Сайт ege-ruslit

  • Автор: admin
  • 18 Янв 2014
  • Ваш отзыв

Первый триумф А.С. Пушкина был связан со стихотворением «Воспоминания в Царском Селе», написанном для публичного экзамена, сопровождающего перевод лицеистов со старшего курса на младший. Именно это стихотворение было замечено и оценено Державиным. Товарищи А.С. Пушкина также по достоинству оценили это произведение поэта.

«На публичном нашем экзамене Державин, державным своим благословением, увенчал юного нашего поэта. Мы все, друзья-товарищи его, гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал свои «Воспоминания в Царском Селе». В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца». И.И. Пущин.

Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Картина И. Репина

Одним из самых любимых поэтов юного Пушкина был Батюшков. Его творчество, а именно историческая элегия «На развалинах замка в Швеции», очень сильно повлияла на написание стихотворения «Воспоминания в Царском Селе». Но у Батюшкова воспоминания о невозвратном прошлом сообщают всему произведению оттенок элегической грусти. У Пушкина же воспоминания о героическом прошлом отступают на второй план перед патетическим прославлением героики настоящего: победоносного исхода борьбы с Наполеоном и наступившего желанного мира. Пушкин сочетает историческую элегию с элементами высокой одической поэзии, поэтому «Воспоминания о Царском селе» даже можно назвать героической элегией.

Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» — это произведение глубоко патриотическое. В нем А.С. Пушкин прославляет победу над Наполеоном, которого юный Пушкин называет «великим человеком». Образ Наполеона затем переосмысливается поэтом в стихотворениях «Наполеон» и «Герой».

Анализ стихотворения Пушкина «Арион»

О своей кровной духовной связи с декабристами и со всем движением в целом Пушкин так прямо и открыто, как это только можно было сделать в подцензурных условиях, заявил в стихотворении «Арион» (16 июля 1827 г.), написанном на третий день после годовщины казни декабристов и опубликованном и 1830 году без подписи в № 43 «Литературной газеты») только что созданной в том году Пушкиным и
его друзьями. В основу стихотворения Пушкин положил известный античный миф о древнегреческом поэте и певце, обладавшем столь высоким искусством пения и игры на лире, что когда, спасаясь от посягавших на его жизнь корабельщиков, он бросился в море, то подплывший дельфин принял его на свою спину и вынес невредимым на берег.

Пушкин решительным образом изменил ситуацию античной легенды. Пушкинский певец на челне окружен друзьями, а не враждебными корабельщиками. Плывущие дружно стремятся к единой цели, направляемые уверенной рукой «кормщика умного».
Певец поет песни, полные веры в торжество общего дела:

А я беспечной веры полон
Пловцам я пел

В стихотворении появляется приобретающий характер огромного исторического обобщения образ грозового «вихря»:

Погиб и кормщик и пловец! —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою

Трагические события 1825 —1826 годов наложили отпечаток на всю последующую пушкинскую лирику. Новая последекабрьская действительность сказывалась и на доработке стихотворений, начатых до 14 декабря 1825 года. Например, первая черновая редакция стихотворения, обращенного к И. И. Пущину («Мой первый друг, мой друг бесценный»), относящаяся к январю— августу 1825 года, во многом носила характер воспоминаний о лицейской жизни:

Скажи, куда девались годы,
Дни упований и свободы,
Скажи, что наши? что друзья?
Где ж эти липовые своды?
Где ж молодость? где ты? где я?

На окончательную редакцию стихотворения, записанную 13 декабря 1826 года — в канун годовщины восстания,— лег печальный отблеск сибирского заточения друга:

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Наиболее ярким свидетельством того значения, какое имело постоянное стремление Пушкина поддержать бодрость духа сибирских изгнанников, явилось ответное стихотворение А. И. Одоевского на пушкинское послание в Сибирь:

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
Но лишь оковы обрели

В этом отношении глубоко верной характеристикой общественного значения пушкинской лирики последекабрьского периода являются проникновенные слова Герцена о том, что «только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху, полнила своими мужественными звуками настоящее и посылала свой голос в далекое будущее. Поэзия Пушкина была залогом и утешением»

Особенную острогу в условиях последекабрьской действительности приобретала проблема ценности человеческой личности, места человека в мире, его права на жизнь и права на его жизнь со стороны другого человека.

Предыдущий реферат из данного раздела: Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»

Следующее сочинение из данной рубрики: Россия в комедии «Ревизор»

«Красавица» А. Пушкин

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

Дата создания: 16 мая — июнь 1832 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Красавица»

В первой половине 19 века практически у каждой знатной женщины Петербурга был заветный альбом, в котором она хранила рисунки и дорогие сердцу стихи, дарственные надписи, пожелания от близких людей и философские заметки. Именно в такие альбомы Пушкин постоянно заносил свои произведения, многие из которых рождались спонтанно, но при этом отличались изяществом и удивительной гармонией.

К такому произведению, бесспорно, относится и стихотворение «Красавица», опубликованное в 1834 году. Однако долгое время исследователи творчества поэта терялись в догадках, кому же именно оно посвящено и в чей альбом было вписано рукой поэта. Сомнения развеялись лишь относительно недавно, когда в руки исследователей случайно попал альбом первой петербургской красавицы и кокетки Елены Влодек, к которой Пушкин питал довольно нежные чувства. Именно в ее роскошном альбоме и был найден автограф стихотворения «Красавица», подлинность которого установили эксперты.

Сам Пушкин не придавал особого значения этому стихотворению, считая его очередной светской шалостью. Тем не менее, он по памяти записал его в свой дневник, утаив при этом, кто же является адресатом. И это неудивительно, ведь к тому времени Пушкин уже был женат и не хотел давать своей супруги поводов для обид. Однако устоять перед женской красотой поэт был не в состоянии. Именно поэтому от этого произведения веет некоторой сдержанностью, в нем нет признания в любви. Есть лишь искреннее восхищение женщиной, которая «покоится стыдливо в красе торжественной своей».

Автор подчеркивает, что у той, кому он посвятил эти строки, нет соперниц среди «бледного круга» петербургских барышень. Однако и подругами она не может похвастаться, так как зависть – одно из наиболее сильных и разрушительных человеческих чувств. Тем не менее, эта таинственная незнакомка, имя которой будет раскрыто лишь спустя полтора века, притягивает к себе взоры случайных прохожих, куда бы они ни спешили по своим делам. И им не остается ничего иного, как остановиться посреди улицы и провожать восхищенным взглядом ту, которая пленила их воображение, «благоговея богомольно перед святыней красоты».

Стихотворение «Красавица» впервые было опубликовано в журнале «Библиотека для чтения», вызвав всевозможные сплетни в светских кругах. И друзья, и враги Пушкина терялись в догадках, кому же именно оно посвящено. Однако поэт и Елена Влодек, к тому времени уже ставшая супругой полковника Завадовского, решили сохранить свою маленькую тайну.

Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина «Воспоминание»

Читатель представляет Петербург нака­нуне белых ночей. Город с его площадями и улицами («стогнами») виден в полупрозрачной тени, вслед за шумным днем приходит молчание ночи. К людям прихо­дит сон («дневных трудов награда»).

Что тревожит поэта в «часы томительного бденья»? Можно ли слова «угрызенья», «мечты», «думы», «воспоминание» выстроить в один ряд как оттенки одного поэтического переживания? Какие метафоры использует поэт, последователь­но воссоздавая разные лики переживания? Материал с сайта //iEssay.ru

В то время, когда другие спят, поэт по­гружен в «томительное бденье». И в этом состоянии его терзают и «сердечные угрызенья», и «тяжкие думы», и мечты, и вос­поминания. Каждое из этих состояний пе­редается метафорой: горят во мне змеи сердечной угрызенья, мечты кипят, теснится тяжких дум избыток, вос­поминание… развивает свой свиток.

Перечитайте заключительные четыре стро­ки. Почему воспоминание о прошедшей жизни вызывает у поэта горькое, мучительное чувство? В какой мере повторяющиеся союзы «и» и проти­вительный союз «но» усиливают это чувство?

В заключительных строках стихотворе­ния поэт проклинает свое прошлое и че­тыре раза повторенный союз и подчерки­вает силу открывающего последнюю стро­ку союза но, как бы суммирует все оттен­ки пережитого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: