Анализ стихотворения Северянина — Увертюра (Ананасы в шампанском

Непринужденная беседа, легкая музыка, роскошные женщины в дорогих нарядах – первые ассоциации с произведением «Увертюра» И. Северянина. И конечно же «ананасы в шампанском» – символ богатства, роскоши и жизни на широкую ногу.

Именно сейчас стихотворение актуально как никогда – за блеском дорогих камней, знаменитыми лейбами и марками современные люди предпочитают жить в своем ветхом мире, где правят уже навязанные кем-то стереотипы. Автор предвидел эту ситуацию ещё полвека назад, он видел зарождение бессмысленной гонки за модой.

Автор сам попадает в строгие рамки определённого поведения, образа жизни, о чем смело повествует читателям. Но даже в таких условиях он продолжает творить, хоть и «порывно». Это наречие может служить идеальным описанием писательского труда, ведь, как известно, писать стихи невозможно по заказу, шедевры рождаются в глубине души и импульсом их появления на свет стают те самые порывы.

Творчество И. Северянина заметно

Значительное употребление неологизмов делает стихотворения автора намного проще для современного восприятия его творческого наследия. Не следует задумываться о значении архаизмов, все слова понятны и широко используются в речи.

Еще одна вечная сюжетная линия поэзии – женщины, не упущена и в стихотворении «Увертюра». Тема женщин в высшем свете настолько органична, что не описать её, значит не дать полную картину «лёгкой жизни». Эти женщины «остры» и «нервны», другими они и не могут быть в своём окружении. Такое общество зачастую жестоко, порой способно даже «трагедию…претворить в грёзофарс».

Что касается использования синтаксических фигур, то автор сделал ставку на аллегорические образы, помогающие понять истинное значение шикарных вечеров под звон бокалов и пустых бесед. В данном случае принятие такого образа жизни – попытка спрятаться от себя самого, от истинных проблем и душеных тревог. Эллипсис во второй и третьей строках создает желание действовать, экспериментировать, но, увы многое остается недосказанным.

Стихотворение В.В.Маяковского «Вам!»

Владимир Маяковский пришел в русскую поэзию в те годы, когда она переживала, в лице символизма, глубокий упадок. К десятым годам, когда со своими первыми стихами и декларациями выступили акмеисты и футуристы, когда зазвучали на страницах журналов первые, пусть еще не громкие строки пролетарских революционных поэтов, все признаки предвещали близость освежающей, очистительной бури. Должны были появиться поэты, способные вернуть русскому стиху традицию гражданственности, вывести его из добровольного заточения в «башне из слоновой кости» на улицу, в мир больших социальных страстей.

И такие поэты появлялись. Самым ярким из них до сих пор считают Маяковского, так как он смог, пройдя школу футуризма, не только выработать неповторимые стиль речи и форму стиха (знаменитую лесенку), но и, выйдя за рамки просто протеста против «обывательщины», стать истинным гражданским лириком. К одному из таких стихов, высмеивающих мещанский образ мыслей и образ жизни, относится «Вам!», написанное в 1915 году. Уже заголовок стихотворения наводит на мысль о вызове, которые делает поэт мещанам, как он противопоставляет себя и «их», как отчаянно бросает им в лицо свои обличительные строки.

Основной темой лирического произведения является описание мещанского быта, который показан поэтом настолько низменным и противным, что вызывает не ироническую улыбку, а отвращение. Маяковский обличает людей, ведущих такой образ жизни, в том, что они не задумываются ни о чем, кроме собственного комфорта. Их главная цель – иметь «ванную и теплый клозет», «нажраться», «жизнь отдавать в угоду». Весь остальной мир их не интересует. Я думаю, что Маяковский этим стихотворением хотел заставить людей задумываться о чем-то более высоком и духовном, быть реалистичными и не замыкаться на собственном удобстве и комфорте.

Стихотворение написано от первого лица. Лирический герой обращается к «ним», то есть к мещанам, не с просьбой и не с обращением. Он стыдит эту серую, сытую толпу, обвиняет ее в бездуховности и малодушии. Своими острыми, часто обидными словами он пытается образумить ее, называет «их» бездарными, по-всякому унижает и не стесняется в выражениях. Мещане предстают перед нами, как совсем опустившиеся люди:

Как вы с измазанной в котлете губой

Похотливо напеваете Северянина!

Неслучайно Маяковский употребил здесь фамилию поэта-футуриста Игоря Северянина. Когда Владимир Владимирович принадлежал к кружку футуристов, он поссорился с поэтом, и поэтому его фамилия ассоциировалась с чем-то отрицательным. Люди, которые читали и любили стихи Северянина, вызывали у Маяковского отвращение. Упомянув его фамилию, он в очередной раз выразил ненависть к футуристу и к «ним».

Еще одной важной особенностью я считаю то, что поэт употребляет по отношению к мещанам множественное число. Это подчеркивает отсутствие индивидуальности у этих людей, отсутствие собственного мнения и свободы суждений. Он считал, что такие люди вредны для общества, с ними невозможно будет выстроить социалистическое государство. Образ безликой серой массы, инертной толпы отражен и в названии стихотворения, и в каждом четверостишии.

Лирическое произведение состоит из четырех строф, и в каждой из них заложен контраст. Противопоставляются низкие, мещанские потребности и события, которые должны волновать многих людей, но не тех, кто любит «баб да блюда». В первом четверостишии Маяковский, как мне кажется, обличает любовь мещан к сплетням. Им неважно, что написано в газете. Главное – прочитать ее, потому что все читают газеты. Содержание как таковое их не интересует: герои, представленные к высшей награде, Георгиевскому ордену, для них неотличимы от, например, воров и мошенников. Ведь и о тех, и о других пишут в «столбцах газет»!

Во втором четверостишии Маяковский обвиняет мещан в том, что им все равно, что происходит в мире. Им неважно, что где-то гибнут люди за высокие цели, дети умирают от голода, многим негде жить из-за военных действий… Мещане живут в собственном ограниченном мирке, где хорошо и тепло, и не надо ничем забивать голову. Главное – было бы что поесть! Бездушие и безразличие к окружающим людям отражено в третьей строфе. Здесь налицо противопоставление жестокой реальности с мещанским бытом. Маяковский создает очень яркий образ раненого солдата и сытой толпы. И, наконец, в последнем четверостишии, кульминационном, Маяковский противопоставляет себя этой безликой толпе. Как всегда, гротескно и гиперболично, даже грубо, он в сердцах признается, что лучше «в баре блядям буду подавать ананасную воду!», чем отдавать свою жизнь в угоду этих низких людей. Здесь эмоции лирического героя достигают верха напряжения, вызывая еще больше отвращения к мещанам. Возможно, в этой строфе поэт снова обращается к творчеству Северянина, точнее, к таким его строкам: «Ананасы в шампанском!». Этим он подчеркивает, как для него низко «подавать ананасную воду», но все же это лучше, чем быть таким, как толпа мещан.

Стихотворение «Вам!» отличается от других творений Маяковского тем, что оно написано не лесенкой, а обычными четверостишиями. Также оно не является сатирическим, как, например, «Прозаседавшиеся». Оно вызывает не грустную улыбку, а отвращение к мещанской жизни. С помощью грубых эпитетов («нажраться», «измазанной в котлете губой», «похотливо напеваете») и гипербол («любящим баб да блюда», «проживающим за оргией оргию», «бобмой ноги выдрало») поэт добивается яркости и остроты в изображении мещан и их противоположностей, еще больше сталкивая их между собой. В стихотворении есть также и характерные для поэта ритмичность, надрыв и гротеск. Каждая строчка рождает в воображении яркие, гротескные образы, вызывая еще большую неприязнь к «ним». Изобилие восклицательных и вопросительных знаков препинания, многоточий, придают стихотворению эмоциональность. Стихотворный размер изменяется от строки к строке, создавая при этом ритмичность и придавая стихотворению ноты марша. Рифма в стихотворении перекрестная.

Для меня стихотворение «Вам!» — это великолепный образец сатиры Маяковского, создавая который поэт широко применял разнообразные художественные приемы. Это и излюбленный им сатирический гротеск, и гипербола в эпизоде с половинами людей, и прием контраста. Восхищает меня и стихотворная речь поэта, пересыпанная неологизмами («взъяренный», «раздвояться», «прозаседавшиеся»). Все это создает неповторимый облик поэта-сатирика, беспощадный смех которого долетает до нашего слуха с каждой строчки стихотворений.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Маяковский в розовом смокинге, или ананасы в шампанском

Начиналось турне весьма шикарно. Поэтов поселили в дорогом отеле, где они начали шиковать за счет организатора олимпиады. Игорь Северянин починил по этому поводу стихи:

Живем совсем как борова:

Едим весь день с утра до ночи,

По горло сыты, сыты очень;

Вокруг съедобные слова:

«Еще котлеток пять? Ветчинки? Пол-окорочка. «

А Маяковский, получив аванс, тут же купил себя для выступления розовый смокинг с черными атлаcными отворотами и трость. Вскоре, однако, выяснилось, что гастроли будут убыточными и атмосфера стала конфликтной.

Однако шикарное начало турне ознаменовалось рождением, пожалуй, самого знаменитого стихотворения Игоря Северянина «Ананасы в шампанском». Началось все с того, что Маяковский размочил кусочек ананаса в шампанском и с наслаждением съев его, предложил попробовать сей деликатес и Северянину. Вкусовые впечатление того оказались настолько яркими и восторженными, что поэт тут же провозгласил первые строки:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо́ и остро́!

Весь я в чём-то норвежском!

Весь я в чём-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Продолжение стихотворение родилось уже позднее:

Стрёкот аэропланов! Бе́ги автомобилей!

Ветропро́свист экспрессов! Крылолёт буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!

В группе девушек нервных,

в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!

Ананасы в шампанском

Так называется стихотворение Игоря Северянина ставшее символом красивой жизни.

…В кругу девушек нервных, в остром обществе дамском
Я комедию жизни превращу в грёзофарс,
Ананасы в шампанском, ананасы в шампанском,
Из Москвы в Hагасаки, из Hью-Йорка – на Марс!

Впрочем, такая жизнь слишком часто оказывается настолько пустой, что кроме внешнего блеска, в ней ничего нет; одни только ананасы и шампанское.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector