Анализ стихотворения Зимняя дорога Пушкина 6 класс

Стихотворение «Зимнее утро» одно из самых светлых стихотворений Пушкина: радость наслаждения красотой не омрачена здесь никакими грустными раздумьями. Даже появляющееся во второй строфе воспоминание о прошедшей вьюге и зимней непогоде не вызывает тяжелого ощущения, а лишь оттеняет по контрасту прелесть морозного утра. Пятиклассники обычно видят в стихотворении великолепие зимы: голубой лед речки, сверкающий иней, зеленеющую ель. Для них на первый план выступают конкретные образы и возникающие под их воздействием собственные чувства радости, бодрости.

Задача учителя — углубить первоначальное восприятие детей, помочь им увидеть отражение в картинах природы душевного состояния, переживаний поэта.

В стихотворении Пушкина ликующее ощущение радости и полноты жизни вызвано не только природой, но и чувством любви, которая обостряет ощущение прелести наступившего утра. Поэт обращается «к другу прелестному», как бы приглашая разделить с ним радость наслаждения красотой. Этот второй план не выявляется, конечно, на уроке, хотя учителю нельзя не помнить о нем, чтобы быть наготове перед неожиданными порой вопросами детей и чтобы вернее подойти к чтению «Зимнего утра».

Остановимся на основных моментах анализа стихотворения и деятельности учащихся на уроке. При подготовке к первоначальному восприятию «Зимнего утра» можно опираться на собственные впечатления школьников от зимней природы («Что вам кажется радостным и что печальным в зимней природе?», «Однообразен ли зимний пейзаж и какие краски в нем преобладают (или: какие краски для него характерны)?», «Чем красива зима?»); можно принести на урок репродукции с картин Шишкина, Васильева, Степанова, Юона и др., чтобы зрительные образы разбудили воображение учащихся. Если же идти от биографических представлений, то полезно выяснить: что знают школьники об отношении поэта к природе, что он в ней любит, чем чаще всего любуется’.

И все-таки «Зимнее утро», даже если чтению его предшествует эмоциональная подготовка, нелегко для восприятия двенадцатилетних учеников. Живая радость бытия, счастье делить эту радость с другом, нега домашнего тепла и уюта, почти физическое ощущение яркости и чистоты зимних красок, контраст вечерней мглы и утреннего ослепительного сияния и связанное с этим различие душевных состояний — такое многообразное впечатление нелегко уловить даже опытному читателю,

В хрестоматиях для начальных классов им встречались стихи Пушкина о весне, зиме, осени.

Вторая часть — это воспоминание о вчерашней вечерней непогоде и подавленном душевном состоянии, когда небо было для поэта мутным, лупа — бледным пятном,, которое не светит, а желтеет сквозь мрачные тучи.

Мрачность, тягостность этой картины позволяет поэту выразить с особой силой чувство радости, счастья бытия, наслаждения красотой, которые составляют содержание основной части стихотворения.

Все в душе поэта ликует, а отсюда красочность и эмоциональность впечатлений от зимней природы и окружающей поэта обстановки, которые находят выражение, с одной стороны, в поэтически-приподнятых образах (небеса, великолепные ковры снегов, комната озарена янтарным, блеском, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. ), а с другой стороны, в обычных, жизненно-непритязательных словах и выражениях, передающих теплоту простых человеческих отношений («веселым треском трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Не велеть ли в. санки кобылку бурую запречь. »).

Благодаря установке на выявление зависимости между настроением поэта и художественным видением, раскрывающимся и в композиции стихотворения, и в богатстве выразительно-изобразительных средств поэтического языка, содержание стихотворения становится близким ‘ детям, они проникаются жизнерадостным мировосприятием поэта. В процессе разбора стихотворения пятиклассники овладевают лексикой и фразеологией, необходимыми для выражения всей гаммы чувств, пережитых ими вместе с поэтом.

Они получают яркое представление о разнообразии интонационного строя стихотворения, осознают значение пауз между строфами: в одних случаях паузы требуют контрастности настроения (вечерняя мгла, мутное небо — и великолепие солнечного утра), в других — остановка голоса вызывается переходом к новому душевному состоянию (от любования красотой поля, неба, леса — к ощущению мира и покоя домашнего очага).

Учитель может здесь руководствоваться следующими вопросами:

wallit.ru

Домен зарегистрирован
и припаркован в REG.RU

Создайте сайт c REG.RU

Надёжный и быстрый

  • Стабильность

На всех тарифах установлена защита от DDoS-атак.

Эффективная антивирусная проверка и лечение файлов.

Мы гарантируем возврат за неиспользованный период.

Выберите подходящую платформу для проекта любой сложности и обеспечьте вашему сайту максимальную скорость!

Используйте Готовые решения на CMS с возможностью тонкой настройки и установки дополнительных модулей.

Оцените удобный инструмент для лёгкого и быстрого создания современных адаптивных сайтов за несколько минут.

Защитите ваш сайт

Установите бесплатный SSL-сертификат и обезопасьте ваш проект от злоумышленников! Кроме того, вы повысите авторитет сайта среди посетителей и клиентов и улучшите его SEO-показатели.

Анализ стихотворения АС Пушкина Зимняя дорога Анализ стихотворения Есенина ПорошаСопост

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные русские пейзажи. « Пробирается луна», « на печальные поляны льет печально свет она». Эти слова передают именно тот пейзаж, который видит Пушкин, проезжая мимо. Наверное, он специально повторяет слова « печальный», « печально», чтобы усилить грусть и уныние. В стихотворении «Зимняя дорога», написанном в 1826 году, звучит традиционная для лирики Пушкина тема дороги.

Даже дорогу поэт называет « скучной», и утомительное звучание колокольчика только еще больше увеличивает печаль автора. Лишь только борзая тройка нарушает всеобщее природное уныние. Пушкин наедине с природой, зимней, уснувшей до весны. Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы. Поэтический образ “полосатых вёрст” — это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека. Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик … гремит”, песни ямщика. Во второй и третьей строфах автор дважды употребляет однокоренные слова (“Печальные”, “печально”) которые помогают понять душевное состояние путешественника. С помощью аллитерации поэт изображает поэтический образ художественного пространства – печальные поляны. Читая стихотворение, мы слышим звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика. Долгая песня ямщика – значит длинная. Седоку грустно, тоскливо. И читателю невесело. В песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека.

Однако, в отличие от стихотворений романтического периода, здесь она осмысливается иначе. Романтический герой — вечный скиталец, вся его жизнь — в пути, в дороге, и любая остановка означает для него потерю свободы. В романтической поэзии тема свободы с темой дороги связана очень тесно. Здесь же тема дороги соединяется не со стремлением к свободе, а наоборот — герой стремится домой. Дорога здесь связывается с «волнистыми туманами», «печальными полянами» и «однозвучным» колокольчиком, а сама дорога названа «скучной».

Главное, что хотел передать поэт – это грусть и скуку, которая поджидает любого путника на зимней дороге. Природа спит, тишина вокруг, вокруг ни души, от этого становится даже немного жутко. Ведь вокруг ни домов, ни огонька, который бы указывал на присутствие человека. Мрачные мысли роятся в голове, холодно. Одна радость – награда в конце пути: посиделки у камина с дорогим сердцу человеком. Это и придает силы, желание двигаться дальше, ожидать…

А пока что тишина, грусть и тоска, белая гладь и только звенит колокольчик. Даже ямщик, утомившись от песен, задремал и, как будто, слился с безмолвной и зловещей зимней природой. Кажется, безмолвность луны и полей перешла и на него. А мимо только столбы проносятся, которые хоть и выглядят уныло, в то же время говорят о том, что путь сокращается, конечная цель приближается. Только чем чаще они мелькают, тем бесконечной кажется зимняя дорога.

Стихотворение А. С. Пушкина словно разделено на две части, в первой описывается пейзаж, и чувствуется внутренняя тревога, тоска и уныние писателя, а во второй части автор разговаривает с Ниной, наверное, своей знакомой. Пушкин говорит, что завтра, когда вернется домой, даже встреча с любимой не заставит исчезнуть ту тоску, впечатление от которой еще долго будет жить в его душе. Чтобы передать такое грустное, унылое настроение, автор использует художественно-изобразительные средства: эпитеты ( « печальные», « скучный», « однозвучный», « волнистый» и другие).

Эти слова придают стихотворению тревогу и печаль. Присутствуют здесь и олицетворения ( « пробирается луна», « льет печальный свет»), эти выражения придают нотку тайны. Когда дочитываешь стихотворение, кажется, будто тихий звон колокольчика затихает вдали…

И последняя деталь – туман, закрывший « лунный лик», придает стихотворению еще большую тревогу и тайну.

А. С. Пушкин любил, понимал и тонко чувствовал русскую природу. Поэт никогда не изображал пейзаж отдельно от человека: состояние его души всегда находится в гармонии с природой.В стихотворении «Зимняя дорога» есть и определенный скрытый смысл. Описывая свое путешествие, Александр Пушкин сравнивает его с собственной жизнью, такой же, по его мнению, скучной, унылой и безрадостной. Лишь некоторые события вносят в нее разнообразие наподобие того, как ямщицкие песни, удалые и грустные, врываются в ночную тишину. Однако это – лишь короткие мгновения, которые не способны изменить жизнь в целом, придать ей остроту и полноту ощущений.

Работу выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1400 Светкина Ольга Анатольевна.

«А.С. Пушкин «Зимняя дорога»»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • познакомить со стихотворением «Зимняя дорога»;
  • формировать навыки анализа поэтического текста;
  • развивать связную речь, образное мышление, память;
  • развивать умение работать в группах, сотрудничать;
  • воспитывать чувство прекрасного через поэтическое произведение.

Оборудование: компьютер, презентация.

Этапы Действия учителя: Действия учеников:
1. Оргмомент

2. Сообщение темы и цели урока

3. Подготовка к восприятию художественного произведения

4. Организация художественного анализа

5. Работа над идеей стихотворения.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия – Здравствуйте!
– Давайте вместе преодолевать трудности! Итак, вы готовы?
– Молодцы! Садитесь.

– Прочитайте замечательные слова Николая Некрасова: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией. »

– Почему я взяла эти слова для урока?
– А вот со стихотворением какого поэта, вы узнаете, когда поиграете в игру «Узнай поэта». (Нужно в каждой строке выбрать по одной букве и из них составить фамилию поэта) Слайды 2, 3
– Да, верно, тема сегодняшнего урока поэзия, а именно стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога»
– Как вы думаете, для чего нужно это знать?

– Видели ли вы портрет поэта, написанный художником Тропининым?
Слайд 4.
– Каким изобразил художник Пушкина?

– А каким поэт был в жизни? Давайте послушаем факты его биографии!

Ребята выступят с сообщениями об авторе.

1. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра 1. Надежда Осиповна – мать Александра Сергеевича. Отец – Сергей Львович.

2. Ранние годы Пушкина прошли в Москве. Домашние будущего гения утверждали, что «он с младенчества был необыкновенно одарён».

3. Его воспитанием занимались две женщины – бабушка по матери Марья Алексеевна Ганнибал и крепостная няня Арина Родионовна, которая, по рассказам сестры поэта, была «настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками». Они научили маленького Пушкина любить родную природу, родину.

4. В 12 лет наступает еще один важный период в биографии Пушкина Александра Сергеевича – учеба в Царскосельском Лицее. Это была особая школа для родовитых дворян, она находилась недалеко от Ленинграда – Санкт-Петербурга – в Царском Селе. В лицее Пушкин провёл 6 лет. Он с увлечением занимался историей, литературой, изучал французский, немецкий языки, латынь. Именно здесь впервые его оценили как поэта.
– На сегодняшний день все знают А. С. Пушкина и любят его стихи и сказки.

– Давайте вдохнём запахи зимы.
– Одно из замечательных стихотворений А.С.Пушкина о родной Земле и природе называется «Зимняя дорога».
– Как вы думаете, каким может быть настроение, если ехать одному зимой ночью в кибитке?
– Давайте закроем глаза и послушаем
Стихотворение в исполнении народного артиста Российской Федерации Бортникова.

– О чём это стихотворение?
– Как читалось стихотворение?

– Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Прочитать своё четверостишие и найти в нём образы, которые создают грустное настроение.

Работа над четверостишиями.

– Найдите самое красивое четверостишие. Слайд 12.
– Какие образы увидели?
– Как вы понимаете словосочетание
«пробирается луна»?
– Как называется это художественное
средство?
– Почему туманы названы волнистыми?

– Как называется это образное художественное определение?
– Назовите рифму в этом четверостишии.
– Как называется такая рифма?
Слайд13.
– Перечислите образы во втором четверостишии.

– А есть ли в этом отрывке эпитеты?

– Что значит «борзая»?

– Почему колокольчик назван однозвучным?
– Давайте посмотрим, как настроение в стихотворении передаёт ритм.
– Прохлопаем двустишие ладошками и определим, подходит ли тот ритм, которым пользуется Пушкин.
Ко/ло//коль/чик// од/но//звуч/ный
У/то//ми/тель//но/ гре//мит.
Такой ритм Пушкин использует специально, чтобы передать скучный монотонный бег лошади.

– Скачем дальше. Кого видим?
– Как меняется настроение в песнях ямщика? Слайд 14.
– А какие песни у ямщика?

– Барину слышится что-то родное. Подберите однокоренные слова к этому слову.
– Посмотрите, как близки эти слова по значению. Природа соотносится с внутренним состоянием человека.
– Испытывали ли вы когда-нибудь такое чувство?

– Какие образы (картины) видитес в следующем четверостишии? Во всём чувствуется тоска и одиночество.

Верста – русская мера длины.
– Зачем так много многоточий в этом отрывке текста?

– Какое у вас настроение после прочтения этих строк.

– Дочитайте стихотворение до конца. Почему у Пушкина было грустное настроение?

– Что помогает поэту передать его чувства?
– А художнику?
– А музыканту?
– На это стихотворение были написаны разные мелодии. Послушайте романс Алябьева.
– Что хотел передать композитор?

– А что бы вы хотели сделать дома?
– Запишите домашнее задание.

Вопросы на слайде 17.

– Молодцы! Спасибо за урок!

– Мы сегодня на уроке будем знакомиться со стихотворением.

– Чтобы почувствовать красоту природы, переживания героя, увидеть красоту отдельных строк.

– Задумчивым, умным, серьёзным.

Дети выступают с сообщениями о Пушкине.
(Учитель показывает слайды на мониторе компьютера).

Фотография родителей А.С.Пушкина.

Фотография Пушкина в детстве.

Фотография Арины Родионовны.

Фотография А.С.Пушкина в юности.

– Настроение грустное, печальное, тоскливое…

– О зимней дороге.
– Стихотворение читалось напевно, ласково, мечтательно, немного печально.

Читают 1 четверостишие.

– Луна, волнистые туманы, печальные поляны.
– Она медленно передвигается.
– Олицетворение.

– Туманы густые и движутся, как волны, напоминают море.

– Луна – она;
Туманы – поляны.
– Перекрёстная.

– Зимняя дорога, тройка борзая, колокольчик однозвучный.
– Борзая тройка, колокольчик однозвучный.
– Быстрая упряжка из трёх лошадей.
– Его монотонный звук надоедает слушать.

– Ямщика – т. е. кучера.
– То разгулье удалое, то сердечная тоска.
– Длинные, долгозвучные, заунывные, поэтому настроение тоже грустное.

– Например, на улице плохая погода и настроение портится.

– Глушь и снег, вёрсты полосаты.

– Это говорит о недоговорённости, о грусти, о которой поэт не хочет говорить.
– Становится совсем грустно.

– Мечтает оказаться дома, встретиться с родным близким человеком.

– Слова.
– Краски.
– Музыка.

– Чувства поэта, как ему грустно и хочется домой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: