Автор Борис Леонидович Пастернак

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)
Будущий поэт родился в Москве в интеллигентной еврейской семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и мать — пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Райца Срулевна Кауфман, 1868—1939), переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернаков родились Александр (1893—1982), Жозефина (1900—1993) и Лидия (1902—1989).
Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками (И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым, С. Ивановым, Н. Н. Ге), в доме бывали музыканты и писатели, в том числе Лев Толстой. В 1900 году Райнер Рильке познакомился с семьёй Пастернаков во время второго визита в Москву. В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две написанные им сонаты для фортепиано).
В 1903 году при падении с лошади сломал ногу и из-за неправильного срастания (лёгкая хромота, которую Пастернак скрывал, осталась на всю жизнь) был освобождён от воинской повинности. В дальнейшем поэт уделял особое внимание этому эпизоду как пробудившему его творческие силы (он произошёл 6 (19) августа, в день
В 1900 году Пастернак не был принят в пятую гимназию (ныне московская школа № 91) из-за процентной нормы, но по предложению директора на следующий 1901 год поступил сразу во второй класс. С 1906 по 1908 год в пятой гимназии на два класса младше, чем Пастернак, в одном классе с братом Пастернака Шурой учился Владимир Маяковский. Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён. После ряда колебаний отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора. В 1908 году поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета (впоследствии перевелся на философское). Летом 1912 году изучал философию в Марбургском университете в Германии у главы марбургской неокантианской школы проф. Германа Когена. Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой, но получил отказ, как описано в стихотворении «Марбург». В 1912 году вместе с родителями и сестрами посещает Венецию, что нашло отражение в его стихах того времени. Виделся в Германии с кузиной Ольгой Фрейденберг (дочерью литератора и изобретателя Моисея Филипповича Фрейденберга). С ней его связывала многолетняя дружба и переписка.
он начинает входить в круги московских литераторов.
близко знакомится с другим футуристом — Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «Леф», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.
Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году , первая книга — «Близнец в тучах» воспринималась самим Пастернаком как незрелая.
Опасаясь возможного призыва в армию, зиму 1916 года Пастернак провёл на Урале, под городом Александровском Пермской губернии, приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Б. И. Збарского помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности
Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию по личному ходатайству А. В. Луначарского и обосновываются в Берлине. Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности, с Мариной Цветаевой, а через неё — с Р.-М. Рильке. В 1922 году Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой проводит в гостях у родителей в Берлине вторую половину года и всю зиму 1922-23 годов.

На конец 20-х — начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. Его большой однотомник с 1933 по 1936 год ежегодно переиздаётся.
В 1935 году Пастернак участвует в работе проходящего в Париже Международного конгресса писателей в защиту мира, где с ним случается нервный срыв
. В январе 1936 года Пастернак публикует два стихотворения, обращенные со словами восхищения к И. В. Сталину, однако уже к середине 1936 года отношение властей к нему меняется — его упрекают не только в «отрешённости от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», и безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки. Это приводит к первой длительной полосе отчуждения Пастернака от официальной литературы. По мере ослабевающего интереса к советской власти, стихи Пастернака приобретают более личный и трагический оттенок. К концу 30-х он обращается к прозе и переводам, которые в 40-х годах становятся основным источником его заработка. В тот период Пастернаком создаются ставшие классическими переводы многих трагедий Шекспирa, «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера.
В 1935 году Пастернак заступился за мужа и сына Ахматовой, которые были освобождены из тюрьмы после писем Сталину Пастернака и Ахматовой. В 1937 году проявляет огромное гражданское мужество — отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного Пильняка. 1942—1943 провёл в эвакуации в Чистополе. Помогал денежно многим людям, в том числе дочери Марины Цветаевой.
В 1952 году у Пастернака произошёл первый инфаркт, описанный в стихотворении «В больнице
«Доктор Живаго»
Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя — Юрия Андреевича Живаго. Во время написания романа Пастернак не раз менял его название. Роман мог называться «Мальчики и девочки», «Свеча горела», «Опыт русского Фауста», «Смерти нет». Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческого существования — тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, еврейства, был резко негативно встречен властями и официальной советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к октябрьскому перевороту и последующим изменениям в жизни страны. Так, например, Э. Г. Казакевич, прочитав роман, заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция — недоразумение и лучше было её не делать», К. М. Симонов, главный редактор «Нового мира», также отреагировал отказом : «Нельзя давать трибуну Пастернаку!». Публикация романа на Западе — сначала в Италии в 1957 году прокоммунистически настроенным издательством Фельтринелли, а потом в Великобритании, при посредничестве известного философа и дипломата сэра Исайи Берлина — привела к настоящей травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, откровенным оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях трудящихся. Московская организация Союза Писателей СССР, вслед за Правлением Союза Писателей, требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Среди литераторов, требовавших высылки, были Л. И. Ошанин, А. И. Безыменский, Б. A. Слуцкий, С. A. Баруздин, Б. Н. Полевой и многие другие
Нобелевская премия
С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды.
Присуждение премии воспринималось советской пропагандой как повод усилить травлю (к примеру, «Литературная газета» 25 октября 1958 года писала: «Пастернак получил „тридцать сребреников“, для чего использована Нобелевская премия. Он награждён за то, что согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды… Бесславный конец ждёт воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его автора, уделом которого будет народное презрение.»). В писательской среде этот факт тоже был воспринят негативно. Вот что по поводу вручения премии сказал Сергей Смирнов:
«…что они ухитрились не заметить Толстого, Горького, Маяковского, Шолохова, но зато заметили Бунина. И только тогда, когда он стал эмигрантом, и только потому, что он стал эмигрантом и врагом советского народа».
По одной из версий премия всё же должна была достаться итальянскому писателю Альберто Моравиа, но, благодаря ЦРУ, досталась советскому писателю.
Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго», антисоветская сущность которого постоянно выявлялась в то время агитаторами, литературными критиками, лекторами общества «Знание». На Пастернака было оказано и личное давление, которое, в конечном счёте, принудило его отказаться от премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал : «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».
Джавахарлал Неру и Альбер Камю взяли на себя ходатайство за нового нобелевского лауреата Пастернака перед Никитой Сергеевичем Хрущевым, но всё оказалось тщетно, хотя, конечно, писатель не был ни расстрелян, ни посажен в тюрьму, что было бы невозможно в сталинское время.
Несмотря на исключение из Союза Писателей СССР, Пастернак продолжает оставаться членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться. Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» он был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко в феврале 1959 года, где ему было предъявлено обвинение по статье 64 «Измена Родине», однако никаких последствий для него это событие не имело, возможно потому, что стихотворение было опубликовано без его разрешения.
обнаруженная вскоре болезнь (рак лёгких) в последние месяцы жизни приковывает его к постели.
Дмитрий Быков, биограф Пастернака, считает, что болезнь развилась на нервной почве во время травли, и возлагает на власти ответственность за смерть Бориса Леонидовича.
Пастернак умер от рака лёгких 30 мая 1960 в Переделкино. Сотни людей (среди них Н. Коржавин, Б. Ш. Окуджава, А. A. Вознесенский) пришли 2 июня 1960 года на его похороны, несмотря на опалу поэта. Александр Галич посвятил его смерти одну из своих песен.
Борис Пастернак был похоронен на Переделкинском кладбище, в то время это было небольшое скромное сельское кладбище. Автор памятника — скульптор Сара Лебедева. Однако памятник, сделанный ею, неоднократно осквернялся, и через некоторое время была установлена копия, точно такая же, сделанная ее учениками.

«Борис Леонидович Пастернак»

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве в семье художника Л. О. Пастернака, которому принесли известность иллюстрации к романам Л. Н. Толстого. Атмосферу детства Б. Пастернака определила жизнь при Училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал отец: “Весной в залах Училища открывались выставки передвижников… Так прошли перед нашими глазами знаменитейшие полотна Репина, Мясоедова, Маковского, Сурикова, Поленова”. Работа Л.О. Пастернака над портретами Льва Толстого, Николая Федорова и Максима Горького означала для будущего поэта возможность увидеть великих людей своего времени. В 1910 г. Б. Пастернак был свидетелем похорон Льва Толстого, смерть которого потрясла всю Россию.

Б. Пастернак закончил Пятую классическую московскую гимназию. Переворот в духовной жизни двенадцатилетнего подростка вызвала встреча с композитором Скрябиным и страстное увлечение его музыкой. Один из друзей юности Пастернака С. Дурылин писал: “До 1912 года все… знали, что он будет музыкантом, композитором”.

Тяга к поэзии проявилась у Пастернака, когда он учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета. Его однокурсник К. Локс оставил словесный портрет поэта той поры: “Он сразу обрушивался потоком афоризмов, метафор, поэзия здесь присутствовала как нечто подразумевающееся и не подлежащее отсрочке”. В то время Пастернак участвовал в литературном кружке “Сердарда” и кружке символистов при издательстве “Мусагет”. Здесь он познакомился с Андреем Белым и сделал доклад “Символизм и бессмертие”, в котором высказал мысль о бессмертии “счастья существования” художника, которое “может быть испытано другими спустя века после него по его произведениям”.

Значительную роль в духовном становлении поэта сыграли его занятия философией. В 1912г. Б. Пастернак побывал в Германии, в университетском городе Марбурге и прослушал семинар популярного в то время профессора Г. Когена. Ему пророчили карьеру философа. Но именно тогда он понял, что “философию забрасывает бесповоротно”.

В апреле 1913 г. в альманахе “Лирика” были впервые опубликованы стихотворения Б. Пастернака.

После окончания университета Пастернак написал и выпустил книгу “Близнец в тучах” (1913), куда вошло 21 стихотворение. Уже первым ее читателям было очевидно подлинное дарование поэта. Заглавие книги говорило о близости автора к поэтическим традициям символистов, для которых было характерно представление о том, что каждый человек – собственный близнец, связанное с темой двойничества у Достоевского.

В стихотворениях “Эдем”, “Лесное” высказано понимание поэзии как средства самовыражения Вселенной. Здесь назначение поэта видится в способности раствориться в природе и говорить от ее имени:

Я – уст безвестных разговор,
Я – столп дремучих диалектов.

Это убеждение станет основой творчества Пастернака, и он будет верен ему до конца.

Отсутствие границ между человеком и окружающим миром Н. Бердяев расценивал как черту искусства авангарда. Но основы такого мироощущения были обозначены уже в философии “абсолютного всеединства” Вл. Соловьева, создавшего эстетику русского символизма.

В первой книге поэта рождалась его оригинальная метафора, сочетавшая, казалось бы, несовместимые явления. Например, в стихотворении “Вокзал”: “Вокзал, несгораемый ящик | Разлук моих, встреч и разлук”.

С. Дурылин считал, что у Пастернака еще в 1910 г., до футуристов, обнаружился “особый вкус к заумным звучаньям и словам”. Действительно, в сборнике встречаются узнаваемые цитаты из В. Хлебникова: “Но я, как репейник, бессмыслен. В степи, как журавль у бадьи”.одарила природа!
Online-тест, ПОРАЗИВШИЙ весь Интернет!
ШУБЫ по суперцене! Такого еще не было!

Вместе с тем сборник “Близнец в тучах” содержал немало реминисценций из Белого, Блока и других символистов. В одном из немногочисленных откликов на книгу “Первый журнал русских футуристов” упрекал автора в подражании символистам. В то же время символист В. Брюсов указал на органическую футуристичность его поэзии и отнес его к “порубежникам”, у которых футуризм сочетается со стремлением связать свою деятельность с художественным творчеством предшествующих поколений. К. Локс назвал сборник “Близнец в тучах” “новой формой символизма”. Таким образом, уже из первой книги Пастернака очевидно, что оригинальность поэта состоит в синтезе и глубокой переработке эстетических принципов символизма и авангарда.

В 1913г. Пастернак познакомился с Маяковским и решил отказаться от романтической манеры, героического тона и стремления к эффектам, т.е. от того, что давало основание заподозрить его в подражании этому поэту.

. В январе 1914 г. возникла литературная группа “Центрифуга”, куда Пастернак вошел вместе с С. Бобровым и Н. Асеевым. Хотя по сути своей эта группа представляла собой одно из умеренных направлений футуризма, появление ее было вызвано стремлением размежеваться с футуристами.

В книгу “Поверх барьеров” вошли стихотворения 1914- 1916 гг., она была издана в декабре 1916 г. На характер книги заметно повлияли контакты поэта с Маяковским, Хлебниковым, Северяниным.

Сборник открывался “Посвященьем”, выразившим представления автора об аскетическом укладе духовной жизни – “нищенском ханстве” поэтов-изгоев, ведущем начало от “Откровения” Иоанна Богослова.

В стихотворении “Петербург” описывается поездка Пастернака в столицу в 1915 г. Он обращается к пушкинскому образу Петербурга как воплощению творческого гения Петра I.

Исследователь поэзии Пастернака В. Альфонсов отметил, что в стихах периода “Близнеца в тучах” и “Поверх барьеров”, во многом еще незрелых, пробивается удивляющая своей зрелостью поэтическая мысль. Сборник “Поверх барьеров”, по его мнению, был самой экспериментальной книгой поэта. Он сознательно искал новую манеру, стремился к внешней изобразительности. Избежать чрезмерной усложненности Пастернаку позволяли глубина и подлинность выражаемых чувств.

В откликах современников отмечено, что в стихах Пастернака организующую роль играет интонация: “Он был бы непонятен, если б этот хаос не озарялся бы единством и ясностью голоса” (И.Эренбург). Вершиной раннего творчества Пастернака и его итогом стало стихотворение “Марбург”, завершавшее сборник “Поверх барьеров”. Оно было написано в 1916 г. (переделано в 1928 г.). В основе сюжета стихотворения лежала встреча поэта с девушкой, у которой он был домашним учителем, Идой Высоцкой. Пастернак сделал ей предложение и, получив отказ, мучительно переживал. В стихотворении передана драма неразделенной любви.

В. Маяковский в статье “Как делать стихи?” назвал гениальной одну из строф этого стихотворения:

В тот день всю тебя от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал.

В “Марбурге” любовный сюжет отражает миропонимание лирического героя: возникают такие образы, как инстинкт-подхалим, бессонница, которую герой знает “как грамматику”, белое утро, узнаваемое в лицо. Стержнем стихотворения становится тема второго рождения – сквозная в поэзии Пастернака: любовь заново открывает для человека мир.

Сам автор сборника видел его значение в переходе от отдельных удачных строк к “цельным вещам”. Книга вызвала восторженный отклик Марины Цветаевой. Знакомство ее со стихами сборника “Сестра моя – жизнь” стало началом многолетней переписки и дружбы поэтов.В письме М. Цветаевой в 1926 г. Пастернак пытался передать картину мира, созданную в книге: “Серость, север, город, предчувствие революции”. Книга “Сестра моя – жизнь” (1922) была написана им в 1917 г. и имела подзаголовок: “Лето 1917″. Еще до издания она распространялась в списках и получила известность. Первый рецензент книги Я. Черняк отмечал: “Сестра моя – жизнь” симптоматична для всей русской поэзии. Она знаменует собой поворот от непримиримости школ. Критика не разойдется в оценке редких по изобразительности и музыкальности стихов, построенных непринужденно и дерзко, в то же время в сложнейшей, сознательной культурной преемственности. Культурная традиция крепкой тканью соединяет лирические стихи. Эта работа привела… к пушкинской ясности и простоте формы”.

В основе внутреннего сюжета этой книги была история любви поэта к Елене Виноград. Пастернак признавался: “”Сестра моя – жизнь” была посвящена женщине. Стихия объективности неслась к ней… умопомрачительной любовью”. Первоначально рукопись “Сестры…” наклеивалась на страницы сборника “Поверх барьеров” и задумывалась как подарок любимой женщине.

Композиция книги подчинена сюжету любовной драмы от момента зарождения любви до ее утраты.

Сквозная для поэзии Пастернака тема женской доли, противопоставление естественного чувства правилам и установлениям морали, калечащим женскую судьбу, отразилась в стихотворениях “Любимая, – жуть!Когда любит поэт…”, “Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…” и др.

В “Сестре моей – жизни” Пастернак продолжает попытки определения поэзии:

Это – круто налившийся свист,
Это – щелканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьев поединок.

Поэт изображает мир как отражение человеческих переживаний:

И сады, и пруды, и ограды,
И кипящее белыми воплями
Мирозданье – лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.

В книге отразился отход Пастернака от восторженного восприятия революции.

В цикле “Развлеченья любимой” наряду с основной темой поэт передает рождение истории из повседневности: военные поражения, разложение армии, разгул преступности.

В стихотворении “Распад” описана эпоха развала и анархии. Ключевой образ горящей копны соотносится с царящей в природе атмосферой бунта.

Одна из строф стихотворения “Про эти стихи” послужила поводом для многолетних упреков автору в отрыве от жизни:

В кашне, ладонью заслонясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?

Работая над сборником, Пастернак, по его словам, пережил “чудо становления книги”, проникнутой единством миропонимания, чувства и дыхания. Новое качество поэзии поэт видел в переходе от мгновенных зарисовок к изображению сложных душевных движений.

В начале 1920-х годов сестры поэта с родителями эмигрировали в Германию. В 1922 г. Пастернак женился на Евгении Владимировне Лурье. Она окончила ВХУТЕМАС по классу живописи. У Пастернака иногда собирались литературные вечеринки, где он читал стихи, вошедшие позднее в книгу “Темы и вариации” (1923). Особенно он любил циклы “Разрыв” и “Болезнь”. Книгу высоко ценила Цветаева, Мандельштам воспринял ее как явление русской классической поэзии.

Действительно, книга “Темы и вариации” была связана с традициями мировой (Гёте, Шекспир) и русской (Пушкин) классики. Главная идея книги состояла в утверждении жертвенной сущности творчества:

Сколько бедных, истерзанных перьев
Рвется к окнам из рук рифмачей!

В открывающем книгу цикле “Пять повестей” высказано традиционное пушкинское противопоставление поэта и “черни”.

Сын Пастернака записал последний разговор с отцом: “Он жаловался нам, как мучит его сознание незначительности им сделанного, двусмысленности мирового признания, которое в то же время обернулось полной неизвестностью на родине… Он определил свою жизнь как единоборство с царящей и торжествующей пошлостью за свободный и играющий человеческий талант”.Время все отчетливее проявляет масштабы художественного мира Пастернака. Подтверждается справедливость той оценки, которую дал его творчеству и личности Варлам Шаламов: “Жизнь в глубинах своих… всегда будет прежней – с жаждой настоящей правды… Вы приняли на себя эту ответственность со всей твердостью и непреклонностью… Вы – честь времени, Вы – его гордость. Перед будущим наше время будет оправдываться тем, что Вы в нем жили”.

Борис Леонидович Пастернак — Биография

Борис Леонидович Пастернак (1890, Москва – 1960, Переделкино), русский поэт, прозаик.
Автор поэтических сборников «Близнец в тучах» (1913), «Поверх барьеров» (1916), «Сестра моя жизнь» (1917, опубл. в 1922), «Темы и варьяции» (1923), «Две книги» (1927), «Второе рождение» (1932), «На ранних поездах» (1943), «Избранные стихи и поэмы» (1945), ряда поэм, романа в стихах «Спекторский» (1925—30), автобиографической повести «Охранная грамота» (1928—31) и романа «Доктор Живаго» (1946—56). Родился в семье художника Леонида Осиповича Пастернака, в доме которого бывали знаменитые писатели и художники. После окончания гимназии учился на юридическом ф-те Московского ун-та, позднее перешёл на философское отделение историко-филологического ф-та. В раннем поэтическом творчестве Пастернака усматривается близость к символизму, однако критика не спешила причислить автора к тому или иному художественному направлению, так как он стремился к синтезу. С 1909 по 1912 г. примыкал к кружку молодых поэтов «Сердарда». Осенью 1913 г. Пастернак составил первый поэтический сборник «Близнец в тучах», который вышел в количестве 200 экземпляров. В 1916—17 гг. работает на химических заводах Урала, в то же время создаёт сборники «Поверх барьеров» и «Сестра моя жизнь». К середине 1920-х гг. переходит к эпическим формам: «Спекторский», «Лейтенант Шмидт» (1926—27), «Девятьсот пятый год». В поэме «Девятьсот пятый год» используется традиционный для русской классической литературы приём ретроспекции. Центральным событием является революция, но Пастернака интересуют истоки этого события. Он обращается к предшествующей эпохе:

Крепостная Россия
Выходит
С короткой приструнки
На пустырь
И зовётся Россиею после реформ.

Во второй пол. 1930-х гг. Пастернак подвергался нападкам критики за независимость положения и поведения. В кон. 1930-х гг. он начинает работать над переводами У. Шекспира (некоторыми исследователями они оцениваются как слишком вольные). После начала Великой Отечественной войны эвакуировался, затем вернулся в Москву, где вышла книга «На ранних поездах». Осенью 1946 г. за лирические произведения Пастернак был впервые выдвинут на соискание Нобелевской премии. С осени 1947 г. началась его травля в печати, но Пастернак продолжал работать.

Центральное произведение Пастернака – роман «Доктор Живаго» (1956). Замысел создания произведения возник в 1946 г. В апрельском номере журнала «Знамя» за 1954 г. появились 10 стихотворений из романа под заглавием «Стихи из романа в прозе “Доктор Живаго”». Одним из наиболее важных стихотворений этого цикла является «Гамлет» (1946). О необходимости многоуровнего восприятия данного текста В. С. Баевский пишет: «Гамлет» – стихотворение о герое Шекспира принце датском, который поднялся на борьбу со всем мировым злом и погиб в этой безнадёжной борьбе; о гениальном актёре, играющем роль Гамлета в театре, глубоко эту роль постигшем; об Иисусе Христе, Богочеловеке, Сыне Божием, пришедшем на землю, чтобы пройти путь страданий и своими страданиями искупить все грехи человечества; о герое романа Юрии Живаго; наконец, об авторе романа Борисе Пастернаке». Тема искусства, творчества соединяется в этом стихотворении с философским осмыслением жизни. Используя шекспировскую традицию, Пастернак, создавая образ Гамлета, несколько смещает акценты. В трагедии Шекспира Гамлетом движет идея мести. Пастернак же останавливается на уровне противостояния героя и суровой лживой действительности. «Не Гамлет выбирает – его выбирают, – подчёркивает В. Н. Альфонсов. – Он проводник высшего начала, он призван восстановить единство мира – единство «видимости и действительности». В общем плане это соответствует представлениям Пастернака о сущности искусства и долге художника».

Роман «Доктор Живаго» по жанру можно обозначить как философский, однако он интересен и с исторической точки зрения: в нём упоминаются такие важные события рус. истории, как Русско-японская война, 1-я мировая война, революции 1917 года, Гражданская война, Великая Отечественная война. В центре произведения – идея свободы личности и столкновение героя с обстоятельствами, нарушающими его представления о жизни. Главный герой произведения, доктор Юрий Андреевич Живаго, – человек творческий. Его говорящая фамилия, которую автор долго искал и выбирал, сохраняет в себе застывшее окончание в старинной огласовке, словно свидетельствующее о присутствии на страницах романа «святаго живаго духа».

Несмотря на художественную зрелость произведения, его путь к читателю был сложен. В 1957 г. роман вышел в Италии на итальянском языке. В СССР в публикации произведения было отказано. Лишь в 1988 г. роман был опубл. на родине, став одним из произведений т. н. «возвращённой» литературы.

В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Пастернак очень хотел её получить, деньги он готов был перечислить в Комитет защиты мира. Но его вынудили отказаться от высокой награды, начавшуюся травлю смягчило только участие мировой общественности в судьбе опального писателя. О своих мыслях и причинах отказа от премии Пастернак поведал в стихотворении «Нобелевская премия», опубликованном в английской печати в феврале 1959 г., в финале которого есть такие строки:

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придёт пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Основная тема романа – судьба интеллигенции в эпоху революции, Гражданской войны и последующих кровавых событий рус. истории. Пастернак пытался изобразить жизнь такой, как она есть, без лживой идеологической составляющей. В романе много сквозных символических образов (метели, снегопада, свечи). «Свеча горела» было одним из предполагаемых названий романа. Глубина символа раскрывается в Нагорной проповеди Христа. Свеча, поставленная на стол, светит всем в доме и символизирует доброту, добрые дела, обращённые к людям. Если свеча олицетворяет жизнь и доброту, то бури и метели связаны с темой смерти. Пастернак использовал в романе особый сюжетный ход – включение в заключительную часть поэтических произведений (стихотворной тетради Юрия Живаго). В романе много пейзажных зарисовок, которые напоминают стихотворения в прозе.

В стилистическом своеобразии романа прослеживаются традиции рус. классики (черты творческой манеры Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина). Символична картина, описанная в эпилоге романа: история жизни Татьяны – дочери Юрия и Лары. На её примере Пастернак показывает опрощение и духовное обнищание нового поколения. Выросшая в смутное время без отца, без матери, Татьяна лишилась той духовной полноты жизни, которой обладали её родители. Её судьба оказалась типичной для многих. Процесс нравственного и духовного оскудения России чрезвычайно беспокоил Пастернака. Возможно, именно эта глобальная проблема, с высокой степенью остроты поставленная в романе, и вызвала наиболее яростные нападки критики.

В 1960 г. Пастернак работал над пьесой «Слепая красавица», оставшейся незаконченной. Пятого февраля поэт писал в одном из писем: «Какие-то благодатные силы вплотную придвинули меня к тому миру, где нет ни кружков, ни верности юношеским воспоминаниям, ни юбочных точек зрения, к миру спокойной непредвзятой действительности, к тому миру, где, наконец, впервые тебя взвешивают и подвергают испытанию, почти как на Страшном суде, судят и измеряют и отбрасывают или сохраняют; к миру, к вступлению в который художник готовится всю жизнь и в котором рождается только после смерти, к миру посмертного существования выраженных тобою сил и представлений». Он скончался в результате тяжёлой скоротечной болезни.

Пастернак Борис Леонидович

Автор: Пастернак Борис Леонидович

Пастернак Борис Леонидович Жанр: Классическая проза Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.3/5 (голосов: 19)

Автор: Пастернак Борис Леонидович

Пастернак Борис Леонидович Жанр: Классическая проза Описание: «Доктор Живаго» (1945-1955, опубл. 1988) — итоговое произведение Бориса Леонидовича Пастернака (1890-1960), удостоенного за этот роман в 1958 году Нобелевской премии по литературе. Роман, явившийся по собственной оценке автора вершинным его достижением, воплотил в себе пронзительно искренний рассказ о нравственном опыте поколения, к которому принадлежал Б. Л. Пастернак, а также глубокие размышления об исторической судьбе страны.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.1/5 (голосов: 214)

Автор: Пастернак Борис Леонидович

Пастернак Борис Леонидович Жанр: Русская классическая проза Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 3.9/5 (голосов: 8)

Автор: Пастернак Борис Леонидович

Пастернак Борис Леонидович Жанр: Русская классическая проза Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 3.3/5 (голосов: 6)

Автор: Пастернак Борис Леонидович

Пастернак Борис Леонидович Жанр: Русская классическая проза Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 2.0/5 (голосов: 2)

Автор: Пастернак Борис Леонидович

Пастернак Борис Леонидович Жанр: Русская классическая проза Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 3.8/5 (голосов: 22)

Автор: Пастернак Борис Леонидович

Пастернак Борис Леонидович Жанр: Русская классическая проза Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.6/5 (голосов: 10)

Автор: Пастернак Борис Леонидович

Пастернак Борис Леонидович Жанр: Русская классическая проза Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 3.3/5 (голосов: 3)

Автор: Пастернак Борис Леонидович

Пастернак Борис Леонидович Жанр: Русская классическая проза Описание: нет

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 5.0/5 (голосов: 3)

Книги других авторов, схожие по жанру

1001-я ночь войны Автор: Ибрагимбеков Максуд Жанр: Русская классическая проза Описание: нет
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 5.0/5 (голосов: 3)

1002-я ночь Автор: Азимов Анар Жанр: Русская классическая проза Описание: нет
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 5.0/5 (голосов: 3)

16-е наслаждение эмира Автор: Иванов Всеволод Жанр: Русская классическая проза Описание: нет
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 5.0/5 (голосов: 3)

76-Т3 Автор: Арсенов Яков Жанр: Русская классическая проза Описание: нет
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 5.0/5 (голосов: 3)

9-е января Автор: Горький Максим Жанр: Русская классическая проза Описание: нет
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 5.0/5 (голосов: 3)

А А Блок Автор: Горький Максим Жанр: Русская классическая проза Описание: нет
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 5.0/5 (голосов: 3)

А Н Алексин Автор: Горький Максим Жанр: Русская классическая проза Описание: нет
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 5.0/5 (голосов: 3)

А Н Шмит Автор: Горький Максим Жанр: Русская классическая проза Описание: нет
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 5.0/5 (голосов: 3)

А Н Толстой Автор: Никитин Николай Жанр: Русская классическая проза Описание: нет
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 5.0/5 (голосов: 3)

А П Буров — Бурелом Автор: Иванов Георгий Жанр: Русская классическая проза Описание: нет
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 5.0/5 (голосов: 3)

А П Чехов в воспоминаниях современников Автор: Чехов Антон Павлович Жанр: Русская классическая проза Описание: нет
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 5.0/5 (голосов: 3)

А С Пушкин Автор: Горький Максим Жанр: Русская классическая проза Описание: нет
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 5.0/5 (голосов: 3)

А С Щербакову Автор: Горький Максим Жанр: Русская классическая проза Описание: нет
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 5.0/5 (голосов: 3)

А что у вас, ребята, в рюкзаках Автор: Пьецух Вячеслав Жанр: Русская классическая проза Описание: нет
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 5.0/5 (голосов: 3)

А мальчик действительно был Автор: Мощенко Владимир Жанр: Русская классическая проза Описание: нет
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 5.0/5 (голосов: 3)

А наши лучше Автор: Смирягин Андрей Жанр: Русская классическая проза Описание: нет
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 5.0/5 (голосов: 3)

ТОП 20 КНИГ

ТОП 20 АВТОРОВ

СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Туманом бесконечности сокрыта,
Тоскует,плачет,бьётся Аэлита.
Несётся зов оранжевой планеты:
Любовь моя,Сын Неба,где ты,где ты.
Но подожди,ещё одно усилье
И ты не будешь больше птицей пленной,
Сын Неба возвратится из вселенной
И ты получишь,Аэлита, крылья!
Тогда в твои слабеющие жилы
Земли вольются жизненные силы. >>

Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: