Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»

Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»

Восстань, пророк, и виждь, и внемли.
А.С.Пушкин

Пушкин. Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остается с нами до конца. Каждый находит в нем что-то свое, быть может, близкое и понятное только ему. Для кого-то Пушкин — учитель, помогающий идти по тяжелой дороге жизни. Кто-то ищет в его произведениях ответы на многочисленные вопросы. А кто-то видит в нем просто друга, которому можно поведать сокровенные тайны своей души. Ведь поэт никогда не останется равнодушным. Напротив, он даст совет, такой понятный и незатейливый, или скажет несколько добрых слов, которых так мало в нашей жизни.

У каждого возраста свой Пушкин. С ранних лет мы читали сказки, учились отличать добро от зла и жестокости. Разве не просили мы царевну не есть ядовитое яблоко, хотя знали, что она все равно его надкусит и заснет на долгие годы? Разве не удивлялись мы жадности старухи, требовавшей богатств у золотой рыбки?

Чуть позже мы взяли в руки прекрасные пушкинские стихотворения, наполненные нежностью и любовью. Читая повести, мы познавали русскую историю. Возвращаясь к его произведениям, мы всегда будем открывать для себя нового Пушкина.

В творчестве А.С. Пушкина соединились лучшие черты, присущие литературе. В его лирике легко найти ответы на многие жизненные вопросы, так часто возникающие у людей. Читая пушкинские стихотворения, убеждаешься, что человек сам вершит свою судьбу. Поэт раскрывает перед нами мир прекрасного, стремится пробудить честность и благородство. Иначе жизнь показалась бы ему бессмысленной.

Пушкинское понимание цели поэзии наиболее лаконично и полно выражено в стихотворении «Пророк». Первое, что бросается в глаза, — во всем стихотворении нет и намека на чистые учения любви и правды, на дела всеобщей любви и просвещения, на требования отличительной проповеди, то есть на все то, что характерно для миссии ветхозаветного или мусульманского пророка. Для этих пророков более характерны нравоучения как способ воздействия на грешных. Пушкину это чуждо. Вспомним его строки: « . чувства добрые я лирой пробуждал». Или: «. и дух смирения, любви и целомудрия мне сердце оживил». Словами «пробуждал», «оживил» Пушкин указывает на то, что «вся истина» есть в каждом человеке, ее только нужно разбудить. Такие способы воздействия на человека, как нравоучения или притчи (которые были впервые произнесены Иисусом Христом), совершенно бесполезны, поскольку они обращены к разуму человека. Разум же человека владеет лишь частью всей истины и, следовательно, обычно не способен понять, к чему его призывают.

У Пушкина описан пророк совершенно иного типа. Этот пророк будет «глаголом» жечь «сердца людей». Именно «сердца», а не умы. В этом его отличие от всех предыдущих пророков. Но остановим на время этот путь размышлений и посмотрим, что нового увидел и услышал пророк после своего перерождения:

И видел неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольной лозы прозябанье.

Вот и все! Кажется, что этого мало, но это впечатление ошибочно. Действительно, ранее пророк «влачился» в мире «мрачной пустыни», но после встречи его с серафимом в сознании пророка из перепутья дорог выстроилась вертикаль — как физическая («и внял я неба содроганье. », «. и гад морских подводный ход. »), так и метафизическая (« . и горний ангелов полет. »).

В итоге человек ощутил себя в центре вселенной (своего рода в начале системы координат). Он познал мироздание и понял, что весь мир — для него, что мир — это Дом для человека (стихотворение «Пророк», кстати, является кульминацией темы Дома в поэзии Пушкина). Цель пророка, таким образом, — донести до людей мысль, что весь мир — для человека. Эта тайна будет жечь сердца, потому что она обязывает человека отвечать своему предназначению. Это — «вся истина».

Сделанные мной выводы, таким образом, подтверждают, что цель поэзии Пушкина существует вместе с самой поэзией, а не обособленно, что художественный мир поэта гармоничен; наконец, эти выводы замечательно подтверждают авторские слова о цели поэзии, которые я и приведу в заключение: «Беспристрастный как судьба», поэт «не должен . хитрить и клониться на одну сторону, жертвуя другою. ».

Не его дело оправдывать и обвинять, подсказывать речи; его дело — «глубокое, добросовестное исследование истины», именно «во всей истине» он должен изображать мир и события. Именно таким поэтом был Александр Сергеевич Пушкин, он всегда находился в центре всех исканий и достижений писателей своего времени. Притягательная сила пушкинского гения отразилась в восторженных стихотворениях, обращенных к великому современнику. «Что же касается до Пушкина, — писал Гоголь, — то он был для всех поэтов, ему современных, точно сброшенный с неба поэтический огонь, от которого, как свечки, зажигались другие самоцветные поэты. Вокруг него образовалось их целое созвездие».

И сегодня легкий и мягкий свет вспыхнувших вслед за Пушкиным поэтических звезд согревает наши сердца.

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

Анализ стихотворения Пушкина «Дар напрасный, дар случайный»

Лирика самого знаменитого поэта России довольно своеобразна несмотря на свое философское значение, она почти всегда несет в себе исключительно личностный характер. Лирика Пушкина автобиографичная, и в этом ее уникальность и оригинальность, так как при этом она являет собой олицетворение образа человека того времени: его проблем, его рассуждений и переживаний.

В своих стихотворениях Александр Сергеевич невероятным образом переплетает мотивы своей жизни и проблемы поколения. И все же фундамент его творчества, как основы всей русской классической литературы, это вечные вопросы бытия главные ценности в жизни человека и смысл его существования.

Анализ стихотворения «Дар напрасный, дар случайный…»

Стихотворение Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…» пронизано глубинными душевными переживаниями поэта. Он обращается к самой судьбе, к самой основе жизни с извечным вопросом для чего дана человеку жизнь?

Для чего человек рождается, почему оказывается в определенных условиях и обстоятельствах, почему ему дана именно такая судьба. Очевидно, что поэта остро волнует этот вопрос, душераздирающими словами он говорит о жизни, как о даре, но дар этот для него пока напрасный и случайный…

В этом небольшом стихотворении нам раскрывается душевная организация Александра Пушкина, его неустанное стремление к самосовершенствованию, к желанию познать самого себя и окончательно понять. Он желает постичь жизненную мудрость, поэтому он с пылом вопрошает о предназначении человека и о том, как его можно понять или узнать.

Лирике Пушкина присуща настоящая душевная жажда: он жаждет жить и любить, он жаждет познать все, что ему уготовано судьбой, но все же постоянно оказывается на распутье как и внутреннем, так и внешнем.

Тема судьбы и предназначения человека в лирике поэта

Ведь известно, что Александр Сергеевич был уникальным человеком, и как каждый истинный поэт, он увидел не только глазами, но и душой, и желал, чтобы и другие люди смогли увидеть то же, что и он сам. Поэтому помимо простого человеческого предназначения, он говорит и о особом предназначении поэта.

Тему стихотворения «Дар напрасный, дар случайный…» Пушкин продолжает в своем известном произведении «Пророк», где тема жизненного предназначения и судьбы уже более существенно раскрывается. А в «Даре напрасном, даре случайном…» он философски рассуждает о ценности жизни и о ее судьбоносном течении.

И в его лирике чувствуется отчаянная тоска, и даже душевная боль, которую Пушкин не может держать в себе ему необходимо воплотить ее в стихотворении. Мы видим, с какой настойчивостью поэт вопрошает у судьбы о причине своего опустошения и сердечных мучений.

И одновременно он жаждет узнать, почему же ему дана именно такая жизнь, почему он проходит через столько испытаний. Многое заключено и в начальных строчках стихотворения, которые являются названием… Дар случайный, дар напрасный…

Ведь если человек не знает зачем ему подарена жизнь, отчего у него такая судьба, этот дар может стать действительно напрасным, бесполезным для душевного становления человека.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Тендряков «Хлеб для собаки»: муки человеческой совести
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspКороленко «Слепой музыкант»: истинная слепота и духовное прозрение

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Лирика природы — художественный анализ. Пушкин Александр Сергеевич

Среди стихотворений Пушкина видное место при — надлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал её не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота.

С детских лет, когда Пушкин уезжал на лето в Захарове любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Эта любовь крепла и ширилась и нашла своё художественное выражение в стихотворениях, поэмах, романе «Евгений Онегин».

Волновавшие его настроения Пушкин передал в замечательных художественных образах, которые обогащают нашу мысль, развивают умение видеть, слышать и чувствовать природу нашей родины, которые близки сердцу каждого русского человека.

Но к реалистическому изображению природы Пушкин подошёл не сразу. В период южной ссылки поэта его стихи носят романтический характер. Таково, например, стихотворение «К морю».

«Цветы последние милей…» А. Пушкин

Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.

Дата создания: 16 октября 1825 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Цветы последние милей…»

Миниатюра при жизни Пушкина опубликована не была. Широкий круг читателей познакомился с ней в 1838 году, когда ее напечатал журнал «Современник». Несколько раз стихотворение фигурировало под другими названиями — «Последние цветы» и «Стихи на случай в позднюю осень присланных цветов к П. от П. О.». Второй вариант требует пояснений. Под инициалами «П. О.» скрывается Прасковья Александровна Осипова — близкая подруга Пушкина, его соседка по имению Михайловское и хозяйка усадьбы Тригорское. Их первая встреча состоялась в 1817 году. Эта женщина занимала значительное место в творчестве Александра Сергеевича. По подсчетам ученых, ее имя и слова, имеющие к ней отношение, упомянуты в произведениях поэта около 170 раз. Осипова общалась и с другими известными литераторами своего времени: Дельвигом, Вяземским, Баратынским, Козловым. Интересно, что незадолго до смерти она уничтожила всю переписку с друзьями и близкими знакомыми. Оставила Прасковья Александровна только письма Пушкина.

Исследователи лирики Александра Сергеевича датируют стихотворение «Цветы последние милей…» 16 октября 1825 года. Осипова часто присылала цветы своему другу. Если она уезжала из Тригорского, то обязанность эту возлагала на слуг. Почему именно осенью 1825 года Пушкин решил отблагодарить приятельницу стихотворением? Дело в том, что незадолго до написания произведения в гости к Прасковье Александровне приехала ее племянница — Анна Петровна Керн, адресат знаменитого мадригала «Я помню чудное мгновенье…». Прибыла она не одна, а с мужем. С ним Пушкин не поладил, вследствие чего встреча с Керн не подарила поэту радости. Намного больше положительных эмоций Александру Сергеевичу принесла переписка с Анной Петровной, предшествовавшая неудачному свиданию в Тригорском.

Если принимать во внимание отношения Керн с Пушкиным, становится предельно ясным смысл миниатюры «Цветы последние милей…». Осенние цветы поэт сравнивает с разлукой, которая оказывается живее сладкого свиданья. Действительно, общение с Анной Петровной на расстоянии было для Александра Сергеевича гораздо приятнее, нежели встреча с ней в Тригорском. Причем Осипова прекрасно знала обо всех перипетиях взаимоотношений своей племянницы с известным поэтом. Откуда же тогда возник эпитет «сладкий», которым сопровождается слово «свидание»? Скорей всего, употребляя его, Пушкин желал несколько приглушить автобиографический элемент.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: