Анализ стихотворения Три пальмы

Во всех своих произведениях Михаил Юрьевич Лермонтов призывает людей к размышлению, но чаще всего автор выражает свои чувства одиночества и скрытой печали, своё тяготение к иному миру, миру фантазий и мечтаний. И в стихотворении «Три пальмы» поэт ставит перед читателями всеми волнуемый вопрос о смысле бытия.
В песчаных степях аравийской земли, средь раскаленного песка и знойного ветра, росли три пальмы. Их широкие зелёные листья хранили родник от знойных лучей и летучих песков. Оазис в пустыне всё вокруг оживляет своим видом. Однако не зря автор в первой строфе употребил эпитет «гордые пальмы». Они стали роптать, отвергая справедливость Создателя, и Господь в тот же час исполнил их желание, тем самым наказав и погубив их. К оазису подошёл богатый караван.
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студёный ручей.

Казалось бы, наконец – то пальмы принесли пользу людям. Однако у караванщиков совершенно иной взгляд на жизнь, им важен лишь собственный комфорт. Не задумываясь, люди безжалостно срубили деревья, уничтожили оазис, чтобы провести всего одну ночь у костра. Утром люди покинули оазис, оставив за собой только пепел пальм и ручей, которому суждено погибнуть от знойных лучей и летучих песков.
В стихотворении виновны обе стороны: пальмы и люди. Пальмы были слишком горды, они не понимали, что возможно, их главное предназначение – хранить источник жизни в песчаных степях. Создатель не может желать зла своим творениям, и именно Он даёт каждому своё предназначение. Однако гордые пальмы посмели усомниться в Его справедливости, они не довольствовались тем, что имеют. Своеволие порой приносит много бед. К сожалению, пальмам не было дано постигнуть этот смысл, как некоторым людям не дано понять ценность чужой жизни.
Многие люди жалуются на свою судьбу, проклиная всё и всех, но вскоре каждый рано или поздно приходит к одному: всё, что ни делается, всё к лучшему.
Образ караванщиков ассоциируется с образом людей, не умеющих ценить чужую жизнь. Будь то жизнь человека, животного, растения или хотя бы маленькой букашечки, любая жизнь бесценна, и каждый в этом мире имеет своё предназначение, которое, казалось бы, такое маловажное, но на самом деле оно может изменить многое.
Лермонтов пишет, что караванщики срубили единственные пальмы пустыни, а их дети сорвали с них зелень. Маленькие дети, по своей природе, не задумываются о поступках, совершенных ими, они просто «копируют» поведение взрослых. Ведь для них взрослые это умные дяденьки и тётеньки, которые всё на свете знают и всегда поступают правильно. И какой же пример родители-караванщики подают своим детям?! Чему они учат своих малышей? Эта проблема всегда была одной из самых актуальных проблем также, как и в нынешнее время. Такой поступок родителей-караванщиков говорит о том, что порой люди бывают неразумными, бесчувственными, эгоистичными и безнравственными.
В данном произведении из изобразительно – выразительных средств часто встречаются эпитеты, например: гордые пальмы, пылающей грудью, упругие корни и т.п. Такие красочные эпитеты автор использует для того, чтобы придать немного красочности и точности картине стихотворения.
В стихотворении хорошо выражен романтизм . Это ясно отражается в стремлении поэта к высшему, идеальному миру, а также тем, что автор упоминает о Боге. Лермонтов пытается показать насколько низок и безнравственен реальный мир.
Произведение имеет богатый интонационный рисунок. Присутствуют знаки препинания, паузы, восклицания, вопрошания, дефисы и многоточия. К примеру, в третьей строфе присутствует вопросительный знак, соединённый с многоточием:

Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор.

Вероятно, во время этого знака вопрошания и многоточия, пальмы, договорив свои речи, впадают в небольшое раздумье, а затем, будто их озаряет мысль, они приходят к выводу:

Не прав твой, о небо, святой приговор!

Размер стихотворения – двухсложный трёхстопный амфибрахий. Рифма – секстина со смежной рифмовкой.
Всю свою жизнь М.Ю.Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и собственные мысли он старался выразить в своей лирике. В стихотворении «Три пальмы» можно выявить три проблемы: проблема излишка гордости и своеволия, проблема безнравственности и проблема воспитания. Автор словно вовлекает читателей в свои размышления, раскрывает перед нами самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души.

26041 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Стихотворения / Анализ стихотворения «Три пальмы».

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

«Три пальмы» Лермонтова как баллада

«Стихотворение «Три пальмы чудесно, божественно
Какая образность! Дивная картина – так и
блестит яркостию восточных красок!».
Отец – Юрий Петрович Лермонтов, принадлежал к старинному, но обедневшему мелкопоместному роду; отставной капитан; мать – Мария Михайловна Лермонтова, урожденная Арсеньева. Её дед Алексей Емельянович Столыпин был влиятельным откупщиком, разбогатевшем при Екатерине ІІ. Лермонтов обучался в детстве рисованию, музыке, лепке, увлекался поэзией. Учился Лермонтов в Московском благородном пансионе, затем в Московском университете на нравственно – философском факультете.
Писатель Сологуб сказал: «Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта – Лермонтова. Под впечатлением известия о дуэли и гибели Пушкина Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта». Оно распространилось по стране тысячами экземпляров.

Исследователи определяют жанр этого стихотворения как балладу. Баллада – стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему; реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.
Признаки баллады в тексте.
рассказ на легендарную тему;
фантастическое в балладе: ропот пальм на Бога, их мысли, разговор;
реальное в балладе : гибель трёх пальм и дикое пустое место, бывшее раньше цветущим оазисом.

Литературоведы – языковедам:
— Что означает выражение «под кущей зеленой»?
( укрытие от солнца под листьями деревьев).
— Каково значение слова «вьюк»?
(груз, привязанный к бокам лошади или верблюда).
— Что означает слово «шатёр» ?
( восточная палатка с круглым куполом)
— Кто такой араб?
( представитель одного из народов Западной Азии и Северной Африки).
— Что означает слово «фарис»?
( всадник).
— Каково значение слова «караван»?
(ряд вьючных животных, перевозящих людей и грузы по степям, горам и пустыням).
— Что такое «стан»?
(остановка в пути).
— Что означает слово «урочный»?
( обычный, постоянный).
— Каких предложений в тексте больше: сложносочинённых, сложноподчинённых или бессоюзных?
(сложносочинённых)
— Как связаны простые предложения в составе сложносочиненных?
(сочинительными союзами).
— Чем осложнены предложения?
(одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, причастными оборотами, сравнительными оборотами).

Языковеды – литературоведам :
Действие баллады происходит в Аравийской земле. Аравийская земля — Аравийская пустыня, северо- восточная часть Сахары, между долиной Нила и Красным морем, находится в Египте

Лето в Сахаре исключительно жаркое, небо почти безоблачное. Солнце нагревает поверхность камней и песка до 70 С, температура воздуха поднимается до 40 С и выше. Колебания суточных температур очень большие. Днём раскаленным воздухом трудно дышать, а ночью и поверхность земли, и воздух быстро охлаждаются. Летом часто дуют сильные ветры. Становится нестерпимо душно, люди и животные задыхаются. Рот, нос, глаза забиваются песком. Беда тому, кто не укроется во время бури.
Какие выразительные художественные средства использует автор? Эпитеты: песчаных степях, гордые пальмы, почвы бесплодной , странник усталый и др Метафоры: умчался туман, родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьём, приветствуют пальмы нежданных гостей и др.

Что явилось причиной гибели пальм? Они возроптали на Бога и были наказаны. Их стремления никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, дрова, воду, а на гибель пальм никто не обратил внимания.

Предыдущий реферат из данного раздела: Сказка: Любопытная Капелька

Идейно-художественный анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Три пальмы»

Прекрасным образцом сюжетной лирике в наследии русского поэта Михаила Лермонтова является стихотворения «Три пальмы». По жанру данное произведение – баллада. Поучительная история с глубокой моралью повествует о смысле жизни на фоне песчаных дюн. Есть подзаголовок «Восточное сказание», что указывает на сходство стихотворения со сказками.

Неодушевленные предметы оживают под пером великого поэта: пальмы, ручей уподоблены людям и верблюдам, идущим в караване. Красочно выписаны эпитетами все детали:

В песчаных степях аравийской

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной.

Это обуславливает огромное количество прилагательных в тексте стихотворения. Статика передана именными частями речи и относится к пейзажной части произведения, динамизма придают глагольные формы в описании каравана во второй части.

Числительное, вынесенное также в заголовок, играет важную роль в смысловой нагрузке. Ведь число является магическим и у многих народом обладает особыми свойствами. У славян – это единство Отца, Сына и Святаго Духа. Может быть, именно

Как уже было сказано, структурно стихотворение состоит из двух частей. Первая является предисловием, экспозицией, которая вводит читателя в мир восточных сказаний, описывает пейзажи. Во второй части ключевым образом являются уже не три пальмы, хотя они и вынесены в заголовок, а караван, влияние людей. Таким образом, стихотворение построено на антитезе: природа – человек, вечность одиночества – мгновение общения, ожидание благодарности – предательство, благородие – бессердечность.

Что касается художественных средств, то текст произведения наполнен, и метафорами. Такое разнообразие речевых фигур, однако, не мешает просмотреть истинную идею стихотворения: автор призывает не роптать на свою судьбу, а принимать ее, как подарок, какой бы она ни была, а также указывает на то, что всякое созданное Богом имеет душу.

Сопоставление природы и человека выражается параллелизмами:

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

Такая прекрасная картина, коей начиналось стихотворение превратилась в руины под рукой человека – но это наказание за нетерпимость. Такая смена настроения и колорита стихотворения ясно видна не только по смыслу, но и по используемой лексике. Радость от прихода каравана и подача своих даров людям цветущим оазисом оборачивается смертью этого живого организма:

И ныне всё дико и пусто кругом —

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит —

Его лишь песок раскаленный заносит.

Образ коршуна завершает печальную картину. Символ смерти кружит над еще недавно прелестным уголком природы, скованном в непроглядных песках восточных пустынь.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»

Несмотря на кажущуюся простоту «Три пальмы» (1838) — сложное философское произведение. Для Лермонтова исключительно важным был вопрос о том, нужно ли покорно подчиняться судьбе или следует бороться с ней. Например, в стихотворении «Парус» этот вопрос решается в пользу беспокойных исканий и борьбы как смысла человеческой жизни. В «Трех пальмах», стихотворе­нии зрелого периода, предлагается иное решение.

В далеких степях аравийской земли среди раскаленного песка и знойного ветра росли три паль­мы. Их широкие зеленые листья давали тень для холодного ручья, бьющего в этом оазисе. Однако гордым пальмам было мало этого, и они стали «на Бога роптать»:

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор.

Не прав твой, о небо, святой приговор!

Так ставится в стихотворении проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без поль­зы». Бог услышал негодование гордых пальм: тут же появился большой и яркий караван, гости утолили жажду студеной водой из ручья, отдохнули в тени пальм, а к вечеру, когда «сумрак на землю упал / По корням упругим топор застучал / И пали без жизни питомцы столетий!». Таким образом, пальмы, не случайно названные «гордыми», были сурово покараны за то, что не удовольствовались предназначенным им уделом и посмели «на Бога роптать». Подчеркивает эту мысль последняя строфа стихотворения, резко контрастирующая с первой:

И ныне все дико и пусто кругом —

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит —

Его лишь песок раскаленный заносит,

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: