Анализ стихотворения Пушкина Пущину

В своем знаменитом стихотворении «19 октября 1825 года» молодой поэт Александр Пушкин написал: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Кому же из своих лицейских товарищей посвятил Пушкин эти проникновенные слова? Конечно, своим ближайшим для него на всю жизнь товарищам: Ивану Пущину, Вильгельму Кюхельбекеру и Антону Дельвигу.

Но самым близким лицейским другом стал Пущин. Многие ученики Лицея любили его за доброту, ум и справедливость. А еще за честность, мужество и общительный нрав. Его любили и в Лицее, и в гвардии, и потом, на гражданской службе. Он везде был в самом центре внимания, у всех на виду, его считали надежным и верным товарищем. Самым первым все эти качества оценил именно Пушкин, будучи ближайшим соседом по лицейской комнате. Сам Француз (как звали его в Лицее), неровный в обращении, подчас вспыльчивый и несдержанный, доверял своему другу Жанно первые мучительные раздумья о жизни, делился первыми огорчениями и радостями, а Пущин умел не только успокоить, но и помочь. Неслучайно один из декабристов позже скажет о нем: «Кто любит Пущина, тот, верно, сам прекрасный человек».

После окончания Царскосельского лицея Пущин не раз встречался с Пушкиным в Петербурге. Открытый и бескомпромиссный характер Ивана Ивановича, его взгляды на действительность царской России привели его в тайное общество будущих декабристов. Он думал привлечь туда и Пушкина, но опасался за него. Когда молодой поэт оказался в опале у государя и был сослан сначала на юг, а после в Михайловское, Пущин единственный навестил его в псковской глуши. Это их единственное свидание стало неожиданностью для ссыльного поэта, и позже он посвятил этому событию небольшое, но очень проникновенное стихотворение, начинавшееся таким обращением:

Мой первый друг, мой друг бесценный…

Но появилось оно не сразу: лишь узнав в 1826 году о судьбе декабристов и их ссылке, он пишет свое послание и в январе 1827 года переправляет его в Сибирь. Позже Пущин будет вспоминать о том, как после долгих мытарств он наконец соединился с товарищами его изгнания и заточения, раньше его прибывшими в острог. И он почувствовал, как его лицейский товарищ Пушкин «первым встретил его в Сибири задушевным словом». В день приезда в Читу Пущина позвали к частоколу, где Александра Муравьева (жена декабриста Никиты Муравьева) отдала ему лист бумаги: на нем неизвестною рукою было написано стихотворение.

Жанр этого произведения — дружеское послание. Об этом говорит и название — «И. И. Пущину». В то же время это воспоминание о той последней встрече, когда Пущин, вопреки запретам со стороны царской власти, навестил поэта в его имении Михайловском, «когда «двор уединенный … колокольчик огласил». Чем это грозило самому Пущину, можно только догадываться, поэтому Пушкин и называет его «мой друг бесценный». Две части стихотворения, пятистишия, представляют собой своеобразную перекличку событий. В первом пятистишии — воспоминание о встрече в Михайловском, а вторая часть произведения адресована уже сосланному в Сибирь Пущину, который после провала Декабрьского отказался бежать за границу и дожидался ареста в своем доме в Петербурге.

Строфа, состоящая из пяти строк, позволила объединить поэту общей рифмой такие высокопарные слова, как «провиденье», «утешенье», «заточенье». Это не только придавало стихотворению особенное звучание, но и у самого адресата вызвало необычное состояние. Вот как написал об этом впоследствии Иван Иванович Пущин: «Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять своего лицейского друга, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнанье». Далее Пущин с горечью отмечал, что не мог даже пожать руку той женщине, которая «так спешила утешить воспоминанием друга».

Но мольба Пушкина, обращенная к «святому провиденью», о том, чтобы все декабристы получили утешенье, действительно озарила их сибирское заточенье «лучом лицейских ясных дней». В нескольких строках этого стихотворения соединились и торжественность, и скорбь, и чувство единения.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Данный конспект ориентирован на программу Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, В.П. Полухиной и других.

При составлении конспекта урока нами применяются наблюдения над звуковой содержательностью А.П. Журавлёва*.

Цель урока. Знакомство со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; работа над выразительным чтением стихотворения.

Эпиграф на доске: “Мороз и солнце; день чудесный!” (А.С. Пушкин)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Беседа по теме «Дружба в жизни А.С. Пушкина», выразительное чтение стихотворения «И.И. Пущину».

III. Подготовка к восприятию нового материала

— Что вам кажется печальным и что радостным в зимней природе?

— Однообразен ли зимний пейзаж? Какие краски для него характерны? Чем красива зима?

— С помощью какого эпитета характеризует снег А.С. Пушкин в стихотворении «И.И. Пущину»? Почему снег “печальный”?

— Знаете ли вы, как поэт относился к природе, что он в ней любит, чем чаще всего любуется?

IV. Анализ стихотворения

1. Учитель читает наизусть стихотворение, объясняет и записывает на доске значения устаревших и диалектных слов, учащиеся записывают их в тетрадь:

взор — взгляд, но в тексте — глаза (устар.);

вечор — вчера (диал.);

нынче — сейчас (устар.);

озарена — освещена (устар.);

велеть — приказать (устар.);

запречь — запрячь, запрягать (диал.);

— Какое чувство передано в этом стихотворении?

— На основании чего вы сделали такой вывод?

— Что значит — хорошее настроение? Как оно проявляется? (Как о нём узнают другие?)

(Настроение — внутреннее психологическое состояние человека, которое не является постоянным, проявляется в отношении человека к другим: как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир.)

— Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чём они?

Первая часть. Начало стихотворения — радостное восклицание.

— К кому обращается поэт?

— Как называет любимую? (Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.)

— Что описывает поэт?

— С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.) Случайно ли противопоставление вечера утру?

— Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения.

— Можно ли их объединить?

— Какое настроение стремится передать в них автор?

3-я строфа. Описание зимнего пейзажа.

— Что описывает автор? (Небо, снег, лес…)

— С чем сравнивается снег? Почему?

— Найдите в строфе повтор. (И ель… И речка…) Такой изобразительный приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. (Запись определения в тетрадь.) С какой целью она используется поэтом?

— Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова. (Блестя, блестит, блеском.) С какой целью автор их употребляет?

— Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.

— Что передают звуки второй и третьей строчек строфы? Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой приём звукописи называют аллитерацией.

Запись в тетради: Аллитерация — приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: “…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С. Пушкин).

Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места — 4-я строфа.

3. Лексические, синтаксические особенности стихотворения.

— Назовите высокие, книжные слова. (Аврора, прелестный, озарена…)

Вывод. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.

— От чьего лица ведётся повествование? (От первого, обращение к собеседнику.)

— С какой целью поэт выбирает форму диалога? (Передача интонаций непринуждённого разговора.)

— Каким предстаёт перед нами автор стихотворения? (Добрый, простой, близкий народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон.)

4. Стихотворный размер.

— Каким стихотворным размером написано стихотворение? (Ямбом.)

— Почему именно этот размер использует поэт? (Быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер.)

— Итак, какое же общее настроение стихотворения?

— Попробуем подтвердить ваши ответы результатами экспериментов А.П. Журавлёва.

(Класс делится на группы. Задание каждой группе: подсчитать количество звукобукв — а, о, э, и, ы, л.)

Сравним свои результаты с таблицей А.П. Журавлёва «Выбор признака “светлый” для стихотворения Пушкина “Зимнее утро”». Наибольшее превышение частности над нормой дали как раз самый “светлый” (по наблюдениям Журавлёва) среди согласных “л” и самый “светлый” среди гласных “е”, а наиболее занижена частность самых “тёмных” — “х” и “ш”. Какая поразительная, буквально математическая точность в организации звучания!

Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определённую содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчёркивающую содержание текста.

— Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие цвета преобладали бы? (Белый, жёлтый — солнце…)

— Какой гласной звукобуквы больше всего в стихотворении? (“О” — можно удвоить ударные, так как они более заметны; “е” — … , “а” — … , “э” — … , больше — “о”.)

Открываем ранее закрытую на доске таблицу звуко-цветовых соответствий.

О — светло-желтый или белый

Ю — голубоватый, сиреневатый

У — тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый

Ы — мрачный, тёмно-коричневый или чёрный

— Всё точно! Вам трудно поверить, что поэт, сам того не зная, выстраивает математически точные соотношения между частотами звуков, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описывает в стихотворении.

Получается, что поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которое помогает ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи.

6. Работа по выразительному чтению стихотворения.

— Чем отличается настроение, с которым вы прочтёте 1-ю и 2-ю строфы? Какие слова выделите, чтобы показать, что поэт не просто описывает природу, а обращается к другому человеку, приглашая его порадоваться вместе?

— Почему между 3-й и 4-й строфами должна быть большая пауза? Какая разница в том чувстве, с которым поэт описывает пейзаж и комнату?

— Звуки 4-й строфы. Что они передают?

— Последняя строфа. Повышение или понижение голоса к концу? Почему?

7. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

V. Подведение итогов

Итак, сегодня мы с вами проанализировали стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро», познакомились с такими средствами выразительности, как аллитерация и анафора, и установили, что не только слова, но и звуки обладают значимостью, а также увидели, каким образом это свойство звуков используется в художественной речи.

VI. Задание на дом

Выучите стихотворение наизусть; желающие открыть для себя тайны звуков, прочтите книгу А.П. Журавлёва «Звук и смысл», и вы не пожалеете.

Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина «К Пущину»

Пустынник, пришелец, добрый пе­вец, гость без этикета. Попробуем объяснить такое богатство вариантов. На­верное, автор хочет показать, что он всей душой стремится к своему другу, и пред­лагает при этом общении увидеть и при­знать все качества, все варианты своего поведения.

Как вы поняли выражение «гость без этикета»? Знакомо ли вам слово «этикет»? Объясните его и скажите, следуете ли вы сами требованиям этикета.

Справка. Этикет — установлен­ный порядок поведения в каком-либо об­ществе. Это может быть дипломатический этикет, этикет при дворах монархов и т. д.

А. С. Пушкин говорит о себе как о «гос­те без этикета», то есть о человеке, кото­рый не стремится подчиняться каким-то ограничениям в своем поведении. Лицей находился в Царском Селе рядом с двор­цом царя, и все, кто там жил, соблюдали определенные нормы поведения. Но в гос­тях у друга Пушкин хочет забыть об этих нормах.

Каждый из нас знает о нормах по­ведения. И в гостях у друга не будет вести себя так же, как на уроке. Но, наверное, нет ученика, который бы никогда не нару­шал норм этикета, принятого в его окру­жении. Материал с сайта //iEssay.ru

Любимый стихотворный размер Пушкина — ямб. Строчка стихотворения, написанного ямбом, может состоять из разного количества стоп. Сколько стоп в каждой строке этого стихотворения?

Подсчитаем количество стоп в стихо­творении «К Пущину». Стоп во всех стро­ках три, то есть ямб — трехстопный. В первой, третьей и пятой строках есть один последний безударный слог — нара­щение на третьей стопе.

Элементы литературоведческого анализа стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину» — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемБогдан Тарарыкин

Похожие презентации

Презентация на тему: » Элементы литературоведческого анализа стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину»» — Транскрипт:

1 Элементы литературоведческого анализа стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину»

2 Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! 1826г. И.И. Пущину И.И. Пущину Выразительное чтение Вопросы и задания

3 Иван Иванович Пущин Ближайший друг А.С. Пушкина с первых лицейских дней, декабрист. Энергичный, честный, мужественный человек, патриот, истинный гражданин своего отечества. Посетил ссыльного Пушкина в Михайловском. Принимал непосредственное участие в восстании на Сенатской площади, за что был осужден на 20 лет каторги. Из воспоминании И.И. Пущина: «Пушкин первым встретил меня в Сибири задушевным словом…» Этим «словом» было стихотворение «Мой первый друг…» «Никогда я не переставал любить его; знаю, что и он платил мне тем же чувством…»

4 Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! 1826г. И.И. Пущину И.И. Пущину Выразительное чтение Вопросы и задания

5 Послание — лирический литературный жанр, отличающийся следующими особенностями: — наличие обращения, — наличие пожеланий автора, — торжественность, — эмоциональность.

6 Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! 1826г. И.И. Пущину И.И. Пущину Вопросы и задания Выразительное чтение

7 Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! 1826г. И.И. Пущину И.И. Пущину Вопросы и задания Выразительное чтение

8 Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! 1826г. И.И. Пущину И.И. Пущину Вопросы и задания Выразительное чтение

9 Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! 1826г. И.И. Пущину И.И. Пущину Вопросы и задания Выразительное чтение

10 Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! 1826г. И.И. Пущину И.И. Пущину Вопросы и задания Выразительное чтение

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: