Иван Иванович Дмитриев 1760—1837

И. И. Дмитриев родился 21 сентября 1760 года в дворянской семье. Получив первоначальное образование дома (в родовом имении под Сызранью), он продолжал его в частных пансионах— сначала в Казани, а затем в Симбирске. В 1774 году подросток по настоянию отца был определён в Петербургскую полковую школу. Не имея к военной службе никакой склонности, он тем не менее терпеливо дослужил до 1796 года, достигнув чина полковника. Вскоре по ложному доносу Дмитриев был обвинён в покушении на жизнь только что вступившего на престол Павла I и арестован.

Недоразумение, однако, быстро выяснилось, и пострадавший был осыпан царскими милостями. Стремясь всецело заняться литературным трудом, поэт в конце 1799 года уходит в отставку, но в 1806 году снова возвращается уже на штатскую службу. В 1810 году Дмитриев становится министром юстиции. Он стремится быть полезным Отечеству на этом высоком посту, но «огорчения и досады», которые приходилось испытывать честному государственному деятелю из-за интриг сослуживцев, заставили его в 1814 году снова выйти в отставку, и на этот раз навсегда.

Интерес к поэзии возникает у Дмитриева в 1770-е годы. Большое впечатление на него произвели стихотворения Державина.

Участие в «Московском журнале» сделало имя Дмитриева известным. В эти годы Дмитриев писал сказки, песни, басни.

Большой популярностью пользовались лирические песни Дмитриева, раскрывающие внутренний мир человека. К их числу относятся песни «Стонет сизый голубочек. », «Куда мне, сердце страстно, куда с тобой бежать. », «Что с тобою, ангел, стало. », «Всех цветочков боле розу я любил. » и др. Многие из них были положены на музыку и дожили до наших дней в виде старинных романсов. Типичным образцом является песня «Стонет сизый голубочек. ». Используя слова из народной песни «Ах, что ж ты, голубчик, невесел сидишь?», автор тщательно отбирает эмоционально окрашенные слова, которые сразу погружают читателя в стихию тихого, грустного чувства: «стонет», «тоскует», «сохнет», «слёзы льёт», «страдает», «плачет». Читатель оказывается во власти созданного поэтом настроения, во власти стихии чувств.

Центральное место, однако, в творчестве Дмитриева, которого современники называли «русским Лафонтеном», принадлежит басням (им написано 80 басен). Рассуждая в них по поводу общечеловеческих недостатков, поэт призывает своих читателей довольствоваться тем, что они имеют, и не роптать на судьбу. Таковы басни «Два Голубя», «Искатели Фортуны», «Орёл, Кит, Уж и Устрица», «Желания», «Летучая рыба», «Кот, Ласточка и Кролик», «Муха».

Прочитайте одну из лучших басен Дмитриева «Муха».

Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.

А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!»

От басни завсегда
Нечаянно дойдёшь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»

Дмитриев считал, что басня должна удовлетворять требованиям изящного вкуса и быть приятной для чтения и слуха. Её нужно освободить от грубости языка, сделав его правильным и придав ему лёгкость, красоту, поэзию. Баснописец, по мнению Дмитриева, не моралист, которому лишь одному доступна истина, а добрый друг и мудрый советчик. Он исходит не столько из всеобщего народного опыта, сколько из личного. Поэтому в басни Дмитриева вошли личные чувства, часто домашнего свойства. Баснописец вёл беседу с читателем, исключающую сатиру или громкий негодующий смех, но содержащую важные моральные истины.

Эта характеристика относится и к басне «Муха», одной из лучших в творчестве Дмитриева. Для этой басни Дмитриев взял сюжет из крестьянской, сельской жизни. Известно, сколь тяжёл труд в деревне, а пахота земли особенно тягостна. Раньше крестьяне вспахивали землю на лошадях или на быках. После трудового дня уставший и обессилевший Бык в басне Дмитриева медленно идёт домой. Баснописец выбирает для нужной ему картины выразительное слово «тащился», передавая усталость Быка, еле-еле передвигавшего ноги. На рогах у Быка сидела Муха, которая, конечно же, ничего не делала, но видела, как тяжело приходится Быку вскапывать землю. Но именно Муха приписывает себе равные с Быком заслуги: она, мол, тоже работала, тоже пахала. И даже гордо хвастается перед другой Мухой своими мнимыми трудовыми подвигами, не имея на то никаких оснований. Дмитриев, желая подчеркнуть лживые и пустые слова Мухи, ввёл выражение «поднявши нос»:

А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!»

Слова Мухи «Мы пахали!» стали со времён Дмитриева крылатыми и вошли в народный обиход, в нашу речь: так стали говорить о всяком человеке, который стремится, не прилагая никаких усилий, присвоить себе чужие труды. Басня, следовательно, имеет в виду не только крестьянский или полевой труд, а всякую деятельность — физическую или умственную. В ней порицаются люди, которые, будучи бездельниками, мнят себя великими тружениками.

Басни дмитриева

:: Иван Иванович Дмитриев ::

ГЛАВНАЯ >> Биографии писателей и поэтов >> Иван Иванович Дмитриев

Иван Иванович Дмитриев родился 10 (21) сентября 1760 г. в семье симбирского помещика. С 14 лет он начал службу рядовым гвардии Семеновского полка, успешно делал карьеру и, отдав 40 лет государственной службе, закончил ее министром юстиции. Его поэтическое творчество продолжалось немногим более десяти лет. Сам Дмитриев писал, что его «деятельная пиитическая жизнь. продолжалась только одиннадцать лет».

В 1791—1792 гг. Дмитриев помещает свои произведения в «Московском журнале» Карамзина, и это сотрудничество способствовало раскрытию дарования поэта. Подчеркивая и разделяя эстетические взгляды Карамзина, Дмитриев вслед за сборником сочинений Карамзина «Мои безделки» озаглавливает свой сборник стихотворений «И мои безделки».

Для него характерны те же мотивы, которые были свойственны его знаменитому другу, но Дмитриев значительно расширил жанровое многообразие сентиментальной поэзии. Он писал дружеские послания, песни, сатирические сказки, басни, эпиграммы, многие из которых печатались в «Московском журнале». Своей поэзией он полемизирует с приверженцами классицизма, высмеивая высокие жанры, условность и каноны, свойственные поэтике классицизма. Такова его сатира «Чужой толк» (1795).

Предметом сатирического осмеяния стали прежде всего стилистические приемы одописцев: «зари багряны персты», «райский крин, и Феб, и небеса отверсты». Нападая на «надутость» од и одописцев, Дмитриев разит их острой шуткой, тонкой иронией. Вместе с тем он проявляет самостоятельность в отношении предшествующей традиции классицизма. Дмитриев ценит оды Ломоносова, Хераскова, Державина. Особенно близка поэту творческая манера Державина, с которым он был дружен и о котором оставил исполненные уважения и признания воспоминания.

Дмитриев и сам писал оды и употреблял славянизмы в стихотворениях на патриотические и гражданские темы. Таковы «Глас патриота» (1794), «На мир с Оттоманскою портою» (1792), «Смерть князя Потемкина» (1791). Однако у Дмитриева ода приобрела новые черты. Они отличались поэтичностью, были лишены отвлеченной дидактики, в них нашли место «чувствительные» ноты. Смерть Потемкина вызывает чувство печали: «Печаль чувствительных сердец. Стон воинов непобедимых. »

Порой у Дмитриева в одном стихотворении две разные стилистические манеры: одическая риторическая и чувствительная сентиментальная.

В стихотворении «К Волге» (1794) возникает лирический образ поэта, восхищенного красотой и величием Волги: «Свершилось то, чего желал / Еще в младенческие леты», а далее вид великой реки рождает воспоминания о прошлом Отечества, поэт вспоминает рать «грозна Иоанна», ордынцев, в стихотворении возникает и образ Разина.

Там кормчий, руку простирая
Чрез лес дремучий на курган,
Вещал, сопутников сзывая:
«Здесь Разинов был, други, стан!»
Вещал и в думу погрузился;
Холодный пот по нем разлился,
И перст на воздухе дрожал.

«Вещал», «перст», пафосная интонация — все это дань традиции и вместе с тем предвосхищение гражданских и патриотических од Рылеева.

А.С.Пушкин в письме к П.А.Вяземскому, написавшему восторженную статью о Дмитриеве («Известие о жизни и стихотворениях И.И.Дмитриева»), выражал недовольство стилем поэта, в котором находил много славянизмов.

Интерес к русской истории нашел отражение и в знаменитом стихотворении Дмитриева «Ермак» (1794), посвященном завоеванию Сибири. По форме и драматизму изложения его можно назвать драматической поэмой. На фоне ночного пейзажа на берегах Иртыша дан диалог двух шаманов — «единый млад, другий с брадой», горюющих об утрате их родиной независимости. Проклиная Ермака, они невольно прославляют его геройство. В конце стихотворения «Хвала» автор сам прославляет подвиг Ермака. Интерес и любовь к родной истории, поэтичность и новизна изображения вызвали высокую оценку у современников. И Белинский писал о стихах «Ермака», что «для своего времени они были превосходны, и от них веяло духом новизны», имея в виду изображение «местного колорита» Сибири и ощущаемое влияние предромантических произведений.

Особое место в поэзии Дмитриева занимает баллада «Отставной вахмистр» (1791), написанная на бытовой сюжет, с натуралистическими подробностями и в шутливо-сочувственной манере. Сюжет был подсказан Дмитриеву реальной жизненной историей.

Двадцать лет не был дома «вахмистр Шешминского полку» и, подъезжая к родным местам («с котомкой на плечах», «на старом рыжаке»), мечтает о встрече с женой, которую он оставил в молодости. Но господский двор пуст. «Весь двор заглох в крапиве. И на дворе запор; / Все тихо! Лишь на кровле / Мяучит тощий кот». Навстречу вахмистру — старый слуга «лысый Терентьич». На вопрос, где хозяйка, Терентьич рассказывает, что его Груняша держала «пристань недобрым молодцам» и наказана властями, «вот пятый год в исходе». Совсем уж буднично заканчивается баллада: «поплакав», вахмистр «женился на другой».

Сей витязь и поныне,
Друзья, еще живет;
Три года, как в округе
Он земским был судьей.

Пушкин назвал эту балладу «прекрасной балладой» и вспомнил о ней в «Станционном смотрителе», сравнивая Симеона Вырина с «усердным Терентьичем».

Как поэт-сентименталист Дмитриев наиболее полно проявился в лирических стихотворениях, дружеских посланиях, песнях. Сентименталистом оставался он и в сатирических сказках и баснях. Большой популярностью пользовались его сатирические сказки «Модная жена» и «Причудница».

«Модная жена» (1791) написана на достаточно распространенный в XVIII в. сюжет, встречавшийся и в народных повестушках, анекдотах, но сюжет перенесен в светское общество и живописует картину «светских нравов». В легкой шутливо-иронической манере: «Так слушайте меня, я сказку вам начну / Про модную жену» — Дмитриев начинает повествование. Молодая жена Премила изменяет своему старому кривому мужу Пролазу, который

Все полз, да полз, да бил челом,
И наконец таки невинным ремеслом
Дополз до степени известна человека.

Отправив мужа за покупками к празднику, Премила принимает у себя «дамского угодника» Миловзора. Вернувшийся раньше времени Пролаз вынуждает Премилу хитростью выпроводить любовника и притворной лаской получить от обманутого мужа награду. «Он сам разнежился и в радости души / Супругу наградил и шалью и тюрбаном». Рассказав о проделках Премилы, автор, обращаясь к читателю, восклицает: «О женщины! Могу признаться, / Что вы гораздо нас хитрей». Занимательность, реалистические подробности, живость непринужденного рассказа, изящество и разговорная легкость языка сделали эту сказку популярной, а ее персонажи (жеманница Премила, франт, «дамский угодник» Миловзор) напоминали новиковских щеголей и щеголих на страницах сатирических журналов.

Разговорность повествовательной манеры характеризует и сказку «Причудница» (переделка сказки Вольтера). Сказки Дмитриева, написанные остроумно и легко, лишены резкой сатиры и не отличаются глубиной содержания.

Большим успехом пользовались у читателей песни и басни Дмитриева. В песнях его внимание обращено к частному человеку, к его внутреннему миру. «Чувственность» — основная черта его поэзии. В песнях Дмитриев обращается к фольклору, его сближает с народным творчеством песенная образность, ритмика, слог песен, хотя как сентименталист он избегает просторечных слов и выражений и его песни скорее стилизация, подражание народной песне.

В 1796 г. издается «Карманный песенник» Дмитриева. Наряду с собственными песнями он помещает народные песни и песни известных писателей: Сумарокова, Хераскова, Державина, Нелединского-Мелецкого и др. Одной из самых популярных песен Дмитриева, вызвавшей многочисленные подражания, была песня «Стонет сизый голубочек», помещенная в 1792 г. в «Московском журнале» и положенная на музыку Ф. М. Дубянским.

Стонет сизый голубочек,
Стонет он и день и ночь;
Миленький его дружочек
Отлетел надолго прочь.
Он уж боле не воркует
И пшенички не клюет;
Все тоскует, все тоскует
И тихонько слезы льет.

«Вянет», «тоскует», «слезы льет», уменьшительные «голубочек», «дружочек» — все это характерная сентиментальная лексика. Песни Дмитриева были популярны в дворянских салонах.

Много сделал Дмитриев для развития басенного творчества. Он написал 80 басен. Жанр басни получил большое развитие в XVIII столетии: басни Сумарокова, Майкова, Хемницера и др. Однако басни классицистов были отнесены к «низкому жанру». Басни Сумарокова, социально острые, были написаны нарочито простым, грубым слогом. Басни Дмитриева в значительной степени направлены на осуждение общечеловеческих пороков и написаны сглаженным, изящным слогом. Лирические отступления, присутствие рассказчика придавали басне сентиментальный характер. Дмитриев переводит французских баснописцев Лафонтена, Флориана, перелагая басенный сюжет на русские нравы («Дуб и трость», «Старик и трое молодых», «Два голубя», «Лев и комар» и др.).

В басне «Старик и трое молодых» в басенный сюжет вплетаются элегические мотивы. В монологе старика, обращенного к молодым, звучит тема непрочности всего земного:

«От провидения нам ведать не дано,
Кому из нас оно судило
Последнему взглянуть на ясное светило!»

В баснях Дмитриева богатство интонаций. Порой они превращаются в изящное лирическое стихотворение. Его легкая сатира носит преимущественно моралистический характер. Главное достоинство басен Дмитриева — легкий, свободный от славянизмов язык, разговорная гладкость стиха. Поэтический язык, выработанный Дмитриевым, содействовал развитию русского литературного языка.

В 1806 г. Иван Дмитриев становится сенатором, а в 1810 г. — назначается министром юстиции. Активно выступая против злоупотреблений при чинопроизводстве, Дмитриев вступает в конфликт с управляющим канцелярией и другими чиновниками министерства, в результате чего подает в отставку, и в 1814 г. переселяется в Москву.

В 1816 г. он был назначен председателем комиссии для пособия жителям Москвы, потерпевшим от нашествия неприятеля. В 1820 г. выходит его «Избранный песенник для прекрасных девушек и любезных женщин». Позднее, оценивая поэзию Дмитриева, Белинский писал: «в стихотворениях Дмитриева, по их форме и направлению, русская поэзия сделала значительный шаг к сближению с простотой и естественностью, словом, с жизнью и действительностью».

Последние годы жизни он прожил в Москве, окруженный уважением общества, как один из лучших писателей своего времени и как заслуженный государственный деятель.

Умер Иван Иванович Дмитриев 3 (15) октября 1837 г. в Москве.

Басни дмитриева

Конспект урока литературы на тему «Произведения русских писателей 18 века. Русская басня» (6 класс).

Автор: Александрова Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ №3» г. Энгельс.

О себе: Педагогический стаж — 8 лет. Увлекаюсь прикладным искусством, люблю читать. Мой девиз: «Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь.» (Квинтилиан)

Цель: продолжить знакомство с жанром басни; познакомиться с творчеством И. И. Дмитриева. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех над присвоением чужих заслуг и хвастовством.

Задача: показать особенности басни как вида литературного произведения.

Оборудование: портрет писателя И.И. Дмитриева; учебник – хрестоматия по литературе В.Я. Коровиной; фонохрестоматия, 02 (17), рабочая тетрадь.

Ход урока.

— Речевая разминка.
На доске написано следующее предложение:
Скоро наступит холодная зима.
Прочитать это предложение дважды таким образом, чтобы в первом случае оно отвечало на вопрос: «Когда наступит холодная зима?», а во втором случае — на вопрос: «Какая зима скоро наступит?». Затем оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.

— Проверка домашнего задания.

— Пересказ статьи «Древнерусская литература» и «Сказания о Белгородском киселе».

— Фронтальный опрос.
— Когда возникли сказания «Повести временных лет»? Кто был их автором?
— На чем были основаны сказания «Повести временных лет»?
— Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?

— Слово учителя. Русская басня.
— Что вы знаете об XVIII веке? Какие события в нем происходили? Какие выдающиеся люди жили? Какие цари царствовали?
— О каком писателе этого века мы говорили в 5 классе? Какое из его произведений читали?
— Кто из известных вам писателей и поэтов (в том числе и баснописцев) родился в этом же веке?
И. А. Крылов (1769), В. А. Жуковский (1783), А. С. Пушкин (1799).
Этот век был богат выдающимися событиями и удивительными историями. В то время жили интереснейшие образованные люди. В России образованными людьми были в основном дворяне.
Сегодня мы познакомимся с одним из таких людей, другом Н. М. Карамзина и учителем И. А. Крылова в жанре басни. Зовут его Иван Иванович Дмитриев.
С жанром басни вы познакомились в начальной школе. Басни Крылова знакомы вам с детства, изучали басни великого русского баснописца вы и в пятом классе.
— Назовите басни И,А. Крылова, которые вы знаете.
-Что ценного можно найти для себя в каждой басне?
-Какие крылатые слова из басен Крылова вам запомнились?
Сегодня мы продолжим знакомство с этим жанром.
Басня — краткий рассказ, чаще всего в стихах, как правило, нравоучительного смысла. Цель басни — осмеяние человеческих пороков: глупости, лжи, хитрости, обжорства, лени и т.д. Басня – жанр иносказательный. За вымышленными персонажами (это могут быть птицы, звери, насекомые) скрываются человеческие характеры.

— Работа с учебником.
Чтение статьи В.И. Федорова об И.И. Дмитриеве (с.26-28).

— Беседа с классом.
Иван Иванович Дмитриев прожил долгую жизнь – 77 лет, был современником Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Он умер в один год с Пушкиным.- в 1837 г.
-Что в его биографии показалось вам наиболее интересным и значимым?
-Когда проявился у Дмитриева интерес к литературе? В каких жанрах он работал?
-Какие песни Дмитриева были положены на музыку и дожили до наших дней в виде старинных романсов?
-Почему современники называли Дмитриева «русским Лафонтеном»? Назовите басни, написанные Дмитриевым.

II. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех над присвоением чужих заслуг и хвастовством.

2.Беседа с классом.
-в чем видел Дмитриев назначение баснописца? ( Баснописец не моралист, добрый друг и мудрый советчик.)
-какой сюжет использовал Дмитриев для одной из лучших своих басен «Муха»?
-Кто герои басни? По какому принципу сравниваются бык и муха? ( Бык-трудолюбивый, уставший, Муха-бездельница и хвастунья; она приравнивает себе равные с быком заслуги: тоже работала, пахала.)
-Какие качества характера человека высмеивает Дмитриев в этой басне? (Высмеивает людей, которые, не прилагая никаких усилий готовы присвоить себе чужие труды.)
-В каких словах заключена мораль? ( «Мы пахали!»)
-Эти слова басни стали крылатыми. В какой ситуации можно использовать это выражение?

3. Чтение басни учениками.

III. Самостоятельная работа в тетрадях.
1. Озаглавьте басню по-своему. Объясните, почему вы озаглавили именно так.

2. Отметь, в басне «Муха» Дмитриев противопоставляет:
а)трудолюбие и безделье
б)щедрость и жадность
в)ум и глупость
3. Что муха ответила другой мухе? Допиши.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос, в ответ ей говорит: «Откуда?-______________________

4.Как ты думаешь, почему муха присваивает себе труд быка?

5.Отметь пословицу, в которой заключена главная мысль басни «Муха».
а) Труд человека кормит, а лень — портит.
б) Кто ест скоро, тот и работает споро.
в) Умел ошибаться, умей и поправиться.

— Домашнее задание.
1.Подготовить инсценировку басни И. И. Дмитриева «Муха».
2. Письменно ответить на вопрос 5 (с.30).

Список использованной литературы.

1. Учебник – хрестоматия. 6 кл. В.Я. Коровина. — М.: Просвещение, 2009.
2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. — М.: ВАКО, 2012.
3. Кочергина Д.В. Литература. 6 класс. – Саратов: Лицей,2012.
4. nsportal.ru/…/
5. ru.wikipedia.org/wiki/Басня

Подпишись

Формула счастья

https://t.me/@formula_happiness

Канал о том, как научиться быть счастливым, здоровым и успешным:

    авторские посты;
      обзор книг и иностранной прессы по теме;
        советы успешных людей;
          содержательный материал по тематике канала каждый день.

        Инструкция по установке Telegram telegram.org.ru

        Анонсы

        • Конкурс презентаций «Царица наук»
          Март 3, 2020
        • Конкурс «Рассказ по картинке»
        • Викторина «Мир флоры и фауны»
          Март 4, 2020
        • Конкурс сочинений «Мечты сбываются!»
          Март 5, 2020
        • Конкурс «Кулинарная мастерская»
          Март 10, 2020

        Детский час

        для детей и родителей

        Басни Дмитриева

        Басни Дмитриева стали новым словом в развитии жанра русского басенного повествования. Они ознаменовали собой появление нового направления — изящной салонной басни. Иван Дмитриев поставил басню на новую ступень. Предоставил ей возможность войти в светское общество, туда, где ценится хороший вкус и острый язык.

        Перечень басен Дмитриева Ивана Ивановича в формате MS Word можно скачать здесь .

        Иллюстрация к басне Дмитриева «Муха»

        «Муха» Иван Дмитриев

        «МУХА»
        (полный текст басни)

        Бык с плугом на покой тащился по трудах;
        А Муха у него сидела на рогах,
        И Муху же они дорогой повстречали.
        «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
        А та, поднявши нос,
        В ответ ей говорит: «Откуда? — Мы пахали!»

        От басни завсегда
        Нечаянно дойдешь до были.
        Случалось ли подчас вам слышать, господа:
        «Мы сбили! Мы решили!»

        Басня Дмитриева «Два голубя» здесь (полный текст)

        Басни Дмитриева – это, в основном, переводы работ Лафонтена, а также других представителей французской школы Грекура, Мерсье, Арно. У них Дмитриев подсматривал не только сюжет. Он стремился различными красками передать стилистические тонкости оригинала. «Муха», «Лебедь и гагары», «Воробей и Зяблица», «Прохожий», «Отец с сыном», «Пчела и муха», «Слон и мышь» — правдоподобные, поучительные стихотворные рассказы. Они написаны в особом стиле, в них нет установки на гротескный сказ.

        В работах Ивана Дмитриева главными героями выступают те же персонажи (звери), что и в далеких от лирических красот, баснях (притчах) Сумарокова, но изъясняются они в совершенно другой манере: мило, приятно и остроумно. Заслуга Дмитриева заключается в том, что он, не отвергая поучительной направленности басни, «первый показал нам, что есть разница между выражениями простыми и низкими…» (Блудов).

        Басни Дмитриева – это увлекательные, утонченные сочинения, щедро разбавленные остротами и монологами автора. Среди них есть такие, которые уклоняются от чистой линии жанра басни и становятся настоящей элегией. Примером такого рода произведения может служить басня «Два голубя».

        Творчество Ивана Дмитриева ценно для потомков тем, что автор поднял басню «из низов». Именно при нем расширились горизонты басенного жанра.

        «Лебедь и гагары»

        «ЛЕБЕДЬ И ГАГАРЫ»
        За то, что Лебедь так и бел и величав,
        Гагары на него из зависти напали
        И крылья, тиной замарав,
        Вкруг Лебедя теснясь, нарочно отряхали
        И брызгами его марали!
        Но Лебедю вреда не сделали оне!
        Он в воду погрузился
        И в прежней белизне
        С величеством явился.
        Гагары в прозе и в стихах!
        Возитесь как хотите,
        Но, право, истинный талант не помрачите;
        Удел его: сиять в веках

        «Пчела и муха»

        «ПЧЕЛА И МУХА»
        «Здорово, душенька?— влетя в окно, Пчела
        Так Мухе говорила. —
        Сказать ли весточку? Какой я сот слепила!
        Мой мед прозрачнее стекла;
        И как душист! как сладок, вкусен!»
        — «Поверю, — Муха ей ответствует, — ваш род
        Природно в том искусен;
        А я хотела б знать, каков-то будет плод,
        Продлятся ли жары?» —
        «Да! что-то будет с медом?»

        — «Ах! этот мед да мед, твоим всегдашним бредом!»

        — «Да для того, что мед…» — «Опять? нет сил терпеть…
        Какое малодушье!
        Я, право, получу от слов твоих удушье».
        — «Удушье? ничего! съесть меду да вспотеть,
        И всё пройдет; мой мед…» — «Чтоб быть тебе без жала! —
        С досадой Муха ей сказала. —
        Сокройся в улий свой, вралиха, иль молчи!»
        О, эгоисты-рифмачи!

        «Отец с сыном»

        «Воробей и зяблица»

        Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

        Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
        Добавить комментарий

        ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: