Анализ стихотворения Пастернака — Нобелевская премия

В 1958 году Б.Пастернаку была присуждена Нобелевская премия за его произведение “Доктор Живаго”. И эта наивысшая награда мирового сообщества стала поводом для травли поэта в пределах его родины.

Пастернака сразу же исключили из Союза Писателей СССР, ему грозил арест и ссылка. В то тяжелое время от поэта отвернулись друзья, коллеги, его поддерживала лишь его спутница жизни – Ольга Ивинская. В обстановке тотальной травли и давления, Пастернак отказался от присужденной ему премии, написав телеграмму в Шведскую академию.

Содержание стихотворения ничего не говорит нам о событии, которое вызвало такое печальное настроение, только название произведения открывает нам завесу истинной причины удрученного состояния писателя. Пастернак сравнивает свою жизнь в СССР с клеткой, лирический герой “как зверь в загоне”, а свобода и воля где-то далеко, где-то за границей.

Описание природы в стихотворении “Нобелевская премия” показывает нам истинные

Далее автор размышляет над причиной всего этого. Он задает риторический вопрос: “Я убийца и злодей?”. И сам же на него отвечает, ведь причина туч, что сгустились над ним, в том, что он прославил свою родину собственным творчеством и вместо признания и почета, получил гонения.

Последняя строфа стихотворения наполнена оптимизмом, несмотря на предчувствие скорой смерти, автор уверен, что “дух добра” одолеет все злые силы, общество освободиться от оков тоталитаризма, поймет весь ужас подобного режима, почувствует, что быть свободным с своей стране – это природное и обязательное состояние человека.

Стихотворение трагично и очень смело, независимо от положения Пастернака он все же решился высказаться, хотя подобные действия могли привести к самым печальным для поэта последствиям.

«Ландыши», анализ стихотворения Пастернака

В поэтическом наследии Бориса Пастернака отразилась его неординарная личность, тонко чувствующая мир, с глубоким философским взглядом на жизнь. Своеобразие стиля поэта четко прослеживается в необычном синтаксисе, непредсказуемости метафор и уникальном звуковом ряде.

Ученик Скрябина, выросший в семье талантливого художника и пианистки, Борис Пастернак считал творчество единственно важным делом. Его лирический герой, как правило, отделен от повседневной жизни поэта, виражей судьбы. Суть лирики Пастернака в том, что автор не является героем своих произведений. Мы не знаем его чувств, мыслей. Главные темы поэта – творчество, любовь, природа – переплетены в единое целое, составляют «существованья ткань сквозную». У Пастернака своеобразная точка зрения на основные жизненные явления, что придает особый интерес его произведениям, заставляет размышлять, обогащает опытом, будоражит воображение.

Одна из главных тем – чувство благодарности и благоговения перед сложным и многообразным миром, где природе отведено важное место. Поэт не противопоставляет ее городу как Есенин и Маяковский. Пейзаж в поэзии Пастернака существует с лирическим героем на равных правах.

Не простое любование, а глубокое погружение в «механизм» природы, внимание к каждой детали, желание уловить и передать атмосферу, движение, стремительный поток света и красок – таков поэтический метод Пастернака.

Достаточно много произведений поэта можно отнести к пейзажной лирике: «В лесу», «Июльская гроза», «Август», «Осень», «Зимняя ночь». Одним из лучших в этом ряду считается стихотворение «Ландыши» из сборника «Поверх барьеров», созданное в 1927 году.

Оно написано четырехстопным ямбом и состоит из семи строф. Стопа «Ландышей» двухсложная с ударением на втором слоге. Рифмовка перекрестная — АВАВ.

Стихотворение достаточно характерно для поэтического наследия Пастернака. В нем обычные явления и предметы поэт открывает нам с совершенно неожиданной стороны. «Ландыши» пронизаны звуками и ассоциациями. Пастернак очень искусно нарушает привычные синтаксические нормы. Слова здесь обычны, но их расстановка в строфе удивляет своей новизной уже с первых слов стихотворения. Название «Ландыши» вызывает у читателя стойкую ассоциацию с хрупким, изящным весенним цветком. Ландыш – символ верности, чистоты, любви и нежности. И вдруг диссонанс: «с утра жара», а полдень может внезапно «хряснуть».

Далее образ жары усиливается с помощью эпитетов и гипербол: «потное плечо», «нещадная резня», «белизна сурьмится углем»… Но стоит герою свернуть в березовую рощу, как жара внезапно рассыпается на миллиарды блестящих осколков. Сравнение «весна здесь сказочна как Углич» создает ассоциативный ряд: березки – древнерусские красавицы – старинная архитектура с белыми стенами и зелеными куполами. Эхом повторяются звуки в словах «жара», «грузный», «рухнет в ребрах», «разгранке», «дрожащих». Все вместе создает невероятное ощущение резкого перехода от ослепительно-яркого и знойного весеннего дня к сырой прохладе леса под сводами стройных берез.

Пастернак умело прячет между строк свои философские размышления о том, что жизнь также хрупка как стекло и контрастна как жаркий солнечный день и прохладный лесной полумрак. В обыденном спрятаны удивительные вещи, которые не ожидаешь почувствовать и увидеть.

Сырой овраг сухим дождем
Росистых ландышей унизан.
Шурша неслышно, как парча,
Льнут лайкою его початки,
Весь сумрак рощи сообща
Их разбирает на перчатки.

У автора дождь ландышей, даже не обсохших от росы, в сравнении с настоящим дождем — «сухой». Определения противопоставлены друг другу, но такой прием рождает неожиданный образ, обогащенный аллитерацией: «шурша неслышно, как парча». Образ дополнен осязательным впечатлением: «льнут лайкою». Здесь нежные, молодые листья ландышей напоминают прикосновения к рукам тонких лайковых перчаток.

Пастернак умеет видеть то, что неподвластно большинству людей, он очеловечивает пейзаж. Природа настороженно вглядывается в человека, пытаясь его понять.

И вот ты входишь в березняк,
Вы всматриваетесь друг в дружку.
Но ты уже предупрежден:
Вас кто-то наблюдает снизу.

Пейзаж не просто отражает внутренний мир героя — они слиты воедино. Это единство яркое и своеобразное, но только внимательному наблюдателю откроются все его тайны и чудеса, богатство и мудрость.

Анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912)

Б.Л. Пастернак – крупнейший русский поэт XX века, художник глубокого интеллектуального и художественного напряжения. Им написано множество удивительных, великих произведений. Язык его поэзии настолько современный, что никогда не будет подвержен коррозии лет. Он создал в своих книгах мир со всеми обыденными реалиями и высоким небом, с его радостями и печалями, он запечатлел на века саму жизнь.
Поэзия Б. Пастернака аналитична и музыкальна. Своеобразие большинства его произведений определяется решением необычных философских проблем, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии человека со вселенной представляет концепцию жизни поэта.
Б. Пастернак сумел глубоко пережить дух своего удивительного времени, затем передать его атмосферу, несбывшиеся исторические надежды и судьбы своих современников. Его лирические работы по преимуществу стали воплощением трагического счастья существования человека, одаренного разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данное ему время.
В стихотворении лирический герой передает свое предощущение весны как всемирной жажды обновления жизни. В картине «февраля» вступают во взаимодействие детали окружающего мира («слякоть», «клик колес» пролетки, «деревья») с воспоминаниями и одновременно мечтами лирического героя о весне (пасхальном «благовесте», «ливне», «лужах», «тысячах грачей»), а также с приметами его эмоционального состояния («плакать», «навзрыд», слезы», «грусть», «крики»). Это явления различных уровней реальности, но в стихотворении они оказываются взаимопроницаемы. Между ними возникают «случайные» сближения, рождающие образы, основанные не на сходстве или противоположности, а на смежности, – не метафоры, а метонимии. Каждый из уровней воспринимается в неразрывной связи с другими, а весь мир – нерасторжимым целым.
В образе, заканчивающем первую строфу («Пока грохочущая слякоть Весною черною горит»), автор находит неожиданное сочетание звука (грохот колес пролетки), зрительного впечатления (черная слякоть), лирического ощущения (щемящего ожидания прихода весны – «весною. горит»). «Черная» весна воспринимается не как эмоциональная оценка, заключающаяся в метафоре, а как метонимия двух уровней восприятия времени года – реального представления о цвете освобождающейся от снега земли и силы воображения, позволяющего в первой оттепели почувствовать побуждение природы.
В образе, начинающем вторую строфу («достать пролетку. перенестись туда, где ливень. »), сополагаются реальность движения «пролетки» в пространстве и метафора полета воображения. В четвертой строфе «проталины чернеют» в самой глубине сознания («на дне очей»), а весенний «ветер» «изрыт» внутренним наплывом чувств, «криками» души. Границы явлений размываются, их качества переносятся друг на друга. Однако художественная цель стихотворения не ограничивается изображением этой необычной картины.
В первой же строфе, наряду с другими, появляется еще один уровень реальности: творческое стремление поэта «достать чернил и плакать», «писать о феврале навзрыд». Внутреннее напряжение передается обилием глаголов («достать чернил», «плакать», «писать», «достать пролетку», «перенестись туда. »). Все они стоят в неопределенной форме, что помогает выйти за рамки лирического ощущения, придать ему обобщенный характер.
Благодаря метонимическому строению образов, творчество предстает неотделимой частью не только духовной жизни лирического героя, но и всей природы. Поэт творит новые звуки и краски, сравнимые с вечными явлениями внешнего и внутреннего мира («. ливень еще шумней чернил и слез»). В то же время жизнь составляет главное содержание произведения искусства. Она не просто отражается в нем, а врывается в художественную ткань «тысячами» «случайных» впечатлений. Интенсивность процесса творческого отображения действительности передает образ, созданный в третьей строфе.
Мечта о весне уносит лирического героя в мир, похожий на обыденность (грачи отражаются в лужах). Но каждая художественная деталь придает ему необыкновенную экспрессивность: грачей «тысячи», они, похожие на «обугленные груши», срываются с деревьев, поднимая, как при падении, фонтан брызг – ощущений. Антитезы подчеркивают игру между образами двух уровней – природным и психологическим (взлетевшие грачи «обрушат грусть на дно очей», «сорвутся в лужи», вызывая «сухую грусть»). Воображение поэта, пишущего «о феврале», создает новую реальность. Но строится она не по субъективному произволу автора, а по законам самой жизни, при этом не заслоняя ее, а вступая с ней во взаимодействие («И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи. »). В стремлении «верно» отразить внутреннюю и внешнюю действительность поэт схватывает впечатления на лету, пытаясь успеть за движением жизни, на ходу выкрикивая свои открытия («и ветер криками изрыт. »), «плача» от напряжения. Такие стихи «навзрыд» и предстают в стихотворении истинным искусством.
Классический размер стихотворения (четырехстопный ямб) сочетается с нарушением традиции в самых разных областях. Сдвиг присутствует и в изломанном синтаксисе, и в неточных рифмах («гривен» – «ливень»), и в надрывной, восходящей интонации исповеди, обрывающейся неожиданным выводом. Фоническое свое6разие стихотворения связано с внутренними рифмами (благодаря им перекликаются строчки разных строф, например, последняя с двумя первыми, между которыми существуют смысловые пересечения), ассонансами («сорвутся в лужи и обрушат. » и др.), звуковыми повторами с сонорными («чрез благовест, чрез клик колес. » и др.). В богатой и разнообразной инструментовке стихотворения не прослеживается закономерности. Как и в содержании, в каждом стилистическом уровне содержится мысль о «случайности» найденных слов и образов, позволивших создать «верный» слепок текучей жизни.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пастернак Б.Л. / Стихотворения / Анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912)

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Анализ стихотворения Весна в лесу Пастернак

«И проза и стихи производят огромное впечатление, сумма которого — художественность. Это литература особого рода. Ее можно назвать — поэзия личности. Ибо с личности здесь все начинается и ею кончается»

«Во всем, что написано Лидией Чуковской, в стихах особенно, как бы растворен современный трактат о героическом энтузиазме, восходящий к максимам Джордано Бруно, к его костру»

«Ее детство напоминало детство Пушкина: в их доме каждый день звучали лучшие, только что созданные классические стихи, ребенок постоянно был в обществе лучших писателей своего времени. Разница по сравнению с детством Пушкина лишь в том, что и отец ребенка был гением»

«Я хочу сказать, что Лидия Корнеевна была воплощением всех идеалов и иллюзий, созданных русской литературой. Она просто их впитала в себя. Это были ежедневные, нормальные правила ее жизни»

«По чистоте своей души, по высоте своего духа, по несгибаемости воли своей Лидия Корнеевна навсегда останется рядом – и наравне – с Ахматовой, Сахаровым, Солженицыным. Она была им всем другом, надежным, самоотверженным. Они были ее друзьями – какая награда может быть выше?»

«. Daughter of one of the most distinguished Russian men of letters of this century, is herself a novelist and critic whose fabulous courage and integrity have not made life easier for her in her native land»

«Ваша Софья Петровна не просто обыкновенная женщина, не слепой крот, не случайность и не обывательница. Она жила во всех и в каждой. То, что показано на ней, это основная движущая сила времени, претворившаяся во всех членах общества»

«Лидия Корнеевна была удивительно чуткой ревнительницей и хранительницей традиции русской литературы. Слово «традиция» здесь — самое главное»

«Узнав, что в коридоре издательства висит особый номер газеты, посвященный нам, я пошла прочитать его. Лифтерша отказалась поднять меня в лифте. Ни один человек в издательстве, где я работала около одиннадцати лет, со мной не поздоровался»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector