Архаизмы в произведениях пушкина

48. Влияние на чистоту речи историзмов, архаизмов, жаргонизмов

Язык – это система, которая живет, развивается и меняется под влиянием времени. В словарном запасе языка находят отражение изменения, происходящие в жизни общества, в науке и технике. Некоторые слова перестают использоваться, теряют свою актуальность, становятся устаревшими.

Устаревшие слова относятся к пассивной лексике современного русского языка, тем не менее для художественной, публицистической и в какой-то степени разговорной речи такие слова нередко оказываются элементами активного словаря. Устаревшие слова создают особый фон и настроение, придают речи экспрессивность и выразительность, указывают на явления и признаки прошлого.

Устаревшие слова можно разделить на историзмы и архаизмы.

Историзмы – это устаревшие слова, которые обозначают не существующие в настоящем понятия: боярин, аршин, алтын . Надо отметить, что к историзмам нельзя подобрать синонимы. Чаще историзмы можно встретить в научном стиле для определения понятий конкретной эпохи.

Историзмы делятся по разным тематическим группам.

К тематической группе, связанной с военным делом, относятся следующие примеры военных историзмов: кольчуга, забрало, латы, редут, пищаль, единорог . К названиям старым мер длины и веса относятся историзмы вершок, аршин, сажень, верста, пуд, фунт . Многие из историзмов называют бытовые и хозяйственные предметы, старинную одежду и обувь: армяк, кафтан, лапти, клобук, ендова (вместительная посуда для вина или меда), севалка, корчма, алтын, целковый, гривна, конка, фаэтон, челобитная . Историзмы, называющие лиц по профессии и занятию: стражник, стрелец, ратник, приказчик, лавочник, ямщик, коробейник . Примеры историзмов названий учреждений и должностных лиц: управа, вече, исправник, воевода, городничий, урядник, городовой, столоначальник, ротмистр, жандарм . К историзмам, связанным с образованием, относятся: институтка, курсистка, бурса и др.

Особую группу составляют историзмы, связанные с советской эпохой.

Многие слова, возникшие в 1920—1930-е гг., уже в советскую эпоху стали историзмами: буденовец, продразверстка, комбед, ликбез, рабфак, НЭП, нэпман, продотряд и т. д.

Иногда историзмы вновь становятся словами, активными в употреблении. Так, например, произошло со словами губерния, губернатор, департамент , бывшими в советскую эпоху историзмами.

Чаще всего историзмы употребляются в текстах, так или иначе связанных с предметами и явлениями прошлого. Историческая литература характеризуется частотностью употребления историзмов, воссоздающих колорит эпохи, о которой идет речь. В исторических текстах и произведениях, повествующих, в частности, о Киевской Руси, могут встретиться такие примеры историзмов, как смерд, кольчуга, гривна, колчан, князь, княжеская дружина . Слово дружина имело значение «войско князя», в этом значении его употребил Пушкин в «Песне о вещем Олеге»: «С дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне». В современном русском языке слово дружина обозначает добровольное объединение людей, созданное с той или иной целью, например пожарная дружина .

Многочисленно употребление историзмов в романе А. Н. Толстого «Петр I», передающих с особой точностью обстановку и явления истории периода правления Петра I:

«Покуда ключница рассказывала, комнатный холоп, который с появлением в доме мажордома стал называться теперь камердинер, снял с Гаврилы пыльный кафтан, камзол, распутал галстук и, кряхтя, начал стаскивать ботфорты» .

Приметы советской эпохи, устаревшие слова, характеризующие это время, в полной мере представлены в произведениях М. А. Шолохова. Примеры из романа «Поднятая целина»: «Нагульнов, освещая положение, заговорил и о гремяченском тоз»; «Этому способствовала полученная накануне из райкомводсоюза бумажка» .

Архаизмы – это устаревшие синонимы слов современности, например: чело (синоним слова лоб ), ланиты (синоним слова щеки ), дщерь (дочь), зело (очень), зреть (смотреть). Архаизмы часто встречаются в художественной литературе для создания более убедительной картины исторической эпохи.

Много архаизмов произошло из старославянизмов – слов или части слов, пришедших в русский язык из старославянского языка – древнейшего письменного языка славян.

Архаизмы встречаются на разных уровнях языка, они подразделяются на типы в зависимости от того, устарело ли полностью все слово или же устаревшим является лишь фонетический или словообразовательный вид слова либо какое-то из значений.

1. Фонетические архаизмы отличаются от современных слов по звучанию одним, реже двумя звуками. Например: нумер (номер), стора (штора), карафин (графин), клоб (клуб), покал (бокал).

К фонетическим архаизмам относятся также слова со старославянскими неполногласными сочетаниями в корне: хлад, град, древо, злато, младой и т. д.

Некоторые из фонетических архаизмов в современных словах встречаются как корни, например слово пронумеровать не является архаизмом. Часто такое явление встречается в современных словах со старославянскими корнями хлад (прохлада), град (градостроительство) и т. д.

2. Морфологические архаизмы – это архаизмы, отличающиеся от современных слов частью морфемной структуры слова. Чаще всего устаревшим является суффикс слова. Например: содейство (содействие), толстота (толщина), воитель (воин), рыбарь (рыбак), дружество (дружба), нервический (нервный), критериум (критерий), музеум (музей) и т. д.

3. Лексические архаизмы – это устаревшие слова целиком, а не в какой-либо части слова. Например: десница (правая рука), лицедей (актер), оный (тот), зане (потому что), ланиты (щеки), очи (глаза), буде (если), поелику (поскольку), всуе (напрасно), доколе (до каких пор). Многие из лексических архаизмов входят в состав устойчивых сочетаний слов, пословиц. Например: беречь как зеницу ока, карающая длань, не зги не видно ( зга – дорога), души не чает ( чаять – ждать), как кур во щи ( кур – петух), бить челом .

4. Семантические архаизмы – слова, употреблявшиеся в старину в ином значении, чем сейчас. Семантические архаизмы – это не устаревшие слова, а устаревшие значения слов. Например, слово позор имело значение «зрелище», «обыденный» означало «сделанный на один день», вокзалом первоначально называли развлекательное заведение, слово доверенность означало доверие. Сущий ранее в языке имело значение существующий, партизан – сторонник, человек, принадлежащий к какой-либо партии, восстать употреблялось в значении «встать, принять вертикальное положение».

5. Существуют также грамматические архаизмы . Например, слово рояль ранее было женского рода, лебедь также употреблялось как существительное женского рода.

Архаизмы в различных текстах могут употребляться с разной частотностью. Существуют забытые архаизмы, встречающиеся только в письменных памятниках, древнейших русских текстах и словарях древнерусского языка. Например, такие архаизмы: волот (гигант), веглас (невежда), укрух (кусок).

Но такие слова не употребляются в художественной литературе и других текстах, а поэтому не могут служить определенным стилистическим целям. Архаизмами, кроме старославянских слов, могут быть слова, заимствованные из западноевропейских слов, например аэроплан (самолет), виктория (победа) и исконно русские слова – ворог, одр, очи и др.

Функции архаизмов в произведениях различных типов речи многогранны. В исторических произведениях авторы используют архаизмы для стилизации старинной речи. Особенно ярко создают колорит эпохи архаизмы в произведении А. И. Толстого «Петр I»: «Когда подлинно усведомится о пришествии короля Каралуса и если опыт нарочито силен, – оного накрепко стеречь». Немало архаизмов в исторических произведениях Ю. Н. Тынянова, В. Я. Шишкова, В. С. Пикуля.

Особенно широко архаическая лексика употреблялась в поэзии XVIII–XIX вв. для придания стиху высокого, торжественного звучания.

В стихотворениях А. С. Пушкина использование архаизмов особенно примечательно:

Пред лампадою старик

Читает библию. Седые

На книгу падают власы.

Беседки, рощи упадают,

Древа, мосты в волнах ныряют.

Куда, куда вы удалились

Весны моей златые дни?

В XX в. употребление архаизмов в поэзии вновь стало актуальным в связи с появлением такого литературного направления, как символизм, представителями которого были Брюсов и Блок. И историзмы, и архаизмы обогащают речь, но неумелое или неуместное их использование может испортить любое выступление.

Устаревшие слова: историзмы и архаизмы

В зависимости от причин, по которым то или иное слово относится к разряду устаревших, выделяются историзмы и архаизмы.

Историзмы

Архаизмы

фило ‘соф и др.
4) Лексико-словообразовательные архаизмы — это слова, у которых устарели отдельные морфемы или словообразовательная модель:
Дол — долина; Дружество — дружба; Пастырь — пастух; Рыбарь -рыбак; Фантазм — фантазия и др.
Архаизация слов не связана с их происхождением. Устаревать могут следующие типы лов:
1) Исконно русские слова: лабы, изгой, льзя, ендова и др.;
2) Старославянизмы: глад, един, зело, хлад, чадо и др.
3) Заимствованные слова: сатисфакция — удовлетворение (о дуэли); Сикурс — помощь; Фортеция (крепость) и др.

Историзмы в романе А.С. Пушкина
«Евгений Онегин»

Сообщение девятиклассницы на уроке
«погружения» в эпоху Пушкина

Как мы знаем, устаревшие слова делятся на две группы: архаизмы (слова, которые имеют в современном языке аналоги, например, у Пушкина отрок – сейчас юноша) и историзмы (слова, оставшиеся в исторической эпохе и не употребляемые сегодня повсеместно, например, боливар – разновидность шляпы).

Состав русского литературного языка эпохи А.С. Пушкина был сложен, не систематизирован, потому что собственно он еще только формировался. Сложен и язык романа в стихах «Евгений Онегин». В нем есть и высокая лексика, и архаизмы, и европеизмы (в частности, галлицизмы – слова, взятые из французского языка, которым блестяще владел поэт, и записанные латиницей), и разговорные элементы, и просторечия…

Хочу остановиться на историзмах. Так как большинство слов-историзмов связано с бытом, одеждой и аксессуарами того времени, то обратимся к этой группе слов. В 15-й строфе первой главы видим все тот же широкий боливар – шляпу-цилиндр, напоминающую ту, которую носил Симон Боливар – вождь южноамериканской революции в начале XIX века. Удивительно, что супермодная вещь при Александре Сергеевиче Пушкине, теперь всего лишь отголосок далекого прошлого! В этой же главе встречаем и слово брегет – карманные часы с боем. Они так названы по имени конструктора – изобретателя Брегета. Из 26-й строфы первой главы в наш «исторический гардероб» добавляются панталоны, фрак и жилет, о которых поэт говорит, что «всех этих слов на русском нет». Панталоны – узкие мужские брюки – сначала стали нижним женским бельем, а теперь и вовсе ушли из повседневного обихода. Обязательная одежда для приемов и балов – фрак – теперь почти спецформа для музыкантов и дирижеров. Во второй главе находим непонятное слово шлафор (или шлафрок) и узнаем, что это всего-навсего «ночной халат», рядом с ним – чепец, кафтан; риза – это высокое слово для обозначения любой одежды, сейчас это только часть одежды священнослужителей. Да и сами слова туалет, уборная сейчас в первоначальных значениях явно устарели: туалет как одежда вообще не употребляется в быту, равно как и уборная – специальная комната, где одевались и причесывались (в таком значении осталась только в театре).

Прислушаемся к разговору молодых людей, которые обсуждают последние театральные новости. Эол, Диана, Терпсихора, Армида, Флора, Венера, Феб… Ну, и имена! А оказывается – это имена богов и богинь, и упоминают их герои во фразеологизмах: из уст Эола (т.е. легко), ветреная Венера (легкомысленность), ланиты Флоры, грудь Дианы, ножка Терпсихоры, уста младых Армид, слепая Фортуна (случай), лик Дианы (луна), внуки Аполлона, гордая лира Альбиона, Фебовы угрозы… Нам непонятно, а современники Пушкина ведь понимали. Выходит, «порядочному денди» времен Пушкина было достаточно всего-навсего воспитания Madame и Monsieur, да прогулок с французом убогим, который учил… всему шутя, чтобы понимать, о чем идет речь. Упоминается и цевница (гл. 2) – «родительница лиры». И если о лире мы хотя бы слышали как о символе поэзии, то со словом цевница встречаемся только в этом романе.

Давайте пройдемся по улицам Санкт-Петербурга времен Пушкина! Вот куда-то спешит охтенка – жительница Охты, тогда пригорода Петербурга, а вот купец открывает свою лавку, хлебник (пекарь) выставляет товар, а вот и княжна со славным франтом куда-то спешит. Семинаристы в желтой шали и академики в чепце. Кто они? Ученые женщины. А вот красавец-усач. Угадайте его род занятий. Сложно? Совершенно нет. Во времена Пушкина усы в столичном обществе носили только военные. Вот бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая. Ямщик сидит на облучке (передок у телеги, саней, повозки; ко’злы). Это ямская карета (гл. 1) – наемная карета, а вот – почтовые – казенные лошади, которые сменяются на каждой станции, и потому путешествие совершается быстрее, чем на собственных лошадях. Вот снег… усеян плошками, т.е. дом освещен горящим в плоских керамических сосудах маслом, а вот и биржа – место стоянки ямщика (извозчика наемной кареты). Сядем в дрожки удалые (вид повозки, сани) и прокатимся по Петербургу. Вот мелькают лакеи, кучера (гл. 1); кавалергард, улан – офицеры разных гвардейских кавалерийских полков (гл. 1), извозчик (гл. 1), заимодавцы, ключница (гл. 2), фармазон (гл. 5), колодник (арестант). Вот у трактира (ресторан, где подавали только русские блюда) на площади собрался народ. Что там происходит? Это бреют лбы (отдают крестьян в солдаты). Не пугают ли вас прогоны (плата за пользование казенными лошадьми)? Если да, то давайте сделаем остановку у одного из домов.

Чертог (дом) выглядит мрачновато: штофные (шелковые) обои в прихожей как будто потемнели от траурной тафты (вид ткани), высокие покои (комнаты) стали как будто ниже, пестрые изразцы (расписной кафель для печи) потускнели, из девичьей (комнаты прислуги) не раздается смех. А, понятно, в доме траур по случаю смерти дяди Евгения. А вот и домашние дроги (сани) подкатили к крыльцу, минутку постояли и отправились на скотный двор (задний двор).

А вот горница (комната) молодой девушки. Она, как цирцея (волшебница), сидит за бюро (стол для письма) и пишет письмо. Вот достала из ящичка облатку (бумажный проклеенный кружок для запечатывания письма) и запечатала письмо. Вот служанка принесла чайничек, и молодая дама села пить кофей. Пора собираться на бал, ее везут на ярманку невест. Тюлевый чепец она сняла, надела легкие уборы и малиновый берет. Форейтор (управляющий лошадьми) в праздничной ливрее (форме) зашел справиться о времени выезда, челядь (слуги) выстроилась для прощания.

И вот отроковица (подросток – девушка) на бале. Уже были галоп, мазурка, вальс. Сквозь тесный ряд аристократов, военных франтов, дипломатов и гордых дам к ней пробирается молодой повеса. Она поправила боа пушистый на плече, смущенно опустила голову – в ее танцевальной карте он не записан. На этом самом интересном месте оставим ее, как оставил своего героя А.С. Пушкин.

Говоря об историзмах, нельзя не вспомнить такие слова, как ярем, барщина, оброк (гл. 2), – все эти слова сегодня можно встретить только в исторической литературе или в исторических фильмах. А ведь во времена Пушкина они еще были в каждодневном обиходе любого человека!

Для тех, кто задастся вопросом об архаизмах в поэзии А.С. Пушкина, отвечу, что их еще больше, чем историзмов. Это говеть (поститься), взор (взгляд), други (друзья), глас (голос), убор (одежда), нега…, осьмнадцать (восемнадцать), гребенки (расчески), иноплеменные (заимствованные) слова, младость (молодость), вешние (весенние), мурава (трава), лобзать (целовать), перси (грудь), ланиты (щеки), уста (губы), вседневные (повседневные), вотще (напрасно), брань (война), вериги (цепи), воспомня (вспоминая), пиит (поэт), ветрила (паруса), брег (берег), тяжба (суд), дева (девушка), дриады (нимфы), хладный (холодный), отрок (юноша), венцы (венки), доле (дольше), прах (труп, останки), вежды (веки, глаза), аониды (музы), алкать (жаждать), отроковица (девочка-подросток), древеса (деревья), зашибло (забылось) и др. Архаические формы: в постеле, расправив волоса рукой.

Эльвира ЛУЦЬ,
ученица 9-го класса

Баллада А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». 7-й класс

Класс: 7

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (975,9 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

1) через прочтение «Песни:» продолжить знакомство с А.С.Пушкиным и его творчеством;

2) углубить восприятие текста с помощью выразительного чтения;

3) воссоздание с помощью слова картины событий, умение ценить слово и пользоваться им;

4) продолжить работу по теории литературы: ввести понятие «баллада», сравнить ее с летописью и рассмотреть черты баллады и летописи в «Песни о вещем Олеге»;

5) выйти на основную проблематику баллады;

6) найти ответ на вопрос: «Какова цель обращения Пушкина к истории?».

1. Мы познакомились на прошлом уроке обзорно с жизнью великого русского поэта и продолжаем знакомство с его произведениями. Назовите те, которые мы изучали с вами в 5 и 6 классах. («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Повести Белкина», стихотворения поэта)

В этом году мы познакомимся с поэмой, драмой А.С.Пушкина, а начнем наш разговор с баллады «Песнь о вещем Олеге». Дома вы читала это произведение. В конце урока мы должны ответить на вопросы:

Почему Пушкин обращается к истории? Что делает его рассказ живым?

2. Чем интересна «Песня:» с точки зрения языка? Чему отдает предпочтение Пушкин: историзмам или архаизмам? Вспомним, чем они отличаются друг от друга. (архаизмы — устаревшие слова, которые имеют синонимы в современном русском языке; историзмы — не имеют синонимов в современном русском языке, служат для воссоздания эпохи в произведениях, это колоритообразующая лексика. Пушкин использует историзмы: хазары, дружина, пращ, тризна и другие)

Вероятно, Пушкину интересно то время. Какое именно? (кудесник, волхвы, Перун (бог грома и молнии), князь Олег, язычество — это эпоха до принятия христианства, когда у славян было много богов. Олег — реально историческое лицо)

Сообщение ученика: Олег овладел Киевом, встал во главе славянского войска, совершил удачный поход на столицу Византии — Царьград (Константинополь). Установил щит на вратах Царьграда в знак победы. Умер по предсказанию волхва от укуса змеи.

3. Все это мы узнали из летописи. Что такое летопись? (погодная запись событий)

Чем она для нас сейчас интересна? (это исток древнерусской литературы, это исторические события, наша история)

В основе «Песни:» летопись, а жанр «Песни:» баллада.

Сообщение ученика: баллада возникла в средние века и была хороводной песней (Франция). Основу сюжета баллады в Германии составляли сказания, легенды, античные мифы. В Англии в основе баллады фантастические, легендарные или бытовые события (баллады о Робин Гуде, о подвигах рыцарей).

В России народная баллада — лирическая песня на исторический или бытовой сюжет. Из народной поэзии перешла в литературу. Создатель жанра баллады — Василий Андреевич Жуковский. Он создал 40 баллад. Оригинальная «Светлана», переводная «Людмила» и другие. Несколько баллад написано Пушкиным, Лермонтовым, Фетом, А.К.Толстым.

Баллада — лирическое стихотворение с напряженным, острым сюжетом. Герои баллады вступают в столкновение с внешними, неподвластными им силами. Баллада нередко содержит мораль, несет поучительный смысл. (ученики делают запись определения в тетрадь)

Что общего и в чем разница летописи и баллада?

Баллада Летопись
основаны, как правило, на историческом событии
поэзия проза
много средств художественной выразительности изложение событий

4. Перейдем к тексту баллады. Олег не отделим в начале произведения от коня. Каково отношение автора к ним? (восхваляет)

Да, действительно Пушкин поет им панегирики (хвалебные песни). Докажите это текстом.

Каково предсказание кудесника (волшебника, колдуна)? (Олег умрет от своего коня)

У язычников существовал конский оберег — конская голова защищала человека и наказывала преступника. Это был талисман. Пушкин передает психологию язычника. Зачем это нужно? Опыт тех, других, многое помогает понять в нас, современных, но что именно?

5. Посмотрим на текст с точки зрения ключевых слов (лингвистический анализ). В лингвистике текста есть закон: для понимания автора важно все, что вынесено в сильную позицию: название, первая строка, все повторы, финал. В названии слово «вещий» — мудрый, умеющий предвидеть будущее. Проверим, сохранил ли автор это слово до конца. (вещий, могучий, Олег)

Кого в балладе можно назвать «вещим»? (кудесника)

Более того, в конце происходят странные вещи — они поменялись местами. Обычно язычнику приносят на могилу голову его коня, а здесь, наоборот, Олег приходит на могилу коня.

Почему? (автор прировнял их перед лицом смерти, перед судьбой)

А может наказывает Олега? За что? (за то, что пытался уйти от судьбы)

Пушкин сам очень боялся предсказаний. Ему однажды цыганка предсказала смерть от белой головы — всю жизнь это преследовало. Дантес был блондин.

Если наказывает, то за что еще? Поищем ответ на уровне композиции (построение художественного произведения). Составим простой план баллады.

  1. Предсказание кудесника
  2. Решение, выбор Олега
  3. Смерть как наказание?

В центре внимания решение Олега отказаться от коня. А ведь это боевой конь — товарищ.

Оцените поступок Олега? (испугался смерти)

Вспоминает ли он о коне? (да, но спустя много лет, сначала вообще забыл, судьба друга оказалась ему безразлична)

За что он наказан? (усомнился в предсказании кудесника; предал друга)

Найдите описание смерти Олега. Каким чувством проникнут последний абзац баллады? (равнодушие, те, кто поминают Олега, ни слова не говорят о нем, пируют, вспоминают битвы)

Ответ на проблемный вопрос. Подведение итогов, оценки.

Д.з. Творческая работа «Вещий Олег?»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: