Анализ стихотворения Николая Некрасова «Соловьи»

Некрасов в стихотворении «Соловьи» отказался от описания каких-либо бурных событий во внешнем мире и предпочел остановиться на описании размеренной жизни простых крестьян. В отдаленной деревне ничего не происходит, все идет свои чередом: работают крестьяне, куры копошатся в траве, а также изредка лают собаки.

В центре сюжета крестьянка, рассказывающая свои детям о соловьиной роще, где собирается все взрослое население деревни и слушает пение птиц. Крестьянка говорит детям, что птиц в этом крае так много, как «в кузове гроздьев», а поют

Дальнейшие повествование в стихотворении «Соловьи» идет от имени все той же крестьянки. Она учит детей, что ловить певчих птичек это плохо и неправильно. Детки так поглощены рассказом, что обещают не только не ловить птичек, но и оберегать их от злых людей. Они твердо решили вырасти защитниками соловьиной лощины.

Некрасов плавно переходит от рассказа матери, к описанию тяжелой судьбы крестьянина: он встает каждое утро еще

Крестьянка мечтает хоть на мгновение почувствовать себя, не обремененной повседневными заботами и непосильной данью в государственную казну.

Н. Некрасов, безусловно, заметно для читателя переел от трогательной истории о соловьях на тяжелую судьбу крестьянина и его бесправье. В конце стихотворения Некрасов приходит к выводу, что лучше быть свободным, но бедным, чем всю жизнь провести в работе и жалкой борьбе за существование.

Кроме тяжелой судьбы крестьянства, поэт отмечает лучшие качества русской женщины – она может быть прекрасной матерью в любых обстоятельствах. Славянская женщина всегда жила и будет жить для своих детей, вкладывая в них самое лучшее. Дети для нее это не бремя, которое нужно нести, она черпает от них силу и преодолевает самые сложные препятствия на своем жизненном пути. Об это говорят следующие строки: «героиня изо всех сил выбивается», чтобы достать кусок хлеба для своего ребенка.

Таким образом, стихотворение «Соловьи» – это не стих о певчих птичках (о них частично пишет Некрасов), а о богатстве души русской женщины и тяжелой участи крестьянства, отчаянно борющегося за жалкое существование.

«Возвращение весны» Г. Державин

Возвращается Весна,
И хариты вкруг блистаю!
Взоры смертных привлекают.
Где стоит, грядет она,
Воздух дышит ароматом,
Усмехается заря,
Чешуятся реки златом;
Рощи, в зеркалы смотря,
На ветвях своих качают
Теплы, легки ветерки;
Сильфы резвятся, порхают,
Зелень всюду и цветки
Стелют по земле коврами;
Рыбы мечутся из вод;
Журавли, виясь кругами
Сквозь небесный синий свод,
Как валторны возглашают;
Соловей гремит в кустах,
Звери прыгают, брыкают,
Глас их вторится в лесах.
Горстью пахарь дождь на нивы
Сеет вкруг себя златой,
Белы парусы игривы
Вздулись на море горой;
Вся природа торжествует,
Празднует Весны приход,
Всё играет, всё ликует, —
Нимфы! станьте в хоровод
И, в белейши снега ткани
Облеченны, изо льну,
Простирайте нежны длани.
Принимайте вы Весну,
А в цветах ее щедроты,
А в зефирах огнь сердцам.
С нею к вам летят эроты:
Без любви нельзя жить вам.

Анализ стихотворения Державина «Возвращение весны»

Гавриил Державин является не только выдающимся общественным и политическим деятелем 18 века, но и известным литератором, который внес огромный вклад в развитие русской поэзии. Будучи приверженцем классицизма, он постарался упростить и приукрасить русский язык, сделав его доступным для понимания людей различных сословий. В этом была своя необходимость, так как приближенным императора мог стать вчерашний крестьянин или же купец, для которого «высокий штиль» был недоступен. Впрочем, и сам Державин родился в семье мелкопоместных дворян, не предполагая, что дослужится до министра юстиции России.

Успешная карьера, тем не менее, не мешала Державину слагать прекрасные оды, посвящая их божьим помазанникам. В 1797 году по случаю посещения императрицей Марией Федоровной Смольного монастыря поэт написал стихотворение «Возвращение весны», в названии которого скрыт двойной смысл. Это произведение одновременно посвящено и природе, и титулованной особе, которая сумела по достоинству оценить столь изысканное сравнение и щедро отблагодарила поэта. Тем не менее, в наши дни «Возвращение весны» воспринимается как образец классической русской поэзии, образной и возвышенной. В нем автор изображает торжество природы, которая «празднует весны приход» и радостно отзывается на теплое прикосновение солнечных лучей, легки ветерок и удивительно чистый воздух, который «дышит ароматом».

Весне рад весь окружающий мир, и это неудивительно, потому что он буквально преображается. Поэт отмечает, что вокруг все зеленеет и «цветки стелют по земле коврами». В небе порхают птицы. Наполняя мир своим счастливым щебетанием, «рыбы мечутся из вод». Яркое весеннее солнце встречают и лесные звери, и одинокий пахарь, который «дождь на нивы сеет вкруг себя златой».

Обращаясь к мифологии, Державин отмечает, что предвестницами весны являются очаровательные нимфы, которым под силу превратить снежное покрывало, укутывающее землю, в тончайшие белые наряды. В таком виде они встречают весну и простирают к ней «нежные длани», призывая к себе в помощники Эроса – бога любви. Именно с этим ярким и волнующим чувством у Державина ассоциируется весна, которая способная вскружить голову любому человеку и вселить в душу надежду на то, что с собой она принесет подлинное счастье, избавление от печалей и страданий, а также возможность начать жизнь заново, оставив в прошлом все невзгоды.

Анализ стихотворения соловей державина в 10 класс

Гавриил Романович Державин

Литература XVIII века представлена в учебнике творчеством Г. Р. Державина. С личностью поэта, воина, государственного деятеля учащиеся уже встречались в средних классах и убедились, что произведения Державина сложны и неоднозначны. Поэтому надо внимательно отнестись к их комментированию, проследить, какие проблемы они поднимают и какой отклик находят в произведениях русских поэтов XIX и XX веков. На изучение творчества Державина отводим два урока.

УРОК 2. «Совершенно особый путь». Личность и судьба Державина

В центре первого урока — знакомство с удивительной биографией поэта и периодизация его творчества. Этот материал может быть дан в лекции учителя и сообщениях специально подготовленных учеников.

«Бывший при императрице Екатерине Второй, сенатор и президент, потом при императоре Павле член верховного Совета и государственный казначей, а при императоре Александре министр юстиции, действительный тайный советник и разных орденов кавалер» — так начинаются автобиографические «Записки» Державина, над которыми он увлеченно работал в последние годы жизни. Биографический материал может быть взят из этих «Записок», а также из романа В. Ходасевича «Державин». В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить «Записки» Державина с «Капитанской дочкой» Пушкина. Много сходного можно найти в судьбах Г. Державина и Петра Гринева. Они близки во взглядах на жизнь, судьбы их соответствуют духу времени, образ мыслей — настроениям прогрессивного дворянства.

Основные этапы жизни и творчества Державина

  1. годы. «Ученичество».
    1. Рождение. Учеба в Казанской гимназии. Смерть отца. Петербург. Служба рядовым в Преображенском полку. Участие в дворцовом перевороте. Первый офицерский чин. Борьба с повстанцами в период крестьянской войны под предводительством Пугачева.
    2. «Кропание стихов». Подражание А. Кантемиру и В. Тредиаковскому, основоположникам русской литературы XVIII века, «просветителям» М. В. Ломоносову и А. П. Сумарокову, Ф. А. Козловскому, прапорщику Преображенского полка, где Державин был рядовым. Увлечение живописью. Рисовать и писать стихи Державин начал одновременно, профессиональным художником не стал, но интерес к живописи сохранил на всю жизнь.
  2. годы. «Особый путь».
    1. «Хотел парить и не мог а для того в 1779 году избрал совершенно особый путь», — вспоминал Державин. Пойти по особому, не ломоносовскому пути — это значило, прежде всего, не писать торжественных од. Поиски новой поэтической манеры, «особого пути» Державин ведет по разным направлениям. Он смело нарушает теорию «трех штилей» и смешивает в своих стихах слова «высокие» и «низкие». Возникает новое поэтическое качество: стихотворный образ превращается в картину, в словесную живопись.
      Эти положения можно аргументировать на примере стихотворения «Ключ»:
      1) Найдите в стихотворении сменяющие друг друга картины источника при разном освещении, в разное время суток. Какие средства языка использует поэт для создания этих картин?
      2) Как поэту удается создать «говорящие», «живые» картины, воспроизвести словом цвет? Какое настроение придает тексту его живописный колорит?
      Стремление Державина «живописать» словом получило поддержку в львовском кругу. Поэт сближается с молодыми литераторами Н. А. Львовым, И. И. Хемницером, В. В. Капнистом, художниками В. Л. Боровиковским и Д. Г. Левицким.
    2. Идя по своему «особому пути», Державин обращается к философской проблематике. В конце годов XVIII века в русском обществе распространяется учение о самоусовершенствовании и самовоспитании как наиболее действенном пути построения разумного и гармоничного миропорядка. В этом аспекте можно провести анализ оды «Бог». Обращаясь к истории ее создания, можно поставить основные проблемные вопросы урока:
    • Почему именно это стихотворение Державин считал вершиной своего творчества?
    • Почему оно получило мировую известность и переведено на многие языки мира?

    Вопросы и задания для анализа оды «Бог»

    Каким настроением проникнута ода? Меняется ли это настроение по ходу текста?

    Каковы ключевые образы оды? Как они взаимосвязаны?

    Каким предстает в оде человек? Что характерно для его личности? Какие слова и выражения рисуют образ человека?

    В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить оду «Бог» Державина со стихотворением «Плач, или Ночные мысли» Э. Лонга (перевод А. М. Кутузова).
    Итог анализа оды «Бог». Гимн Богу, созданный Державиным, есть одновременно и гимн Человеку, выражение веры в его божественную сущность, которая могла бы стать спасительной для современного поэту человечества. «Бог» — произведение чрезвычайно емкое, многослойное, при анализе очень важен его подтекст, выявляющий космизм мысли, энергию чувств.

  3. 1804—1816 годы. «Анакреонтические песни».
    В 1804 году выходит сборник стихов Державина, в котором воспеваются радости частной жизни, любовь, веселье.

Вопросы и задания к стихотворению «Русские девушки»

  1. Прочитайте выразительно стихотворение «Русские девушки». Какое настроение является в нем главным?
  2. Какие образные картины вам представились?
  3. Какие художественные средства использует поэт, передавая динамику и своеобразие русского танца?
  1. Державин и Суворов.
    Поэт был близким другом великого полководца и посвятил ему несколько стихотворений. Одно из них — «Снигирь». (Название дается в авторской орфографии.) Стихи эти поразили читателей именно суворовским единством простоты и величия. Можно посвятить финальную часть урока обучению выразительному чтению, обращая внимание на особенности ритма стихотворения, цезуру в середине каждого стиха и особенности рифмовки последних стихов каждого шестистишия.

Вывод урока. Произведения Державина по выбору тематики и особенностям поэтического стиля стали художественным открытием в русской литературе конца XVIII — начала XIX века.

УРОК 3. «Где добродетель обитает » Традиции и новаторство в творчестве Державина

На втором уроке важно показать учащимся значение творчества Державина и его влияние на творчество поэтов последующих поколений. В центре урока — чтение и изучение оды «Фелица».

Вопросы и задания к оде «Фелица»

  1. Какова история создания оды? (Для ответа на этот вопрос можно использовать записки «Объяснения на сочинения Державина», сделанные поэтом в конце жизни.)
  2. Объясните смысл названия оды.
  3. Сопоставьте оду Державина «Фелица» с «Одой на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны » Ломоносова. Что общего и различного в облике героинь этих произведений?
  4. Какие художественные приемы используют поэты дли создания центрального образа каждой оды?
  5. Почему, несмотря на один и тот же стихотворный размер, оды звучат ? Сопоставьте лексику, синтаксис и поэтические интонации этих произведений.
  6. Есть ли в одах сатирическое изображение действительности?
  7. Почему Екатерина II плакала при чтении оды и дала ей высокую оценку?

Вторая часть урока может быть посвящена выразительному чтению стихотворений «Соловей» и «Памятник».

Что общего в этих стихотворениях? Какая мысль их объединяет? Стихотворение Державина «Памятник» уместно сопоставить с одноименными одами Горация и Ломоносова и выявить черты сходства и различия в этих текстах.

Для урока внеклассного чтения или для самостоятельных учебных исследований, рефератов учащимся можно предложить тему «Традиции Державина в творчестве русских поэтов Для ее раскрытия используются «Думы» К. Рылеева, стихи В. Кюхельбекера, А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, В. Брюсова, Н. Заболоцкого, И. Бродского. В финале урока можно прочитать и обсудить стихотворение Д. Самойлова «Державин».

Анализ стихотворения соловей державина в 10 класс

Вы не можете посетить текущую страницу по одной из причин:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. кэш поисковой системы ссылается на несуществующий документ
  3. неправильный адрес
  4. у вас нет права доступа на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, перейдите на одну из следующих страниц:

Если проблема повторится, пожалуйста, обратитесь к системному администратору сайта и сообщите об ошибке, описание которой приведено ниже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector