Азбукина А

Г. Державин — поэт-новатор. Как отмечает А.В. Западов, он ввёл в литературу «забавный русский слог», умело сочетал лирику и cатиру, просторечие и высокий стиль, необычайно расширил тематический диапазон русской поэзии, в полном смысле слова сблизил поэзию с жизнью [Западов 1979: 179]. Значителен вклад Державина и в изображение природы. Если у поэтов-предшественников (Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова) природа не играла заметной роли и присутствовала лишь как некий условный фон, то Державин стал изображать природу как живое и полнокровное единство.

Ещё обучаясь в Казанской гимназии, Державин выучился играть на скрипке и увлёкся живописью, однако в последующие годы военная служба заставила его прекратить эти занятия. Но эти навыки не забылись и своеобразно преломились в творчестве поэта. Державин изображает природу яркой, красочной, постоянно меняющейся, звучащей на разные голоса. Последнее особенно примечательно, так как, пожалуй, никто из русских поэтов до него так часто не обращался к образу птицы. В стихах поэта находим соловья («Соловей», «Соловей во сне», «Обитель Добрады», «Возвращение весны»), ласточку («На смерть Катерины Яковлевны. «, «Ласточка»), орла («Заздравный орёл», «Лето»), павлина («Павлин»), журавля («Возвращение весны»), пеночку («Пеночка»), ворона («Лето»), лебедя («Лебедь»), сокола («Похвала комару»), синицу («Синичка»), снегиря («Снигирь»).

Почему же Державин обратился к образу птицы, какую роль он играл в его творчестве?

На наш взгляд, уже само использование этого образа было своеобразным вызовом классицистическим традициям. Ведь поэты-предшественники считали, что «птички», «ручейки», «овечки», «пастушки» и т.п. являются незначительными предметами в поэзии. Воспевать нужно героев и монархов, великие битвы и исторические события. Поэзия должна быть «гремящей», «громоподобной». «Гремящий в оде звук, как вихорь, слух пронзает. » — писал в эпистоле «О стихотворстве» Сумароков. Державин в своем представлении о поэзии опирался не столько на Буало, как Сумароков, сколько на новейшего эстетика Ш. Баттё, который считал, что поэзия должна быть не только полезной, но и приятной [Серман 1967: 25].

Свои взгляды на назначение поэзии Державин раскрывает в цикле стихотворений, посвящённых соловью («Соловей», «Соловей во сне», «Обитель Добрады»). Эти стихотворения он называет «одами» и считает возможным воспевать такой незначительный, казалось бы, предмет, как соловьиное пение. По мнению поэта, соловьиное пение является прообразом новой «сладкозвучной», «сладкогласной» лирики, идущей на смену «громозвучной», «громоподобной» одической поэзии. Например, Г. Державин пишет в одном из своих трактатов, что поэт «должен заботиться о чистом и гладкотекущем слоге, чтоб он лёгок был к выговору, удобен к положению на музыку и к изображению всех прелестей.» [Сакулин 1919: 252]). Державин призывает поэтов «подражать природе» и в качестве высшего образца для себя избирает соловьиное пение («Соловей» [Державин 1957: 231]).

Указанные стихотворения интересны также и тем, что Державин отказывается в них от условного, эмблематического изображения соловьиного пения и идёт по пути реалистического воспроизведения действительности.

Державину важно воспроизвести мелодику соловьиного пения, заставить читателей насладиться гармонией этих звуков. Как же поэт этого достигает? Исследователь П.Н. Сакулин указывает, что Державин, например, в стихотворении «Соловей во сне» ни разу не использует звук (р), стремясь как нельзя более точно передать сходство своего произведения с соловьиной песней [Сакулин 1919: 254-255].

Интерес Державина к окружающему его миру природы, живописность его поэзии ярко проявились и при изображении других птиц. В качестве примера рассмотрим два стихотворения — «Возвращение весны» и «Лето». Здесь, помимо соловья, находим таких птиц, как журавли, ворон, орел. Какую же функцию выполняют эти птицы в стихотворении? Прежде всего следует отметить, что включение птиц в пейзажную зарисовку приводит к созданию глубоко конкретной, узнаваемой поэтической картины. В стихотворении «Возвращение весны» приход весны, пробуждение живой природы Державин передаёт через звук — пение соловья и клики журавлей [Державин 1957: 251].

Во втором стихотворении «Лето» птицы — орлы и враны являются живописными деталями и способствуют созданию картины летнего полдневного зноя в деревне, когда вся природа погружена в сон («Лето» [Державин 1957: 300]).

В ряде стихотворений («Пеночка», «Снигирь», «Синичка») птица выступает не просто как знак, но как персонификация. Поэт продолжает традиции устного народного творчества. Птица одушевляется, наделяется чертами живого существа, приобретает статус второго лирического субъекта стихотворения. Птичка выступает либо как «мил дружок», которому Державин поверяет свои мысли и переживания («Снигирь»), либо как прекрасная девушка, в которую влюблен поэт («Пеночка», «Синичка»). Державин с нежностью обращается к птице — снегирь для него «милый», пеночка — «создание любезно» и т.д. Проводя параллель между птицей и человеком, Державин тем не менее не забывает воссоздать конкретный облик птицы (См., например, описание пеночки [Державин 1957: 278]).

Образ снегиря и синички Державин воссоздаёт через звук. Пение снегиря подобно флейте и напоминает военную песню. Поэтому оно наводит Державина на воспоминания о бранях, о Суворове. Пение синички, напротив, более нежное, связывается в представлении Державина с любовью, любовным томлением. Пение синички передаётся через использование глагола «тиликать», а также через повтор глагола «вздыхать». Вообще образы птиц в перечисленных стихотворениях Державина явно даны в чувствительных, сентиментальных тонах. В этом тоже проявилось новаторство поэта в использовании образа птицы.

Не следует думать, что Державин ограничивается использованием образа птицы лишь как знака и персонификации. Птица относится к одному из древнейших образов и окружена ореолом мифологических представлений. Д. Трессидер, Д. Холл и др. авторы современных словарей отмечают, что птица испокон веков и у разных народов была связана с небесами, Богом, потусторонним миром, выступала как заместитель человеческой души. Эта мифологическая семантика не могла не заинтересовать и Державина, поэта, в чьём творчестве явственно обнаружились предромантические настроения. В стихотворениях «На смерть Катерины Яковлевны. «, «Ласточка», «Лебедь» явственно обнаруживается символическая параллель «птица — душа». Птица связывается с представлением о бессмертии души, поэтического творчества, выступает как «проводник» в мир инобытия. В этом плане Державин предвосхищает Жуковского и поэтов-романтиков.

Итак, как показал проведённый нами анализ, образ птицы занимает значимое место в поэзии Державина. В отличие от поэтов-предшественников Державин отказывается от абстрактного, условного пейзажа и осмысления птицы как эмблемы и делает её деталью, знаком узнаваемой картины природы. Поэт делает этот образ живописным, конкретным, стремится воспроизвести мелодику птичьего пения. В то же время поэт не ограничивается использованием птицы как знака. Во многих стихотворениях Державина за первым, конкретным планом изображения птицы открывается второй, символический. Птица у Державина символизирует идеальное начало — бессмертие души, поэта и поэзию, что позволяет говорить, что в трактовке этого образа поэт идёт в русле не только реализма, но и предромантизма.

Литература

Державин Г.Р. Стихотворения. — Л., 1957.

Западов А.В. Поэты XVIII века: (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин). — М., 1979.

Сакулин П.Н. История новой русской литературы. — М., 1919.

Серман И.З. Гаврила Романовмч Державин. — Л., 1967.

М. Эпштейн

В поэзии Г. Державина отдельные пейзажные мотивы впервые приобретают самостоятельное художественное значение.
У М. Ломоносова пейзаж — это целостная картина природы во всех ее составляющих; у Г. Державина выделяются и поэтизируются времена года, представители флоры и фауны, явления атмосферы, о чем свидетельствуют сами названия стихотворений: «Зима», «Лето», «Облако», «Соловей», «Ласточка», «Синичка», «Похвала комару». Природа впервые приобретает самодовлеющий, отдельный от социального и естественнонаучного, поэтический интерес. При этом для Державина природа не только космос и стихии, но и живые существа: птицы, насекомые, рыбы. Гораздо внимательнее Державин к атмосферическим явлениям: воздуху, облакам; у него впервые поэтизируется радуга, лунный свет («Видение Мурзы», 1783-1784, опубл. 1798, «На выздоровление Мецената», 1780 или 1781), что предвосхищает знаменательную традицию русской лунной поэзии — от В. Жуковского до С. Есенина. Удивительно сочетается в Державине любовь к грандиозным, стихийным явлениям природы: вулкану, водопаду — с пристальностью к мельчайшим звуковым и цветовым оттенкам, повторам, к эху и отражению предмета в воде. Классицистическая величавость уступает место барочной изысканности и причудливости пейзажа, изобилующего мелкими, не обязательно «типическими» подробностями.
Державин ввел в русскую поэзию мрачный, таинственно-зловещий пейзаж (бледная луна, свист бури, ревущие волны — «Водопад», опубл. 1798, «На выздоровление Мецената»), получивший дальнейшее развитие в сентиментальной и романтической поэзии — у Н. Карамзина и В. Жуковского. Барочному принципу живописания соответствует и открытый Державиным для русской поэзии пейзаж экзотический, кавказский пейзаж, сочетающий «ужасы, красы природы» («На возвращение графа Зубова из Персии», 1797). Другое излюбленное поэтом переплетение ландшафтных и технических мотивов («машины зимы» — в «Зиме», «стон мехов подъемных» — в «Водопаде») открывает выход в пейзажное мышление ХХ века (В. Хлебников, Н. Заболоцкий и др.).
Если Ломоносов тяготеет к естественнонаучной поэзии, то Державин — к метафизике природы. Свидетельством этого являются не только собственно философические стихотворения («Бог», 1784; «На умеренность», 1792), но и впервые развитый им в русской пейзажной лирике прием аналогий: стихотворение строится из двух частей — пейзажно-описательной и обобщенно-дидактической. Так, «Ключ» — это вдохновение, «Павлин» — пышность, «Облако» — тщеславие, «Лебедь» — слава, «Ласточка» — бессмертие; условность и аллегоричность этих изображений природы не помешали им стать важнейшей вехой на пути к натурфилософской лирике Ф. Тютчева, тоже часто использующей пример аналогии («Фонтан» и др.).
Вклад Державина в формирование национального пейзажа определяется тем, что у него впервые заметное место занимают осенние и зимние мотивы [«На рождение на Севере порфирородного отрока», 1779; «Желание Зимы», 1787; «Осень во время осады Очакова», 1788; «Осень», 1804 (?)], почти отсутствующие у предшественников [кроме «Зимы» (1750-1751) Н. Поплавского, первого опыта русской зимней поэзии].
(Источник: «Природа, мир, тайник вселенной. «)

Анализ стихотворения Гаврилы Державина «Признание»

Гавриил Державин в 1807 году в стихотворении «Признание» описал свой литературный путь и выразил отношение к собственному творчеству.

Произведение написано от первого лица, лаконичным языком и ритмичным слогом.

В «Признании» поэт чистосердечно изъясняет, что не считал себя святым, великим мудрецом или важным господином. Прежде всего он ценил в себе и окружающих людях чистоту сердца и ум. Поэтические шедевры, по признанию Державина, – заслуга не личная, а божественная помощь извне. Оды, созданные в честь выдающихся правителей, написаны

Стихотворения его творились с целью увековечить благородные качества царей и передать их потомкам. Если поэт осмеливался обличать высокопоставленных особ, то не от своего лица и не по причине личной обиды, а от целого государства, передавая строгое недовольство людей и воспитательное наставление. Был подвержен Державин и общечеловеческим слабостям, погружаясь в водоворот суетных бессмысленных занятий.

Не отрицает он своего преклонения перед красотой женщин, потому посвящал дамам лирические

«Признание» пронизано искренностью, душевностью. Русский поэт творил новую эпоху в литературе, следуя принципу реалистичности описания. Смелые неприукрашенные выражения, такие как «правду брякнуть», «саном надуваться» делают философскую лирику Державина неискусственной, непритворной, настоящей одой правде и сокрушительным ударом по лицемерию.

В особенности последние строки «Признания» оправдывают все возможные огрехи в жизни поэта. Читатель просто не вправе обвинить Державина в чем-либо. К тому же это великолепное, легкое произведение дарит такое же прекрасное настроение после его прочтения. «Ум и сердце» – вот путеводные звезды великого стихотворца Гавриила Державина.

Анализ стихотворения соловей державин

Гавриил Романович Державин

Литература XVIII века представлена в учебнике творчеством Г. Р. Державина. С личностью поэта, воина, государственного деятеля учащиеся уже встречались в средних классах и убедились, что произведения Державина сложны и неоднозначны. Поэтому надо внимательно отнестись к их комментированию, проследить, какие проблемы они поднимают и какой отклик находят в произведениях русских поэтов XIX и XX веков. На изучение творчества Державина отводим два урока.

УРОК 2. «Совершенно особый путь». Личность и судьба Державина

В центре первого урока — знакомство с удивительной биографией поэта и периодизация его творчества. Этот материал может быть дан в лекции учителя и сообщениях специально подготовленных учеников.

«Бывший при императрице Екатерине Второй, сенатор и президент, потом при императоре Павле член верховного Совета и государственный казначей, а при императоре Александре министр юстиции, действительный тайный советник и разных орденов кавалер» — так начинаются автобиографические «Записки» Державина, над которыми он увлеченно работал в последние годы жизни. Биографический материал может быть взят из этих «Записок», а также из романа В. Ходасевича «Державин». В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить «Записки» Державина с «Капитанской дочкой» Пушкина. Много сходного можно найти в судьбах Г. Державина и Петра Гринева. Они близки во взглядах на жизнь, судьбы их соответствуют духу времени, образ мыслей — настроениям прогрессивного дворянства.

Основные этапы жизни и творчества Державина

  1. годы. «Ученичество».
    1. Рождение. Учеба в Казанской гимназии. Смерть отца. Петербург. Служба рядовым в Преображенском полку. Участие в дворцовом перевороте. Первый офицерский чин. Борьба с повстанцами в период крестьянской войны под предводительством Пугачева.
    2. «Кропание стихов». Подражание А. Кантемиру и В. Тредиаковскому, основоположникам русской литературы XVIII века, «просветителям» М. В. Ломоносову и А. П. Сумарокову, Ф. А. Козловскому, прапорщику Преображенского полка, где Державин был рядовым. Увлечение живописью. Рисовать и писать стихи Державин начал одновременно, профессиональным художником не стал, но интерес к живописи сохранил на всю жизнь.
  2. годы. «Особый путь».
    1. «Хотел парить и не мог а для того в 1779 году избрал совершенно особый путь», — вспоминал Державин. Пойти по особому, не ломоносовскому пути — это значило, прежде всего, не писать торжественных од. Поиски новой поэтической манеры, «особого пути» Державин ведет по разным направлениям. Он смело нарушает теорию «трех штилей» и смешивает в своих стихах слова «высокие» и «низкие». Возникает новое поэтическое качество: стихотворный образ превращается в картину, в словесную живопись.
      Эти положения можно аргументировать на примере стихотворения «Ключ»:
      1) Найдите в стихотворении сменяющие друг друга картины источника при разном освещении, в разное время суток. Какие средства языка использует поэт для создания этих картин?
      2) Как поэту удается создать «говорящие», «живые» картины, воспроизвести словом цвет? Какое настроение придает тексту его живописный колорит?
      Стремление Державина «живописать» словом получило поддержку в львовском кругу. Поэт сближается с молодыми литераторами Н. А. Львовым, И. И. Хемницером, В. В. Капнистом, художниками В. Л. Боровиковским и Д. Г. Левицким.
    2. Идя по своему «особому пути», Державин обращается к философской проблематике. В конце годов XVIII века в русском обществе распространяется учение о самоусовершенствовании и самовоспитании как наиболее действенном пути построения разумного и гармоничного миропорядка. В этом аспекте можно провести анализ оды «Бог». Обращаясь к истории ее создания, можно поставить основные проблемные вопросы урока:
    • Почему именно это стихотворение Державин считал вершиной своего творчества?
    • Почему оно получило мировую известность и переведено на многие языки мира?

    Вопросы и задания для анализа оды «Бог»

    Каким настроением проникнута ода? Меняется ли это настроение по ходу текста?

    Каковы ключевые образы оды? Как они взаимосвязаны?

    Каким предстает в оде человек? Что характерно для его личности? Какие слова и выражения рисуют образ человека?

    В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить оду «Бог» Державина со стихотворением «Плач, или Ночные мысли» Э. Лонга (перевод А. М. Кутузова).
    Итог анализа оды «Бог». Гимн Богу, созданный Державиным, есть одновременно и гимн Человеку, выражение веры в его божественную сущность, которая могла бы стать спасительной для современного поэту человечества. «Бог» — произведение чрезвычайно емкое, многослойное, при анализе очень важен его подтекст, выявляющий космизм мысли, энергию чувств.

  3. 1804—1816 годы. «Анакреонтические песни».
    В 1804 году выходит сборник стихов Державина, в котором воспеваются радости частной жизни, любовь, веселье.

Вопросы и задания к стихотворению «Русские девушки»

  1. Прочитайте выразительно стихотворение «Русские девушки». Какое настроение является в нем главным?
  2. Какие образные картины вам представились?
  3. Какие художественные средства использует поэт, передавая динамику и своеобразие русского танца?
  1. Державин и Суворов.
    Поэт был близким другом великого полководца и посвятил ему несколько стихотворений. Одно из них — «Снигирь». (Название дается в авторской орфографии.) Стихи эти поразили читателей именно суворовским единством простоты и величия. Можно посвятить финальную часть урока обучению выразительному чтению, обращая внимание на особенности ритма стихотворения, цезуру в середине каждого стиха и особенности рифмовки последних стихов каждого шестистишия.

Вывод урока. Произведения Державина по выбору тематики и особенностям поэтического стиля стали художественным открытием в русской литературе конца XVIII — начала XIX века.

УРОК 3. «Где добродетель обитает » Традиции и новаторство в творчестве Державина

На втором уроке важно показать учащимся значение творчества Державина и его влияние на творчество поэтов последующих поколений. В центре урока — чтение и изучение оды «Фелица».

Вопросы и задания к оде «Фелица»

  1. Какова история создания оды? (Для ответа на этот вопрос можно использовать записки «Объяснения на сочинения Державина», сделанные поэтом в конце жизни.)
  2. Объясните смысл названия оды.
  3. Сопоставьте оду Державина «Фелица» с «Одой на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны » Ломоносова. Что общего и различного в облике героинь этих произведений?
  4. Какие художественные приемы используют поэты дли создания центрального образа каждой оды?
  5. Почему, несмотря на один и тот же стихотворный размер, оды звучат ? Сопоставьте лексику, синтаксис и поэтические интонации этих произведений.
  6. Есть ли в одах сатирическое изображение действительности?
  7. Почему Екатерина II плакала при чтении оды и дала ей высокую оценку?

Вторая часть урока может быть посвящена выразительному чтению стихотворений «Соловей» и «Памятник».

Что общего в этих стихотворениях? Какая мысль их объединяет? Стихотворение Державина «Памятник» уместно сопоставить с одноименными одами Горация и Ломоносова и выявить черты сходства и различия в этих текстах.

Для урока внеклассного чтения или для самостоятельных учебных исследований, рефератов учащимся можно предложить тему «Традиции Державина в творчестве русских поэтов Для ее раскрытия используются «Думы» К. Рылеева, стихи В. Кюхельбекера, А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, В. Брюсова, Н. Заболоцкого, И. Бродского. В финале урока можно прочитать и обсудить стихотворение Д. Самойлова «Державин».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: