Анализ стихотворения Пушкина Разлука

Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Предчувствие» и М.Ю. Лермонтова «Тучи»

Поэзия — музыка души.
Ф. Вольтер

Снова тучи надо мною
Собралися в тишине;
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне.
Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей?
Бурной жизнью утомленный,
Равнодушно бури жду:
Может быть, еще спасенный,
Снова пристань я найду.
Но, предчувствуя разлуку,
Неизбежный, грозный час,
Сжать твою, мой ангел, руку
Я спешу в последний раз.
Ангел кроткий, безмятежный,
Тихо молви мне: прости,
Опечалься: взор свой нежный
Подыми иль опусти;
И твое воспоминанье
Заменит душе моей
Силу, гордость, упованье
И отвагу юных дней.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные.
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Перед нами стихотворения двух величайших русских поэтов: А.С.Пушкина «Предчувствие» и М.Ю.Лермонтова «Тучи».
Прежде всего, несколько слов о личностях авторов.
Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837гг.) и Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 -1841гг.) — две ярчайшие звезды, взошедшие на небосклоне Золотого века русской поэзии.

Будучи современниками, находясь в одинаковых исторических условиях, поэты имели одинаковое мировоззрение, одинаковые нравственные и духовные ценности:
— последователи западного романтизма (Байрон, Гейне и др.);
— патриоты, беззаветно любящие Россию и русский народ;
— непримиримые противники самодержавья и крепостничества;
— стремление к преобразованию российской действительности;
— в основе морально-нравственных ценностей высокая духовность, свободомыслие, бунтарский дух, гуманистические ценности (свобода, равенство, братство).
В биографических сведениях тоже много общего:
— блестящее образование,
— раннее начало творческой деятельности,
— создание не только поэтических, но и прозаических произведений, способности к рисованию,
— противоречия с властями,
— ссылки и цензура,
— широкая известность и признание при жизни,
— гибель на дуэли.

На момент создания обсуждаемых стихотворений поэты почти ровесники : Пушкину — 29 лет, Лермонтову — 26 (однако , учитывая, что Михаил Юрьевич всегда «..и жить торопится, и чувствовать спешит..», можно сказать, что они ровесники). Оба стихотворения пронзительно печальны, можно сказать, трагичны.
Рассмотрим каждое из них в отдельности.

«Предчувствие» Александр Сергеевич пишет в 1828г. (уже подавлено восстание декабристов, близкие друзья и единомышленники в ссылке, сам Пушкин испытывает все большее давление властей, находится под надзором, его литературные произведения подвергаются жесткой цензуре). Это стихотворение содержит в себе глубокие философские размышления поэта о жизни и смерти, о вечности и бренности бытия. Будущее Пушкин видит мрачным и безрадостным, предчувствует новые беды и тревоги:

«Снова тучи надо мною
Собралися в тишине;
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне..»

Символический образ сгущающихся туч усиливает ощущение тревоги и безысходности.
Сможет ли он, поэт, противостоять грубой действительности, сможет ли сохранить духовные ценности и нравственную чистоту, юношеские идеалы?

«…Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей. «

Разрушение привычного круга общения, потеря друзей, утрата легкости и беззаботности юных лет приводят Пушкина к ожиданию вечной разлуки, близкого конца. На смену бурным эмоциям, легкой и светлой жизнерадостности приходит спокойная сдержанность, почти фатализм: «…Равнодушно бури жду…»
И все же в душе поэта, несмотря ни на что, еще теплится надежда:

«…Может быть, еще спасенный,
Снова пристань я найду…»

В ожидании близкого конца жизнь приобретает новый свободный от чувственности, одухотворенный смысл:

«…Ангел кроткий, безмятежный,
Тихо молви мне: прости…
И твое воспоминанье
Заменит душе моей
Силу, гордость, упованье
И отвагу юных дней»

Абстрактные понятия (рок, судьба, непреклонность и др.) приобретают у Пушкина реальную, материальную сущность, это то, из чего складывается окружающий поэта мир.
Однако, несмотря на глубоко трагическое содержание, «Предчувствие», благодаря легкой форме, ритму и рифме не оставляет гнетущего и мрачного впечатления.
……………………………………………………………………………………………………..

Стихотворение «Тучи» написано Лермонтовым в 1840г., когда поэт уже приобрел широкую известность и признание. Творчество Михаила Юрьевича вообще (и данное стихотворение в частности) пронизано чувством глубокого одиночества, разочарования, диссонанса с окружающим миром. Поэт ощущает себя изгнанником, непонятым странником во враждебном ему мире:

«Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой…..»

Ни известность, ни слава не в силах изменить личность Лермонтова. Он талантлив и одинок, признан как поэт, но не понят, как личность, окружающее его общество — враждебно.
Стихотворение «Тучи» Лермонтов начинает с ассоциативного ряда: тучки — странники — я — изгнанники, сопоставляя себя со странствующими по небу белыми облаками.
Поэт мучительно ищет причину собственного одиночества:

«…Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая. «

Вопросы, которые волнуют Лермонтова на протяжении всего творческого пути, так и не находят ответов. Невозмутимая и холодная красота природы свободна и никому не подвластна, а страстная душа поэта имеет неразрывную связь с Родиной, для которой он чужой.
Это стихотворение необыкновенно напевно, мелодично по форме, однако оставляет после прочтения чувство тоски и безысходности.

Что же общего в этих стихотворениях и в чем их различие?
Стихотворения объединяют размышления поэтов о прожитой жизни, сожаления об утраченной юности и несбывшихся мечтах. В данных произведениях явственно чувствуется психологическая и моральная усталость и душевные страдания поэтов.

Однако в исследуемых стихотворениях мы находим множество различий:
Пушкин в стихотворении «Предчувствие» подводит итог определенного промежутка жизни, рассуждает о жизни и смерти, о будущем, окутанном мраком, земные страсти более не волнуют поэта. Образ нависших над ним туч (тяжелых, грозовых) — символ рока, неведомой судьбы.
Лермонтов в стихотворении «Тучи» размышляет о причинах одиночества, об ощущении непонятости, отчужденности от окружающих, о несовершенстве общества, о человеческих пороках. Образ облаков — символ свободы не обремененный земными страстями, недоступный страстной душе поэта.

Духовный кризис человека в обществе отразился в стихах двух великих поэтов России, они предстают перед читателями не как бронзовые памятники, не как великое достояние, не как «наше все», а как страждущие, ищущие, страдающие люди. Искренне и задушевно великие поэты открывают самые потаенные глубины человеческого сердца, отыскивают и видят свет там, где, казалось бы, царит кромешная тьма.

Анализ стихотворения Пушкина Разлука

Это стихотворение обращено к Вильгельму Карловичу Кюхельбекеру и в первой редакции так и называлось — «К
Кюхельбекеру», но впоследствии автор сочинение с изменил название. Написано стихотворение было в последние дни совместной
жизни в лицее. Сҭихотворение состоиҭ из одной строфы в восемнадцать строк. В них звучиҭ возвышенная нота
(«Прошли лета соединенья. «) В первых строках автор выражает свою печаль по поводу разлуки с милым другом,
затем от чистого сердца желает Кюхельбекеру блага, а в конце заверяет его в своей преданности и верности.
Вообще, стихотворение проникнуто дружбой и искренностью.
Основная идея заключается в том, что автор обещает сохранить дружбу и после разлуки, после окончания Лицея:
«Где б ни был я . святому братству верен я». Лирическим героем является сам автор.
Пушкин в этом стихотворении использует различные метафоры:
Моим стихам внимает наш пенат.
«Пенатом» Пушкин называет Лицей, который стал для него вторым домом, родным для сердца местом. «Прошли
лета соединенья,» — так пишет автор о годах, проведенных в стенах Лицея.
Оҭделывая стихотворение весной 1825 г., перед публикацией, Пушкин, среди исправлений художественного порядка,
сделал одно существенное смысловое изменение; в стихах:
Не разлучайся, милый друг,
С форҭуной, дружеством и Фебом
— поэҭ иправил второй стих:
С свободою и Фебом.
Феб — древнегреческий бог-покровитель искусств. Пушкин завещает своему другу не предавать идеалов молодости,
оставаться свободным и верным искусству.
Святому братству верен я.
Под «святым братством» поэҭ подразумевает дружбу, связывавшую Пушкина с Кюхельбекером.
Также использовано олицетворение:
И дни ҭвои полетом сновиденья
Да пролетят в счастливой ҭишине.
Автор желает своему другу спокойной и счастливой жизни.
«Разлука» написана четырехстопным ямбом, перекрестные и охватные рифмы чередуюҭся.

Автор сочинения: Абдрахманова Алена web2alyona@mail.ru

Права на сочинение «Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Разлука»» принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

«Цветы последние милей…», анализ стихотворения Пушкина

Стихотворение Пушкина «Цветы последние милей…» посвящено близкой подруге поэта – Прасковье Александровне Осиповой. Эта помещица жила в Тригорском, которое находилось по соседству с Михайловским. Впервые Пушкин повстречался с Осиповой, когда отбывал ссылку в имении родителей. В творчестве поэта Прасковья Александровна сыграла значительную роль. В произведениях Пушкина упоминание о ней встречается более ста раз. Поэт ласково обращался к женщине – «милая старушка», а Осипова называла Александра Сергеевича – «сын моего сердца». Именно Прасковья Александровна занималась организацией похорон поэта в Святогорском монастыре.

Осипова постоянно посылала Пушкину цветы из своего сада. Когда в очередной раз принесли от нее букет, поэт решил посвятить своей подруге стихотворение. Дата его создания – 16 октября 1825 года. Пушкин записал стихотворение в альбом Осиповой с посвящением. При жизни поэта «Цветы последние милей…» не публиковались. Впервые читатели смогли познакомиться с этой миниатюрой в 1838 году в журнале «Современник».

Первоначально стихотворение называлось «Последние цветы». В нем всего шесть строк, которые наполнены легкой грустью и нежными осенними красками. Стихотворение проникнуто размышлениями о скоротечности жизни и любви. Поздние цветы навевают тоску и воспоминания о недавних летних днях. Пушкин любил осень и во многих произведениях ярко описал это волшебное время года.

Стихотворение «Цветы последние милей…» относится к жанру элегии. Оно написано четырехстопным ямбом с трехсложной стопой и ударением на втором слоге. Поэт применил здесь смешанную рифмовку: в первых двух строках – парную, в четырех последних – перекрестную.

Для внимательного читателя смысл стихотворения раскрывается не сразу. В первых двух строках сказано о том, что осенние цветы милее весенних. Этому есть объяснение. Ведь в пору увядания цветы более ценны, чем весной, когда все пробуждается и расцветает. Философский смысл этой фразы – в зрелом возрасте больше ценишь радости жизни, чем в молодости.

Две следующие строки продолжают эту мысль, но возникает вопрос: почему мечтания «унылые»? Последние строки стихотворения и вовсе кажутся загадочными. Как может быть разлука «живее сладкого свиданья»? Но все становится на свои места, как только мы узнаем, что происходило в судьбе поэта в эти осенние дни.

В начале октября 1825 года в Тригорское приехала погостить Анна Керн, которая приходилась племянницей Прасковье Александровне. В этот раз возлюбленная Пушкина приехала не одна, а с мужем. Можно понять разочарование и горечь поэта, который не ладил с супругом Анны. Известно, что Пушкин и Керн состояли в активной переписке. Послания поэта были полны любви и нежности, которые он доверял бумаге. И вот сейчас он видит Анну в Тригорском, но не может открыто проявлять к ней свои чувства. Поэтому выходит, что свиданье «сладкое», но разлука была «живее». Без сомнения, Прасковья Александровна знала об отношениях племянницы и поэта. Поэтому ей были прекрасно понятны эти строки.

В миниатюре «Цветы последние милей…» Пушкин сумел использовать много художественных средств. Метафора «последние цветы» вызывает у читателя грусть и сожаление, а удачные антитезы «последние – первенцы» и «разлука – свидание» оживляют сюжет. В произведении есть олицетворение «мечтанья пробуждают» и красивые сравнения: «разлуки час живее. свиданья», «цветы последние милей роскошных первенцев полей».

Как всегда, точны и выразительны у Пушкина эпитеты: последние цветы, унылые мечтанья, сладкое свиданье, роскошные первенцы. Есть в стихотворении варианты инверсии: «цветы последние», «разлуки час». А слово «живее» поэт повторяет дважды, подчеркивая его важность.

Нежная осенняя зарисовка создает ощущение гармонии и светлой грусти, наводит на философские размышления. Всего шесть строк написаны в альбом подруги, но сколько в них скрытого смысла: неудачное свидание, ссора с возлюбленной, ревность, надежда на новую встречу, размышления о хрупкости счастья, о созвучии увядающей природы с настроением лирического героя.

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Разлука»

Оно было составлено в годы, когда заканчивалось обучение поэта и В. К. Кюхельбекера. Автор именно ему посвятил это произведение. Но потом название изменилось. Само произведение имеет один столбец, имеющий размер в 18 строчек.

В нем проскальзывает возвышенность, а так же грусть, потому что приходится разлучаться с лучшим другом. Но Пушкин желает ему всего хорошего, и говорит, что будет ему верен и предан. Все строки наполнены честностью и товариществом. Основная идея этого стиха заключена в том, что автор говорит о сохранении дружбы и после

Автор представляется человеком лирики, в этом небольшом произведении он применяет разного рода выражений: «Моим стихам внимает наш пенат». Так он говорит о своем учебном заведении, потому что за время обучения, он стал поэту вторым домом. Очень тепло отзывается Пушкин о месте обучения.

В 1825 году перед тем, как сдать стихотворение на публикацию, поэт сделал еще небольшие исправления в художественном плане, а также немного смысл изменил. «Не разлучайся,…, С фортуной, дружеством и Фебом». Так звали из Древней Греции бога, который покровительствовал творчеству.

Здесь применяется поэтом олицетворение. Поэт пишет о пожеланиях своему близкому другу. Он говорит о том, чтобы была жизнь у него безо всяких перепадов, а также счастливой. Само стихотворение было написано в такой немного лирической форме. В нем чередуются перекрестные и охватные рифмы. Произведение выполнено в лирическом мотиве. Здесь чувствуется нахлынувшая печаль, уныние и тоскливость.

Расставание неизбежно, но так не хочется. Чтобы чувства выражались сильнее Пушкин применяет в стихотворении метафоры и олицетворения. Он написал это произведение в ямбе четырехстопным. А настроение придает ему то, что происходит чередование рифм охватных и перекрестных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector