Анализ стихотворения Пастернака — За поворотом

Каталог бесплатных студенческих работ

Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «За поворотом»

Заказать реферат на тему Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «За поворотом»

Вы можете заказать уникальный реферат на тему «Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «За поворотом»» от 699 рублей.

Борис Леонидович Пастернак – крупнейший русский поэт двадцатого столетия. Он родился в 1890 году в семье художника и одаренной пианистки. С раннего детства будущий писатель был окружен искусством, в доме его родителей часто бывали известные и талантливые люди (художники, музыканты, писатели).

Пастернак окончил классическую гимназию, а затем продолжил обучение на историко-философском факультете Московского университета.

Еще гимназистом, а затем студентом Пастернак прошел предметы композиторского факультета консерватории; все ему прочили стезю музыканта, его композиторские опыты одобрял сам Скрябин, которого Пастернак боготворил.

Писать стихи Пастернак начал в 1909 году, хотя и не придавал им серьезного значения.

В 1913 году Борис Пастернак окончил университет и уехал в Германию, чтобы продолжить свое философское образование. Но философия не привлекала его до такой степени, чтобы посвятить себя ей и Пастернак уезжает в Италию, пробыв там недолго. Пастернак возвращается в Москву. Оборвав занятия и философией, и музыкой, он осознает себя поэтом.

Пастернак входит в кружок молодых московских литераторов, создавших объединение «Центрифуга». Оно примыкало к движению футуристов. Чуть позже Пастернак знакомится с Владимиром Маяковским, творчество которого произвело на него неизгладимое впечатление. После Октября, вместе с Маяковским он оказывается в Лефе, хотя его творческие установки и убеждения далеко не совпадали со взглядами лефовских деятелей.

Анализ стихотворения Пастернака «Снег идет»

«Февраль. Достать чернил и плакать. », «Зима», «Зимнее небо», «Метель», «Первый снег», «После вьюги»… Этот ряд можно продолжать ещё и ещё. Все стихотворения принадлежат замечательному поэту, лауреату Нобелевской премии Борису Леонидовичу Пастернаку. Объединяет их тема зимы. Почему зима? Я думаю, автор любил это время года, оно было сродни его характеру, его судьбе.

М. Цветаева писала о Пастернаке: «Его грудь заполнена природой до предела… Кажется, с первым вздохом он вдохнул, втянул её всю – и вдруг захлебнулся ею и всю последующую

Большинство поздних стихов Бориса Леонидовича на тему природы посвящено зиме. Стихотворение «Снег идёт» – одно из них. Оно было написано в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году и входит в сборник, который называется «Когда разгуляется».

О чем это лирическое произведение?

Я думаю, оно о быстротечности человеческой жизни:

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет

Или как слова в поэме?

«Снег идет» – так называется стихотворение, с этих слов оно и начинается:

Снег идет, снег идет…

Эта фраза рефреном

«Белые звездочки», «цветы герани», «оконный переплет», «черной лестницы ступени», «перекрестка поворот», «небосвод» – все попадает в поле зрения сквозь падающий снег. Постепенно снегопад усиливается: «белые звездочки» превращаются в хлопья, а в шестой строфе – «снег идет густой-густой».

Все сливается в единое целое, создается иллюзия движения, круговорота. Лирический герой становится неотъемлемой частью этого волшебного, завораживающего, сказочного действа. И мы, сами того не подозревая, погружаемся в этот мир и, подхваченные снежинками, оказываемся в круговороте.

Ощущение движения в стихотворении создается благодаря использованию глаголов настоящего времени («тянутся», «пускаются», «сходит», «проходит»). Особую роль играет глагол «идет», который употребляется в тексте десять раз.

Интерес вызывает лексико-стилистический строй лирического произведения, который разнообразен. Анафора «снег идет» придает стихотворной речи более плавное, напевное звучание. Параллелизм строчек «снег идет» – «жизнь не ждет» подчеркивает идейный замысел стиха.

Книжная лексика «стопами», «в смятеньи», «наземь», «салоп», «ступени» гармонично соседствует с общеупотребительной «прятки», «поворот», «лестничная площадка» и помогают нарисовать волшебную картину зимнего дня. Сказочность придают и сравнения: «…словно…в заплатанном салопе», «словно с видом чудака».

Переживания, чувства лирического героя отражает не только речевой строй, но и звуковая организация стиха. Например, в нем рифмуются как оканчивающиеся строки, так и любые слова внутри «густой» – «той же», «идет» – «поворот». Это одна из особенностей пастернаковского стиха. Характерно также своеобразное звуковое уподобление слов, находящихся рядом. Чередующиеся опоясывающая и перекрестная рифмы придают особое звучание.

Особую роль в этом стихотворении играет лирический герой. Он глубоко чувствует, но не увлекается своими чувствами и переживаниями. Видя окружающую его красоту, мы тоже постигаем смысл мироздания, в этом я и вижу прелесть стихов Б.Л. Пастернака.

Анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912)

Б.Л. Пастернак – крупнейший русский поэт XX века, художник глубокого интеллектуального и художественного напряжения. Им написано множество удивительных, великих произведений. Язык его поэзии настолько современный, что никогда не будет подвержен коррозии лет. Он создал в своих книгах мир со всеми обыденными реалиями и высоким небом, с его радостями и печалями, он запечатлел на века саму жизнь.
Поэзия Б. Пастернака аналитична и музыкальна. Своеобразие большинства его произведений определяется решением необычных философских проблем, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии человека со вселенной представляет концепцию жизни поэта.
Б. Пастернак сумел глубоко пережить дух своего удивительного времени, затем передать его атмосферу, несбывшиеся исторические надежды и судьбы своих современников. Его лирические работы по преимуществу стали воплощением трагического счастья существования человека, одаренного разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данное ему время.
В стихотворении лирический герой передает свое предощущение весны как всемирной жажды обновления жизни. В картине «февраля» вступают во взаимодействие детали окружающего мира («слякоть», «клик колес» пролетки, «деревья») с воспоминаниями и одновременно мечтами лирического героя о весне (пасхальном «благовесте», «ливне», «лужах», «тысячах грачей»), а также с приметами его эмоционального состояния («плакать», «навзрыд», слезы», «грусть», «крики»). Это явления различных уровней реальности, но в стихотворении они оказываются взаимопроницаемы. Между ними возникают «случайные» сближения, рождающие образы, основанные не на сходстве или противоположности, а на смежности, – не метафоры, а метонимии. Каждый из уровней воспринимается в неразрывной связи с другими, а весь мир – нерасторжимым целым.
В образе, заканчивающем первую строфу («Пока грохочущая слякоть Весною черною горит»), автор находит неожиданное сочетание звука (грохот колес пролетки), зрительного впечатления (черная слякоть), лирического ощущения (щемящего ожидания прихода весны – «весною. горит»). «Черная» весна воспринимается не как эмоциональная оценка, заключающаяся в метафоре, а как метонимия двух уровней восприятия времени года – реального представления о цвете освобождающейся от снега земли и силы воображения, позволяющего в первой оттепели почувствовать побуждение природы.
В образе, начинающем вторую строфу («достать пролетку. перенестись туда, где ливень. »), сополагаются реальность движения «пролетки» в пространстве и метафора полета воображения. В четвертой строфе «проталины чернеют» в самой глубине сознания («на дне очей»), а весенний «ветер» «изрыт» внутренним наплывом чувств, «криками» души. Границы явлений размываются, их качества переносятся друг на друга. Однако художественная цель стихотворения не ограничивается изображением этой необычной картины.
В первой же строфе, наряду с другими, появляется еще один уровень реальности: творческое стремление поэта «достать чернил и плакать», «писать о феврале навзрыд». Внутреннее напряжение передается обилием глаголов («достать чернил», «плакать», «писать», «достать пролетку», «перенестись туда. »). Все они стоят в неопределенной форме, что помогает выйти за рамки лирического ощущения, придать ему обобщенный характер.
Благодаря метонимическому строению образов, творчество предстает неотделимой частью не только духовной жизни лирического героя, но и всей природы. Поэт творит новые звуки и краски, сравнимые с вечными явлениями внешнего и внутреннего мира («. ливень еще шумней чернил и слез»). В то же время жизнь составляет главное содержание произведения искусства. Она не просто отражается в нем, а врывается в художественную ткань «тысячами» «случайных» впечатлений. Интенсивность процесса творческого отображения действительности передает образ, созданный в третьей строфе.
Мечта о весне уносит лирического героя в мир, похожий на обыденность (грачи отражаются в лужах). Но каждая художественная деталь придает ему необыкновенную экспрессивность: грачей «тысячи», они, похожие на «обугленные груши», срываются с деревьев, поднимая, как при падении, фонтан брызг – ощущений. Антитезы подчеркивают игру между образами двух уровней – природным и психологическим (взлетевшие грачи «обрушат грусть на дно очей», «сорвутся в лужи», вызывая «сухую грусть»). Воображение поэта, пишущего «о феврале», создает новую реальность. Но строится она не по субъективному произволу автора, а по законам самой жизни, при этом не заслоняя ее, а вступая с ней во взаимодействие («И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи. »). В стремлении «верно» отразить внутреннюю и внешнюю действительность поэт схватывает впечатления на лету, пытаясь успеть за движением жизни, на ходу выкрикивая свои открытия («и ветер криками изрыт. »), «плача» от напряжения. Такие стихи «навзрыд» и предстают в стихотворении истинным искусством.
Классический размер стихотворения (четырехстопный ямб) сочетается с нарушением традиции в самых разных областях. Сдвиг присутствует и в изломанном синтаксисе, и в неточных рифмах («гривен» – «ливень»), и в надрывной, восходящей интонации исповеди, обрывающейся неожиданным выводом. Фоническое свое6разие стихотворения связано с внутренними рифмами (благодаря им перекликаются строчки разных строф, например, последняя с двумя первыми, между которыми существуют смысловые пересечения), ассонансами («сорвутся в лужи и обрушат. » и др.), звуковыми повторами с сонорными («чрез благовест, чрез клик колес. » и др.). В богатой и разнообразной инструментовке стихотворения не прослеживается закономерности. Как и в содержании, в каждом стилистическом уровне содержится мысль о «случайности» найденных слов и образов, позволивших создать «верный» слепок текучей жизни.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пастернак Б.Л. / Стихотворения / Анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912)

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Стихотворение Бориса Пастернака «Снег идет»

Стихи Бориса Пастернака – неповторимый лирический мир, стремительный поток ярких красок, солнечного света. Любые явления природы, будь то снегопад, весеннее пробуждение, яркое летнее солнце или осенний дождь, под пером автора становится необычным, похожим на живое существо. Пейзаж существует рядом с человеком, лирическим героем стихов. Пастернак очень тонко чувствует окружающий его мир, умеет видеть то, что неподвластно взгляду обычного человека.

Стихотворение «Снег идет» написано в 1957 году. Мы можем разделить его на две большие части: пейзажную зарисовку и философские размышления автора о смысле жизни, ее быстротечности. Название определяет тему стихотворения. Но эти слова выполняют и роль динамичного повтора. С помощью такого приема читатель может представить себе, как на землю падают тяжелые хлопья снега. Повтор играет особую роль и в ритмической организации стиха. Хорей, основной размер стихотворения, нарушается спондеем – утяжеленной стопой, где рядом стоят два ударных слога. Строки «Снег идет, снег идет» как бы выделяются из общей картины стихотворения, привлекают наше внимание.

В первой части нельзя не заметить и необычные метафоры – олицетворения:

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Нет, природа не умирает зимой, она лишь засыпает. И милые комнатные растения напоминают нам об этом. Повторяющиеся глаголы передают динамику полета, снежной вьюги. В этих строках можно встретить и антитезу: белый снег и «черной лестницы ступени». Низкое зимнее небо как будто падает на землю, но посмотрите, какое олицетворение-сравнение мы встречаем у Пастернака:

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходить небо с чердака.

Вторая часть стихотворения – размышления лирического героя о смысле жизни, ее быстротечности, конечности. Дни нашей жизни пролетают так же быстро, как пушистые снежинки за окном.

Основная мысль подчеркнута риторическими вопросами:

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

И я думаю, что лирический герой, наблюдая за снегопадом, сожалеет о прожитой жизни, промелькнувшей, как пушистые снежинки за окном. Возможно, в ней не все удалось и сложилось так, как он хотел.

Последняя строфа перекликается и с первой, и со второй частью стихотворения. Повторяющиеся слова наполняются новым смыслом. «Перекрестка поворот» — это поворот судьбы, то, что ждет нас завтра. А «убеленный пешеход» — это не просто человек, покрытый снежными хлопьями. Это убеленный сединами, проживший жизнь одинокий странник. Что же ждет его за этим поворотом, какое испытание приготовила судьба – об этом размышляет лирический герой.

В стихах Б. Пастернака большое значение играет фонетическая организация стиха. Для более яркой передачи пейзажа поэт использует разную аллитерацию. Если внимательно перечитать первую строфу, можно отметить повторение согласного «р». Такое фонетическое оформление помогает читателю представить снежную вьюгу. В первых строках второй строфы и третьей строфе аллитерация создается с помощью свистящего согласного «с», который будто бы передает полет снежинок по зимнему городу. И такое чередование аллитерации характерно для всего стихотворения.

Рифма в строфах тоже неодинакова. Если в первой, третьей и пятой строфе рифма кольцевая, то во торой и четвертой – перекрестная.

В четных строфах мужские (с ударным окончанием) и женские (с безударным) рифмы чередуются, причем строфа начинается с женской рифмы, то в нечетных мужские рифмы как бы опоясывают строфу, подчеркивая кольцевую рифмовку. Неодинаково и количество строк в строфе. Если первые пять строф представляют собой традиционные четверостишия, то пята и седьмая – уже пятистишие, а шестая – трехстишие. С нарушением количества строк в строфе меняется и рифма: мы можем наблюдать как кольцевую, так и перекрестную рифмовку.

Фонетическое и ритмическое оформление стихотворения делают стиль поэта неповторимым, индивидуальным.

Я думаю, что если перечитаю это стихотворение спустя какое-то время, у меня могут возникнуть и иные ассоциации. Этим мне и нравится лирика Пастернака, своей необычностью. У него учились и учатся многие поэты и писатели, а строки из его стихотворений становятся названиями для новых романов и пьес. Борис Пастернак – один из выдающихся поэтов, которыми Россия может гордиться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: