Анализ стихотворения Пушкина «Туча»

Мы обращаемся к стихотворению Пушкина «Туча». Собственно знакомству со стихотворением предшествует биографический материал — рассказ о московском и царскосельском детстве поэта. Мы по учебнику знакомимся с фрагментами из книги П.В. Анненкова о жизни Пушкина. При всем том, что более поздние жизнеописания поэта много достовернее и точнее, свидетельства современника, интонация повествования делают рассказ Анненкова, на наш взгляд, необходимым для первого серьезного знакомства школьников с событиями жизни Пушкина, с особенностями его личности и поэтического творчества. Разумеется, в дальнейшем мы обратимся и к другим биографиям Пушкина, к другим свидетельствам современников, к работам других исследователей.

В изучении стихотворения мы определяем для себя конкретную учебную задачу и сверхзадачу, связанную с выяснением мировоззренческих особенностей творчества Пушкина. В анализе «Тучи» на первый план выступают вопросы, связанные с рассмотрением времени действия и грамматического времени в композиции стихотворения.

«Последняя туча» — последнее напоминание о «рассеянной буре» — уже неуместна на «ясной лазури», несвоевременна в «ликующий день». То, что было уместно и своевременно, когда бушевала буря и громыхала гроза, становится лишним после того, как они закончились, когда прошло их время. Поэт в первых двух четверостишиях противопоставляет послегрозовое и грозовое время, тем самым обозначая главную мысль стихотворения — мысль о том, что все в этом мире нужно судить не вообще, а только в конкретной ситуации, туча естественна, а значит, и прекрасна в своей грозной таинственности — и противоестественна, а значит, и нелепа после грозы.

Третье четверостишие — напутствие туче, воплощение пожелания лирического героя как можно скорее избавить небо от припозднившейся тучи. Ученики, проводя синтаксический разбор входящих в текст предложений, видят, что в первом четверостишии сказуемые выражены глаголами в настоящем времени («несешься», «наводишь», «печалишь»), а во втором четверостишии — в прошедшем времени («облегала», «обвивала», «издавала», «поила»). В заключительном четверостишии вслед за мощным началом — выводом из сказанного («Довольно, сокройся!») в первых двух стихах глаголы в прошедшем времени: «миновалась», «промчалась» (здесь продолжается тема второй строфы), а в третьем и четвертом стихах — в настоящем: «гонит» (это возвращение к первому четверостишию).

Я прошу указать на слова, в которых выражена главная мысль этой на первый взгляд простой пейзажной зарисовки. После небольшого обсуждения все приходят к выводу: главное здесь — «Пора миновалась. » Мы рассказываем, какую роль в поэтическом словаре Пушкина играет слово пора, приводим фрагменты из произведений поэта:

Была пора: наш праздник молодой
Сиял, шумел и розами венчался
Была та смутная пора
Когда Россия молодая,
В боренье силы напрягая,
Крепчала с гением Петра

Она пришла, пора стихов,
Пора любви, веселых снов,
Пора сердечных вдохновений

С изменой юности моей
Пора мне сделаться умней

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Пора, красавица, проснись

Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит
Пора пришла, она влюбилась

Сравнительный анализ стихов А.С. Пушкина «Туча» и М.Ю. Лермонтова «Тучи»

У двух величайших русских поэтов – Пушкина и Лермонтова – есть стихотворения с практически одинаковыми названиями. А 1835 году Пушкин пишет стихотворение «Туча», а в 1840 Лермонтов создает свои знаменитые «Тучи». Что объединяет и чем отличаются эти два произведения?
Туча в стихотворении Пушкина – нежелательный гость для поэта. Он радуется тому, что прошла гроза и что небо вновь стало лазурным. О минувшем ненастье напоминает лишь эта запоздалая туча: «Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день».
Совсем недавно она распоряжалась на небе, потому что была нужна, – туча поила дождем «алчную землю». Но время ее прошло: «Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась…» И ветер гонит эту уже нежеланную гостью с просветлевших небес: «И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес».
Таким образом, туча для героя Пушкина — олицетворение чего-то грозного и неприятного, страшного, возможно, какой-то беды. Он понимает, что ее появление неизбежно, однако ждет, когда она пройдет, и все снова наладится. Для героя стихотворение естественным является состояние покоя, умиротворенности, гармонии.
Чего нельзя сказать о герое лермонтовских «Туч». Для него «тучки небесные» — это и его «сестры», и, в то же время, антиподы. Мы понимаем, что в чем-то поэт ассоциирует себя с тучами: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную».
Но тучи – это всего лишь небесные тела, не имеющие души, не умеющие страдать: «Чужды вам страсти и чужды страдания». Возможно, в этом их преимущество – ведь они не испытают боли: «Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания».
В соответствии с отношением к тучам в данных стихотворениях поэты подбирают лексические средства. У Пушкина много эпитетов. Те, которые характеризуют тучу, окрашены негативно, в унылые, строгие тона («туча рассеянной бури», «унылую тень», «таинственный гром», «алчную землю»). Этим эпитетам противопоставлены светлые, радостные эпитеты, описывающие просветленное небо («по ясной лазури», «ликующий день», «с успокоенных небес»).
По тому же принципу противопоставления располагаются в пушкинской «Туче» и метафоры одушевления. Так, туча ассоциируется со злобным, разъяренным существом («ты несешься», «ты наводишь», «ты печалишь», «ты небо кругом облегала», «ты издавала гром и землю поила дождем»). Туче противопоставлен свежий ветер, гонящий ее с небес: «И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес».
Эту картину противоборства двух стихий дополняют другие метафоры одушевления и эпитеты: «молния грозно тебя обвивала», «земля освежилась».
Стихотворение Лермонтова отличается значительно большим количеством эпитетов и метафор. Так, сами тучки характеризуются как «вечные странники», «изгнанники», «вечно холодные», «вечно свободные». Интересно, что почти во всех определениях туч присутствует наречие «вечно» — тем самым автор подчеркивает их бессмертие, наполненное космическим одиночеством.
Кроме этих эпитетов, в стихотворении имеется и много других, тоже характеризующих тучи: «степью лазурною, цепью жемчужною», «с милого севера», «Зависть ли тайная?», «злоба ль открытая?», «клевета ядовитая», «нивы бесплодные».
Кроме того, «Тучи» Лермонтова насыщены и метафорами одушевления: «мчитесь вы», «Кто же вас гонит? судьбы ли решение? Зависть ли ? злоба ль?», «на вас тяготит преступление?», «или друзей клевета ядовитая?», «вам наскучили нивы», «чужды вам страсти и чужды страдания», «нет у вас родины, нет вам изгнания».
Все метафоры характеризуют тучи и, в то же время, дают характеристику лирическому герою стихотворения, раскрывают нам его судьбу и его внутренний мир. О сопоставлении героя с тучами говорит нам сравнение «мчитесь вы, будто как я же, изгнанники».
Таким образом, стихотворения Пушкина «Туча» и Лермонтова «Тучи» совершенно различны по настроению и идейному содержанию, однако в обоих произведениях описание туч – это возможность поговорить о мире человека, его души, отношений с окружающими.
В соответствии со своей идеей каждый из авторов использует и подходящие лексические средства выразительности. В обоих произведениях главную роль играют эпитеты и метафоры одушевления. Однако нужно отметить, что стихотворение Лермонтова более богато этими средствами выразительности.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»

В феврале 1840 года по какому-то пустячному поводу состоялась дуэль между М.Ю. Лермонтовым и французским посланником де Барантом. О дуэли стало известно правительству, за нее Лермонтова второй раз сослали на юг. Прощаясь с Петербургом, готовясь к вынужденному изгнанию, Лермонтов написал стихотворение «Тучи», в котором отразились глубокие переживания поэта.

Автор сравнивает себя с небесными тучками, несущимися по чьей-то чужой воле в незнакомый край. Поначалу он находит много общего между собой и небесными «странниками»: безволие, скитальчество,

Именно чувство Родины, чувство глубокой связи с ней так мучительно переживается автором.

Стихотворение отражает и философские раздумья автора о разобщенности между человеком и природой. Человек, утратив связь с силами Земли, обречен на вечное одиночество и неприкаянность. Ощущение разлада передается через ряд противопоставлений: страстность и холодность, свобода и изгнание, страдания и скука.

Стихотворение написано 4

Таким образом, небольшое и простое на первый взгляд стихотворение оказывается на деле очень емким и глубоким.

«Туча» А. Пушкин

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Дата создания: 13 апреля 1835 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Туча»

Александр Пушкин по праву считается одним из первых русских поэтов, который в своих стихах использовал весьма распространенный сегодня литературный прием отождествления природы с живым существом. Примером этому может служить лирическое произведение «Туча», написанное в 1835 году и ставшее своеобразным гимном летнему дождю.

С первых его строк автор обращается в туче, которая после бури одиноко несется по лазурному небу, словно бы ища пристанища. Наблюдая за ней, Пушкин восхищается тем, насколько продуманно устроен наш мир, но при этом напоминает небесной страннице, что ее миссия уже завершена, и теперь пришло время покинуть небо. «Одна ты наводишь унылую тень, одна ты печалишь ликующий день», — отмечает поэт.

Пытаясь прогнать тучу, которая так омрачает ему настроение, Пушкин, тем не менее, прекрасно понимает, что все в этом мире взаимосвязано, и еще недавно эта небесная странница была такой необходимой и долгожданной. Поэт подчеркивает, что именно она «алчную землю поила водой», когда все вокруг нуждалось в живительной влаге. А гром и молнии, сопровождающие этой удивительное явление, служили всем нам напоминанием о том, что даже к обычной туче нужно относиться трепетно, возвышенно и с определенной долей уважения.

Однако автор тут же зам себе противоречит и обращается к своей собеседнице достаточно фамильярно: «Довольно, сокройся! Пора миновалась», — призывает поэт, подчеркивая при этом, что свою миссию туча уже выполнила, и теперь «ветер, лаская листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес». Этим обращением Пушкин хочет подчеркнуть не только тот факт, что мир переменчив и многообразен, но и обратить внимание читателей на простую истину – все в жизни должно подчиняться определенным законам, установленным не людьми, а некими высшими силами. Автор подчеркивает, что их нарушение лишает и природу, и человека той удивительной гармонии, которая и дарит ощущение подлинного счастья. Ведь если безобидная тучка смогла омрачить настроение поэта, что уж говорить о человеческих мыслях и поступках, которые могут принести гораздо больше боли и разочарования? Понимая это, Пушкин на простом и очень доступном для понимания примере объясняет, насколько важно делать все своевременно, чтобы потом не сожалеть о произошедшем и не быть изгнанным, как дождевая тучка, оказавшаяся не к месту и не ко времени на небесном небосклоне.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: