Анализ стихотворения Пушкина Уж небо осенью дышало

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Конспект урока А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе «Клуб Учителей».

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме — не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? — Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Тема урока: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Цели урока:
• раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание;
• развивать эмоциональный и духовный мир учащихся;
• учить выразительному чтению;
• воспитывать любовь к природе.

Ход урока.
I. Психологический настрой.
-Что необходимо вам для того, чтобы урок прошёл успешно?

II. Проверка домашнего задания.
-Какое произведение вы читали дома?
-Кто автор?
-Какое было домашнее задание?
Подробный пересказ текста. Оценку дают сами ребята.

III.Постановка учебной задачи.
-Сегодня вы познакомитесь ещё с одним стихотворением об осени. На уроке мы будем учиться читать стихотворение выразительно.

IV. Работа с новым произведением.
-В течение нескольких уроков мы вели разговор об одном из времён года (о каком?) об осени. Осень…Она неуловимо меняется. То это «унылая пора» по словам Пушкина. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Но мы знаем осень и другой: роскошную, разноцветную, богатую на дары. Именно эту осень Тютчев назвал «дивной порой», а художники называют её «золотой».

Физминутка:
Представьте себе, что мы находимся в осеннем лесу и идём по дорожкам. Каким вы увидели осенний лес? Вот мы остановились и
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули,
Кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
В сторону руки,
Плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.

1. -Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением об осени. Посмотрите на экран (1 слайд). Его автор А.С.Пушкин. Послушайте, как поэт описывает осень.
Учитель читает стихотворение.
-О чём это стихотворение?
-Какую осень имеет ввиду Пушкин?
-Какое настроение описывает поэт в этом стихотворении? (ответы детей)

2. Работа по учебнику стр.89.
Анализ содержания стихотворения «Уж небо осенью дышало…»

Уж небо осенью дышало…
-Как вы понимаете эту строчку?
-В каком значении употреблено слово «дышало?» (ответы учащихся)
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась
-Что такое сень?
-Как вы понимаете эти строки?
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу
-Какую картину вы себе представили? (ответы учеников)

3. Физминутка для глаз.

4. Выразительное чтение стихотворения (2 слайд, на котором напечатан текст стихотворения и в каждой строке выделено слово, на которое нужно обратить внимание)5. -Осень любили не только поэты, но и композиторы. Послушайте «Осеннюю песнь. Октябрь». Это произведение сочинил великий композитор П.И.Чайковский (звучит музыка).
-Какие картины вы себе представили, когда слушали музыку? (ответы детей)
6. -Часто стихи сопровождаются картинками (3 слайд, на котором картины поздней и ранней осени).
-Посмотрите на картины об осени. Какую картину можно поместить к стихотворению Пушкина?

7.Пальчиковая гимнастика.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка кожура.
Он сердит на нас – беда
Разбегайтесь кто куда.

8. Работа в тетради (стр.44 №4) на фоне музыки Чайковского (дети рисуют картину осени, которую они себе представили).

9.Выразительное чтение стихотворений других поэтов об осени (по желанию учащихся).

V. Домашнее задание
— Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…» или подготовить выразительное чтение.

VI. Подведение итогов
-Какие чувства испытывали во время урока? Что понравилось?
-Над чем задумались? ( ответы детей).
-Вы сегодня все были активны на уроке, спасибо всем за работу.

Авторские права: http://alscoolalssam.narod.ru/mc16.htm

of your page —>
Пожалуйста, оцените конспект — Конспект урока А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»:

Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

«Личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною…»

«Лелеющая душу гуманность» – общее свойство поэзии Пушкина. Но, пожалуй, нигде так ярко оно не выразилось, как в романе «Евгений Онегин». Ведь, по словам Белинского, это «самое задушевное произведение Пушкина», в котором личность поэта отразилась «с такою полнотою, светло и ясно». Особенность этого романа состоит в том, что в нем есть не только сюжет и обычные вымышленные персонажи, но и такой необычный герой, как Автор. Он не просто рассказывает нам историю жизни Онегина и Татьяны, Ленского и Ольги, не только показывает жизнь

Конечно же, это тот автор-творец, который создает роман. Он обращается к читателю («Здорова ль ваша вся родня?»), делится своими замыслами, сомнениями, а иногда, прерывая рассказ о героях, доверительно сообщает: «Мне нужно после долгой речи / И погулять и отдохнуть…». Все это настраивает нас на общение с автором как с хорошо знакомым человеком, собеседником, другом.

Но и с вымышленными героями у Автора возникают какие-то

Да, мы знаем, как умел дружить Пушкин, как высоко ценил дружбу, пронесенную им с лицейских лет через всю жизнь. В романе есть и теплые воспоминания поэта о том времени, о своих друзьях, но, что еще важнее, он стремится показать читателям, насколько важна дружба для любого человека. Пусть Онегин и Ленский «от делать нечего друзья», но далее Автор с горечью замечает: «Но дружбы нет и той меж нами… / Мы почитаем всех нулями, /А единицами – себя». Ведь именно это качество современного человека, как показывает Пушкин, приводит к трагической дуэли, в результате которой погибает юный Ленский. Эгоизм Онегина – это то, что Автор не приемлет в своем герое.

В противоположность ему Татьяна абсолютно лишена этого страшного порока, ее чуткая, прекрасная душа наиболее близка Автору. «Я так люблю / Татьяну милую мою…», – признается он. Именно способность глубоко и искренне любить, которую утратил Онегин в вихре светской жизни, роднит Автора и героиню. Многие лирические отступления – это исповедь души поэта, пережившего и романтическую любовь, и страдания разлуки, и с мудростью многое испытавшего человека утверждающего: «Любви все возрасты покорны, / Ее порывы благотворны…». Вот почему он так понимает чувства своей любимой героини: «Татьяна, милая Татьяна! / С тобой теперь я слезы лью…». Ему близка ее «русская душа», поэтичная, мечтательная. Интересно, что все пейзажные зарисовки в романе соотносятся либо с Татьяной, либо с автором. Ведь любовь к природе – это черта и национальной героини, и национального поэта. В этом еще одна «разность» между Онегиным и Автором. Великолепные картины русской природы, созданные поэтическим гением Пушкина, – это еще одно выражение его прекрасной личности. По этим чудесным стихам многие поколения русских читателей учатся понимать и любить русскую природу: «Уж небо осенью дышало, / Уж реже солнышко блистало, / Короче становился день…».

А еще Пушкин учит нас любить и понимать красоту искусства и поэзии – ведь он поэт. И прежде всего его личность, отразившаяся в романе, – это личность поэта. Как проникновенно говорит он нам о своей Музе, о творчестве, о языке, о литературной жизни! Его «голос лирный» звучит в каждой строчке, в каждом слове, и он воистину прекрасен, человечен и гуманен. Вот почему и для наших современников остается справедливым вывод Белинского о поэзии Пушкина: «…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Такова сила воздействия личности поэта, воплотившаяся в его произведениях

Анализ стихотворения Пушкина Уж небо осенью дышало

Данный ресурс содержит краткие сведения о писателе А.С.Пушкине, информацию синквейн по стихотворению, сочинения учащихся о поздней осени, рисунки, иллюстрирующие стихотворение.
Предполагается проводить после прочтения стихотворения.

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». 2-й класс

Класс: 2

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • формировать основы читательской деятельности: умение работать с поэтическим текстом, учить видеть и понимать красоту природы, выражать своё отношение к природе;
  • развивать навыки выразительной речи, умение определять понятия: сравнение, рифма, логическое ударение, пауза;
  • обогащать читательский опыт (расширение читательских знаний о поэзии А.С.Пушкина).
  • учебник Ефросинина Л.А.,2 класс, 1 часть;
  • тетрадь “Литературное чтение”, детские рисунки об осени, презентация, музыкальные отрывки.

Презентация к уроку.

1. Организационный момент.

– Какой урок сейчас?

– Проверьте свою готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

Выставка детских рисунков.

– Каким было ваше домашнее задание?

– Какие картины осени вы изобразили?

– Какое настроение хотели передать?

– Каких краски в ваших работах преобладают? Почему?

3. Актуализация знаний. Беседа.

Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды.

В эти дни кажется, что земля начинает светиться. Особенно ярко красота осени видна в лесу.

– Случалось ли вам бывать осенью в лесу?

– Бродить в тишине по лесным тропинкам?

– Какие чувства вы испытываете, когда идете по дорожке в осеннем лесу?

Учитель: В такой час чувствуешь, особенную связь с природой, с Родиной, понимаешь, что ты частица этой земли и тебе принадлежит земля.

На исходе октябрь. Подбирается поздняя осень. Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце, пустеют поля. Улетают птицы. Голые и прозрачные становятся сады, рощи, леса. Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы.

4. Постановка учебной проблемы.

В течение нескольких уроков мы будем вести разговор об осени. Познакомимся с произведениями русских писателей и поэтов. Будем учиться выразительному чтению, развивать память, учиться красиво говорить. Проникнемся пониманием того, что к природе надо относиться бережно, научимся видеть и ценить красоту природы.

5. Введение нового знания.

1) А начать изучение темы хочется словами поэта.

Прочитайте эти строки. Как вы думаете, кто их автор?

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной.

Верно – это слова А.С.Пушкина. Любимое время года поэта – осень.

2) Александр Сергеевич Пушкин! (Презентация А.С. Пушкин)

Когда впервые каждый из нас услышал это имя?

Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки?

Или, лежа в кроватке, слушая дивные сказки, которые читала мама?

Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь.

Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта.

Еще при жизни его называли “незаходящим солнцем русской поэзии.

И хотя прошло более 200 лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает.

Благословен и день и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.
Г.Гоц

Представьте себе, что мы находимся в осеннем лесу и идём по дорожкам. Каким вы увидели осенний лес?

Вот мы остановились и
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули,
Кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
В сторону руки,
Плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.

7. Слушание стихотворения.

1) А сейчас послушаем, как А.С. Пушкин описывает осень в своем стихотворении (чтение стихотворения учителем под музыку):

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу; приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

(Эмоциональная пауза. Музыка)

– Какое настроение передает нам автор?

– Какие картины представили при слушании?

3) Моделирование обложки.

4) Словарная работа.

– Какие слова вам еще непонятны?

5) Работа над стихотворением. Учебник стр.106.

– О каком периоде осени говорит поэт? (Найдите слова в тексте.)

– “Уж небо осенью дышало …”

– Как понимаете эти слова?

– В каком значении употреблено слово “дышало?” (Ответы учащихся)

– Что автор показывает словами?

“Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась”

Приходилось ли вам наблюдать за перелётом птиц осенью?

Почему Пушкин употребляет слово “тянулись”?

– Какой автор видит осень? (“Скучная пора”)

8. Работа над выразительностью.

1) Постановка логического ударения, темпа чтения, расстановка пауз.

2) Какие чувства передает поэт? (Чувство сожаления, печали, уныния об ушедшем лете.)

3) Выразительное чтение стихотворения.

В осеннее ненастье семь погод во дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, и сверху льёт, и снизу метёт.

– Какой поре осени посвящена эта пословица?

В народе осень связана со временем сбора урожая.

Главным действующим лицом и в жизни крестьянина становится хлеб.

«Рыбе – вода, ягоде – трава, а ржаной хлеб – всему голова», – говорилось в народе.

Сколько хлеба соберут – так жизнь и сложится. Настроение, и благополучие, и здоровье зависели от сбора урожая. «Рыбе – вода, ягоде – трава, а ржаной хлеб – всему голова», – говорилось в народе.

Но осень – это не только «хлебный итог», осень – это еще и «очей очарованье» (А.С.Пушкин). Осень – это красота: разноцветные листья, горы румяных яблок, прозрачный ароматный утренний воздух.

Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба.

И хочется закончить наш урок словами:

У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать.

10. Домашнее задание.

  • Выучить стихотворение наизусть.
  • Выполнить задание в тетради.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector