Анализ стихотворения Тютчева Ф

Автор: Тютчев Ф.И.

«Люблю грозу в начале мая…»- так начинается стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное «весенняя» привносит определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души. Вот почему всё стихотворение наполнено дыханием «настоящего, счастливого» майского дня. Построенное как монолог лирического героя, оно трогает искренностью и подкупает своей простотой. Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликаются журчащие молодые ручьи, ему вторят шумные горные потоки.

Поэт – философ Тютчев считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок, и весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый невидимым дирижёром. Подтекст стихотворения, сквозные образы – небо, земля, солнце и вода – передают идею единства природы и человека. Сияние и свет, которым наполнено художественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир. Поэт подчёркивает соединение этого божественного начала с природой и вводит мотив древнегреческих мифов. Богиня вечной молодости Геба в шутку, смеясь, пролила на землю гром и молнии и радуется вместе с ликующей природой.

Картина весенней грозы у Тютчева представлена ве

Поражает звуковая организация этого стихотворения. Аллитерации «г» и «р» помогают услышать звуки грозы, обилие сонорных согласных делают произведение мелодичным и музыкальным. Стихотворение полно ярких метафор, олицетворений, эпитетов (« повисли перлы дождевые», «ветреная Геба», «громокипящий кубок», «гром резвится и играет»), которые делают образы яркими, зримыми, придают речи красочность и выразительность. Написанное четырёхстопным ямбом, облегчённым пиррихием, это произведение необычайно мелодично. Лёгкость стихотворения достигается за счёт чередования мужских и женских клаузул. Изобилие глаголов и отсутствие кратких прилагательных и причастий указывает на наличие действия, развития жизни, подчёркивает величие и значимость происходящего в природе. По мнению Тютчева, мир весенней природы («гам лесной», «птичий гам», «шум нагорный», «звуки проворного потока») – это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: «Люблю…».

Поражает и то, что о вечных проблемах мироздания можно написать стихотворение, которое позволяет нам ещё и ещё раз окунуться в светлый и загадочный, таинственный и величественный мир природы, попытаться разгадать её великую тайну.

Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза по плану

Федор Тютчев по своей натуре консерватор и дипломатичный публицист. И не смотря на то, что он получил свое образование в домашних условиях, это никак не помешало ему стать знаменитым писателем. Его одаренность позволила ему быть настолько знаменитым и уважаемым в обществе человеком, что многие люди приходили к нему просто за советом. Он очень любил своих друзей, поэтому некоторым из них он посвящал целые стихотворения.

За любовь к родным краям Фёдора Ивановича Тютчева прозвали певцом природы. Его стихотворения поражают своей живописностью и насыщенностью. Эту любовь к природе он приобрел в Овстуге, что на Брянщине, где родился и провел свое детство. Даже проведя более двадцати лет за границей, он никогда не забывал про Русские края и родной язык!

Из сборника стихотворений Тютчева особенно выделяется «Весенняя гроза». Хоть это стихотворение состоит всего из четырёх строк, но оно превосходно отражает всю красоту весенней погоды! Прочитывая его снова и снова, начинаешь понимать, что каждая строфа зависит от остальных и без неё, ощущение было бы другим. Уже с первых строк я полностью погружаюсь в воспоминания о первых весенних грозах, с щебечущим дождем и громом. Лирическим героем является сам автор. Он воистину любит весну и восхваляет её красоту. Можно ощутить, как по приходу первой грозы, автор переполняется чувствами и делится ею со всеми.

Основная стихотворная форма поэта – это четырёхстопный ямб. Тютчев не прибегал к пышности и изысканности формы, любил простоту и полноту слова, благодаря чему его короткие стихотворения становились насыщенными. На такое способен только мастер!

У творца были и свои художественные средства письма. Для большей живописности автор олицетворяет природу («гром, грохочет в небе голубом», «солнце нити золотит», «дождик брызнул»). Так же автор неоднократно использует эпитеты, которые придают выразительности, например: «проворный поток», «раскаты молодые».

Для Тютчева, человек и природа были связаны не только делом, но и чувствами. Праздник, буря, ликование – их все связывало, и связь эта была нерушима. Именно это я понял, прочитав произведения Фёдора Ивановича. Он учит замечать не только наружные образы, но и нечто большее – душевное, то, что не видно глазам.

«Весенняя гроза» Ф. Тютчев

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза»

Федор Тютчев является одним из родоначальников романтизма в русской литературе. Поэт и дипломат, многие годы проживший за границей, сумел гармонично соединить в своем творчестве западные и славянские традиции, подарив миру десятки удивительных по красоте, ярких, образных и наполненных светом произведений.

Одним из них является стихотворение «Весенняя гроза», написанное в середине 50-х годов 19 века. Как и многие приверженцы романтизма, Федор Тютчев решил сконцентрировать свое внимание на отельном, мимолетном мгновении жизни, преподнеся его таким образом, что и по сей день обычной майской грозой, мастерски воплощенной в стихах, восхищаются тысячи поклонников классической литературы.

С первых строчек этого произведения Федор Тютчев признается в любви к весенней грозе, которая для поэта является не просто явлением природы. Ее Тютчев воспринимает с философской точки зрения, считая, что теплый майский дождь приносит земле очищение и заставляет ее окончательно пробудиться после зимней спячки. Весеннюю грозу поэт отождествляет с молодостью, беспечностью и беззаботностью, проводя тонкую параллель между природой и людьми. По его мнению, именно так же ведут себя молодые люди, покинувшие отчий дом и делающие первые самостоятельные шаги во взрослой жизни. Оно словно бы пробуждаются ото сна, стремясь покорить мир и заявить о себе в полный голос.

Весенний гром, весьма красочно и ярко представленный поэтом в стихотворении, можно сравнить со всплеском эмоций и этапом духовного становления юноши. Вырвавшись из-под родительской опеки, он переосмысливает многие жизненные ценности, обновляется и пытается постичь все то, что до недавнего времени являлось для него тайной за семью печатями. «С горы бежит поток проворный», — именно эти строчки как нельзя лучше подходят для описания большинства молодых людей, которые еще не определились со своим жизненным выбором, но упрямо несутся вперед, подчас сметая все на своем пути. Им нет нужды оглядываться назад, так как они легко расстаются с прошлым, мечтая, чтобы будущее как можно скорее стало реальностью.

И лишь с возрастом, когда годы берут свое, наступает период переосмысления тех поступков, желаний и стремлений, которые свойственны юности. Поэтому в подтексте стихотворения «Весенняя гроза» легко угадывается некоторая ностальгия поэта по тем временам, когда он был молод, свободен, полон сил и надежд. Описывая обычное явление природы, Тютчев словно бы подбадривает потомков, отмечая, что процессы становления личности также неизбежны, как майский дождь, который не бывает без грома и молний. И чем сильнее сотрясаются нравственные и моральные устои молодого человека, тем скорее он сможет научиться отделять правду ото лжи, а добро от зла.

Финальное четверостишье «Весенней грозы» посвящено мифическому сюжету, в котором с присущей для Тютчева образностью предпринята попытка дать объяснение природному явлению с точки зрения древнегреческого эпоса. Однако волшебный сюжет, повествующий о богине Гебе, которая во время кормления орла уронила на землю кубок и пролила питье, чем вызвала дождь и грозу можно трактовать и с философской точки зрения. Этим метафоричным приемом поэт хотел подчеркнуть, что в нашем мире все циклично. И спустя сотни лет все так же будет греметь майский первый гром, и так же представители нового поколения будут считать, что этот мир принадлежит только им, еще не успевшим постичь горечь разочарования, вкус побед и спасительное умиротворение мудрости. А потом вновь все повторится, словно весенняя гроза, которая дарит чувство очищения, свободы и покоя.

Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза»

Такое простое, такое понятное, доступное и настоящее стихотворение Тютчева «Весенняя гроза» любят и знают почти все русские. По крайней мере, первое четверостишие. Я надеюсь…

Вообще же это произведение поэт создал, будучи за границей, но тот оптимизм, которым оно пропитано вселяет надежду на что-то новое, на возвращение и преобразование себя и мира. Умытое грозовым ливнем общество станет чистым и обновленным. Это вам не летняя гроза, которая собьет пыль и слегка смочит землю, но уже через полчаса от нее не останется и следа.

Громогласно возвещая всему миру, что идет что-то новое и светлое, гром не пугает этими переменами, он резвится и играет. Приподнятое настроение передается и ручьям, которые задорно текут со склона горы. Вся природа весело встречает свое обновление, лес и его обитатели рады приходу весны. Даже великое и мудрое солнце золотит дождевые нити.

А просто это чистая и светлая любовь к природе, о которой откровенно говорит автор. Тютчев в первой строке искренне заявляет, что любит обновление, понимает величие природы, значимость всего окружающего в этом мире.

Объединяя небо, землю, воду, солнце и вплетая туда свои счастливые ощущения, поэт подчеркивает единство человека и природы. А свет, сошедший с небес, для него еще и что-то божественное, космическое.

Так автор уводит нас в мифологию, вводит в стихотворение образ Геры, которая, веселясь, проливает на Землю кубок. Так значит эта гроза дар богов, который заслужило-таки человечество. Пришла пора очиститься, и небо дает людям такую возможность.

Удивительно, как в такое короткое произведение автор не только вместил реалии жизни, но и показал читателю свое философское отношение ко всему происходящему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Анализ стихотворения Тютчева Ф

Федор Иванович Тютчев создал великое множество прекрасных литературных произведений, которые в значительной мере обогатили русскую литературу. Как и всякий поэт, он искал вдохновение в людях, в природе и, конечно же, в любви. Тютчев был дважды женат и, будучи во втором браке он встретился с Еленой Денисьевой, которая пленила сердце поэта. Он полностью отдался новому роману, практически позабыв о семье, хотя сохранил особую любовь к своей супруге. Для Денисьевой отношения с Тютчевым стали большим испытанием, так как из-за этого романа от нее отказался отец, все друзья и знакомые перестали с ней общаться и общество в целом очень ее осуждало. Из них двоих Елене Александровне пришлось значительно больше пострадать из-за этого союза.

Влюбленные провели вместе четырнадцать лет. Свое пошатнувшееся положение Денисьева надеялась уладить и просила Тютчева от сожительства перейти к законному браку, что поэта почему-то не устраивало. Как вдруг Елена Александровна умерла, и Тютчев считал себя во всем виноватым, укоряя за уклонения от брака. После смерти возлюбленной стихотворения поэта были наполнены невероятной тоской и болью, как вдруг среди этой серой пелены появилось произведение «Как неожиданно и ярко…», написанное после годовщины смерти Денисьевой. Это удивительная смена настроений произошла всего за пару дней, однако само стихотворение раскрывает эту перемену – поэт иначе стал воспринимать жизнь.

Поэт смотрит в небеса, так как именно небесам противопоставляется земная жизнь. Наша жизнь на земле временна, в небесах сокрыта вечность. Но далеко не каждый человек по грехам своим может унаследовать Царство Небесное, а потому поэт в своем творчестве пытается сочетать небесное и земное. Он наполняет свои стихотворения такими образами, которые смогли бы соединить два мира, как на пример радуга. Это природное явление, которое обычно воспринимается как естественное явление после дождя, поэт видит чуть ли не мостом, для него это божественное благоволение на человечество. Однако для такого чуда отмерено совсем немного времени: «Оно дано нам на мгновенье». Это лишь миг из бесконечности, но уловить этот миг, почувствовать его – значит стать свидетелем вечной красоты, позволить вечности оставить на своей душе некий отпечаток.

Явление мимолетно и эта небесная частичка напоминает нам о том, что мы так же временны и бренны, как и наши повседневные суетливые стремления: «Ушло – как то уйдет, всецело, чем ты и дышишь и живешь». По обыкновению автор в начале произведения наблюдает за природой, подмечает ее мельчайшие детали и говорит о них, как о действительно значимых вещах. Затем от природы вокруг нас поэт переходит к человеку и к его природе. Здесь Тютчев предается рассуждениям о непродолжительности земного пути и неизбежной необходимости вернуться к своим истокам, туда, откуда была взята человеческая душа и послана на землю. Возможно, что такие рассуждения помогли справиться поэту с болью потери любимой женщины. По сути, она не умерла, а перешла в вечную жизнь. И теперь автор смотри на небо с надеждой на лучшее для любимой, понимая, что иначе быть не может, такова наша природа. При этом автор не гневит небо отчаянием или ропотом, он ищет с ним связь и единение.

Глубокое чувство, за которое Тютчеву пришлось пострадать, он пронес в своей душе через многие годы. И каждый год оно давало поэту необходимое вдохновение для создания величайших произведений, ставших богатством нашей литературы. Вместе с тем именно любовь и творчество Тютчева помогли ему справиться со своим горем, пересмотреть свое отношение к жизни и смерти и оценивать человеческий путь по земле лишь как начало.

Особенности стихотворений А.А.Фета «Фонтан» и Ф. И. Тютчева «Фонтан» (сопоставительный анализ).

Смысловой план.
Стихотворение Тютчева «Фонтан» — это размышление над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли объять и познать все законы Вселенной и ограниченностью ее возможностей:
Как жадно к небу рвешься ты.
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
В этом, по мнению поэта, заключается трагический смысл существования человека. Он не может не стремиться ввысь, словно мощная струя фонтана, — такова его человеческая природа. Однако он и не может постичь всего, чего бы ему хотелось, подобно водам фонтана:
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
Это несоответствие тем более печально, что человеческая мысль прекрасна в своих лучших проявлениях: «Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым». Однако доходя до известно предела, она превращается в разноцветную пыль. И это – суровый закон Вселенной.
Размышления Фета в стихотворении «Фонтан» в чем-то схожи с мыслями Тютчева. Поэт сравнивает человеческую жизнь с устройством фонтана:
Я, и кровь, и мысль, и тело —
Мы послушные рабы:
До известного предела
Все возносимся мы смело
Под давлением судьбы.
«Мысль несется, сердце бьется», однако все возвратится на круги своя («В водоем мой луч прольется») и бурное движение закончится одним – неминуемой смертью («И заря потушит ночь»).
Но Фет не воспринимает эту ограниченность человеческой жизни как что-то трагическое. Для него круговорот жизни и смерти – явление закономерное и естественное. Поэт считает человека частью природы, который подчиняется ее законам. Человек приходит в этот мир, порожденный землей, и нее же уходит. Для лирического героя Фета — это не трагедия, а гармония и естественный ход вещей.
Однако в обоих концепциях сильна роль рока, судьбы. И Тютчев, и Фет считают человека подвластным этой силе — «давлению судьбы». Но если у Тютчева судьба – это злой рок, то у Фета – часть сил Вселенной, которые заставляют человека не только страдать, но и развиваться («возносимся мы смело»).

Художественная форма стихотворений.
Оба стихотворения построены на сравнении человека с фонтаном.
Композиция стихотворения Тютчева 2-ухчастна. Первая часть представляет собой описание «работы» фонтана, вторая часть – аналогия с человеческой мыслью.
Стихотворение Фета 3-ехчастно — экспозиция, описание человеческой жизни и ее итог.

Художественные средства.
Основной художественный прием в «Фонтане» Фета – метафора, в том числе и метафора олицетворения. Поэт считает всю природу и мир вокруг живым, существующим по своим законам. И действительно, в его стихотворении и «ночь дышит», и «воздух пьян», и «напевает фонтан». Кроме того, «мысль несется, сердце бьется», «в водоем мой луч прольется», «заря потушит ночь» и др.
Стихотворение Тютчева также построено на метафорах: «фонтан клубится», «он
коснулся высоты», «ниспасть на землю осужден», « какой закон тебя стремит, тебя мятет?», «длань твой луч свергает», «смертной мысли водомет» и т.д.
Но тютчевское стихотворение гораздо богаче эпитетами, чем стихотворение Фета («облаком живым», «фонтан сияющий», «влажный дым», «высоты заветной», «пылью огнецветной», «длань незримо-роковая» и др.). Есть здесь и сравнения («Лучом поднявшись к небу»).
Кроме того, стихотворение Тютчева (особенно вторая часть) насыщено обращениями, риторическими восклицаниями и вопросами («О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый!», «Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет?», «Как жадно к небу рвешься ты. »).
Такая эмоциональная насыщенность передает отношение лирического героя к тому трагическому несоответствию, о котором он говорит. Стихотворение же Фета по интонации – спокойно, плавно, размеренно, в нем много повествовательных предложений, что также отражает внутреннее состояние лирического героя.
Стихотворение Тютчева написано трехстопным ямбом с пиррихиями, которые несколько смягчают размер, придают ему некоторую плавность. Этому способствует и кольцевая рифмовка произведения.
Стихотворение Фета написано с использованием хорея, который придает произведению «бодрость» слога, легкость, подчеркивает оптимистичный настрой автора. Это настроение подчеркивает и перекрестная рифмовка стихотворения, а также чередование мужских и женских рифм («дышим-слышим-колышим», «пьян-фонтан»).
Таким образом, одноименные стихотворения Тютчева и Фета — философские элегии, имеющие сходные мотивы. Однако по основному настроению и философской концепции эти стихотворения резко отличаются друг друга. Художественные средства, выбранные каждым их художников, помогают им выразить свой взгляд на человеческую жизнь, ее возможности и на место человека в этом мире.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Фет А.А. / Лирика / Особенности стихотворений А.А.Фета «Фонтан» и Ф. И. Тютчева «Фонтан» (сопоставительный анализ).

Смотрите также по произведению «Лирика»:

Анализ стихотворения Тютчева «Фонтан»

Стихотворения Ф.И.Тютчева, даже если они посвящены описанию природы, все проникнуты философскими мотивами-размышлениями о смысле жизни, о чувствах, о предназначении человека. Фонтан – это прирученная человеком природа. Его игра дает поэту очередную возможность вновь задать свои вечные вопросы.

Стихотворение состоит из двух строф, и это деление не случайно. Первая строфа – это наблюдение за взлетом и падением водного потока, «лучом» поднимающегося вверх и» падающего вниз. А вторая – это размышления о «смертной мысли» человеческой личности,

Бесчисленные глаголы-олицетворения – «ниспасть», «рвешься» – дают возможность сразу же провести параллель между фонтаном и человеком, который также рвется ввысь, но редко достигает желаемого, разбиваясь при падении. Человек может стремиться к «высоте заветной» силой духа, силой воли, мыслью. Его движение вверх можно также понять и как познание высшего мира, мира Бога. Но всегда появляется «длань незримо-роковая», которая останавливает этот порыв.

Как и многие стихотворения поэта, «Фонтан» напрямую обращен

Особенно ярко и неожиданно воспринимаются метафоры, где водная стихия сравнивается со стихией огненной: «пламенеет», «влажный дым», «пылью огнецветной», «клубится». Дважды поэт использует слово «луч», причем в обеих частях. Но если относительно фонтана этот луч был на подъеме, то в отношении человека – уже на изломе.

На главную идею работают и приемы стихосложения, которые использует Ф.И.Тютчев. Так, повторяя бесконечное движение фонтана вверх-вниз, поэт использует кольцевую рифму. Размер стиха – трехстопный ямб: как будто вода набирает скорость и поднимается вверх, но безударные стопы разбавляют этот жесткий ритм философской элегии Ф.И.Тютчева.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Фонтан»

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан» имеет два восьмистишия. Великий поэт создает в первой строфе картину фонтана, который сияет всей своей красотой и могуществом. Добиться такого эффекта автору помогают различные образные средства, имеющие богатый характер. В стихотворении эпитетам отводится роль метафор. Примером есть следующие обороты: «влажный дым», «пылью огнецветной» и другие.

Метафоры можно найти, проводя анализ стихотворения Фонтан, и в некоторых сравнениях. К примеру, поэт мастерски отожествляет обычный фонтан с живым облаком. А вот опадающую сверху воду фонтана он страстно приравнивает к «пыли огнецветной».

Тютчев показывает свой восторг от лицезрения работы водной конструкции. Он передает своей богатой речью, как играет свет, как в фонтане происходят переливы.

Описывая, казалось бы, один из тысячи фонтанов, поэт разглядел в нем схожесть с человеком. С помощью возвышенной лексики возникает метафорический образ, который помогает читателю увидеть этого человека с его «смертной мыслью».

Наличие таких знаков препинания, как знак вопроса и восклицательный знак, говорит о сильной экспрессивности лирического героя. Он не может спокойно наблюдать бурлящую борьбу водной стихии в фонтане. Наверное, такие же чувства и переживания охватывают в этот момент душу героя, раз он увидел в неживом предмете своего побратима.

Говоря о жадном рвении фонтана к небу, автор передает свои личные истинные переживания. Не раз в своих стихотворениях Федор Иванович обращает взор к всесильным небесам, презирая свое пребывания на земле.

Анализ стихотворения Фонтан дает четко понять главные философские догмы, которыми руководствуется великий поэт. Он убежден в неразрывном единении жизни человека земного с жизнью космоса. Вселенная и человек – неразрывные звенья одного целого.

Всю жизнь в своем творчестве Тютчев пытался разгадать загадку, которая связана с человеческим разумом. Разумом противоречивым, могучим и слабым одновременно. Поэта поражало, каким великим и, одновременно, бессильным может быть наш мозг.

Именно с силой разума и его бессилием сравнивает поэт судьбу фонтана. Человеческая сущность всю жизнь стремится к идеалу. И, кажется, что до разгадки наша мысль вот-вот дойдет, она взлетает к самым вершинам. Но она — «смертная мысль», и ее рок заключается в том, что именно в этот момент ей суждено «ниспасть» обратно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: