Антон Павлович Чехов и его таксы

29 января — день рождения Антона Павловича Чехова. В 2010 году мы отмечали 150-летний юбилей со дня рождения всемирно известного писателя. И «Литературный календарь» не может пройти мимо этого знаменательного события.

Родился Антон Павлович 29 января 1860 года на юге России в городе Таганроге .

Отец — Павел Егорович Чехов был купцом 3-ей гильдии и имел в Таганроге бакалейную лавку. Однако занимался торговлей он без особого рвения, большую часть времени уделяя посещению церковных служб, пению в церковном хоре.

Мама писателя — Евгения Яковлевна была очень хорошей хозяйкой, заботившейся о своём муже и детях. Семья была многодетной. И Евгения Яковлевна, в молодости обучавшаяся в частном пансионе благородных девиц, воспитывала в своих детях отзывчивость и сострадание к слабым, любовь к природе и всему, что их окружало.

Совсем другим по характеру был отец. Он считал, что дети должны воспитываться в строгости. Сидеть без дела никому не позволялось, и за малейшую провинность к детям применялись телесные наказания. Увлечение отца церковным пением сказывалось и на детях. Кроме занятий в гимназии, ребятишкам приходилось заменять в лавке часто отсутствовавшего отца. Павел Егорович собрал в греческом монастыре Таганрога церковный хор, в котором пели его сыновья — Александр, Николай и Антон. Вечерами в лавке устраивались репетиции, которые порой затягивались допоздна. А утром ребята должны были просыпаться очень рано, чтобы успеть к утренней службе.

Торговля в лавке отца шла не очень прибыльно. Вскоре отец оказался в долгах и разорился. Чтобы избежать преследований кредиторов, семья в 1876 году переехала в Москву. В Таганроге остался один Антон. Он в то время доучивался в гимназии. Жил он в доме своей семьи, который достался новым хозяевам. В их семье рос сын, и Антон занимался с ним репетиторством, тем самым оплачивая своё проживание.

Гимназия, в которой учился будущий писатель, была старейшим учебным заведением и давала очень хорошее по тем временам образование. Гимназисты, успешно прошедшие обучение, могли без экзаменов поступить в любой университет России и даже поехать учиться за границу. Обучаясь в последних классах гимназии, Антон Павлович начал издавать юмористические журналы, писать небольшие рассказы и сценки. Здесь появился и его первый литературный псевдоним «Антоша Чехонте» .

Особую любовь Антон Павлович испытывал к музыке и театру. Его мама тоже очень любила театр, хотя и бывала там довольно редко. Именно она впервые привела тринадцатилетнего Антона в таганрогский театр, где давали оперетту Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Вскоре Антон стал страстным поклонником театрального искусства.

Только через три года ( в 1879 году ) Антон Павлович после окончания гимназии переехал в Москву и сразу поступил на медицинский факультет Московского университета. Во время учебы в университете, Антон Чехов активно сотрудничает с московскими журналами, в которых печатаются его короткие рассказы. Окончив университет, в 1884 году Чехов отправляется работать уездным врачом в город Воскресенск.

Работа врачом совсем не мешала Чехову заниматься литературной деятельностью. Среди больных, приходивших к доктору были самые разные люди, часто очень бедные. Многие из них потом стали героями его рассказов. Кроме рассказов Антон Павлович пишет и пьесы для театра. Кроме публикаций в журналах, выходят и несколько сборников с рассказами, которые пользуются популярностью не только литературных кругах.

В 1890 году Антон Павлович отправляется в Сибирь, а затем едет на остров Сахалин — место ссылки осужденных на каторгу. Его путешествия дают писателю большой материал для литературных произведений. На Сахалине Антон Павлович принимает активное участие в переписи населения, собирает материал о жизни местного населения и каторжников. После возвращения с Сахалина он издаёт книгу «Остров Сахалин» , которая привлекает на Сахалин не только русских, но и иностранных исследователей.

Позднее в 1891-1982 годах , когда города и деревни средней полосы России и Поволжья из-за сильнейшей засухи переживали голод, Антон Павлович организует сбор пожертвований в пользу голодающих, о тяжелом положении которых он знал не понаслышке. Дважды он выезжает в Нижегородскую и Воронежскую губернии, где оказывает помощь нуждающимся. Всё, что он там видит, становится известным всей России, благодаря его статьям в газетах и журналах.

Писатель всегда мечтал жить в деревне, и в 1892 году он покупает имение в Мелихово . Вместе с ним в усадьбу переехали мать, отец, сестра Маша и младший брат Михаил. Усадьба находилась в запущенном состоянии. И семья занялась приятными хлопотами по обустройству нового дома. Отец Антона Павловича с удовольствием занимался садом, а мать вела домашнее хозяйство. Сестра Мария в свободное от работы время ( а работала она учительницей в московской гимназии) занималась огородом. Чехов работает врачом, обслуживая 25 деревень, а в Мелихово на свои средства открывает медицинский пункт — амбулаторию.

Кроме литературного творчества и работы врачом Антон Павлович занимается и общественной деятельностью. Благодаря его стараниям построены три школы для крестьянских ребятишек. А библиотека в родном городе писателя — Таганроге пополняется книгами из библиотеки Антона Павловича.

Жить в деревне Чехову очень нравилось. Дом всегда был полон гостей, одним из которых был художник Левитан. В это время Чехов — уже довольно известный писатель. В театрах по всей России ставятся спектакли по его пьесам. А в 1895 году Антон Павлович посещает Ясную поляну и знакомится со Львом Николаевичем Толстым.

Слабое здоровье писателя было подорвано поездкой на Сахалин. В 1897 году у Чехова обостряется туберкулёз, и врачи настоятельно советуют ему сменить климат. Сначала писатель живёт в Ницце, потом в Париже, а затем едет в Ялту. В это же самое время в Мелихово умирает его отец. Писатель очень скучает по своему имению, но болезнь не позволяет ему постоянно жить в любимой усадьбе.

В 1899 году он продаёт имение в Мелихово и вместе с матерью и сестрой переезжает в Ялту , где продолжает свою общественную деятельность. Чехов избирается в члены попечительского совета женской гимназии, участвует в строительстве школы в Мухолатке, работает в Попечительстве о приезжих больных.

Весной 1900 года в Крым на гастроли приезжает Московский Художественный театр. Антон Павлович отправляется в Севастополь, где специально для него дают «Дядю Ваню». После того, как театр переезжает в Ялту, в доме Чеховых всегда много гостей, среди которых и актриса Ольга Леонардовна Книппер — исполнительница главных ролей в пьесах Чехова, которая впоследствии становится женой писателя.

Через три года после свадьбы ( в 1904 году ) из-за усилившейся болезни Чехов вместе с женой уезжает на знаменитый курорт в Германии — Баденвейлер. Вернуться на родину писателю не удалось. 15 июля 1904 года он скончался.

В произведениях Антона Павловича Чехова описаны реальные события его жизни, люди с которыми ему приходилось встречаться. Моменты детства писателя легко угадываются в рассказе «Ванька» . Доброе отношение к животным автор мастерски передал в рассказах «Каштанка» и «Белолобый» . Животных Антон Павлович любил с детства. В Таганроге у гимназиста Антона жили голуби, из поездки на Сахалин он привёз дикую пальмовую кошку. Во дворе его ялтинского дома разгуливал ручной журавль. А в московской квартире жили две таксы — Бром и Хина, получившие свои клички благодаря названиям двух самых популярных в то время лекарств.

Творчество писателя сделало его знаменитым не только на родине. Рассказы Чехова переведены на все языки, а пьесы поставлены во всех знаменитых театрах мира.

Интересные факты из жизни Чехова

Настоящая статья – это короткое изложение интересных фактовиз жизни великого писателя Антона Павловича Чехова.

1. Детство Чехова проходило не как у обычных детей. Вместо игр и прогулок на улице, он с пяти утра до одиннадцати вечера с братьями работал в лавке своего отца. Кроме того успевал совмещать работу с учебой в гимназии и пением в церковном хоре. Но и это еще были не все дела, которыми он занимался в течение дня. Так как отец был строгих нравов по отношению к членам своей семьи, Чехову приходилось изучать и портняжное ремесло. Таким образом, можно делать вывод, что детство и юность Антона Павловича Чехова были очень тяжелыми.

2. Дед писателя был крепостным работником, но за годы своей жизни он смог добиться своего освобождения, получил вольную и выкупил свою семью. Скорее всего, он был умным человеком, раз у него получилось грамотно освободить себя и семью из неволи.

3. Некоторые ошибочно заблуждались, считая, что рост Чехова был небольшим. На самом деле, в его отпускном билете указан рост 180 сантиметров (2 аршина 9 вершков).

4. В 1890 году Чехов побывал на острове Южный Сахалин, где посетил все поселки. А, как известно, в те годы остров был населен вольными поселенцами, а также заключенными, отбывающими свой срок за различные преступления. В одном из таких поселков Антон Павлович встретил известную воровку Софью Блюфштейн, которую мы знаем как Сонька – золотая ручка. За свои деяния (кражу ювелирных изделий) она была отправлена в ссылку на остров Сахалин.

5. Следующим путешествием после Сахалина, была поездка в Западную Европу.

6. В семье Антона Павловича считали, что свою фамилию они носят благодаря предку чеху.

7. Чехову очень нравилось подписывать свои рассказы забавными псевдонимами. Он мог подписаться как Дяденька или Шампанский. Среди большого количества интересных псевдонимов, а их насчитывается чуть более пятидесяти, наиболее распространенным был Антоша Чехонте.

8. Таганрог – это город, в котором родился писатель. Однажды, проживая в Париже, он увидел скульптуру Антокольского. Позже, Чехов будет просить его сделать для родного города памятник Петру Первому. В 1893 году его установят в Таганроге.

9. На протяжении всей своей жизни Антон Павлович Чехов любил коллекционировать почтовые марки.

10. Интересные факты из жизни Чехова связаны с собаками. Как- то его друг Николай Лейкин подарил двух такс, к выбору имен которых Чехов подошел с юмором. Имена таксы получили от названия лекарственных препаратов Брома и Хины, а отчества по- своему окрасу. Черненькому Брому досталось отчество Исаевич, а рыженькой Хине – Марковна. Своими собаками Чехов очень дорожил, часто беседовал с ними, ласкал и играл, а иногда даже брал на рыбалку.

Антон Павлович Чехов и его таксы

Эта земская деятельность несомненно имела очень большое значение. Чехов снова сблизился с группой той интеллигенции, которую он высоко ценил еще в годы своей юности — работая студентом последнего курса и только что выпущенным лекарем под руководством таких выдающихся врачей, как Успенский и Архангельский в Чекине и Звенигороде.

Но те годы, которые приходятся на период между Бабкиным и Мелиховым, Чехов провел в иной среде. Он довольно близко прикоснулся к помещичье-дворянскому быту — в Бабкине, на Луке, в Богимове. Киселевы, Линтваревы, Смагины, их родня, друзья, знакомые — все принадлежали к помещичьим кругам разоряющегося дворянства. С одной стороны, разочарованный, усталый, ренегатствующий, истерический интеллигент «хлюпик», с другой — родовитый, разорившийся, но еще цепко держащийся за феодальные традиции, помещик-дворянин — вот герои чеховских рассказов восьмидесятых и начала девяностых годов.

Если вспомнить о влиянии нововременской идеологии, то позиция Чехова к концу восьмидесятых годов станет совершенно понятной. Его московские «гамлетики», от лица которых говорил нудный Кисляев — в фельетоне 1891 года для «Нового времени», были вовсе не типичными для трудовой, сказали бы мы теперь, интеллигенции. Возвращение Чехова в среду земских работников и, главным образом, — врачей, заставило во многом изменить предвзятость в отношении к интеллигенции, переживающей в начале девяностых годов сложный кризис и уже нащупывающей выход.

Артистка В. Ф. Комиссаржевская в роли Нины Заречной (пьеса «Чайка»)

Девяностые годы — время полного распада дворянских устоев, с одной стороны, и ликвидация вырождающегося народничества, с другой.

В той же автобиографической справке В. Вересаева, из которой мы приводили строки, характеризующие настроения девяностых годов, мы читаем, что в новое десятилетие общественные настроения были совсем иные: «пришли новые люди, — бодрые и верящие. Отказавшись от надежд на крестьянство, они указали на быстро растущую и организующую силу в виде рабочего, приветствовали капитализм, создающий условия для развития этой новой силы. Кипела подпольная работа, шла широкая агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими; ярко дебатировались вопросы тактики, теперь чуждой и непонятной показалась бы проповедь «счастья в жертве», счастье было в борьбе, в борьбе за то, во что верилось крепко, чему не были страшны никакие сомнения и раздумья.

Летом 1896 года вспыхнула знаменитая июньская стачка ткачей, поразившая всех своей многочисленностью, выдержанностью и организованностью. Многих, кого не убеждала теория, убедила она. Почуялась огромная, прочная, новая сила, уверенно выступающая на арену русской истории».

Было бы совершенно неверным сказать, что эта организующая сила привлекла внимание Чехова. Рабочее движение не отразилось в его художественных восприятиях. Тем с меньшим правом можно говорить и о каком бы то ни было увлечении Чехова марксизмом, но он, конечно, не мог не наблюдать роста пролетарских кадров и бурного промышленного подъема.

Не мог он не понимать и того, что сельское хозяйство переживает затяжной кризис — это он близко и пристально наблюдал в Мелихове и отразил в своих «Мужиках». Участвуя вместе с лучшими элементами трудовой интеллигенции в общественной работе, он понимал, конечно, что царское правительство с тревогой относится и к рабочему движению и к культуртрегерской деятельности радикальных и либеральных земцев.

Совершенно естественно, что и Чехов был немедленно заподозрен в политической неблагонадежности и подпал под «негласное наблюдение». Ничего «неблагонадежного» Чехов с точки зрения охранного отделения, не совершал. Но если предположить, что политическая полиция России девяностых годов обладала наблюдательностью, то она не могла бы не сделать вывод о значительной эволюции во взглядах и убеждениях Чехова. Ведь достаточно сказать, что все его произведения стали помещаться в органах вполне определенной либеральной окраски, в «Русской мысли» и в «Русских ведомостях».

К. С. Станиславский

Давно ли возмущался Чехов «таксами» и «копчеными сигами», сидящими за редакторскими столами и «Русской мысли» и «Русских ведомостей», давно ли отзывался он о Гольцеве ( Гольцев Виктор Александрович (1850-1906). Публицист, редактор «Юридического вестника», «Русского курьера» и «Русской мысли», популярный либеральный деятель. Написал о Чехове ряд статей в «Русской мысли», 1904, кн. 5, «Семья и школа» 1904, «Русских ведомостях», 1906, № 170. В девятисотых годах — один из близких Чехову людей), как о человечке, который всюду суется, давно ли, наконец, он вторил Суворину в презрительной оценке «либеральной оппозиции»! Но в том и значение мелиховского периода для политического и общественного роста Чехова, что именно к этим годам относится разрыв Чехова с «Новым временем». Не говорим — с Сувориным: с ним еще на некоторое время сохранятся теплые дружеские отношения, но не с его газетой. Небольшие заметки, напечатанные в 1893 году в «Новом времени», последнее, что дал Чехов в эту газету.

Чрезвычайно характерно, что одна из этих статей «Речь министра» — является прямым ответом Чехова на ту клевету по адресу земской интеллигенции, которую охотно распространяет и «каторжный» Житель и злобствующий Буренин. Чехов пишет, что «становится весело», когда слышишь «целый ряд громких и авторитетных подтверждений о благородстве, самоотверженности, великодушии», студенческой молодежи, работавшей на холерной эпидемии. Но эта студенческая молодежь была руководима земскими врачами и, подчеркивая самоотверженность и скромность студентов, действовавших «во имя долга, а не ради славы и наград», Чехов в то же время имеет, конечно, в виду и врачей. Ведь он предлагал Суворину воздействовать на его сотрудников, проливающих «желчные кислоты» по адресу врачей, героизм которых Чехов наблюдал лично. Для него уже стала совершенно ясной гнусная позиция «Нового времени». Брату Александру он советует держаться от нововременцев — «этих сукиных сынов» в стороне, и свой совет заканчивает энергичным восклицанием: «это гнусное племя!»

Его переход в либеральный лагерь, конечно, выражал новый этап в развитии его политического роста. Он был совершенно естественен и закономерен. То, что печатал Чехов в «Русских ведомостях» и в «Русской мысли», свидетельствовало о том, с какой чуткостью относился он к тем глубочайшим изменениям в настроениях русского общества, которые намечались в эти годы.

Пессимизм, отразившийся в «Именинах», в «Огнях», в «Скучной истории», в «Припадке» и выражавший переживания зашедшей в тупик интеллигенции, теперь вытесняется новыми настроениями. Чехов с особенным вниманием начинает присматриваться к крупной буржуазии, к представителям торгово-промышленного капитала. Такие его рассказы этого периода «как «Бабье царство», «Три года», «Случай из практики» — целиком посвящены изображению сложных настроений буржуазии, но это, прежде всего, психологические этюды, рисующие те внутренние конфликты, которые переживают его персонажи.

Чехов с недоумением относится к капитализму. Ни народник, ни марксист, — он идет дорогой одиночки. Он индивидуалист и, нужно прямо сказать, совершенно чужд каким бы то ни было коллективистским устремлениям и враждебен всякой групповой или партийной дисциплине. Он сошелся с либералами не потому, что «партия либералов» ему близка, а только потому, что деятельность и идеи либералов казались ему более справедливыми с точки зрения тех этических принципов, которые он исповедует. Поэтому он с Гольцевым и Лавровым — против Буренина и вообще нововременцев.

Свои настроения этого периода он очень хорошо вскрыл в письме к А. С. Суворину, где говорит, что ему «надоели всяческие рассуждения». И дальше: «Лихорадящим больным не хочется есть, но чего-то хочется, и они это свое неопределенное желание выражают так: «чего-нибудь кисленького». Так и мне хочется чего-то кисленького. И это не случайно, так как точно такое же настроение я замечаю кругом. Похоже, будто все были влюблены, разлюбили и теперь ищут новых увлечений.

Очень возможно и очень похоже на то, что русские люди опять переживут увлечение естественными науками и опять материалистическое движение будет модным. Естественные науки делают теперь чудеса, и они могут двинуться как Мамай на публику и покорить ее своей массою, грандиозностью. Впрочем, все сие в руце божией. А зафилософствуй — ум вскружится». (27 марта 1894 года.)

Он несомненно чувствует себя бодрее. Ему доставляет удовольствие быть и среди земских врачей — Витте, Куркина и других, и в обществе друзей, наезжающих в Мелихово — И. Н. Потапенко, Т. Л. Щепкиной-Куперник, И. Левитана, Л. С. Мизиновой, и в кругу множества гостей, которые иногда бывали и утомительны.

Антон Павлович часто ездил в Москву и это всегда было радостью для кружка «Русских ведомостей» и «Русской мысли».

В воспоминаниях Т. Л. Щепкиной-Куперник ( См. книгу ее воспоминаний «Дни моей жизни», изд. «Федерация», М. 1928) об этих чеховских наездах в Москву говорится так:

«Когда Антон Павлович наезжал в Москву, он останавливался всегда в «Большой Московской» гостинице, где у него был свой излюбленный номер, и давал знать о своем приезде. С быстротой беспроволочного телеграфа разносилась весть: «Антон Павлович приехал» и дорогого гостя начинали чествовать. Чествовали его так усиленно, что он сам себя прозвал «Авелланом» — это был морской министр, которого в виду франко-русских симпатий беспрерывно чествовали то в России, то во Франции».

И. Н. Потапенко ( См. воспоминания И. Н. Потапенко «Несколько лет с А. П. Чеховым» в «Ниве» за 1914 год, №№ 26, 27, 28. Потапенко — известный в свое время беллетрист и драматург) также свидетельствует, что приезды Чехова в Москву были праздником и не для него только, а «для всех членов небольшого кружка».

«Сейчас же об этом посылалось известие в «Русские ведомости» Михаилу Алексеевичу Саблину, который почел бы за обиду, если бы узнал об этом не первый.

Соиздатель «Русских ведомостей» почтенного возраста человек — лет на двадцать старше каждого из нас, он питал трогательную нежность к Антону Павловичу. Любил отдыхать с нами В. А. Гольцев. После спектакля урывал иногда время и приезжал к нам А. И. Южин ( А. И. Южин (настоящая фамилия кн. Сумбатов) — известный артист Малого театра и драматург. Умер в 1928 году).

На этих сборищах Чехов оживлялся, вступал в дружеский спор с Гольцевым и был неистощим по части очаровательных, до упаду смешных глупостей и милых неожиданностей, в которых он был неподражаемый мастер.

Уезжал Чехов из Москвы внезапно, словно по какому-то неотразимому внутреннему побуждению. Вот сегодня собирались в театр, взяли билеты, и он интересовался пьесой, стремился, или кто-нибудь позвал его вечером, и он обещал. Все равно — неотразимое побуждение было сильнее всего.

Просто ему надоело довольно-таки бессмысленное, шумное времяпровождение московское, и потянуло в тихое Мелихово, в его кабинет, или, может быть, в душе созрело что-нибудь требовавшее немедленного занесения на бумагу. И он уезжал, несмотря ни на что».

Памятник чеховским таксам открыт в Мелихове

22.12.12 в государственном музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» состоялось открытие скульптурной композиции, которая посвящена любимым таксам писателя — Брому и Хине.

Антон Павлович Чехов был большим любителем собак, особенно ему нравились таксы за особый ум и деликатность. Когда он жил в Мелихове, его знакомый издатель Лейкин подарил писателю двух щенков-такс, которым дали интересные медицинские имена и отчества — Хина Марковна и Бром Исаевич.

Так описывает Чехов питомцев в письме к Лейкину 4 августа 1893 года — «Таксы Бром и Хина здравствуют. Первый ловок и гибок, вежлив и чувствителен, вторая неуклюжа, толста, ленива и лукава. Первый любит птиц, вторая — тычет нос в землю. Оба любят плакать от избытка чувств. Понимают, за что их наказывают. У Брома часто бывает рвота. Влюблен он в дворняжку. Хина же — всё еще невинная девушка. Любят гулять по полю и в лесу, но не иначе, как с нами. Драть их приходится почти каждый день: хватают больных за штаны, ссорятся, когда едят, и т. п. Спят у меня в комнате.».

Любовь Чехова к таксам воплотил в жизнь Александр Рожников, член-корреспондент Российской Академии художеств, заслуженный художник Российской Федерации, заслуженный работник культуры Московской области.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: