Анализ структуры поэмы А

Поэму принято рассматривать как эпическое произведение, а в таком качестве «Полтава» представляется низкохудожественной агиткой, в сюжете которой Пушкин возвеличивает Петра и клеймит отступника Мазепу. Такое общепринятое восприятие равносильно признанию отсутствия у Пушкина элементарных понятий о структуре подлинно художественного образа.

Если не принять это соображение в качестве побуждающего мотива для осуществления анализа структуры, то остается одно — обойти этот острый и неприятный момент путем использования эвфемизмов, «реабилитирующих» Пушкина как художника слова. Что и делается до настоящего времени.

«Мазепа, пожалуй, первый из пушкинских характеров, выдержанный с начала до конца как резко отрицательный, заслуживающий самого сурового приговора, в нем нет ни одной светлой, противоречащей его злым помыслам черты». Такая оценка превращается в приговор Пушкину как художнику слова, и в данном случае его вынес известный пушкинист Б.С. Мейлах. Ни для кого не секрет, что создание разных художественных образов — то ли резко отрицательных, то ли сугубо положительных — свидетельство не в пользу творческих способностей автора. И если мы верим в талант Пушкина, то должны безоговорочно признать, что сотворить художественный образ с такой характеристикой он просто не мог. И из этого исходить при оценке содержания «Полтавы».

В «Полтаве» присутствуют лирические мотивы, имеет место вторжение в повествование авторских ремарок, которыми насыщены посвящение поэмы и эпилог. В переводе на язык структурного анализа это означает, что имеет место нарушение обязательного для эпического произведения принципа объективации и что произведение это не эпическое, а имеет более сложную структуру; то есть что сказ в поэме ведется от лица рассказчика-персонажа с позиций отдельной фабулы; что это он, а не Пушкин, создал такой лубочный образ злодея Мазепы с одновременно льстивым восхвалением монарха; что в данном случае перед нами типичная породия, в которой авторский замысел может далеко не совпадать с намерением ангажированного рассказчика; и то, что воспринимается нами как содержание «Полтавы», — не более чем ложный сюжет, образующийся на фабуле вставной новеллы, которую принято считать поэмой Пушкина.

Читаем внимательно текст. Да, действительно, Мазепа демонстративно прорисован сугубо черными красками — не только как морально нечистоплотный человек в бытовом плане, но и как изменник России.

На его фоне Кочубей выглядит невинно пострадавшим ангелом — да, он предал Мазепу и идею национальной независимости, но ведь сделал это из благородного чувства мести своему куму и сподвижнику за то, что тот отнял у него дочь. Рассказчик получился у Пушкина довольно умелым мастером, и ему удалось чисто композиционными методами притупить внимание читателя — тот уже не обращает внимания на явные противоречия в сугубо «положительном» образе Кочубея, который, будучи противопоставлен образу Мазепы, явно же должен подчеркивать низменность его натуры. Противоречия проявляются в том, что такое противопоставление выглядит натянутым, не воспринимается как художественное. Причем это не те диалектические противоречия, из которых складывается всякий подлинно художественный образ, а элементарные композиционные нестыковки, уши которых выглядывают из-под внешне безупречно ведущегося сказа. Как рассказчик ни пытается скрыть от читателя истину, она, разрушая логику повествования, все же дает о себе знать.

Наличие таких художественных «нестыковок» в произведении большого художника всегда свидетельствует о присутствии рассказчика-персонажа. И действительно, образ Кочубея проигрывает по сравнению с образом Мазепы. Внешне поступки обоих диктуются якобы чувством мести, но уже здесь противопоставления не получается. По крайней мере в его декларированной форме. Ведь Кочубей мстит по сугубо личным, бытовым мотивам, под влиянием своей жены, у которой находит ся под каблуком, и даже в мести своей проявляет не приличествующие мужчине непоследовательность и малодушие: в конечном счете он полностью отрекается от своих в общем-то правдивых показаний в отношении Мазепы, а это немаловажная деталь характеристики его образа. Что же касается мотивов поступка Мазепы, то сугубо личными их вряд ли можно назвать. С его стороны присутствует не просто месть Петру за личное оскорбление; это оскорбление символизирует то, о чем Пушкин прямо сказать не мог, а его рассказчик не захотел: отношение Петра к порабощенной Украине.

Натура Мазепы оказывается более цельной и сильной: он не отрекается от своих планов даже ради поздней, романтической любви к Марии, то есть ради личного, и эта борьба мотивов достаточно отражена в тексте, а уж глубина чувства Мазепы сомнений не вызывает. Разве казнь Кочубея диктуется личными мотивами Мазепы? Повествование даже в том виде, как его ведет рассказчик, не оставляет сомнений в том, что ради Марии Мазепа простил бы измену, если бы она действительно носила личный характер. Но Кочубей изменил не Мазепе, а общему делу, за которое они вместе боролись.

И вот именно здесь возможная неоднозначность толкования этого момента устраняется Пушкиным «его в собственной», третьей фабуле поэмы. Это — авторские «Примечания». Смотрим 12-е — сухая справка: «20 000 казаков было послано в Лифляндию». Кем послано и зачем, Пушкин не пишет. Явно же не для защиты интересов Украины. Это то, что в рамках современной терминологии называют «пушечным мясом». То есть эта ремарка вкупе с текстом «вставной новеллы», каковой является повествование рассказчика, воссоздает мощный этический контекст, объясняющий мотивы поступка Мазепы и побуждающий читателя переоценить с противоположным знаком все, о чем повествует рассказчик. Не дает ли Пушкин этой ремаркой понять, что исход Полтавской битвы был бы не так очевиден, окажись эти 20 тысяч казаков на родной земле.

«Кочубей в своем доносе также упоминает о патриотической думе, будто бы сочиненной Мазепою». Вот оно в чем дело: у Кочубея — «донос», у Мазепы — «патриотическая дума». Внешне сухой текст примечания содержит оценку — то есть в данном случае имеет место вмешательство в текст рассказчика. А наличие рассказчика свидетельствует о том, что текст этот не служебный, а художественный; следовательно, примечания входят в состав произведения.

В «Полтаве» присутствует еще одна пара сюжетов, которые образуются с учетом полемической направленности самого произведения и личности того конкретного современника Пушкина, с которым он ведет полемику. За счет этих сюжетов художественная емкость системы еще более расширяется.

Художественные достоинства этой поэмы состоят в возвеличении Пушкиным образа Петра, то есть в прямой дидактике, которая, по большому счету, должна расцениваться не иначе как позор для художника слова. Выход из положения находят в привлечении параллели — «Медного всадника», содержание которого должно подтверждать пафос «Полтавы». Но при этом из поля зрения комментаторов как-то ускользает то обстоятельство, что, по замыслу Пушкина, Петр изображен там как идол, то есть истукан, причем неизменно медный, в то время как конь под ним, которого он, как и Россию, «поднял на дыбы», описывается как отлитый из благородного металла — бронзы.

Кроме того, в сюжете появляется еще один образ — сатирика, выступающего против раболепного служения сильным мира сего. Этот образ поэта противопоставляется созданному им образу рассказчика «Полтавы» — придворного литератора; именно этот образ, а не Мазепы, Кочубея или Петра, является главным в произведении; с ним ведет полемику Пушкин, и ради этого сатирического образа, ради полемического пафоса и была создана «Полтава» вместе с ее внетекстовыми структурами.

Анализ произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Название Анализ произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Дата конвертации 26.07.2013
Размер 33.02 Kb.
Тип Анализ
источник
Анализ произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Совсем недавно мною было прочитано великолепное произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка». В книге повествуется о юном парне Петре Андреевиче Гриневе, который по настоянию своего отца проводил службу в Белогорской крепости.

Белогорская крепость, гарнизонная жизнь не прельщала молодова человека. Еще больше Гринев разочаровался, когда увидел вместо грозных башен и бастионов, деревушку, окруженную бревенчатым забором.

Капитан Миронов казался ему строгим и сердитым «старикашкой», который полностью отдан своей службе.

Однако вскоре Гринев изменил свое отношение к Белогорской крепости. Его жизнь в крепости превратилась «не только в сносную, но и приятную». Оказалось, что и мнение о капитане Миронове его было ошибочным. Он жил в его доме как родной человек. А

Дочка капитана, Маша Миронова, которая сначала не понравилась Гриневу, оказалась даже очень привлекательной.

По приезду в Белогорскую крепость Гринев познакомился с образованным, культурным человеком — Швабриным. Они оба были рады этой встречи, потому, что других образованных людей здесь не оказалось, однако вскоре их отношения стали меняться. Еще с начала знакомства Швабрин начал льстил Гриневу. Боясь признаться в том что ему очень нравиться Маша, он утверждал что она полная дурочка и даже очень не красива.

Написав стихи про свою возлюбленную, Гринев показал их Швабрину, но тот в свою очередь только рассмеялся ему в лицо, сказав, что это полная глупость. Но на самом то

деле они ему не понравились, от ревности к Маше. Он стал «немилосердно» разбирать каждую строчку стиха. Но Гринев не выдержал и начал бросаться на Швабрина, а тот, возненавидев Гринева, предложил ему дуэль на шпагах. Конечно же, он с радостью согласился, ведь была задета его честь. На дуэли он был ранен «в грудь, пониже правого плеча».

Очнувшись после ранения, Гринев сразу понял, что лежит «на кровати, в

в незнакомой горнице». Вскоре открылась дверь, и он увидел Марью Ивановну. Петр был еще очень слаб поэтому она запретила ему разговаривать.

На следующий утра Гринев увидел Машу, она поцеловала Петра и осталась рядом. Так и перерастали их дружественные отношения в любовь

Гринев пошел на поправку. Однажды он сказал Марье Ивановне: «Милая, добрая Марья Ивановна, будь моею женою». Конечно же она согласилась, однако позже Маша добавила, что без согласия родителей Гринева. она замуж не пойдет. «В нежности матушкиной я не сомневался; но, зная нрав и образ мыслей отца, я чувствовал, что любовь моя не слишком его тронет и что он будет на нее смотреть как на блажь молодого человека» — с этими печальными мыслями Петр писал письмо родителям, просить их родительского благословения.

Маша, прочитав письмо Гринева родителям, сказала, что подобное письмо разжалобит самого сурового человека. Поэтому и сомнений у них не было в его

Однако ответ, который пришел вскоре от его родителей был отриуательным. Бывает так. Гринев оказался в сложной ситуации, он совсем не ожидал такого от отца, ведь он был уверен что отец согласиться. Он разочаровался в отце.

Прошло время, и вдруг Гринева вызывают к капитану. Когда все офицеры были в сборе, комендант сказал: «Господа офицеры, важная новость! Слушайте что нам

В письме говорилось, что из-под караула сбежал донской казак Емельян Пугачев. После побега Пугачев захватил и

разорил уже несколько крепостей. Ограбил все крепости и произвел смертные казни. Поэтому генерал приказывает коменданту принять надлежащие меры.

Спустя некоторое время был взят в плен башкирец «с возмутительными листами». Комендант собрал офицеров и принял решение пытать башкирца.

Было вынесено указание, принести плети. Спустя несколько минут привели невольника. Башкирец перешагнул через порог. Он был очень стар, но глаза его еще сверкали огнем. В нем капитан узнал бунтовщика, который, был в их капканах.

На вопрос капитана:»Говори, кто тебя подослал», башкирец ничего не ответил. Помощник коменданта Юлай задал ему тот же вопрос на татарском языке. Но башкирец опять промолчал.

Комендант приказал избить его плетями. Когда Юлай замахнулся, чтобы ударить его плетью, башкирец протянул жалобный звук. Когда он окрыл все увидели, что у него вместо языка шевелился короткий обрубок. Все безусловно были поражены случившимся.

Незадолго после этого случая пугачевцы взяли Белогорскую крепость.

Конечно же армия Белогорской крепости, в которой состоял Гринев билась до последнего, но что она могла сделать против многочисленной пугачевской армии.

Гринев сразу узнал в захватчике вожатого, который проводил их до постоялого двора в ночь бурана. Пугачев тоже узнал. Мне кажется, что только благодаря этому Пугачев помиловал Петра.

Вскоре отношение Гринева изменилось к Пугачеву к лучшему.

Анализ стихотворения Пушкина «Заклинание»

Одной из самых ярких и насыщенных является любовная лирика А.С. Пушкина. Огромное число стихотворений посвящено женщинам, которыми поэт восхищался или был влюблен. Не стало исключением и произведение «Заклинание», написанное Пушкиным в зрелую пору своего творчества.

Исследователи предполагают, что стихотворение посвящено умершей гречанке Калипсо Полихрони, которую и в других своих произведениях Пушкин называет Лейлой. Все в стихотворении пронизано любовью к рано ушедшей возлюбленной. Здесь есть и мольба, и злоба на те силы, которые

В стихотворении нет серых тонов, здесь все либо белое, либо черное. Это помогает создать атмосферу душевного накала, состояния крайнего морального истощения. Лирический герой в порыве отчаяния взывает к миру мертвых, он ищет связи со своей возлюбленной. Все стихотворение проникнуто определенной мистичностью, в нем нет места материальному и живому. Он зовет любимую: «Ко мне, мой друг, сюда, сюда!».

Герой не боится божьей кары, он жаждет ее. Поэтому в стихотворении два основных образа: лирического героя и его возлюбленной. Ему все равно как она будет выглядеть: «… Как ты была перед разлукой,

Не зря Пушкин называет стихотворение «Заклинание». Лирический герой молит и просит возлюбленную вернуться к нему. Без нее не представляет себе дальнейшего пути. «Хочу сказать, что все люблю я, Что все я твой: сюда, сюда!»

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в каждой строфе представлена различная рифмовка: перекрестная и кольцевая. В тексте явно видны призывы и повторения. Также особый смысл в структуре текста несут многоточия. Они передают чувства героя, его безнадежности. Очень часто повторяются гласные звуки (ассонанс), это помогает придать тексту мелодичность и напевность, даже некоторую заунывность.

Произведение наполнено определенной надрывностью и обидой, нежеланием возлюбленного смириться с утратой. Пушкин великолепно передал эмоции и стремления лирического героя. Это стихотворение навсегда останется в копилке лучших произведений о любви.

Александр Сергеевич Пушкин, краткая биография

Знаменитый русский поэт, драматург, прозаик Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (по новому стилю 6 июня) 1799 года в небогатой семье. Кроме него у родителей было ещё двое детей — дочь Ольга и сын Лев. В детстве Александр много времени проводил в Подмосковье у своей бабушки. Именно она наняла ему няню Арину Родионовну, которую так полюбил мальчик.

Юность.

Уже к девяти годам Пушкин был хорошо знаком с библиотекой своего отца. Он всерьез увлекался творчеством Вольтера, Гомера, Плутарха и т. д. А под впечатлением от произведений Мольера Александр написал свое первое стихотворение на французском языке. Именно оно стало первым шагом на пути к большому творчеству.

В 1811 году Пушкин поступает в Царскосельский лицей — престижное учебное заведение для молодежи. Именно в это время у поэта формируются свои личные политические взгляды и убеждения. Он радуется жизни, восхищается всеми ее сторонами, его часто посещает вдохновение. За шесть лет пребывания в лицее Александр написал около 130 стихов, среди которых «Окно», «Желание», «К другу-стихотворцу».

В Царскосельском лицее Пушкин начинает писать свою известную поэму «Руслан и Людмила». Стимулом к началу этой работы стал выход произведения Карамзина «История государства Российского». Оттуда поэт заимствовал имена соперников Руслана (Ратмир, Фарлаф и Рогдай). Впоследствии произведение «Руслан и Людмила» вызвало неодобрение со стороны критиков. Они обвинили Александра Сергеевича в снижении высокого канона жанра поэмы.

Новая жизнь.

После окончания учебы в 1817 году Пушкин поступает на службу в Коллегию иностранных дел. Он становится членом литературно-театрального общества «Зеленая лампа». На его собраниях при свете зеленой лампы обсуждались последние политические и литературные новости.

В этот период у Пушкина обостряется чувство патриотизма, появляется вольнодумство, за что он едва не попадает в ссылку. Александр Сергеевич пишет стихотворение «К Чаадаеву», оду «Вольность» и другие «смелые» произведения. Поэт становится популярным.

С 1820 по 1822 год Пушкин отправляется служить на Кавказ в Южную ссылку. Там он создает одну из своих известных работ «Кавказский пленник». На ее написание поэта вдохновили поэмы Байрона «Абидосская невеста», «Дон Жуан», «Гяур». В произведении Александра Сергеевича умело переплетены исторические, этнические и любовные мотивы. По мнению критиков, главный герой «Кавказского пленника» является прототипом самого автора.

Также в эти годы Пушкиным была написана поэма «Бахчисарайский фонтан». Поэт приступил к ее написанию после посещения «Ханского дворца» в Крыму. Но впечатлили его не ханские палаты и фонтан, толчком к созданию этого шедевра стала романтическая легенда о крымском хане, которую Александр Сергеевич впервые услышал еще в Петербурге.

В Южной ссылке знаменитый поэт пишет такие произведения, как «Песнь о вещем Олеге», «Узник», а также начинает поэму «Евгений Онегин». Последнее творение он будет создавать несколько лет. В его основе лежит изменение политики России, становление личности главного героя, его мысли и внутренние переживания.

И снова ссылки…

Летом 1823 года А. С. Пушкина переводят под наблюдение графа Воронцова, поэт переезжает в Одессу. Но отношения с графом были напряженные, и уже через некоторое время Пушкина увольняют с государственной службы и высылают в имение его матери — Михайловское. Здесь он уединился от суеты и продолжил писать «Евгения Онегина», написал стихотворения «Давыдову», «На Александра I», «На Воронцова».

Любовь и смерть.

В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин встречает любовь всей своей жизни — Наталью Гончарову. Он безумно влюбляется в нее и после долгих ухаживаний добивается ее взаимности. В 1831 году происходит их венчание. В течение нескольких лет она подарила поэту троих детей. Однако их счастье продлилось недолго.

На одном из балов Пушкин замечает, как Дантес откровенно флиртует с его любимой. Александр Сергеевич вызывает соперника на дуэль, в которой получает смертельное ранение. После двухдневных страданий 29 января 1837 года поэт скончался. Похоронен Александр Сергеевич на кладбище Святогорского Успенского монастыря, который расположен недалеко от Михайловского.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: