Антон Чехов: Каштанка

Аннотация к книге «Каштанка»К рассказам Чехова будут обращаться всегда. Читаются они необыкновенно легко, потому что мастерство писателя непревзойдённо. Он пишет кратко, но ёмко. Смеётся весело, но с оттенком грусти. Учит не просто чувствовать, а чувствовать благородно, вызывая то улыбку, то слёзы сострадания. И ничего не придумывает, воспроизводя сюжеты из самой жизни. Его слова звучат тихо, но попадают в самую душу. Он не читает мораль, не бранит, не наказывает за злодеяния. Он понимает, что победить можно только смехом, добрым примером и сочувствием.Без книг Антона Павловича Чехова ваша библиотека будет неполной!

Год выпуска: 2012 г.
Страниц: 96 (Офсет)
Тип обложки: 7Б — твердая (плотная бумага или картон)
Иллюстрации: Цветные
Автор: Чехов Антон Павлович

Антон чехов каштанка

«Каштанка» – это один из чеховских рассказов, написанный с необыкновенной любовью к двуногим и четвероногим героям его и с таким же необыкновенным пониманием их, а также мастерским их изображением. Я был большим поклон­ником Чехова – художника, умеющего заставить свои образы жить жизнью с ноткой чего-то по-чеховски русского и даже, как в этом рассказе, чего-то понятного и близкого мне, петербургски-русского. Поэтому нет ничего удивительного, что, когда издатель «Нивы» А. Ф. Маркс[2] предложил мне иллюстрировать «Каштанку», я взялся за это с охотой, тем более что всегда любил модели из животного царства.
Как всегда, внимательно вчитавшись в рассказ, наметив моменты рассказа, подлежащие иллюстрированию, я стал рисовать. Однако специфическая особенность этого рассказа, состоящая в том, что главными действующими лицами в нем являются животные, потребовала от меня особой подготовки. Вот об этом я и буду рассказывать.
Надо было прежде всего освежить свои впечатления и ощущение характеров и форм действующих лиц рассказа: самой Каштанки, кота, гуся и свиньи. Для этого надо было сделать с натуры наброски и зарисовки их, чтобы, как говорит Дюрер[3] в его книге о живописи, накопить в тайниках своего сердца то «таинственное сокровище» и опыт, которые и должны «излиться» в образах. Тут я очутился в затруднительном положении, потому что не с чего было накоплять-то этот опыт. В лучших условиях оказались кот и гусь, а сама Каштанка и свинья – в худших. Гуся я ходил зарисовывать в Петербургский зоологический сад. В самых лучших условиях был кот, потому что мне удалось в мою тогдашнюю мастерскую в Академии художеств залучить старого белого кота, оказавшегося у служителя при академических мастерских.

Примечания:
1. Дми́трий Никола́евич Кардо́вский (1866–1943) – русский и советский художник и педагог. Известен как иллюстратор произведений русской классической литературы и автор композиций на исторические темы. Наиболее известные работы Кардовского в области книжной иллюстрации – рисунки к «Каштанке» А. П. Чехова (1903), «Невскому проспекту» Н. В. Гоголя (1904), большой цикл иллюстраций, в том числе цветных, к «Горю от ума» А. С. Грибоедова (1907).
Театральные эскизы, созданные для постановки «Ревизора» в 1922 г., затем были изданы в виде книжных иллюстраций. Кроме наиболее удачных рисунков к произведениям Чехова и Гоголя, Кардовский также обращался к повестям Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», роману «Война и мир», басням И. А. Крылова, рассказам И. С. Тургенева. Иллюстрировал он и «Петра I» А Н. Толстого, «Соть» Л. М. Леонова, знаменитого «Робинзона Крузо» Д. Дефо и другие произведения классической литературы.
О своей работе над книгой Кардовский рассказал в статье «Как я рисовал иллюстрации к „Каштанке“» («Детская литература», 1940, № 9). 11 февраля 1904 г. Маркс извещал Чехова: «Иллюстрированное издание Вашей книги „Каштанка“ только что вышло из печати, и я одновременно с сим посылаю Вам 15 экз. …» ( Чехов, Лит. архив, стр. 201).
Следует отметить, что иллюстрации Кардовского не понравились Чехову. (вернуться)

2. Адо́льф Фёдорович Маркс (1838 – 1904) – русский книгоиздатель. Основатель издательства (1869), позднее – акционерного общества «Товарищество издательского и печатного дела А. Ф. Маркс». Издатель иллюстрированного журнала для семейного чтения «Нива» (1870–1918). (вернуться)

3. Дюрер (Durer) Альбрехт (1471–1528) – немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения. (вернуться)

Антон Чехов

Антон Павлович Чехов (1860-1904) — русский писатель, драматург, реформатор русского театра

Родился в Таганроге; учился в греческой школе, затем в классической гимназии. В 1879 году поступил на медицинский факультет Московского университета. Писать начал еще во время обучения в гимназии; в 1880 году впервые напечатался в журнале «Стрекоза», а еще через два года вышел первый сборник рассказов Чехова «Шалость». Его короткие юмористические рассказы и фельетоны, которые выходят в различных изданиях под множеством разнообразных псевдонимов, быстро набирают популярность.

После окончания университета, Чехов некоторое время работал врачом, не переставая писать и выпускать сборники рассказов. К концу 1890-х годов становится признанным писателем.

Умер от туберкулеза в 44 года. Рассказы и пьесы Антона Чехова сегодня известны и любимы во всем миры, его творческое наследие стало классикой русской литературы.

«Каштанка», анализ рассказа Чехова

Каштанка выбрала собачью жизнь

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) специально для детей рассказы не сочинял. В своем письме к издателю Г. И. Россолимо он как-то признался, что вообще не любит детскую литературу. Тем не менее, его «Детвора», «Беглец», «Гриша», «Ванька», «Каштанка» вошли в сокровищницу рассказов для детей. Их с удовольствием читает и делает для себя выводы не одно подрастающее поколение.

Есть версия, что рассказ «Каштанка» (1887) создан на основе реальной истории, которая произошла с дрессировщиком Владимиром Дуровым. Чуть-чуть творческой фантазии, и перед нами беззащитное животное, рыженькая собачка, «помесь таксы с дворняжкой» по кличке Каштанка. Она делит людей на хозяев и заказчиков: первым позволено бить ее, зато вторых она сама может кусать за икры.

Главному персонажу Чехов уделяет много внимания. Мы видим постоянно голодную и вечно забитую собаку. Вместо еды в доме столяра ей подсовывали табак, а еще мучили садистскими «фокусами». Только собачья преданность заставляла Каштанку позабыть все обиды и надругательства над собой. Интересно, что мы не только следим за Каштанкой в различных ситуациях, но также знаем о ее чувствах, переживаниях, мыслях. Этим тонким художественным приемом Чехов помогает читателю проникнуть в чувственный и рассудочный мир животного.

В коротком рассказе происходит достаточно много событий. Когда Каштанка потерялась, ее привычный мир рухнул, поскольку жизнь у нового хозяина сильно отличалась от прежней. Даже имя у собаки теперь было другое – Тетка. А еще у героини раскрылся артистический талант, и ее стали готовить к выступлению на манеже. Тетку не били, хорошо кормили, однако она все равно тосковала о прежней жизни.

День премьеры в цирке является кульминацией рассказа. Совершенно случайно на представлении оказались бывшие хозяева собаки. Услышав из толпы такой родной и знакомый голос, Каштанка мчится в прошлую жизнь.

Финал рассказа оставляет много места для споров и фантазий. Действительно, почему Каштанка с такой радостью вернулась к прежним хозяевам? Ведь сытая жизнь у циркового артиста куда интереснее. Скорее всего, сработал собачий инстинкт преданности. Но, может быть, в поведении животного Чехов узрел моменты, характерные для людей, которые рабски готовы сносить унижения и оскорбления. Про таких еще писал Некрасов: «чем тяжелей наказания, тем им милей господа».

Впрочем, если все-таки признать «Каштанку» произведением для детей, то развязка счастливая. Героиня обрела свою прежнюю жизнь и завиляла от счастья хвостом.

Есть еще сочинения по произведениям Чехова:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: