Антон чехов дневники

ЧЕХОВ Антон Павлович
биография

ЧЕХОВ, АНТОН ПАВЛОВИЧ (1860–1904), русский драматург и новеллист.
Родился 17 января 1860 в Таганроге. В 19 лет поступил в Московский университет на отделение медицины. Подстегиваемый нуждой, принялся сочинять рассказики, анекдоты, остроты и заметки для дешевых юмористических журналов. К 1884 некоторые его рассказы, опубликованные в популярном юмористическом журнале «Осколки», стали привлекать внимание критики.
В 1886 Д.В.Григорович написал Чехову, что его талант ставит его в первый ряд писателей младшего поколения. В том же году при посредстве Григоровича Чехов встретился с А.Сувориным, издателем общероссийской газеты «Новое время»; Суворин предложил ему публиковать более длинные рассказы за более высокие гонорары. Писательская репутация Чехова возросла после издания его первого сборника Пестрые рассказы (1886). Он уверенно стал на литературную стезю, и уже следующий сборник рассказов В сумерках (1887) принес ему в 1888 Пушкинскую премию. После публикации в том же году в престижном «толстом» журнале «Северный вестник» повести Степь он получил настоящее признание.
В 1888–1890 Чехов пережил нравственный кризис, оказавший существенное влияние на его жизнь и творчество. Хотя какое-то время он находился под воздействием этических воззрений Л.Толстого, ни к либералам, ни к консерваторам он не примыкал. Убежденность в том, что для исцеления общественных язв требуются индивидуальные усилия, а не организованная деятельность, подвигла Чехова на путешествие длиною в 14 тыс. километров к русским каторжным поселениям на острове Сахалин. Сахалинские впечатления повлияли на его духовный облик и политические взгляды, а также на содержание его позднейших произведений.
По возвращении Чехов поселился вместе с семьей в усадьбе близ подмосковной деревни Мелихово и занялся всевозможной филантропической деятельностью: лечил бесплатно окрестных крестьян, организовывал помощь голодающим, боролся с эпидемией холеры, строил сельские школы и писал отзывы на рукописи начинающих авторов.
Жестокое легочное кровотечение в 1897 вынудило Чехова в следующем году переехать в Ялту, где были написаны некоторые из лучших его новелл. Особенно много сил в этот последний период отдавалось драматургии. Главные его пьесы предназначались для постановки Московским художественным театром.
С трудом закончив Вишневый сад, Чехов отправился в Москву весной 1904, чтобы присутствовать на премьере. После обострения туберкулеза он вынужден был отправиться на германский курорт Баденвейлер. Там Чехов и скончался 14 или 15 июля 1904.

После опыта 1890, связанного с изучением быта ссыльно-каторжных на Сахалине, взгляд Чехова на отношение искусства к жизни заметно изменился. Рассказы, написанные им в последний период творчества, представляют собой разносторонний анализ российского общества, социальная направленность которого почти всегда очевидна, хотя писатель никогда не нарушает основополагающее художественное единство произведения. Среди этих рассказов и повестей его лучшие создания – Палата № 6, Бабье царство, Студент, Три года, Анна на шее, Убийство, Моя жизнь, Мужики, Душечка, Человек в футляре, В овраге, Дама с собачкой, Архиерей и Невеста.
Хотя Чехов заявлял, что сочинение пьес не в его характере, он был наделен острым драматическим чутьем. Сюжеты и диалоги его ранних рассказов подаются скорее в драматическом, нежели в повествовательном или описательном ключе, и некоторые из его девяти одноактных пьес, а именно Медведь (1888), Предложение (1888) и Свадьба (1890) были инсценировками рассказов. В юности он написал три полномасштабные пьесы (не сохранились). Четвертая из них, Платонов (1881), была обнаружена после смерти писателя.
Немаловажное значение для Чехова-драматурга имели успешная постановка пьесы Иванов (1887) и сценический провал комедии Леший (1889), в поздней переработке получившей название Дядя Ваня. Эти ранние пьесы были написаны в традиционной манере; стержнем их служило непосредственное сценическое действие, использовались мелодраматические эффекты.
К 1895, когда Чехов начал писать Чайку, он был воодушевлен своим новым представлением о задачах литературы. Премьера Чайки в Санкт-Петербурге (1896) провалилась – ни режиссер, ни труппа не поняли новаторского характера пьесы. Через два года, когда К.С.Станиславский поставил пьесу на сцене Московского Художественного театра, она имела оглушительный успех. Подобно всем чеховским пьесам, она преисполнена, по словам одного из персонажей, «милой деревенской скуки. Никто ничего не делает, все философствуют».
Еще три пьесы Чехова были впервые поставлены Московским художественным театром. В драме Дядя Ваня (1899) реализм возвышается до вдохновенной символики. В Трех сестрах (1901) тонкое взаимопроникновение символики и действительности создает атмосферу редкостной психологической насыщенности. Ольга, Мария и Ирина вместе с братом Андреем перебираются из Москвы в провинциальное захолустье, чтобы поддержать овдовевшего отца. Хотя терпящие поражение в борьбе за существование сестры сначала стремятся возвратиться в Москву, в конце пьесы Ольга выражает их общую решимость оставаться на своем месте и работать: «О, милые сестры, жизнь наша еще не кончена. Будем жить!».
Центральная коллизия пьесы Вишневый сад (1904) создается упорным нежеланием обедневших, непрактичных, но по-своему обаятельных помещиков, госпожи Раневской и ее брата Гаева, принять план купца Лопахина, который предлагает спасти их перезаложенное поместье ценой продажи под дачные участки любимого вишневого сада. Аня, дочь Раневской, и ее воздыхатель, «вечный студент» Трофимов, олицетворяют молодое поколение; и когда Лопахин покупает имение на аукционе, а вишневый сад обречен, они радуются, потому что перед ними открывается волнующая возможность новой жизни. Чехов полагал, что Вишневый сад является в основе своей комедией. Ее персонажи, настаивал он, смешны, представляясь идеалистами, свободолюбцами, ценителями красоты и жертвами судьбы. Однако Станиславский поставил ее как трагедию.

Слава Чехова-драматурга не затмила его репутацию мастера рассказа, его пьесы не сходят со сцены театров всего мира, а рассказы и повести переиздаются большими тиражами и включены в школьные программы.

Антон Павлович ЧЕХОВ

Чехов и Таганрог
«Пожалуйста, делайте из меня и со мной все, что только для Таганрога из меня можно сделать», – однажды было сказано в отношении родного города Чеховым. Из Чехова в Таганроге делается многое — свыше двадцати памятников и памятных мест, например, или вот эта страница на городском сервере. Сайт нужен тем, кто ищет информацию по теме «Чехов и Таганрог». Ищите необходимое в рубриках:

  • Биография
  • Мемориальные места
  • Лавка Чеховых
  • Таганрогская гимназия
  • Памятник Чехову
  • Справка о музее «Домик Чехова»

Чехов Антон Павлович
Хорошая биография из «Русского биографического словаря» с подробными комментариями о его творческой деятельности. Текст содержит ссылки на упоминаемые в нем имена, но не имеет ни разделов, ни абзацев.

MegaBook «Универсальная энциклопедия»
Биография Чехова на мегапортале «Кирилл и Мефодий», разделена по темам: Семья. Учеба. Антоша Чехонте; Проблематика рассказов; Новаторство драматургии и др., и содержит ссылки на пояснительные статьи к некоторым упоминаемым именам и понятиям.

Чехов Антон Павлович
Еще три небольших биографических статьи в историческом проекте «Hronos», одна из которых является краткой хроникой жизни (сделана по принципу «дата – событие»).

Алексей Глухов. Труженик на родной ниве
Чехов и книги – так коротко можно сформулировать тему этой статьи в журнале «Университетская книга». Роль чтения в формировании личности писателя, его литературного вкуса, мировоззрения – вот вопросы, рассмотренные автором.

Н.С. Шер. Антон Павлович Чехов
Большая подробная биография из книги «Рассказы о русских писателях». В статье, в частности, проводятся параллели между жизнью Чехова и мотивами его творчества.

Антон Павлович Чехов
Достаточно подробная биография на сайте Интернет-библиотеки Алексея Комарова.

Антон Павлович Чехов
На сайте с красноречивым названием «Антон Павлович Чехов» представлены сразу девять вариантов биографии писателя. Первые четыре иллюстрированы, что выгодно отличает их от идентичных материалов, расположенных на других сайтах.

  • Вариант №1 Та же биография на сайте ГФ «Чеховский центр» в формате pdf.
  • Вариант №2 Очевидно, первоисточник находится в Мегаэнциклопедии «Кирилл и Мефодий».
  • Вариант №3 Тот же материал на сайте Фонда развития экономических и гуманитарных связей «Москва-Крым».
  • Вариант №4 Та же биография в «Энциклопедии замечательных людей и идей».
  • Вариант №5
  • Вариант №6 Та же биография и следующие две в проекте «Хронос».
  • Вариант №7
  • Вариант №8
  • Вариант №9 Представляет собой сокращенную версию первого варианта.


Современники о Чехове

В советскую эпоху было издано несколько сборников воспоминаний современников об А.П. Чехове. В Интернет доступны тексты изданий 1960 и 1986 гг.

Статьи современников А.П. Чехова в электронной энциклопедии «Русский путь – pro et contra»

  • К.К. Арсеньев. Беллетристы последнего времени. А.П. Чехов. – К.С. Баранцевич – Ив. Щеглов
    Рецензия на первые два сборника рассказов Чехова – «Пестрые рассказы» и «Сумерки». Арсеньев, не слишком высоко оценивая первый сборник, замечает, тем не менее, сильные стороны писателя и прослеживает их развитие в «Сумерках».
  • Д.С. Мережковский. Старый вопрос по поводу нового таланта
    Отдавая должное таланту Чехова в первой части статьи, автор замечает, что, на его взгляд, в произведениях писателя нет «тенденции», т.е. некой идеи, цели или даже наставления. И, выразив этот свой тезис, он оправдывает Чехова как художника, осуществляющего в общечеловеческом смысле «накопляющую деятельностью», в данном случае увеличивающего «общую сумму эстетических наслаждений, доступных человечеству».
  • Н.К. Михайловский. Об отцах и детях и о г-не Чехове
    Михайловский, проанализировав сборник рассказов «Хмурые люди», приходит к выводу, что талант Чехова пропадает даром. А виной тому – отсутствие у него, как и у многих его современников, «общей идеи и бога живого человека». Впрочем, обладая подлинным дарованием, писатель не может не испытывать по этой «идее» тоски, которая нашла отражение в лучшем, по мнению автора статьи, произведении Чехова «Скучная история».
  • В.Л. Кигн (Дедлов). Беседы о литературе
    Чехов представлен в статье как новое, свежее явление в русской беллетристике. Он свободен от стереотипов, умен, талантлив. Кигн, в отличие от многих современных ему критиков, считает, что Чехов берется за «общественные темы», изображает «общественные типы», даже обличает. В то же время, автор не одобряет пессимизм и «мрачный мистицизм» писателя, навеянный, по его мнению, общим настроением современной критики.
  • М.А. Протопопов. Жертва безвременья
    « при богатстве картин воображения, при наличности не избитых мыслей, довольно тонких понятий, искренних и хороших чувств, при настойчивом стремлении познать самого себя – полное отсутствие верховной цели, регулирующей все духовные процессы наши, придающей им смысл, оправдывающей их возникновение и бытие».
  • А.Л. Волынский. Литературные заметки. III-IV
    Рецензия на два рассказа Чехова – «Палата №6» и «Рассказ неизвестного человека». «Это смелые наброски умного, но неглубокого художника. Это проблески симпатичного таланта, страдающего скудостью идей, замыслов, с небольшим запасом наблюдений в определенном направлении, без широкой психологической перспективы »
  • В.А. Гольцев. А.П. Чехов. Опыт литературной характеристики
    Ответ на заявления ряда критиков об отсутствии в произведениях Чехова «идейного начала».
  • Пл.Н. Краснов. Осенние беллетристы. II. Ан.П. Чехов
    По мнению критика, Чехов, не претендуя на роль учителя жизни, является точным, правдивым художником. В то же время, он не только честно изображает действительность, но и проникает в сущность вещей, находит «ключ к пониманию толпы». Этим объясняется общее сумеречное настроение его произведений – ведь в обществе царят скука и пошлость
  • А.И. Богданович. Критические заметки
    Рецензия на рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «Любовь». Богданович наблюдает здесь проявление авторского субъективизма, поскольку писатель вкладывает в уста героев собственные мысли. Для критика это новая черта в творчестве Чехова, отличающегося предельной объективностью в своих произведениях.
  • М. Горький. Литературные заметки. По поводу нового рассказа А.П. Чехова «В овраге»
  • Н.К. Михайловский. Кое-что о г-не Чехове
    В развитии творчества Чехова критик видит движение от иронично-насмешливого взгляда на житейскую пошлость, к беспристрастному, объективному изображению действительности, и, наконец, к мрачным раздумьям о нелепости жизни.
  • А.Л. Волынский. Антон Чехов
    Рецензия на рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Случай из практики», «Ионыч», «По делам службы», «Новая дача»
  • В.П. Альбов. Два момента в развитии творчества Антона Павловича Чехова
    Критик обнаруживает перелом в творчестве Чехова, заключающийся в преодолении противоречия между идеалом и действительностью, исключающей возможность его реализации. Появляется мотив нравственного перерождения человека.
  • И. Джонсон. В поисках за правдой и смыслом жизни (А.П. Чехов)
  • С.Н. Булгаков. Чехов как мыслитель. Публичная лекция
  • Лев Шестов. Творчество из ничего (А.П. Чехов)
    «Чехов был певцом безнадежности. Упорно, уныло, однообразно в течение всей своей почти 25-летней деятельности Чехов только одно и делал: теми или иными способами убивал человеческие надежды. В этом, на мой взгляд, сущность его творчества».
  • М.П. Никитин. Чехов как изобразитель больной души
  • В.В. Воровский. Лишние люди
  • Д.С. Мережковский. Чехов и Горький
  • Андрей Белый. Чехов
  • К.И. Чуковский. А. Чехов
  • Д.В. Философов. Липовый чай
  • В.В. Розанов. Наш «Антоша Чехонте»
  • А.А. Измайлов. Вера или неверие? (Религия Чехова)
  • С. Кванин. О письмах Чехова
  • Б.М. Эйхенбаум. О Чехове
  • В.В. Маяковский. Два Чехова
  • А.Д. Степанов. Антон Чехов как зеркало русской критики


Киреев. Чехов. Посещение Бога.

«Чеховский вестник» представляет собой информационно-библиографическое издание, содержащее сведения о новых публикациях, посвященных Чехову, о постановках спектаклей и фильмов по его произведениям, о посвященных ему научных конференциях и о жизни музеев его имени; ведет библиографию литературы о Чехове. Издание готовится Чеховской комиссией Научного совета по истории мировой культуры РАН.

«Чернильница» – каталог ссылок на он-лайн литературу
В хронологическом и в алфавитном порядке собраны практически все тексты, доступные в Сети.

Интернет-библиотека Алексея Комарова
Рассказы, повести, пьесы. Все произведения в алфавитном порядке.

Клуб Скептиков
Рассказ «Тайна». Обнаружить его в других собраниях текстов не удалось.

Отрывки из писем Чехова
На сайте Омского академического театра драмы приведены выдержки из писем А.П. Чехова, касающиеся работы над пьесой «Три сестры».

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904) прозаик, драматург, почетный академик Петербургской АН (1900-1902).
Родился 17 января (29 н.с.) в Таганроге в многодетной семье купца третьей гильдии.
С 1868 г. учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879 г. , уехал в Москву. После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его «юмористические мелочи» регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др.).
В 1884 г., получив звание уездного врача, начал заниматься врачебной практикой. В 1884 г. выходит первая книга рассказов Чехова – «Сказки Мельпомены», затем следуют «Пестрые рассказы» (1886), «В сумерках» (1887), «Хмурые люди» (1890). В эти годы писатель испытывает сильное влияние Л. Толстого, которое сказывается в рассказах «Именины», «Скучная история».
В 1890 г. Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для «изучения быта каторжников и ссыльных».
Творческим итогом путешествия становится книга «Остров Сахалин» (1895), написанная в жанре «путевых записок». Отразились сахалинские впечатления и в рассказах «В ссылке» (1892), «Палата № 6». Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова, обострился туберкулезный процесс.
В конце 1880 г. много работал для театра: пьесы «Иванов», «Леший», «Свадьба», водевили «Медведь», «Юбилей» и др.
В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России – его произведения регулярно появляются в журналах «Северный вестник» и «Русская мысль» (с 1892), газетах «Новое время» (до 1893) и «Русские ведомости»; выходят отдельные издания и сборники («Рассказы», 1888; «Хмурые люди», 1890; «Повести и рассказы», 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах.
В 1892 г. покупает имение Мелихово, где помогает местным крестьянам как врач, строит школы для крестьянских детей, выезжает в губернии, охваченные голодом, участвует во всеобщей переписи населения.
В Мелихово было написано много произведений: «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда», «Учитель словесности», «Чайка», «Дядя Ваня» и др. В начале века Чехов создает такие пьесы, как «Три сестры» и «Вишневый сад». Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа.
В 1898 г. Чехов переезжает в Ялту, где построил дом. В 1901 г. Чехов женился на актрисе МХАТа О. Книппер.
В последние годы писатель был занят подготовкой своего собрания сочинений, вышедшего двумя изданиями (1899 – 1902 гг. и 1903 г.) в издательстве А. Маркса.
В 1904 г. в связи с резким ухудшением здоровья Чехов поехал для лечения в Германию, на курорт Банденвейлер. Здесь 2 июня (15 н.с.) он скончался.
Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001» (пятое издание).

Антон чехов дневники

«Нездоровье мое немножко напугало меня и в то же время (бывают же такие фокусы!) доставило мне немало хороших, почти счастливых минут. Я получил столько сочувствий искренних, дружеских, столько, что мог вообразить себя аркадским принцем, у которого много царедворцев. До болезни я не знал, что у меня столько друзей».

Биография Чехова

Более ста лет назад в тихом южнорусском городе Таганроге, при свете сальной свечи по вечерам делал уроки или читал книги гимназист Антон Чехов — Антоша Чехонте, как прозвал его один из учителей. После трудного дня учебы и беготни по поручениям отца, который держал лавку с бакалейными товарами, он мечтал о какой-то другой жизни — интересной, без грубых слов и подзатыльников.

И вот юноша решил стать образованным человеком — врачом. В 1879 году он поступил на медицинский факультет Московского университета. Уже студентом Чехов начал печатать в юмористических журналах маленькие рассказы и подписывал их — «Антоша Чехонте«. Сначала он писал только юмористические произведения. Такие рассказы, как «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Репетитор» [главный герой: Удодов], «Налим», и сейчас заставляют нас смеяться. А ныне — переживать. Крестьянский мальчик, которого отдали в учение к сапожнику, пишет дедушке письмо с просьбой взять его обратно в деревню. «Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу». Это из рассказа «Ванька Жуков».

Чехов и Толстой, фотография 1902

Позже Чехов стал писать кроме рассказов повести и серьезные пьесы. Кого только мы не встретим в них! Тут врачи, учителя, чиновники, студенты, военные, помещики, крестьяне, нищие, полицейские и арестанты. Все профессии, все возрасты — вся Россия! Чехов высмеивал все, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, трусость, грубость и равнодушие («Смерть чиновника»). Отвратительны ему и держиморды, которые мнят себя опорой отечества («Унтер Пришибеев»), скандалисты, хулители, дебоширы, пьяницы («Маска» и «В бане»). Писатель резко высмеял тех кто, идеализировал мужика. В рассказе «Злоумышленник» у мужика своя логика, свои нужды, ничего другого он знать не хочет.

В общей сложности началом литературной деятельности Чехова его окружает тетрально-художественная среда Москвы и Петербурга. Знакомые Чехова — музыканты, художники, актеры, режиссеры, критики и литераторы. Иногда Чехов выступал в качестве театрального рецензента. Многие рассказы, фельетоны, статьи и письма Чехова 1880-х г.г. посвящены театру и актерам. Писатель высоко ценил русскую реалистическую школу, он был хорошо знаком с великой трагической актрисой М.Н.Ермоловой, дружил с актерами В.Н.Давыдовым и П.М.Свободиным, В.Ф.Комиссаржевской и М.Г.Савиной. Среди московских театров он отдавал предпочтение Малому театру, среди петербургских — Александринскому. Почти во всех работах, посвященных театру, Чехов отмечал важность актерской культуры и профессионализма.

Но только внимание критики, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих литераторов (Д. В. Григоровича, А. Н. Плещеева, В. Г. Короленко) были расценены Чеховым как приглашение к профессиональной литературной деятельности, что потребовало от него пересмотра собственного отношения к литературным занятиям как способу заработка или веселой забаве. В повести «Степь», опубликованной в 1888 в журнале «Северный вестник», обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через «случайные» реплики и жесты.

Не мало у Чехова рассказов и о любви. Писал он их мастерски, глубоко вникая в природу человеческих чувств, раскрывая и характеры: «Дама с собачкой«, «Ведьма», «Скучная история». Необычные человеческие типы он показал в рассказах «Крыжовник»(главный герой: Николай Иванович Чимша-Гималайский ),»Ионыч»(главный герой: Дмитрий Ионыч Старцев ), «Человек в футляре»[главный герой: Беликов ), «Студент». В своих произведениях Чехов умел обходиться без «указующего перста». Он предоставляет возможность самому читателю делать выводы. Выразителен язык «самыми близкими к жизни словами», как подметил А. М. Горький. Если вы прочитаете рассказы «Унтер Пришибеев», «Человек в футляре» и другие, вы почувствуете, какой тяжкой была тогда жизнь в России. Но Чехов верил в то, что она изменится и все плохое уйдет в прошлое. Этой мечтой о прекрасном будущем России живут герои его пьес «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня». Ныне Чехова читают от мала до велика. Пьесы его не сходят со сцены театров многих стран, произведения экранизируются, а книги издаются почти на всех языках мира.

Чехов неслучайно начинает с легких жанров. Он не ищет своего читателя, он знает публику и к ней обращается в своих непритязательных юморесках. Неслучайны и его многочисленные псевдонимы: Человек без селезенки, Антоша. Это мягкий домашний юмор, не претендующий ни на что, кроме шутки, вызывающий улыбку — и только.

И темы его ранних рассказов просты и неприхотливы: он высмеивает чрезмерное чинопочитание, глупую напыщенность. Но вот тут-то и кроется нечто неожиданное: темы рассказиков Антоши Чехонте — осмысление знакомых нам центральных проблем русской литературы! Вспомним «Смерть чиновника».

Герой, случайно чихнувший на лысину начальника, извинялся-извинялся, да и помер со страху. А ведь это — чеховское преломление темы «маленького человека»! После острого сочувствия судьбе гоголевского Акакия Акакиевича, после ощущения бесконечной вины перед униженными и оскорбленными героями Достоевского Россия хохотала над глупой и пошлой смертью маленького чиновника. Ибо сострадали — «братьям меньшим», то есть адресовались — то не к ним.

Предметом интереса и художественного осмысления Чехова становится новый пласт жизни, неведомый русской литературе. Он открывает читателю жизнь обыденную, каждодневную, знакомую всем череду рутинных бытовых дел и соображений, проходящую мимо сознания большинства: она служит лишь фоном для действительно решающих, экстраординарных событий и свершений.

Таким образом, героем Чехова становится человек, действующий заведено, механически, не познавая жизнь и не осознавая себя в ней. И вся жизнь этого героя проходит в ожидании некоего решительного поворота, яркого события. Но, когда это событие действительно происходит, оказывается, что человек не может не только действовать — способствовать благоприятному повороту судьбы или противостоять ее удару; он не способен даже осмыслить происходящее: неразработанное, неумелое сознание «буксует». И в результате жизнь катится дальше уже проложенным руслом к тому последнему итогу, который с полной ясностью докажет, что не состоялся еще один человек, не сформировалась еще одна личность, еще одна жизнь прошла впустую. И все его творчество воспринимается именно как диагноз: падение чувства личности.

Он писал частную жизнь — именно это стало художественным открытием. Под его пером литература стала зеркалом минуты, имеющей значение лишь в жизни и судьбе одного, конкретного человека. Чеховская Россия состоит из вопросов, из сотен разгаданных и неразгаданных судеб. И лишь из всего этого множества, из совокупности штрихов, начинают проглядывать очертания картины. Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы — от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. Художественная манера Чехова не назидательна, ему претит пафос проповедника, учителя жизни. Он выступает как свидетель, как бытописатель.

В «Вишневом саде» Чехов не только создал образы людей, чья жизнь пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само Время в его движении. Ход истории есть главный нерв комедии, ее сюжет и содержание. Герой Чехова, как всегда, играет в собственной жизни второстепенную роль. Но в «Вишневом саде» герои оказываются жертвами нечастных обстоятельств и собственного безволия, а глобальных законов истории: деятельный и энергичный Лопахин такой же заложник времени, как пассивный Гаев. Пьеса построена на уникальной ситуации, которая стала излюбленной для всей новой драмы ХХ века, — это ситуация ПОРОГА. Еще ничего такого не происходит, но есть ощущение края, бездны, в которую должен низвергнуться человек. Система персонажей: герои и их роли каждый из героев исповедуется, но в итоге все эти исповеди оказываются обращены в зрительный зал, а не к партнерам по сцен

В какой-то момент исповедующийся понимает, что самого главного объяснить не сможет. Так Аня никогда не поймет драмы матери, а сама Любовь Андреевна никогда не поймет ее увлечения Петиными идеями. Человек может в известной степени корректировать свою личность, свои отношения с окружающими. Но изменить свою роль он не может, как бы чужда она ему ни была. Несоответствие внутренней сущности героя той социально-исторической роли которую он вынужден играть, — вот драматическая суть в «Вишневом саде».

В комедии переплетаются несколько сюжетных линий. Раньше всех заканчивается линия несостоявшегося романа Лопахина и Вари. Она построена на излюбленном чеховском приеме: больше всего и охотнее всего говорят о том, чего нет, обсуждают подробности, спорят о мелочах — несуществующего, не замечая или сознательно замалчивая существующее и существенное. Давайте прежде всего всмотримся в образ Лопахина. Сам Чехов считал его роль «центральной» в комедии.

Вот это-то сочетание бескорыстной любви к прекрасному — и купеческой жилки, мужицкой простоты — и тонкой артистической души и стремится уловить и воплотить в образе Лопахина Чехов. Лопахин — единственный, кто предлагает реальный план спасения вишневого сада. И реален этот план, прежде всего, потому, что Лопахин понимает: в прежнем виде сад сохранить нельзя, время его ушло, и теперь сад можно сберечь, лишь переустроив, пересоздав в соответствии с требованиями новой эпохи. Варя ждет простого и логического хода жизни: раз Лопахин часто бывает в доме, где есть незамужние девушки, из которых «подходит» ему лишь она, Варя, — значит, должен жениться.

И лишь занятость мешает ему заметить ее достоинства. У Вари даже мысли не возникает иначе взглянуть на ситуацию, подумать, любит ли ее Лопахин, интересна ли она ему? Все Варины ожидания основаны на разговорах окружающих о том, что этот брак был бы удачен, на досужих пересудах! Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже незамеченная любовь — две сквозные, внутренне связанные темы пьесы Спасение сада — в его коренном переустройстве, но новая жизнь означает, прежде всего, смерть былого, и палачом оказывается тот, кто яснее всех видит красоту гибнущего мира.

И вот еще — важнейшее: сейчас, близко к новому рубежу веков, в современной смуте конца эпохи, разрушения старом и судорожных попыток создать новое, «Вишневый сад» звучит для нас не так, как звучал еще десять лет назад. Оказалось, что не только рубеж ХIХ-ХХ веков — время действия чеховской комедии; она написана и о безвременье вообще, о том смутном предрассветном часе, который пришелся в на нашу жизнь, определил и наши судьбы.

Многие произведения Чехова инсценировались для кино и телевидения, а также были поставлены в музыкальном театре. К Чехову обращались композиторы С.Рахманинов, А.Спендиаров, Р.Щедрин, В.Гаврилин и др.

Но это не спасло от страшной болезни.

Она проявилась еще в 1884 году, когда 24-летний Антон Чехов оканчивал медицинский факультет университета. Он впервые почувствовал себя очень плохо в зале Окружного суда, где присутствовал в качестве репортера. Спустя месяц Чехов писал: «Оно (кровохарканье) было обильно. Кровь текла из правого легкого. После этого я раза два в году замечал у себя кровь, то обильно текущую, то есть густо красящую каждый плевок, то не обильно; каждую зиму, осень и весну и в каждый сырой день я кашляю. В крови, текущей изо рта, есть что-то зловещее, как в зареве. Когда же нет крови, я не волнуюсь и не угрожаю литературе «еще одной потерей». Дело в том, что чахотка или иное легочное кровохаркание узнается по совокупности. Если бы то кровохарканье, которое у меня случилось в Окружном суде, было симптомом начинающейся чахотки, то я давно уже был бы на том свете, вот моя логика».

Туберкулез продолжал делать свое ужасное дело. Уже спустя три месяца после лечения в клинике Остроумова Чехов снова заболел. Иван Щеглов вспоминал: «Я прямо ужаснулся перемене, которая произошла в Чехове. Лицо его было желтое, изможденное, он часто кашлял и зябко кутался в плед, несмотря на то, что вечер был на редкость теплый».

Развязка наступила в ночь с 1 на 2 июля 1904 года. По свидетельству жены Ольги Леонардовны, в начале ночи Чехов проснулся и «первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. Я вспомнила, что в этом же отеле жили знакомые русские студенты — два брата, и вот одного я попросила сбегать за доктором, сама пошла колоть лед, чтобы положить на сердце умирающего. А он с грустной улыбкой сказал: «На пустое сердце льда не кладут». Пришел доктор, Чехов велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по-немецки): «Ich sterbe». Потом повторил для студента или для меня по-русски: «Я умираю». Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давно я не пил шампанского. «, спокойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».

Одна из последних фотографий Чехова, 1904

Чехов, «Белолобый»: краткое содержание рассказа

Все дело в любви к природе, проходящей сквозь всю жизнь писателя. И в отношении к детям. Своих он, болеющий туберкулезом, иметь не мог. А чужим, крестьянским, за свои деньги возводил школы. «Белолобого» Чехов писал в своей усадьбе Мелихово.

Усадьба Мелихово. Уголок, навеявший замысел «Белолобого»

Рассказ Чехова «Белолобый» был написан в 1895 году. Место написания — музей-заповедник, а ранее — усадьба писателя. Он расположен в селе Мелихово близ города Чехова Московской области. Мелиховский период творчества являлся периодом зрелости писателя и самым счастливым временем его недолгой жизни. Уклад жизни Антона Павловича в усадьбе предполагал пребывание на природе, общение с друзьями. Любимцами писателя были две таксы: Хина и Бром. Из воспоминаний известно, что Чеховы много и охотно занимались садоводством, причем росло и плодоносило у них все, что бы они ни посадили. Настоящей страстью писателя были розовые кусты. До сих пор персонал музея заботится об «Аллее любви» и об огороде «Уголок Франции».

Сюжет «Белолобого»

Холодной мартовской ночью волчиха отправилась на охоту к человеческому зимовью, находящемуся в четырех верстах от ее норы. В ее логове находились трое волчат, которые были так же голодны, как и она. Она была уже в годах, расцвет сил давно прошел, поэтому довольствоваться приходилось некрупной добычей. Волчица шла к зимовью. Там пожилой сторож Игнат охранял сарай, где рядом с другой скотиной были две овцы, возможно, с ягнятами. Одного из них ей по силам утащить.

Подробно нам пересказывает ее мысли Чехов. «Белолобый» (краткое содержание в частности) как бы знакомит нас с ее логикой мышления, с заботами и страхами. Ей нужно кормить волчат, да и она сама голодна. Она мнительна, ее мысли путаются. (Как видим, Антон Павлович в ее описании щедр на метафоры, наделяя зверя человечьими чертами.) Приходится быть осторожной, у сторожа — большая черная собака по кличке Арапка.

Волчица забралась в сарай, прыгнув с сугроба на соломенную крышу и пробравшись сквозь нее. В сарае поднялся шум, кто-то залаял, овцы прижались к стене. Ей пришлось срочно удирать, опасаясь сторожа с Арапкой, схватив в зубы ближайшего ягненка.

Только отбежав так далеко, что лай перестал быть слышен, она обратила внимание, что живой комочек в зубах – явно тяжелее ягненка. Это был крупный черный щенок с белым пятном на лбу. Природное отвращение не дало ей съесть этого малыша. Она оставила его и побежала ни с чем к норе.

У любителей творчества классика даже существует версия, почему такой масти выбрал щенка Чехов — белолобый. Краткое содержание ее заключается в хобби писателя: таксах. Бром был черным, Хина — рыжей, а вот Селитра, появившаяся позже, имела светлые пятна.

Вернемся к сюжету. Поскольку его не кормили, как волчат, Белолобый, наигравшись, самостоятельно отправился в зимовье. Пошла туда и волчица. Повторно на охоту. Но увязавшийся за ней глупый щенок, возвратившись домой, радостно поднял лай, и волчице опять пришлось удирать ни с чем. Игнат же, посчитав, что дырку в крыше проделал Белолобый, и весь шум-гам из-за него, с утра задал ему трепку.

Вывод

Рассказ «Белолобый» учит детей понимать природу, любить ее. Автор, иронизируя, надеется, что они вырастут умнее и тоньше, чем сторож Игнат, рассуждающий «техническими категориями»: «полный перед» или «пружина в мозгу лопнула».

Много внимания Антон Павлович уделял крестьянским детям. В окрестностях Мелихово за его средства было построено три школы. Именно для детей написал Чехов «Белолобый». Главная мысль этого произведения, впервые напечатанного журналом «Детское чтение»: людям следует быть внимательнее к животным, пытаться осознать их потребности, тогда и их духовный мир станет глубже. Окружающая природа — тонка, ее нужно понять, а не относиться к ней механически, упрощенно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: