Антон павлович чехов крыжовник

Цитаты из произведения А.П. Чехова «Крыжовник», 1898

Деньги, как водка, делают человека чудаком. У нас в городе умирал купец. Перед смертью приказал подать себе тарелку меду и съел все свои деньги и выигрышные билеты вместе с медом, чтобы никому не досталось. — (Иван Иваныч)

Брат мой стал высматривать себе имение. Конечно, хоть пять лет высматривай, но все же в конце концов ошибешься и купишь совсем не то, о чем мечтал. — (Иван Иваныч)

Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность, развивают в русском человеке самомнение, самое наглое.

Как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье. Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Все тихо, спокойно, и протестует только одна немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания. И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. — (Иван Иваныч)

Надо чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.

Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро! — (Иван Иваныч)

Цитаты из рассказа А.П. Чехова «Маска»

Негодяй, подлый человек, но ведь — благодетель! — (Евстрат Спиридоныч о миллионере Пятигорове)

Цитаты из произведения А.П. Чехова «О любви», 1898

До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что «тайна сия велика есть», все же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и остались неразрешенными. То объяснение, которое, казалось бы, годится для одного случая, уже не годится для десяти других, и самое лучшее, по-моему, — это объяснить каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать. — (Алехин)

Мы, русские порядочные люди, питаем пристрастие к этим вопросам, остающимся без разрешения. Обыкновенно любовь поэтизируют, украшают ее розами, соловьями, мы же, русские, украшаем нашу любовь этими роковыми вопросами, и притом выбираем из них самые неинтересные. Мы, когда любим, то не перестаем задавать себе вопросы: честно это или не честно, умно или глупо, к чему приведет эта любовь и так далее. Хорошо это или нет, я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает — это я знаю. — (Алехин)

У людей, живущих одиноко, всегда бывает на душе что-нибудь такое, что они охотно бы рассказали.

К счастью или к несчастью, в нашей жизни не бывает ничего, что не кончалось бы рано или поздно.

«Крыжовник»

Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алехину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из кантонистов, но выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца именье у них отсудили за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочувствовал желанию брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги ее положил на своё имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раскаиваясь, купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком.

Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами и говорил тоном министра фразы вроде: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счастливого человека Иван Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алехин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имеет к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать.

Иван Иваныч с Буркиным идут по полю, но пускается дождь, и мужчины решают зайти к знакомому помещику Алехину, чья усадьба располагается неподалёку. Алехин, высокий, полный и длинноволосый 40-летний мужчина, встречает их возле амбара, где работает веялка. Его лицо и одежда грязны от пыли. Но он рад видеть гостей, предлагает им искупаться и приглашает в дом. Там Иван Иваныч, попивая чай с вареньем, рассказывает историю о своём брате Николае Иваныче.

Своё детство братья провели в имении отца, который хоть и был из кантонистов, но сумел выслужить офицерский чин и оставить своим детям потомственное дворянство. Однако после его смерти именье за долги забрали. Николай с 19 лет работал в казённой палате, правда, он там сильно тосковал и мечтал приобрести себе небольшую усадьбу. Иван никогда не понимал желания брата, а Николай ни о чём другом не мог думать. Он постоянно представлял свою будущую усадьбу, где обязательно должен расти крыжовник. Мужчина копил деньги, голода, без любви женился на богатой, но некрасивой вдове. Жена вскоре не выдержала такой жизни и скончалась. А он купил себе именье, посадил 20 кустов крыжовника и стал помещиком.

Однажды Иван Иваныч навестил брата и был сильно поражён, как тот постарел, обрюзг и опустился. Он превратился в настоящего барина, хорошо питался, постоянно судился с соседями и рассуждал на «важные темы». Николай угощал брата крыжовником и выглядел абсолютно довольным.

Иван Иваныч был в отчаянии. Он всю ночь размышлял о том, сколько в мире несчастных людей страдают, сходят с ума, пьют и недоедают. А другие живут «счастливо». Ему подумалось, что у всех счастливых людей должен за дверью стоять кто-то «с молоточком» и стуком напоминать им обо всех несчастных. Ведь если с ними случится беда, то на них никто не обратит внимания, так как они сейчас не обращают внимания на других. Заканчивая свой рассказ, мужчина сказал, что счастья не существует, а смысл жизни в том, чтобы «делать добро».

Слушателям не понравился рассказ Ивана Иваныча. А Алехин вообще не вникал, о чём он говорил, ведь это не имело прямого отношения к его жизни, ему просто нравилось беседовать. Но время было позднее, и все отправились спать.

Биография Антона Павловича Чехова

Антон Павлович Чехов, биография

А.П. Чехов родился 17 января 1860 г. в Таганроге. Его отец Павел Егорович был необычайно талантливым человеком, он самостоятельно научился играть на скрипке, увлекался хоровым пением, живописью, литературой. Отец, желая своим детям прекрасного светлого будущего, очень усердно и строго занимался их образованием. Старшие сыновья еще, будучи подростками, совершенно спокойно говорили на французском языке. Но из-за натиска отца дети не были счастливы, они были лишены беззаботного детства. Бегать и прыгать им запрещалось, гулять со сверстниками тоже, это объяснялось тем, что данные занятия не несут никакой пользы образованию.

Драматургия и литература привлекли внимания Чехова еще в гимназии, он принимал участие в создании рукописного журнала, который выходил под редакцией старшеклассников. Первым известные его произведением стала пьеса «Безотцовщина».

Отец Антона Павловича разорился и бежал от кредиторов в Москву, где учились старшие сыновья. Антон остался один в Таганроге. Он сильно нуждался в деньгах, подрабатывал, давая уроки. Так продолжалось три года.

После гимназии он поступил на медицинский факультет Московского университета. Здесь продолжал развивать свой литературный талант. Печатался во многих юмористических журналах, в основном под псевдонимами. «Искусство писать – это искусство сокращать», говорил Чехов. И в этой фразе он весь. В своих небольших по объему рассказах он смог передать настоящую правду жизни.

Кроме биографии Антона Павловича Чехова возможно вам понадобится:

Анализ рассказа Чехова «Крыжовник»

Творчество Антона Павловича Чехова в значительной мере посвящено «футлярной» жизни и маленьким людям, а многие его короткие рассказы и повести обличают общество и людей в пошлости, бездушии и мещанстве.

К таким рассказам относится и «Крыжовник», написанный в 1898 году. Важно отметить то, в какое время было написано это произведение – это был период правления Николая II, который был последователем политики своего отца и не желал внедрять необходимые тому времени либеральные реформы.

О чем рассказ «Крыжовник»?

Чехов рассказывает о Чимше-Гималайском, который служит в палате и больше всего на свете мечтает о собственном имении. Его заветное желание – стать помещиком.

Автор подчеркивает, насколько его персонаж отстает от времени, ведь в ту эпоху уже не гнались за бессмысленным титулом, а многие дворяне пытались стать капиталистами, чтобы идти в ногу со временем.

Герой Чехова выгодно жениться, забирает необходимые ему деньги у жены и наконец-то приобретает себе желаемое имение. И исполняет еще одну свою заветную мечту, в имении он высаживает крыжовник. А его жена умирает, так как в своей погоне за деньгами, Чимша-Гималайский морил ее голодом.

В рассказе «Крыжовник» Чехов применяет искусные литературный прием – рассказ в рассказе, историю о Николае Ивановиче Чимше-Гималайском мы узнаем от его брата. И глаза рассказчика Иван Ивановича – это глаза самого Чехова, таким образом он показывают читателю свое отношение к таким людям, как новоиспеченный помещик.

Ответственность героя за выбор жизненной философии

Брат главного героя поражается его духовной ограниченности, его ужасает сытость и праздность брата, а сама его мечта и ее исполнение кажутся ему высшей степенью эгоизма и лени.

Ведь за время жизни в имении Николай Иванович стареет и дурнеет, он гордится тем, что принадлежит к дворянскому сословию, не понимая, что это сословие – уже отмирающее и на смену ему приходит более свободная и справедливая форма жизни, постепенно меняется устои общества.

Но больше всего самого рассказчика поражает тот момент, когда Чимше-Гималайскому подают его первый крыжовник, и он в одночасье забывает о важности дворянства и о модных вещах того времени.

В сладости посаженного им самым крыжовника Николай Иванович находит иллюзию счастья, он придумывает себе причину радоваться и восхищаться, и это поражает его брата.

Иван Иванович раздумывает о том, как большинство людей предпочитают обманывать самих себя, лишь бы уверять себя в собственном же счастье. Причем он критикует и самого себя, находя у себя такие минусы, как самодовольство и желание поучать других жизни.

Кризис личности и общества в рассказе

Иван Иванович раздумывает о нравственном и моральном кризисе общества и личности в целом, его беспокоит то нравственное состояние, в котором находится современный социум.

И его словами к нам обращается сам Чехов, он рассказывает, как ловушка, которую люди создают для себя сами, мучает его и просит делать в будущем только добро и пытаться исправить зло.

Иван Иванович обращается к своему слушателю – молодому помещику Алехову, а Антон Павлович этим рассказом и последними словами своего героя обращается ко всем людям.

Чехов пытался показать, что на самом деле цель жизни – это вовсе не праздное и обманчивое ощущение счастья. Этим коротким, но тонко обыгранным рассказом он просит людей не забывать делать добро, и не ради призрачного счастья, а ради самой жизни.

Вряд ли можно сказать, что автор отвечает на вопрос о смысле человеческой жизни – нет, скорее всего, он пытается донести до людей то, что им самостоятельно необходимо ответить на этот жизнеутверждающий вопрос – каждому для самого себя.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Осмысление Гамлетом бренности и скоротечности человеческой жизни
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspТолстая «Река Оккервиль»: столкновение выдуманного мира с реальностью

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: