СОДЕРЖАНИЕ
Хронологический обзор жизни и творчества А. И. Цветаевой
Вместечке Трайас (Trayas) в Ницце встреча Нового Года. Чтение «Игрока» Ф. М. Достоевского, 36. Французская Ривьера. Рассказ Б. С. Трухачева о грубости его брата Николая с преподавателем на экзамене. Ответное возмущение А. И. Цветаевой. Первый серьезный разрыв. Возвращение в Варшаву. Вечер в цирке. Из Варшавы Б. С. Трухачев на следующий день отправляется в Москву, А. И. Цветаева остается в Варшаве. В цирке преподносит цветы побежденному атлету. Через несколько дней уезжает в Италию. Рим. Экскурсии с личным гидом в Колизей, Сикстинскую капеллу, в собор св. Петра, в Ватикан, в римские катакомбы. Флоренция, галерея Уффицци. Анастасия ведет подробный дневник мыслей и чувств.
Весна – вновь Французская Ривьера. Встреча с Галей Дьяконовой. В поезде, идущем в Венецию, встреча с итальянцем Луиджи Леви, внезапно вспыхивает сильное взаимное увлечение. Она не исполнит своего обещания встретиться с ним в Венеции. Венеция, Генуя, Нерви. Воспоминания детства. Получает телеграмму от Б. С. Трухачева с предложением обвенчаться (из-за будущего ребенка), а потом – развестись. Париж. Вместе с сестрой Мариной и Сергеем Эфроном в гостинице. Марина дарит ей только что вышедший второй сборник стихов «Волшебный фонарь». Анастасия перечитывает в стихах этого сборника их детство, впервые читает «На катке». В сборнике сестра Ася – героиня ряда стихотворений, таких как «В субботу», «Паром», «Тверская», «Неразлучной в дорогу», «Конькобежцы», «Колыбельная песня Асе». Многие, как и в первом сборнике, написаны от лица двух сестер: «Декабрьская сказка», «На заре», «Под Новый Год», «Слезы». Прогулки по Парижу. На Эйфелевой башне с сестрой и С. Я. Эфроном. А. И. Цветаева покупает и дарит сестре запоздалый свадебный подарок – аметистовое ожерелье. Посещение Лувра. На могиле Марии Башкирцевой.
Конец Великого поста. Возвращение в Москву, в Трехпрудный переулок. Поселяется в комнате М. И. Цветаевой. Объяснение с отцом. «Папа, это уже необходимо!» – сказала она, когда отец говорил о том, что, может быть, не спешить, подождать с браком. Он понял. Она испрашивает благословение.
1 апреля – венчание в воскресенье на Фоминой неделе в церкви села Всехсвятского «Убежище увечных воинов». Присутствуют: Николай Сергеевич и Мария Сергеевна Трухачевы – брат и сестра Б. С. Трухачева, Н. А. Зубков, брат А. И. Цветаевой – Андрей Иванович Цветаев, Н. Е. Мурзо, граф Татищев, друг жениха – Борис Сергеевич Бобылев. Свадебный обед в ресторане «Прага» на Арбате. Новая квартира в Предтеченском переулке на Пресне, наискосок от церкви св. Иоанна Предтечи.
31 мая – А. И. и М. И. Цветаевы, С. Я. Эфрон, Б. С. Трухачев на открытии памятника Императору Александру III близ храма Христа Спасителя. Вслед за этим в тот же день на торжественном открытии Музея изящных искусств имени императора Александра III, созданного Иваном Владимировичем Цветаевым. На церемонии присутствуют: император Николай II, вдова Александра III, царица-мать Мария Федоровна, великие княжны – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. А. И. Цветаева запомнила в этот день также семью брата отца Дмитрия Владимировича Цветаева, профессоров А. А. Грушка и А. И. Яковлева, А. А. Сидорова, сотрудниц нового музея В. К. Андрееву (Андрееву-Шилейко) и К. М. Алексееву (Малицкую), также – А. А. Адлер, Л. А. Тамбурер, Ю. С. Нечаева-Мальцова и Р. И. Клейна. Торжественный обед в доме в Трехпрудном, устроенный для родных и близких. Берет уроки музыки у композитора Николая Михайловича Зорина.
Лето – А. И. Цветаева и Б. С. Трухачев обживают квартиру на Средней Пресне, в Предтеченском переулке.
Июль – в имении Оболенских, недалеко от Москвы, по приглашению брата – А. И. Цветаева, который снял дачу и пригласил младшую сестру с мужем.
8 августа – Б. С. Трухачев читает А. И. Цветаевой вслух «Мертвые души» Гоголя.
9 августа – рождение сына Андрея. В клинике А. И. Цветаеву навещают И. В. Цветаев, Л. А. Тамбурер. В больничной палате А. И. Цветаева пишет мрачную сказку о сошедшем ночью с пьедестала Пушкине, – «Сон о Пушкине» (рукопись не сохранилась). Из больницы А. И. Цветаева с ребенком едет в маленький особнячок на Собачьей площадке, в Дурновском пер., д. 8, в квартиру, которая достается ей «по наследству» от Марины. (См. в письме Марины Цветаевой – Е. Я. Эфрон от 9 авг. 1912 г.). Крещение сына. Храм Николы на Курьих Ножках – на углу Б. Молчановки и Борисоглебского переулка. Крестный отец – И. В. Цветаев. Охлаждение отношений с мужем.
5 сентября – у М. И. Цветаевой родилась дочь Ариадна, племянница А. И. Цветаевой. Дружба с Б. С. Бобылевым, бывшим на свадьбе Анастасии шафером, студентом-химиком, восторженным юношей. Дружба перерастает в платоническое увлечение. А. И. Цветаева пишет о Б. С. Трухачеве, Б. С. Бобылеве и о себе психологическую повесть. Знакомство с Николаем Николаевичем Мироновым, которому суждено сыграть большую роль в жизни А. И.Цветаевой. Об их первой встрече см.: стихотворение А. И. Цветаевой «Маленький лорд» и главу «Воспоминаний» под названием «Николай Миронов» («Нов. мир», 1995, 6, с. 144–160).
Рождественский карнавал. На нем Анастасия и Марина Цветаевы, Сергей, Елизавета и Вера Эфрон, Е. О. Кириенко-Волошина, Борис Бобылев. Вечер у М. И. Цветаевой и С. Я. Эфрона в их доме в 1-м Казачьем переулке. Анатолий Корнелиевич Виноградов вслух, при Б. С. Трухачеве, читает любовные стихи, посвященные А. И. Цветаевой с обращением «Написавшей мне из Италии» (у него чувство к Анастасии с ее 14-ти лет) (см. Анастасия Цветаева «Родные сени» в книге Анастасии Цветаевой «Неисчерпаемое», М., 1992, с. 161).
Годы жизни Анастасии Цветаевой
Годы жизни Анастасии Цветаевой
Экскурсия по залам музея | Уголки цветаевского Крыма | Гости цветаевского дома |
—Феодосия Цветаевых —Коктебельские вечера —Гостиная Цветаевых —Марина Цветаева —Анастасия Цветаева |
— «Я жила на Бульварной» (АЦ) —Дом-музей М. и А. Цветаевых —Феодосия Марины Цветаевой —Крым в судьбе М. Цветаевой |
—Максимилиан Волошин —Василий Дембовецкий — —Константин Богаевский —Литературная гостиная —Гостевая книга музея |
Жизнь и творчество сестёр | Литературный мир Цветаевых | Музей открытых дверей |
—Хронология М. Цветаевой —Хронология А. Цветаевой —Биография М. Цветаевой —Биография А. Цветаевой |
—Исследования и публикации —Воспоминания А. Цветаевой —Документальные фильмы —Цветаевские фестивали |
—Адрес музея и контакты —Лента новостей музея —Открытые фонды музея —Музейная педагогика —Ссылки на другие музеи |
© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)
Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»
Марина Цветаева
Марина Ивановна Цветаева (1892—1941) — русская поэтесса, прозаик, переводчица, одна из самых читаемых и оригинальных русских поэтесс XX века.
Биография Править
Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 г. в Москве, в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева и Марии Александровны Мейн-Цветаевой. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе, где сейчас существует цветаевский дом-музей. Марина начала писать стихи — не только на русском, но и на французском и немецком языках — еще в шестилетнем возрасте.
«Девочке было всего четыре года, когда Мария Александровна записала в своём дневнике: «Старшая всё ходит вокруг и бубнит рифмы. Может быть, моя Маруся будет поэтом. » Записала и забыла. И бумагу дочери давала только нотную, так что строчки и рифмы Муся царапает каракулями на случайно найденных бумажных клочках. А всё дело в том, что сама Мария Александровна одержима музыкой. Незаурядная музыкантша, она мечтает вырастить из старшей дочери пианистку — и посадит её за рояль «злотворно рано» — девочке ещё не исполнилось тогда и пяти лет.» (Кудрова И.В.,» Молодая Цветаева»)
В 1906 г. мать умерла, Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца. Марина училась в Москве, затем в пансионах Швейцарии и Германии. Опубликовав свои ранние стихи, она привлекла к себе внимание знаменитых поэтов — Брюсова, Волошина и Гумилева.
В 1912 г. Марина вышла замуж за Сергея Эфрона. Во Время гражданской войны Сергей воевал на стороне белых, и после победы большевиков был вынужден эмигрировать.
В 1914 г. Марина встретилась с Софией Парнок, расстались в 1916 г.
В 1922 г. покинула родину и Марина. Жила в эмиграции — сперва в Берлине, затем в Праге. В 1925 г., после рождения сына, она переехала во Францию. Вела практически нищенскую жизнь, снимая квартиры в пригородах Парижа. Из Парижа была «выдавлена» атмосферой, сложившейся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.
В 1939 г. Цветаева вернулась в СССР, вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М.И.Цветаевой в Болшеве), соседями были чета Клепининых. Однако на родине ее родных ждала суровая участь — 27 августа была арестована дочь Ариадна, а 10 октября — Эфрон. В этот период Марина Ивановна практически не писала своих стихов, занимаясь переводами.
Во время Великой отечественной войны она с сыном отправилась в эвакуацию в Елабугу. Там, доведенная одиночеством, безработицей и трагичностью судеб близких, Марина Ивановна покончила жизнь самоубийством, повесившись 31 августа 1941 г. Похоронена на кладбище г.Елабуга.
Творчество Править
Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневности, конфликт быта и бытия, обыденности и жизни души. Интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность.
- Поэзия
- сборник «Вечерний альбом», 1910,
- сборник «Вёрсты», 1921,
- «Лебединый стан»,
- «Ремесло», 1923,
- «Психея»,1923;
- «Молодец», 1924;
- «После России», 1928;
- сатирическая поэма «Крысолов», 1925,
- «Поэма Конца», 1926.
- Трагедии
- «Федра» (1928).
- Эссеистская проза
- «Мой Пушкин», 1937;
- «Искусство при свете совести»,
- «Поэт и время»
- воспоминания об Андрее Белом, Валерии Брюсове, Максимилиане Волошине, Борисе Пастернаке и др.
- Мемуары
- «Дом у Старого Пимена»,
- «Повесть о Сонечке»
«Но одержимость искусством есть, ибо есть — и в безмерно-большем количестве, чем поэт – лже-поэт, эстет, искусства, а не стихии, глотнувший, существо погибшее и для Бога и для людей — и зря погибшее. Демон (стихия) жертве платит. Ты мне — кровь, жизнь, совесть, честь, я тебе — такое сознание силы (ибо сила — моя!), такую власть над всеми (кроме себя, ибо ты — мой!), такую в моих тисках — свободу, что всякая иная сила будет тебе смешна, всякая иная власть — мала, всякая иная свобода — тесна — и всякая иная тюрьма — просторна. Искусство своим жертвам не платит. Оно их и не знает. Рабочему платит хозяин, а не станок. Станок может только оставить без руки. Сколько я их видала, безруких поэтов. С рукой, пропавшей для иного труда…» Цветаева М.И., Об искусстве, М., «Искусство», 1991 г., с. 96.
Факты и Лайфхаки
Популярные новости
Они были приговорены к 17 и 16 годам заключения
Они считают ее «проектом» правых сил
Этот вопрос давно волнует пользователей Сети
Недостаток подготовки может стать фатальным для любой страны
© ТОО «Internet Portal Nur» Интернет Портал Нур, 2009-2020
Все права защищены
Республика Казахстан, 050060
г. Алматы, ул. Байзакова, 280 БЦ «Almaty Towers», 6 этаж
«За книгами» М. Цветаева
«За книгами» Марина Цветаева
«Мама, милая, не мучь же!
Мы поедем или нет?»
Я большая, — мне семь лет,
Я упряма, — это лучше.
Удивительно упряма:
Скажут нет, а будет да.
Не поддамся никогда,
Это ясно знает мама.
«Поиграй, возьмись за дело,
Домик строй».- «А где картон?»
«Что за тон?»- «Совсем не тон!
Просто жить мне надоело!
Надоело… жить… на свете,
Все большие — палачи,
Давид Копперфильд»… — «Молчи!
Няня, шубу! Что за дети!»
Прямо в рот летят снежинки…
Огонечки фонарей…
«Ну, извозчик, поскорей!
Будут, мамочка, картинки?»
Сколько книг! Какая давка!
Сколько книг! Я все прочту!
В сердце радость, а во рту
Вкус соленого прилавка.
Анализ стихотворения Цветаевой «За книгами»
С раннего детства Цветаева была буквально одержима книгами. Как только будущая поэтесса научилась читать, она открыла для себя удивительный и большой мир. Первое время маленькая Марина с огромным энтузиазмом бралась за все подряд. Она читала книги, которые мама давала ей и которые запрещала, которые предназначались ее брату Андрею, которые стояли в закрытом шкафу сестры Леры. Сильнейшая тяга к литературе осталась в Цветаевой на всю жизнь. Неудивительно, что в ее творчестве появилась тема чтения.
«За книгами» — легкое шутливое стихотворение. В нем рассказывается о семилетней девочке, которую мама обещала отвезти в книжную лавку. Лирическая героиня сгорает от нетерпения. Ей хочется поскорее отправиться в магазин, чтобы набрать как можно больше новых книг. Возраст ребенка неслучаен. Цветаева придавала огромное значение первым семи годам своей жизни. В автобиографии, написанной в 1940 году, она отметила, что все узнала до семи лет, «последующие сорок — осознавала».
Для стихотворения «За книгами» важен образ матери. Цветаева рано ее потеряла. Тем не менее, Мария Александровна много успела дать дочери — привила любовь к поэзии, прозаической литературе, музыке. Поэтому в огромном количестве ранних стихотворений Цветаевой встречаются упоминания о матери. Для Марины Ивановны важно было точное описание быта, она тонко чувствовала поэзию в обыденных вещах. Естественно, мама, когда-то являвшаяся важнейшей частью жизни, впоследствии часто становится героиней воспоминаний, облаченных в стихотворную форму.
Интереснейший момент в произведении «За книгами», когда девочка на один из вопросов матери отвечает:
Надоело… жить… на свете,
Все большие — палачи…
Следом упоминается Дэвид Копперфильд — главный герой известного романа-воспитания «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим» Чарльза Диккенса. Детство мальчика сложно назвать счастливым. Он перенес новый брак горячо любимой матушки, побои от отчима, беспросветную бедность. Поэтому появление его образа в контексте несчастного ребенка, обиженного бессердечными взрослыми людьми, вполне оправданно. В этом стихотворении упоминание смерти носит полушутливый оттенок. Как дети иногда думают: «Вот я умру, вы все поплачете». Здесь нет еще трагичности, обреченности, предчувствия страшного финала, которые встречаются в более поздней цветаевской лирике.