Арина Родионовна — няня на

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

Яковлева Арина Родионовна родилась 10 (21) апреля 1758 года в деревне Лампово Петербургской губернии. Её родители были крепостными и имели ещё шестерых детей. Настоящее её имя было Ирина, но в семье её привыкли называть Арина. Фамилию она получила от отца Яковлева, позднее она стала по мужу Матвеева. Пушкин никогда не называл её по имени, ему было ближе «няня».Из воспоминаний Марии Осиповой «старушка чрезвычайно почтенная — лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца. «

В 1759 году Лампово и прилегающие к нему деревни купил А.П. Ганнибал, прадед Пушкина. В 1792 году бабушка Пушкина Мария Алексеевна взяла, в качестве няни, Арину Родионовну для племянника Алексея. За хорошую службу в 1795 году Мария Алексеевна дарит няне дом в деревне. А в декабре 1797 года в семье Ганнибалов рождается девочка, которую называют Ольгой (старшая сестра поэта). И Арину Родионовну берут в семью Пушкиных уже в качестве кормилицы.
Вскоре после этого отец Пушкина — Сергей Львович переезджает в Москву. Арину, как кормилицу и няню, взяли с собой.
26 мая 1799 года в семье появляется мальчик, которого называют Александр. Мария Алексеевна также решает перебраться в Москву. Она продаёт своё имение, но дом Арины при этом не был продан, а остался для неё и её детей.
Сестра Пушкина Ольга Сергеевна Павлищева утверждала, что Арине и её мужу вместе с четырьмя детьми Мария Ганнибал хотела подарить вольную, но та от неё отказалась. Всю жизнь Арина считала себя «верной рабой», как назвал её в «Дубровском» сам Пушкин. Всю свою жизнь она была крепостной: сначала Апраксина, затем Ганнибала, потом, Пушкиных. При этом Арина была на особом положении, ей доверяли, по определению В.В. Набокова, она была «домоправительницей».
Кроме Ольги Арина Родионовна бала няней Александра и Льва, но кормилицей была только Ольги. Четверо детей Арины Родионовны оставались жить в селе её мужа — Кобрине, а она сама жила сначала в Москве, а потом в Захарово. Спустя несколько лет она перебралась в село Михайловское.
В богатые семьи для господских детей брали не только кормилиц и нянь. Для мальчиков ещё полагался «дядька». У Пушкина, например, таким «дядькой» был Никита Козлов, который был рядом с поэтом вплоть до его смерти. Но, тем не менее, няня была Пушкину ближе. Вот что, по этому поводу, писал Вересаев:»Как странно! Человек, видимо, горячо был предан Пушкину, любил его, заботился, может быть, не меньше няни Арины Родионовны, сопутствовал ему в течение всей его самостоятельной жизни, а нигде не поминается: ни в письмах Пушкина, ни в письмах его близких. Ни слова о нем — ни хорошего, ни плохого». А ведь именно Козлов на руках принес раненого поэта в дом, он вместе с Александром Тургеневым опустил гроб с телом Пушкина в могилу.
В 1824-26 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным жила в Михайловском. Это было время, когда молодой Александр жадно впитывал в себя нянины сказки, песни, народные былины. Пушкин пишет брату: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Интересно, что сам Пушкин говорил, что Арина Родионовна послужила прообразом няни Татьяны в «Евгении Онегине», а также няни Дубровского. Считается, что Арина была основой образа мамки Ксении в «Борисе Годунове».

Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка,
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Пушкин А.С. 1825.

В последний раз Пушкин видел Арину Родионовну в Михайловском 14 сентября 1827 года. Няня умерла, когда ей было семьдесят лет от роду, 29 июля 1828 года в Петербурге. Долгое время ничего не было известно ни о дне, ни о месте захоронения няни. На её похоронах не присутствовали ни Александр, ни Ольга. Её похоронил муж Ольги Николай Павлищев, оставив могилу безымянной. И она скоро затерялась. Ещё в 1830 г. могилу няни Пушкина пытались разыскать, но не нашли. Считали, что она похоронена в Святогорском монастыре, вблизи могилы поэта; были такие, кто был уверен, что Арина Родионовна похоронена на ее родине в Суйде; а также на Большеохтинском кладбище в Петербурге, где одно время даже была установлена плита с надписью «Няня Пушкина». Только в 1940 году в архивах нашли, что отпевали няню во Владимирской церкви. Там нашли запись от 31 июля 1828 года «5-го класса чиновника Сергея Пушкина крепостная женщина Ирина Родионова 76 старостию иерей Алексей Нарбеков». Также выяснилось, что погребена она была на Смоленском кладбище. При входе на него и сегодня можно встретить памятную табличку. Она была установлена в 1977 году:»На этом кладбище похоронена Арина Родионовна няня А.С. Пушкина 1758-1828
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя»

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных;
Я ждал тебя. В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.

Няне пушкин стих читать

Стихотворение «Няне» благодаря тому душевному теплу, какое чувствуют в нем ребята, сразу приближает к ним поэта, а возникшее доверие помогает успешному изучению- произведения. Пятиклассники, читавшие сказки Пушкина, «У лукоморья дуб зеленый» и др., уже знают, кто ввел Пушкина в мир народной поэзии. Если знания их живы и конкретны (а это нетрудно выяснить), то учителю останется лишь несколько обогатить и расширить их. Каким образом? Привлечением того материала, какой не попадал в поле зрения учащихся I—IV классов. Не обязательно начинать вводный рассказ с детства Пушкина, когда Арина Родионовна в буквальном смысле слова нянчила его. Ведь в памяти многих поколений ее имя осталось именно потому, что она сумела стать для великого русского поэта духовно близким человеком.

Интересным для ребят оказывается такой рассказ учителя, который переносит их в Михайловское: «Представим, что мы, пройдя по главной аллее Михайловского парка, подошли к господскому дому Пушкиных. Рядом с ним слева стоит небольшой деревянный флигелек, а вернее сказать, избушка из двух комнаток. Это домик няни. Простые деревянные стены, прялки в углу, чисто и опрятно убранный стол, покрытый домотканой скатертью, — все здесь неприхотливо и просто, на всем лежит печать покоя и тихого домашнего тепла. Легко представить в этой обстановке Арину Родионовну, сидящую за прялкой или со спицами в руках. А возле нее Пушкин. Не по своей воле он в Михайловском — в селе, удаленном на много верст от Москвы и Петербурга. Его сослали сюда за смелые стихи, которых боялся сам царь. Нет возле него друзей, уехали родные, а вот с верной своей няней коротает он долгие зимние вечера. Кажется, что общего может быть между ними? Пушкин — первый поэт России, ее гений, один из самых просведениях людей своего времени. А няня —простая неграмотная женщина, еще недавно бывшая крепостная семейства Ганнибалов. В год рождения Александра Сергеевича Арина Родионовна получила «вольную», т. е. перестала быть крепостной и могла жить, где хотела.

Но она не ушла из дома Пушкиных, осталась в нем нянькой, и ее заботами с детства были окружены будущий поэт и его брат с сестрой. Пушкин любил няню за доброту.и ласку, за ее умение сказывать сказки и петь песни. Знала она их великое множество, а рассказывала так живо и увлеченно, что казалось, она сама их и сочиняет. Действительно, у Арины Родионовны была богатая фантазия. Как каждая настоящая сказительница, она вносила в сказки и свою выдумку, свои слова. С удовольствием и наслаждением слушал ее Пушкин и рассказывал об этом в письмах своим друзьям, добавляя: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Когда поэт писал потом свои сказки в стихах, он, конечно, вспоминал то, о чем слышал от няни.

«. Шумит за окошками вьюга, шуршит по крыше ветер и воет в трубе. А в избушке теплится слабый свет — горит лучина, и слышится там тихий немолодой голос. То он поет грустную песню «За морем синица нешумно жила», а то звучит весело, в такт веселой плясовой:

  • По улице мостовой
  • Шла девица за водой.

Дороги А. С. Пушкину эти минуты. И вот уже он сам читает своей старенькой «подружке»-няне стихи, которые, можно сказать, не сочинились, а просто вылились из сердца:

  • Буря мглою небо кроет,
  • Вихри снежные крутя.
  • То, как зверь, она завоет,
  • То заплачет, как дитя.

Арина Родионовна, когда Пушкин жил в Михайловском, была там главной хозяйкой, ее заботами поддерживался дом. Но, пожалуй, еще важнее было то, что душевное ее участие обогревало поэта и что она была первым слушателем и ценителем многих его произведений. Арину Родионовну знали и любили друзья Пушкина, навещавшие его в изгнании. Поэт Языков так писал о ней:

  • Ты не умрешь в воспоминаньях
  • О светлой юности моей
  • И в поучительных преданьях
  • Про жизнь поэтов наших дней.

Можно представить, какая богатая и любящая душа была у этой простой женщины, если, думая о Пушкине, друзья вспоминали и ее рядом с поэтом. Когда Пушкин после ссылки возвратился из Михайловского в Петербург, Арина Родионовна осталась в далеком селе одна. Поэт часто вспоминал ее, представлял, как медленной старческой походкой обходит она дом, как прислушивается к ветру за окном или смотрит в дорожную даль, как будто ждет появления своего дорогого Александра Сергеевича. Пушкин тоже думает о пей. И эти думы-воспоминания превращаются в стихи»1.

Затем урок может принять форму беседы, в основу которой положены первый и второй вопросы хрестоматии. Изложим ниже то, к чему должны быть подведены дети в результате анализа..

С первых же строчек стихотворение волнует своей сердечностью. Немного можно найти в русской (да и в мировой) поэзии стихов, где любовь, нежность, забота выражались бы столь щедро, открыто. И в то же время в нем бесконечная грусть, и щемящая боль, и безотчетное чувство вины. Любовью к старушке няне проникнуто все стихотворение, но в каждой строке особый оттенок: если «подруга дней моих суровых» — образ почти высокий, утверждающий равенство отношений и духовную связь, то «голубка дряхлая моя» — выражение нежности и сыновней заботы. Эта нежность и забота так понятны, когда видишь преданность самой няни своему питомцу. Вся ее жизнь в думах о нем, в страхе за него, в ожиданий.

Мысленно возвращаясь туда, «в глушь лесов сосновых», поэт словно бы видит няню внутренним взором, угадывая все переживания и душевные движения. Вот она горюет «под окном своей светлицы», и сравнение «будто на часах» передает постоянство ее томительного ожидания. Она сидит со своими неизменными спицами, но «медлят» они в ее руках, потому что так и хочется ей прислушаться, не доносится ли издали звук колокольчика, не едет ли кто-нибудь. Вот она подходит к воротам (или смотрит на них из окна) все с тем же чувством. Но нет никого, «забытые» эти ворота. А в душе беспокойство о нем, поэте, горестные предчувствия: ведь неясна его судьба, неустроенна жизнь. И «черный отдаленный путь», который расстилается перед ее глазами, из обычной проселочной дороги превращается почти в символ разлуки.

Несколько иной вариант вступительного слова может возникнуть в том случае, если начать его с рассматривания картины художника Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском», где Арина Родионовна изображена на заднем плане картины сидящей с неизменным вязаньем. Но глаза ее подняты от рукоделия: она смотрит на Пушкина, хотя тот стоит спиной к ней. Художник видит ее не очень старой, с прямой осанкой. В ней чувствуется внутреннее достоинство. Характерно, что Н. Н. Ге делает ее не простой свидетельницей, а участницей встречи двух лицейских друзей: они считают естественным, что Арина Родионовна вместе с ними слушает привезенную Пущиным рукопись «Горя от ума». Дальнейшее течение рассказа может совпадать с приведенным выше.

Читатель, знающий о жизни Пушкина, воспринимает слова о тоске и предчувствиях в контексте биографических обстоятельств. Для пятиклассника же они прозвучат только как отражение беспокойства няни за судьбу поэта.

Школьники, лишь начинающие свой путь к Пушкину, увидят в стихотворении прежде всего привязанность поэта к няне и ее беззаветную любовь к нему. Другой смысловой пласт им недоступен. А между тем в небольшом и неоконченном этом стихотворении — при всей его внешней простоте — таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создай поразительно верный образ женской любящей души. Фольклорная окрашенность некоторых слов (голубка, светлица, горюешь) и упоминание о спицах, которые поминутно медлят в. наморщенных руках, позволяют увидеть народность характера, угадать в этом женском образе крестьянку. Но его можно понять и шире: в чувствах няни так много того, что близко каждой женщине-матери: самоотверженная забота о своих детях и’ бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянное ожидание встречи и горе одиночества. Конечно, нельзя требовать от учащихся V класса понимания этого расширительного смысла стихотворения, но учителю важно иметь его. в виду, чтобы лучше ориентироваться в суждениях, возникающих на уроке и иногда неожиданных.

Возможен и другой путь знакомства со стихотворением.

Если учитель включил в свое вступительное слово рассмотрение картины Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском», то анализ стихотворения будет связан с полученными от нее впечатлениями. Особое внимание детей направим на .понимание эмоционального настроя картины, на ту атмосферу общности интересов и дружеского взаимопонимания, которые составляют сущность картины. То, что роднит двух образованнейших людей, друзей с лицейских лет, не требует пояснений. Но посмотрим, какое участие в этой беседе принимает няня. Ее поза выражает глубокую заинтересованность происходящим. Няня наклонилась несколько вперед, спицы замерли в ее руках. На лице выражение живого внимания, губы чуть тронула улыбка. Она счастлива, находясь среди милых и близких сердцу людей; здесь ее любимый воспитанник, здесь ее семья, мир, где она чувствует себя необходимой. Теперь прочитаем стихотворение и попросим ребят словесно проиллюстрировать его, нарисовать, какой видится им няня на основании того, что написано о ней Пушкиным. При выполнении/этого задания у школьников возникает столкновение впечатлений от восприятия образа одного и того же человека в резко контрастных эмоциональных состояниях (радость общения, душевное спокойствие и одиночество, тревога, тоска). Произведение живописи дало определенные ориентиры для работы воображения, тем самым активизировалась способность художественного видения при восприятии другого вида искусства: за поэтическим словом возникают картины, образы.

Такой прием вызывает острое сопереживание детей героине стихотворения, облегчает восприятие авторского отношения к ней, позволяет войти в лирическое содержание стихотворения и осознать функциональную значимость каждого словесного образа.

«Няне» А. Пушкин

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

Дата создания: 1826 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Няне»

В старину воспитанием детей в дворянских русских семьях занимались не гувернеры, а няни, которых обычно подбирали из крепостных крестьян. Именно на их плечи ложились повседневные заботы о барских малышах, которых родители видели не более нескольких минут в день. Именно так протекало детство поэта Александра Пушкина, который практически сразу же после рождения был передан на попечение крепостной крестьянки Арины Родионовны Яковлевой. Эта удивительная женщина впоследствии сыграла в жизни и творчестве поэта очень важную роль. Благодаря ей будущий классик русской литературы смог познакомиться с народными сказками и преданиями, которые впоследствии нашли отражение в его произведениях. Более того, став взрослее, Пушкин доверял няне все свои секреты, считая ее своей духовной наперсницей, которая может и утешить, и подбодрить, и дать мудрый совет.

Арина Яковлева была закреплена не за конкретным поместьем, а за семьей Пушкиных. Поэтому когда родители поэта продали одно из своих имений, в котором проживала крестьянка, то забрали ее с собой в Михайловское. Именно здесь она прожила почти всю свою жизнь, изредка выезжая вместе с детьми в Петербург, где они проводили время с осени до весны. Когда Александр Пушкин окончил лицей и поступил на службу, его встречи с Ариной Родионовной стали редкими, так как поэт практически не бывал в Михайловском. Но в 1824 году он был сослан в родовое имение, где провел почти два года. И Арина Родионовна в этот непростой период жизни поэта была его самым верным и преданным другом.

В 1826 году Пушкин написал стихотворение «Няне», в котором выразил этой мудрой и терпеливой женщине свои признательность за все, что им вместе довелось пережить. Поэтому неудивительно, что с первых строк произведения поэт обращается к этой женщине достаточно фамильярно, но, вместе с тем, очень уважительно, называя ее «подругой дней моих суровых» и «дряхлой голубкой». За этими слегка ироничными фразами кроется огромна нежность, которую Пушкин испытывает к своей няне. Он знает, что эта женщина духовно намного ближе ему, чем собственная мать, и понимает, что Арина Родионовна беспокоится о своем воспитаннике, в котором души не чает.

«Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня», — с грустью отмечает поэт, понимая, что эта женщина до сих пор переживает о том, как же сложится его судьба. При помощи простых и емких фраз поэт рисует образ престарелой женщины, главной жизненной заботой которой по-прежнему остается благополучие «молодого барина», которого она по-прежнему считает ребенком. Поэтому Пушкин отмечает: «Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь». Поэт понимает, что его «старушка» каждый день проводит у окна в ожидании, когда же на дороге появится почтовая карета, в которой он приедет в родовое имение. «И медлят поминутно спицы в твоих морщинистых руках», — отмечает поэт.

Но при этом Пушкин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, и он не в состоянии бывать так часто в Михайловском, как того бы хотелось его старой няне. Поэтому, пытаясь оградить ее от постоянных тревог и волнений, поэт отмечает: «То чудится тебе…». Его последняя встреча с Ариной Родионовной произошла осенью 1827 года, когда Пушкин был проездом в Михайловском и даже толком не успел поговорить со своей кормилицей. Летом следующего года она скончалась в доме сестры поэта Ольги Павлищевой, и ее смерть очень сильно потрясла поэта, который впоследствии признался, что потерял своего самого верного и преданного друга. Арина Яковлева похоронена в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище, однако ее могила считается утерянной.

Няне пушкин стих читать

Стихотворение А.С. Пушкина «Няне» — одно из самых лучших его лирических стихов.

Стихотворение — послание посвящено няне поэта — Арине Родионовне Яковлевой. С первых строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь к няне, нежность и забота выражается в нем щедро и открыто. И в то же время произведение пронизано грустью, щемящей болью, чувством вины. Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Как и в стихотворении «Зимний вечер», поэт выражает признательность няне за дружеское участие в трудные для него времена. «Подруга дней моих суровых»- образ почти высокий, утверждающий равенство отношений и духовную связь. Во второй перифразе «голубка дряхлая моя» — выражение нежности и сыновней заботы. Сердечное, народное слово «голубка» соединяется с неожиданным, с легким оттенком дружеской шутки словом «дряхлая»; местоимение «моя» усиливает ласковый тон обращения.

Эта нежность и забота так понятны, когда представляешь преданность самой няни своему воспитаннику. Вся ее жизнь в думах о нем, в ожидании.

Стихотворение написано астрофической строкой, но его можно разделить на 4 части.

Первая- обращение лирического героя к няне. Строки второй части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. Во третьей части , мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая все ее переживания и душевные движения. Вот она горюет «под окном своей светлицы» , и сравнение «будто на часах» передает постоянство ее томительного ожидания. Метафора «медлят поминутно спицы в ее наморщенных руках» позволяет предположить, что няне так и хочется прислушаться , не доносится ли издали звук колокольчика, не едет ли кто – нибудь…вот она подходит к воротам ( или смотрит на них из окна) все с тем же чувством… Но нет никого … Эпитет «забытые» передает тяжесть одиночества няни. В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия: ведь не ясна его судьба, не устроена жизнь, и «черный отдаленный путь» превращается почти в символ разлуки… Об этом четвертая часть стихотворения.

Произведение очень лирично, эмоциональность усиливается повторами: «Давно, давно ты ждешь меня», в стихотворении прямо названы чувства няни: ждешь, горюешь, тоска , предчувствия, заботы, а также метафорически: «теснят твою всечасно грудь».

Звучание стихотворения создает музыкальный, почти песенный ритм. Длинные строки подчеркивают грустное настроение лирического героя, его тоску по близкому человеку. В стихотворении мы словно слышим вздохи бедной старушки, ждущей своего питомца. Четырехстопный ямб как нельзя лучше передает понятные всем переживания и няни , и поэта.

Лирический герой представляется мне глубоко переживающим человеком. Он печалится. Страдает от разлуки с няней, его терзает чувство вины за долгое отсутствие.

В этом небольшом стихотворении при всей его внешней простоте таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создан поразительный образ любящей женской души. В чувствах няни так много того, что близко каждой женщине- матери: самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянное ожидание встречи и горе одиночества. Удивительно образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, отражает его сердечное участие. Стихотворение пробуждает душевный отклик читателя вот уже почти два столетия и не может оставить равнодушным.

Александр Пушкин: няне (подруга дней моих суровых).
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: