Анализ стихотворения Пушкина Деревня

Написанное в 1819 г стихотворение описывает конкретные впечатления от поездки Пушкина в Михайловское между 10 и 15 июля 1819 г. :

«Деревня» как художественное произведение отражает традиции русской и западноевропейской просветительской литературы и современные идеи декабризма:

Тем не менее, «Деревня» — это рассказ о реальной деревне и о реальных страданиях крестьян — явное влияние радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву», полемика с державинским посланием «Евгению. Жизнь Званская», с его идиллическими картинами сельской жизни.

Композиция «Деревни» не только двухчастная, но и двуплановая, сочетающая элегию и сатиру, соответственно, первая — элегическая — часть (кончая стихом «В душевной зреют глубине. «) была напечатана, а вторая распространялась только в списках.

Стихотворение построено на антитезе: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает. » — начинается вторая часть, и с этих строк начинается обличение «барства дикого».

Отстаивая цельность и единство поэтического текста пушкинского стихотворения, Е. А. Маймин пишет: «Вторая часть «Деревни» и продолжает первую и противостоит ей по мысли и характеру картин. Элегия у Пушкина незаметно переходит в сатиру, сливается с ней. Вторая часть — это элегия, пронизанная высокими гражданскими чувствами, раздумья, родившиеся в «уединении величавом», и это сатира, которая вызвана к жизни и неповторимо-личным взглядом на вещи, и пафосом общественного, гражданского служения».

Риторические интонации отражают гневный возглас поэта-гражданина:

«Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)» А. Пушкин

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Дата создания: 1830 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)»

Знаменитая Болдинская осень 1830, сыгравшая в творчестве Александра Пушкина очень важную роль, подарила миру огромное количество литературных произведений. К их числу относится и стихотворение «Элегия», написанное в философском ключе. В нем автор подводит итоги период беззаботной юности и прощается с ней на пороге вступления в новую жизнь.

Поездка в Болдино, где Пушкин вынужден был из-за холерного карантина задержаться на долгих три месяца, была вызвана необходимостью вступления в права наследства имением. Поэт, никогда не обременявший себя решением подобных вопросов, задался целью привести в порядок все дела. И это неудивительно, так как после повторного сватовства к Наталье Гончаровой он все же получил положительный ответ и стал готовиться к свадьбе. Однако поэт подверг тщательной ревизии не только деловые бумаги, но и собственную душу, осознав, что отныне его жизнь меняется безвозвратно. Тогда-то и родились строчки о том, что «безумных лет угасшее веселье» оставило в душе поэта горечь сожаления и боль утраты. Пушкин понимает, что ночные кутежи с друзьями и посещение игорных домов теперь уже – удел более молодых людей, которые еще только постигают радости жизни. Себе же поэт пророчит весьма печальное будущее. «Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море», — пишет автор. Что же должно заставить человека пребывать в таком невеселом расположении духа накануне собственной свадьбы?

Все дело в том, что финансовые дела Пушкина оставляют желать лучшего, и он прекрасно понимает, что для обеспечения достойной жизни своей семьи ему предстоит очень много работать. Именно в этот период он ведет бурную переписку со своей будущей тещей, торгуясь за размеры приданого. Но, по сути, он пытается отвоевать не деньги, а собственную свободу, которой лишается после вступления в брак, пусть даже и с горячо любимой женщиной. Тем не менее, в словах поэтом все же есть надежда, что он сможет быть счастливым. «И ведаю, мне будет наслажденье средь горестей, забот и треволненья», — отмечает Пушкин. Действительно, как и любой нормальный человек, он мечтает обрести счастье в семье и рассчитывает, что в его жизни все же «блеснет любовь улыбкою прощальной». Таким образом, поэт отрекается от возможных взаимоотношений с другими женщинами, которые всегда были его музами, и рассчитывает стать примерным мужем, понимая, что брак отнимает у него частичку той радости и вдохновения, которые он черпал в свободе.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Элегия»

Тема стихотворения «Элегия» А.С. Пушкина. Художественно-выразительные средства, сравнения, олицетворения, эпитеты и антитеза в стихотворении. Грустный и повышенный пафос в стихотворении. Рассказ о жизни поэта и его готовности пройти свой путь до конца.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.05.2013
Размер файла 10,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МКОУ СОШ №2 им. Ф. Ф. Плужникова

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Элегия»

Ученица 10 «А» класса

Светлый Яр 2012г.

Стихотворение Пушкина «Элегия» было написано в 1830 году. Темой стихотворения является сама жизнь Пушкина. Пушкин рассказывает о своей жизни и показывает отношение к будущей. Например: «Безумных лет угасшее веселье…», «Но не хочу, о други, умирать». Эта строчка и является главной, т. к. эта строчка показывает стремление к жизни дальше. Первой смысловой частью являются следующие строки:

«Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино — печаль минувших дней

В моей душе, чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море».

стихотворение пафос пушкин элегия

Пушкин рассказывает о своей пройденной жизни, что его прошлое было не без ошибок.

«…Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»

В этой части Пушкин показывает свое стремление к жизни.

«И ведаю, мне будут наслажденья

Средь горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной».

Стихотворение заканчивается строками, в которых прослеживается решимость пройти весь свой путь со всеми невзгодами и преградами.

Мотивом стихотворения является сам поэт, его жизнь.

Пафос в стихотворении меняется, в первой строфе грустный, а во второй повышенный.

Художественно-выразительные средства в стихотворении:

Сравнения: «Но, как вино — печаль минувших дней»

Олицетворения: «Блеснет любовь», «угасшее веселье»

Эпитеты: «Безумных лет», «Закат печальный», «Улыбкою прощальной»

Антитеза: «Безумных лет угасшее веселье», «Мне тяжело, как смутное похмелье»

Стихотворение произвело на меня хорошее впечатление потому, что поэт рассказывает о своей жизни, а также выделился пафос стихотворения.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Темы лирики А.С. Пушкина. Женщина как хранительница домашнего очага, символ материнства. Знакомство Пушкина с Воронцовой. Роль Натальи Гончаровой в жизни поэта. Романтический образ талисмана в стихотворении поэта «Храни меня, мой талисман» (1825).

курсовая работа [32,5 K], добавлен 05.04.2015

Характеристика событий, которые описываются в стихотворении поэта, публициста и литературного критика «Стирали на Грушевке бабы…». Тема произведения — возвращение к мирной жизни. Ценности автора, которые проходят красной нитью в тексте стихотворения.

эссе [19,1 K], добавлен 10.12.2014

Воспроизведение М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Валерик» обстановки во время похода в Чечню. Описание эпизодов из жизни вольнолюбивого и воинственного народа Кавказа. Основная тема произведения, особенность жанра и изобразительно-выразительные средства.

презентация [1,4 M], добавлен 28.10.2012

«Смерть Поэта» как пророчество М.Ю. Лермонтова. Тема сна в форме потока сознания в стихотворении поэта «Сон». Изображение состояния человека между жизнью и смертью в творчестве поэта. Парадокс лермонтовского «Сна». Пророческий характер поэзии поэта.

презентация [290,0 K], добавлен 28.10.2012

Грустные размышления лирического героя над таинственной и удивительно живописной стихией воды в элегии В.А. Жуковского «Море». Изменение и развитие образа моря на протяжении стихотворении. Смысловые части элегии «Море» и обращение к пейзажной лирике.

сочинение [14,4 K], добавлен 16.06.2010

Образ Богоматери в историко-культурном контексте западного средневековья. Концепция и композиция готической вертикали, образ Богородицы в стихотворении «Жил на свете рыцарь бедный…» Пушкина. Психология обращения к образу Богоматери, творческие истоки.

реферат [32,4 K], добавлен 14.04.2010

Ссылка Пушкина на юг весной 1820 года и два основных этапа ссылки: до и после кризиса 1823 года. Влияние творчества Дж. Байрона на устремленность поэта к романтизму и творческое содержание южного периода. Значение элегии «Погасло дневное светило…».

презентация [5,9 M], добавлен 22.12.2014

Описание жизни А. Пушкина — величайшего русского поэта, драматурга и прозаика. Его успехи и неудачи в домашнем образовании, лицейские годы. Ссылка молодого поэта за свободолюбивые стихи. Помолвка Пушкина с Наталией Гончаровой. Последние годы жизни поэта.

презентация [1,9 M], добавлен 13.11.2013

Семья А. Пушкина и их влияние на судьбу великого поэта. Роль Арины Родионовны в жизни Пушкина. Учеба поэта в Царском Лицее. Помолвка Пушкина с Натальей Гончаровой. Творчество периода Болдинской осени. Роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.

презентация [1,4 M], добавлен 18.04.2011

Восприятие стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!» как романтического манифеста. Проблематика произведения, его контекст, степень драматизма и напряженности. Композиция, художественные средства стихотворения (сравнение, олицетворение, эпитеты и метафоры).

реферат [87,4 K], добавлен 20.03.2016

Анализ стихотворения Пушкина “Элегия”

Стихотворение А.С.Пушкина “Элегия” написано в 1830 году. По форме написания произведение – это монолог. Лирический герой, которого можно отождествлять с самим автором, обращается к своим “другам”, то есть людям, способным его понять. Стихотворение относится к философской лирике поэта.

С первых строк лирический герой, оглядываясь на свою жизнь, признает, что не всегда она была правильной. Его жизненный путь не был безупречен и сейчас уже не молодой человек с тревогой и опаской смотрит в будущее. В будущем поэт видит лишь труд и

Однако для обычного человека – это повод опечалится, для поэта же и жизненные неудачи – это источник вдохновения. Сам лирический герой говорит, что не пришло его время умирать, он хочет жить, мыслить, страдать. При этом для поэта жизнь без поэзии – хуже смерти, поэт лишь тогда живет, когда творит, когда его посещает Муза, именно поэтому у Пушкина “жить” и “мыслить” в одно строчке и практически одно и то же.

Несмотря на тягостное прошлое, лирический герой верит в то, что жизнь преподнесет ему еще и горести, и заботы, и наслаждения. Интересно, что герой не просит у жизни одних лишь счастливых

Лирический герой желает и гармонии, и слез, и как вершину всех возможных чувств он жаждет любви. Пушкин надеется хоть на заре своих лет почувствовать, что такое любить и быть любимым.

Стихотворение Пушкина “Элегия” глубоко личное, как и присуще произведениям этого жанра в нем присутствуют высокопарные слова и старославянизмы, однако от этого стих не потерял легкости, мелодичности, он льется, как песня.

“Элегия” далеко не первое произведение, в котором Пушкин пытается осмыслить свою жизнь, здраво и объективно посмотреть на прошлое и предугадать будущее. Однако все его произведения полны оптимизма и веры в светлое будущее, не смотря на того, что писал он их, испытывая боль, грусть, ссылку.

И произведения “Элегия” является прекрасным пример того, что никакие жизненные испытания не должны повергать человека в уныние и депрессию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: