Барышня-крестьянка: краткое содержание повести Пушкина

Предлагаем ознакомиться с таким известным произведением Пушкина, как «Барышня-крестьянка». Краткое содержание этой повести представлено в данной статье.

Муромский и Берестов

Произведение начинается с того, что описывается, как свое хозяйство вели два соседа — Муромский Григорий Иванович и Берестов Иван Петрович. Последний владеет поместьем Тугилово, а первый — Прилучино. Берестов свое хозяйство ведет расчетливо и разумно. Он извлекает из него неплохие доходы. Иван Петрович относится неприязненно к нововведениям, поэтому часто высмеивает Муромского, который большую часть имения промотал, но продолжает по-прежнему сумасбродствовать. Григорий Иванович старается подражать англичанам во всем. В его поместье находится английский сад, который поглощает основную часть его доходов. При этом конюхи его одеты как английские жокеи. Он, кроме того, выписал для своей дочери английскую гувернантку. Муромский старается в земледелии придерживаться методов, которые были разработаны в любимой им стране. Однако ощутимой прибыли это не приносит. Муромский вынужден даже заложить свое имение. Между двумя соседями отношения неприязненные, поэтому они друг к другу не ездят.

Алексей Берестов

Следующими событиями продолжается произведение «Барышня-крестьянка» (краткое содержание, конечно, описывает лишь основные из них). Пушкин рассказывает нам о том, что у Муромского есть дочь Лиза, а у Берестова — сын Алексей. Последний окончил уже университет и хочет стать военным. Однако отец этим планам препятствует, поскольку желает видеть своего сына чиновником.

Алексей хочет представить себя печальным и разочарованным, чем сильно впечатляет уездных барышень. Черное кольцо, а также таинственная переписка, будто бы существующая, являются атрибутами его игры. Но автор разрушает этот романтический мрачный образ. Он об этом рассказывает с оттенком иронии, а затем и вовсе срывает с Алексея маску.

Хитрость, придуманная Лизой

Дочь Муромского, Лиза, как и другие местные барышни, жаждет познакомиться с сыном соседа. Но отцы их общаться не хотят. Что же ей делать? На выручку приходит Настя, ее служанка. Лиза ей доверяет свои секреты. Побывав в селе Берестова в гостях, Настя своей госпоже рассказывает, что молодой барин отнюдь не задумчивый и печальный, а жизнерадостный и веселый молодой человек. Настя и Лиза тут же придумывают, как познакомить с ним барышню. Лиза отправится в имение Берестова, переодевшись крестьянкой.

Знакомство Алексея и Акулины

Как будто случайно происходит встреча героев. Задумавшись, идет по тропинке в лесу барышня-крестьянка. Краткое содержание дальнейших событий предвидела эта девушка. Неожиданно к ней подбегает собака, которая пугает Лизу своим лаем. Вот появляется Алексей Берестов, хозяин собаки. На славу удался маскарад Лизы: молодой человек думает, что перед ним Акулина, крестьянка из соседней деревни, дочь кузнеца Василия. Алексей привык вольно вести себя с хорошенькими девушками, но ему внушает невольное уважение своим поведением новая знакомая, поэтому он оставляет свои попытки обнять Акулину. Алексей жаждет увидеть ее вновь. Он обещает прийти к Василию. Боясь, что будет раскрыта ее проделка, девушка обещает быть на этом же месте на следующий день.

Развитие взаимоотношений между Алексеем и Акулиной (Лизой)

Благополучно возвращается в родительский дом барышня-крестьянка. Краткое содержание продолжим описанием того, как развивались ее взаимоотношения с Алексеем. Гувернантка и отец не подозревают ни о чем. Однако девушка думает, что шалость ее рискованна. Она решает уже не отправляться на свидание, однако сдержать обещание заставляет ее боязнь разоблачения. Лиза, встретившись вновь с Алексеем, говорит, что им не следует больше встречаться, поскольку это легкомысленно и до добра не доведет. Глубина чувств и мыслей крестьянки поражает Алексея, и герой уже очарован. Берестов просит ее встречаться с ним хоть изредка и соглашается не искать других свиданий кроме тех, которые ему назначит сама Акулина. Они некоторое время общаются. Постепенно влюбляются друг в друга эти герои, которых создал Пушкин («Барышня-крестьянка»). Краткое содержание произведения становится все интереснее.

Примирение отцов

Случай меняет судьбы героев. Однажды утром случайно сталкиваются отцы Лизы и Алексея. Муромский, погнавшись за зайцем, упал с лошади. Отец Алексея приглашает в свое поместье соседа. Тот в ответ приглашает его на другой день приехать вместе с сыном в свое имение.

Лиза, узнав об этом, испугалась, что ее узнает Алексей. Она говорит, что к гостям не выйдет. Отец посмеивается, что дочь питает наследственную ненависть к соседям, словно героиня романов. Однако Лиза стоит на своем. Отец прекращает бессмысленный спор, понимая, что ее не переубедить.

Новый план Лизы

Новый план Лизы описывает Пушкин («Барышня-крестьянка»). Краткое содержание придуманной этой героиней хитрости мы сейчас описывать не будем. Вы узнаете о ней чуть позже. Лиза советуется с Настей, как следует поступить. Они вместе разрабатывают план и приводят его в действие. Что же именно придумали девушки? Об этом вы узнаете, прочитав краткое содержание повести «Барышня-крестьянка». Утром Лиза заявляет, что примет гостей, однако отцу не следует возмущаться или удивляться ее поступкам. Подозревая новую проделку дочери, отец соглашается.

Берестовы в гостях у Муромских

Берестовы приезжают. Муромский им демонстрирует свой зверинец и парк. Все эти прихоти на расчетливого помещика благоприятного впечатления не производят. Однако он молчит из вежливости, а сыну это безразлично — он хочет увидеть дочь хозяина. Хотя Берестов и увлечен загадочной крестьянкой, ему интересно все же взглянуть на барышню. Затем гости и хозяин входят в дом. Муромский и Берестов беседуют о своей ушедшей молодости. Алексей думает, как следует ему себя вести в присутствии Лизы. Вновь он надевает маску: напускает рассеянный и холодный вид. Вот появляется Лиза. Увидев свою дочь в непривычном облике, отец изумлен. Лиза разыгрывает светскую жеманную барышню. Она сделала из фальшивых локонов прическу, набелилась, надела парадное платье и бриллианты. Конечно, в этой кукле Алексей не узнает свою любимую. Англичанка, поняв, что ее воспитанница взяла белила без спроса, злится на нее. Лиза и Алексей во время обеда продолжают играть свои роли. Он себя держит задумчиво и рассеянно, а Лиза притворяется жеманной барышней.

Акулина учится грамоте

Переодетая крестьянкой девушка на следующий день вновь встречается с Алексеем. Она его расспрашивает о впечатлении, произведенном барышней на него. Алексей заверяет, что Акулина намного лучше барышень. Однако девушка сокрушается, что не знает грамоты. Тогда Алексей предлагает научить ее писать и читать. Девушка уже через 3 занятия читает Карамзина, вставляя свои замечания.

Предстоящая женитьба Лизы и Алексея

Между молодыми людьми через некоторое время завязывается переписка. Дупло дуба выступает в качестве почтового ящика. Тем временем отцы решают поженить детей. Краткое содержание повести Пушкина «Барышня-крестьянка» приближается к кульминации. Помещики быстро договорились между собой о женитьбе, но им нужно было уговорить теперь и детей. Муромский полагал, что сын соседа и его дочь друг другу не нравятся. Однако он надеялся, что это изменится со временем в лучшую сторону. Его сосед гораздо проще смотрел на это дело. Он позвал своего сына и спросил, почему тот больше не хочет идти в гусары. Сын ответил, что отец против, поэтому он и не настаивает. Берестов хвалит его покорность и говорит, что не станет пока принуждать к статской службе Алексея, а намерен сперва его женить на соседской дочери.

Решение Алексея

Происходит спор между отцом и сыном. Алексей старается от этого брака отказаться. Отец говорит, что лишит его наследства в этом случае, и дает на раздумья 3 дня. Алексей решает жениться на Акулине, крестьянке, с которой он уже несколько дней не виделся из-за дождя. Он пишет девушке письмо, описывая сложившуюся ситуацию. Берестов предлагает Акулине свою руку. Он кладет письмо в дупло дуба.

Счастливый финал

Краткое содержание рассказа «Барышня-крестьянка» завершается, как и само произведение, счастливым финалом. Молодой человек на другой день едет к соседу для того, чтобы поговорить откровенно о предполагаемой женитьбе на Лизе. Но слуга Муромского сообщает, что барин уехал. Алексей спрашивает, можно ли увидеть его дочь. Узнав, что девушка дома, он решает поговорить с ней. Однако когда Алексей входит, он узнает крестьянку Акулину, завладевшую его сердцем, в Лизавете Григорьевне.

Лиза как раз в это время читала его письмо. Девушка, увидев Алексея, пытается убежать. Однако Берестов ее удерживает. Лиза все еще старается вести себя, как должно благовоспитанной барышне. Она вырывается из рук Алексея, говорит по-французски. Присутствует при этой сцене и находящаяся в полной растерянности англичанка. Неожиданно в это время появляется отец Лизы, который рад, что чувства Алексея и его дочери совпадают с его замыслами. Ясно, что Алексей и Лиза обвенчаются.

Цикл «Повести Белкина»

На этом заканчивается краткое содержание. «Барышня-крестьянка» — Белкина Ивана Петровича повесть. Вы, наверное, удивитесь — ведь произведение написал Пушкин! Это действительно так. Однако оно входит в цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка», краткое содержание которой было нами рассмотрено, является пятой, последней повестью из этого цикла. Другие произведения из него: «Выстрел», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Метель».

В 1830 году написал Пушкин «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка», краткое содержание которой вы только что прочитали, а также другие произведения из этого цикла были впервые опубликованы в 1831 году.

Пейзажная лирика А. С. Пушкина

По словам Белинского, «поэзия Пушкина удивительно верна русской реальности, изображает ли она русскую природу или русские характеры. «

Пейзажная лирика занимает особое место в творчестве Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для читателей удивительную прелесть светлых, нежных красок пейзажа средней полосы РФ, величие седых снежных вершин Кавказа, своеобразную красоту морской стихии. На протяжении всего своего творчества Пушкин обращается к пейзажной лирике.

Едва закончив Лицей, молодой поэт описывает свое знаменитое стихотворение «Деревня». Перед нами предстают мирные картины тихой сельской природы:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет изредка,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада.

Пушкин блестяще пользуется психологическими методами воздействия на читателя: за лирическим началом следует яркое описание крепостнической реальности. Пейзаж в этом произведении контрастирует с описанием жизни крепостной деревни. (С этим же приемом мы встречаемся в стихотворении «Румяный критик мой, насмешник толстопузый. «).

В ранней молодости Пушкин испытывает большое влияние Байрона, Мицкевича. Романтизм находит в Пушкине одного из самых деятельных приверженцев. К романтическим стихотворениям поэта, в которых ощущается тонкое чувство пейзажа, относятся «Редеет облаков летучая гряда. » «Погасло дневное светило. «, «К морю», «На холмах Грузии. » и многие другие, в частности произведения, написанные в годы южной ссылки, посвященные Кавказу, Крыму, вызвавшие подъем романтических настроений у поэта.

В стихотворении «Погасло дневное светило. » проходит тема воспоминания о «туманной родине», «где рано в бурях отцвела. потерянная младость». В нем прекрасна мечта о «волшебных краях», куда поэт стремится «с волненьем и тоскою». Минорный характер элегии соответствует общему настроению грустных раздумий о прошлой жизни, о покинутой родине. Художественные определения у Пушкина играют очень важную роль в понимании идейного смысла произведения. Такие выразительные эпитеты, как «потерянная младость», «томительный обман», «легкокрылая радость», «минутные друзья», усиливают мотив печали, тоски, сожаления; в то пора как другие: «берег отдаленный», «волшебные края», «пределы дальные», «обманчивые моря» — подчеркивают мысль о призрачной несбыточности «знакомой мечты». Олицетворения и метафоры очень характерны для романтических произведений Пушкина. Они удивительны своей экспрессией, необыкновенной впечатляющей силой: «родились слезы», «мечта. летает», «мне изменила радость//!/! сердце хладное страданью предала». Едва ли можно передать движение взволнованной человеческой души точнее, ярче, образнее, чем это сделал Пушкин: «душа кипит и замирает».

Нередко поэт употребляет обращения. В минуту прощания вспоминаются «отеческие края», «минутные друзья», «изменницы младые» и «все, что сердцу мило». А обращение к кораблю: «неси меня к пределам дальным» — открывает перед нами постоянное стремление автора к берегу «земли полуденной». Частое применение анафоры усиливает мотив вечности происходящего:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Пушкин использует инверсию: переносит глаголы в начало стиха, подчеркивая выраженное ими действо. Постоянное беспокойство, шум, ропот стихии созвучны душевному беспокойству поэта. Эти строчки три раза повторены в стихотворении, они определяют все его звучание. Это призыв, вечный зов золотых грез в «пределы дальные», подальше от печальных берегов. Глаголы, используемые поэтом в повелительном наклонении («шуми, шуми», «лети», «неси»), усиливают экспансивный порыв, устремленность ритма. Здесь пейзаж, как и в большинстве романтических произведений, несет функцию возбуждающую, которая определяет настроенность автора. Поэт употребляет перекрестные, парные, обхватные рифмы, чередует мужские и женские, которые в каждом конкретном случае выделяют слова, несущие основную смысловую

Расставание навеки со стихией моря, олицетворяющей для Пушкина свободу, — тема другого его романтического стихотворения — «К морю». Море, с его постоянным говором волн, призывным шумом, своенравными порывами, воплощает в себе идею свободы, независимости. Пушкинские эпитеты создают тот могучий вольготный образ, который так дорог автору. А художественные определения «последний раз», «прощальный час» развивают мысль о разлуке на всю жизнь с вольностью святой — высшим идеалом поэта.

С чувством глубокой печали говорит Пушкин о том, что ему «не удалось навек оставить. скучный, неподвижный брег» суетной, пустой жизни света и направить свой «поэтический побег» по волнам свободного океана. Но, обращаясь к морю, он обещает: «Не забуду твоей торжественной красы//И продолжительно, продолжительно слышать буду//Твой шум в вечерние часы». Не случайно поэтому олицетворение океана, который «ждал и звал» поэта. Всегда храня в сердце образ своенравной стихии, Пушкин и «шум призывный», и «говор волн» перенесет «в леса, в пустыни молчаливы», передаст всему миру торжественную и гордую красоту идей вольности и

Образ моря тесно связан с самим Пушкиным, с его мятежной личностью. Стихотворение сложно в интонационном отношении, потому что в нем сочетаются Как хороши эти строки! Они говорят о большой любви поэта к народу. Не случайны употребленные эпитеты «разгулье удалое» и «сердечная тоска». Они относятся к постоянным в русских сказках, песнях, былинах, а у Пушкина получают новое звучание. Художественные эпитеты удивительно точно передают саму песню, мгновенно вызывая в памяти проникнутые душевной болью, истинным страданием, чувством невосполнимой утраты, но простые и строгие ямщицкие песни: «Вот мчится тройка удалая. «, «Степь да степь кругом. » и множество других. Даже только одно это стихотворение дает нам представление о Пушкине как о поэте истинно русском, национальном.

Впечатления от Кавказа нашли, в частности, отражение в стихотворениях поэта «Обвал», «Кавказ». Своеобразная жизнь гор, мрачные скалы — олицетворение силы и неприступности, гордые орлы —жители тесных ущелий — все поразило фантазерство поэта. Пушкин описывает о природе как о каком-то живом существе (тучи, которые «смиренно идут»; Терек, играющий «в свирепом веселье», и «грозно теснящие» его «немые громады»). В стихотворении «Обвал» Пушкин использует только мужскую рифму, которая создает отрывистый, короткий, как бы падающий стих, как нельзя лучше передающий шум сорвавшейся с гор лавины льда и снега. Впечатление ревущего потока, несущегося в узкой теснине между скал, достигается приемами аллитерации и ассонанса, частым повторением согласного «р» и гласных «а» и «о».

В лирике Пушкина можно выделить стихотворения, в которых пейзаж способствует обличению крепостного права. Так, поэт приглашает своего «румяного критика» совместно посмотреть на русскую деревню: «избушек ряд убогий», а далее дает описание обычной жизни этой деревушки («Румяный критик мой. «). Угрюмая, безотрадная картина нищенского, бесправного существования невольно воспринимается как крик отчаяния, мольба о помощи, грозное обвинение всем богатым, сытым и безразличным. Именно этого и добивался Пушкин, подчиняя художественные средства идее протеста против крепостничества. Намеренно употребляемые прозаизмы: невысокий забор, «два бедных

деревца», мужик с гробиком своего ребенка, устало раздраженный тем, что много времени уходит на панихиду, — служат для воссоздания картины глубокой бедности, полного бесправия крестьян. Тон повествования, печальный, унылый, изредка более того скорбный, резко отличается от гимна любви к жизни в таких стихотворениях, как «Зимнее утро», «Осень».

Глубоким философским смыслом наполнено стихотворение «. Вновь я посетил. «. Его первые строки посвящены воспоминаниям, размышлениям о вечном круговороте жизни, о постоянстве перемен, происходящих в окружающем мире. После долгого отсутствия Пушкин снова приехал в Михайловское, где он провел «изгнанником два года незаметных». Он вспоминает умершую няню, опять видит дом, где жил тогда, холм, на котором сидел, озеро, глядя на которое он с грустью вспоминал «иные берега, иные волны». Грустная интонация вызывается также контрастом между прекрасной природой и убогой жизнью людей. Контраст достигается с помощью эпитетов и глаголов: «златые нивы», «зеленые пажити», озеро, «синея, стелется широко», и рыбак, что «тянет за собой убогий невод», деревни «рассеяны», мельница «скривилась». Но вот поэт обращает чуткость на три сосны:

Стоят — одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко.

Теперь рядом с ними за десять прошедших лет разрослась молодая сосновая роща. Мысленный взор поэта обращается к «племени младому, незнакомому», которое перерастет «знакомцев» Пушкина и заслонит их «старую главу». Конечно же, не только зеленую поросль кругом старых корней имеет в виду Пушкин. Смысл этого обращения немаловажно глубже. «Младая . роща» становится символом будущих поколений. Слова поэта обращены к потомкам, которые достигнут большего, чем сумели свершить друзья-современники Пушкина, декабристы. Им поэт завещает благородные стремления, им сообщает высокие идеалы, им суждено осуществить мечты о «вольности святой», пронесенные через всю жизнь первым поэтом РФ. Гармоническое сочетание реальности и красоты природы— одно из величайших достижений поэзии/ Пушкина. Точное наблюдение сделал Добролюбов: «. картины русской природы и жизни. рассыпаны повсюду в его стихотворениях и выполнены с удивительным художественным совершенством».

Автор и его герои в романе «Евгений Онегин»

У каждого писателя есть такое произведение, которое считается высшим достижением, апогеем его творчества, где его талант раскрывается в полной мере, и при упоминании имени писателя возникает ассоциация именно с этим произведением, например: Л. Н. Толстой – «Война и мир», М.Ю. Лермонтов – «Герой нашего времени», А.С. Грибоедов – «Горе от ума» и т.д. Для А.С. Пушкина таким произведением несомненно является «Евгений Онегин». По мнению В.Г. Белинского, этот роман – «самое любимое дитя его [Пушкина] фантазии», «оценить

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей…

…Мы все глядим в Наполеоны…

Многочисленны отступления на тему любви («Ах, ножки, ножки! где вы ныне?»), что говорит о том, что и ее испытал Автор. Как поэт он рассуждает об искусстве, поэзии, ее назначении и даже полемизирует со своими современниками. Автор предстает перед нами как человек со сформировавшимися убеждениями, поэтому он позволяет себе иронизировать над мнениями чуждых ему людей, порицая их пошлость и лицемерие; он откровенно высмеивает «уездной барышни альбом», лжедрузей, готовых предать в любую минуту, и т.д. Автор уверен в своих жизненных ценностях и на основании их оценивает остальных героев.

Существует множество мнений по вопросу о том, в образ кого из героев «перевоплотился» Пушкин. Одни считают, что это Татьяна, по большинство утверждают: Пушкин говорит словами Автора. И те, и другие ошибаются: несомненно, Татьяна – милый, любимый образ Пушкина, а роман построен по принципу рассказа (в целом, повествование ведется от первого лица), рассказчиком выступает Автор и, в принципе, можно принять за единое целое Пушкина и Автора. Но Автор – это созданный поэтом образ. Пушкин никогда лично не встречался со своими героями, в отличие от Автора, который даже сравнивает себя с ними, рассказывает истории из своей «биографии», связанные со знакомством с ними. Например, он находит некоторое сходство между собой и Онегиным:

…С ним подружился я в то время.

…Страстей игру мы знали оба:

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас…

Тем не менее, он отрицает полное совпадение их характеров:

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной…

Автор в романе выступает как главный судья. Его прямые сопоставления себя с героями или отдельные фразы и слова, косвенно выражающие его отношение к тому или иному происшествию, например, о том, как «мило поступил» Онегин с Татьяной, – это его оценка характеров героев. Без нее читатель вряд ли бы смог глубоко понять их. Высказывая свое мнение, он помогает разобраться в героях. Если, находя себя несколько сходным с Онегиным, он все же подчеркивает их «разность» и даже специально отвергает малейшие подозрения, то за Татьяну он ревностно заступается, она – его «милый идеал».

Сказать, что Автор является только судьей – значит упустить наиболее важную его функцию – «знакомство», описание героев романа. Ведь именно из его уст читатель узнает о жизни, характере, убеждениях, поведении, поступках того или иного героя. Автор беспристрастно рассказывает о воспитании и образовании Онегина, которых хватало лишь на то, чтобы

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Со слов Автора можно узнать о Евгении многое: приставленный к нему в детстве Monsieur l’Abbe «учил его всему шутя, не докучал моралью строгой»; Онегин был знаком с трудами Адама Смита, рассуждал о развитии государства; он ездил в театры для того лишь, чтобы, рассеянно зевнув, сказать что-либо громкое, привлекающее внимание; успешнее и охотнее всего он обучался «науке страсти нежной», достигнув в этой области значительных успехов. После такой характеристики читатель вполне четко представляет себе главного героя.

Подробнейшим образом, дабы объяснить характер Татьяны, Автор посвящает читателей в обстоятельства, условия ее жизни, указывает на страстное увлечение романами, что крайне важно для понимания причины ее любви к Онегину.

Особенно широко в романе использован прием характеристики героев словами персонажа этого романа – Автора. Но присутствуют и специфические приемы. Например, раскрытие личности Ленского, помимо, конечно, рассказа о нем Автора, способствует приведенное стихотворение, якобы им написанное. Читая его, можно понять, что Ленский – неисправимый романтик, мыслящий поступающий, как романтический герой.

Особая характеристика вводится и для Татьяны. Автор сопоставляет ее внешность с природой:

С ее холодною красою

Любила русскую зиму…

Еще одной важной деталью образа Онегина является наличие у него невероятного количества инструментов для ухода за ногтями. Отсюда читатель делает вывод о такой его черте, как желание всегда идеально выглядеть.

Итак, можно сказать, что каждое появление в романе Автора, его реплики вызваны стремлением охарактеризовать тот или иной поступок или черту характера героя; порой рассуждения переходят в воспоминания и высказывания на другие темы. Возникает вопрос: зачем понадобилось Пушкину вводить в роман образ Автора? Образ привлекает своей целостностью, законченностью, правильностью, он подчеркивает неидеальность всех остальных героев – в нем поэт воплотил свой идеал человека и поэта.

Сопоставление стихотворения «Осень» Пушкина и «Бабье лето» Пастернака

Ни одно время года не вызывало у русских поэтов такого очарования, как осень. Потому-то они и посвящали свои лирические произведения этой прекрасной поре.

Обычно осень в поэзии связана с настроениями грусти. У Пушкина же и Пастернака само увядание природы изображается как могучее проявление жизни. В этом плане очень показательны такие стихотворения, как «Осень» Пушкина и «Бабье лето» Пастернака. Оба произведения проникнуты чувством искренней и открытой любви к осеннему времени года. Видимо, ни Пастернак, ни Пушкин не любят времена года, кажущиеся им однотонными, однообразными. Зато каждая строка, создающая образ любимой осени, наполнена восхищением.

«Осень» А.С.Пушкина – самое значительное стихотворение, посвященное природе и взаимоотношению поэта и природы. Оно разбито на фрагменты. Первый фрагмент посвящен осени:

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча, еще бежит за мельницу ручей.

«Октябрь уж наступил…» — это просто и ясно. Здесь точное указание на время года и на вполне определенную пору осени – октябрь.

Второй, третий и четвертый фрагменты повествуют об остальных временах года: весне, зиме и лете. Описание лета и весны, не так любимых Пушкиным, занимает всего по две строчки, но, в то же время, у читателя создается достаточно широкая и объемная картина природы. Это достигается благодаря употреблению небольшого количества существительных, уточняющих слов и оборотов (причастных, деепричастных, прилагательных). А если уточнения и используются, то они точно передают настроение и отношение поэта к описываемому.

Вот описание лета:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Получается, что всего четырьмя существительными словам («зной», «пыль», «комары», «мухи») Пушкин создает не только картину лета, но и передает свое отвращение к нему. Эпитет «красное» имеет здесь, по-моему, иронический смысл. К зиме же Пушкин относится лучше, чем к лету и весне, но явное предпочтение отдается все же осенней поре. Эта пора года – кульминация красоты. В этом, на мой взгляд, Пастернак с Пушкиным солидарны.

Несмотря на то, что объем стихотворения «Бабье лето» , как у произвдения Пушкина, золотая осень у него описана великолепно:

Лист смородины груб и матерчат.

… сгоревший на солнце орешник

Словно жаром костра опален.

Поэты создают замечательные картины, прибегая к цветовым краскам. Например, красный цвет ассоциируется у них с огненным: «огонь опять горит», «орешник, словно жаром костра опален», «все пред тобой сожжено». Удивительно и то, что оба певца природы обращаются к образам рощи и дороги. У Пушкина:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает…

А вот у Пастернака:

Здесь дорога спускается в балку.

… как в воду опущена роща.

Пользуются они и такими приемами, как переплетение описания природного великолепия с бытовыми картинами и деталями:

Лист смородины груб и матерчат.

В доме хохот и стекла звенят.

В нем шинкуют, и квасят, и перчат,

И гвоздики кладут в маринад.

Каков же быт в пушкинском стихотворении? В «Осени» бытовые зарисовки более относятся к самому поэту, нежели к другим:

Чредой слетает сон, чредой находит голод.

Я снова жизни полн – таков мой организм.

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Осень пробуждает в Пушкине поэта, поднимает его над миром на волнах вдохновения и дает ему радость плавания в любую сторону, в какую поэтическая душа пожелает:

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем…

Поэт остро чувствует, что все на земле подвержено исчезновению. Но именно потому, что ничего здесь нам не дано удержать, и возникает в душе иная любовь к этой жизни, любовь-умиление, бескорыстная любовь к красоте.

Таким образом, мы видим, что стихотворения Пушкина и Пастернака, отличающиеся в основном объемом и строфикой (октава у Пушкина и катрен у Пастернака), воспевают прекрасное время года, называемое осенью, и видят в нем огромный источник жизненной силы. Эти произведения необыкновенно точны в изображении подлинной красоты и прелести скромной осенней природы.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Сопоставление стихотворения «Осень» Пушкина и «Бабье лето» Пастернака

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: