Silentium! (Тютчев)

← Цицерон («Оратор римский говорил…») Silentium!
автор Фёдор Иванович Тютчев (1803—1873)
«Через ливонские я проезжал поля…» →
См. Стихотворения 1830 . Дата создания: 1830, опубл.: 1833 [1] .
  • Silentium! // «Современникъ», 1836, томъ III, № 1, с. 16 (Google)
  • Silentium! // «Современникъ», 1854, томъ XLIV, № 3, с. 12 (Google)
  • Silentium! // Ѳ. И. Тютчевъ. Полное собраніе сочиненій / Подъ редакціей П. В. Быкова. Съ критико-біографическимъ очеркомъ В. Я. Брюсова, библіографическимъ указателемъ, примѣчаніями, варіантами, факсимиле и портретомъ — 7-е изд. — СПб.: Т-во А. Ф. Марксъ, 1913. — С. 92 (РГБ).
  • Silentium! // Ф. И. Тютчев. Полное собрание стихотворений / Вступительная статья Н. Я. Берковского; Составление, подготовка текста и примечания А. А. Николаева — Л.: Советский писатель, 1987. — С. 105—106. — (Библиотека поэта. Большая серия).
  • Silentium! // Ф. И. Тютчев. Полное собрание сочинений и писем в шести томах. — М.: Издательский центр «Классика», 2002. — Т. 1. Стихотворения, 1813—1849. — С. 123. — ISBN 5-7735-0129-5.

Примечания [ править ]

  1. ↑ Впервые напечатано в газете «Молва» (приложение к журналу «Телескоп»), 1833. № 32, 16 марта. С. 125.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!» (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение)

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Silentium!» относится к философской лирике, которая занимает важное место в творчестве поэта. Из его стихотворений мы узнаем, что он думает сущности бытия, что его влечет, а что отталкивает. Поэт не предлагает читателям готовых ответов, а пылко ищет истину, вовлекая в свои размышления и читателя.

Стихотворение «Silentium!»- яркий пример таких раздумий. Написано оно в 1830 году, поэт ещё молод, но уже страстно пытается разгадать все загадки бытия. На определенный философский лад настраивает название — призыв «Молчание!», произнесенный по-латыни с восклицательной интонацией.

Основная тема стихотворения – соотношение чувства и разума. Тютчев считает, что именно в настроении сердца, во внутреннем мире человека заключен смысл существования, а слова – это лишь слабое и недостоверное отражение, которому нельзя верить.

Слова и чувства разводятся на разные полюса, воспринимаются как противоположные по смыслу понятия. У сердца свои законы, которые очень трудно постичь, а проявление логики и разума, умозрительности вовсе разрушает прелесть чувств. Именно поэтому «мысль изреченная есть ложь». «Молчи!» — лейтмотив стихотворения, призыв, открывающий стихотворение и венчающий каждую строфу.

Стихотворение метафорично: Тютчев осмысливает роль человека в мироздании. В первой строфе – попытка осознать сущность внутреннего мира. «Душевная глубина» — это внутренний космос, имеющий свои законы, созвучные с общепланетарными. Он тоже бесконечен и неделим. «Чувства и мечты» – это звезды, непостижимые, но прекрасные. Как восходят светила на небесный свод, так озаряют чувства внутренний мир. Ими можно любоваться, наслаждаться, но безмолвно!
Бесконечность ночного пространства этим и прекрасна. Именно ночью, в одиночестве, постигаются самые важные истины. Человек – часть вселенной, он подчиняется всем её законам, поэтому поединок мысли и слова вечен. «Молчи!» -это необходимо, чтобы осознать всю глубину своего внутреннего космоса.

Вторая строфа начинается с трех риторических вопросов: «Как сердцу высказать себя? \ Другому как понять тебя? \ Поймет ли он, чем ты живешь?». Глаголы «высказать», «поймет» относятся к логике, мысли, речи. Недаром именно они включены в вопросительные предложения. Обращаясь к главным вопросам человеческого бытия, Тютчев не размышляет холодно и сухо, он тревожится, терзается, колеблется, ищет. Поэтому появляется вопросительная интонация. В стихотворении нет открытых назиданий, мы ищем истину сообща. И вот она, принявшая форму афоризма: «Мысль изреченная есть ложь!».
Не остается никаких сомнений в том, что это так. Вот она, главная мысль стихотворения, являющаяся и его композиционным центром. Далее опять встречаем метафору: душа человека питается чувствами, как земля питается криницами. Вода – источник жизни на планете, она утоляет жажду в жаркий день, она — начало начал. Пытаясь изречь, облачить чувства в слова, мы “взрываем” ключи, нарушаем их целостность, “возмущаем” их чистоту. Природа такого не простит, поэтому «…молчи!»

В третьей строфе открыто высказана мысль о том, что «целый мир в душе твоей». Его не стоит выставлять на обозрение, он целостен и гармоничен. Звучный и ёмкий эпитет «таинственно-волшебные» позволяет ощутить это. День и его «наружный шум» лишь оглушит думы. День – это и есть мир логики и слова. День и ночь в этом мире находятся в вечном противоборстве. Вновь метафора – «дневные… лучи», посторонние вмешательства, губительные для мира чувств. Поэтому «…молчи!»

Заключительные строки каждой строфы имеют сходный синтаксический рисунок. Этим создается внутренний ритм и утверждается призыв. Как молитва звучит «….молчи». Предшествующие призыву глаголы «любуйся», «питайся», «внимай» обозначают действия, с помощью которых можно познать внутренний мир. Это только ощущения, основанные на интуиции, они чужды логике и стройности мысли. Большинство людей способно на эти действия только применительно к внешнему миру.
В последней строфе стоит восклицательный знак и многоточие. Это создает ощущение открытости, у читателя есть возможность поразмышлять на поднятую тему.

Как и вся поэзия Тютчева, стихотворение напонено звукописью. Уже в самом названии – звонкость сонорных «л», «н» и певучесть гласных: «и-у». Это создаёт мажорный настрой, противоречащий семантике слова. Но ведь противоречием пронизано все стихотворение! Наверное, еще и по этой причине поэт выбрал именно латинский вариант названия.
В стихотворении встречаются аллитерации, в основном, на шипящие: «душевно», «живешь», «ложь», «возмутишь», «лишь», «жить», «волшебных», «оглушит». Ощущение глубины, бездонности и тишины дополняется ассонансом на «у» : «чувства», «глубине», «встают», «любуйся», «сердцу», «другому», «умей». Когда описывается внешний мир слов, возникает звонкий, рычащий «р»: «изреченная», «наружный», «взрывая», «разгонят». Звуковая сторона дополняет смысловую, помогает прочувствовать стихотворение. Строфы, состоящие из шести строк, ямб с многочисленными пиррихиями, мужские рифмы — все служит этой цели.

Призвать к молчанию, к тому, чтобы “лишь жить в самом себе”, может только самодостаточный человек, владеющий глубоко развитыми чувствами, способный уловить диалектичность взаимоотношений чувства и слова. Для человека с неразвитым сознанием ответ на такой вопрос невозможен. Думается, что Тютчев – в этом отношении образец для подражания. Вместе с его лирическим героем можно многое постичь, прочувствовать, можно приобщиться к вечному. Но только…молчи!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!» (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение)

Смотрите также по разным произведениям Тютчева:

Анализ стихотворения «Silentium» («Молчание»)

В 1830 году Тютчев пишет стихотворение «Silentium» («Молчание»). Ведущая тема «Silentiuma» связана с внутренним миром человека, это повествование о тайне его чувств и мыслей:

  • Молчи, скрывайся и таи
  • И чувства и мечты свои
  • Пускай в душевной глубине
  • Встают и заходят оне
  • Безмолвно, как звезды в ночи,
  • Любуйся ими и молчи.
  • Как сердцу высказать себя:
  • Другому как понять тебя:
  • Поймёт ли он, чем ты живёшь:
  • Мысль изречённая есть ложь.
  • Взрывая, возмутишь ключи,
  • Питайся ими и молчи.
  • Лишь жить в себе самом умей
  • Есть целый мир в душе твоей
  • Таинственно-волшебных дум;
  • Их оглушит наружный шум,
  • Дневные разгонят лучи,
  • Внимай их пенью — и молчи.

Это стихотворение описывает душевное одиночество людей и самого поэта. Мысли человека обречены на безмолвие, так же как и «звёзды в ночи». Тютчев пытается сказать, что слова — ничто по сравнению с мыслями. Стихотворением «Silentium. » он как будто предвидел своё молчание и принял его как жизненную, поэтическую программу. Тютчев пропустил через себя, через всю свою жизнь смысл этого стихотворения. И мне кажется, что именно в этом стиль лирики Тютчева: в том, что он отдаётся полностью своим мыслям, если Фет пытался поправить свои мысли чувством меры, содержания и спокойствия, то Ф. И. Тютчев доставал до самой глубины мысли, взрывались эмоции; Фет, анализируя его стихотворение «Итальянская villa», утверждал: «Художественная прелесть. погибла от избытка содержания». Но я считаю, что автор в первых 5-6 четверостишиях показывает нам спокойствие и именно им подводит нас к какой-то неясности и жестокости. Гармонии природы, простору Вселенной противопоставляется закрытый мир человеческого сердца, замершего в тревожном ожидании пустой, злой жизни, которая превращает любовь в роковую вражду, исход которой — смерть:

  • Что это, друг? Иль зная жизнь недаром,
  • Та жизнь, — увы! — что в нас тогда текла,
  • Та злая жизнь, с её мятежным жаром,
  • Через порог заветный перешла?
  • Тема природа в творчестве Тютчева

«Silentium!» Ф. Тютчев

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи.

Анализ стихотворения Тютчева «Silentium!»

Не секрет, что свои ранние произведения Федор Тютчев создавал исключительно для себя, формулируя таким необычным образом свои мысли и чувства. Будучи дипломатом и достаточно известным государственным деятелем, он не стремился к литературной славе. И лишь уговоры одного из сослуживцев, считавшего, что стихи Тютчева действительно восхитительны, заставили поэта опубликовать некоторые из них.

Среди первых произведений, которые были напечатаны в российских журналах, стоит отметить стихотворение «Silentium!», название которого в переводе с латинского означает «Молчи!». Это произведение претерпело несколько редакций, так как автор считал его довольно откровенным и очень личным для того, чтобы представлять на суд читателей. Тем не менее, именно это произведение принесло начинающему поэту и состоявшемуся дипломату славу очень тонкого, романтичного и не лишенного философских мировоззрений литератора.

Стихотворение «Silentium!» увидело свет в 1830 году, однако предполагается, что создано оно было гораздо раньше. И поводом для написания столь необычного как по форме, так и по содержанию произведения послужила женитьба Тютчева на Элеоноре Петерсон через несколько лет после поступления на дипломатическую службу. Поэт был безумно влюблен в свою молодую жену и после свадьбы считал себя по-настоящему счастливым человеком. Однако предчувствие неминуемой беды все же не давало Тютчеву покоя. Именно осмыслению своих тревог и переживаний, попыткам понять, что же именно вызывает в нем смутное чувство тревоги, посвящено стихотворение «Silentium!».

Начинается оно весьма нетипично для поэта, которому впоследствии суждено было стать родоначальником русского романтизма. Первые строчки – это призыв молчать, скрывая свои чувства и мысли, что можно объяснить родом деятельности Тютчева-дипломата. Однако далее поэт развивает свою мысль, отмечая, что мечты напоминают ему звезды в ночи, которые также эфемерны и далеки. Поэтому автор призывает, обращаясь к неизвестному собеседнику: «Любуйся ими – и молчи!». Под вторым участником этого странного диалога многие исследователи творчества Тютчева подразумевают его супругу Элеонору. Однако обращения поэта адресованы не женщине, а мужчине. С учетом того, что Тютчев свои первые стихи вообще не планировал кому-либо показывать, нетрудно догадаться, что эту необычную беседу автор ведет сам с собой. И именно самому себе он приказывает молчать, считая, что только таким способом сможет защитить свое личное счастье, свои надежды и мечты от посягательств. При этом поэт указывает на то, что «мысль изреченная есть ложь», и в этой фразе содержится намек на библейские истины, которые гласят, что мысли человека подвластны лишь Богу, а слова способен подслушать дьявол. Судя по всему, Тютчев отчаянно чего-то боится, и этот страх заставляет его замыкаться в себе, быть гораздо более сдержанным в беседах, поступках и суждениях.

Если сопоставить факты, то получается, что именно в это время поэт знакомится со своей будущей супругой и делает ей предложение. Он не тешит себя надеждой, что урожденная графиня Ботмер согласиться стать его женой. Однако, вопреки ожиданиям, получает разрешение на брак со стороны родственников Элеоноры и долгое время не может поверить своему счастью. Тютчев настолько благодарен судьбе за этот неожиданный подарок, что боится спугнуть лишним словом или же мыслью свое семейное благополучие. Именно поэтому, изредка отрываясь от своих «таинственно-волшебных дум», поэт приказывает себе: «Внимай их пенью – и молчи!». Автор словно бы предчувствует, что его личному счастью не суждено длиться вечно. И действительно, в 1838 году, после неудачного возвращения в Россию, сопровождавшегося крушением парохода, Элеонора Тютчева умирает на руках у поэта. Таким образом, его опасения становятся реальностью. По воспоминаниям очевидцев, после смерти жены Федор Тютчев стал совершенно седым за несколько часов. И – полностью расстался с иллюзиями относительно того, что сможет быть счастливым.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: