Храни меня, мой талисман… — А

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.

В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

Дата создания: август 1824 — первая половина 1825 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Храни меня, мой талисман…»

Стихотворение «Храни меня, мой талисман…» принято связывать с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. С ней Пушкин познакомился во время пребывания в Одессе. Ее портреты долгое время украшали поля рукописей поэта. Под имением «Элиза» фигурирует она в так называемом донжуанском списке, составленном Александром Сергеевичем в 1829 году. Перед отъездом Пушкина из Одессы Воронцова преподнесла ему подарок – перстень, сделанный из золота и украшенный крупным сердоликом. На камне была вырезана надпись на древнееврейском языке. Александр Сергеевич очень перстнем дорожил, верил в его чудодейственную силу. После смерти поэта кольцо перешло к Жуковскому. Именно Василий Андреевич снял его с руки убитого на дуэли Пушкина. Среди других владельцев драгоценности – Тургенев и Виардо. В 1917 году перстень был украден из Пушкинского музея. Местонахождение его до сих пор не выяснено.

«Храни меня, мой талисман…» — первое стихотворение, созданное в Михайловском среди тех, что посвящены Воронцовой. Точная дата его написания неизвестна. Литературоведы указывают на промежуток от августа 1824 до первой половины 1825. В любом случае – это был сложный жизненный период для поэта, что видно по минорной тональности произведения, по царящей в нем атмосфере беспросветного горя. В то время Александр Сергеевич всерьез думал о бегстве с родины, где власти периодически подвергали его гоненьям. Вот только Пушкин прекрасно понимал, что отъезд из Российской империи повлечет за собой тотальное одиночество («в уединеньи чуждых стран»). Лирический герой предчувствует страшные кары («когда подымет океан вокруг меня валы ревучи, когда грозою грянут тучи»). В качестве варианта наказания он рассматривает испытания бездействием («на лоне скучного покоя»). Ближе к финалу стихотворения упоминается расставание с дорогой сердцу женщиной.

И только талисман способен уберечь лирического героя от невзгод. Под ним имеется в виду как раз перстень, подаренный Пушкину Воронцовой. С помощью этого кольца Александр Сергеевич запечатывал свои письма. Драгоценность можно рассмотреть как минимум на двух портретах поэта. Один из них принадлежит кисти Василия Андреевича Тропинина, второй – Карла Петера Мазера. Упоминания о кольце встречается и в других стихотворениях Пушкина – «Сожженное письмо» («уж перстня верного утратя впечатленье») и «Талисман» («сохрани мой талисман, в нем таинственная сила»).

Тема любви в творчестве Александра Пушкина

Любовь наполняет нашу жизнь смыслом, делает ее яркой, красочной. Это — самое дорогое, необходимое каждому человеку чувство. С любовью приходит и поэтическое вдохновение. Проникновенно и страстно писал о любви А. С. Пушкин. Читая его стихи, ставшие поистине шедеврами любовной лирики, понимаешь, что такие строки могут выйти из-под пера только человека, который сам пережил глубокие чувства. Примером этого может служить стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», посвященное первой встрече в доме Олениных с Анной Керн. Пушкин

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

И лишь только любимая появляется вновь, к Пушкину возвращается вдохновение:

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

В дальнейшем любовь становится очень дорога поэту, даже любовь безответная. Пушкин благодарен женщине за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Таким настроением проникнуто стихотворение «Я вас любил…». Впервые в русской литературе любящий поэт готов отказаться от своего счастья ради спокойствия возлюбленной. Пушкин благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как он сам:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Другие стихотворения, относящиеся к любовной лирике, — «Талисман», «Храни меня, мой талисман», «Сожженное письмо» — посвящены Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, женщине, с которой Пушкин познакомился во время южной ссылки. Эта женщина отличалась не только необыкновенной красотой, но и прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать. Пушкин полюбил ее, но Воронцова была замужем, и они были вынуждены расстаться. На прощание Воронцова дарит поэту перстень с изображением кабалистических знаков, точно такой же перстень она оставляет у себя. Именно этому перстню Пушкин посвятил стихотворения «Талисман» и «Храни меня, мой талисман». Нельзя не отметить, что Пушкин с некоторой иронией говорит об этом талисмане:

В бурю, в грозный ураган,

Головы твоей, мой милый,

Не спасет мой талисман.

В стихотворении «Храни меня, мой талисман» более серьезно относится к талисману:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Позже, будучи в Михайловском, Пушкин часто получал письма, запечатанные таким же перстнем, как у него. Одно из таких писем Елизавета Ксаверьевна попросила поэта сжечь. Поэт долго не может решиться сделать этого, так как письма возлюбленной — это единственное, что у него осталось, но просьба Воронцовой все-таки была выполнена. Это событие Пушкин описывает в стихотворении «Сожженное письмо» (1825 г.):

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит…

О провиденье! Свершилось!

Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Грудь моя стеснилась.

В конце жизни отношение Пушкина к любви стало одухотворенным. Об этом свидетельствует стихотворение «Мадонна» (1830 г.), посвященное будущей жене поэта — Наталье Гончаровой. Однажды в антикварной лавке Пушкин увидел картину кисти старинного итальянского мастера. На ней была изображена Мадонна с младенцем, очень похожая на Гончарову. Пушкин захотел приобрести эту картину, но средств не хватило. Этому событию он и посвятил одно из своих замечательнейших стихотворений. Женщина для него — «чистейшей прелести чистейший образец». Женщина является хранительницей домашнего очага, символом материнства. Таким образом, мы видим, что отношение Пушкина к любви менялось на протяжении всей его жизни, но одно оставалось неизменным — его способность любить и быть благодарным за любовь. Пушкин с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар, а любовь — как концентрированное, обостренное ощущение жизни. Так же как жизнь движется по своим законам, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни:

…и сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

Именно любовь была побудительным мотивом творчества Пушкина, вдохновляя его на создание необыкновенных по силе и лиричности произведений.

Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что идеалом женского очарования являются именно «пушкинские девушки». Маша Троекурова из «Дубровского», Маша Миронова из «Капитанской дочки», Марья Гавриловна из «Метели». Проходят годы, меняются люди, общественные условия, эстетические принципы, но всегда будут в чести те душевные качества, которыми обладает «милый идеал» великого русского поэта А.С. Пушкина.

Выпуск 135

Исследователи творчества Александра Сергеевича Пушкина полагают, что стихотворение «Храни меня, мой талисман», созданное поэтом в 1825 году, было написано под впечатлением от подарка Екатерины Воронцовой, преподнесенного Пушкину в Одессе. Это было кольцо-талисман.

Стихотворение «Храни меня, мой талисман» при жизни Александра Пушкина не было опубликовано. Но спустя годы оно стало одним из наиболее известных творений поэта.

Это стихотворение звучит в записи актера Алексея Консовского.

Аудиозапись из фонотеки
Отдела искусств Краснодарской краевой
юношеской библиотеки (КЮБ № 1094-1095)

Тексты других выпусков радиопередачи
«200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина»:

Школьные сочинения по литературе

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Сожжённое письмо».

Стихотворение «Сожжённое письмо» было написано в 1825 году, в период ссылки поэта в село Михайловское. Тема стихотворения – неумирающая любовь.

1. Герой словно разговаривает с письмом. Какие образы, художественные средства использует поэт, чтобы показать одушевленность письма?

Сжигая письмо своей возлюбленной, Пушкин одушевляет его, используя обращения («Прощай, письмо любви!») и художественные средства: эпитеты («пепел милый», «отрада бедная»). Для героя письмо не является простой бумагой, оно олицетворяет потерянную любовь. Расставаясь с письмом, Пушкин одновременно прощается со своей возлюбленной. Сжигая его, выполняет вовсе не свою волю, а Е. Воронцовой. Письмо для него – ценность, прощание с которой дается ему тяжело.

2. Нарисуйте образ любимой. Почему поэт использует глагол «велела»? Можно ли заменить его? Подберите синонимы. В чем различия? Как принизится образ?

Женский образ в стихотворении – образ Е. Воронцовой. Он передан через отношение поэта к письму: «легкий дым», «легкий пепел», «пепел милый», из чего можно судить о добром, нежном создании с чистой душой, к которому герой так трепетно относится. Используя в стихотворении глагол «велела», Пушкин указывает на безысходную ситуацию – уничтожение письма, расставание с Воронцовой; на готовность героя выполнить любой приказ своей возлюбленной. Даже самое ничтожное желание любимой для героя – закон. Именно глагол «велела» наиболее ярко указывает на окончательное и бесповоротное стечение обстоятельств. Если заменить глагол синонимом «просила» или «пожелала», прежняя твердость решения исчезнет. Это изменит и образ любимой: исчезнет образ небесного божества, которое повелевает всем вокруг. А. С. Пушкин видел ее именно такой: чем-то свыше.

3. Каким предстает лирический герой в произведении? Как передаются мучительные переживания перед принятием чажкого решения, полная отрешенность героя от внешнего мира?

Лирический герой предстает в стихотворении чувствительным юношей, в сердце которого любовь еще не погасла. Тяжкому решению сжечь письмо сопутствуют мучительные противоречия. Герой страдает от безысходности, он не видит счастья в его «судьбе унылой» без любви. Его боль передается через художественные средства, особенно эпитеты: «горестная грудь», «отрада бедная», «жадное пламя». Внешний мир для него перестает существовать из-за отсутствия надежды на лучшее. Лирический герой живет лишь своими воспоминаниями о возлюбленной, которые навек останутся в его душе.

4. Какие еще стихи посвященные Воронцовой вы знаете? Какой обобщенный образ перед нами предстает?

А. С. Пушкин посвятил Воронцовой еще несколько стихотворений: «Ненасытный день потух…», «Пускай увенчанный любовью красоты…», «Храни меня, мой талисман…», «Все в жертву памяти твоей…», «Талисман», «Желание славы», «Прощание». Образ любимой, воспетый в «Сожженном письме», подтверждается цитатами и из вышеперечисленных стихотворений. Например, в стихотворении «Желание славы» лирический герой желает добиться известности лишь с одной целью: «…чтоб именем моим твой слух был поражен всечасно», чтоб она не забывала его «…последние моленья в саду, во тьме ночной, в минуту разлученья». Иным способом он не мог привлечь ее внимания к себе, ведь они занимали разные положения в обществе. По своему характеру Воронцова была решительной и властной, ее желания исполнялись, в том числе и желание расставания. В стихотворении «Храни меня, мой талисман…» поэт рассказывает о перстне, подаренном ему Воронцовой. Пушкин верил в силу, упорство и, конечно же, ангельские качества его дамы, поэтому и одушевляет свой талисман, придавая ему способность избавлять героя от грозных туч, «скучного покоя», «пламенного боя» — от чего обычно спасает нательный крест. В результате перед нами предстает образ, в котором прекрасно сочетаются властный характер, сила духа, решительность и нежность, доброта, чувствительность и другие качества настоящего божества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector