Анализ стихотворений Тютчева — Накануне годовщины 4 августа 1864 г

Летом 1850 года Ф.И.Тютчев повстречал Елену Александровну Денисьеву, и эта встреча изменила их жизни. Тогда Тютчев был женат во второй раз, однако для любимой Елены бросил семью и практически не общался с женой и детьми, хотя продолжал своеобразно любить свою бывшую жену, о чем писал в письмах к ней.

Елена Александровна была прекрасной русской девушкой, она также влюбилась в Тютчева, однако эта любовь принесла ей большие страдания – ее отец отрекся от нее, тетке пришлось уйти из института, а прежние знакомые практически все отвернулись от

Четырнадцать лет прожил поэт с Денисьевой, и все это время Елена просила любимого узаконить их отношения. Однако Тютчев этому противился. После смерти Денисьевой поэт ругал себя, что не поддался на уговоры возлюбленной о женитьбе и тяжело переживал ее смерть, виня во всем себя.

Стихотворение “Накануне годовщины 4 августа 1864 г.” посвящено уходу из жизни возлюбленной автора, каждый год Тютчев болезненно проживал этот день, он был своеобразным

Все повествование навевает чувство одиночества, личной драмы, душевной неполноценности в связи с отсутствием близкого и родного человека.

Буквально через два дня написано стихотворение “Как нежданно и ярко…”, однако оно наполнено уже иным настроением. Слова “воздушная арка”, “неба синева”, “нега для очей”, глаголы “воздвиглась”, “изнемогла” делают стихотворение ярким и красочным. Поэт торжественно описывает прекрасную радугу, неожиданно возникшую в небе и так же неожиданно исчезнувшую, лишь в конце стихотворения он сравнивает ее с оборвавшейся жизнью лирической героини. Однако эта грусть уже не тот всепоглощающий мрак в настроении поэта в “Накануне годовщины 4 августа 1864 г.”, она другая, более светлая.

Любовь Тютчева и Денисьевой в душе поэта оставили и яркие феерические воспоминания, но в то же время, и темные мысли и раздумья о смерти возлюбленной. Читателям же это возвышенное чувство двух людей подарило цикл прекрасных стихов, написанных Федором Тютчевым, обогативших копилку мировой литературы.

Анализ стихотворения Тютчева — Радуга

Федор Иванович Тютчев создал великое множество прекрасных литературных произведений, которые в значительной мере обогатили русскую литературу. Как и всякий поэт, он искал вдохновение в людях, в природе и, конечно же, в любви. Тютчев был дважды женат и, будучи во втором браке он встретился с Еленой Денисьевой, которая пленила сердце поэта. Он полностью отдался новому роману, практически позабыв о семье, хотя сохранил особую любовь к своей супруге. Для Денисьевой отношения с Тютчевым стали большим испытанием, так как из-за этого романа от нее отказался отец, все друзья и знакомые перестали с ней общаться и общество в целом очень ее осуждало. Из них двоих Елене Александровне пришлось значительно больше пострадать из-за этого союза.

Влюбленные провели вместе четырнадцать лет. Свое пошатнувшееся положение Денисьева надеялась уладить и просила Тютчева от сожительства перейти к законному браку, что поэта почему-то не устраивало. Как вдруг Елена Александровна умерла, и Тютчев считал себя во всем виноватым, укоряя за уклонения от брака. После смерти возлюбленной стихотворения поэта были наполнены невероятной тоской и болью, как вдруг среди этой серой пелены появилось произведение «Как неожиданно и ярко…», написанное после годовщины смерти Денисьевой. Это удивительная смена настроений произошла всего за пару дней, однако само стихотворение раскрывает эту перемену – поэт иначе стал воспринимать жизнь.

Поэт смотрит в небеса, так как именно небесам противопоставляется земная жизнь. Наша жизнь на земле временна, в небесах сокрыта вечность. Но далеко не каждый человек по грехам своим может унаследовать Царство Небесное, а потому поэт в своем творчестве пытается сочетать небесное и земное. Он наполняет свои стихотворения такими образами, которые смогли бы соединить два мира, как на пример радуга. Это природное явление, которое обычно воспринимается как естественное явление после дождя, поэт видит чуть ли не мостом, для него это божественное благоволение на человечество. Однако для такого чуда отмерено совсем немного времени: «Оно дано нам на мгновенье». Это лишь миг из бесконечности, но уловить этот миг, почувствовать его – значит стать свидетелем вечной красоты, позволить вечности оставить на своей душе некий отпечаток.

Явление мимолетно и эта небесная частичка напоминает нам о том, что мы так же временны и бренны, как и наши повседневные суетливые стремления: «Ушло – как то уйдет, всецело, чем ты и дышишь и живешь». По обыкновению автор в начале произведения наблюдает за природой, подмечает ее мельчайшие детали и говорит о них, как о действительно значимых вещах. Затем от природы вокруг нас поэт переходит к человеку и к его природе. Здесь Тютчев предается рассуждениям о непродолжительности земного пути и неизбежной необходимости вернуться к своим истокам, туда, откуда была взята человеческая душа и послана на землю. Возможно, что такие рассуждения помогли справиться поэту с болью потери любимой женщины. По сути, она не умерла, а перешла в вечную жизнь. И теперь автор смотри на небо с надеждой на лучшее для любимой, понимая, что иначе быть не может, такова наша природа. При этом автор не гневит небо отчаянием или ропотом, он ищет с ним связь и единение.

Глубокое чувство, за которое Тютчеву пришлось пострадать, он пронес в своей душе через многие годы. И каждый год оно давало поэту необходимое вдохновение для создания величайших произведений, ставших богатством нашей литературы. Вместе с тем именно любовь и творчество Тютчева помогли ему справиться со своим горем, пересмотреть свое отношение к жизни и смерти и оценивать человеческий путь по земле лишь как начало.

«Чародейкою Зимою…» Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Анализ стихотворения Тютчева «Чародейкою Зимою…»

Пейзажной лирике в творчестве Федора Тютчева отведено особое место. Являясь одни из основоположников русского романтизма, поэт уделял огромное внимание описаниям природы, не переставая восхищаться ее совершенством. Удивительные по красоте и изяществу пейзажные зарисовки можно встретить в стихах Тютчева различных периодов. И в юности, и в преклонном возрасте поэт отдавал дань величию и изяществу русской природы, справедливо полагая, что именно она является источником его вдохновения.

К наиболее ярким и запоминающимся произведениям пейзажной лирики Федора Тютчева относится стихотворение «Чародейкою Зимою…», написанное в 1854 году. С первых строк автор отождествляет свое любимое время года с очаровательной женщиной, которой под силу до неузнаваемости изменить окружающий мир, придав ему особую роскошь. Объектом поэтических исследований Тютчева в данном случае является зимний лес, который «под снежной бахромою» предстает совсем в ином, непривычном виде и блестит «чудной жизнью».

Поэту при помощи образных и очень точных метафор удалось передать умиротворенное состояние зимней природы, которая погружена в волшебный сон. Лес «околдован, не мертвец и не живой», и в этой фразе слышится неподдельное изумление автора, который не перестает удивляться тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превратив его в сонное царство, где деревья замерли до наступления весны, окованные «легкой цепью пуховой». Подобная метафора очень изысканна, хотя и противоречива. Ведь цепь не может быть соткана из пуха. Однако Федор Тютчев считает такое определение мягкого снежного плена, в котором оказались ели и березы, наиболее уместным. Действительно, благодаря одной этой фразе воображение живо рисует заснеженную рощу, безмолвную и наполненную безмятежным спокойствием. Складывается впечатление, что автор действительно попал в сказочное королевство, где правит чародейка Зима. Здесь жизнь течет по своим законам, которые обычному человеку понять очень сложно. Их можно лишь принять, как неизбежно, как свершившийся факт, и отдать должное великолепному зимнему пейзажу, который порождает в душе радость и ощущение совершенства окружающего мира.

Желая усилить эффект от воссозданной картины, Тютчев отмечает, что нет такой силы, которая смогла бы разрушить очарование зимнего пейзажа. «В нем ничто не затрепещет», — отмечает автор, указывая на то, что лишь во власти самой природы все изменить. Продет время, снег растает, и деревья, освободившись от зимних оков, примерят новую одежду. А пока солнечный луч не в состоянии разбудить безмолвных лесных обитателей. В его силах лишь наполнить пейзаж ослепительным блеском, который превратит каждую снежинку в драгоценный бриллиант. «Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой», — отмечает поэт, подчеркивая, как удивительно меняется природа. Еще мгновение назад лес казался неживым, замерзшим и неприветливым. Однако благодаря солнцу, скользнувшему как бы ненароком по заснеженным ветвям, он превратился в роскошный дворец, переливающийся всеми цветами радуги. И эта удивительная метаморфоза настолько поразила автора, что он в стихотворении «Чародейкою Зимою…» попытался максимально точно передать свои ощущения и показать, что мир бесконечно прекрасен, и в нем всегда найдется место для чуда. Ведь то, как за считанные минуты природа может преобразить обычную лесную опушку, неподвластно ни одному живому существу. Поэтому Тютчев олицетворяет ее с чем-то божественным и недосягаемым, возвышенным и романтичным.

«Чародейкою зимою», анализ стихотворения Тютчева

Одно из самых ярких произведений пейзажной лирики Ф. Тютчева, стихотворение «Чародейкою зимою» было написано в канун Нового года, 31 декабря 1852 года.

Основной темой стихотворения является изображение зимней природы в состоянии покоя, «волшебного сна». Поэт отождествляет Зиму с очаровательной женщиной, которая своими чарами может изменить лес до неузнаваемости. В этом сказочном королевстве, где правит чародейка Зима, по своим законам течет скрытая от посторонних глаз «под снежной бахромой» чудная, прекрасная жизнь.

Тютчев увидел застывший и затаившийся зимний лес взглядом сказочника, используя в стихотворении «волшебную» лексику: лес околдован, сон волшебный, чудная жизнь, краса ослепительная, чародейка Зима.

Автор изображает в картине зимнего леса двойную жизнь природы: внешнюю, видимую и внутреннюю, угадываемую. Такой эффект достигается за счет использования в композиции стихотворения тире, которое делит каждую строфу на две части: первые две строки представляют общий план картины, а 3-5 строки детализируют зимний пейзаж.

Поэт-романтик подчеркивает, что лишь сама природа может изменить зимний пейзаж: «В нем ничто не затрепещет». Однако солнечный луч, скользнувший по заснеженным ветвям, удивительным образом меняет природу, превращая застывший лес («не живой и не мертвец») в роскошный дворец. Лес вспыхивает всеми цветами радуги, блестит «ослепительной красой».

Стихотворение состоит из трех строф-пятистиший, написанных четырехстопным хореем. Поэт использует двухсложную стопу с ударением на первом слоге.

Завораживающий образ леса, рождающий в душе радость и ощущение совершенства природы, создается с помощью тончайших поэтических штрихов. Стихотворение насыщено тропами, помогающими воспринимать лес как живое существо: эпитетами (снежная бахрома, луч косой, чудная жизнь, волшебный сон), олицетворениями (зима-чародейка, вспыхнет лес, солнце мещет, лес околдован), метафорами (лес под снежной бахромою окутан цепью). Тютчев использует инверсию (луч косой, цепью пуховой), оксюморон (легкой цепью пуховой), подчеркивающие торжественность пейзажа устаревшие слова (пуховой, краса, мещет).

Удивительные метаморфозы зимнего пейзажа восхищают поэта, который показал в своем стихотворении, что в бесконечно прекрасном мире, окружающем нас, всегда есть место для чуда, стоит лишь внимательно вглядеться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: