Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер»

СОДЕРЖАНИЕ

Федор Иванович Тютчев как художник сложился на рубеже 20—30-х годов XIX столетия. Уже первые его стихотворения, написанные в эту пору,— «Бессонница», «Летний вечер», «Весенние воды».

«Осенний вечер» — были признаны подлинными шедеврами русской поэзии. Лирика Тютчева пронизана острым чувством трагизма, напряженной и страстной мыслью, отмечена глубиной философских раздумий. Художественный образ природы конкретно зрим, отмечен печатью романтического чувства. Ф. И. Тютчев еще в пору молодости, в 1836 году, написал стихотворение «Зима недаром злится…». Борьба зимней стужи и весны представлена как действия сказочных существ: злой ведьмы-Зимы и молодой румяной Весны. Поэт воссоздал картину природы в духе народных олицетворений. Радостные ритмы соответствуют светлому строю народных веснянок. Благодаря большому количеству эмоционально окрашенных глаголов стихотворение чрезвычайно динамично:

* Зима еще хлопочет
* И на Весну ворчит,
* Та ей в глаза хохочет
* И пуще лишь шумит…

Общепризнанна чуткость Ф. И. Тютчева к русскому языку, способность глубоко и точно передать в своих Стихах тончайшие оттенки мыслей и чувств.

Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» и А.А. Фета «Осень»

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
А.С. Пушкин

К акая она, осень. Что скрывается за тенью грусти, тоски, холода? Тайное тепло, огонь, ещё не открытый взрыв эмоций и чувств? Не каждый может постичь тебя, открыть неоткрытое и навсегда сохранить прелесть узнанного.

Стихотворения Ф.И. Тютчева “Осенний вечер” и А.А. Фета “Осень” – это два разных виRдения, понимания осени.

Какова же эмоциональная оценка осени Ф.И. Тютчевым? Поэт словно оживляет её, образно наделяет осень присущими только человеку чертами и свойствами. Рассказывая нам о своей осени, он заостряет внимание на таинственной красоте осеннего вечера. Именно вечером осень воспринимается им как божественное, трогательное, бездонное творение:

. на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.

Глубокое, необыкновенно насыщенное по своей окраске стихотворение Ф.И. Тютчева переполнено чувством безысходной грусти, искреннего страдания, сожаления. Авторское “я” мы чувствуем в прекрасном описании природы, в переживаниях лирического героя, который словно жалеет о чём-то, нехотя расстаётся с каждой ноткой шелеста “багряных листьев”, с каждой маленькой частичкой его осени. Он не хочет расставаться даже с мельчайшей, совсем незаметной, но милой для него деталью: “умильная, таинственная прелесть” осенних вечеров, “грустно-сиротеющая” земля, “туманная и тихая лазурь” – всё дорого, всё необыкновенно, всё таинственно. По принципу мозаики, одно дополняет другое. Лишившись хоть одной частички, картина тютчевской осени уже не смотрится, теряет былую привлекательность.

В осени Фета мы слышим отголоски человеческой души. Стихотворение состоит из трёх частей – это три ступени, три этапа, три возраста. Осень, как и человек, способна жить (“. в крови золотолиственных уборов”), любить (“. Горящих осень ищет взоров // И знойных прихотей любви”), стареть и умирать (“. И, замирающей так пышно, // Ей ничего уже не жаль”). Лейтмотив стихотворения А.А. Фета – одухотворённость природы, переплетающейся, связанной с человеком сложностью и неповторимостью жизненных ощущений.

В первой части (первом четверостишии) стихотворения с помощью необыкновенно точно подобранных эпитетов и метафор (“сумрачные дни. беззвучной осени и хладной”, “истомой безотрадной”) автор создаёт впечатление одиночества, полной тишины, интимности.

Во второй части (втором четверостишии) осень оживляется, расцветает, наполняется светом и теплом. Для усиления смысловой и поэтической значимости этой части А.А. Фет использует приём градации (“. золотолиственных уборов. горящих взоров. и знойных прихотей любви. ”). Эти метафоры являются в стихотворении контекстуальными синонимами, а сочинительный союз и здесь обозначает завершение эмоционального поиска автора: в словах “знойных прихотей любви” скрыта вся насыщенность цветовой и смысловой гаммы осени, её завораживающего очарования.

В третьей части (третьем четверостишии) эмоции стихают и приобретают умеренный, степенный ритм. Нет больше ярких красок, движения, есть только “стыдливая печаль” пышно замирающей осени.

В стихотворении “Осенний вечер” Ф.И. Тютчева трудно выделить части. Да и нужно ли это? Для Тютчева весь фетовский колорит слился в одну фразу, в одно предложение – и это только один вечер, один вздох, одно воспоминание. Нет “беззвучной” и “хладной”, горящей и знойной, стыдливой и пышно замирающей осени – есть только один осенний вечер, “таинственный” и “божественный”.

Тютчевское представление осени основано на приёме синтаксического сгущения. В тексте сливаются воедино различные средства художественной выразительности: эпитеты – синтетические (“зловещий блеск и пестрота дерев”), сложные (“грустно-сиротеющей землёю”), цветовые (“багряных листьев”); метафоры (“божественной стыдливостью страданья”); олицетворения (“томный” шелест листьев); градация (“ущерб, изнеможенье”). Особенно сильно отражает состояние природы и лирического героя, сопереживающего ей, используемый Ф.И. Тютчевым приём аллитерации. Мы слышим песню падающих листьев:

пронизывающее дыхание ветра:

и – самое главное – тишину (вслушайтесь! Разве вы её не слышите?):

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть.

Более глубокого понимания стихотворений мы можем достичь, обратившись к их конструкционным особенностям. Оба произведения написаны ямбом (у А.А. Фета – четырёхстопным, у Тютчева – пятистопным), но насколько разные настроения они передают! Рифма “Осеннего вечера” – перекрёстная (в стихотворении действительно происходит постоянная борьба, скрещение неба и земли, тьмы и света, бури и тишины), закрытая (не правда ли, создаётся впечатление завершённости мысли, успокоения, конца какого-то долгого и утомительного пути?). У Фета же рифма кольцевая, открытая (она соответствует вечному, нескончаемому природному циклу: рождение – жизнь – смерть).

Глубокая, неисчерпаемая проблематика стихотворений позволяет нам ещё и ещё раз окунуться, заглянуть в светлый и сумрачный, холодный и знойный, увядающий и горящий мир осени, снова и снова попытаться разгадать её тайну.

Какая она, осень. Что скрывается за тенью грусти, тоски, холода? Тайное тепло, огонь, ещё не открытый взрыв эмоций и чувств?

Осень! Неразгаданная, непостижимая, бесконечно прекрасная осень, обволакивающая весь мир своей тайной, магической силой.

«Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение – не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер.
«Осенний вечер» представляет собой развернутую метафору: поэт ощущает «кроткую улыбку увяданья» осенней природы, сравнивая ее с «божественной стыдливостью страданья» в человеке как прообразом нравственности.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, использована перекрестная рифмовка. Краткое, двенадцатистрочное стихотворение – одно сложноподчиненное предложение, читающееся на одном дыхании. Словосочетание «кроткая улыбка увяданья» объединяет все детали, создающие образ увядающей природы.

Природа в стихотворении изменчива и многолика, насыщена красками и звуками. Поэт сумел передать неуловимое очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце изменяет лик земли, делая краски насыщенней и ярче. Яркость красок (лазурь, багряные листья, блеск, пестрота дерев) слегка приглушается создающими полупрозрачную дымку эпитетами – туманная, легкая.

Для изображения картины осенней природы Тютчев использует прием синтаксического сгущения, соединяя воедино различные средства художественной выразительности: градацию («ущерб», «изнеможенье»), олицетворение («томный шепот» листьев), метафоры («зловещий блеск», «Улыбка увяданья»), эпитеты (умильная, кроткая, стыдливая, туманная).

«Осенний вечер» насыщен разнообразными по структуре и значению эпитетами – синтетическими («зловещий блеск и пестрота дерев»), цветовыми («багряных листьев»), сложными («грустно-сиротеющей»). Контрастные эпитеты – «умильная, таинственная прелесть» и «зловещий блеск», «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр» — очень выразительно передают переходное состояние природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.

Состояние природы и чувства лирического героя помогает выразить используемая Тютчевым аллитерация, при помощи которой создается эффект падающих листьев («Багряных листьев томный шепот»), свежее дыхание ветра («И, как предчувствие сходящих бурь//Порывистый, холодный ветр»).

Для поэта характерно пантеистическое осмысление пейзажа. Природа у Тютчева очеловечена: подобно живому существу она дышит, чувствует, испытывает радость и грусть. Тютчев воспринимает осень как кроткое страдание, болезненную улыбку природы.

Поэт не отделяет мир природы от мира человека. Параллель между двумя этими образами создается с помощью олицетворения и составного эпитета «грустно-сиротеющая», акцентирующего тему прощания. Легкая грусть, навеянная предчувствием скорой зимы, смешивается в стихотворении с радостным чувством – ведь природа циклична, и вслед за грядущей зимой окружающий мир вновь возродится, запестрев сочными весенними красками.

В мгновенное впечатление от осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость – мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни.

Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер»

Если говорить о пейзажной лирике Федора Тютчева, то стоит отметить, что она заслужено заняла достойное место в русской литературе девятнадцатого века. И в этом нет ничего удивительного, так как писателю удалось в своих произведениях соединить элементы российской, а также европейской литературной традиций.

Как правило, сама по себе тема осени навевает безудержное ощущение тоски. Причиной тому является подсознательное понимание человеком того факта, что цикл завершается, жизнь угасает. Однако стоит отметить, что в те времена, когда жил

На землю опустились осенние сумерки, и в них Тютчев сумел разглядеть восхитительную красоту вечера. Параллельно писатель проводит некую параллель, говоря, что у людей такое состояние, которое он наблюдает осенним вечером, принято называть «божественной

Интересным является тот факт, что в своем произведении Тютчев не разделяет природу на живую и неживую. Он считает и не безосновательно, что в этом мире все связано. А сам человек, подражает природе и копирует все то, что он видит вокруг себя.

Таким образом, природа в лирике Тютчева не ассоциируется со смертью. Она является символом духовной зрелости человека, когда он наконец-то постигает смысл истинной красоты.

Поэтому легкая грусть, которая возможно была навеяна опадающими листьями, необъяснимо соединяется с чувством радости, а также легкости от понимания того, что следом придет зима, а после нее окружающий мир вновь оживет и заиграет яркими весенними красками.

Таким же образом и сам человек, пройдя очередной цикл своей жизни, становится немного мудрее, учится видеть прекрасное во всех проявлениях жизни и окружающей природы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: