Басни дедушки крылова

Название Басни дедушки крылова
Дата конвертации 14.06.2013
Размер 89.47 Kb.
Тип Документы
источник

БАСНИ ДЕДУШКИ КРЫЛОВА

Составила: Паршенкова Нина

ОФОРМЛЕНИЕ: портрет, графические рисунки к басням, импровизированный музей дедушки Крылова (звери изготовлены в технике оригами), книжная выставка «Ларец мудрости народа».

Цитата: «Его басни переживут века.

Библиотекарь: Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней!

«Знаменательной вехой в развитии русской литературы первой трети 19 века явилось басенное творчество И.А.Крылова – одного из крупнейших и самобытнейших писателей. Родился он в семье армейского офицера. Семья жила бедно. Грамоте он научился дома. Когда ему исполнилось 10 лет, умер отец, и семья лишилась последних средств существования. Ване в 11 лет пришлось идти работать. Работал канцеляристом в губернском суде, переписывал бумаги. Позже семья переехала в Петербург. Самостоятельно выучил французский, итальянский и греческий языки. Его творчество таит в себе огромное богатство, следует постоянно обращаться и из которого можно бесконечно черпать, «особенно в эпохи нравственных оскудений и художественного упадка» (Н.Скатов)

В условиях современного общества все больше нарастает внимание к истокам нашей русской культуры – литературе прошлого века. Именно поэтому мы вновь и вновь обращаемся к классике.

Творчество И.А.Крылова изучено, наверное, в полном объеме. Иван Андреевич начал свою литературную деятельность, как драматург. Басни впервые появились в печати, когда ему было 37 лет. О них много говорили. Удивляло многих, как они были подписаны: «Нави Волырк», т.е. надо было читать все наоборот. Что получилось? (Крылов Иван). А басни изобрел не Крылов, их писали и в глубокой древности. До нас дошли короткие смешные рассказы, в которых обязательно было какое-либо поучение или совет над дурными поступками, которые назывались – моралью. 2500 лет тому назад жил в Древней Греции раб – Эзоп. Считается, что он первым начал сочинять басни. Он открыл язык иносказаний, басни были написаны им в прозе, персонажи – животные, которые говорят, думают и действуют как люди. В баснях высмеиваются человеческие пороки.

В России басня стала распространяться в 18 веке. Басни писали В. Тредиаковский, М. Ломоносов, И. Дмитриев и др. В Индии басни возникли в 3-4 веках до н.э. Эти древние истории, так их называли, до сих пор живут. Потому, что в них мудрость народа, суть которой распространяется и на прошлое и на будущее.

О Крылове детям начинают рассказывать с самого раннего детства. Послушаем, что о нем говорили писатели.

1 чтец. Чинов я пышных не искал

И счастья в том не полагал,

Чтоб в низком важничать народе

В прихожих ползать не ходил.

Мне чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе, —

Чин человека; в нем лишь быть

Я ставил должностью, забавой.

Его достойно сохранить

Считать одной неложной славой.

2 чтец. «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа. Звери у него мыслят и поступают слишком по-русски: в их проделках между собою слышны проделки и обряды производств внутри России. Кроме верного звериного сходства, которое у него до того сильно, что не только лисица, медведь, но даже сам горшок поворачивается, как живой, они показали в себе еще и русскую природу. Словом всюду у него Русь и пахнет Русью».

«В чем же, наконец, существо русской

поэзии и в чем ее особенности»

1 чтец. «Басне особенно посчастливилось на святой Руси, басня многим обязана Дмитриеву. Потом писали басни А.С. Пушкин, В.Измайлов… Но истинным своим творчеством на святой Руси басня обязана Крылову. Он один у нас истинный и великий баснописец».

Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский

«Басни Ивана Крылова»

2 чтец. А.С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства нашего народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Он восхищался тем, как Крылов мог в нескольких строчках показать характер: «Какой-то муравей был силы непомерной… И даже хаживал один на паука». Эти строки особенно нравились Пушкину.

1 чтец. Есть дача за Невой.

Верст двадцать от столицы,

У Выборгской столицы,

Близ Парголы крутой –

Поэт, лентяй, счастливец

И тонкий философ,

Мечтает там Крылов

Под тению березы

О басенных зверях

И рвет парнасски розы

В приютинских лесах.

Послание к А.И. Тургеневу

2 чтец. Где нужно, он навесть умеет

Свое волшебное стекло,

И в зеркале его яснеет

Суровой истины чело.

Весь мир в руках у чародея,

Все твари дань ему несут,

По дудке нашего Орфея

Все звери пляшут и поют.

Отрывок из стихотворения к юбилею И.А. Крылова

( ^ Ученики читают басни Крылова «Лиса и виноград», «ворона и лисица»)

Библиотекарь. Начинаем нашу игру с «Музея дедушки Крылова».

Надо назвать басни, в которых живут эти звери.

^ На столе расставлены фигурки зверей и птиц.

Назовите басни Крылова о:

лисеВорона и лисица», «Лиса и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»);

волкеВолк и ягненок», «Лев и волк», «Волк и кот», «Волк и пастухи», «Волки и овцы»);

медведеКвартет», «Медведь у пчел», «Пустынник и медведь», «Трудолюбивый медведь», «Крестьянин и работник»);

— обезьяне («Зеркал и обезьяна», «мартышка и очки», «Обезьяны», «Квартет»);

— людях^ Крестьянин и работник», «Кот и повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и змея», «Два мальчика»).

К кому обращены эти слова?

( ^ Ведущий читает фразы из басен И.А.Крылова. Задача – назвать персонаж, к которому обращены данные слова.)

— «Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой…»

(К Муравью. «Стрекоза и Муравей»)

— «И полно, куманёк! Вот невидаль: мышей»!

Мы лавливали и ершей!»

(К Коту. «Щука и Кот»)

Ты, сказывают, петь великий мастерище!

Хотел бы очень я

Сам посудить, твоё услышав пенье,

Велико ль подлинно твоё уменье?»

(К Соловью. «Осёл и Соловей»)

— «Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите…»

(К Ослу, Козлу, косолапому Мишке. «Квартет»)

— «Соседка, перестань срамиться,-

Ей Шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться?!

(к Моське, «Слон и Моська»)

Соседушка, я сыт по горло».

(к Демьяну «Демьянова уха»)

За правильный ответ игрок получает жетон.

(кто из героев басен сказал такие слова?)

— «Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!»

( ^ Лисица, «Ворона и лисица»)

— «Все про очки мне лишь налгали;

А проку на волос нет в них»

(Мартышка. «Мартышка и очки»)

— Друзья! К чему весь шум?

Я, ваш старинный сват и кум…»

( ^ Волк, «Волк на псарне»)

— «Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой…»

(Стрекоза, «Стрекоза и муравей»)

Как музыке идти? Ведь вы не так

сидите…». ( ^ Мартышка, «Квартет»)

За правильный ответ игрок получает жетон.

(Надо вспомнить пропущенное слово в названии басни)

— «Крестьянин и …» (Работник) или (Змея)

— «Свинья под …» (дубом)

— К кому-то принесли от мастера ларец…» « ^ Ларчик»

— «Шли два приятеля вечернею порой

И дельный разговор вели между собой». («Прохожие и собаки »)

— «Зубастой щуке в мысль пришло

За кошечье приняться ремесло». («Щука и кот»)

— «Кошка… попалась в когти льву…» («Мышь и крыса»)

— «Голодная кума Лиса залезла в сад…» (« ^ Лиса и виноград»)

(Вспомнить названия басен, в которых была такая мораль)

— «Вперед чужой беде

Не смейся, Голубок!» («Чиж и голубь»)

— «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.» (« ^ Ворона и лисица »)

— «Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.» («Лебедь, Щука и Рак»)

— «Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник:

И дело не пойдет на лад.» («Щука и кот»)

— «Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.» («Ларчик»)

— «А вору дай хоть миллион –

Он воровать не перестанет.» («Крестьянин и лисица»)

— «Услужливый дурак опаснее врага.» (« ^ Пустынник и медведь »)

— «Мы мастера учить других.» («Совет мышей»)

За правильный ответ участник получает жетон.

(Заглавия басен, которые стали крылатыми выражениями, задача – объяснить в каком случае можно их применить)

«Мартышка и очки»,

^ За правильный ответ участник получает жетон .

Назвать фразы из басен Крылова, которые стали пословицами, поговорками.

— «Да только воз и ныне там» (« ^ Лебедь, Щука и Рак »)

— «Как белка в колесе» («Белка»)

— «Не плюй в колодец пригодится, воды испить» («Лев и мышь»)

— «Каков пастух у стада» («Волк и волчонок»)

— «У сильного всегда бессильный виноват» (« ^ Волк и ягненок »)

— «Слона-то я и не приметил» («Слон и Моська»)

За правильный ответ участник получает жетон.

«Пять вопросов – пять ответов»

^ Надо подобрать ответ, который соответствует вопросу

«Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?»

(«Стрекоза и Муравей»)

До того ль, голубчик было? В мягких

муравах у нас – песни, резвость всякий

Час, так что голову вскружило».

«Соседка, перестань срамиться… — тебе ль с Слоном возиться?!»

Не радуйся, мой свет… и не надейся

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» («Любопытный») «Вот то-то мне и духу придает, что я,

совсем без драки, могу попасть в большие забияки»

«Соседка, слышала ль ты добрую молву?

— Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?» («Мышь и Крыса»)

«В кунсткамере, мой друг, часа там три ходил…»

«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?» («Свинья»)

«Я не приметила богатства никакого»

^ За правильный ответ участник получает жетон.

«Первая и последняя»

(Игроки получают карточки, на которых написаны первые или последние строчки из басен И.А. Крылова. Угадать названия басен.)

— Уж сколько раз твердили миру… («Ворона и Лисица»)

— Из дальних странствий возвратясь… («Лжец»)

— Да только воз и ныне там… («Лебедь, Рак и Щука»)

— Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! («Две собаки»)

За правильный ответ участник получает жетон.

Литературная викторина «Басни И.А. Крылова». 5–6-й классы

Оформление:

  • портрет И. А. Крылова;
  • эпиграфы (на доске): «Крылов! Это имя нам дорого с детства» (В. И. Лебедев-Кумач) «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» (И. А. Крылов) «Его басни переживут века!» (К. Н. Батюшков)
  • Кто не слыхал его живого слова?
    Кто в жизни с ним не встретился своей?
    Бессмертные творения Крылова
    Мы с каждым годом любим все сильней.
    Со школьной парты с ними мы сживались,
    В те дни букварь постигшие едва.
    И в памяти навеки оставались
    Крылатые крыловские слова.
    Сокровищница мудрости народной
    В них людям открывалась до конца,
    И голос их, прямой и благородный,
    К добру и правде призывал сердца.
    Все знал и видел ум певца пытливый,
    Всего сильней желая одного,
    Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
    Народ его и родина его.

    Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки И.А. Крылова», как любовно его называет народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

    Разминка — словарная работа.

    Задание: подобрать антонимы.

    • Доброта — жестокость, патриотизм — безразличие, нелюбовь к Родине, трудолюбие — лень, безделье; Скромность — гордость, высокомерие
    • Честность — лживость, враньё, хитрость, вежливость — грубость, неучтивость, ответственность — беззаботность, беспечность; жадность — щедрость
    • Смелость — трусость, робость, отзывчивость — равнодушие, безразличие, ум — глупость; дружелюбие — вражда.

    Найди свою пару.

    Задание: прослушав начало одного выражения, отыскать его продолжение.

    1. А ларчик::просто открывался
    2. Чтоб музыкантом быть::так надобно уменье
    3. Знать, она сильна::что лает на слона
    4. Оглянуться не успела::как зима катит в глаза
    5. Хоть видит око::да зуб неймёт
    6. Чем кумушек считать трудиться::не лучше ль на себя, кума, оборотиться
    7. Наделала синица славы::а море не зажгла
    8. А Васька слушает::да ест
    9. А вы, друзья, как ни садитесь::всё в музыканты не годитесь
    10. Когда в товарищах согласья нет::на лад их дело не пойдет
    11. Ты виноват уж тем::что хочется мне кушать
    12. Сыр выпал. с ним была плутовка такова

    Найди свою вещь.

    Задание: среди предметов выбрать любой и объяснить, какому герою (из какой басни) он принадлежит, что делал с ним герой.

    1. Очки (несколько пар) — Мартышка («Мартышка и очки»)
    2. Ноты — Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка («Квартет»)
    3. Ларец (шкатулка с замочком) — Механик («Ларчик»)
    4. Сыр — Ворона («Ворона и Лисица»)
    5. Виноград — Лисица («Лисица и виноград»)
    6. Тарелка с ухой — Демьян («Демьянова уха»)

    Задание: нарисовать иллюстрацию к басне.

    Игра со зрителями (одновременно).

    Задание: в отрывке из басни Крылова «Дуб и трость» автор использовал 32 буквы русского алфавита. Найдите недостающую букву. (Ъ)

    Не только солнца я препятствую лучам,
    Но, посмеиваяся и вихрям, и грозам,
    Стою и твёрд и прям.
    Как будто б ограждён ненарушимым миром.
    Тебе всё бурей — мне всё кажется зефиром.
    Хотя б уж ты в окружности росла,
    Густою тению ветвей моих покрытой,
    От непогод бы я быть мог твоей защитой;
    Но вам в удел природа отвела
    Брега бурливого Эолова владенья.
    Конечно, нет совсем у ней о вас раденья.

    Вопросы на засыпку.

    Задание: за 1 минуту дать правильный ответ.

    1. Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины, т.е. 6)
    2. От кого Ворона получила сыр? (от бога)
    3. Как далеко находился Ягнёнок от Волка? (ниже по ручью от Светлости его шагов я на сто пью)
    4. На чём играла Мартышка в квартете? ( я — прима; 1-ая скрипка)
    5. Что съел Васька у Повара? (пирог, курёнка, жаркое)
    6. Сколько тарелок с ухой съел Фока? (4)
    7. На каком дереве сидела Ворона? (ель)
    8. Каков возраст Ягнёнка? (мне отроду нет году)
    9. Кто была соседкой Моськи? (Шавка)
    10. Сколько времени добиралась Лисица до винограда? (Пробившись попусту час целый)

    Басни Ивана Андреевича Крылова написаны почти 200 лет назад, и неудивительно, что при всей их ясности и простоте, встречаются в них слова и выражения, непонятные современным детям.

    Давайте попробуем разобраться, что означают, например, слова:

    1. Альт — музыкальный смычковый инструмент, немного больше скрипки. («Достали нот, баса, альта, две скрипки», басня «Квартет»).
    2. Бас — контрабас или виолончель, музыкальный смычковый инструмент, формой похожий на скрипку, но значительно больше. (басня «Квартет»).
    3. Квартет — ансамбль из четырех музыкантов, музыкально произведение для четырех исполнителей. («А, все-таки, квартет нейдет на лад», басня «Квартет»).
    4. Лесть, льстить — угождать, хвалить, иногда незаслуженно и с целью угодить человеку, расположить его к себе. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна:», басня «Ворона и Лисица»).
    5. Удручена — огорчена, опечалена. («Злой тоской удручена», басня «Стрекоза и Муравей»).
    6. Неймет — не имеет («Хоть видит око, да зуб неймет», басня «Лисица и виноград»).
    7. Мурава — молодая трава. («До того ль , голубчик, было в мягких муравах у нас:», басня «Стрекоза и Муравей»).
    8. Овчарня — хлев (помещение) для овец. («Думая попасть в овчарню, попал на псарню», басня «Волк на псарне»).
    9. Плутовка, плут — ловкий обманщик, нечестный человек, особенно в мелочах («С ним была плутовка такова», басня «Ворона и Лисица»).

    Разминка — словарная работа.

    Задание: подобрать антонимы.

    • доброта — жестокость
    • патриотизм — безразличие, нелюбовь к Родине
    • трудолюбие — лень, безделье
    • скромность — гордость, высокомерие.
    • честность — лживость, враньё, хитрость
    • вежливость — грубость, неучтивость
    • ответственность — беззаботность, беспечность
    • жадность — щедрость.
    • смелость — трусость, робость
    • отзывчивость — равнодушие, безразличие
    • ум — глупость
    • дружелюбие — вражда.

    Найди свою пару.

    Задание: прочитав начало одного выражения, отыскать его продолжение.

    1. А ларчик::просто открывался
    2. Чтоб музыкантом быть::так надобно уменье
    3. Знать, она сильна::что лает на слона
    4. Оглянуться не успела::как зима катит в глаза
    5. Хоть видит око::да зуб неймёт
    6. Чем кумушек считать трудиться::не лучше ль на себя, кума, оборотиться
    7. Наделала синица славы::а море не зажгла
    8. А Васька слушает::да ест
    9. А вы, друзья, как ни садитесь::всё в музыканты не годитесь
    10. Когда в товарищах согласья нет::на лад их дело не пойдет
    11. Ты виноват уж тем::что хочется мне кушать
    12. Сыр выпал. с ним была плутовка такова

    Найди свою вещь.

    Задание: среди предметов выбрать любой и объяснить, какому герою (из какой басни) он принадлежит, что делал с ним герой.

    1. Очки (несколько пар) — Мартышка («Мартышка и очки»)
    2. Ноты — Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка («Квартет»)
    3. Ларец (шкатулка с замочком) — Механик («Ларчик»)
    4. Сыр — Ворона («Ворона и Лисица»)
    5. Виноград — Лисица («Лисица и виноград»)
    6. Тарелка с ухой — Демьян («Демьянова уха»)

    Игра со зрителями.

    Задание: в отрывке из басни Крылова «Дуб и трость» автор использовал 32 буквы русского алфавита. Найдите недостающую букву. (Ъ)

    Вопросы на засыпку.

    Задание: за 1 минуту дать правильный ответ.

    1. Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины, т.е. 6)
    2. От кого Ворона получила сыр? (от бога)
    3. Как далеко находился Ягнёнок от Волка? (ниже по ручью от Светлости его шагов я на сто пью)
    4. На чём играла Мартышка в квартете? ( я — прима; 1-ая скрипка)
    5. Что съел Васька у Повара? (пирог, курёнка, жаркое)
    6. Сколько тарелок с ухой съел Фока? (4)
    7. На каком дереве сидела Ворона? (ель)
    8. Каков возраст Ягнёнка? (мне отроду нет году)
    9. Кто была соседкой Моськи? (Шавка)
    10. Сколько времени добиралась Лисица до винограда? (Пробившись попусту час целый)

    Литературное чтение

    Литературное чтение + ИЗО 3 класс Басни И.А.Крылова Автор: Фазуллина Флюра Исмагиловна Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3 г. Бугульма.

    Слайд 1 из презентации ««Басни Крылова» 3 класс». Размер архива с презентацией 1388 КБ.

    Литература 3 класс

    «Жанр былины» — Популярные герои былин. Литературное и историческое наследие. Былинный край. Былины и историческая действительность. Великая потеря. Карельский край. Интерес к истории родного края. Былины. Возникшие произведения. Гипотеза, цель, задачи.

    «Викторина по рассказам Носова» — Мальчики. Собака Дианка. Герой рассказа «Про тигра». Сборник «смешных» рассказов. Животное. Заплатка. Котенок. Приключения Незнайки. Викторина по рассказам Н.Н.Носова. Незнайка. Викторина «Фантазеры».

    «Урок-игра по литературе» — Этапы игры. Поведение детей на перемене. Артисты. Положительное влияние. Стихотворение. Функции игры. Драматизация. Игра-драматизация. Отрывок. Игра-драматизация стихотворения. Формирование положительного отношения детей. Формы игры. Еще мама.

    «Викторина по басням Крылова» — Стрекоза. Иван Андреевич Крылов. Питьё. Моська. Басни. Друзья. Литературное чтение. Голубушка. Ларец с секретом. Жёлуди. Дурак. Демьянова уха.

    «Как хорошо уметь читать» — Очень важно выбирать для чтения хорошие книги. Техника чтения очень важна. Интересуются ли родители чтением ребенка. Любите ли вы читать. Как хорошо уметь читать. Чудесный мир детской литературы. Результаты по технике чтения. Книга учит мыслить. Исследования по чтению. Ребенка интересует чтение не только как источник новых знаний. Сколько времени тратит ученик на дополнительное чтение. Человек в разы расширяет свой кругозор.

    «Рукописные книги Древней Руси» — Рукописные книги многие века являлись объектом поклонения. Иногда переплёт оковывали золотом. Самая древняя русская рукописная книга. Рукописные книги Древней Руси. Посадник. Средневековые рукописные книги. Летописцы стремились как можно точнее рассказать обо всём. Рукописная книга. В Остромировом Евангелии — три большие иллюстрации. Книги ценились на Руси. Древние рукописи иллюстрировали. Выделанную кожу разрезали.

    Всего в теме «Литература 3 класс» 67 презентаций

    Игра-викторина по басням И.А. Крылова
    методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

    Игра-викторина по басням И. А. Крылова, включает в себя конспект игровых задания и презентацию

    Скачать:

    Вложение Размер
    basni_krylov.rar 2 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Царство басни (игра-викторина по басням И.А. Крылова)

    Люблю, где случай есть пороки пощипать.

    I. Слово о писателе, баснописце.

    Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

    И.А. Крылов (1769-1844) родился в Москве. Детство прошло в тяжелых условиях. Отец оставил в наследство своему сыну солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы.

    Жизнь Ивана Андреевича сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком.

    1. «Центон» из басен (назови басни И.А. Крылова)

    Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

    На ель Ворона взгромоздясь,

    Позавтракать совсем уж собралась,

    Да призадумалась, а сыр во рту держала.

    На ту беду… По улицам Слона водили,

    Как видно напоказ –

    Известно, что Слоны в диковинку у нас –

    Так за Слоном толпы зевак ходили.

    Осёл, Козёл да косолапый Мишка

    Затеяли сыграть Квартет.

    Достали нот, баса, альта, две скрипки

    И сели на лужок под липки, —

    Пленять своим искусством свет.

    А проку на-волос нет в них.

    Мартышка тут с досады и с печали

    О камень так хватила их,

    Что только брызги засверкали.

    И надобно ж беде случиться,

    Что около тех мест голодный рыскал Волк.

    Ягненка видит он, на добычу стремиться.

    Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

    Да только воз и ныне там.

    1. «Ворона и Лисица»
    2. «Слон и Моська»
    3. «Квартет»
    4. «Мартышка и Очки»
    5. «Волк и Ягненок»
    6. «Лебедь, Щука и Рак»

    2. Восстанови строки басен и назови басню

    1. «У сильного всегда …» («бессильный виноват» — «Волк и Ягненок»)
    2. «… также в ослепленье

    Бранит науки и ученье» («Невежда» — «Свинья под Дубом»)

    Что дело … …» («мастера боится» — «Щука и Кот»)

    Что … …» («она сильна», «на слона» — «Слон и Моська»)

    И … ваших понежней», —

    Им отвечает …» («уменье», «уши», «Соловей» — «Квартет»)

    На лад их дело …» («согласья», «не пойдет» — «Лебедь, Щука и Рак»)

    1. «За что же, не боясь греха,

    Кукушка хвалит Петуха?

    За то, что … …» («хвалит он Кукушку» — «Кукушка и Петух»)

    А у людей она слыхала.

    Что это зло ещё не так большой руки;

    Лишь стоит завести …» («глазами стала», «Очки» — «Мартышка и Очки»)

    3. Пантомима (Выбрать одну басню, не видя названия. С помощью жестов изобразить, что написано на карточке, а зал (или команда соперников) должен угадать изображаемую басню»

    1. «Мартышка и Очки»
    2. «Лебедь, Щука и Рак»
    1. «Волк и Ягненок»
    2. «Стрекоза и Муравей»

    4. Творческий конкурс

    Команда за 10-15 минут сочиняет басню, героями которых станут герои:

    5. Исправь ошибки

    1. «Волк и Очки»
    2. «Дуэт»
    3. «Жираф и Моська»
    4. «Лебедь, Щука и Ягненок»
    5. «Свинья под березой»
    6. «Стрекоза и муха»
    7. «Волк в овчарне»
    8. «Сундучок»
    9. «Ворона и Мартышка»

    5. Мозайка (собери картинку с изображением басни Крылова)

    1-я команда 2-я команда

    Иллюстрация к басне Иллюстрация к басне

    «Свинья под Дубом» «Квартет»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    -знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом».

    Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое предназначенодля учащихся 3-5 классов школы. Тема интересна, актуальна, так как проводится в рамках празднования 205-летнего юбилея «Басе.

    Урок внеклассного чтения «Его басни переживут века!» Басни И.А.Крылова. 6 класс. На уроке ученики получают дополнительные сведения об авторе и о басне как эпическом жанре литературы, закрепляют .

    В баснях Крылова слились речь поэтическая и разговорная. По форме басни близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вмест.

    Данная презентация подготовлена для урока литературы по теме «Басни И.А.Крылова». Цели данной презентации: учить сопоставлять разные тексты, самостоятельно делать выводы, находить общее и различное в .

    Цели и задачи конкурса:1. Обобщить сведения о жанровом своеобразии басни, вспомнить прочитанное, закрепить умение отличать басню от других стихотворных жанров;2. Выявить умение определять актуальность.

    Презентация к уроку литературы в 5 классе. Цель – обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Басни дедушки Крылова

    Басни Крылова дети слышат с первых учебных дней. Как проверить, запомнили они произведения или нет, нравится им этот жанр литературы или нет?
    Наталья ЕЩЕНКО из с. Тимирязево Воронежской области предлагает провести урок-конкурс с использованием различных игр и соревнований, в ходе которого можно получить эти ответы на вопросы учителя.

    3-й класс

    Тема. «Басни Крылова».

    Цели. Повторить произведения И.А. Крылова, развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе.

    Оборудование. Портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басням, книга «Басни Крылова», конверты с заданиями, иллюстрации к басням, кроссворд, карточки с именами героев, строчками из басен, названиями произведений, черный ящик, очки, зеркало.

    I. Организационный момент

    На доске – портрет баснописца и рисунки детей к его басням.

    II. Вступительное слово учителя

    Учитель. Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен.
    Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях.
    Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает.
    В баснях Крылова фигурирует множиство различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.
    Каждый год на уроках чтения мы встречаемся с баснями Крылова. И сегодняшний наш урок проведем в виде конкурса, который позволит выявить лучшего знатока басен.

    III. Конкурсная программа

    Ученик, первым ответивший на вопрос, получает жетон, в конце урока подсчитываются жетоны и выявляется лучший знаток басен Крылова.

    У. Сначала проведем разминку.

    У сильного всегда бессильный виноват:
    Тому в истории мы тьму примеров слышим.
    Но мы истории не пишем.
    В какой басне звучат эти слова?

    Дети. «Волк и Ягненок».

    У. Кто так говорил:

    «До того ль, голубчик, было?
    В мягких муравах у нас
    Песни, резвость всякий час
    Так, что голову вскружило».

    У. Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет».

    Д. Мартышка, Осел, Козел да Мишка.

    У. Кто смеялся над чужой бедой?

    У. Кого «по улицам водили, как будто напоказ»?

    У. Персонажи какой басни восхваляли друг друга, «не боясь греха»?

    Д. «Кукушка и Петух».

    У. Куда попал ночью волк, думая залезть в овчарню?

    У. Слова из какой басни стали крылатым выражением: «Видит око, да зуб неймет»?

    Д. «Лисица и виноград».

    У. Молодцы, ребята! Следующие задания нашего конкурса находятся в конвертах, которые разложены на демонстрационном столе.

    Дети по очереди вытаскивают конверты с заданиями, которые читает учитель.

    Конверт 1

    Поэтический конкурс
    Каждый желающий ученик читает наизусть понравившуюся ему басню Крылова.

    Конверт 2

    Инсценировать басню «Ворона и Лисица».
    Задание не оценивается, так как готовится заранее.

    Конверт 3

    Конкурс «Юный художник»
    Учитель показывает иллюстрации к произведениям, дети отгадывают названия басен.

    Конверт 4

    Конкурс эрудитов
    Детям раздаются сетки кроссворда с вопросами.

    Вопросы

    1. Героиня басни «Квартет».
    2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
    3. Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
    4. У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?
    5. Кто восхвалял Петуха, «не боясь греха»?
    6. Любимое блюдо Демьяна.
    7. Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись».
    8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

    Ответы: 1. Мартышка. 2. Обезьяна. 3. Моська. 4. Муравей. 5. Кукушка. 6. Уха. 7. Лебедь. 8. Ворона.

    У. Если вы правильно отгадали кроссворд, то по горизонтали в выделенных клетках прочитаете имя героини басни, которая «пропела все лето».

    Конверт 5

    Конкурс «Угадай-ка»
    На карточках обозначены герои басен.

    У. Какие герои басен здесь зашифрованы?

    – и – и – а
    о – ё –
    – о – ь – а
    – о – о – е –
    в – – –
    – у – а – е –
    – т – е – о – а

    Ответы: Лисица, Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.

    Конверт 6

    Конкурс «Кто больше?»
    За 1 минуту на листочках дети должны написать как можно больше героев басен.

    Конверт 7

    Конкурс «Черный ящик»
    Учитель достает черный ящик.

    У. В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, «что там за рожа».

    У. В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.

    IV. Игровая программа

    У. Переходим к игровой части нашего урока. Не забывайте, что вы продолжаете собирать жетоны. Первая игра называется «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?

    «Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит».

    Д. Надо: «к дереву подходит, с вороны глаз не сводит».

    У. «Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!»

    У. «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись«.

    У. «Ворона гавкнула во все воронье горло».

    У. «Мартышка к старости слаба ушами стала».

    У. «»Соседка, перестань срамиться» – ей бабка говорит».

    У. Следующая игра – «Загадочные животные».

    – Здесь даны названия животных – героев басен. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия животных.

    Дети выполняют задание.

    – Что у вас получилось?

    Д. Волк, петух, муравей, голубь, осел, слон.

    У. В каких баснях встречаются эти животные?

    Д. В баснях «Волк и Ягненок», «Кукушка и Петух», «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», «Квартет», «Слон и Моська».

    У. Следующая игра – «Лото».

    На доске два игровых поля. На одном на карточках написаны строчки из басен, на втором, разрезанном на части, – названия басен.

    Лето красное пропела.

    С ним была плутовка такова.

    Соседка, перестань срамиться!

    Вперед чужой беде не смейся, Голубок!

    Я три тарелки съел.

    Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

    А воз и ныне там.

    А проку на волос в них нет.

    Сильнее кошки зверя нет!

    Разрезанные на части картинки

    Стрекоза и Муравей

    Ворона и Лисица

    Лебедь, Щука и Рак

    Мартышка и очки

    У. Вам надо определить, из какой басни взяты строчки.

    Правильно наложив карточки со второго поля на первое и перевернув их, вы увидите на получившейся картинке героя басни Крылова.

    Дети выходят к доске и выполняют задание.

    – Героиню какой басни вы видите на картинке?

    Д. Ворону из басни «Ворона и Лисица».

    V. Подведение итогов

    У. Итак, ребята, вы выполнили все задания конкурсной и игровой программы. При этом показали очень хорошие знания басен Крылова. Но самым лучшим знатоком басен оказался. (учитель называет фамилию победителя). Он награждается эмблемой «Лучший знаток басен Крылова» и книгой «Стрекоза и Муравей».

    Басня крылова 6 букв

    Список басен Ивана Андреевича Крылова

    3 буквы. Лев, Пир.

    4 буквы. Змея, Лжец, Лещи, Лиса, Мыши, Обоз, Осёл, Туча, Щука.

    5 букв. Алкид, Белка, Бочка, Булат, Голик, Колос, Купец, Мешок, Мирон, Ручей, Хмель, Цветы.

    6 букв. Бритвы, Ворона, Дерево, Ларчик, Оракул, Парнас, Пастух, Раздел, Рыцарь, Свинья, Синица, Скупой, Собака.

    7 букв. Василёк, Гребень, Квартет, Мельник, Механик, Муравей, Охотник, Скворец, Соловьи, Ягнёнок.

    8 букв. Вельможа, Водолазы, Обезьяна, Обезьяны, Плотичка, Похороны, Червонец.

    9 букв. Вороненок, Музыканты, Троеженец.

    10 букв. Безбожники, Любопытный, Напраслина, Прихожанин.

    Как называется басня И.А. Крылова (6 букв)?

    У Крылова много басен, названия которых состоят из шести букв. Даже затрудняюсь ответить, какая из них самая известная. :)

    «Ларчик», «Парнас», «Синица», «Оракул», «Раздел», «Дерево», «Собака», «Рыцарь», «Ворона», «Скупой», «Пастух» и даже «Бритвы» и «Роди́ны».

    Литературная викторина «Басни И.А. Крылова». 5–6-й классы

    Разделы: Литература

    Оформление:

  • портрет И. А. Крылова;
  • эпиграфы (на доске): «Крылов! Это имя нам дорого с детства» (В. И. Лебедев-Кумач) «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» (И. А. Крылов) «Его басни переживут века!» (К. Н. Батюшков)
  • Кто не слыхал его живого слова?
    Кто в жизни с ним не встретился своей?
    Бессмертные творения Крылова
    Мы с каждым годом любим все сильней.
    Со школьной парты с ними мы сживались,
    В те дни букварь постигшие едва.
    И в памяти навеки оставались
    Крылатые крыловские слова.
    Сокровищница мудрости народной
    В них людям открывалась до конца,
    И голос их, прямой и благородный,
    К добру и правде призывал сердца.
    Все знал и видел ум певца пытливый,
    Всего сильней желая одного,
    Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
    Народ его и родина его.

    Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки И.А. Крылова», как любовно его называет народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

    Разминка — словарная работа.

    Задание: подобрать антонимы.

    • Доброта — жестокость, патриотизм — безразличие, нелюбовь к Родине, трудолюбие — лень, безделье; Скромность — гордость, высокомерие
    • Честность — лживость, враньё, хитрость, вежливость — грубость, неучтивость, ответственность — беззаботность, беспечность; жадность — щедрость
    • Смелость — трусость, робость, отзывчивость — равнодушие, безразличие, ум — глупость; дружелюбие — вражда.

    Найди свою пару.

    Задание: прослушав начало одного выражения, отыскать его продолжение.

    1. А ларчик::просто открывался
    2. Чтоб музыкантом быть::так надобно уменье
    3. Знать, она сильна::что лает на слона
    4. Оглянуться не успела::как зима катит в глаза
    5. Хоть видит око::да зуб неймёт
    6. Чем кумушек считать трудиться::не лучше ль на себя, кума, оборотиться
    7. Наделала синица славы::а море не зажгла
    8. А Васька слушает::да ест
    9. А вы, друзья, как ни садитесь::всё в музыканты не годитесь
    10. Когда в товарищах согласья нет::на лад их дело не пойдет
    11. Ты виноват уж тем::что хочется мне кушать
    12. Сыр выпал. с ним была плутовка такова

    Найди свою вещь.

    Задание: среди предметов выбрать любой и объяснить, какому герою (из какой басни) он принадлежит, что делал с ним герой.

    1. Очки (несколько пар) — Мартышка («Мартышка и очки»)
    2. Ноты — Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка («Квартет»)
    3. Ларец (шкатулка с замочком) — Механик («Ларчик»)
    4. Сыр — Ворона («Ворона и Лисица»)
    5. Виноград — Лисица («Лисица и виноград»)
    6. Тарелка с ухой — Демьян («Демьянова уха»)

    Задание: нарисовать иллюстрацию к басне.

    Игра со зрителями (одновременно).

    Задание: в отрывке из басни Крылова «Дуб и трость» автор использовал 32 буквы русского алфавита. Найдите недостающую букву. (Ъ)

    Не только солнца я препятствую лучам,
    Но, посмеиваяся и вихрям, и грозам,
    Стою и твёрд и прям.
    Как будто б ограждён ненарушимым миром.
    Тебе всё бурей — мне всё кажется зефиром.
    Хотя б уж ты в окружности росла,
    Густою тению ветвей моих покрытой,
    От непогод бы я быть мог твоей защитой;
    Но вам в удел природа отвела
    Брега бурливого Эолова владенья.
    Конечно, нет совсем у ней о вас раденья.

    Вопросы на засыпку.

    Задание: за 1 минуту дать правильный ответ.

    1. Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины, т.е. 6)
    2. От кого Ворона получила сыр? (от бога)
    3. Как далеко находился Ягнёнок от Волка? (ниже по ручью от Светлости его шагов я на сто пью)
    4. На чём играла Мартышка в квартете? ( я — прима; 1-ая скрипка)
    5. Что съел Васька у Повара? (пирог, курёнка, жаркое)
    6. Сколько тарелок с ухой съел Фока? (4)
    7. На каком дереве сидела Ворона? (ель)
    8. Каков возраст Ягнёнка? (мне отроду нет году)
    9. Кто была соседкой Моськи? (Шавка)
    10. Сколько времени добиралась Лисица до винограда? (Пробившись попусту час целый)

    Басни Ивана Андреевича Крылова написаны почти 200 лет назад, и неудивительно, что при всей их ясности и простоте, встречаются в них слова и выражения, непонятные современным детям.

    Давайте попробуем разобраться, что означают, например, слова:

    1. Альт — музыкальный смычковый инструмент, немного больше скрипки. («Достали нот, баса, альта, две скрипки», басня «Квартет»).
    2. Бас — контрабас или виолончель, музыкальный смычковый инструмент, формой похожий на скрипку, но значительно больше. (басня «Квартет»).
    3. Квартет — ансамбль из четырех музыкантов, музыкально произведение для четырех исполнителей. («А, все-таки, квартет нейдет на лад», басня «Квартет»).
    4. Лесть, льстить — угождать, хвалить, иногда незаслуженно и с целью угодить человеку, расположить его к себе. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна:», басня «Ворона и Лисица»).
    5. Удручена — огорчена, опечалена. («Злой тоской удручена», басня «Стрекоза и Муравей»).
    6. Неймет — не имеет («Хоть видит око, да зуб неймет», басня «Лисица и виноград»).
    7. Мурава — молодая трава. («До того ль , голубчик, было в мягких муравах у нас:», басня «Стрекоза и Муравей»).
    8. Овчарня — хлев (помещение) для овец. («Думая попасть в овчарню, попал на псарню», басня «Волк на псарне»).
    9. Плутовка, плут — ловкий обманщик, нечестный человек, особенно в мелочах («С ним была плутовка такова», басня «Ворона и Лисица»).

    Разминка — словарная работа.

    Задание: подобрать антонимы.

    • доброта — жестокость
    • патриотизм — безразличие, нелюбовь к Родине
    • трудолюбие — лень, безделье
    • скромность — гордость, высокомерие.
    • честность — лживость, враньё, хитрость
    • вежливость — грубость, неучтивость
    • ответственность — беззаботность, беспечность
    • жадность — щедрость.
    • смелость — трусость, робость
    • отзывчивость — равнодушие, безразличие
    • ум — глупость
    • дружелюбие — вражда.

    Найди свою пару.

    Задание: прочитав начало одного выражения, отыскать его продолжение.

    1. А ларчик::просто открывался
    2. Чтоб музыкантом быть::так надобно уменье
    3. Знать, она сильна::что лает на слона
    4. Оглянуться не успела::как зима катит в глаза
    5. Хоть видит око::да зуб неймёт
    6. Чем кумушек считать трудиться::не лучше ль на себя, кума, оборотиться
    7. Наделала синица славы::а море не зажгла
    8. А Васька слушает::да ест
    9. А вы, друзья, как ни садитесь::всё в музыканты не годитесь
    10. Когда в товарищах согласья нет::на лад их дело не пойдет
    11. Ты виноват уж тем::что хочется мне кушать
    12. Сыр выпал. с ним была плутовка такова

    Найди свою вещь.

    Задание: среди предметов выбрать любой и объяснить, какому герою (из какой басни) он принадлежит, что делал с ним герой.

    1. Очки (несколько пар) — Мартышка («Мартышка и очки»)
    2. Ноты — Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка («Квартет»)
    3. Ларец (шкатулка с замочком) — Механик («Ларчик»)
    4. Сыр — Ворона («Ворона и Лисица»)
    5. Виноград — Лисица («Лисица и виноград»)
    6. Тарелка с ухой — Демьян («Демьянова уха»)

    Игра со зрителями.

    Задание: в отрывке из басни Крылова «Дуб и трость» автор использовал 32 буквы русского алфавита. Найдите недостающую букву. (Ъ)

    Вопросы на засыпку.

    Задание: за 1 минуту дать правильный ответ.

    1. Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины, т.е. 6)
    2. От кого Ворона получила сыр? (от бога)
    3. Как далеко находился Ягнёнок от Волка? (ниже по ручью от Светлости его шагов я на сто пью)
    4. На чём играла Мартышка в квартете? ( я — прима; 1-ая скрипка)
    5. Что съел Васька у Повара? (пирог, курёнка, жаркое)
    6. Сколько тарелок с ухой съел Фока? (4)
    7. На каком дереве сидела Ворона? (ель)
    8. Каков возраст Ягнёнка? (мне отроду нет году)
    9. Кто была соседкой Моськи? (Шавка)
    10. Сколько времени добиралась Лисица до винограда? (Пробившись попусту час целый)

    Словарь Крылова.

    1. Альт — музыкальный смычковый инструмент, немного больше скрипки. («Достали нот, баса, альта, две скрипки», басня «Квартет»).
    2. Бас — контрабас или виолончель, музыкальный смычковый инструмент, формой похожий на скрипку, но значительно больше. (басня «Квартет»).
    3. Квартет — ансамбль из четырех музыкантов, музыкально произведение для четырех исполнителей. («А, все-таки, квартет нейдет на лад», басня «Квартет»).
    4. Лесть, льстить — угождать, хвалить, иногда незаслуженно и с целью угодить человеку, расположить его к себе. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна:», басня «Ворона и Лисица»).
    5. Удручена — огорчена, опечалена. («Злой тоской удручена», басня «Стрекоза и Муравей»).
    6. Неймёт — не имеет («Хоть видит око, да зуб неймет», басня «Лисица и виноград»).
    7. Мурава — молодая трава. («До того ль , голубчик, было в мягких муравах у нас:», басня «Стрекоза и Муравей»).
    8. Овчарня — хлев (помещение) для овец. («Думая попасть в овчарню, попал на псарню», басня «Волк на псарне»).
    9. Плутовка, плут — ловкий обманщик, нечестный человек, особенно в мелочах («С ним была плутовка такова», басня «Ворона и Лисица»).

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Басни дедушки Крылова

    Басни Крылова дети слышат с первых учебных дней. Как проверить, запомнили они произведения или нет, нравится им этот жанр литературы или нет?
    Наталья ЕЩЕНКО из с. Тимирязево Воронежской области предлагает провести урок-конкурс с использованием различных игр и соревнований, в ходе которого можно получить эти ответы на вопросы учителя.

    3-й класс

    Тема. «Басни Крылова».

    Цели. Повторить произведения И.А. Крылова, развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе.

    Оборудование. Портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басням, книга «Басни Крылова», конверты с заданиями, иллюстрации к басням, кроссворд, карточки с именами героев, строчками из басен, названиями произведений, черный ящик, очки, зеркало.

    I. Организационный момент

    На доске – портрет баснописца и рисунки детей к его басням.

    II. Вступительное слово учителя

    Учитель. Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен.
    Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях.
    Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает.
    В баснях Крылова фигурирует множиство различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.
    Каждый год на уроках чтения мы встречаемся с баснями Крылова. И сегодняшний наш урок проведем в виде конкурса, который позволит выявить лучшего знатока басен.

    III. Конкурсная программа

    Ученик, первым ответивший на вопрос, получает жетон, в конце урока подсчитываются жетоны и выявляется лучший знаток басен Крылова.

    У. Сначала проведем разминку.

    У сильного всегда бессильный виноват:
    Тому в истории мы тьму примеров слышим.
    Но мы истории не пишем.
    В какой басне звучат эти слова?

    Дети. «Волк и Ягненок».

    У. Кто так говорил:

    «До того ль, голубчик, было?
    В мягких муравах у нас
    Песни, резвость всякий час
    Так, что голову вскружило».

    У. Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет».

    Д. Мартышка, Осел, Козел да Мишка.

    У. Кто смеялся над чужой бедой?

    У. Кого «по улицам водили, как будто напоказ»?

    У. Персонажи какой басни восхваляли друг друга, «не боясь греха»?

    Д. «Кукушка и Петух».

    У. Куда попал ночью волк, думая залезть в овчарню?

    У. Слова из какой басни стали крылатым выражением: «Видит око, да зуб неймет»?

    Д. «Лисица и виноград».

    У. Молодцы, ребята! Следующие задания нашего конкурса находятся в конвертах, которые разложены на демонстрационном столе.

    Дети по очереди вытаскивают конверты с заданиями, которые читает учитель.

    Конверт 1

    Поэтический конкурс
    Каждый желающий ученик читает наизусть понравившуюся ему басню Крылова.

    Конверт 2

    Инсценировать басню «Ворона и Лисица».
    Задание не оценивается, так как готовится заранее.

    Конверт 3

    Конкурс «Юный художник»
    Учитель показывает иллюстрации к произведениям, дети отгадывают названия басен.

    Конверт 4

    Конкурс эрудитов
    Детям раздаются сетки кроссворда с вопросами.

    Вопросы

    1. Героиня басни «Квартет».
    2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
    3. Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
    4. У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?
    5. Кто восхвалял Петуха, «не боясь греха»?
    6. Любимое блюдо Демьяна.
    7. Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись».
    8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

    Ответы: 1. Мартышка. 2. Обезьяна. 3. Моська. 4. Муравей. 5. Кукушка. 6. Уха. 7. Лебедь. 8. Ворона.

    У. Если вы правильно отгадали кроссворд, то по горизонтали в выделенных клетках прочитаете имя героини басни, которая «пропела все лето».

    Конверт 5

    Конкурс «Угадай-ка»
    На карточках обозначены герои басен.

    У. Какие герои басен здесь зашифрованы?

    – и – и – а
    о – ё –
    – о – ь – а
    – о – о – е –
    в – – –
    – у – а – е –
    – т – е – о – а

    Ответы: Лисица, Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.

    Конверт 6

    Конкурс «Кто больше?»
    За 1 минуту на листочках дети должны написать как можно больше героев басен.

    Конверт 7

    Конкурс «Черный ящик»
    Учитель достает черный ящик.

    У. В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, «что там за рожа».

    У. В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.

    IV. Игровая программа

    У. Переходим к игровой части нашего урока. Не забывайте, что вы продолжаете собирать жетоны. Первая игра называется «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?

    «Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит».

    Д. Надо: «к дереву подходит, с вороны глаз не сводит».

    У. «Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!»

    У. «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись«.

    У. «Ворона гавкнула во все воронье горло».

    У. «Мартышка к старости слаба ушами стала».

    У. «»Соседка, перестань срамиться» – ей бабка говорит».

    У. Следующая игра – «Загадочные животные».

    – Здесь даны названия животных – героев басен. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия животных.

    Дети выполняют задание.

    – Что у вас получилось?

    Д. Волк, петух, муравей, голубь, осел, слон.

    У. В каких баснях встречаются эти животные?

    Д. В баснях «Волк и Ягненок», «Кукушка и Петух», «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», «Квартет», «Слон и Моська».

    У. Следующая игра – «Лото».

    На доске два игровых поля. На одном на карточках написаны строчки из басен, на втором, разрезанном на части, – названия басен.

    Лето красное пропела.

    С ним была плутовка такова.

    Соседка, перестань срамиться!

    Вперед чужой беде не смейся, Голубок!

    Я три тарелки съел.

    Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

    А воз и ныне там.

    А проку на волос в них нет.

    Сильнее кошки зверя нет!

    Разрезанные на части картинки

    Стрекоза и Муравей

    Ворона и Лисица

    Лебедь, Щука и Рак

    Мартышка и очки

    У. Вам надо определить, из какой басни взяты строчки.

    Правильно наложив карточки со второго поля на первое и перевернув их, вы увидите на получившейся картинке героя басни Крылова.

    Дети выходят к доске и выполняют задание.

    – Героиню какой басни вы видите на картинке?

    Д. Ворону из басни «Ворона и Лисица».

    V. Подведение итогов

    У. Итак, ребята, вы выполнили все задания конкурсной и игровой программы. При этом показали очень хорошие знания басен Крылова. Но самым лучшим знатоком басен оказался. (учитель называет фамилию победителя). Он награждается эмблемой «Лучший знаток басен Крылова» и книгой «Стрекоза и Муравей».

    Презентация на тему: Басни дедушки Крылова

    Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова

    «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А. Крылов

    БАСНЯ – краткий рассказ нравоучительного характера.

    Аллегория (иносказание) – условное изображение отвлеченных идей посредством художественного образа.

    Басня состоит из двух частей: рассказа и морали.

    Мораль – это поучение, совет. Мораль – это поучение, совет. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки.

    «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок» «Ворона и лисица»

    «К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к уху клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит» «Мартышка и очки»

    «Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? «Зеркало и обезьяна»

    А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. «Квартет»

    «Стрекоза и муравей»

    Прочитайте басню «Свинья под дубом» и ответьте на вопросы: Интересна ли басня? Что лучше: быть грамотным учёным или оставаться неучёным, невеждой? Кто такой невежда? 4. Объясните аллегорию басни Можно ли сказать, что автор осуждает свинью? Какая интонация звучит в реплике Дуба? Актуальна ли мораль басни в наше время? Чему вас научила эта басня?

    Прочитайте басню «Ворона и лисица» и ответьте на вопросы: Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чём её смысл? Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково её поведение? В чём заключается глупость вороны? Можно ли сказать, что Лисица издевается над вороной? В чём смысл басни? Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня? Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?

    Посмотрите еще раз на портрет И.А.Крылова и ответьте на вопрос: Каким он вам представляется по характеру?

    Это интересно! Иван Андреевич Крылов был очень трудолюбивым человеком. А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо много работать? Только к одной басне «Кукушка и петух», в которой всего 21 строка, в черновых набросках он сделал около 200 строк.

    Стихотворение К.П.Вяземского Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни «Букварь» постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова! Забавой он людей исправил. Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта наша быль. И не забудут этой были Пока по-русски говорят: Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят.

    Иван Крылов: Басни дедушки Крылова

    Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей подборкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

    Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

    Готовые школьные сочинения

    Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

    Образ дедушки Крылова

    Нам с детства знакомы глупая ворона и хитрая лисица из басни Крылова «Ворона и Лисица». Льстивые слова рыжей плутовки надолго остаются в памяти. Почему же именно эти образы, зпечатлевающиеся с детства, идут с нами вместе по жизненному пути?

    Еще при жизни Крылова его басни называли сказочками. А рассказать новую просили не только дети, но и взрослые. Каждый из этих читателей находил свой подтекст в произведении: дети — поучительную историю, взрослые — завуалированную сатиру. Этому помогал и выбор баснописцем в качестве персонажей — зверей, пришедших в басни из сказок. Что же сказочного в этих образах?

    О детства но сказкам мы знаем, что лисица — хитрая, осел — упрямый, волк — жадный и простоватый, медведь — неуклюжий. Эти характеры создавались народом на протяжении многих столетий, шлифовались со временем и в результате воплотились в определенные образы-архетипы. Использование в дальнейшем этих образов для описания не только определенной ситуации, но и человека сразу давало четкую характеристику ситуации. Получается, что эти архетипы становились яркими и описательными элементами любой сказки. И именно эти характеры взяты баснописцем из созданных народом сказок, хранивших бесценный опыт не одного столетия предков. Возьмем для иллюстрации несколько строк о разных животных. Например, о лисице: «Плутовка к дереву на цыпочках подходит; / Вертит хвостом с Вороны глаз не сводит» («Ворона и Лисица»), Л вот об осле: «Что день, то / Снова Осел мой то же Зевсу пел; / И до того он надоел…» («Осел»). Или о волке в басне «Лев и Волк», который по примеру собачонки хотел у самого льва утащить кусок добычи.

    Но нельзя сказать, что в баснях Крылова есть только звери-персонажи. Немало в «этих сказочках» и людей, которые также запоминаются читателями. Например, Демьян с его ухой («Демьянова уха»). И все же животные обладают большей определенностью в произведениях. Как наиболее удобные условные фигуры, они сразу же создают необходимую для восприятия изоляцию от реальности.

    Приведу сравнительную характеристику на примере двух басен. Одна из них о двух мальчиках, пытавшихся достать каштаны. При помощи Сени Федя залез на дерево за каштанами, но с другом не поделился («Два мальчика»). Или другая, где само название дает намек на содержание, — «Слон и Моська». Здесь маленькая собачонка выказывает свою силу, лая на слона.

    В баснях, созданных Крыловым, не только звери, но и предметы обретают статус сказочности. Таков ларчик, что просто открывался в одноименной басне.

    В сказках, как известно, те или иные предметы обладают волшебными свойствами. Если это музыкальные инструменты, то любой может на них играть. Если другие предметы, например, ковер-самолет, то он доставит персонажа в нужное место. Герои же Крылова, в большинстве случаев, сталкиваясь с музыкальными предметами, играть на них так и не могут. В басне «Квартет» с помощью горе-музыкантов создается комический эффект.

    Образы из сказок запоминаются маленькими читателями. Они ненавязчиво входят в их жизнь и остаются с ними. Звери и предметы становятся призмой для восприятия текста басен Крылова. В баснях есть образы, созданные самим Иваном Андреевичем. Такова вертлявая («Зеркало и Обезьяна») и любопытная («Мартышка и Очки») мартышка, язвительная змея («Клеветник и Змея»), огромный слон («Слон и Моська»). Они создавались баснописцем по схеме сказочных персонажей, для чего выделялись наиболее характерные черточки, как в поведении, так и в образном восприятии. Эти новые звери-архетипы, созданные по образу и подобию сказочных героев и получили в дальнейшем новую жизнь в народе.

    Немалую роль в создание сказочности образов сыграл и сам образ баснописца. Мы привыкли называть Крылова дедушкой. А кто в раннем детстве рассказывает нам сказки? Как правило, бабушки и дедушки. Этот ореол доброго сказочника также создается вокруг Крылова. Иван Андреевич пишет свои басни в поздний период творчества, когда уже позади журнальная полемика и драматургические опыты. Уставший от бурной жизни, он «опускается», как говорят современники, и становится чудным и непритязательным сказочником. Новых героев (людей, предметы, вещи), которые появляются в его баснях, он старается наделить качественными характеристиками, выделив доминирующую черту и гиперболизировав ее. Например, в путешествии Котла и Горшка из одноименной басни: «…но о том я точно известился, / Что цел домой Котел с дороги воротился, / А от Горшка остались черепки» («Котел и Горшок»),

    И образы, созданные Крыловым, и персонажи из сказок имеют еще одно волшебное свойство: поучают не обременяя. Казусные ситуации, в которые попадают звери, ненавязчиво предлагают читателю какой-то выход. Однако и он иногда имеет двойственную интерпретацию в зависимости от того, кто читает произведение. Например, в басне «Стрекоза и Муравей»: дети жалеют стрекозу и ругают жестокого муравья, а взрослые осуждают легкомысленность стрекозы и понимают ответ трудолюбивого муравья. Подобная двойственность, созданная специально пли случайно, помогает потом относиться неоднозначно к любой жизненной ситуации. Это учит человека всегда и во всем находить изнанку предмета.

    Также в сказках, как правило, отрицательные персонажи попадают впросак или наказываются. В баснях же, если они и оказываются в неудобном положении, то, в основном, высмеиваются. Например, в басне «Лебедь, Щука и Рак» товарищи так и не нашли согласия. Ведь добродушный смех помогает быстрее понять: кто прав, а кто виноват. Да и в баснях Крылова редко встречаются отрицательные персонажи. Просто есть два противоположных характера, а истина так

    И остается посередине.

    Сказочные образы, заимствованные Крыловым и созданные им самим, понятны во все времена широкому кругу читателей. Из родного языка, народных сказок, пословиц и поговорок черпал баснописец своих сказочных персонажей.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: