располож. в алфавите загл. Впервые в истории библ. дела в России применил шифровку кн.: указание места кн. на полке и номера полки (43е — 6-я полка, 43-я кн.). В ОР РНБ хранятся «Алфавитные указатели, писанные Иваном Андреевичем Крыловым». В указ, включено 3327 рус. кн., вышедших с 1663 по 1822.

По предложению Оленина представил в 1818 «Записку» о каталогизации кн., где предлагал 3 каталога: алф. по загл. кн., алф. авт., сист. по гл. отд-ниям Оленинской системы. Предлагал также ведение «нумерационной тетради» (нечто вроде инвентарной кн. или топогр. каталога), при записи в к-рую должны ставиться порядковые номера карточки, комнаты, шкафа, полки и кн. на полке. Эти же данные вносились и на оборот карточки. Больше чем на 20 лет Крылов опередил введенную в 1840-х в Б-ке систему использования шифров, связыв. кн. и каталог. Во всех др. каталогах обязательно указывался номер «нумерационной тетради», по к-рому находили шифр кн. «Нумерационная тетрадь» велась только в Рус. отд-нии. К дек. 1819 были написаны 2 т. сист. каталога, содерж. 4636 назв. Внимательно следил за аккуратностью поступления ОЭ, представлял дир. рапорты о недосылке изд., регулярно знакомился с информацией в текущей печати, просматривал книготорговые каталоги и объявления. Немало труда вложил в поиск и приобретение кн., вышедших до 1811, в рецензирование рекомендуемых для покупки кн. При содействии К- Б-ка приобрела собр. кн. у А. Ф. Похорского, М. П. Глазунова, А. Ф. Смирдина и др. Сделал оценку рус. кн. для страхования (1829). Для более удобного хранения малоформатных изд. придумал картонные футляры в форме толстых кн., в к-рых раскладывались изд. в алфавите авт. В 1814 Сопиков и Крылов- составляли реестры романов, сказок, повестей, дурно влияющих на нравственность молодежи. В 1829 для М-ва нар. просвещения подготовил список кн. по вопросам просвещения, в 1833 для М-ва внутр. дел — кн. и планов по Петербургу, для воен. историка А. И.. Михайловского-Данилевского вместе с И. П. Быстровым — список соч. об Отеч. войне 1812 и походах А. В. Суворова в Италию и Швейцарию. В 1815 подготовил спец. правила пользования кн. в читальном зале, нек-рые положения к-рых сохранились до сих пор.

Как чл. «домашнего хозяйственного комитета» участвовал во всех торгах по покупке и продаже хоз. материалов, сдаче в аренду помещений.

В торжеств, собр. Б-ки выступал с чтением своих басен (1814 — «Водолазы», 1816 — «Пруд и река», «Лиса-строитель», «Мартышка и зеркало», 1817 — «Кукушка и Горлинка», «Сочинитель и разбойник», «Похороны»).

В 1838 в Б-ке установлен гипсовый бюст Крылова — работы скульптора С. Гальберга.

1 марта 1841 в возрасте 73 лет вышел в отставку. Сверх пенсии имп. назначил выплату полного содерж., получаемого по Б-ке (всего 8700 р. в год).

Награжден орденами: Владимира 3-й степени, Анны 2-й степени, Станислава 2-й степени со звездой. Имел чин ст. сов.

Похоронен на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры в Петербурге.

По сделанному завещанию Крылов — его друзья и знакомые после смерти вместе с извещением о похоронах получили экз. нового изд. его басен.

В связи со столетием со дня смерти в 1944 на здании Б-ки установлена мемориальная доска.

Соч.: Поли. собр. соч. (В 3 т. СПб., 1847; В 4 т. 1904-05; В 3 т. М., 1944-46); Поли. собр. стихов: В 2 т. (Л., 1935-37); Соч.: В 2 т. (М., 1955; 1984); Избр. (М., 1985); Басни. (СПб., 1809; В 3 ч. 1815; В 2 ч. 1834; В 9 кн. 1843; М.; Л., 1956); Новые басни. Ч. 4, 5. (СПб., 1816); Басни. Сатирические произведения (М., 1989); Водолазы: Басня //Описание торжественного открытия имп. Публичной библиотеки. СПб., 1814; Три новые басни, читанные в торжественном собрании имп. Публичной библиотеки января 2 дня сего года. (СПб., 1817); Записка И. А. Крылова о каталогизации книг имп. Публичной библиотеки //Изв. ОРЯС. 1818. Т. 23, кн. 2.

Библиогр.: Кеневич В. Хронологический список басен Крылова //РА. 1865. № 4, 8; Иван Андреевич Крылов:- К 100-летию со дня смерти: Рек. указ. лит. и материалы для б-к. М., 1944; Бабинцев С. М. И. А. Крылов: Указ, его произв. и лит. о нем: К 100-летию со дня смерти, 1844-1944. Л.; М., 1945.

Справ.: БСЭ; КЛЭ; Брокгауз; Венгеров. Источники; Владиславлев; Геннади. Словарь; Книговедение; Межов. История; Муратова (1); НЭС; РБС; Рус. писатели.

Лит.: Лобанов М. Е. Жизнь и сочинения Ивана Андреевича Крылова. СПб., 1847; Кеневич В. Библиографические и исторические примечания к басням Крылова. 2-е изд. СПб., 1878; Плетнев П. А. Соч. и переписка: В 3 т. Т. 2. СПб., 1885; Майков Л. В. Первые шаги И. А. Крылова на литературном поприще. СПб., 1889; Брилиант С. М. И. А. Крылов, его жизнь и литературная деятельность: Биогр. очерк. СПб., 1891; То же. 2-е изд. СПб., 1901; Бабинцев С. М. И. А. Крылов: Очерк его изд. и библ. деятельности. М., 1955; Степанов Н. Л. Крылов. М., 1969; И. А. Крылов в воспоминаниях современников /Ред. В. Э. Вацуро. М., 1982; Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. М., 1985; Голубева О. Д. Хранители мудрости. М., 1988.

100-летие. С. 37, 63, 113, 120-22, 143, 150.

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1812, № 8; ОР РНБ. Ф. 397; РГАЛИ. Ф. 253; ОР ИРЛИ. Ф. 142; РГБ. Ф. 405.

Иконогр.: Мюнстер; Русские портреты XVIII и XIX столетий: В 5 т. СПб., 1906; Иван Андреевич Крылов. В портретах, иллюстрациях, документах /Сост. А. М. Гордин. М.; Л., 1966.

Языковые особенности басен И.А. Крылова

Всенародная слава И.А. Крылова – баснописца. Языковые особенности слов разных частей речи в баснях И.А. Крылова. Роль антропонимов в басенном творчестве И.А. Крылова. Синтаксис словосочетания, простого и сложного предложения, способы передачи чужой речи.

Подобные документы

Идиостиль как система приемов, которые ориентированы на различные способы передачи художественных смыслов при помощи языковых средств. Использование лексики семейного родства — характерная особенность индивидуального авторского стиля И.А. Крылова.

дипломная работа, добавлен 02.06.2017

«Риторика» М.В. Ломоносова как основной источник пародий И.А. Крылова. Основные художественные средства создания пародийного (комического) эффекта в «речах». Поэтика «похвальных речей» Крылова в восточной повести «Каиб» и шутотрагедии «Трумф или Подщипа».

дипломная работа, добавлен 08.10.2017

Биография Ивана Андреевича Крылова — русского поэта, баснописца, переводчика и писателя. Издание И. Крыловым сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Триумф», переводы басен. Интересные факты из жизни И. Крылова.

презентация, добавлен 20.11.2012

Влияние Эзопа и Лафонтена на творчество Крылова. Оригинальность сюжетов и связь басен с общественными явлениями. Близость языка к народной речи, умение создать яркий образ при скупости средств. Толкование некоторых фраз, ставших пословицами и поговорками.

реферат, добавлен 17.01.2010

Коллизия труда и безделья в басне «Стрекоза и Муравей», направленность произведения против тунеядства и паразитизма определенных личностей как социально-политического явления. Универсальность сюжетов и характеров, мотивов и образов басен Крылова.

реферат, добавлен 11.06.2009

История басни как жанра сатирической публицистики. Произведения Эзопа и Лафонтена. Моральная аллегория в мировой басенной традиции. Усиление сатирического элемента в произведениях И.А. Крылова. Деятельность поэта Крылова в критике и журналистике.

дипломная работа, добавлен 08.05.2011

Басня как один из древнейших жанров искусства, история ее развития и оценка значения в мировой культуре, особенности и мотивы в эпоху Просвещения и становление в российской литературе. Краткий очерк жизни и оценка творческого наследия И.А. Крылова.

реферат, добавлен 20.09.2014

Изучение биографии и творческого пути поэта Крылова. Описание периода его работы журналистом, издателем журнала, театральным драматургом. Анализ художественного мира басен, яркой картины отображения действительности и афористической остроты концовки.

реферат, добавлен 12.07.2011

Поэтическая летопись Отечественной войны 1812 года как веха в истории русской литературы: презрение к врагу, вера в победу в поэзии Ф. Глинки, В. Жуковского; современные реалии в баснях И. Крылова; пророческое осмысление событий в творчестве А.Пушкина.

курсовая работа, добавлен 12.01.2011

Ознакомление с биографическими данными и творческим путем русского поэта-баснописца Ивана Андреевича Крылова. Известность молодого драматурга в театральных и литературных кругах России. Издание Крыловым сатирических журналов «Почта духов»и «Зритель».

разработка урока Проект «Басни Крылова»

Процесс повышения интереса учащихся к чтению, расширение кругозора и получение навыков исследовательской работы. Развитие творческих способностей детей, порядок составление произведений. Место Эзопа, Лафонтена и Крылова в истории басен, главные герои.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Педагогика
Вид разработка урока
Язык русский
Дата добавления 20.05.2013
Размер файла 1,6 M

Подобные документы

Специфика анализа басни в начальной школе. Художественное своеобразие, традиции и новаторство творчества И.А. Крылова. Конспекты уроков по басням. Путешествие в страну книги. Тексты басен «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей».

дипломная работа [4,3 M], добавлен 13.05.2013

Проблема обучения выразительному чтению. Самоанализ результатов педагогической деятельности по данной проблеме. Этапы обучения выразительному чтению. Развитие творческих способностей учащихся, повышение их интереса к чтению художественной литературы.

реферат [317,9 K], добавлен 03.12.2013

Физическое образование в средней школе. Владение техниками работы с информацией. Развитие навыков самообразования и мотивации собственной деятельности. Развитие творческих способностей учащихся и способностей к преодолению интеллектуальных трудностей.

реферат [25,1 K], добавлен 11.10.2013

Урок как первый этап в развитии творческих способностей учащихся. Организация мыслительной и исследовательской деятельности учеников. Работа по выявлению одарённых детей. Подготовка призёров предметной олимпиады, конкурсов и турниров разных уровней.

курсовая работа [41,9 K], добавлен 23.12.2016

Проблема формирования интереса к книге и последовательность выработки у детей тяги к чтению художественной литературы. Роль методов педагогического воздействия на этот процесс. Диагностика уровня сформированности навыков чтения у детей раннего возраста.

дипломная работа [135,6 K], добавлен 01.10.2013

Басня как род эпической литературы. Творческая биография баснописца в системе уроков по русской литературе, художественные особенности произведений Крылова. Формирование теоретико-литературных понятий на уроках по их изучению, внеклассная работа.

дипломная работа [262,0 K], добавлен 30.05.2014

Применение дидактических игр как средства развития творческих способностей учащихся на уроках математики. Развитие познавательных способностей младших школьников. Составление рабочей программы учителя для формирования творческих способностей у детей.

дипломная работа [367,6 K], добавлен 27.06.2015

Сущность понятия «творческие способности». Основные условия развития творческих способностей. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения. Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников.

курсовая работа [82,6 K], добавлен 19.12.2014

Формирование у дошкольников познавательного интереса и эстетического отношения к предметам и явлениям, отражающим действительность. Расширение знаний у детей об окружающем мире, развитие их творческих способностей через нетрадиционные техники рисования.

презентация [13,2 M], добавлен 03.03.2011

Теоретическое обоснование развития творческих способностей у учащихся. Задачи и принципы организации внеклассной работы. Педагогические пути развития интереса к творчеству через кружковую работу по технологии. Изготовление игрушек в лоскутной технике.

дипломная работа [136,9 K], добавлен 16.06.2015

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: