Анализ стихотворения Тютчева Двум друзьям

Федор Иванович Тютчев создал великое множество прекрасных литературных произведений, которые в значительной мере обогатили русскую литературу. Как и всякий поэт, он искал вдохновение в людях, в природе и, конечно же, в любви. Тютчев был дважды женат и, будучи во втором браке он встретился с Еленой Денисьевой, которая пленила сердце поэта. Он полностью отдался новому роману, практически позабыв о семье, хотя сохранил особую любовь к своей супруге. Для Денисьевой отношения с Тютчевым стали большим испытанием, так как из-за этого романа от нее отказался отец, все друзья и знакомые перестали с ней общаться и общество в целом очень ее осуждало. Из них двоих Елене Александровне пришлось значительно больше пострадать из-за этого союза.

Влюбленные провели вместе четырнадцать лет. Свое пошатнувшееся положение Денисьева надеялась уладить и просила Тютчева от сожительства перейти к законному браку, что поэта почему-то не устраивало. Как вдруг Елена Александровна умерла, и Тютчев считал себя во всем виноватым, укоряя за уклонения от брака. После смерти возлюбленной стихотворения поэта были наполнены невероятной тоской и болью, как вдруг среди этой серой пелены появилось произведение «Как неожиданно и ярко…», написанное после годовщины смерти Денисьевой. Это удивительная смена настроений произошла всего за пару дней, однако само стихотворение раскрывает эту перемену – поэт иначе стал воспринимать жизнь.

Поэт смотрит в небеса, так как именно небесам противопоставляется земная жизнь. Наша жизнь на земле временна, в небесах сокрыта вечность. Но далеко не каждый человек по грехам своим может унаследовать Царство Небесное, а потому поэт в своем творчестве пытается сочетать небесное и земное. Он наполняет свои стихотворения такими образами, которые смогли бы соединить два мира, как на пример радуга. Это природное явление, которое обычно воспринимается как естественное явление после дождя, поэт видит чуть ли не мостом, для него это божественное благоволение на человечество. Однако для такого чуда отмерено совсем немного времени: «Оно дано нам на мгновенье». Это лишь миг из бесконечности, но уловить этот миг, почувствовать его – значит стать свидетелем вечной красоты, позволить вечности оставить на своей душе некий отпечаток.

Явление мимолетно и эта небесная частичка напоминает нам о том, что мы так же временны и бренны, как и наши повседневные суетливые стремления: «Ушло – как то уйдет, всецело, чем ты и дышишь и живешь». По обыкновению автор в начале произведения наблюдает за природой, подмечает ее мельчайшие детали и говорит о них, как о действительно значимых вещах. Затем от природы вокруг нас поэт переходит к человеку и к его природе. Здесь Тютчев предается рассуждениям о непродолжительности земного пути и неизбежной необходимости вернуться к своим истокам, туда, откуда была взята человеческая душа и послана на землю. Возможно, что такие рассуждения помогли справиться поэту с болью потери любимой женщины. По сути, она не умерла, а перешла в вечную жизнь. И теперь автор смотри на небо с надеждой на лучшее для любимой, понимая, что иначе быть не может, такова наша природа. При этом автор не гневит небо отчаянием или ропотом, он ищет с ним связь и единение.

Глубокое чувство, за которое Тютчеву пришлось пострадать, он пронес в своей душе через многие годы. И каждый год оно давало поэту необходимое вдохновение для создания величайших произведений, ставших богатством нашей литературы. Вместе с тем именно любовь и творчество Тютчева помогли ему справиться со своим горем, пересмотреть свое отношение к жизни и смерти и оценивать человеческий путь по земле лишь как начало.

Анализ стихотворения Тютчева Двум друзьям

1. Аксаков И. С. Федор Иванович Тютчев: Биографический очерк. Отрывок / И. С. Аксаков // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 2–6. (Биографический портрет, обзор творчества Ф. И. Тютчева. Отрывок из работы И. С. Аксакова)

2. Анненкова Е. И. Два стихотворения. «Не знаю я, коснется ль благодать…» Ф. И. Тютчева и «Мадонна» А. С. Пушкина / Е. И. Анненкова // Литература в школе. – 2001. – N 4. – С. 2–6. (Сопоставительное осмысление двух стихотворений, появившихся в разные историко-литературные периоды XIX столетия, являющихся органичными для творчества обоих поэтов в целом, выявляющих существо их поэтического и философского миросозерцания)

3. Апалькова И. Г. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. «: V класс / И. Г. Апалькова // Литература в школе. – 2011. – N 8. – С. 42–43. (Изучение поэзии Ф. И. Тютчева в V классе на примере стихотворения «Есть в осени первоначальной. «)

4. Богачева А. Ф. «Я помню вальса звук прелестный. «: Литературно-музыкальный вечер / А. Ф. Богачева // Литература в школе. – 2004. – N 1. – С. 45–47. (Сценарий литературно-музыкального вечера по творчеству русских поэтов (Пушкин А. С., Грибоедов А. С., Тютчев Ф. И., Боратынский Е. А. ).

5. Галкин А. Читая стихотворение Ф. И. Тютчева «Два голоса» / А. Галкин // Литература в школе. – 2007. – N 2. – С. 49. (Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Два голоса»)

6. Гапоненко П. А. Во имя жертвенного самоотречения: Ф. И. Тютчев. «Сияет солнце, воды блещут. «/ П. А. Гапоненко // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 14–15. (Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Сияет солнце, воды блещут»)

7. Жителева Ж. И. «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчева: V класс / Ж. И. Жителева, В. И. Жителев // Литература в школе. – 2011. – N 2. – С. 39–41. (Урок-разбор стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»)

8. Калганова Т. А. Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева. V-VI классы / Т. А. Калганова // Литература в школе. – 2003. – N 10. – С. 40–41. (Материал для подготовки уроков литературы по творчеству Ф. И. Тютчева. Об использовании образов из древнегреческой мифологии в лирико-философской поэзии. Опыт сравнения двух стихотворений: «Пан» М. Ю. Лермонтова и «Полдень» Ф. И. Тютчева)

9. Лебедев Ю. В. Гражданская лирика Тютчева / Ю. В. Лебедев // Литература в школе. – 2003. – N 5. – С. 2–8. (Биографические сведения о Ф. И. Тютчеве с 1821 года. Литературный анализ стихов гражданского звучания и некоторых публицистических статей)

10. Новикова А. А. И. С. Тургенев и Ф. И. Тютчев / А. А. Новикова // Литература в школе. – 2008. – N 10. – С. 2–7. (Пересечение судеб Ф. И. Тютчева и И. С. Тургенева, общее в их творчестве: философско-психологический подход к движениям человеческой души, лирический самоанализ, романтическая одухотворенность. Тема любви и тема природы в творчестве поэта и писателя)

11. Погорельцев В. Ф. Послушаем ритм тютчевского сердца / В. Ф. Погорельцев // Литература в школе. – 2006. – N 4. – С. 7–9. (Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое»), содержится полный текст. Сопоставление его со стихотворением А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Тема сердца в этих произведениях)

12. Попова Т. М. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан» / Т. М. Попова // Литература в школе. – 2003. – N 6. – С. 42–44. (Литературный анализ стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан»)

13. Скатов Н. Н. Федор Тютчев / Н. Н. Скатов // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 7–13. (Биографический очерк, анализ творчества Ф. И. Тютчева)

14. Соловей Т. Г. «Весна идет!»: анализируем стихотворение Ф. И. Тютчева / Т. Г. Соловей // Литература в школе. – 2008. – N 3. – С. 40–42. (Методические рекомендации к уроку литературы в 5 классе. Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весна идет!»)

15. Соловецкая М. Г. Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою. » / М. Г. Соловецкая // Литература в школе. – 2008. – N 10. – С. 38–40. (Методические рекомендации и система вопросов и ответов для урока литературы в 5 классе, посвященного изучению стихотворения Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою. «)

Анализ стихотворения Федора Тютчева “Два голоса”

Совсем не случайно великий русский поет Федор Тютчев назвал свое стихотворение «Два голоса». В данном произведении затронута очень важная тема путей человека к Богу. А если быть предельно точным, – тема выбора этого пути, а также свобода выбора. В качестве первого голоса в произведении выступает голос канувшего в лету язычества.

Некогда совершенство Бога рассматривалось нашими предками как совершенство самой природы. Что касается человека, то до него никакого дела не было. Ведь языческие боги недосягаемы, они находятся высоко вверху,

Если говорить о втором голосе, то он принадлежит современному христианству. И в данном случае совершенство Бога рассматривается как любовь, любовь жертвенная, в которой заключен глубокий тайный смысл. Именно поэтому борьба и смерть «непреклонных сердец» не напрасна, ведь их «победный венец» дарован самим Господом.

Главная идея произведения «Два голоса» заключается в молчании мира, которое отнюдь не является молчанием создавшего его Бога. Даже, наоборот, по словам Тютчева, безмолвие светил, а также молчания

Что касается композиционного построения стихотворения, то оно состоит из двух отрывков (в каждом – по две строфы). Они связаны при помощи нумерации, а также синтаксического и смыслового параллелизма.

Произведение «Два голоса» построено очень интересно. Здесь каждый элемент текста первого голоса находит свое отражение в элементе голоса второго. Смысловая конструкция создается отнюдь не на основе победы одного из имеющихся в произведении голосов, а их соотношениям в пределах созданной картины мира. Именно этой особенностью конструкции и отличается произведение от прочих, которые имеют схожую тематику.

«Наш век» Ф. Тютчев

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью. »

Анализ стихотворения Тютчева «Наш век»

Кризис среднего возраста у каждого мужчины протекает-по разному. Однако если речь идет о поэтах, то это состояние внутренней дисгармонии непременно находит свое отражение в стихах. Недовольство собой и окружающим миром, раздражительность и попытки найти смысл жизни – подобные мотивы встречаются в творчестве многих русских литераторов. К их числу принадлежит и Федор Тютчев – романтик и философ, который и в юные годы нередко искал ответы на вопрос о том, зачем человек приходит в этот мир, и как он должен пройти свой путь.

В 1851 году он публикует стихотворение «Наш век», в котором рассуждают на тему морали современного общества. Зрелый 48-летний мужчина, прошедший через многие жизненные испытания, приходит к выводу, что «не плоть, а дух растлился в наши дни». Эту фразу можно расценивать и как личный ответ поэта на многочисленные упреки в его адрес. Все дело в том, что в это время роман Тютчева и Елены Денисьевой, юной особы из знатного и богатого рода, уже был предан огласке, после чего разразился громкий скандал. Предвосхищая упреки в свой адрес, поэт указывает на то, что эти взаимоотношения продиктованы не жаждой плотских утех, а высокими и чистыми чувствами, которые, к сожалению, для многих его современников остаются непостижимыми и недостижимыми.

Именно по этой причине автор убежден, что «человек отчаянно тоскует», так как лишен некой духовной основы. Для кого-то она заключается в общении с женщиной, для кого-то – в общении с Богом. Однако и в том, и в другом случае людьми движут два самых важных чувства – вера и любовь. Именно их, по мнению Федора Тютчева, недостает его современникам, многие из которых осознают, что их жизнь пуста и никчемна. Внутренние протесты порождают абсурдные и порой необъяснимые поступки, однако мало у кого, по мнению автора, достает смелости и сил обратиться за помощью к Господу. Современный человек, как считает поэт, «жаждет веры… но он ее не просит». И это связано не с природным упрямством, а с непониманием простой истины о том, что любой из нас должен верить хоть во что-то. Безверие, по мнению Тютчева, рождает хаос в мыслях и в душе, заставляет человека сомневаться в своих силах и толкает его зачастую на неверный путь, сойти с которого порой бывает невозможно. Однако для того, чтобы избежать подобных внутренних противоречий, достаточно лишь впустить в свое сердце Бога, почувствовать его заботу и любовь, которые, по мнению поэта, и являются путеводными звездами в жизни каждого человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: