Анализ стихотворения С

«Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстоянье». Эти строки, как и все стихотворение С.Есенина «Письмо к женщине», были написаны в 1924 году. К кому они обращались? Советское правительство использовало их для доказательства полной лояльности Есенина к советской власти. Вчитываясь в стихотворение, ясно, что эти строки можно отнести и к женщине, которую когда-то любил поэт, но потерял. Теперь ему остается только сожалеть о ней.
Действительно, в «Письме к женщине» сплетаются, сходятся и расходятся две линии, два мощных пласта: личное и общественное, любовь к женщине и любовь к родине.
Произведение построено в форме письма к дорогой герою женщине. Начинается оно сугубо интимным, личным воспоминанием. Герой описывает сцену их расставания. Любимая женщина бросала в лицо герою резкие и горькие обвинения. Она хотела расстаться с ним, потому что
… вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел –
Катиться дальше, вниз.
В ответ лирический герой выдвигает свои обвинения. Эта женщина просто не понимала его, его душевного разлада и трагедии в мире, когда одна страна уходит безвозвратно в прошлое, а на место ей приходит что-то совершенно новое и неизведанное. Поэт очень ярко передает свое состояние сравнением: «Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком». Лирический герой тщетно пытался понять в то время «куда несет нас рок событий».
Герой сравнивает Россию в эпоху революционных перемен с кораблем во время сильной морской качки. Больше всего в это время страдают люди. Поэт использует просторечия и вульгаризмы, чтобы сильнее и ярче передать болезненное состояние людей: «Ну кто ж из нас на палубе большой Не падал, не блевал и не ругался?» Кто смог сразу понять и оценить те колоссальные перемены, которые обрушились на страну в 1917 году? Только избранные, кто обладал дальновидностью, мудростью и умом.
Поэт пишет, что время перемен – это всегда страшное время, проверка на прочность, которую многие не выдерживают. Смотреть на человеческую слабость («людскую рвоту») очень страшно. Тонкая душа лирического героя этого не выдержала. Она спряталась, нашла отдохновение в «корабельном трюме» — русском кабаке:
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.
Далее мысль поэта вновь возвращается к его любимой женщине. Он горестно сожалеет, что та, которую он любил, не любила и не понимала его. Строфа «Но вы не знали, Что в сплошном дыму…» повторяется в стихотворении дважды, тем самым подчеркивается ее важность и значимость. Кроме того, эта строфа как бы отделяет то, что было, от того, что есть теперь. Всем метания, сомнения и душевные муки в прошлом. Теперь герой осознал и понял все произошедшие тогда события:
Теперь года прошли,
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Герой сам осознает произошедшие с ним перемены. Он как бы отчитывается любимой женщине обо всем, чтобы показать, каким он стал теперь. Герой словно испытывает чувство вины перед этой женщиной и оправдывается перед ней. А может быть, он ее просто до сих пор любит? Теперь он, по его словам, полностью принимает Советскую власть и «За знамя вольности И светлого труда Готов идти хоть до Ла-Манша».
Завершается стихотворение личной темой, в которую, правда, также «вмешивается» общественная. Переплетение этих линий показывает и подчеркивает всю значимость для героя и самого поэта всего того, что касается его страны, его любимой родины.
В финале герой просит прощения у своей любимой, теперь нет сомнения, женщины за все. С горечью он говорит о том, что он ей не нужен. У героини новая семья, «серьезный и умный муж». А герой стал для нее лишь…знакомым. Недаром именно так подписывает свое письмо. Он, в традициях русской классической поэзии (вспомним Пушкина и его «Я вас любил…»), желает любимой счастья «под кущей обновленной сени».
Стихотворение наполнено различными средствами художественной выразительности. Среди ни выделяются метафоры. Это и развернутая метафора Россия — корабль. Кроме того, и «я в сплошном дыму, в развороченном бурей быте», «несет рок событий», «в прямую гущу бурь и вьюг ее направил», «я в ударе нежных чувств», «я избежал паденья с кручи» и так далее. Много в стихотворении и ярких эпитетов: «шальная жизнь», «прямая гуща», «дикий шум», «пьяный угар», «праздничное вино», «грустная усталость», «яростный попутчик», «светлый труд». Очень ярко сравнение «Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком».
В стихотворении много обращений, восклицательных предложений, подчеркивающих эмоциональность произведения.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Есенин С.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения С. Есенина «Письмо к женщине»

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Комплексный анализ стихотворения

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

УРОК № 6.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
/Стихотворения А.Фета./
9 класс

П: -Преподаватель выразительно читает стихотворение А.А.Фета «Бабочка». Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым сияньем Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот — дышу. Надолго ли, без цели, без усилья Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу. -Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

У: -Складывается ощущение, что все происходящее в мире сосредоточилось на этой бабочке, в данный момент она — центр Вселенной, это мгновение очень важно для поэта.

П: -Почему именно бабочка привлекла внимание автора?

У: -Бабочка — воплощение красоты и изменчивости мира, она живет очень недолго, но в эти мгновения жизни она прекрасна.

П: -Почему неважными становятся вопросы о том, где, куда, откуда появилась эта бабочка?

У: -Поэт уловил один миг существования ее красоты, неважны ее истоки, самое главное — ухватить этот миг.

П: -Итак, для Фета важен лишь миг, когда прекрасная бабочка опустилась на цветок — в это время красота мира в его глазах сосредоточилась на ней, мир достиг гармонии на миг, но он так важен, этот миг.

Мы сделали литературоведческий анализ этого стихотворения, выявили идею, образы, лейтмотивы, но за пределами нашего внимания остался вопрос, как же художнику удалось достичь такого эффекта, как «сделано» это стихотворение. На сегодняшнем уроке мы попытаемся понять, каким образом поэт строит свои стихотворения. Дома вы обратитесь к этому стихотворению, а в классе мы проанализируем другое стихотворение, более вам знакомое. Как вы знаете, русский язык состоит из ряда уровней, которые вы последовательно изучали: фонетика, лексика, морфология, синтаксис, все они взаимосвязаны, каждый из них играет свою роль в тексте. Сегодня мы попытаемся определить, какую.

/Преподаватель выразительно читает стихотворение «Шепот, робкое дыханье. «/ Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря. Как бы вы описали настроение этого стихотворения?

У: -Светлое, радостное, взволнованное.

П: -Давайте проанализируем звуковой состав этого стихотворения и попробуем проследить, как звуки создают такое настроение.

Сделайте транскрипцию первых двух строчек.

У: -[ ШОПОТ, РОПКОЙЭ ДЫХАН`ЙЭ, ТР`ЭЛ`И СОЛОВ`ЙА ]

П: -Какие гласные звуки преобладают?

У: -О,Э,А.

П: -Обратитесь к таблице, что помещена на доске, каким цветам соответствуют эти звуки? (Сведения были почерпнуты из книги Сидоренкова «Углубленное изучение русского языка».)

У: -Желтому, белому.

П: -Какому настроению человека соответствуют эти цвета?

У: -Они светлые, радостные, в то же время желтый цвет привносит какую-то изменчивость, непостоянность.

П: -Сделайте транскрипцию последней строчки.

У: -[ И ЗАР`А, ЗАР`А ! ]

П: -Какой гласный звук преобладает?

У: -«А».

П: -Какому цвету он соответствует и какое настроение привносит?

У: -Звук «А» соответствует красному цвету, он будоражащий, соответствует и цвету зари, и настроению восторга при виде нее.

Итак, мы увидели, что при помощи звукового ряда уже создается настроение: светлое, неяркое, в то же время в нем есть какая-то изменчивость, непостоянство. Обратимся к следующему уровню текста — лексическому и попробуем понять, как лексический состав текста отражает подмеченные нами явления.

П: -Опишите время, когда происходит действие в стихотворении.

У: -Это переходное время суток, предрассветный час, когда вот-вот будет светло, но темнота еще царит.

П: -Как автор характеризует это время суток, выпишите в столбик эти слова.

У: -Шепот, робкий, сонный, тени, ночной.

П: -Статична ли природа в этот час?

У: -Нет, в мире все изменчиво.

П: -Какие слова употребляет автор, чтобы показать ее изменчивость? Выпишите их в другой столбик.

У: -Колыханий, волшебных изменений, отблеск, дыханье.

П: -Итак, мы увидели, что слова в тексте можно разделить на две группы: одни создают атмосферу таинственности и красоты ночи, другие — эффект движения, изменчивости природы.

Выпишите отдельно сочетание слов: «серебро и колыханье сонного ручья». Как называются слова-определения, придающие выражению образность и эмоциональность?

У: -Эпитеты.

П: -Найдите эпитеты в этой строчке.

У: -Серебро, колыханье, сонного.

П: -Найдите в этой строчке все возможные словосочетания, определите вид связи.

У: -Серебро ручья (упр.); колыханье ручья (упр.); сонного ручья (согл.).
/признак/ /действие/

П: -Вы видите, что все эпитеты относятся к одному предмету — ручью. Какой оттенок значения передает эпитет «серебро»?

У: -Перед нами возникает цвет ручья.

П: -Какой оттенок значения передает эпитет «колыханье»?

У: -Значение легкого движения.

П: -Сделайте словообразовательный анализ слова «колыханье»; почему автор решает использовать не глагол, а имя существительное?

У: -Колыханье — колыхать: глагол выражает более конкретное действие, если бы автор использовал его, исчезла бы поразительная легкость стихотворения.

П: -Какая картина складывается в результате сочетания этих двух эпитетов?

У: -Тихо-тихо колеблется ручей, от этого его серебряная поверхность переливается, мерцает.

П: -Подберите аналогичный пример в тексте. У: В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря.

/Ученики выделяют все словосочетания, определяют тип связи, делают аналогичный вывод о роли эпитетов в этой стихотворной строчке./

П: -Итак, мы выяснили, что лексический состав этого текста также позволяет нам выделить стремление автора передать читателю неповторимую атмосферу предрассветного часа, когда ночь еще так таинственна, но заря приближается. Обратимся теперь к морфологическому анализу этого текста.

Какая особенность этого текста сразу бросается в глаза?

У: -В стихотворении нет глаголов.

П: -Почему Фет не использует глаголы?

У: -Глагол передает движение чересчур резко, Фет хочет показать умиротворенность и спокойствие природы в этот час.

П: -Все же в тексте мы наблюдали , что некоторое движение все-таки есть. За счет чего оно возникает?

У: -Автор употребляет отглагольные имена существительные.

П: -Выпишите из текста отглагольные имена существительные, сделайте словообразовательный анализ.
У: -Дыханье — дышать колыханье — колыхать изменение — изменить отблеск -блеск -блестеть шепот — шептать

П: -Мы уже обращали внимание на словосочетания «серебро ручья» и «пурпур розы». Какой частью речи представлены эпитеты?

У: -Это имена существительные.

П: -Какую часть речи заменяют имена существительные?

У: -Прилагательное.

П: -Мы увидели, что в тексте главную роль играют имена существительные — они заменяют и глагол, и имя прилагательное. Как вы думаете, почему Фет использует этот прием?

У: -В семантике имени существительного заложено соединение предмета и признака, предмета и действия. Следовательно, в имени существительном большая сила, чем в других частях речи.

П: -Обратимся теперь к последнему уровню, уровню синтаксиса.

Давайте составим интонационную схему этого стихотворения.

(Учитель обращает внимание на место длинных и коротких пауз в стихотворении, повышение и понимжение голоса.)

Почему последняя строчка нарушает интонационное единство стихотворения?

У: -В этой строчке достигнута кульминация — заря пришла.

П: -Какое это предложение по наличию предикативных единиц?

У: -Это сложное предложение, состоящее из ряда номинативных.

П: -Выпишите предложение «Свет ночной, ночные тени, тени без конца.»

Какую роль играет инверсия в первом предложении?

У: -С одной стороны, подчеркивается некая таинственность этого света, с другой — это служит оправданием авторского приема: последнее слово предложения является первым другого.

П: -С какой целью автор использует этот прием?

У: -Для того, чтобы создать эффект плавного перетекания, слитности в природе всех ее проявлений.

П: -Какие виды связи встречаются в этом предложении?

У: -На протяжении всего текста бессоюзная, лишь в конце появляется повторяющийся союз «и».

П: -С какой целью автор использует этот прием?

У: -Это убыстряет темп, подводит к кульминации — ЗАРЯ.

П: -Как бы вы определили синтаксическое время этого предложения?

У: -Точно время определить нельзя, оно может быть и настоящим, и прошедшим, и будущим.

П: -В этом особенность номинативных предложений, они не соотнесены с реальностью, запечатлевают и миг, и вечность.

Сделайте общий вывод о том, как «создает» Фет свое стихотворение.

У: -В стихотворении важную роль играют все уровни языка. Звуковая структура стихотворения указывает, что настроение светлое, неяркое, взволнованное, в то же время в нем есть определенные колебания. В целом преобладают гласные звуки с белой и желтой цветовой окраской. Лексический состав текста стихотворения можно разделить на две группы слов: первая характеризует состояние природы в предрассветный час, ее таинственность, вторая — еле заметные колебания и изменения в ней. Созданию эффекта незаметного движения способствует морфологическая структура текста: в нем отсутствуют глаголы, имен прилагательных также немного, их роль выполняют имена существительные, так как в их семантике заложено сочетание предмета и признака, предмета и действия. Синтаксическая организация текста также способствует разрешению авторской задачи — перед нами СП, состоящее из ряда номинативных предложений. Это создает эффект вневременности всего происходящего, это и миг, и вечность.

Дома вы обратитесь к анализу одного из стихотворений, «Бабочка» или «Это утро. «. При анализе стихотворения ответьте на следующие вопросы: 1) Какую роль играет звукопись? 2) На какие смысловые группы можно разбить лексику? 3) Какую роль играют контекстуальные синонимы? 4) Почему в тексте нет глаголов? 5) Определите тип предложений, сделайте синтаксический разбор.

====================================================================================== ЭТО УТРО. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли — эти слезы, Этот пух — не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это все — весна.

«Июль» Б. Пастернак

По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.

Анализ стихотворения Пастернака «Июль»

Несмотря на то, что с годами Борис Пастернак пересмотрел свое отношение к литературе и отказался от применения приемов футуризма в своем творчестве, в его произведениях позднего периода все же иногда проступают черты этого направления. Поэт отверг концепцию, согласно которой форма в поэзии играет гораздо более важную роль, чем содержание, но, тем не менее, остался верен идее одушевления неживых предметов и явлений, благодаря чему его стихи приобрели особую образность и метафоричность.

В подобном ключе выдержано произведение «Июль», написанное поэтом летом 1956 года во время отдыха на даче в Переделкино. С первых строк поэт интригует читателя, описывая явления из потустороннего мира и утверждая, что «по дому бродит домовой», который сует свой нос во все дела, «срывает скатерть со стола», «вбегает в вихре сквозняка» и танцует с оконной занавеской. Однако во второй части стихотворения поэт раскрывает карты и отмечает, что виновником всех проказ является июль – самый жаркие и непредсказуемый летний месяц.

Несмотря на то, что интриги больше нет, Пастернак продолжает отождествлять июль с живым существом, которые свойственны обычному человеку. Так, в восприятии автора июль – это «дачник-отпускник», которому сдается внаем целый дом, где он, а не поэт, является теперь полноправным хозяином. Поэтому гость ведет себя соответствующим образом, проказничает и пугает обитателей особняка непонятными звуками на чердаке, хлопаньем дверей и окон, вешает на одежду «пух одуванчиков, лопух» и при этом не считает нужным соблюдать хоть какие-то приличия. Июль поэт сравнивает со степным нечесаным растрепой, который может позволить себе самые глупые и непредсказуемые выходки. Но при этом наполняет дом запахом липы, укропа и луговых трав. Поэт отмечает, что незваный гость, вихрем ворвавшийся в его дом, очень скоро становится милым и желанным. Жаль только, что его визит недолог, и вскоре на смену июлю придет августовский зной – первый признак надвигающейся осени.

Пастернака совсем не смущает подобное соседство. Более того, поэт отзывается о своем постояльце с легкой иронией и нежностью, за которыми скрывается неподдельная любовь к этой поре года, наполненной радостью и безмятежным счастьем. Природа словно бы располагает к тому, чтобы на время отложить все важные дела и составить компанию шалуну-июню в его безобидных забавах.

Комплексный анализ стихотворения В.Набокова «Комната»

Стихотворение написано Владимиром Набоковым, публиковавшимся под псевдонимом «Сирин». Это стихотворение эмигрантского периода. Именно во второй половине 20-х гг. Набоков пишет особенно много стихов. Позднее он почти полностью оставит это занятие и перейдет на прозу. В эмиграции Набоков состоялся как автор самобытной прозы, как один из наиболее талантливых представителей своего поколения, но там он никогда не имел своего угла, оставаясь сирым и бездомным, одиноким. Так что в псевдониме звучит намек на «сирость», бесприютность, бездомность. Да и в самом тексте стихотворения речь идет, по всей видимости, об очередном гостиничном номере, где остановился изгнанник. Это даже не квартира, а именно комната, номер. И сколько их таких было («В который раз выкладываю вещи») и, скорее всего, будет еще. Об этом и говорят слова: «В другой пойду…» Помимо этого о самом лирическом герое стихотворения трудно сказать что-то более определенное. Конечно, это своеобразный двойник автора, изгнанник, как и он.

Размер стихотворения – пятистопный ямб. Текст состоит из десяти катренов (четверостиший), написанных перекрестной рифмой, где чередуются рифмы мужские и женские. Рифмуются как одни и те же (однообразность – разность), так и разные части речи (картину – покину). Встречаются неточные рифмы: плохо – грохот, вещи – трепещет. Очень своеобразно графическое оформление стихов: там, где в строке предложение не заканчивается, следующая строка начинается с маленькой буквы, а не с прописной, как велит сложившаяся традиция. Подобным образом позднее будет поступать И.Бродский. Разнообразен и синтаксис: то сразу несколько односложных предложений в одной строке («Включаю свет. Все тихо»), то предложение растягивается на два четверостишия сразу, благодаря переносам (4-5 катрены). В искусстве анжамбемана Набоков достигает подлинной виртуозности одновременно с М. Цветаевой и задолго до того же И.Бродского.

Это стихотворение является одним из тех поэтических произведений, что служат своеобразной иллюстрацией к набоковской прозе, к его ранним рассказам. И то внимание к деталям интерьера, обстановки, к житейским мелочам – оно тоже то самое, типично набоковское, цепкое, памятливое. Это и «старательные узоры на стене», и «сухая акварельная картина», и «лампа в старом платьице сквозном».

Название указывает на главного «героя» — комнату. Ее образ собирательный и приоткрывается постепенно: сначала связка ключей от зеркального «шкапа», потом ящики этого шкапа, плохо закрывающаяся рама окна, уже упомянутые картина и лампа, однообразность обоев, кресло у окна.

Стихотворение насквозь метафорично, буквально прошито развернутыми метафорами: здесь и сама «полуживая» комната, и обладающий зрением зеркальный «шкап», и ящик, глотающий пастью пласты белья.

Композиционно стихотворение можно разделить на три части. Первая включает два катрена, начинается констатацией факта: «Вот комната» Вторая часть начинается другой констатацией: «Совершено». Условное название первой части – «Заселение в номер», условное название второй части – «Первая ночь на новом месте». Третья часть также начинается констатацией: «Включаю свет». Ее можно назвать – «Знакомство с комнатой». Вся философия стихотворения заключена в последних двух четверостишиях. Набоков воспевает прозу жизни, ту самую «божественную разность», что мы не замечаем за дневной суетой и которая приоткрывается в ночном сумраке или при свете ночной лампы. Даже рай представляется ему «голым» на фоне земного разнообразия. Таким образом, идея этого стихотворения такова – мир состоит из восхитительных мелочей быта, которыми не надо брезговать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector